Реферат по предмету "История"


Роль плакатов в изучении истории Второй мировой войны

Содержание
Введение
1. Использованиеплаката в учебной литературе по истории второй мировой войны
1.1 Символывойны
1.2 Образывождей
1.3 Основныесобытия на фронтах
1.4 Жизнь втылу
1.5 Спецификаработ художников
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение
Несмотря на то, что вторая мировая война стала далекимпрошлым, ее события вызывают интерес и сейчас. Особенно это было заметно во время визита в лицейделегации школьников из гимназии им. А. Дистервега (Германия), которыеинтересовались отношением русских детей к войне, к историческим личностямэпохи. Знакомясь с учебниками истории, по которым учатся немецкие школьники, обратилавнимание на непривычные нашему взгляду иллюстрации, плакаты, которые по своемусодержанию и тематике отличаются от знакомых нам.
Я закончила художественную школу, где мы рассматривали влияние войны наплакатное искусство нашей станы. Мне стало интересно, как военные событияотразились в творчестве немецких и американских художников, исследовать разноехудожественное восприятие одного события. Сейчас можно найти много плакатов времен второй мировойвойны, но какие конкретно из них востребованы для иллюстрации событий войны вучебной литературе? Это определило направление исследования.
В работе использованы не только отечественные источники,ресурсы Интернета, но также и пособия и учебная литература, учебники истории изГермании, по которым сейчас учатся немецкие школьники. Очень помоглипреподаватели из гимназии города Тангермюнде (Германия), приславшие специальнуюлитературу.
Цель моей работы – определить роль плакатов в изученииистории второй мировой войны. Задачи исследования: сравнить изображение военнойдействительности художниками СССР, Германии и США; выяснить используются липлакаты как дополнительное средство изучения истории в других странах.
Плакат военного периода без сомнений является оружием воздействия намассовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны. Все плакатыобладали определенным содержанием, воздействовали на умы народных масс, формировалиобщественное мнение, помогали противодействовать пропаганде противника.
Художники-плакатистыоперативно откликнулись насобытия Второй Мировой войны. В первые недели, месяцывойны массовыми тиражами в странах-участницах войны начался выпуск плакатныхлистов.
1. Использование плаката в учебной литературе по историивторой мировой войны
 
"Плакат— это тожеживопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросатьсявглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бысказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".
М.И. Калинин, 1943г.
Плакат — броскоеизображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом. По своему духу, по способностимобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самыхэффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва кдействию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передатьпри помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки.Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорилитрусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны,исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей. Плакаты военного времениявляются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинноисторическими документами. «Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты — это весточкавеликой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенноесоветского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне изэтих неизвестно откуда появившихся плакатов» — так рассказывает о плакатеветеран Великой Отечественной войны.
 
