Реферат по предмету "Право"


Россия - демократическое государство

ПЛАН.
·    Введение                                                                                                         с. 3.
·    Глава 1.Понятие демократии                                                                     с.5.
·    Глава 2. Формыдемократии                                                                      с. 12.
·    2.1.Непосредственная демократия                                                           с. 12.  
·    2.1.1.Референдум                                                                                           с.16.
·    2.1.2. Выборы                                                                                                 с. 23.
·    2.2.Представительная демократия                                                            с.28.
·    Заключение                                                                                                    с. 33.
·    Список использованнойлитературы и нормативных источников     с. 34.

Введение.
В наши дни, в социальной иполитической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российскогогосударства, поскольку, нормы, провозглашающие  демократию в России,закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются.Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы гражданущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами.  Очень частос этим сталкивается Конституционный суд России, как орган, стоящий на стражеКонституционных основ государства. Примером постановления Конституционного судаРФ, в котором делается упор на российское общество как на демократическоеявляется: Постановление по делу о проверке конституционности абзацев 3-го и4-го пункта 3 ст. 27 ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и орелигиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества СвидетелиИеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковьпрославления» от 23 ноября 1999г.    
Конечно, мы не можем оспаривать наличиедемократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных  и полныхоснований, но более подробное изучение институтов демократии, на наш взгляд,будет полезным, не только для отличных знаний в Конституционном праве России,но и для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современнаялитература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.
В процессе создания данной работы,был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, ноиспользованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известныхавторов как, Козлова Е. И., Кутафин О. Е.[1], Баглай М. В.[2]и др.  Также приводятся некоторыеправовые акты и судебная практика Конституционного суда.
Итак, целью работы является  изучение самой демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как:референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовойработы.
Основная часть состоит из  двух глав:«Понятие демократии» и «Формы демократии». Во второй главе, в связи с широтойрассматриваемого вопроса, выделены не только пункты, но и подпункты. В концеработы сделаны общие выводы в виде заключения.

Глава 1. Понятие демократии.
Термином «демократия» обозначаетсяформа государства в том случае, если законодательная власть в нём представленаколлегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённыезаконодательством широкие социально-экономические и политические права граждан,независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния,образовательного уровня и вероисповедания.  Демократический политический режимможет предусматривать прямое участие населения в решении государственныхвопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборныхпредставительных органов. Данный политический режим  означает гарантированностьпровозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существованиеразличных форм собственности и плюрализм мнений.[3] 
РоссийскаяФедерация есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления[4]. Его демократизмнаходит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей назаконодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местномсамоуправлении.
ВКонституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашаетсягосударством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством(народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).
Каждаяиз двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие»,сложна и требует специального рассмотрения.
Сюридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием«граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамкахединого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народобразует физический субстрат государства.
Властьесть возможность распоряжаться или управлять кем-либо ичем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Онавозникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе,поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различнымисредствами, включая и принуж­дение.
Свозникновением государства возникает и государственная власть как один изсущественных признаков государства.[5]
Народосуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственнойвласти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что всвоей совокупности составляет политическую систему.
Особоеместо в этой системе занимает государство.  Государство— этоединая политическая организация общества, которая распространяет свою власть навсю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратоми издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.
Почемуименно государство является основной формой реализации
суверенитетанарода?
Во-первых,государство — это единственная полновластная орга­низация в масштабе страны.
Во-вторых,государство представляет весь многонациональный народ России, выражает егосовокупную волю.
В-третьих,государство является собственником значительной доли средств  производства,земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственнойсобственностью.
В-четвертых,государство является официальным представителем внутри страны и вовзаимоотношениях с другими государствами.
