Введение
Тема курсовой работы выбрана потому, что право и государство
неразрывновзаимосвязаны друг с другом, но каждая страна строит
правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности
историческогоразвития. Поэтому правовые системы различных государств
отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие
бываеточень значительным. Но также следует заметить, что отдельные
страны оказывают на другие государства непосредственное влияние,
имеющее как политический, идеологический, так и экономический
характер. В результате этого внутри права одного государства
сосуществуютразличные правовые системы.
В работе сделана попытка исследовать проблему о том, что в
настоящееевремя известно пять правовых систем: романо-германская,
англо-саксонская,мусульманская, обычное право Африки, право Индии.
Право Украины тяготеет к романо-германской правовой системе, где
основусоставляет писаное право и законы. Но в целом Украина нуждается
вкоренном переустройстве права, в пересмотре законодательства. Сейчас
осуществляется реформа права в Украине, и изучение особенностей
правовыхоснов других стран очень актуально на данный момент, так как
это поможет проанализировать Украинское законодательство, позволит
использовать положительные моменты и избежать отрицательных
последствий.Поэтому эта тема также является актуальной.
На данном этапе развития Украинской государственности роль
юридической науки очень важна, так как она, учитывая опыт других
государств, может выработать четкую программу развития права путем
демократизации и гуманизации законов, увеличением их значения в
государстве,повышением уровня свобод личности.
Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых
системсовременности, закономерности их становления и развития. В
настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить
правовыесистемы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы
отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень
культурынарода, то их изучение позволяет восстановить понятие об
общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и
обязанностей. Актуальность этой темы, еще заключается в том, что мы
можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует
сейчасв Украине, используя при этом опыт иностранных государств.
Украина - страна кодифицированного права. На данном этапе
развития, когда наше государство и право находятся в стадии
становления, освоение особенностей правовых системы мира является
катализаторомв улучшении международных отношений и положения Украины
намировой арене.
2I. Понятие правовой системы
Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода
к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между
собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по
отношениюк человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными
определениями понятия права отражающими и раскрывающими его
существенныечерты, в научном проведении было обосновано и утвердилось
понятие«правовая система». Правовая система - это основанная на
государственной воле господствующего класса или всего общества
совокупнаясвязь права, правосознания и юридической практики. Это
понятиеохватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное,
организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового
феномена.
У отдельных авторов содержаться разные взгляды на элементы
правовой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают. В
работахроссийских ученых структура правовой системы характеризуется
тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы,
принципыи институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений;
втретьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей,
свойственныхданному обществу, правовая культура.
Близкая к этой характеристика элементов правовой системы
содержитсяв книге американского исследователя Л.Фридмена «Введение в
американскоеправо», где выделены правовые явления, объединенные также
втри группы.
Первая группа, называемая автором «структура», включает принципы
правовойсистемы и правовые учреждения; вторая — «сущность» объединяет
нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения,
«живойзакон», нормы, которые принимаются; третья группа — «правовая
культура»включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы
иожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению
Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет
отношениек правовой системе.
Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в
«широком смысле», объединяют в качестве основных элементов этой
сложнойструктуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые
учреждения,правовую культуру.
Правовая система каждого государства отражает закономерности
развития общества, его исторические «национально-культурные „
особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая
имееткак общие черты с правовыми системами других государств, так и
отличияот них, то есть специфические особенности.
Возникновение и история развития правовой системы государства
свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы
воздействует вся духовная культура общества: религия, философия,
мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое
влияние оказывает политика, политическая культура. Современная
правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже
времясвидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в
законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере
регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в
регулированиидругих сфер общественной и государственной жизни.
Расширению взаимодействия правовых систем способствует Организация
Объединенных Наций, насчитывающая в настоящее время свыше 180
государствчленов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты
суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных
актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулированию
конфликтовмежду государствами. Правовые системы по сходству, единству
ихэлементов объединяются в группы, “правовые семьи». Группировка
правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе
юридическогоподхода, при котором за основу берутся источники права,
иличастное или публичное право, другие юридические качества.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское
право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала
важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе
романо-германскойпpавовой системы, «правовой семьи». Свои ценности,
особенностиприсущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и
ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского,
иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала
религия.
2II. Разновидности правовых систем
_1. Романо-германская правовая система
Одной из основных правовых систем современности является
романо-германскаяправовая семья. Это яркий пример того, как внутри
одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых
систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи
является то, что она покоится на нормативноправовых актах, которые,
как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах
законодательстваосновывается право Франции, Германии, Испании, Италии
ит.д. Право нашей страны также тяготеет к романогерманской правовой
семье.
На само становление романо-германской правовой системы повлияло
право Древнего Рима, и сейчас она существует на заимствованных из
римскогоправа основных понятий, правовых институтов.
«Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим
временамантичности ( и в этом смысле представляя феномен исчезнувшей
цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь
римскогоправа в науке и юридической практике позднего Средневековья,
Возрождения, Нового времени ) в современной юридической культуре и в
современныхсистемах права римское право не имеет непосредственно
действительногопрактического значения. Внимание, которое заслуженно
принятоуделять римскому праву в рамках общего научного познания права
в свое историческое время оказало влияние на становление национальных
правовыхкультур всей так называемой романо-германской правовой семьи
( к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской
Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними
качествамисобственно римского права, обязанными как мгновенной работе
надним ученыхюристов и правоведов-практиков, так и особым культурным
условиямего первоначального возникновения». 51
Многие термины из философии права и юридической практики взяты
именно из римского права: «юстиция», «республика», «конституция»,
«мандат», «казус», хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с
ихпервоначальным смыслом.