/>1.1 Символы войны
 
Для советских людей образ войны, образ Родины представлялся в образеженщины-Матери с плаката И. Тоидзе «Родина-матьзовет!» (Приложение 1). Кстати, этот плакат приведен в немецком учебнике скомментарием: «Во время продвижения немецкой армии Сталин обращается спризывом к населению дать отпор Гитлеру. Призыв на Великую Отечественную войнувозрождение понятия освободительной войны против Наполеона и обращение крусской православной церкви, которую преследовал Сталин. Окончание войны должнобыло способствовать нормализации отношений государства и церкви».Советские пропагандисты использовали лики древних богатырей и вождей первогонародного ополчения, в дело пошли и кумиры гражданской войны.
А что былосимволами в Германии и США? Плакат «Am Ende steht der Sieg» «А в конце победа!» (Приложение 1) изображаеторла — символ тысячелетнего рейха. Долгие годы этот узнаваемый птичий силуэтолицетворял только смерть, разруху и насилие для всех жителей Европы и СоветскогоСоюза Его исторические корни уходят в далекое прошлое. Прошло почти 60 лет, прежде чем в визуальнуюсреду России художники смогли вернуть «двуглавого орла», византийскийсимвол русской государственности. Но орел не единственный символ войны и победы. На протяжениивсей войны основным героем-покровителем бойцов вермахта становится образвоина-крестоносца, викинга, подчинявшегося девизу: «Моя преданность— моячесть». Как например на плакате Германа Кеимеля «Nederlanders» с призывом «Нетбольшевизму!» Американцы, чья история не была столь длинна и многопланова,в качестве символа преемственности идей демократии и свободы вводят в плакаттипаж «Дяди Сэма» (Приложение 1), возникший еще вовремя войны Севераи Юга. Мужчина, одетый в«звезды и полосы», призывает поступить навоенную службу.
/>1.2 Образывождей
Благодаря плакату государства стали олицетворяться собликом своих вождей.Полные гневного разоблачения сатирические образы Гитлера и Сталина стали однимииз важнейших средств агитации и пропаганды в арсенале противников. Высмеиваниевождей превратилось непросто в злую пародию на полный пафоса официальный образ,а в кощунственное издевательство над сущностью режимов. Лидеры СССР и Германииизображались своими противниками так, чтобы внушить к ним отвращение, вызватьнеодолимое желание уничтожить. Нам хорошо известен плакат Кукрыниксов «Беспощадноразгромим и уничтожим врага!» (Приложение 2). На этом плакате изображен Гитлер исоветский воин, который вонзает штык прямо ему в голову. В первоначальном вариантештык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Духу временисоответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического исатирического образов. Нам не удалось найти в учебных пособиях России плакатовсатирического характера немецких художников с изображением Сталина, а внемецких Гитлера.На страницах немецкого учебника с плаката «Ein Volk, ein Reich, ein Fuhrer» («Народ, Государство, Вождь!») (Приложение 2) на нас смотрит мудрый руководитель. В учебнике из Германиинемецким школьникам предложено, проанализировав этот плакат, «интерпретироватьсамостоятельно лозунг плаката, соотнести плакат исторически и объяснить вконтексте нацисткой идеологии». Но есть и сатирическое изображение Гитлерав немецких учебниках, правда вместе со Сталиным на плакатах американских ианглийских художников.
Гитлер и Сталин на американских плакатах выглядят просто смешнымиНапример плакат «Посмотрим, как долго будут длиться эти дни (»Mal sehen, wie lange die Fitterwochen dauern werden!" Приложение 3) или «Кто-то с кем-то идетгулять» («Someoneis taking someone for a walk» Приложение 3). Оба эти плаката приведены внемецком учебнике по истории. Особенно нелеп изображенный на американскомплакате Гитлер, каким-то образом попавший в промежуток между крышами города иземлей. Создается впечатление, что это герой мультфильмов Уолта Диснея./>1.3 Основныесобытия на фронтах
В немецких и американских плакатах событиям на фронтах уделяется меньше внимания,чем в СССР. Для американцев крупнейшей трагедией войны стал разгромвоенно-морской базы Перл-Харбор. Что нашло отражение в плакате «Помни 7декабря. Мы убеждены, что умершие не умерли напрасно» (Приложение 4).
Плакаты советских художников, особенно Кукрыниксов, позволяют дополнитьтеоретические знания, создать образное представление о главных событиях второймировой войны. Например, плакат «Клещи в клещи» (Приложение 5). Руки Гитлера изображены в форме клещей,пытающихся окружить Москву, но их пережимают другие «клещи» — силынашей советской армии. Именно, это подразумевали художники Кукрыниксы, создаваяплакат. Плакат «Потеряла я колечко…(а в колечке – 22 дивизии)» (Приложение6) Кукрыниксов посвящен одной из самых кровавых битв войны – Сталинградскойбитве. Сравнивая «колечко» на плакате и карту битвы, можно заметитьзначительное сходство их формы. Сам же Гитлер изображен жалким и плачущим –ведь это «колечко» уже никогда не будет принадлежать ему… Курскаябитва – важное событие в ходе войны. На плакате «Под Орлом аукнулось, вРиме откликнулось» (Приложение 7) Гитлер изображен в виде тигра, попавшимв капкан – Курскую дугу. По сути, именно так и выглядела битва под Курском.Попав в такой «капкан» Гитлер не смог оказать поддержку итальянскимвойскам.
1.4 Жизнь в тылу
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характерплакатов на тыловые темы.
Призыв все отдать фронту ярко выражен в советском плакате И. Мора «Тычем помог фронту?» и сходный с ним американский плакат «Victory begins at home» («Победа начинается дома»)призывающий увеличить производство продукции для обеспечения победы. Многиеплакаты на тыловые темы отражают роль женского труда. Немецкие женщины наплакате «Hilf auch du mit!» («Помоги и ты!») (Приложение 8)полны оптимизма и веры в своих защитников, сами они изображены активнымиучастниками трудового фронта. В немецком учебнике школьникам предложено,проанализировав этот плакат и текст, «проследить, каким образом женщины вгоды войны способствовали процессу модернизации государства». Перекликаетсяс ним по смыслу американский плакат «The girl he left behind, is still behind him» («Девушка, которую он оставил, стоит заего спиной»). Она — член рабочей организации по производству артиллерийскогооборудования" (Приложение 8). Этот плакат приведен в немецком учебнике стаким комментарием: «В 1942 году система прогрессивных налогов привела ктому, что каждый американец должен был платить налоги, что привело квыравниванию их доходов. У 5% американцев в период с 1939-1945 гг. доходыснизились с 24% до 17%. Также большое количество женщин было мобилизировано нафронт по сравнению с первой мировой войной. Одинаковая оплата за одну и ту жеработу на практике не реализовывалось». Лозунг и плакат американскогохудожника Миллера «We can do it» («Мы можем это сделать» Приложение 9)обращался к американским женщинам и призывал их встать к станку в то время,когда сотни тысяч американцев-мужчин были призваны в армию.
