Реферат по предмету "Иностранные языки"


Жизнь и творчество МЮ Лермонтова

МинистерствоРФ
СредняямуниципальнаяСШ №23

/>


ЖИЗНЬИ ТВОРЧЕСТВО
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

г.Комсомольск-на-Амуре
2002 г.
ДуховноестановлениеЛермонтованачалось оченьрано и причинытому следуетискать не тольков его личнойодаренностии в историческихособенностяхбиографии егопоколения, нои в обстоятельствахего индивидуальнойсудьбы. М.Ю.Лермонтов –продолжательи наследникпушкинскихтрадиций русскойлитературы.
Будущийпоэт родилсяв ночь со 2 на3 октября 1814 годав Москве. Егоотец, Юрий ПетровичЛермонтов, былнебогатым инеродовитымармейскимкапитаном, притом человекомсветским икрасавцем, пользовавшимсяуспехом у женщин.Мать, МарияМихайловна, урождённаяАрсеньева, былаединственнойнаследницейзначительногосостояния, которым владелаеё мать, бабушкаЛермонтова, ЕлизаветаАлексеевна, принадлежащаяк богатому ивлиятельномуроду Столыпиных.Брак, заключенныйпротив волиЕлизаветыАлексеевны, был, по тогдашнимпонятием, неровными к тому женесчастливым: по преданию, Юрий Петровичохладел к жене, не стесняя себяв увлеченияхи, кажется, играл.Мальчик росв обстановкесемейных несогласий; черезпятнадцатьлет смутноевоспоминаниео них ляжет воснову сюжетнойколлизии «Странногочеловека». Емубыло два годас небольшим, когда МарияМихайловнаскончаласьот чахотки.Сразу же послесмерти дочерибабушка взялавнука на воспитание; отец долженбыл устранитьсяот сына, в противномслучае бабушкалишала егонаследства,- ситуация другойавтобиографическойдрамы — «Литературноенаследство»(1830 г.). Мальчиквоспитывалсяв бабушкиномимении ТарханыПензенскойгубернии.
ВТарханах поэтузнал и навсегдаполюбил красотуродной природы, русские песни, сказания, былины.Бабушка оченьлюбила своеговнука и заботиласьо нем. Лермонтововладел английским, французским, немецким языком, занималсяживописью, играл на скрипкеи рояле, прекрасночитал стихи.
Мемуаристыоставиливыразительныйпортрет ЕлизаветыАлексеевны.Женщина твердаяи властная, пережившаяв свое времясамоубийствомужа, а теперь– смерть дочери, она все своипривязанностиперенесла навнука.
«Нетничего хуже, как пристрастнаялюбовь, — признаваласьона в одном изписем 1836 года,- но я себя извиняю: он один светочей моих, всемое блаженствов нем». Онапривлекаламолодежь « умоми любезностью», веселостьюи снисходительностью.Семейство былоне чуждо гуманитарныхинтересов: дедЛермонтова, Михаил ВасильевичАрсеньев, играетна домашнемтеатре в «Гамлете»Шекспира (вовремя этогоспектакля онпокончил собой); отец будущегопоэта выражаетсвои чувства, записывая вальбом популярныйв 1820 годы романс, и то же делаетМария Михайловна; бабушка Лермонтованаслаждаетсяв 1835 году « бесподобными»стихами внукав « Хаджи Абреке»- произведение, которое моглобы шокироватьчеловека, воспитанногона сентиментальнойлитературе, а в 1820 годы пытаетсячитать вместес ним греческиетексты и следитьза его литературнымиуспехами. Всёэто не вполнеобычно дляпровинциальнойдворянскойсемьи; это уровеньстоличноговоспитания.Домашнее образование, которое бабушкадает Лермонтову, а также не вполнеобычно: помимообязательныхфранцузов-гувернерову него естьнемка-бонна, и он с детствасвободно владеетнемецким языком, а затем к немуприглашаетсяпреподаватель-англичанин.Все это уже нередкость, вособенностив провинции.Вместе с темдомашнее образованиемальчика отнюдьне блестящееи даже не литературноепо преимуществу: его не окружаетни атмосферафилософскогоинтеллектуализма, как это было, например, убратьев Тургеневых, ни среда высокообразованныхдилетантов, в которойвоспитывалсяюный Пушкин.В его юношескойтетради сохранилисьвыписанныеявно с учебнымицелями текстыЛагарпа и Сент-Анжа, французскихлитераторов, считавшихсяобразцовымив XVIIIвеке, — для конца1820 годов это почтиуже анахронизм.Среди его домашнихнаставниковпо русскойсловесностимы находиммосковскогосеминаристаОрлова и будущегоизвестногопедагога, тогдаеще молодогоА.З. Зиновьева, готовившегоего к поступлениюв Московскийблагородныйпансион.