По С.С. Алексееву «романо-германская правоструктурная общность,
характеризуется таким высоким уровнем нормативных обобщений, который
основанна прямых системных кодифицированных актах законодательных и
иных правотворческих органов и выражен в абстрактивно формируемых
нормах, в формировании логически-замкнутой нормативной системы» 52
Другими словами право в странах, относящихся к романо-германской
правовойсемье, проявляется в виде закона.
Экономическое, социально-политическое развитие общества является
основным источником становления национальной правовой системы. В
странах Европы, которые тяготеют к романо-германской правовой семье,
такими условиями развития стали: феодальная раздробленность,
формированиецентрализованных государств, становление буржуазии, как
господствующегокласса. Здесь стали управлять при помощи законов и
кодексов, в которых четко определялось: что не запрещено, что
разрешено. В этом заключаются особенности права континентальной
Европы.
Говоря о романо-германском праве, мы говорим о правовой культуре,
основанной на юридической системе Древнего Рима. Однако «вопреки
_______________________________
51 0Омельченко О.А. Основы римского права: учебное пособие
иманускрипт., 1994 г. с.6.
52 0Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая
литература1981г.
довольнораспространенному мнению, романо-германское право опиралось
непосредственно на римское частное право — право конституционного
характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное ( да
и то, после своего расцвета ) в компиляции свода законов Юстиниана.
Упомянутыедостижения правовой культуры являются, скорее, элементом
духовной жизни Возрождения, созданным в западноевропейских
толкователями положений римского частного права - глоссаторами,
историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том,
чтоони на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи
Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные
формулы, заложенные в римском частном праве. Они-то, эти логические
принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология
римскогоправа, и могут быть охарактеризованы в качестве материалов
правовой культуры, которая была воспринята законодательством
континентальнойЕвропы, а затем через более совершенные достижения его
( Кодификацию Наполеона, Германское Гражданское уложение и др. )
распространилосьна многие страны мира». 51
Во всех странах романо-германской семьи признается деление права
напубличное и частное, известное еще со времен Римской империи и
ставшееклассическим.
Публичное право регулирует отношения субординационные,
базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения
обязанныхлиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут
бытьизменены, дополнены участниками правоотношений.
Частное право опосредствует отношении между равноправными,
независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы,
действующиелишь в той части, в которой они не изменены, не отменены
ихучастниками.
К сфере публичного права относятся конституционное, уголовное,
административное, финансовое, международное право, процессуальные
отраслиООН, институты Трудового права и т.д.
В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое,
международное частное право, ООН, институты трудового права и
некоторыедругие.
Однако такое деление в огромной степени потеряло за последнее
время то значение, которое имело на первых этапах развития
континентальногоправа, но тем не менее все еще остается важной
характеристикойструктуры современных национальных правовых систем.
Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.
Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей
юридическойсилой и распространяются на всю территорию государства,
всех его граждан. Заметим приоритет по отношению ко всем остальным
источникам права. Он может запрещать или легализировать обычаи,
отдельныеположения судебной практики, внутригосударственные договоры.
Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на
конституционныеи обычные. Во всех странах системы закреплены принципы
приоритетаконституционных законов над обычными.
Кроме законов в странах романо-германской системы принимается
множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции,
циркуляры,другие документы, издаваемые исполнительной властью.
Вторым источником романо-германского права является обычай,
который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того обычай
исполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости
законодательныхрешений.
Третьим источником романо-германского права с определенными
оговоркамиможет быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок
_______________________________
51 0Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая
литература1981г.
сводитсяк тому, что согласно действующей доктрине, нормы права могут
приниматься только самими законодательными или уполномоченными
органами. Судебные практики верят лишь толкователям закона или
каким-либодругим нормативным актам.
«В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают
интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в
зависимостиот конкретных экономических, социальных, национальных и
международныхотношений в данный исторический период». 51
Но все сферы общественной жизни не сразу подвергались нормативному
регулированию. Поначалу оно захватило лишь сугубо государственные
интересы, а частные, имущественные и брачно-семейые продолжал
регулировать обычай и судебная практика. Но постепенно нормативное
регулированиераспространилось на все сферы, области общественной
жизни:как государственную, так и частную, и стало единственной формой
правовогорегулирования.
Нормативно-правовые акты создаются специальными компонентными
государственнымиорганами или же в результате референдума.
_______________________________
51 0Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное
пособиедля высших учебных заведений ( под редакцией
профессораВ.Г. Стрекозова): М.И.П.П. «Отечество» ;
1993г.с 179.
_2. Англо-саксонская правовая система
Ярким примером страны с англосаксонским или общим правом является
Великобритания. Однако англичане не дают четкого определения общего
правассылаясь на то, что оно не где не записано и при этом отражает
сущностьанглийского правосознания, дух справедливости. «Общее право -
этодревнее право страны, сформированное из обычая и интерпретирован-
ноесудьями при рассмотре конкретных дел», — так характеризуется общее
правов статье доктора юридических наук «Характерные особенности сов-
ременной английской уголовной юстиции». Общее право соединяет в себе
нормы, которые сложились в процессе судебной практики, то есть по ре-
шениямВысшего апелляционного суда Великобритании и палатой лордов, а
неустановленные законодательными актами.