Советские плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, показывали беду истрадание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению ипомощи тем, кот не в силах сам себе помочь. Так же частой была тема гибелидетей и матерей.
Немецкий плакат 1943 года «Harte Zeiten, Harte Pflichten, Harte Herzen» («Тяжелое время, тяжелые обязанности,тяжелые сердца») – это призыв к населению к усилению веры в победу. Внемецком учебнике к нему дан такой комментарий: «Нацистское правительствоиспользовало со своей стороны пропаганду и террор, чтобы подтолкнуть населениек усилению веры в победу. На внутреннем фронте были установлены штрафы(наказания) против действий, направленных на подрыв оборонной мощи исаботажников, а также против усиления критики и оппозиции». Интересенамериканский плакат «It is a real war job!» («Это работа как на войне») (Приложение 9) спризывом к американским патриотам как можно больше делать запасов и все, чтоможно консервировать. Призыв сохранять бдительность выражен в сходных по смыслусоветском плакате «Не болтай» (Приложение 9) и американском плакате «Quiet» («Тихо») (Приложение9).1.5 Специфика работ художников
Для плакатов воюющих стран характерны различные приемы и методывыполнения работы. Художникииспользовали все самые яркие средства и методы, чтобы объединить народ, точнеедонести информацию, мобилизовать народ для борьбы с врагом. Художники не толькоразрабатывали новые методики, но и заимствовали некоторые элементы друг удруга.
Часто работы советских художников выполнялись без фона, с применениемтолько черного и красного цветов. Для советского плаката и немецкого плакатов популярны сюжетыпротивостояния сил. Изображениеборющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию — дано в резкомпротивостоянии. Часто фигуры имеют плоскостной силуэт. Любимые цвета в Германии – коричневыйи красный.Подчеркнуты арийские черты лица, аллегоричность. Присутствует идеализациягерманского образа солдата. В СССР любимые цвета — черный и красный. В первые годы войны для плакатов были характерны:монументальность, целостный монолитный силуэт, психологическое содержание. Вомногих карикатурах советские художники изображают гитлеровцев в виде животных. Вообщеизображения фашистов на советских плакатах не в сатирическом виде редки, но втех случаях, когда они есть, враг изображается либо поверженным, либо нереальнострашным и уродливым.
Символ Матери является символом самых светлых ассоциаций в мире насилия икрови. В американском плакате мы больше видим не образ Матери, а типаж «женщины—боевой подруги», военные лишения для американских дам были достаточноабстрактным понятием. Кокетливость ишарм— вот основные черты героинь такихплакатов. В советском плакате мужественная жертвенность женщины вытесняет всеостальные признаки. Лирический образ нехарактерен для сталинских художников,они ищут в женском облике драматически «правильные» характеристики «матери-героини»или «комсомолки-активистки». Женщина на советских плакатах изображенав мужской одежде, сильные ее руки сжимают оружие, простые черты лица, сосредоточенныйи пристальный взгляд. Безусловно, плакаты СССР и Германии второй мировой войны имеютмного общих черт, так как оба государства были тоталитарными. Различия объясняютсяразличными культурными традициями, художественными школами, менталитетом. Американскиеплакаты более демократичны, так как для них война была далека и не особеннострашна. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, плакаты помогают болееобразно представить историю второй мировой войны, детализируют её, переносят ватмосферу тех дней. Плакаты помогают привлечь внимание, сохранить в памяти,дополнить теоретические знания яркими наглядными образами. По моему мнению, помогутсделать уроки истории более интересными. Сравнивая учебники по истории Германиии СССР, стоит отметить, что в немецких учебниках наглядности, в том числе иплакатов больше. Это не только плакаты немецких авторов, но и советских,американских, английских. Видимо, авторы учебников считают, что это поможет представитьразные взгляды на события войны при изучении учебного материала. В учебных пособияхдля школьников Германии представлены сатирические плакаты советских художников,например плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине». Есть карикатурына Гитлера, но только вместе со Сталиным американских и английских художников.
В будущем планирую поработать с учебными пособиями для школьниковСША. Плакаты времен второй мировой войны востребованы и сейчас, вызываютинтерес молодежи, о чем свидетельствуют размещенные в Интернете новые версии насюжеты военных плакатов. Например, плакат «Палач» (Приложение 10).
/>Списоклитературы
1) АлпатовМ.В, Н.М. Ростовцев Н.М. «Искусство»;Москва, 1989 год.
2) ДаниловА.А, Л.Г. Косулина Л.Г., Учебник «История России»; Москва, 2006год.
3) «Кукрыниксы втроем»; Издательство«Советский художник»; Москва, 1975 год.
4) Соколов Н., «Наброски попамяти»; Москва, 1987 год.
5) Соколова Н., «Кукрыниксы»;Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 год.
6) Энциклопедия для детей. Т.5.История России и ее ближайших соседей.
7) Owen Booth, John Wallton DerZweite Weltkrieg; Neuauflage 2006.
8) Brigitte Bayer, Dr. ManfredBormann, Walter Funken, Harald Goeke. Gescgichte plus, 1. Auflage, 4. Druck2005.
9) Rudolf Berg. Kursbuch Geschichte –Sachsen Anhalt. Berlin,2001.
Приложение 1.
/>
И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»
/>
«I want you U.S army enlist now» («Я хочу, чтобы ты поступил на военнуюслужбу сейчас»)