Осенью1828 году Лермонтовбыл зачисленполупансионеромв четвертыйкласс Московскогоуниверситетскогоблагородногопансиона –привилегированногоучебного заведения, из котороговышли Жуковский, Грибоедов, Тютчев, В.Ф.Одоевский ицелая когортадеятелейдекабристскогодвижения. Здесьбыли сильныеи литературные, и философские, и фиологические интересы; родственникЛермонтоваА.П. Шан-Гирей, посетившийего в это время, в первые видиту него систематическоесобрание русскихкниг: сочиненияЛомоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина.Этот подборимен характеренне только дляучебных чтений: он как бы символическиобозначаетвкусы пансионскойлитературнойсреды, где ещепрочно держалисьтрадиции старой, классическойпоэзии. К концу1820-х годов прежнийинтеллектуальныйцентр почтипотерял своезначение; иА.Ф. Мерзляков, видный в своевремя поэт иэстетик, у которогоЛермонтов бралдомашние уроки, и С.Е. Раич, руководительпансионскоголитературногокружка, отставалиот современноголитературногодвижения. Мерзляков, некогда выступавшийпротив балладЖуковского, тем более немог принятьпушкинскойпоэзии. За нескольколет до вступленияЛермонтовав пансион прежниеученики Раичаи Мерзлякова– И.В. Киреевский, Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, В.Ф. Одоевский– отделилисьи даже прямовыступалипротив эстетическихпринципов своихучителей, образовавособое литературно-философскоеобщество, известноев истории русскойлитературыкак «обществолюбомудров».Когда в 1826 годув Москву приехалосвобожденныйиз ссылки Пушкин, он нашел в молодыхлитераторахнаиболее близкуюсебе и творческии творческиактивную среду, произошлосближение, и«любомудры»при поддержкеПушкина основалиновый журнал«Московскийвестник». Состраниц егопровозглашаласьромантическаяфилософскаяэстетика, опиравшаясяна учение Шеллинга; здесь делаласвои первыешаги русскаяфилософскаяпоэзия, печаталисьстатьи по общейтеории искусства, истории, фольклористике; здесь появилисьвпервые суеныиз «БорисаГодунова»,«Порок», «Зимняядорога», «Поэт»,«Утопленник»,«Поэт и толпа»,(«Чернь»).
«Московскийвестник» считался«пушкинским»журналом и врусской журналистикеконца 1820-х годовстоял несколькоособняков; онпротивопоставлялсебя, в частности,«Московскомутелеграфу»Н.А. Полевого– едва ли несамому популярномуиз русскихжурналов, провозвестникуновейшегофранцузскогоромантизмаи буржуазно-демократическихидей. В годыпансионскогоучения Лермонтова, правда, всеяснее сталиобозначатьсяи точки расхождения«любомудров»с Пушкиным, — однако это быливнутренниевзаимоотношения, о которыхмальчик-пансионервряд ли могзнать.
Вэтой сложнойборьбе противоположныхлитературныхсил ему приходилосьопределятьсвои симпатиии антипатии.О них мы можемсудить по егораннему творчеству.Еще в 1827 году, накануне поступленияв пансион, онвписывает всвою тетрадь«Шильонскогоузника» Байронав переводеЖуковскогои «Бахчисарайскийфонтан» Пушкина.Итак, он приезжаетв Москву с отчетливыминтересом кБайрону и русскойбайроническойпоэме.
В1828- 1829 годах он сампишет несколькотаких поэм –«Черкесы»,«Кавказскийпленник», «Корсар»,«Преступник»,«Олег», «Двабрата».
Всеэти поэмы –факт литературногоученичества, причем не столькоу Байрона, сколькоу русских«байронистов»1820 годов. Основнойобразец дляЛермонтова– «южные поэмы»Пушкина, интереск ним поддерживаетсяеще детскимивоспоминаниями: к 1828 году Лермонтоводнажды побывалс бабушкой наКавказе, и реальныевпечатлениявплеталисьв литературныйоблик экзотической«романтическойстраны». Вместес тем текстранних поэмЛермонтовабуквальнопронизанлитературнымиреминисценциями– из Пушкина, байроническихпоэм И.И. Козлова, А.А. Бестужева; батальныеописания создаютсяпод воздействиеми доромантическойлитературы: Ломоносова, И.И. Дмитриева.Это ученичество– вместе с теми литературнаяпозиция, хотяи не до концаосознанные: Лермонтоввыбирал себеучителей впрямом противоречиис направлениемпансионского литературноговоспитания– ни Раич, ниМерзляков, нидаже «любомудры»«Московскоговестника»отнюдь не сочувствуютрусскому байронизму.Тот факт, чтотворчествоЛермонтованачинаетсяпод знакомименно поэмы(а не лирическихжанров), такжезаслуживаетвнимание: поэмасчитаетсяосновным жанромромантическогодвижения.
Байроническаяпоэма имеласвою эстетику, которую усваиваетюный поэт.Повествованиев такой поэмеконцентрируетсявокруг единогогероя, находящегосяв состояниинепримиримойвойны с обществом.Это изгой, дерзконарушающийнормы общественнойморали; «преступник», повинный встрашных грехах– убийстве, прелюбодеянии, кровосмешании,- и вместе с темчеловек, наделенныйнеобыкновеннойсилой духа исверхчеловеческимистрастями, которые возвышаютего над обществом.
