Реферат по предмету "Педагогика"


Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-1

--PAGE_BREAK--
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма
Патриотизм – это понятие, в котором выражаются идейно-политические, нравственно-эстетические и психологические отношения людей к своему Отечеству. Как упоминалось выше, основой патриотического чувства является формирование патриотического сознания, включающего в себя знание фактов культуры, истории своей страны, ощущение собственной принадлежности к данным фактам и чувство гордости за исторические достижения своего народа.

         Искусство как специфическая  форма общественного сознания, которая отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные волнения. Информация, которую получает человек, постигая произведения искусства, воплощена в ярких, надолго запоминающихся образах. Это знание всегда художественно и идейно организовано, несет определенную мировоззренческую нагрузку, заставляет читателя, слушателя, зрителя размышлять, анализируя явления жизни.

         Восприятие произведений искусства необычайно расширяет и углубляет духовный мир человека, формирует у него богатый спектр чувств и переживаний. При этом искусство по сути своей не дидактично, ему чуждо морализирование и поучение. А.С. Пушкин писал: «…Цель художника – есть идеал, а не нравоучение» (16). Подросткам и юношам свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Искусство исподволь вовлекает молодого человека в нравственные коллизии, оставляя за ним право выбора и оценки. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения искусства и человеком, сопоставление  творческой оценки реальности с мироощущением юноши. Самостоятельно избранный и социально значимый идеал помогает трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности.

         Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения литературы и искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.

         Воздействуя на разум и чувства людей, искусство вместе с тем способствует выработке у них жизненных ориентаций, установок и мотивов деятельности. Это, прежде всего, относится к подростковому и юношескому возрасту, когда происходит становление мировоззрения человека. Для того, чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки достойные своего народа, необходима страстная внутренняя целеустремленность. Формированию этого качества может способствовать ориентированность молодого человека на героя литературы и искусства, которого он выбирает в качестве своего идеала, подражает ему в своих поступках и действиях.

О значении подражания литературным героям писал в своих мемуарах известный авиаконструктор, летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин: «Подражанье – это как крюк для альпиниста: забил – подтянулся, новый клюк на полметра выше… Меня сначала «поднимал», наверное, Мальчиш-Кибальчиш, потом Корчагин. Менялся сам, менялись герои, которым хотелось подражать» (13; 345). Известно, что самого Павку Корчагина вдохновил на героические поступки образ Овода из романа Э. Войнич. В свою очередь, герой Николая Островского стал идеалом для тысяч советских людей, совершающих свои подвиги в период Великой Отечественной войны.

         Сменяются эпохи, поколения, трансформируются взгляды на идеалы и ценности предыдущих периодов жизни страны, но в арсенале воспитателя всегда присутствует пласт классических образцов произведений искусства, которые могут быть широко использованы для развития исторического мышления учащихся, формирования эстетического образа Родины как обобщающего понятия, независимого от идеологии и политического строя.

         Уже в былинном эпосе русского и других народов были созданы образы богатырей, в которых воплотились черты героического характера. Защищая родной край, родную землю, русские былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Алеша Попович и другие — совершают фантастические подвиги в борьбе против черных сил зла и насилия. Отечество трактуется в эпосе как самая высокая ценность, защитники его идеализируются, наделяются самыми совершенными человеческими качествами – добротой, бескорыстием, прямотой, честностью, силой, храбростью, мужеством, бесстрашием. Военная деятельность, направленная на защиту русской земли, изображалась в памятниках древнерусского искусства и литературы как возвышенная и прекрасная.

         Родина как идеал прекрасного составляет эстетический стержень и пафос «Слова о полку Игореве». Идея объединения Руси, преклонение перед красотой родной земли поднимает людей на битву за ее освобождение от врага, за восстановление прежних величия и славы Родины.

В древнерусской живописи идеи воинской доблести нашли особенно яркое выражение в иконописных образах Бориса и Глеба, Александра Невского, Георгия Победоносца. Известный искусствовед М.В. Алпатов пишет: «На Георгия перешли народные представления о доблестном воине, славном витязе, бесстрашном борце за правду. Георгий-воин стал излюбленным героем народного творчества» (44; 56).