Правовые системы многих стран относятся к англосаксонской правовой
семье. Среди них Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, то есть в основном
этобывшие колонии Англии.
Общее право - это такая правовая система, главным источником
которойявляется судебный прецедент. С латыни прецедент переводится
как «предшествующий». Сейчас прецедентом называется решение суда по
конкретному делу, причем обоснование данного решения становиться
правилом, обязательным для всех судов той же или более низкой
инстанцииили при рассмотрении аналогичных дел. Как уже было сказано
выше, судебный прецедент является основой всей англо-саксонской
правовойсистемы. При создании судебного прецедента судья не создаёт
новую правовую норму, он обобщает то, что «вытекает из общих начал
права, заложенных в человеческой природе». На самом деле судья имеет
право не применять судебный прецедент из-за каких-либо особенностей
рассматриваемогодела, также он может вывести новое правило или по
своему усмотрению выбрать прецедент из их огромного количества и по
своему его объяснить. Следовательно, судья имеет весьма широкие
полномочия. В юридической литературе право государства, которое
основываетсяна судебном прецеденте называется не иначе, как «право,
создаваемоесудьями».
Прецедентное право родилось в Англии. Здесь законы хотя и не
регулируютотдельные области общественных отношений, но не соединены в
однусистему. Те области, которые не урегулированы законом, толкование
иприменение законов определены в общем праве.
Фундаментом для становления общего права стали местные обычаи и
обобщения практики королевских судов. Даже в настоящее время в общем
праве сохранились многие элементы ( институты, термины) права,
сложившиесяеще в период его формирования. Использование древних форм,
особого «юридического языка», умение находить нужный судебный
прецедент, исключат возможность работы в судебных органах лиц без
специальной юридической подготовки. Ф. Энгельс характеризовал
английское общее право так: " Адвокат здесь все: кто достаточно
основательнопотратил свое время на эту юридическую путаницу, на этот
хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределенность
законаповела, естественно, к вере в авторитет решений прежних суде в
аналогичных случаях: этим она только усиливается, ибо эти решения
точнотакже, взаимно противоречат друг другу". 51
Одновременно с общим правом в Англии в XIV веке действовало право
справедливости. Оно складывалось постепенно. Формализм общего права
лишал граждан возможности обратиться к королю с просьбой «о милости и
справедливости». Количество жалоб становилось все больше и больше, и
_______________________________
51 0Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание в 50-томах,
-т.1,с. 693.
поэтомупри лорд-канцлере стал создаваться целый аппарат по разрешению
подобныхдел. Со временем его стали называть канцлерским судом. Второе
название этого суда — суд справедливости, так как считалось, что он
руководствуетсяпринципами справедливости, а не нормами общего права.
Особенно большие полномочия суд справедливости имел в области
гражданскихправоотношений, так как экономические потребности росли
быстрее,чем развитие общего права.
Но отменить решение суда общего права, на которое пожаловались,
решение суда лорд-канцлера не могло. Оно было в праве лишь изменить
его либо парализовать.«В праве справедливости сложились такие
специфические институты англо-саксонского права, как доверительная
собственность(»трест"), исполнение договоров в натуре". 51 0 «Дуализм
общего права и права справедливости усложнил и без того громоздкую
системуобщего права. Однако правовые институты, сложившиеся в праве
справедливости, четко ограничиваются от институтов общего права. В
теориии на практике притязания, основанные на праве справедливости,
отделяютсяот субъективных прав, основанных на общем праве. В 1873 г.
правосправедливости было включено в систему общего права.» 52
Во всех странах, правовая система которых основана на общем праве,
оностроится по общей доктрине. Но это не значит, что, например, все
правовые институты и формы сложившиеся в праве Великобритании,
действуюти на территориях США, Канады и т.д. Здесь устаревшие формы
общегоправа устранены, и хотя есть ссылки на английское общее право,
но судебные системы этих стран основываются только на своих
прецедентах.
В общем или англосаксонском праве "… повышенное значение придано
процедурно-процессуальнымправилам, и правовая система, не выраженная
вабстрактно формулируемых правилах, в структурно сложном, в логически
замкнутом построении, носит характер «открытой» системы методов
решенияюридически значимых проблем. В соответствии с этим правовые
системы данной общности имеют облик нормативно-судебной и в массовом
правосознаниипроявляются в качестве таких, где на первое место
выступаетнепосредственно субъективное право, защищаемое судом.
Значительно, что экономический, социальнополитический источник
национально-правовых система англоамериканской группы в принципе тот
же,что и в странах континентальной Европы. Это необходимость усиления
центральной политической власти, государственнополитическое
объединениестраны. Но в Англии — прародительнице общего права (общего
в том смысле, что оно вырабатывалось для всей страны в противовес
местнымобычаям ) назревала потребность упрочения централизованной
власти встретилась с иным элементом государственной системы,
отрабатываемыеими и закpепленные в протоколах решения, точнее их
логическая суть, идеи стали прецедентами - образцами для решения
аналогичныхюридических дел в будущем и тем самым приобрели значения
материалов, из которых в основном и сформировалась правовая система
Англии,а затем и некоторых других стран". 53
Общее право — это право судебной практики, то есть оно сложилось
благодаряпрактике королевских судов в Великобритании даже сейчас плюс
к тому, что применяются старые нормы права, создают новые.«Правила,
содержащиесяв судебных решениях, согласно английскому праву должны
применятся и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего
праваи поставлено под угрозу само его существование.