ИмяМихаила ЮрьевичаЛермонтовапринадлежитк числу самыхдорогих и любимыхимен поэтови писателей.Ранние стихотворениеЛермонтова« Нет, я не Байрон…»(1832) – своеобразныйлирическийдневник, откровенныйразговор ссамим собой, чистосердечнаяисповедь молодогочеловека. Поэтоцениваетважнейшиеполитическиесобытия своеговремени, размышляето назначениипоэта и поэзии, напряженнодумает о смыслежизни, о дружбе, о любви.
Внимательночитая стихиЛермонтова, можно проследить, как рос егомогучий талант, как настойчивоон искал своеместо в жизнии в поэзии.
УЛермонтовабыли великиепредшественникии современники.В юношескойпоэме «Последнийсын вольности»он с любовьюпишет о сосланныхпоэтах – декабристов.Его немеркнущимкумиром былПушкин – славаи гордостьРоссии. Лермонтоваувлекала ибунтарская, романтическаяпоэзия Байрона.
Познаваяпоэтическоенаследие талантливыхучителей, Лермонтовнастойчиворазвивал своемастерство.Восемнадцатилетнийпоэт осознает, что у него свойпуть:
Нет, я не Байрон, ядругой,
Ещене ведомыйизбранник,
Какон, гонимыймиром странник,
Нотолько с русскоюдушой.
«Нет, я не Байрон…»
Влирике Лермонтоваотразилисьнастроения«мыслящих людейнового поколения», которое жилов период политическойреакции, наступившейпосле разгромадекабристов. «И душно кажетсяна родине, Исердцу тяжко, и душа тоскует,»- признаетсяЛермонтов встихотворении«Монголы».(1829).
Всамодержавно– крепостническойРоссии, по верномунаблюдениюпоэта, «стонетчеловек отрабства и цепей»(«Жалоба турка»,1829). Юноша сожалеетпорой, что вынужденжить в тяжелое, мучительноевремя.
Все, что было тогдав России «благородногои великодушного, томилось врудниках илив Сибири»,- писалГерцен. В стихотворениях«Желание»,«Узник», «Сосед»,«Соседка»,«Пленный рыцарь»и других нарисованобраз узника, рвущегося ксвободе:
«Отворитемне темницу, Дайте мне сияньядня…» («Узник»,1837)
Мыслиоб одиночествевоплощены вцелом рядеярких аллегорическихобразов. Вот«парус одинокий»мелькает средибушующих волн.Сосна «стоитодиноко наголой вершине». Утес одиноко«и тихонькоплачет… в пустыне».Дубовый листок, выросший «вотчизне суровой, Один и без цели»носится посвету. «Одинок я – нет отрады»,- жалуется узник.В лирическоммонологе «Искучно, и грустно…»(1840) Лермонтовс тоской говорито том, что «некомуруку податьВ минуту душевнойневзгоды». Белинский писалоб этой миниатюре:«И какая простотав выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьесамгновенноизлилась набумагу самасобою, как потокслез, давно уженакопивших, как струя горячейкрови из раны, с которой вдругсорвана перевязка…»
Лермонтовгрустит глубокои искренне отом, что в жизни «и радость, имуки, и все такничтожно». Даи сама жизньв целом, «какпосмотришьс холоднымвниманиемвокруг, — Такаяпустота и глупаяшутка!» Восторгаясьстихотворением, Белинскийпонимал, чтоЛермонтовговорит невообще о жизни.Сама по себежизнь для поэта, разумеется, прекрасна. Еготяготили условияжизни «высшего»общества. Недаромреакционнаякритика обронилалирическиймонолог «Искучно и грустно…»Белинский, живой свидетельжизни поэта, писал: «И скучнои грустно» извсех пьес Лермонтоваобратила насебя особеннуюнеприязньстарого поколения.Странные люди! Им все кажется, что поэзиядолжна выдумывать, а не быть жрицеюистины, тешитьпобрякушками, а не греметьправдою!»
Сознаниеодиночествоне отрывалоЛермонтоваот жизни, неуводило егов мир отвлеченныхмечтаний. «Инет в душе довольновласти – Люблюмучения земли,» – пишет поэтв стихотворении«1830. Мая, 16 числа.» Эта же мысльразвита встихотворениизрелого периода«Выхожу одиня на дорогу…», принадлежащим«к лучшим созданиямЛермонтова»(Белинский).Поэт взволнованвеличием ночи, очарованторжественнойтишиной и покоем, разлитым вприроде. Этонастроениепередаетсяи нам, читателям.Мы видим и«кремнистыйпуть», и «сияниеголубое», ияркие звезды, ощущаем торжественнуютишину ночи.Это гимн красоте, гармонии свободнойи могучей природы, не знающейпротиворечий.