Яркое художественное воплощение в народном творчестве и искусстве получила борьба русского народа против интервентов в начале 17 века. Патриотическая деятельность Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина воспеты в бесчисленных народных песнях, сказаниях, одах И. Дмитриева, стихах К. Рылеева, опере М.И. Глинки, скульптурах И. Мартоса и др.

Совершенно исключительное место по глубине патриотических идей занимают искусство и литература, посвященные Отечественной войне 1812г., показавшей мощь и величие русского народа. Лучшие поэты, художники считали своим патриотическим долгом воспеть народный подвиг. В Жуковский пишет «Певца во стане русских воинов», поэты Ф. Глинка, Д. Давыдов, будущий декабрист К. Рылеев, И. Крылов, художники А. Венецианов, И. Орловский, И. Иванов прославляли героизм русских воинов и призывали всех русских людей на отпор врагу. Дух героизма оживает с новой силой в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

В широко распространенной во время войны 1812 г. карикатуре нашло свое выражение чувство ненависти и презрения народа к врагу. Вместе с тем, осмеяние врага свидетельствовало о силе духа народа, его уверенности в победе. Исключительную историческую и художественную ценность представляет галерея портретов героев Отечественной войны, созданных крупнейшими художниками 19 века О. Кипренским, А. Орловским, В. Тропининым, Д.Доу и другими. «Портреты славных русских полководцев и замечательных деятелей русской культуры, будущих декабристов и простых людей из народа – все они овеяны духом героической эпохи, отражают ее гуманистические идеалы.… Как правило, военный человек того времени сочетал в себе боевую доблесть и талант полководца с широкой образованностью. Эти люди несли в себе высокую культуру эпохи Пушкина, те светлые, возвышенные идеалы, которыми дышало время подвигов Отечественной войны и декабристов» (26;24).

         Новый этап в развитии русского военного эпоса – эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Идея невиданного подвига выступает в романе на первый план. При этом настоящим героем у писателя становится простой, скромный человек, совершающий подвиг так же естественно, как он делает всякое нужное дело, без позы и громких слов (подвиг капитана Тушина под Шенграбом).

         Примеры литературы и искусства, в которых воинский подвиг в защиту Родины получает яркое изображение, можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что в сознании народа борьба за независимость Отечества получает положительную нравственную и эстетическую оценку, она воспевается и поэтизируется как прекрасное и возвышенное деяние.

         Потрясающий отклик в сердцах советских людей нашел кинофильм братьев Васильевых «Чапаев». Дети, подростки, да и взрослые смотрели картину по несколько раз. В годы Великой Отечественной войны искусство, по словам А.Н. Толстого, стало «голосом героической души народа». Понятие Родины в этот период становится необычайно емким и широким, патриотизм трактуется как общенациональное явление, а Советский Союз представляется «единой крепостью, у ворот которой стоят защитники всех национальностей страны» (26;30).

         Темы войны, героизма не исчерпали себя и в мирное время. Подтверждение этому находим в современных творениях литераторов, кинематографистов. В качестве примера можно привести кинофильм «Звезда» по повести Э. Казакевича, телесериалы последних лет: «Ленинград», «А зори здесь тихие», «Штрафбат» и другие.

         Для искусства последних десятилетий характерна глубокая философская постановка важных, животрепещущих проблем, которые стоят перед человечеством: причины возникновения войн, ответственность человечества за их предотвращение; роль личности в судьбах страны и мира; борьба добра и зла, как в социологическом, так и в нравственном плане; цена основных человеческих качеств – героизма, долга, товарищества, любви и т.п.

         Но искусство может серьезно повлиять на сознание и поведение представителей юношества, сыграть большую роль в патриотическом воспитании лишь тогда, когда оно используется в определенной системе, а не от случая к случаю. Основой для построения такой системы, с точки зрения педагогики, являются виды деятельности учащихся. Такими видами являются: учение, игра, общественная деятельность.