В Англии сложились следующие правила и пределы действия
_______________________________
51 0Халфина Р.О. Договор в английском гражданском праве.
1959.С.16
52 0БСЭ. Москва. 1975. Т.20, с. 431.
53 0Алексеев. Общая теория права — М. Юридическая
литература,1981, т.1, с.51.
прецедента:
а) решения, вынесенные палатой лордов, составляют 5 0обязательные
прецедентыдля всех судов, для самой Палаты Лордов;
б) решения, принятые Апелляционным Судом, обязательны для всех
судов, кроме Палаты Лордов;
в) решения, принятые Высшим Судом правосудия, обязательны для
низших судов.» 51
В качестве примера можно привести подстрекательство. Этот вид
преступлениясчитается самостоятельным, несмотря на то, что было или
небыло совершено основное преступление. В первые об этом было сказано
в деле Хиггинса в 1801 году и с того времени используется как уголов-
но-правовоепредписание, хотя оно и не закреплено в законодательном
акте.
Общее право Великобритании регулирует четко определенный круг
общественныхотношений. К преступлениям, рассматриваемым судами общего
права, относятся: заговор и измена и их различные формы, не донесение
обизмене, различные виды убийства.
«В законодательной деятельности в области уголовного права можно
отметить, по крайней мере, две особенности. Первая из них заключается
втом, что законодательная регламентация почти не касается вопросов
общей части, английского уголовного права; принципы уголовной
ответственностив основном остаются сформулированными общим правом.
Вторая особенность касается формы уголовных законов. Привыкнув к
прецеденту, то есть к решению суда по конкретному делу, английский
юрист предъявляет такие же требования и к форме парламентского
статуса, пологая, что он должен быть максимально подробным. Причем
предполагается, что такая деятельность законодательных формулировок
призванаобеспечить единство судебной практики.
Чрезмерно статутная детализация позволяет судам отступать от
закона, не применять его при наличии малейших отклонений конкретного
делаот описанной в законе ситуации, либо, наоборот, расширять сферу
егодействия». 52
Когда в Англии издается закон, он вступает в свою силу только
тогда, когда его начинают применять суды. Судья в праве при
рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести
поданному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи
отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом
порядке. Лишь немногие специалисты досконально знают норму общего.
Формирование в Великобритании общего права имеет свои корни еще в
глубинах социально-экономических процессов. «Английская мораль не
простокультивирует пристрастие к старине. Прошлое, проповедует она,
должнослужит как бы справочной книгой, чтобы ориентироваться в
настоящем. Сталкиваясь с чем-то непривычным и незаконным, англичане
прежде всего инстинктивно оглядываются на прецедент, стараются
выяснить: как в подобных случаях люди поступали прежде?. Если новое
приводитангличан в смятение, то пример прошлого дает им чувство
опоры. Поэтому поиск прецедентов можно назвать их излюбленным
национальнымспортом» 53
Благодаря прецеденту и «Судебному развитию права» само право
_______________________________
51 0Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное
пособиедля высших учебных заведений.(под редакцией
профессораВ.Г. Стрекозова — М: И.П.П. «Отечество», 1993,
с.144-145.)
52 0«Советское государство и право». Издательство «Наука»,
№6,1981 г. «Характерные особенности современной
английскойуголовной юстиции», с. 133.
53 0 Овчинников А.В. «Сакура и дуб» — М: издательство
«Художественнаялитература», 1987, т.2, с. 77-78.
делается очень подвижным, то есть изменения в законодательство
вводятся без широкого обсуждения и громоздкой, сложно законодательно
процедуры.
Хотя общее право в Великобритании и является очень сложной и
противоречивойсистемой, отличается архаичностью, но зато именно это
помогаетсудьям применять именно тот прецедент, который соответствует
данному моменту. «Правосудие исходит в своих оценках только из
поступков, а не из побуждений. Если адвокат будет строить защиту
обвиняемогона объяснении мотивов или обстоятельств, которые толкнули
его на подобный шаг, он вряд ли выиграет дело в Лондоне, где куда
надежнееисходить из какого-то сугубо технического пункта закона» 51
Одной из главных причин того, что англо-саксонкие системы права не
кодифицированы, является их гибкость. Как пример можно привести
Великобританию, где даже сейчас нет единого уголовного кодекса. Все в
техже Великобритании и США уголовный процесс представляет собой
состязаниесторон, причем как в стадии предварительного следствия, так
ипри судебном разбирательстве. Спор между сторонами разрешает суд.
В США предварительное следствие по делам, которые подлежат
юрисдикцииотдельных штатов, производится судом низшей инстанции. Этот
судопределяет качество законодательств, которые предъявляют стороны,
азатем решает, достаточно ли оснований для обвинения.
Кроме того, в Америки в функции судей входит не только применение
права к конкретным делам, то есть правоприменение, но и
правотворчество.