Отночного пейзажа, тонущего вголубом сиянье, мысль поэтаобращаетсяк человеческомуобществу, вкотором бушуютстрасти и душевныетревоги, к своимгрустным мыслям.Поэту «больнои …трудно»оттого, что нет«свободы ипокоя». Но онлюбит жизньс ее страданиямии радостями, гонит прочьпромелькнувшуюмысль о «холодномсне могилы».В заключительныхстрочкахстихотворенияпоявляетсяобраз дуба каксимвол вечнойжизни.
Встихотворениях«И скучно игрустно…» и«Выхожу одиня на дорогу…»наиболее полноотразилисьособенностилирики Лермонтова, приемы егописьма. Взглядпоэта сосредоточенне столько навнешнем мире, сколько надушевных переживанияхчеловека. Онобнажает борьбупротиворечивыхмыслей и влечений.Стихи Лермонтова– это почтивсегда напряженныйвнутренниймонолог, искренняяисповедь, себеже задаваемыевопросы и ответына них: «Желанья?.. Что пользынапрасно ивечно желать?»,«Любить – нокого же?..». Или:«Что же мне такбольно и тактрудно? Жду льчего? Жалею лио чем?». Поэтглубоко и тонкораскрываетпсихологиюлирическогогероя, его мгновенныенастроенияи переживания.Это художественноеоткрытие, сделанноев лирике, находитширокое применениев романе «Геройнашего времени», где рассказано, по словам автора,«история душичеловеческой».
Тоска, чувство одиночестване покидаютюного Лермонтоваи тогда, когдаречь идет олюбви. Его отношенияк женщине отравленытрагическимиобстоятельствами, тяжелымипредчувствиями.Прислушаемсяк тому, что говоритпоэт любимойдевушке встихотворении«К***.»:
Когдатвой друг спророческойтоскою
Тебевверял толпусвоих забот,
Чтосмерть егопозорная зовет,
Чтоголова, любимаятобою,
Ствоей грудина плаху перейдет.
Вранней интимнойлирике Лермонтоваочень малосветлых, радостныхнастроений, тех «чудныхмгновений», что воспетыПушкиным. Встихотворении«Стансы» («Гляжувперед сквозьсумрак лет…»1831) поэт пишет:«Пусть я кого-нибудьлюблю: «Любовьне красит жизньмою».
Вранней лирикечаще речь идето неразделеннойлюбви, об изменеженщины, неоценившейвозвышенныечувства друга.В стихотворении«К***» («Я не унижусьперед тобою…»,1832) он прощаетсяс обманувшимимечтами и стой, котораятяжко ранилаего чуткоесердце. Поэт, однако, находитсебе нравственныесилы, чтобыотказатьсяот личногосчастья во имясчастья любимой:
О нет! Я б не решилсяпроклянуть!–
Вседля меня в тебесвятое:
Волшебныеглаза, и этагрудь,
Гдебьется сердцемолодое.
«К***»(«всевышнийпроизнес свойприговор…»).1831г.
Сгодами окреплавера Лермонтовав дружбу и любовь.Он искал и находил«родную душу»(«Гляжу на будущностьс боязнью»), непредставлялсебе жизнь без«друзей и братьев», деливших с нимрадость и горе(«Спеша на севериз далека…»).В лирике зрелыхлет все режевстречаетсятема одиночества, все чаще поэтговорит о возможностии необходимостивзаимопониманиямежду духовноблизкими людьми, о верности ипреданности(«Слышу ли голоствой…», «Рассталисьмы, но твойпортрет…»).Интимная лирикапоследних летпочти свободнаот безысходногодушевногонадрыва. Дружитьи любить, помысли поэта, значить желатьдобра близкомучеловеку, подавлятьв себе чувствонедоверия, прощать мелкиеобиды. «Прощатьсвятое правоСтраданнымкуплено…» –читаем в стихотворении«Оправдание»(1841г.).--PAGE_BREAK--
Ниличные невзгоды, ни николаевскаяреакция несломили волюЛермонтова.Вера «гордаяв людей», в лучшуюжизнь помоглапоэту преодолеватьразочарованиеи чувствоодиночества.Его страстнаянатура рваласьк деятельности, к героическомуподвигу. Встихотворении«1831-го июня 11 дней»он пишет:
Мненужно действовать, я каждый день
Бессмертнымсделать быжелал, как тень
Великогогероя, и понять
Я немогу, что значитотдыхать.
Воляк действию уЛермонтовапроявиласьв отрицаниисамодержавия, в обличенииуклада жизнисветскогообщества, восуждениимолодого поколения, стоящего встороне отборьбы.
Гражданскаялирика Лермонтовапродолжаеттрадиции поэзиидекабристови Пушкина. Поэтверит в правотудела дворянскихреволюционеров, боровшихсяс самодержавием.В стихотворении«Новгород», обращаясь кдекабристам, он пишет:
Сыныснегов, сыныславян,
Зачемвы мужествомупали?
Зачем?.. Погибнет ваштиран,
Каквсе тираныпогибали!..