         В учебном процессе общеобразовательной школы искусство может эффективно использоваться на уроках литературы, истории, в качестве иллюстрации изучаемого материала, усиливающей интерес учащихся. Также широко используются произведения искусства во внеучебное время, в процессе общественной деятельности. Для старшеклассников организовываются дискуссии, уроки мужества, встречи с ветеранами, конференции, семинары. Особое внимание стоит уделить проведению творческих молодежных конкурсов и фестивалей, приуроченных к знаменательным датам.

         Подводя итоги, следует сказать

·        Искусство и литература представляют собой подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей и фантазий о Родине, Отечестве, образов героических защитников своей страны.

·        Задача преподавателя – продумать целенаправленный процесс привлечения средств  искусства во всю систему патриотического воспитания.
Глава
II
.
Музыкальное искусство

как средство патриотического воспитания юношества
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами музыкального

искусства на примере учащихся 14-17 лет

Центра развития ребенка «Гармония»
2.1.1. Организация опытно-экспериментального исследования
Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на человека подтверждено как в размышлениях философов, музыковедов, теоретиков педагогики, так и в практической деятельности музыкантов, преподавателей, лекторов. Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное воздействие на духовный мир человека. Если музыка создает возвышенный, глубоко привлекательный, воодушевляющий образ героя и вызывает горячие симпатии к нему, то слушателя увлекут и покорят идеалы и убеждения, выраженные в словах его и поступках.

         В современной концепции музыкального образования массовой школы, опирающейся на позицию В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека.

         К сожалению, программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, созданные под руководством Ю. Алиева, А. Апраксиной, Д. Кабалевского, Н. Терентьевой и др., рассчитаны на учащихся с первого по девятый классы. В старшей школе необходимость целенаправленного организованного музыкального воспитания оспаривается с той позиции, что учебное время старшеклассников должно быть максимально загружено предметами, ориентированными на дальнейшее профессиональное образование.

         Вместе с тем, именно музыка является наиболее популярным видом искусства среди юношества, что доказано в лонгитюдном социологическом исследовании Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович (43), проведенном с 1967 по 1980 гг. в РСФСР (дальнейшие исследования с 1993 по 1999гг (3, 9) показали, что общие тенденции в отношении молодежи к музыке не изменились). Вопрос в том какая музыка? Круг интересов старшеклассников, как правило, ограничивается рок-музыкой и так называемой «попсой» (на языке современных тинэйджеров данное выражение обозначает популярную эстрадную музыку). Соответственно задача школы, как института воспитания, предложить свой путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил с помощью великих классических образцов музыкальной культуры.

На протяжении нескольких лет коллектив преподавателей музыкальной школы новых технологий при Камчатском областном музыкальном училище (в их числе Бакетина И.В., Большакова Е.А., Бугаева Н.В., Дудина О.В., Муратова В.С.) при составлении образовательных программ для учащихся различного возраста ориентируется на идеи приоритета общечеловеческих ценностей, устремленности к сохранению и воспитанию духовной культуры. На хозрасчетное отделение принимаются желающие обучаться игре на различных инструментах без ограничения возраста. Данное обстоятельство дало нам возможность предпринять опытно-экспериментальное исследование для проверки гипотетического предположения о том, что музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства учащихся юношеского возраста.

С целью провести сравнительный анализ проявлений чувства патриотизма у юношей и девушек, находящихся на различных ступенях обучения, мы выбрали экспериментальную стратегию «поперечного среза». Априорно было выдвинуто теоретическое положение, что в результате ознакомления с определенным кругом музыкальных произведений и накопления музыкальных впечатлений (то есть по мере возрастания музыкальной культуры учащихся) будет происходить и формирование патриотических чувств. В качестве параметров уровня патриотизма нами избраны следующие: осознание учащимися понятия «патриотизм» как многосоставного явления, а также осознание себя как патриота Отчизны.

Для участия в эксперименте была выбраны старшие группы учащихся хозрасчетного отделения первого, второго и третьего года обучения (по 9 человек каждого класса), которые соответственно были определены как:

Экспериментальная группа 1 (в дальнейшем ЭГ-1) – первый год обучения;

Экспериментальная группа 2 (в дальнейшем ЭГ-2) – второй год обучения;

Экспериментальная группа 3 (в дальнейшем ЭГ-3) – третий год обучения.

         Общее количество респондентов 27 человек.