ДляРоссийской Федерации как государства присущи определенные признаки,свойственные любому государству, независимо от обще­ственно-экономическойформации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.[6]
Вусловиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется иконтролируется народом, т.е. гражданами государст­ва, поскольку она выступает вформах самоопределения и самоуправ­ления народа, участвовать в которых могут наравных правах все граж­дане. Народовластие как форма государства и способправления пре­вращается, таким образом, в организационный принцип обладаниявлас­тью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государ­ственныхзадач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей отнарода или восходящей к нему. Представ­ление о народе как исходном и конечномпункте демократической ле­гитимации является базовым в понимании демократии.[7]
 Поэтому признание народа в качестве верховного носителягосударствен­ной власти является выражением народного суверенитета.[8]
Народныйсуверенитет означает, что народ, ни с кем не деля своювласть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни былосоциальных сил, использует исключительно в своихсобственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь толькоодного субъекта — народ.
Разделениевластей — один из основных признаков демократии и принциповдействующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что го­сударственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную,исполнительную и судебную, ор­ганы которых самостоятельны. Они не вправевыходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РоссийскойФеде­рации и законом.
Такимобразом, согласно Конституции, разделение властей означает не толькорассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное,реальное взаимное ее уравновешивание, при кото­ром ни одна из трех властей неможет ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условияхвзаимопонимания и взаимосотрудничества.
Всовременных условиях становления конституционного строя в Российской Федерациипринцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то,чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризмаи диктатор­ского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматри­ваетсистему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимумувозможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию иоптимизацию деятель­ности государства, всех его структур и на этой основеповышение эф­фективности всего механизма управления государственными делами.
Демократияв Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политическогомногообразия.
Принципполитического многообразия (плюрализма) означает со­здание возможностейоказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иныморганизациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится врамках Консти­туции.
Политическийплюрализм способствует повышению эффективнос­ти народовластия, вовлечению вполитическую деятельность широких слоев населения.
Политическийплюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, чтопроявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежнаяконституционно-правовая защита политического плюрализма — предпосылка не толькореализа­ции принципа народовластия, но и функционирования правового госу­дарства.[9]
ДемократизмРоссийской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. [10]   Это признаваемаяи гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под своюответственность,  деятельность населения по решению непосредственно или черезорганы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения, его историчес­ких и иных местных традиций.[11]
Конституцияопределяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся:референдумы местного значения, участие в вы­борах в органы местногосамоуправления (непосредственная демокра­тия), осуществление местногосамоуправления через выборные и дру­гие органы местного самоуправления(представительная демократия), другиеформы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).[12]
Местноесамоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:
— однуиз основ конституционного строя;
— правонаселения на самостоятельное решение воп­росов местного значения;
— однуиз форм народовластия.[13]
Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свободчеловека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он,  проявляется тесная связьформально демо­кратических институтов с политическим режимом. Только в условияхдемократического режима права и свободы стано­вятся реальными, устанавливаетсязаконность и исключает­ся произвол силовых структур государства. Никакиевозвышенные цели и демократические декларации не способны придать государствуподлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные праваи свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федера­ции закрепилавсе известные мировой практике права и сво­боды, однако для реализации многихиз них еще необходимо создать условия.
Демократическоегосударство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию вопределенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства за­щищатьправа и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения.Демократия — это не вседозволен­ность. Однако принуждение должно иметь четкиепределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правоза­щитные органыне только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однакопри этом всегда дей­ствуя только законными средствами и на основании закона.Демократическое государство не может допустить «разрых­ления»государственности, т. е. невыполнения законов и дру­гих правовых актов,игнорирования действий органов госу­дарственной власти. Это государствоподчинено закону и тре­бует законопослушания от всех своих граждан.[14]
Глава2. Формы демократии.
2.1.Непосредственная демократия.
Вотечественной правовой литературе нет единства в толкова­нии понятиянепосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшеераспространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, которыйпод непосредствен­ной демократией в социалистическом обществе понимал инициа­тивуи самодеятельность народных масс в управлении государст­вом, их прямоеволеизъявление при выработке и принятии госу­дарственных решений, а такжепрямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.
Помнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявлениенародных масс при выработке и принятии го­сударственных решений, а также ихпрямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народногоконтроля».
Главныйпризнак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, — сопоставлениеволи народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция всистеме социального управле­ния, сконструированная на принципахпредставительного правле­ния и народного суверенитета.
Народ,обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя,наоборот, он создает надежные механиз­мы, при помощи которых может высказать,исходя из собственно­го понимания своих интересов, мнение относительноцелесообраз­ности и результативности осуществления государственной власти ееинститутами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в еефункционирование и направленность.
Наро­довластиеозначает принадлежность всей государственной власти народу, свободноеосуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волейи коренными интересами.
Вюридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектахнепосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъектанепосредственной демократии прочно вошло в научный оборот.   Чаще всего под еесубъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд,не исчерпывает содержания данного понятия.
Понятиесубъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.
Субъектынепосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которыеявляются носителями субъек­тивных прав и обязанностей. В данном случае акцентделается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуютсятолько в политической сфере. В отличие от классического поня­тия субъекта праваздесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многиеколлективные субъекты непо­средственной демократии не обладают и не могутобладать при­знаками юридического лица.
Подсубъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивидили коллектив), который путем непо­средственного властного изъявленияосуществляет государствен­ную или иную публичную власть.
Такимобразом, к субъектам непосредственной демо­кратии следует отнести: отдельнуюличность (прежде всего гражда­нина); различного рода объединения граждан:общественные орга­низации, инициативные группы, собрания; граждан, проживаю­щихна территории одного субъекта Российской Федерации, обла­дающих избирательнымправом; весь многонациональный народ Российской Федерации. [15]
Принепосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
•   референдума;
•  выборов;
• всенародных и иных обсуждений проектов законов, дру­гих важных вопросовгосударственной жизни;
• правотворческой инициативы;
•участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления,общественные организации, собра­ния и сходы граждан;
• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственнойвласти и местного самоуправления. [16]
Формынепосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям:формы прямого правления, выполняющие императив­ную функцию — референдум,выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющиерегулятивную функ­цию — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формыпрямого правления, выполняющие комплексную функцию — на­родная инициатива,общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых, порезультатам деятельности (или по способу воздействия на общественныеотношения): на правообразуюшие — конституционный и законодательный референдум,и не образующие норм — выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования ит. д.  В третьих, по масштабам действия: обще­российские, региональные,субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). Вчетвертых, по субъек­там: всенародные, коллективные (групповые) ииндивидуальные.[17]
Самымиактивными и действенными формами народного участия в управлении деламигосударства и местного сообще­ства являются голосование на выборах и референдумах.Референдум и выборы — это институты прямой демокра­тии, которые похожи поцелям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них —выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют пра­вопринимать участие в референдуме и в выборах.
Основноеотличие процедуры выборов от процедуры ре­ферендума состоит в объектеволеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутатыпредставительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объектво­леизъявления — не человек (кандидат), а определенный воп­рос — принятиезакона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаясягосударства, региона или территории. 
Сход — это собрание жителей, обладающих избиратель­ным правом; созываетсясход обычно в муниципальных обра­зованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения,принятые схо­дом, обязательны для исполнения всеми органами и должнос­тнымилицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами натерритории данного образования и могут быть отменены или изменены только самимсходом или решением суда.
Гражданеобладают правотворческой инициативой в воп­росах государственного иместного значения. Проекты право­вых актов по таким вопросам, внесенные вгосударственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обяза­тельномурассмотрению, а результаты рассмотрения — офи­циальному опубликованию(обнародованию).
Обращения граждан Российской Федерации в государствен­ные органы иорганы местного самоуправления позволяют осу­ществлять общественный контроль завсеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечениясоциальной справедливости.[18]
   2.1.1. Референдум.
