Конституциявозложила на органы российского государства важные обязанности по охране изащите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечиваеторганизационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закреплениеизбирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служитьдостаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализацииизбирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит отработы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которыхфункция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качествепервоочередной. [1]
Общеизвестно,что защита нарушенных прав судом наиболее цивилизованна, служит определяющейгарантией их обеспечения. Известно и другое: до недавнего времени в Россииправо граждан на судебную защиту было существенно ограничено, а сами суды необладали и, к сожалению, не обладают и сейчас той силой власти, котораяпозволяет ей быть практически независимой от законодательной и исполнительнойвластей. Среди множества причин можно выделить отсутствие теоретическихразработок, способствующих повышению авторитета судебной власти в процессереализации принципа разделения властей, а также ответственности за принятиерешений в области прав личности.
Всовременных условиях особенно большое значение имеет закрепление в КонституцииРоссийской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина(ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считатьсягарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратитьсяс жалобой в суд и получить защиту.
Приэтом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательныхправ имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком,производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляетсяорганом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону.Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, вотличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушениеизбирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате ихрассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных делпредоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходепроцесса.
ВКонституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) овозможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органовгосударственной власти, местного самоуправления, общественных объединений идолжностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Преждевсего, необходимо отметить, что правовые основы порядка обжалования такихнеправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательныеправа приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебнойзащиты, а не бюрократического усмотрения чиновников.
Вних могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательныхкомиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органовместного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
Решенияи действия (бездействие) могут заключаться: в неназначении даты выборов,ненадлежащем формировании избирательных округов и участков, в неправомерномвключении (невключении) в списки избирателей участников референдума, в отказеобщественному объединению в праве на участие в выборах в качествеизбирательного объединения, в ненадлежащем формировании избирательных комиссий.Жалобы могут возникать в связи с выдвижением кандидатов в депутаты и навыборные должности, с нарушением порядка сбора подписей избирателей и др.
Решенияи действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации и её должностных лиц (членов комиссии с правом решающего голоса)обжалуются в Верховный Суд РФ.
Решенияи действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружныхизбирательных комиссий, должностных лиц этих комиссий, касающиеся выборовПрезидента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, обжалуются всуд соответствующего субъекта.
Решенияи действия (бездействие) территориальных, окружных (по выборам региональногоуровня) и участковых избирательных комиссий обжалуются в соответствующиерайонные суды.
Принимаемыесудами решения обязательны для исполнения соответствующими избирательнымикомиссиями и их должностными лицами, равно как и органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и ихдолжностными лицами, иными субъектами избирательных правоотношений.
Решениесуда первой инстанции по жалобам на нарушение избирательных прав граждан нельзясчитать окончательным. Оно может быть обжаловано в кассационном илиопротестовано в надзорном порядке.
Защитасудом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом — одно из важнейших направлений его деятельности. Практика суда в этой сфереявляется самой обширной и охватывает значительную часть объема его публичнойдеятельности.
Существуютисходные общие параметры, определяющие положение судов, их задачи в системеразделения властей и специфику судебной деятельности. Они закреплены вдействующей Конституции Российской Федерации. Самостоятельная и независимаясудебная власть, исполняя роль баланса во взаимоотношениях органовзаконодательной и исполнительной власти, должна обеспечивать непосредственноедействие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительнойдеятельности и, прежде всего, гарантировать судебную защиту избирательных правграждан.
Такимобразом, Суды Российской Федерации, используя отечественный и зарубежный опытюридической науки и практики достижения правосудия, последовательно наращиваютсвой творческий потенциал. Роль суда в защите избирательных прав гражданРоссийской Федерации с каждым годом становится всё более значимой. И этозакономерно, поскольку в современных условиях обеспечение конституционных правграждан является важнейшей задачей всех правовых институтов России.
БровченкоВиктор Николаевич, адъюнкт Московского университета МВД России, ст. лейтенантмилиции
Список литературы
[1] Избирательное право и избирательный процесс в РоссийскойФедерации. Учебник для вузов (отв. ред. А.В. Иванченко) М.,1999г. С.45.