Выбор был обусловлен наличием удобных условий для организации опытно-экспериментальной работы, а именно:

·        Возраст учащихся на период проведения опытно-экспериментального исследования 15 – 18 лет;

·        Предварительное изучение школьной документации (анализ заявлений, заполняемых при поступлении) показало примерно одинаковый уровень исходных знаний учащихся на момент поступления в музыкальную школу: все они ранее не обучались в музыкальных школах, не посещали музыкальные кружки и клубы, имеют неполное среднее образование, то есть прослушали школьный курс по предмету «Музыка» в полном объеме;

·        Все учащиеся посещают предмет «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы», программа которого разработана на теоретическом отделении Камчатского областного музыкального училища и утверждена предметно-цикловой комиссией КОМУ в 2002г.

         Вышеуказанные факторы позволили провести исследование, не меняя привычных условий учебного процесса.

В качестве эмпирических методов исследования нами было избрано анкетирование учащихся.
2.1.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
         Исследование предполагало проведение в каждой из трех групп бланкового анкетирования, для чего были составлены две взаимодополняющие анкеты по десять вопросов в каждой (бланки анкет см. в приложении). При составлении опросников мы пользовались материалами исследований воспитательной роли музыки Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович, А. Сохора (26, 37, 43).

         Анкета № 1 направлена на выяснение общей музыкальной культуры респондента, анкета № 2 – на диагностику знаний, относящихся к патриотической культуре человека.

         Для достижения объективности результатов сохранялась анонимность анкетирования. Для удобства сопоставления результатов опроса одного и того же респондента бланки анкет были пронумерованы, то есть каждому респонденту присваивался определенный порядковый номер.

         Полученный эмпирический материал анализировался по нескольким параметрам. Во-первых, подсчитывалось количество положительных, отрицательных и нейтральных ответов в вопросах, подразумевающих ответы «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА», в каждой группе. Во-вторых, анализировались предпочтения респондентов в вопросах, предполагающих несколько вариантов ответов, а также в вопросах с открытыми ответами. Полученные результаты заносились в таблицы (см. приложение).

         В дальнейшем были определены показатели, которые наиболее явно отражают уровень музыкальной культуры во всех трех группах, а также динамику изменения уровня музыкальной культуры. Полученные результаты представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Уровень музыкальной культуры учащихся

Показатель

Процентное соотношение

выборов

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

Изменение настроения при прослушивании музыки

50%

80%

90%

Предпочитают слушать

классическую музыку

20%

60%

70%

Предпочитают слушать

народную музыку

0%

20%

20%

Предпочитают слушать

рок-музыку

80%

80%

80%

Предпочитают поп-музыку

50%

30%

30%

Предпочитают слушать музыку

90%

90%

100%

Предпочитают сочинять музыку

10%

50%

40%

Предпочитают исполнять музыку

20%

70%

70%



         Так, например, испытуемые групп ЭГ-2 и ЭГ-3 чаще отдают предпочтение классической музыке (60-70% респондентов), нежели в группе ЭГ-1 (20% респондентов). Кроме того, в анкетах учащихся второго – третьего года обучения появляются упоминания народной музыки, чего не прослеживается у учащихся первого года обучения. При этом, не меняется слушательское предпочтение рок-музыки (80%), но происходит снижение интереса к поп-музыке (от 50% учащихся первого года обучения до 30% ко второму году).

В процессе учебы ребята начинают проявлять интерес к творческой и исполнительской деятельности, что вероятнее всего объясняется накоплением необходимых для данных видов музыкальной деятельности знаний, умений и навыков.

         Мы обратили внимание на тот факт, что в группах второго-третьего года обучения возрастает уровень эмоциональной реакции на музыку. То есть, пользуясь терминологией О.П. Радыновой (39), можно сказать, что учащиеся приобретают навык не просто слушать музыку, а слышать ее. Соответственно через эмоционально-чувственный опыт музыка как звуковое искусство способна более эффективно воздействовать на учеников второго – третьего класса.