/>
«Am Ende steht der Sieg» («А в конце победа!»)

Приложение 2.
/>
Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»
/>
«Ein Volk, ein Reich, ein Fuhrer» («Народ, Государство, Вождь!»)

Приложение 3.
/>
Кто-то с кем-то идет гулять «Someone is taking someone fora walk». David Low
/>
«Mal sehen, wie lange die Fitterwochen dauern werden!»(«Посмотрим,сколько продлятся эти дни»)

Приложение 4.
/>
«We here highly resolve that these dead
shall not have died in vain…»
«Помни 7 декабря. Мы убеждены,
что умершие не умерли напрасно».

Приложение 5.
/>
Плакат Кукрыниксов «Клещи в Клещи»
/>
Битва под Москвой. Карта

Приложение 6.
/>
«Потеряла я колечко…» Кукрыниксы
/>
Битва под Сталинградом. Карта

/>
«Под Орлом аукнулось, в Риме Откликнулось». Кукрыниксы

Приложение 7.
/>
Битва под Курском. Карта

Приложение 8.
/>
«The girl he left behind, is still behind him» («Девушку, которую он оставил,стоит за его спиной»)
/>
«Hilf auch du mit!»(«Помоги и ты!»)

/>
«Убрать урожай до единого зерна». Т.Еремина

Приложение 9.
/>
«Не болтай» Н.Ватолина
/>
«Quiet» («Тихо»)

/>
«We can do it» («Мы сделаем это»)
/>
«It is a real war job! » («Это работа как на войне»)
 

Приложение10.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка
Реферат Технико-экономический анализ деятельности предприятия 3
Реферат Манилов
Реферат Инновационный и производственный менеджмент
Реферат Huckleberry Finn Essay Research Paper Mark Twains
Реферат «Макиавеллизм и социальная успешность?!»
Реферат Учёт расчётных операций, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей организации, пути их совершенствования
Реферат Билеты по документоведению
Реферат Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвардина в естествознании позднего средневековья
Реферат Конфликтные ситуации и пути их решения (на материале деятельности студенческих общественных организаций РУДН)
Реферат Органы юстиции Российской Федерации
Реферат Метод контроля загрязнения воздуха пылью, парами, газами
Реферат Ведение трудовых книжек
Реферат Образ Евгения Базарова
Реферат З. Фрейд о структуре личности