Институт референдума вРоссии был известен и Консти­туции РСФСР 1978 года, однако стал применятьсянедавно. Надо отметить то, что  он имеетдостаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принималисьрешения на вечевых со­браниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых другихгородах Руси — символом государственной самобытности Новгород­ской земли и ееосновой было вече.[19]  На федеральном уровнебыло проведено три россий­ских референдума. 17 марта 1991 г. состоялсяреферендум по вопросу о введении поста Президента Российской Фе­дерации,проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Россий­скойФедерации и социально-экономической политике Пре­зидента и ПравительстваРоссийской Федерации, о дос­рочном прекращении полномочий Президента РоссийскойФедерации и народных депутатов Российской Федерации.   12 декабря 1993 г.проводился референдум о принятии но­вой Конституции Российской Федерации.[20]
Референдум — это всенародное голосование российских граждан позаконопроектам, действующим законам и наибо­лее важным вопросамгосударственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародноеголосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть фор­мулойреферендума. Она предполагает положительный или от­рицательный ответизбирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считаетсято решение, кото­рое собрало наибольшее число голосов.[21]
Правокаждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено вст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализацииправа граждан на участие в управлении делами государства.
Согласност. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум впорядке, установленном федеральным консти­туционным законом. Возведениеправового регулирования проведения референдумов на уровень конституционногофедерального закона под­черкивает значимость этого института непосредственнойдемократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 КонституцииРФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не всостоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их ПредседательПравительства не может назначать референдум.[22]
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» определяетосновные гарантии реализации гражданами Российской Федерации ихконституционного права на участие в ре­ферендуме, избирать и быть избранными ворганы госу­дарственной власти и в органы местного самоуправления на всехуровнях проведения референдума и выборов.
Федеральныйзакон закрепляет, что гражданин Рос­сийской Федерации участвует в референдумена основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.Такое участие является свободным и добро­вольным.
ГражданинРоссийской Федерации, достигший возра­ста 18 лет, вправе голосовать нареферендуме, участво­вать в действиях по подготовке референдума.[23]
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесенытолько вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, еслиуказанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации,федеральным законом.
На местныйреферендум могут быть вынесены только вопросыместного значения.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменятьобщепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантииреализации таких прав и свобод.
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречитьзаконодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должныпротиворечить законодательству Российской Федерации, законодательствусоответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобыисключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можнобыло бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключаласьнеопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. [24]
Нареферендум Российской Федерации не могут выносится вопросы:
— изменения статуса субъектов Российской Федерации;
— досрочного прекращения или продления полномочий Президента РоссийскойФедерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведениидосрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
— принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутреннихфинансовых обязательств государства;
- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобожденияот их уплаты;
— принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения;
— амнистии и помилования;[25]
Статья13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:
1.Референдумне назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения,введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которойпредполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного иличрезвычайного положения.
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации,орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией(уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципальногообразования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать вназначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативыпроведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку ипроведение соответствующего референдума.
3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципальногообразования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъектаРоссийской Федерации, местныйреферендум с такой же по смыслу формулировкой вопросане проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официальногоопубликования результатов референдума.[26]
При подготовке к проведению референдума используетсярусский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации,а также языки народов Российской Федерации на терри­ториях их компактногопроживания.[27]
РеферендумРоссийской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионовграждан Рос­сийской Федерации, имеющих право на участие в рефе­рендуме РоссийскойФедерации, при условии, что на тер­ритории одного субъекта Федерации или всовокупности за пределами территории Федерации проживает не бо­лее 10 процентовиз них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесениипроекта новой Конституции на всенародное голосование.[28]
 Для выдвижения инициативы проведения референдумаи сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может бытьобразована инициативная группа по проведению референдума. Указаннуюинициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РоссийскойФедерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативупроведения референдума может также избирательное объединение, иноеобщественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и(или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенномфедеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или наболее высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативнойгруппы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы попроведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральнымконституционным законом, количественный состав инициативной группы попроведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдумаустанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, закономсубъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Для назначения референдума инициативная группа по проведениюреферендума, должна представить в орган, установленный федеральнымконституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставоммуниципального образования, подписи участников референдума в поддержкуинициативы его проведения.[29]
Подготовкуи проведение референдума осуществля­ют: Центральная избирательная комиссияРоссийской Фе­дерации, которая действует в качестве Центральной ко­миссииреферендума Российской Федерации; избиратель­ные комиссии субъектов РоссийскойФедерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерациипо проведению референдума; территориаль­ные (районные, городские и др.) иучастковые комиссии по проведению референдума.