         Некоторые вопросы анкет предполагали в большей степени качественный, нежели количественный анализ ответов. Это вопросы, в которых требовалось перечислить названия любимых (или просто известных респонденту) произведений, а также фамилии композиторов. Анализ результатов показал, что учащиеся первого года обучения испытывали затруднения при ответе на данные вопросы. В анкетах группы ЭГ-1 преобладали неполные ответы: респонденты указывали одного, реже два композитора, то же относится и к произведениям. Учащиеся первого класса в основном указывали одни и те же имена – Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский – в двух анкетах встретилось упоминание И. Крутого и И. Николаева. Среди музыкальных произведений преобладают названия пьес из учебного репертуара по специальному инструменту. В 40% работ встречаются упоминания «Лунной сонаты» Л.В. Бетховена, «Детского альбома» П.И. Чайковского.

         В группах ЭГ-2 и ЭГ-3 ответы кардинально отличаются от группы ЭГ-1 разнообразием указанных произведений и композиторов, среди которых встречались фамилии М.И. Глинки, Ф. Шопена, Н.А. Римского-Корсакова и других. Выбор любимых произведений совершался более осознанно, вместе с тем часто встречалось упоминание пьес из программы по специальности. Это подтверждает выше упомянутый факт преобладания в группах ЭГ-2 и ЭГ-3 не только восприятия музыки, но и исполнительской деятельности.

         На основании обобщенных результатов анкеты №1 можно сделать вывод о том, что в процессе обучения возрастает уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальной культуры учащихся в целом. То есть, благодаря опыту эмоционально-чувственного восприятия приобретаются устойчивые знания, относящиеся к области музыкального искусства.

         Анализ данных анкеты №2 позволил определить степень осознания старшеклассниками понятия «патриотизм». Сравнительные результаты по отдельным показателям приведены в таблице 2.

Таблица 2
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Показатели осознания учащимися понятия «патриотизм»

Показатель

/Патриотизм – это…/

Процентное соотношение

выборов

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

Любовь к Родине

80%

100%

100%

Уважение к традициям своего народа

50%

80%

80%

Гордость за достижения науки и культуры

своей страны

20%

60%

70%

Уважение к языку

0%

40%

40%

Чувство причастности к жизни страны

0%

60%

60%

Участие в политич. мероприятиях

0%

40%

50%

Уважение к культуре других стран

0%

80%

80%

Служение Отечеству

60%

80%

80%

Устаревшее понятие

10%

0%

0%

Утверждение нац. ценностей своего народа, отрицание культуры других народов.

10%

0%

0%



         Мы обратили внимание на тот факт, что во всех трех группах понятие «патриотизм» ассоциируется прежде всего с любовью к Родине и служением Отечеству (от 60% до 100% респондентов выбирали именно эти варианты ответа). Не менее важным все учащиеся считают также уважение к традициям своего народа (от 50% в ЭГ-1 до 80% в ЭГ-2, ЭГ-3). В то же время такие составляющие как гордость за достижения науки и культуры своей страны, уважение к родному языку, ощущение собственной причастности ко всем явлениям жизни страны, уважение к культуре и традициям других стран и народов респондентами ЭГ-1 не осознаются как характеристики патриотизма. Более того, среди учащихся этой группы были высказаны мнения, что патриотизм – устаревшее понятие (10%), а также утверждение национальных ценностей только своего народа в противовес культуре и традициям других стран (10%).

         Данные показатели позволяют нам утверждать, что на начальном этапе активного общения с музыкальным искусством представители юношества имеют достаточно скудное представление о патриотизме как явлении, но могут выделить важнейшие составляющие этого явления.

         Дальнейший анализ продемонстрировал, что осознание понятия «патриотизм» имеет некую взаимосвязь с осознанием себя как патриота. Данные, представляющие характеристику патриотического самосознания отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Характеристика патриотического самосознания учащихся

Утверждения – характеристики

(Я — …)

Процентное соотношение

выборов

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

Гражданин России

90%

100%

100%

Патриот своей Родины

60%

90%

90%

Причастен к жизни Отчизны

20%

60%

70%

Горжусь своей страной

40%

90%

80%

Могу принести пользу Отечеству

40%

40%

60%

Готов участвовать в политич. жизни  страны

30%

40%

40%

Готов защищать Родину

70%

70%

80%

Горжусь тем, что Россия многонац. держава

0%

40%

40%



         Так, например, респонденты группы ЭГ-1 наиболее часто указывают на такие характеристики как гражданство, стремление защищать свою Родину (от 70% до 90%). В группе первого года обучения недостаточно осознается своя роль в жизни страны (от 20% до 40%), отсутствует упоминание о многонациональности России как предмета гордости. Таким образом, если сопоставить данные таблиц 2 и 3, то можно сделать вывод как о недостаточном понимании респондентами группы ЭГ-1 понятия «патриотизм», так и низком самосознании себя как патриота Отечества.