«Считается, что судья, как и законодатель, в своей нормотворческой
деятельности обязан исходить из исследований социальных,
экономических, политических и научных фактов, относящихся к жизни
определенных социальных групп или всего общества. Данный круг фактов
принятоназывать законодательными фактами.
Иными словами, к законодательным относятся факты, положенные в
основурешения, имеющего законодательный эффект. Бесспорность фактов
определяется судом в каждом конкретном случае и полностью зависит от
егоусмотрения» 52 0.
Присяжные заседатели осуществляют судебное разбирательство. В
большинстве случаев по закону сбором доказательств занимается
потерпевший, но на самом деле имущие люди нанимают для этого
квалифицированныхюристов. «В остальных случаях эту функцию выполняет
полиция, и на суде полицейские чины выступают фактически как
обвинителии как свидетели. В таких условиях роль полиции в уголовном
процессе приобрела столь внушительные размеры, что вызвало серьезные
нареканиядемократической общественности. Были применены кардинальные
меры,но проблема эта фактически еще не решена». 53
«Судебному праву предшествовало „Свободное судейское усмотрение“.
Сторонникамитакого вида права были П. Канторович, Е. Эрлих, Г. Исей.
Поэтой концепции судья является более совершенным выразителем права,
нежелизаконодатель. Поэтому предлагается расширить полномочия судей,
чтобыони были в праве решать некоторые дела „против закона“ и играли
главную роль в правотворчестве. Поэтому поводу немецкий профессор В.
Хассимерговорит: „Критика закона и догматики, активизировавшаяся в
последнее время, направила понятие позитивного права в сторону
конкретного правового решения... Как следствие судья получил
возможность правотворчества, и это стало его задачей... Тем самым
понятиепозитивного права в том виде, как оно используется в новейшей
теоретико-правовойноменклатуре, скорее приближается к представлениям
_______________________________
51 0Овчинников А.В. “Сакура и дуб» — М: издательство
«Художественнаялитература», 1987, т.2, с. 20
52 0«Советское государство и право». Издательство «Наука»
1981. 5 0«Советское право, как объект общей теории права», с. 31.
53 0«Всемирная история государства и права». М.:
«Манускрипт»1994, с.43.
болееблизким к понятию «судебное дело», чем к кодифицированным
системамправа".
В США к прецеденту, как к источнику права относятся более
упрощенно, чем в Великобритании; поэтому здесь позволяются различные
измененияв судебной практике. В государствах, которые принадлежат к
англо-саксонской правовой семье, хотя законодатель и приобретает все
большее значение, но судебный прецедент как был, так остается
источником права. Это выражается в том, что сохранились правовые
институты, которые регулируются общи правом. Кроме того «в силу
исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой
системывсе вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают
огромнымколичеством судебных прецедентов, без которых они попросту не
могут функционировать, поскольку же истолковывают, уточняют и
развиваютлаконические законодательные формулировки». 51
С начала ХХ века как источник английского права все большее
значение приобретает делегированное законодательство, особенно в
здравоохранении, образовании, социальном страховании, но и по
отношению к некоторым правилам судопроизводства. Правительство от
именикоролевы и Тайного Совета «издает приказ в Совете», который
считаетсявысшей формой делегированного законодательства. Менее важные
актыиздают министерства и другие органы исполнительной власти.
«В Англии законы почти всегда являются отростками обычаев и
традиций. Те самые нравы и обычаи, без которых сложились законы,
создали и тех, кто должен им подчинятся; так что люди воспринимают
законы, как разношенные туфли. В отличие от французов англичане не
испытывают к законам ревнивого чувства ибо убеждены, что они
существуютдля общего блага и имеют одинаковую силу для всех. Они не
испытываютк ним пренебрежения, в отличии от американцев, для которых
многиеновоиспеченные законы подобны тесной, еще не разносившейся
фабричнойобуви. В этом один из секретов законодеятельности англичан.
В Англии, как ни в одной другой стране, можно делать что угодно,
не подвергаясь расспросам, упрекам, не вызывая сплетен и даже не
привлекаяудивленных взглядов. Зато при любом правонарушении путь от
полицейского до суда и от суда до тюрьмы здесь куда короче, чем
где-либоеще». 52
Ясно, что судебная практика является неотъемлемой частью правовой
жизни, а право применения — одно из необходимых условий существования
права вообще. В странах с англо-американским правом первая
непосредственновлияет на развитие права.
«Законодательное право не исключает судейского. Оно само нуждается
всудейском праве, чтобы не окаменеть». Когда судья подчиняется
закону, он делает это бездумно, автоматически, не в коем случае не
отклоняясьот буквы закона.
В зависимости от того, как правовая система отражает настоящие
отношения, можно судить о том, насколько она развита. Демократизм
законодательства позволяет судьям вести себя более активно в рамках
общейсвязанности с законом и влиять этим на дальнейшее развитие
права.
В Украине судебный прецедент не является источником права, но он
непосредственновлияет на ее национальную правовую систему. К судебной
практикеи прецеденту можно подходить с двух сторон. По опыту 70-80-ых
_______________________________
51 0Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник
— М.: Юридическая литература, 1993, с. 27-28.
52 0Прайс Кольер (США). Англия и англичане с американской
точкизрения, 1912.
годов, когда в брежневскую конституцию была включена норма о
применениесудебной практики, мы можем говорить о том, что это далеко
невсегда возможно, так как руководствуясь все той же практикой у нас
захозяйственные преступления могли приговорить даже к смертной казни.
