/>
Система сдержек и противовесов
в Российской Федерации
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган,осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует сдругими государственными органами, при этом они контролируют и ограничиваютдруг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек ипротивовесов.
Законодательнаявласть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляетПравительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным,Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главойгосударства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти.
Законодательный орган — ФедеральноеСобрание — состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерацииявляются представители законодательных и исполнительных органов регионов (илиих нынешние главы до истечения полномочий).
ФедеральноеСобрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всехорганов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельностьисполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности,возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует вформировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Президентможет распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов,принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию сежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутреннейи внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры насоответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой иодобренные Советом Федерации.
Правительство РоссийскойФедерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместителиПредседателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляетисполнительную власть: организует исполнение законов, различными способамивлияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы,обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечениядополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляетГосударственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводитединую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения,экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику,обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.
Президент РФ может принять решение оботставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства(включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Думаможет согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства.После трехкратного отклонения представленных кандидатур ПредседателяПравительства РФ Государственной Думой Президент назначает ПредседателяПравительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства вправепредлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральныхминистров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос одоверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает,Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или ороспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Государственная Дума может выразитьнедоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимаетсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), послечего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться срешением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторновыразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставкеПравительства или распускает Государственную Думу.
Конституционный,Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеютправо законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 КонституцииРФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела,сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Всистеме разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежитКонституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующихполномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствииКонституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат ФедеральногоСобрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенциимежду федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст.125).
Системасдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливатьсяими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральнымзаконом (см. ст. 77 Конституции).