         Сравнительный анализ показателей таблиц 2 и 3 позволил отметить динамику изменений изучаемых характеристик в группах второго и третьего года обучения. В ответах респондентов групп ЭГ-2 и ЭГ-3 прослеживается более полноценное понимание патриотизма, включающее в себя уважение к языку (40% респондентов), чувство причастности к жизни страны и желание принимать участие в политических мероприятиях (от 40% до 60%), гордость за достижения науки и культуры своей страны (до 60-70%). Появляется такой важный параметр патриотизма как уважение к культуре других стран и народов, причем с очень высокими показателями (80% респондентов).

         Не менее значительные изменения происходят и в патриотическом самосознании учащихся. О своей причастности к жизни Отчизны заявляют 60-70% респондентов, 80-90% учеников отмечают, что гордятся своей страной. К сожалению, на среднем уровне остается готовность участвовать в политической жизни страны (40% респондентов) и осознание собственной значимости для Отечества (40% в ЭГ-2 и 60% в ЭГ-3). Для объяснения причин данного явления требуются дополнительные совместные психолого-педагогические исследования, относящиеся к сфере самооценки и самосознания юношей.

         В рамках нашего исследования, сопоставив все вышеперечисленные характеристики, мы можем отметить, что в процессе обучения возрастает уровень музыкальной культуры и одновременно расширяется патриотическое самосознание учащихся юношеского возраста и осознание ими патриотизма как многосоставного понятия. Данный вывод позволяет нам утверждать, что знакомство с музыкальным искусством способствует эффективному формированию патриотического чувства в юношеском возрасте, что совпадает с нашим гипотетическим положением.

        
2.2. Методические рекомендации для преподавателей

общеобразовательных и музыкальных школ

по применению музыкального искусства

как средства патриотического воспитания юношества
Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности молодежных клубов, факультативных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание школьников в процессе таких занятий формируются ценностные установки, лежащие в основе патриотического чувства.

В рамках данной квалификационной работы на основании проведенного исследования мы можем утверждать, что патриотическое воспитание юношества средствами музыкального искусства эффективно проводится преподавателями хозрасчетного отделения Детской музыкальной школы при Камчатском музыкальном училище в рамках предмета «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы». Это позволило нам сформулировать некоторые методические рекомендации к использованию средств музыкального искусства для формирования патриотического чувства юношей.

Нравственно-эстетическим содержанием предмета «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы» является художественно-педагогическая идея раскрытия наиболее значимых для формирования личностных качеств человека «вечных тем» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества, героизм и т.п.

В процессе планирования курса по данному предмету педагоги ставили перед собой следующие цели:

·        воспитание музыкального вкуса;

·        формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

·        воспитание уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира;

·        развитие эмоционально–ценностного отношения к искусству.

Особый акцент делается на следующих задачах:

·        постижение основных пластов мирового музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков);

·        знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

·        знакомство с историей Отечества во взаимосвязи с музыкальным искусством, символикой, историческим наследием;

·        изучение основных жанров фольклорных сочинений;

·        знакомство с культурой малых народов Камчатки, их традициями, обычаями, музыкой.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Это становится возможным только в том случае, если урок спланирован в форме некой художественной целостности. Поэтому процесс обучения и воспитания строится с активным использованием нетрадиционных уроков:

·        Уроков, построенных с опорой на принцип межпредметной интеграции: уроки-путешествия, уроки-синестезии, уроки-концерты;

·        Уроков творчества: интервью, рецензия, урок-расследование, урок-презентация;

·        Уроков с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, дискуссия, телепередача, репортаж, круглый стол;

·        Уроков-фантазий: машина времени, маскарад, театральная постановка, исповедь и др.