Революционнаятема в лирикеЛермонтовасливается стемой личногоучастия вобщественнойборьбе. Радисвободы порабощенногонарода поэтготов пожертвоватьсвоей свободойи даже жизнью:«За дело общее, быть может, япаду, Иль жизньв изгнаниибесплоднопроведу…» («ИзАндрея Шенье.»1831)
«Задело общее»Лермонтов смеловыступил в 1837году, когдатрагическипогиб Пушкин.Это одно излучших стихотворенийрусскойреволюционно-политическойпоэзии. Оносостоит из двухчастей. Перваянапоминаетэлегию, в каждойстрочке которойслышатся приглушенныерыдания, чувствуетсясдержанныйгнев.
Разностопныйямб, риторическиевопросы, короткиевосклицательныепредложения, повторы — всеэтопридаетпоэтическойречи взволнованность.В первой частиоткрытое негодованиепрорываетсялишь в тех стихах, в которых говоритсяо Дантесе:
Егоубийство хладнокровно
Навелудар… спасеньянет:
Пустоесердце бьетсяровно,
Вруке не дрогнулпистолет.
Лермонтовпока глухо, намеками говорито тех, кто направлялпистолет Дантеса.
Невы ль сперватак злобногнали
Егосвободный, смелый дар
Идля потехираздували
Чутьзатоившийсяпожар?
Чтож? веселитесь…- он мучений
Последнихвынести не мог…
Нетрудно, разумеется, догадатся, когоЛермонтов имелв виду, когдаписал: «Вы…злобно гналиЕго свободный, смелый дар»,«они венецтерновый, Увитыйлаврами, наделина него.» Они- это придворнаязнать, продажныежурналисты, идейные защитникисамодержавия, жандармы николаевскойРоссии. НедаромЛермонтовнарисовал наполях рукописипрофиль Дубельта, начальникаштаба жандармскогокорпуса.
Но однодело намекнуть, что в трагическихсобытиях замешаныпредворныеи жандармы, совсем другое- назвать истинныхвиновниковгибели Пушкина.И Лермонтовназвал их, когдапоклонникии защитникиДантеса сталихулить покойногопоэта. «Невольное, но сильноенегодованиевспыхнуло вомне против этихлюдей…» — признаетсяпоэт. Презираяопасность, Лермонтов пишетвторую частьстихотворения.Заключительныестроки — этобеспощаднаяобвинительнаяречь оратора- патриота. Пушкинапогубили «надменныепотомки Известнойподлостьюпрославленныхотцов.»
В «жаднойтолпе» царедворцев, окоторой пишетЛермонтов, узнали себябекендорфыи другие представителиновой знати, оказавшейуслугу Николаю1 вего кровавойрасправе сдекабристами.Этоони таятся «подсению закона», пред ними «суди правда — всемолчи». Лермонтовгрозит им суровымсудом потомков:«Есть грозныйсуд: он ждет»…Друг ЛермонтоваС.А.Раевскийсправедливописал, что стихиего были отражениеммнений не одноголица, но весьмамногих. В скорбныедни прощанияс Пушкиным людиплакали молча, шепотом проклиналицаря и придворных.Лермонтовгромко, открытозаклеймилвысокопоставленныхпреступников.«С тех пор всем, кому дорогорусское слово, стало известноимя Лермонтова,»- писал современникпоэта.
Стихотворение«Как частопеструю полпоюокружен…»(1840г.) в основе своейимеет реальныйфакт. Лермонтовприсутствовална маскарадномбале в благородномсобрании подновый, 1840 год.И.С.Тургеневвспоминает, что поэту «недавали покоя, беспрестанноприставалик нему, бралиего за руки; одна маскасменяласьдругой, а онпочти не сходилс места и молчаслушал их писк, поочереднообращая на нихсвои сумрачныеглаза. Мне тогдаже почудилось,- продолжаетТургенев, — чтоя уловил налице его прекрасноевыражениепоэтическоготворчества.Быть может, емуприходили вголову те стихи:
Когдакасаются холодныхрук моих
Снебрежнойсмелостьюкрасавиц городских
Давнобестрепетныеруки…
Ит.д.»
На балупроизошлостолкновениепоэта с дамойиз царскойсемьи, что явилосьлишь поводомдля написаниястихотворения«Как частопеструю толпоюокружен»… Каки встихотворении«Смерть поэта», здесь сатирическиемотивы находятсяв соседствес элегическими.Вначале несколькимиточными штрихамипоэт рисуетнадменных, духовно нищихлюдей «большогосвета». В «пестройтолпе» звучат«затверженныеречи», «мелькаютобразы бездушныхлюдей». Поэтудуховно чужды эти «приличьемстянутые маски».Чтобы забыться, отдохнуть от«блеска и суеты», он погружаетсяв воспоминанияо близкой сердцу«недавнейстарине». Сатирауступает местоэлегии.лермонтовудороги родныетархановскиеместа: "…садс разрушеннойтеплицей", заросший «спящийпруд», дымящеесясело и «туманынад полями».Когда-то здесьпоэт думал «оней», плакали любил юное«созданье сглазами, полнымилазурногоогня»…
Уходот тягостнойсовременностив прекрасноепрошлое — темав русской поэзиине новая. К нейобращалисьпоэты — романтики20-х годов. В отличиеот тех романтиков, которые идеализировалипрошлое, Лермонтовубежден в том, что невозможножить однойпривязанностью«кнедавней старине».Приятныемечты о прошломявляются обманом, точнее самообманом(«опомнившись, обман я узнаю»)и не рассеивают«юурю тягостныхсомнений истрастей».Лермонтов — борец.