На мой взгляд, в Украине судебная практика может стать источником
праватолько тогда, когда законодательство будет отвечать интересам
личности,а не велениям времени и интересам политиков.
_3. Мусульманская правовая система
Правовые системе 45 афро-азиатских государств ( от Марокко до
Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее
мусульманскими считаются 33 страны ( Иран, Афганистан, Турция,
государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и
т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам
провозглашенв конституциях государственной религией.
Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день
являютсярелигиозные писания: Сунна, Коран и т.д.
Мусульманское право как система образовалось еще в VII-X вв. в
Арабском Хамефате. Основное содержание мусульманского права -
вытекающиеиз ислама правила поведения верующих и наказания (обычно
религиозноготолка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское
правораспространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех
странах, где мусульмане есть основной частью населения, оно
дополняетсязаконами и обычаями, кодифициpуется и модифицируется в
связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие
этого выполняется религиозное мусульманское право и право
мусульманскихгосударств.
В 1869-1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи
былаиздана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до
1926г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее
действиечастично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.
«Во второй половине XIX века в мусульманских странах были
применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие
законодательства,частично на основе рецепции права западноевропейских
стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных,
наследственныхи некоторых других отношений». 51
Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно
представляетсобой одну из многих сторон религии ислама, которая
устанавливает определенные правила и объект верования, а также
указываетверующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так
называемый путь следования («Шар» или «Шариат») и состовляет само
мусульманскоеправо, а оно-то уже и диктует мусульманину правила
повденияв соответсвии с религией.
«В основе мусульманского права лежит четыре источника:
1) Священная книга Коран, состоящяая из высказываний Аллаха, об-
ращенныхк последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2) Сунна - сборник тардиционных правил, касающихся действий и
высказыванийМагомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3) Иджма — конкретизация положений Корана в изложении крупынх уче-
ных-мусульманистов;
4) Кияс — рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,
которые не охватыавются предидущими источниками мусульманского
права. Таким суждениям предается законный, общественный харак-
тер» 52
Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются
населением мусульманских стран и воспринимаются как обязательные
правилаповедения. Интересно также и то, что «мусульманское правовое
развитие арабских стран осущетсвляется прежде всего через правовую
идеологию и писхологию... Сфера мусульманского права, как
идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки
примененияего конкретных нормативных предписаний». 53
С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал,
_______________________________
51 0БСЭ — М.: 1975, т. 20, с.203.
52 0Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное
пособиедля высших учебных заведений. ( под редакцией
В.Г. Стрекозова) — М.: И.П.П. «Отечество», 1993, с.146
53 0«Советское государство и право». Издательство «Наука»,
№1,1979, Сукиянен А.Р. «Мусульманское право как объект
общейтеории права»; с.49.
догматическиеи культовые особенности, но социальные институты, формы
собственности, особеннности права, философии, политического
устройства, этики, морали и соцальной психологии, хотя духовная
сторона стяла все же на первом месте. В отличии от христианства,
котороеотделилось от государства еще XVI-XVII веках после буржуазных
революций, ислам и по сей день является государственной религией.
Исламкак система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе
элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений;
системанорм, регулирующих социально-экономическую структуру общества;
общиепринципы государственного устройства.
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным
законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса( Иджма )
ианалогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и богословы считают, что
регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и
этическаястороны общественной жизни, отношения граждан как между
собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы,
освещенныеволей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем
конституционныенормы, написанные человеком. С этим как раз и связано
то, что в Саудовской Аравии нет писанной конституции, а ее место
занимаетКоран.
Еще со времен зарождения у мусульман средневековой
государственности в ее основе лежат два главных принципа:
совещательность(шурс, когда правители принимают решения коллективно),
исуверенитет шариатских законов. «Принцип совещательности, заложенный
вКоране, не получил своего юридического закрепления в институтах
средневекового государства, а потому и не приобрел обязательного
характера.Что касается соблюдения шариатских норм или „божественного“
законодательства, то это всегда являлось непременным условием
легитимизмалюбой государственной власти» 5 1
Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в
выборахправителя, но основным принципом выборов является принцип
«достойных представителей», то есть выборы - это идеал «особенно
одаренных».Только «охлюль-хальваль-акад» или особая категория знатных
в праве советовать правителям и решать, является ли их политика
законнойпо отношению к норам шариата. Законотворческая функция этой
группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии
законов главы государства, постановлений правительства и иных
нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с
деятельностьгосударственного Совета во Франции, Верховного Суда в
США,в функции которых входит конституционный надзор.
Конституционные принципы в мусульманских государствах начали
складываться во время англофранцузской колонизации, а именно в 1861
былаиздана беем Туниса первая конституция.
Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих
странах,среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от
него отказались. Во многих государствах мусульманское право
конституционносчитается основой законодательства. Оно применяется по
многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях, до сих пор
сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и
Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право.
Хотямусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые
системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается
тенденцияк применению таких источников права как правовой обычай и
нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех
мусульманских стpанах влияние мусульманского права ограничивается
брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми,
которые входят в понятие «личный статус». Египет был первым
государством, которое отказалось еще в конце XIX века от
мусульманскогоправа, как от единственного источника права. В качестве
примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается
странойтрадиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в
судопроизводстве и законодательстве «двойные стандарты», а в
коммерческомправе приоритет уже отдается «англоамериканскому» праву.
