Реферат по предмету: Правоохранительные органы
Работу выполнила Беляева Евгения Вячеславовна
Современный Гуманитарный Университет
Пермь, 2004 г.
Введение
Всовременных условиях развития в Российской Федерации демократии, большую рольиграет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть должнастать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду сзаконодательной и исполнительной.
Дляпроведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной властив Российской Федерации, оптимального организационно-правового и материально-техническогообеспечения судебной системы в Российской Федерации Правительство Российской Федерацииутвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системыРоссии».
Судебная власть
1.Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лицесудей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудияприсяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица невправе принимать на себя осуществление правосудия.
2.Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной иисполнительной властей.
3.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства.
Осуществление правосудия только судом
Всоответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правосудие в РСФСР осуществляетсятолько судом.
ВРСФСР действуют суды Союза ССР и суды РСФСР.
СудамиРСФСР являются Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые,областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов,районные (городские) народные суды, военные суды.
(вред. Закона РФ от 03.07.1992 N 3200-1)
Законодательство о судебной системе
Судебнаясистема Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации инастоящим Федеральным конституционным законом.
Единство судебной системы
Единствосудебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установлениясудебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации инастоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судамии мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного праваи международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) идругих законов субъектов Российской Федерации; признания обязательностиисполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений,вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статусасудей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Законодательство Союза ССР и РСФСР о судоустройстве
СудоустройствоРСФСР определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциямиавтономных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик осудоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательнымиактами Союза ССР, настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.
Судоустройство– совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации идеятельности, структуру и компетенцию судов, система судебных учреждений, т.е.судебная система.
Место судов в судебной системе.
Судебнаясистема — совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи,связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
Воснове построения судебной системы лежат нормы Конституции Российскойфедерации, Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996г. «О судебной системероссийской Федерации, Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994г. «Оконституционном суде Российской Федерации», Закон РСФСР от 8.07.1981г. «осудоустройстве РСФСР» (с изменениями и дополнениями) и т.д.
Суды,входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различатьзвенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенцией и занимающиеодинаковое место в судебной системе. Звено определяет место суда в судебнойиерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, авышестоящие второе и третье звено судебной системы.
Инстанцияопределяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первойи второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
Судебнуюсистему Российской Федерации составляют: федеральные суды, конституционные(уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи субъектовРоссийской Федерации. (См. схему 1)
Схема1/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Понятие и принципы судопроизводства
Принципы судопроизводства
Судопроизводство-этоосуществление в процессуальном порядке деятельности судов по рассмотрению гражданских,уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, способствующее их законномуи обоснованному разрешению.
/>/>Равенствовсех перед законом и судом является основным принципом, суды не отдаютпредпочтения каким либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонамнезависимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой инациональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии,рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Принципгласности судебного разбирательства. Данный принцип означает, что в залсудебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегдапровозглашаются публично. Слушанье дела в закрытом заседании допускается вслучаях, предусмотренных законом. (Печать и публика могут не допускаться на всесудебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественногопорядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когдатого требуют интересы частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, помнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда публичностьнарушала бы интересы правосудия). Не допускается заочное разбирательствоуголовных дел, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Принципучастия граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеютправо участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных, народных иарбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражнымзаседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Переченьслучаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей, устанавливаютсяГражданским процессуальным, Арбитражно-процессуальным и Уголовно –процессуальными кодексами.
Важнейшийпринцип состязательность и равноправие сторон, его суть в том, что приосуществлении правосудия всегда четко различаются две стороны, которыенаделяются равными процессуальными правами. Состязательность заключается вправе каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказыватьобстоятельства. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользукакой-то одной стороны, что и является результатов «состязания» сторон.
Принципнационального языка судопроизводства, судопроизводство ведется на русском языке– государственном языке Российской Федерации. На государственном языкереспублики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводствои делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и вконституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языкомсудопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родномязыке либо на любом избранном языке общения, а также пользоваться услугамипереводчика.
Система федеральных судов
КонституционныйСуд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Федеральныесуды общей юрисдикции.