Его жалобына современнуюему жизнь переходитв решительныйпротест:
О, как мне хочетсясмутить веселостьих
Идерзко броситьим в глаза железныйстих,
Облитыйгоречью и злостью!..
Стихотворениеволнует нетолько потому, что в нем обличенвысший свет.Читателейпленяет богатыйдуховный мирсамого поэта, его глубокиемысли и чувства: неприязнь к«бездушнымлюдям», мечтао безмятежнойжизни в юностии осознаниебесплодностиэтой мечты, трезвое пониманиеневозможностивырваться из«завистливогои душного»светскогообщества осознаниесвоей обреченностиподчеркнутапоэтом кольцевой, замкнутойкомпозициейпроизведения: в конце стихотворенияпоэт, опомнившись, вновь видитненавистную«пеструю толпу»духовно чуждыхему людей.Эмоциональнаявзволнованностьпоэта и делаетстихотворениеподлинно лирическими вызываетответное душевноедвижение учитателей.
Лермонтовбичевал нетолько людей«завистливогои душного»света, но и частьдворянскойинтеллигенции, неспособнуюслужить обществу.«Думу» — поэтическаяисповедь, чистосердечная ипечальная.
Стихотворениенаписано ямбом.Большая частьстихов состоитиз шести стоп.Шестистопныйямб придаетстиху плавность, некоторуюзамедленность, неторопливость, что соответствуетхарактерулирическогораздумья. Нов тексте встречаютсяи пятистопныеи четырехстопныестихи.
Пятистопныйямб: «Мы лучшийсок навекеизвлекли…»; четырехстопныйямб: «Как пирна празднинечужом».
Привнимательномправильномчтении нетруднозаметить, чтоукороченныепятистопныеи четырехстопныестихи произносятсяболее энергичнои резко. Композициястихотворенияподчиненаавторскомузамыслу. В первомстишеростишиивысказано общеесуждениеопоколении 30-хгодов:
Печальноя гляжу на нашепоколение!
Егогрядушее – ильпусто, иль темно,
Межтем, под бременемпознания исомнения,
Вбездействиисостаритсяоно.
В восьмипоследующихчетверостишияхразвиваетсяи доказываетсямысль, высказаннаяв начале «Думы».Лермонтоваогорчает то, что многие егосовременникиживут «ошибкамиотцов и познанийих умом».Речьидет об отношениик идейномунаследию декабристов.Мы помним, чтоЛермонтоввстречалсясо ссыльнымидворянскмиреволюционерамина Кавказе.Измученныекаторгой, ссылкойи солдатчинной, некоторыеучастникивосстания наСенатскойплощади примирилисьс самодержавием, призналиреволюционнуюборьбу бесполезной.Эти настроениядекабристовЛермонтоваи называет«поздним ихумом».
Поэтубежден в том, что свободане приходитсама собой: занее борются, страдают, идутна каторгу игордо умирают.Лермонтов неможет примиритьсяс тем, что людиего поколения, усвоив «позднийум» отцов, стараютсяв бездействии, живут без всякойцели, покорносклоняют головуперед силамиреакции:
Кдобру и злупостыдно равнодушны,
Вначале попришамы вянем безборьбы,
Передопасностьюпозорно — малодушны
Иперед властию- презренныерабы.
Бессмысленныи занятия наукой, если добытыезнания не переходятв непосредственноедействие наблаго общества:«Мы иссушилиум наукоюбесплодной»…
С тревогойи болью Лермонтовговорит о том, что у его современников- образованныхлюдей — нет нисильных чувств, ни прочныхпривязанностей, ни твердыхубеждений.Поэтому «Иненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуяни злобе, нилюбви»…
Нравственноопустошенные, утратившиецельностьмировозрения, современникипоэта не способнына труд и наподвиг.
Стихотворениезаканчиваетсяубийственнымвыводом, подготовленными оправдвннымвсем ходомавторскихрассуждений.
Толпойугрюмой и скоропозабытой,
Надимром мы пройдембез шума и следа,
Небросивши векамни мысли плодовитой,
Нигением начатоготруда.
Разобщенныедруг с другоми не в ладусоставляют«угрюмую толпу».Лермонтоводновременнонегодует игрустит. «Дума»- это и сатираи элегия. Авторговорит от лицатой прогрессивнойинтеллигенции, которая нехотела миритьсяс николаевскимрежимом, ноничего не моглапредпринятьв эти тяжелые, мрачные годы.