Комиссии действуют на основеколлегиальности, от­крытости, гласности.
Дляпроведения голосования и подсчета голосов образу­ются участки референдума,составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводитсяагитация: через средства массовой информации; путем проведения со­браний,встреч с гражданами, публичных дебатов, дискус­сий, митингов, шествий,демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационныхматериалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум РоссийскойФедерации признает­ся состоявшимся, если в голосовании приняло участие болееполовины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признаетсяпринятым на референ­думе, если за него в целом по Российской Федерациипроголосовало более половины граждан, принявших уча­стие в голосовании.
Принятоена референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликованияЦентральной ко­миссией референдума, является общеобязательным и не нуждается вдополнительном утверждении Решение, при­нятое на референдуме, действует на всейтерритории Российской Федерации и может быть отменено или изме­нено не иначекак путем принятия решения на новом ре­ферендуме. Повторный референдум непроводится в тече­ние года после дня официального опубликования результатовреферендума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.[30]
2.1.2. Выборы.
Органыгосударственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путемназначения. Однако и назна­чения на высшие посты в органах исполнительной исудеб­ной власти осуществляются выборными органами. Таким обра­зом, выборы даютвысшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.(Легитимность – признание законности прав и полномочий органагосударственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствиеконституции и законно выраженной воле народа).  В Российском государстве нафедеральном уровне прямым способом изби­рается одна палата ФедеральногоСобрания — Государст­венная Дума и глава государства — Президент РоссийскойФедерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и отних дается главный импульс фор­мированию всей исполнительной и судебной властина феде­ральном уровне. На выборной основе формируются органы государственнойвласти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюдаисключительно важ­ное значение выборов на всех уровнях.
Выборы,как и референдум, представляют собой узако­ненную форму прямого народноговолеизъявления, важней­шее проявление демократии. Через выборы граждане ока­зываютвоздействие на формирование органов государствен­ной власти и тем самымреализуют свое право на участие в управлении государственными делами.Гражданское обще­ство, основанное на плюрализме мнений и интересов людей всостоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острыхсоциальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органыгосударственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе сучастием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданскойвойны и силового решения вопроса о власти.
Свободныедемократические выборы чужды тоталитар­ному государству. В фашистских икоммунистических госу­дарствах порой проводились формальные «выборы»,кото­рые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно отражаютполитическую сис­тему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация ипорядок определения результатов голосования тесно свя­заны с политическимипартиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на ихоснове выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы по­зволяютгражданам уяснить подлинный смысл программ по­литических партий, борющихся завласть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, наоснове которой может быть создана демократическая власть. Поли­тические партиикак раз способствуют формированию тако­го большинства.
Вдемократическом государстве при достаточной разви­тости политической культуры исамодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть)полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы про­демонстрироватьмнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда,кроме чрезвы­чайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а втом, чтобы все могли выразить свою волю, а госу­дарственная власть — бытьсозданной и действовать в соот­ветствии с этой волей. Через борьбу на выборах,следова­тельно, в конечном счетедостигается стабильность и поря­док в общественной жизни.