ВерховныйСуд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным ииным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд являетсянепосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судамреспублик, судам иных субъектов Федерации, военным судам.
Верховныесуды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального назначения,суды автономной области и автономных округов.
Данныесуды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районнымсудам соответствующих субъектов Федерации.
Районныеруды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношениюк мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Военныесуды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотови осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, гдепредусмотрена военная служба.
Специализированныесуды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные судыучреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе.
Федеральные арбитражные суды
ВысшийАрбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров ииных дел, рассматриваемых арбитражными судами (См.2). Высший арбитражный судявляется непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральнымарбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Федеральныеарбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебныхокругов. Вся Российская Федерация поделена на 10 округов (См.2).Федеральныеарбитражные суды округов являются вышестоящей инстанцией по отношению карбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Арбитражныесуды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являютсяосновным звеном системы арбитражных судов (См 1).
Суды субъекта Российской Федерации
Конституционный(уставной) суд субъекта РФ, который может создаваться субъектом РФ длярассмотрения соответствия законов субъекта РФ, нормативно правовых актов органовгосударственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФконституции (уставу) субъекта РФ, а также толкования конституции (устава)субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое впределах его полномочий не может быть пересмотрено иным судом.
Мировыесудьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качествесуда первой инстанции.
Задачи суда
Деятельностьсуда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление социалистическойзаконности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений иимеет задачей охрану от всяких посягательств:
закрепленныхв Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституциях автономных республик общественногостроя, его политической и экономической систем;
социально- экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных игарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, конституциями автономныхреспублик и советскими законами;
прави законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций,колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественныхорганизаций.
Всейсвоей деятельностью суд воспитывает советских граждан в духе преданности Родинеи делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР, КонституцииРСФСР, конституций автономных республик и советских законов, бережного отношенияк социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношенияк государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинствуграждан, к правилам социалистического общежития.
Применяямеры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своейцелью их исправление и перевоспитание.
Осуществление правосудия путем рассмотрения судомгражданских и уголовных дел
Правосудиев РСФСР осуществляется путем:
1)рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающимправа и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений,организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
2)рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленныхзаконом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либооправдания невиновных.
Равенство граждан перед законом и судом
Правосудиев РСФСР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимоот происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальнойпринадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода ихарактера занятий, места жительства м других обстоятельств.
Право граждан на судебную защиту
ГражданеРСФСР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство,жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Гражданедругих союзных республик пользуются на территории РСФСР правом на судебнуюзащиту наравне с гражданами РСФСР.
Порядок формирования и состав районного суда
Районный суд
Районныйсуд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одногорайона, города или иной соответствующей им административно-территориальнойединицы субъекта Российской Федерации.
Районныйсуд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющиеобщие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих имадминистративно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации".
Районныйсуд образуются в районе, городе, кроме городов районного подчинения, районегорода.
ПрезидиумВерховного Совета РФ по представлению министра юстиции может образовать одинрайонный суд на район и город, или на район и города расположенные натерритории этого района.
Судьиизбираются гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пятьлет. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы илижительства, военнослужащих — по воинским частям, открытым голосованием срокомна два с половиной года. (См.1)
Порядоквыборов народных судей и народных заседателей районных судов определяетсязаконом РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР».
Районный суд
1.Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первойи второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренныефедеральным конституционным законом.
2.Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией поотношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующегосудебного района.
3.Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаютсяфедеральным конституционным законом.
Составсуда:
Председательрайонного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда,распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты вгосударственные органы.
Народныесудьи — лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально.Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органаисполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Народныезаседатели — коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие,при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи (См.1).
Консультантсуда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения взаконодательстве и оповещает о них судей.
Секретарисудебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протоколсудебного заседания, проверяют явку в суд.
Канцелярия- в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовнымделам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределениюкорреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомленияуголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
Архивариус– хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдаетнеобходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечениюопределенного срока.