Вот почемупоэт употребляетместоимениемы: «Богаты мы… ошибкамиотцов» и т.д.Это принципиальныйразговор поэтане с врагами, а с друзьямии с самим собой.«Дума» — не толькоосуждение. Этои призыв к активнойдеятельности, к пробуждениюгражданскойсовести у поколения, старящегосяв бездействии.
Лермонтовбеспредельнолюбил русскийнарод, тонкочувствовалкрасоту роднойприроды. Неудивительно, что пейзажныезарисовкиявляются неотъемлемойчастью еголирическихи прозаическихпроизведений.В молодостион описывает“бури шумные”, величественныеявления природы.Беспредельнолюбят природуромантическиегерои произведенийЛермонтова.Герои поэмыМцыри, “какбрат, Обнятьсяс бурей был бырад”.
В лирикезрелых леткартины природыкак бы очищеныот эмоциональныхсловесныхукрашений ипреувеличений– в них все просто, правдиво, точнои экономно.Поэт реже употребляетметафоры, метафорическиесравнения, отвлеченныеэпитеты. Пословам Белинского, в стихотворенияхЛермонтова“говорит одночувство, котороетак полно, чтоне требуетпоэтическихобразов своеговыражения: емуне нужно убранства, не нужно украшений”.Посмотритес этой точкизрения на такиестихотворения, как “Горныевершины…”,“Когда волнуетсяжелтеющаянива…”, “Утес”,“Тучи”, “Выхожуодин я на дорогу…”,- и вы убедитесьв правоте мыслиБелинского.
В лирикеЛермонтова“чистый” пейзажпочти отсутствует.Он чаще всегорассказываето том, какиемысли и чувствавызывает природа.“Серебристыйландыш”, “желтеющаянива”, бегущийпо оврагу “студеныйключ” – все этоуспокаиваетпоэта, смиряетдушевные тревоги.Быстро бегущиепо небу тучинапоминаюто судьбе изгнанника:“Мчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого северав сторону южную”(“Тучи”.1840).
“С отрады, многим незнакомой”(“Родина”), поэтсмотрит набезбрежныелеса и нивы, настепи и реки.
Прочитавстихотворение“Родина” ещев рукописи, Белинскийсказал, что это“вещь – пушкинская, то есть однаиз лучшихпушкинских”.Критик Н.А.Добролюбов, как бы продолжаяразвивать мысльБелинского, отмечал, чтоЛермонтов“обладал, конечно, громаднымталантом и, умевши ранопостичь недостаткисовременногообщества, умелпонять и то, чтоспасение отэтого ложногопути находитсятолько в народе.Доказательствомслужит егоудивительноестихотворение“Родина”, вкотором он…понимает любовьк отечествуистинно святои разумно”.
Реакционныеписатели всвоих произведенияхпрославлялисамодержавную, крепостническую Россию. Это был казенныйпатриотизм.Другие литераторыценили патриархо-общинныеустои русскогонарода, уходящиесвоими корнямив быт и нравыдопетровскойРуси.
Лермонтовотверг этопониманиепатриотизма, признав еголожным (этоотмечено иДобролюбовым).В стихотворении«Прощай, немытаяРоссия» онпоказал отвратительныйлик николаевскойимперии с «господами»и «рабами», сголубыми мундирамижандармов и«послушнымим народом», а в «Родине»нарисовалсветлый образРоссии народной.
Впервой строфеЛермонтовназывает своюлюбовь к отчизнестранной.«Странность»заключаетсяв двойственномотношении поэтак Родине. В началестихотворенияосуждаетсяказенный официальныйпатриотизм, Лермонтоване трогает
Ни слава, купленнаякровью,
Ни полныйгордого доверияпокой,
Ни темнойстарины заветныепреданья…
Конечно, Лермонтов любили ценил героическоепрошлое родины.В стихотворении«Бородино», как помним, онвоспел подвигнарода, поднявшегосяна защиту отчизны.Поэт дорожилгражданскимиподвигамипредков, умевшихпостоять заправду, зачеловеческоедостоинство.Вспомним «Песнюпро купцаКалашникова…».Но не в военноймощи николаевскойРоссии, не в«темных» преданияхстарины, не всмирении русскогонарода видитон великоебудущее родины.ЛермонтовпрославляетРоссию народную, которую любитнепосредственно, сердечно. Впоследующихстрофах поэтрисует широкиекартины роднойприроды, труди быт русскогокрестьянства.Ему дороги имилые степи, безбрежныелеса и реки.Стихотворениепостроено так, что от общегопоэта идет кчастному. Появляютсяконкретныепризнаки сельскогопейзажа соследами крестьянскоготруда и быта.Вот вьетсяпроселочнаядорога, по которойтянется «кочующийобоз», стелется«дымок спаленнойжнивы», белеютберезы, мелькают«дрожащие огнипечальныхдеревень». Авот и сама деревня.Поэт любуется«полным гумном», избами с «резнымиставнями» наокнах.