Коль скоро выборы этоборьба и состязательность кан­дидатов, в них есть элемент игры и азарта. Этовполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, ока­зываются переднеобходимостью не только определить свои интересы в соответствии спредлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии илиантипа­тии  к конкретным кандидатам. Во время избирательных кам­паний обычнонаблюдается подъем эмоциональной активно­сти людей, порой сопровождаемыйразного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определен­ныестандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиямизакона. Выборы дают вы­ход накопившемуся у известной части населения недоволь­ствудействиями властей, они открывают единственно воз­можный путь демократическогоразрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей ипуть навязывания большинству мнения меньшинства или отдель­ных политиков.Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят вдемократию и стре­мятся обрести справедливое правление.[31]
Подвыборами понимается участие граждан в осуществлении власти народапосредством выделения из своей среды путем голосования пред­ставителей длявыполнения в государственных органах или органах местного самоуправленияпринадлежащих им функций по осуществле­нию власти в соответствии с волей иинтересами граждан, выраженными на выборах.
Главноев выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащейим власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявлениеграждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществлениянародовластия.
Этомув полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие вуправлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право,предоставляется гражданам конкрет­ного государства, т.е. лицам, обладающимгражданством. Избиратель­ное право — право не просто человека, а гражданина.
Выборыгосударственных органов и органов местного самоуправле­ния, предусмотренныеКонституцией Российской Федерации, являют­ся свободными и проводятся на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[32]
Правовойосновой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации. Основополагающие на­чала для проведениявыборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г.«Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендумеграждан Российской Федерации».[33]
Полнаясвобода воли в избирательной кампании является право­вой основойдемократических выборов, непременным условием пра­вомерности депутатскихмандатов, занятия теми или иными гражда­нами выборных должностей. Отсюда изадача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных правграждан Россий­ской Федерации. Многолетняя практика по формированию предста­вительныхорганов государства показывает, что там, где нет реальных гарантийизбирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов,пассивность избирателей.
Гарантированностьизбирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета,стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за еерезультаты.
Ноглавное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строгоруководствоваться его нормами и не прибегать к аппа­ратным играм в процессеподготовки и проведения выборов.[34]

2.2.Представительная демократия.
Различаютинституты представительной и непосредственной Демократии, в зависимости отформы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято былосчитать представительную форму правления ведущей.
Согласнодействующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органыгосударственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным изаконодательным органом является Федеральное Собрание — парламент РоссиискойФедерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти, однако их су­ществование признается и гарантируется(ст. 12).
Чтоозначает представительство народа? Испокон веков содер­жание институтанародного представительства заключалось в пред­ставлении парламентом (выборнымполномочным представитель­ным органом) определенных интересов, воли либо всегонарода, либо населения, проживающего на определенной территории, либо частинаселения (сословное представительство).
Представительствонарода — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бывсех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременнопредставите­лями какой-либо партии (а в парламентах демократических госу­дарствтаких депутатов большинство). На самом же деле за депу­тата голосует не весьнарод, а избиратели лишь одного округа, ко­торые учитывают не только личныекачества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или инуюпредвыбор­ную программу. [35]
Правовоеположение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.
Депутатский мандат(от лат. mandatum — поручение) — документ,удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смыследепутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав иобязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями.Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.
Императивныймандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматриваетсякак непосредственный представи­тель той части населения, которая его избрала.Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими праводавать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е.связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.
Отзывдепутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат,получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишенмандата голосами других избирате­лей вообще не голосовавших или голосовавших задругих кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма впарламентской деятельности, таккак может быть направлен против парламентского меньшинства, что несоответствует условиям функционирования представительной системы вдемократическом обществе.
Современноеконституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат,поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он поодномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается какпредставитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственныхинтересах.  Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан сволей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе неозначает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат долженподдерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своейдеятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получитьподдержку населения дующих выборах.