Заключение
Взаключение хочу сказать, в данный период в законодательстве РоссийскойФедерации требуются большие доработки, хотя сделано довольно много. Судебнаяреформа действительно имела место, и вначале 90-х годов она проводилась набольшем подъеме, чем сейчас. В результате судебная реформа затронула созданиесистемы судов и регламент их функционирования, была создана правовая базадеятельности судов, рассматривающих экономические споры. Судам общей юрисдикцииповезло гораздо меньше, до настоящего времени не принят новый закон, который бырегулировал их действия. Но в данный момент на рассмотрении ГосударственнойДумы РФ находиться законопроект «О судах общей юрисдикции в РФ». Центральнаяидея законопроекта – признание за всеми судами России (кроме мировых судей)статуса федеральных судов, формируемы при участи всех ветвей государственнойвласти.
Взаконопроекте учтены интересы субъектов РФ: к их юрисдикции отнесены мировыесуды, которые будут рассматривать до 30% дел. Без согласия субъектов РФ небудут производиться назначения судей на их территории, то есть не один судья неможет быть назначен на должность вопреки воле соответствующего субъекта РФ.
Решенвопрос о рассмотрении ходатайств, о прослушивании телефонов, осмотрекорреспонденции, вхождении в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц не мировымисудьями, как предполагалось, а районами судами, что обеспечит более надежнуюзащиту прав граждан.
Такжерешается вопрос о «бюрократизации» абсолютно всех судов РФ (кроме мировых).
Делов том, что все суды (кроме мировых), директор Судебного департамента,сотрудники Верховного Суда РФ не могут быть назначены на должность безволеизволения Председателя Верховного Суда РФ, он подбирает на судебныедолжности (притом пожизненно) людей на которых он может положиться. Через главусудебного департамента он финансирует все звенья судебной системы (кромемировых судов) и может устанавливать им различные квоты. Через администратораВерховного Суда РФ он осуществляет свою власть в отношении аппарата ВерховногоСуда РФ. Президиум Верховного Суда РФ устанавливает количественный составверховных судов республик, краевых областных судов. Разве они не в состояниесделать это сами?
Всечто касается Верховного Суда РФ, следовало бы изложить в законе «О судах общейюрисдикции», где следовало бы определить структуру и компетенцию верховныхсудов субъектов РФ, областных, краевых, специализированных судов, а такжерайонных судов с тем, что бы потом не принимать дополнительно федеральныеконституционные законы относительно каждого звена судебной системы.
Взаконопроекте ничего не говорится об апелляционных инстанциях, хотя апелляцияпредусмотрена Концепцией судебной реформы в РФ и Европейской конвенцией озащите прав человека и основных свобод (ст.6).
Характеризуяпроект в целом, хочется сказать, что он может послужить основой для дальнейшейработы, но он не должен приниматься в том виде, в каком он находится внастоящее время.
Список литературы
КонституцияРФ
Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ»
ФедеральныйКонституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР»
Международныйпакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»
ФедеральныйКонституционный Закон от 21.07.1994г. «О конституционном Суде РФ»
Федеральныйконституционный закон от 28.04.1995г. «Об арбитражных судах»
Федеральныйзакон от 20.апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностныхлиц правоохранительных и контролирующих органов»
Указпрезидента РФ от 2 декабря 1996г. №1612 «О некоторых мерах стабилизацииположения в судебной системе Р.Ф.»
Постановлениеправительства РФ от 7 октября 1996г. №1177 «О утверждении концепцииреформирования органов и учреждений юстиции РФ.
Декларацияправ и свобод гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10декабря1948г.
ЗаконРФ от 7 июля 1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»
ПостановлениеВС РФ от 24.06.92г. №3115-1 «Об утверждении временного положения о третейскомсуде для разрешения экономических споров.
Основныепринципы независимости судей, одобренные резолюцией генеральной Ассамблей ООНот 13 декабря 1985г.
Учебник«Правоохранительные органы» под редакцией Фокина.
Учебноепособие «Конституционное право» – под редакцией Кадков и Карчиго.
Российскаягазета 1999г. от 23 июня и 29 июня статья доктора юрид. Наук, профессора,главного научного сотрудника Института государства и права РАН И.Л. Петрухина«Какой будет судебная система России».