Вспомнимстихотворение«Как часто, пестрою толпоюокружен...». «Музыкаи пляска»маскарадногобала в Благородномсобрании вызвалив душе поэта«горечь и злость».А «пляску стопаньем исвистом Подговор пьяныхмужичков»Лермонтов готов«смотреть дополночи».
Содержанию стихотворения «Родина» соответствует размер стиха.Первые строфы, в которых поэтразмышляето любви к родинеи восторгаетсявеличием русскойприроды, написанышестистопными пятистопнымямбом, придающимстиху плавность, замедленностьи величавость.В описанииконкретногосельскогопейзажа и бытакрестьян звучитчетырехстопныйямб, которыйсообщает поэтическойречи живостьи простоту.
Всвоей поэзии, всегда искренней, страстной ивзволнованной, Лермонтовотвергаетсложившиесявеками устоикрепостническойРоссии и желаетвидеть русскийнарод свободными просвещенным.Он восстаетпротив политическогогнета, противбездеятельностии страстнозовет своихсовременниковк борьбе засвободу, засчастье людей.Подобно мятежномуодинокомупарусу, Лермонтовне знает покоя, хотя порой имечтает о нем.
ПоэзияЛермонтова– поэзия глубокоймысли, гражданскогодолга и жаждыжизни. Его стихисогреты чувствомвеликой любвик народу.
ВзглядыЛермонтована поэта и поэзиюменялись помере развитияв его творчествереалистическихтенденций. Молодой Лермонтов– романтик.
Лермонтовстал известенвнезапно – инавсегда. «Смертьпоэта» потряслаРоссию – в днипрощания с еенациональнымгением…
Врусской литературеХIХвека немалотрагическихписательскихсудеб. Вспомнимбезвременнуюгибель А.С.Грибоедов, повешенногоК.Ф. Рылеева, заточенного, но не умолкнувшегов ссылке В.К.Кюхельбекера.Это были современники.ВспомнимпреследованияВ.Г. Белинского, изгнание А.И.Герцена, сжигающегосвои рукописиН.В. Гоголя, позоргражданскойказни Н.Г. Чернышевского, каторгу Ф.М.Достоевского, нравственныестрадания иборьбу Л.Н. Толстого, самоубийствоВ.М. Гаршина –это было ещевпереди… Скорбныймартиролог, который можномножить! Нодаже среди этихдраматическихсудеб биографияи судьба Лермонтовакажутся едвали не самымитрагическими– и самыми яркими.
Онбыл одинок чутьли не с колыбели.И разве не изпостоянного, мучительно– неотступного, преследовавшегоего одиночества, напитавшегоего раннююлирику, родилсявзрыв отчаяния, боли и гнева, пронзивший«Смерть Поэта»,- стихотворение– реквием, стихотворение– обвинительнымприговор, стихотворение– набат? «Погибпоэт…» Погибгений, бывшийСолнцем России, но ставший иему – начинающемупоэту: кумиром, надеждой идуховной опорой!
Насмерть Пушкинаотозвалисьмногие. Горящиескорбью и любовьюстроки осталисьсвидетельствомрокового рубежанациональнойкультуры –вспомним тютчевское«Тебя ж, какпервую любовь, России сердцене забудет…».
Ностихи Лермонтовапродолжаютпотрясать наси сегодня также, как потряслиони его современников.Нечто существенноеи почти таинственноеотличает ихот всего написанногона ту же тему.
Лермонтовне объективирует( как бы в некотором«отдалении»от самого себя,«извне») своичувства и мысли, он – равновелики равнозначеним не тольков своей пламеннойдуше, но и в самихстихах своих; он в них личноприсутствует, и их направляет.
Литература, поэзия в особенностивсегда былиглавными врагамицаря, потомучто в силу самойприроды художественноготворчества, создающегосвой особыйэстетическиймир, «овеществляли»идею независимости, сувереннойот действительности, устрояемой«наместникомбожиим на земле.В этом смыслелермонтовскийхудожественныймир был принципиальновраждебен инесовместимс реальнымниколаевским, посколькустроился натвердыне своегонезависимогои художественноговоплощаемого«я». Царь становитсяпоэтому убийцейпоэта.
Чтос того, чтодействительнымпалачом поэтастал «обыкновенный»офицер Мартынов? Ведь и он, каки первый «солдафон»империи, не могпростить Лермонтовутого же самого.
Бабушкапоэта, используясвои многочисленныесвязи, пыталасьсокращать срокиссылки, но участьее любимоговнука былапредрешена.Причина егогибели крыласьне в характереего личности, а в характереего искусства.Ему оставалосьжить – послестихотворения«Смерть поэта»– четыре года, в которые ондолжен былуспеть предстатьперед Россиейкак великийотец и преемникПушкина. Самоеудивительное, но и печальноев том, что гениивсегда успеваютсвершить своепредназначениеперед искусствоми народом, какойбы срок им ниположила природа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.