Мандат члена СоветаФедерации имеет некоторые особенности, связанные  с  природой  данной  палаты  Федерального  Собрания. С одной стороны, он не избирается населениемнепосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органамигосударственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призванпредставлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жесткосвязан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такойсвободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочиямогут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации в целомпризван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональныеинтересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.[36]
Такимобразом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах,где политический моно­полист сам определяет «интересы народа».Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основебаланса ин­тересов социальных, национальных и территориальных групп на­селения,выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он еевоспринял. Выявляя через свою волю волю народа, представительный орган вноситсвой вклад в опти­мизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Вы­сокаястепень соответствия между векторами этих воль обеспечи­вается рядомгосударственных и иных социально-политических механизмов гражданского общества,уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена,обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабиль­ностьсамоуправленческого процесса. При несоответствии дейст­вительной волипредставительного органа воле народа в решении конкретного вопроса долженвступить в действие механизм пря­мой демократии, в рамках которого выявитсяподлинная воля на­рода относительно разрешения данного вопроса. Такой механизмможет быть заложен в виде референдума, назначаемого президен­том или иныморганом власти по требованию граждан (населе­ния). В случае полного несоответствияволи представителей воле народа относительно общей политики государства или егооргана возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Еслиустановленный режим в целом не соответствует жела­ниям и надеждам народа, есливоля и интересы правителей про­тиворечат воле и интересам народа, то последнийволен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типаправления или нового персонального состава прежних государственных структур.Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимопризнать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образправления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народаестественной его принадлежностью.[37]
 Итак,представительная демократия —  это осуществление народом власти черезвыборных полномочных представителей, которые принимают ре­шения, выражающиеволю тех, кого они представляют: весь народ, на­селение, проживающее на той илииной территории.
Выборноепредставительство — важнейшее средство, обеспечиваю­щее подлинноенародовластие. Выборное представительство образуют избираемые народомгосударственные органы и органы местного само­управления.[38]

 
 
 
 
                                          
Заключение.
Проведённоеисследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российскойдемократии и таких её основных  институтов, как – референдум и выборы.
Преждевсего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим дляРоссийского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и этообусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народдействительно должен принимать реальное участие в управлении государством,поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важныегосударственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях,поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременныматрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации:референдумом и выборами.
Конечно,существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но вдальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станетболее эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшееколичество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес егопредставителей.

Списокиспользованной литературы и нормативных источников.
I.Нормативныеакты.
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря1993 года // Информационно-справочная система Гарант.
2. ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (сизменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) // РГ. 1995. 1 сентября; СЗРФ. 1995. №35. Ст.3506.
3. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»  (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г.,23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002. 15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.
II.Специальная литература.
1. КомароваВ. Ф. Формы  непосредственной демократии в России: Учебное пособие. -  М.:Феникс, 1998.
III.Учебная литература.
1.  Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. — М.: НОРМА,1998.
2.  Григонис В. П.,Григонис Э. П. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.:  Питер, 2002.
3.  Коваленко А. И.Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и закон, 1997.
4.  Ковешников Е. М.Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.: НОРМА,  2001.
5.  Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России:Учебник. —  М.: Юристъ, 1999.
6.  Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.:Юристъ, 2001.
7.  Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ:Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.
8.  Стрекозов В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право РФ: Учебник.– М.: Новый юрист, 1997.
9.  Хабриева Т. Я. Парламентское право России: Учебник. – М.: Юристъ,2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перспективные направления развития и применения социологии в современном мире
Реферат Англия в 1870-1914 гг
Реферат Правове регулювання ринків фінансових послуг
Реферат Правовая сторона проблемы миграции в г. Сургуте
Реферат Правовая система Великобритании
Реферат Truman And The Cold War Essay Research
Реферат Антикризисное управление и методы прогнозирования банкротства предприятия
Реферат Правове регулювання охорони та використання надр
Реферат Правовий стан вільних та рабів у античній державі
Реферат Мировая экономика: структура и основные субъекты
Реферат Блеск и нищета рекламы на телевидении
Реферат Повышение точности и устойчивости системы автоматического управления
Реферат Правовий статус територіальної громади
Реферат Селекция Работа советских селекционеров в годы ВОВ
Реферат Шляхи удосконалення сучасного уроку