В ходе обучения предполагается использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают учащихся к проявлениям различных форм речевой и эстетической активности. Каждый из трех основных методов – наглядный, словесный и практический – применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (рассказ, объяснение, иллюстрация) к самостоятельному поиску способов деятельности (игра, дискуссия). Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению, формирующие музыкальное мышление учащихся, способность к оценочным суждениям.

Наиболее важными для работы с юношеским возрастом являются следующие методы и приемы музыкального воспитания:

Метод эмоциональной драматургии(Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – предполагает «режиссуру» урока по принципу последовательного насыщения эмоционального тона урока, развитием, обогащением, кульминацией и завершением, очищением, катарсисом, испытываемым от воздействия музыки.

Метод музыкального обобщения(Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – предполагает развитие осознанного отношения к музыкальному искусству; активизацию жизненного опыта учащихся с целью соотнесения с музыкальным образом; ознакомление с новым знанием посредством поставленной учителем задачи, совместного решения и формулирования учащимися вывода.

Метод сопереживания(Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев) – сущность данного метода в том, что осознанию понятий, терминов, законов музыкального искусства предшествует эмоционально-чувственный опыт слушателя. Учащиеся находят аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.

Метод уподобления характеру звучания музыки(О.П. Радынова) — предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа, нахождение «эмоционального унисона» (термин О.П. Радыновой). Применяются различные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, цветовое, полихудожественное.

Метод суггестивного погружения– это активный метод обучения с элементами релаксации и внушения. В рамках данного метода преподаватель может использовать приемы игры голосом, персонификации, моделирования ситуации («Представьте, что вы находитесь…»).

В построении уроков традиционно применяются два подхода.

Первыйхарактеризуется активным использованием словесных пояснений, бесед с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Учащиеся разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

За 3 года учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и другими, кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Огромное удовольствие ученики получают во время видео-уроков, где демонстрируются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.

Второйподход связан с формированием у юношества «национальной широты» (термин Н.А. Саниной) музыкального вкуса. В речи преподавателя исключаются  высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Одна из замечательных традиций музыкальной классики заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.

Так в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» патриотическая идея защиты отчизны сочетается с мыслью о возможности и желательности мирного, дружеского единения народов России и Востока. Недаром в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетается мотив кавказской «Лезгинки». Ту же идею – и даже теми же средствами – воплотил А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», где контрапунктом соединяются темы русского и восточного напевов. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача преподавателя в процессе ознакомления с этими произведениями подвести учащихся к идейному обобщению той мысли, что люди разных народов могут найти общий язык, если в их сердцах живут добрые чувства друг к другу.

Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый источник развития чувства прекрасного, недаром они оказали большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок.

На занятиях старших групп преподаватели активно используют материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. С помощью подключения учащихся к выполнению различных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять специфические особенности музыкального языка произведений (мелодию, гармонию, ритм, тембр и т.д.) формируется интерес к народной музыке. Например, изначально несложные народные попевки используются для вокально-интонационных упражнений, сосредотачивая внимание учеников только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются различные варианты аранжировок знакомых песен с включением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Эти приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учащихся, развивают умения, навыки, пробуждают интерес к усвоению основных характерных признаков музыкального языка народных песен.

Н. Сорока-Росинский писал: «Народная песня, всегда связанная с самыми затаенными глубинами нашего бессознательного, где живет неслышной жизнью все прошлое народа, способна дать школьнику почувствовать с силою и полнотой, для взрослого человека, может быть и мало доступными, основные моменты всей исторической жизни его родины и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, что всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».

Яркой, эффективной формой работы является проведение праздников в духе народных традиций: учащиеся «превращаются» в жителей деревень и в хороводах, народных играх показывают фольклорные обычаи. Подобные праздники привлекательны возможностью совместной деятельности, свободным общением. Они снимают конфликтность, рождают чувство общности. Это ярчайшие страницы и события в жизни, своеобразная форма духовного самовыражения, духовного обогащения. К сожалению, на данном этапе развития школы не удается провести данную форму работы в масштабах всего учебного заведения (имеется в виду музыкальное училище в целом). Как правило, подобный музыкальный праздник проходит в рамках урока-театрализации.