_______________________________
51 0«Советское государство и право». Издательство «Наука»,
№11,1982, Георгиев А., «Ислам и проблемы развития
государственно-политическихсистем в мусульманском мире»,
с.101.
_4. Обычное право Африки
Рассматривая и характеризую социально-политический строй и
правовые системы африканских государств, необходимо сначала учесть
особенностиобычно-правовых элементов, их разнообразие и сложность,
таккак они содержаться в экономике, политике и праве этих стран.
Хотя страны Африканского континента и были очень долгое время
колониями более сильных государств, которые навязывали свои правовые
системы, но несмотря на это сохранились и местные правовые обычаи и
религиозно юридические нормы. Во многих странах пересматриваются
колониальныезаконодательства, чтобы найти необходимые условия для
дальнейшего развития. Прежде всего это касается конституционного
законодательства. Но все равно еще до сих пор действуют многие акты
колониальногопериода.
Одной из самых характерных черт, присущих праву африканских
государств , является их неоднородность. Кроме того, что здесь
действуетколониальное законодательство, огромное влияние оказывает и
национальное право, а в некоторых странах и довольно-таки обширная
система религиозно правовых норм, которая регулирует в основном
гражданскиеи брачно-семейные отношения. В конце концов, почти везде
распространенправовой обычай, регулирующий отношения характерные для
родоплеменнойорганизации общества и феодализма.
Среди условий, которые оказали влияние на то, что социальные
обычаи переросли в правовые, главными являются сила привычки,
внутренняя необходимость следовать этим обычаям, насильное
принуждение, принадлежность к определенному племени, роду, полу и
возрасту, развитие патриархально-феодальных отношений, укрепление
власти родоплеменной знати, утверждение в обычаях имущественного и
социальногонеравенства. Но самым главным фактором стало образование
государств, когда обычаи получили санкцию уже со стороны
государственной власти, а, следовательно, окончательно приобрели
правовуюформу.
«В африканских государствах в доколониальный период суде не был
еще обособлен в специальный орган и его роль была условной в роли
общества. Африканцы свободно пользовались своими правами и в
соответствии с обычным правом судебный процесс не был детально
регламентирован правилами судопроизводства, он отличался
неформальностью» 51 0Прав всегда был более богатый и знатный.
В связи с колониальными завоеваниями и внедрением английского
права,насильственной трансформацией обычаев в правовую форму, обычное
правоАфрики изменилось, развилось и эволюционировало.
«В так называемых туземных судах не было проблемы установления
обычногоправа и судьи хорошо его знали» 52 0 Несмотря на то, чтопровозг-
лашеновсеобщее равенство перед судом, все равно решение 5 0суда опреде-
ляетсяпо социальному положению физического лица, которое определяется
попризнакам расы, происхождения, пола и т.д.
В правовых системах африканских государств переплетаются и
органически сосуществуют три вида права: общетерриториальное,
религиозное и обычное. Как раз эта целостность и органичность и
являетсяочень интересной особенностью этих правовых систем. Но в
настоящее время значение обычного права уменьшается и повышается
значение общетерриториального права. Унифицируясь, обычное право
становиться писаным правом и, наконец, объединяется с
общетерриториальным.
Некоторые отрасли права, как, например, право собственности,
результируютсякак нормами обычного права, так и нормами колониального
_______________________________
51 0Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки»
— М. «Наука», 1984, с.15.
52 0Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки»
— М. «Наука», 1984, с.24.
происхождения.В Танзании многие нормы обязательного права английского
происхожденияне воспринимаются людьми, т.к. они идут в несоответствии
сместным правом.
Взгляды населения Африканского континента в основном
сформировалисьна таких традиционных институтах, как религия, мораль,
обычай.
Алексеев С.С. относит обычное право Африки к религиозно-общинным
юридическим системам. Он пишет, что «они существуют в
традиционно-достойномвиде, находясь в состоянии, которое регулируется
формами- религиозными, обычно-общинными и другими».
В соответствии с этим правовые системы имеют облик
нормативно-догматизированных, традиционных, и в массовом правовом
сознании проявляющихся в качестве таких, где основная регулирующая
сила- религиозное учение: догма веры, непогрешимость традиций.
Перед нами, в сущности, застывшая во времени предыстория права,
системы социального регулирования, которое в силу своих особых
экономических, политических, духовно-правовых условий получают
однобокое, негармоничное развитие с известным приоритетом таких
регулирующихформ, как религия, традиции, обычаи и др." 51
_______________________________
51 0Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки»
— М. «Наука», 1984, с.15.
_5. Индусское право
Индусское право составляет систему религиознотрадиционной семьи и
являетсядревнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины,
котораяв Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в
странахна восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании,
Уганде, Кении, исповедующей индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает
своихпоследователей помимо принятия на веру определенных религиозных
догми к определенному миропониманию.
В настоящее время индусское право распространяется - 300-350
миллионов индусов. Подавляющее большинство из них проживает в
республикеИндия.
Индия является одной из крупнейших стран мира. Ее население, мало
того, что очень велика, но еще и многонациональна, поэтому существуют
различияво внешнем облике, языке, обычаях.