Помимо объективных факторов, эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью преподавателя. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить юношей и девушек к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ученики были предельно увлечены музыкой, пробуждение в них эмоциональной отзывчивости, активности слушания музыки, размышлений о ней – в этом и заключается мастерство учителя.  Только в этом случае эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках.

В качестве примера организации переживания учащимися нравственного содержания музыки приведем анализ образа Ивана Сусанина (из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки). С первого момента мы ставим перед учениками задачу о проблеме героизма – этот простой костромской крестьянин уже родился героем или стал им? Исходя из этого, вся методика работы с музыкальным материалом (при постоянном подчеркивании русской интонационности) направлена на заострение того, что Сусанин – обычный человек со своими прозаическими заботами.

Для учащихся юношеского возраста не составляет особого труда понять, что Сусанин не родился героем, а стал таким потому, что им в жизни двигало самое священное чувство – чувство родины. Понятно, что если человек действительно носит в себе великую общечеловеческую идею (а защита Отечества, безусловно, таковой является), то он способен на подвиг, потому что тогда душа его уже предуготована для героических деяний. Многие считают себя патриотами, но далеко не все способны сделать то, что сделал Сусанин.

Учащиеся должны понять, что Сусанин был в большей мере наделен тем, что присуще русским людям – совестливостью и жертвенностью. Ария Сусанина в этом рассуждении представлена как кульминационный момент «Жития Ивана». По определению ряда музыковедов, она есть не что  иное, как предсмертная молитва. В этом много правды, поскольку российское бытие того времени невозможно представить себе без православия и его определяющей роли во всех, особенно ключевых моментах в жизни. А самое главное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что происходит с его отечеством, – это состояние души для Сусанина было повседневным и естественным. Отсюда все, что касалось защиты отечества, считалось работой, само собой разумеющимся делом.

Так мы опять выходим на ту же вечную проблему – для чего и как жить. Но при этом еще и заостряем ее: жить в готовности совершить подвиг для людей, или жить во имя людей каждый день и считать это, как и Сусанин, естественным состоянием своей жизни.

Еще один ярчайший пример яркого воплощения патриотических идей в музыке Седьмая, Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия заключается в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует определенной подготовки учащихся как в области музыкальной грамоты (необходимы знания особенностей сонатно-симфонического цикла в его жанровом инварианте, традиционного строения сонатной формы и т.п.), так и в сфере истории России 30-50гг.

Яркое, образное, эмоционально насыщенное вступительное слово преподавателя перед прослушиванием Седьмой симфонии, повествующее об истории  создания данного произведения позволяет в рамках приема суггестивного воздействия подвести учащихся к кульминации эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседы, проходившие с учениками после уроков, посвященных Седьмой симфонии показывали, что все без исключения учащиеся испытывали чувство гордости за Отечество, восхищения героизмом исполнителей симфонии в блокадном Ленинграде и т.п.

В целом, патриотическое воспитание на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры юношества, что является общей целью образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован преподавателям музыкальных школ, учителям музыки общеобразовательных школ, а также может помочь в организации внеклассной работы.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности организации ТО и ТР автомобилей
Реферат Номинации персонажей в эпическом произведении на материале рассказов ВМ Шукшина
Реферат Ненужная война по роману Война и мир
Реферат Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России
Реферат Нравственные искания Андрея Болконского по роману Льва Толстого Война и мир
Реферат Новаторство Чехова-драматурга
Реферат Новаторство Гоголя-драматурга
Реферат Мартынов Л.Н.
Реферат Метод естественного электрического поля
Реферат Начало человеческой жизни
Реферат Ночь темная-темная
Реферат Новаторство в поэзии В В Маяковского
Реферат Не всегда правдой душу вылечишь... По пьесе М. Горького На дне.
Реферат «Стратегии XXI века: Россия и вто – «pro» и «contra» отраслей и регионов. Как эффективнее использовать механизмы Всемирной торговой организации для промышленного развития России?»
Реферат Kangaroos Essay Research Paper KangaroosThe kangaroos are