Религия занимает в жизни индийцев одно из важнейших мест, поэтому
законодательство индии идет в соответствии с канонами религиозного
права. Государственной религией считается индуизм, его исповедуют 83%
населения, около 12% отдают предпочтение исламу, остальные исповедуют
другиерелигии.
Индия долгое время была колонией Англии и только в 1947 г.
английскийпарламент утвердил Закон о независимости Индии. После этого
вместо Британской Индии образовалось два доминиона — Индийский союз и
Пакистан. Этот раздел произошел из-за религиозных убеждений.
Религиозные разногласия привели к кровавой войне, особенно тяжелые
последствиябыли в Пенджабе.
Индуизм является национальной религией индийцев, так как она здесь
зародиласьи распространилась в пределах индии. Главная идея индуизма
- учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с
кармой, то есть живой облик в будущей жизни является воздаянием за
хорошее или плохое поведение, за поступки в этой жизни. Если ты
добродетельныйчеловек, все воплощения приведут мокше, после чего
перевоплощениябольше не происходят.
«Поэтому для правоверного индуса главным является не
приверженностьне доктрине, а традиционному общественному укладу» 51
Население страны делиться на касты. Каждой касте соответствует
определенный круг профессий и образ жизни. Впервые о кастах
упоминаетсяв «Риг-Веде». До того, как появились касты существовали
варны: высшая — брахманы, куда входили жрецы; затем шла варна военных
- кшатрии; земледельцы и торговцы составляли варну вайшьев, и,
наконец, самыми низшими считались люди, относившиеся к варне шууров.
Принадлежностьиндуса к той или иной касте определяется еще с его
рождения по касте его родителей. Образ жизни каждого индуса должен
соответствоватьдхарме — нравственном кодексу.
Хотя и считается, что, несмотря на национальность, касту, все
индийцыравны, но на самом деле эти различия еще весьма ощутимы.
Например человек, принадлежащий к одной из высших каст, никогда не
возьметсяза работу мусорщика, даже если будет умирать с голоду.
Велика роль кастовых традиций и в брачно-семейных отношениях. В
основномне сами молодые выбирают себе пару, а это делают за них
родители. Также до сих пор сохранились семьи, состоящие из разных
поколенийи имеющих общую собственность. Нормальные семьи стали более
илименее обычными только в городах.
Большинство населения придерживается традиции, запрещающей разводы
ивторичные браки вдов, хотя это давно уже отменено законами Индии.
С самого начала индийской государственности общественный строй
Индиисостоял из групп. «Весьма любопытно, что на протяжении длинного
отрезкавремени индийской истории великие люди не раз предостерегали
_______________________________
51 0Суптаев М.А „Обычное право в странах Восточной Африки“
— М. „Наука“, 1984, с.24.
против жречества и строгой кастовой системы, против них возникали
мощныедвижения; тем не менее медленно и почти неощутимо, словно это
былопредначертанием судьбы, касты росли, распространялись и зажали в
своихгубительных тисках все области индийской жизни. Мятежники,
восставшие против каст, имели много сторонников, однако с течением
времени»группа их последователей сама становиться кастой" 51
Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота,
отрицательнымследствием которой является высокомерие, отказ есть
вместе с представителями других каст. Последний обычай живуч среди
всехкаст. «Это стало признаком общественного положения, и члены
низших каст цепляются за это еще упорнее, чем члены высших. В
настоящеевремя в высших кастах стали отказываться от этого обычая, но
срединизших каст он по-прежнему соблюдается» 52
Браки между представителями разных каст также запрещаются. В
обычнойиндусской семье, где живут несколько поколений родственников,
собственностьобщая, и все получают наследство на равных правах.
Главойсемьи считается старший родственник или отец. Иногда происходит
разделимущества среди членов семьи, если это необходимо но общая
собственность гарантирует прожиточный уровень всем, как работающим,
таки неработающим. Выходя замуж, женщина меняет семью, и хотя она
все-такизависит от мужчин, будь то муж, отец или сын, но имеет право
насвою собственность. Молодые люди, которые исповедуют различные
религии, чаще всего не заключают брак, но если такое случается, то
индускапринимает ислам.
Положение женщины в правовом отношении регулируется обычным правом
изаконами. Ману, которые и в настоящее время играют не последнюю роль
жизни индийцев, так как здесь говориться не только о праве, но и о
политике, религии, морали. Обычаи также занимают в Индии определенное
место, это связано с тем, что практически 2/3 населения является
неграмотным.
Составной частью правовой системы Индии являются также
мусульманскиерелигиозные учения, потому что многие индийцы, особенно
представители низших каст, приняли ислам, проникший на территорию
Индииеще в средние века.
Индия долгое время была колонией Англии, следствием этого стало
влияниеангло-скасонского права, которое основывается на судебном
прецеденте.
Но англо-саксонское право действует только в городах, а в селах же
продолжаетрегулировать общественные отношения правовой обычай.
_______________________________
51 0Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки»
— М. «Наука», 1984, с.24.
52 0Алексеев. Общая теория права — М. Юридическая
литература,1981, т.1, с.89-90.
2III. Правовая система Украины
Согласно Актам провозглашения независимости Украины от 24 августа
1991 года и конституции Украины от 26 июня 1996 года Украина является
независимымсуверенным государством. Все государственные институты
Украины находятся на стадии реформации, в том числе и правовая
система.
Украина является страной кодифицированного права, то есть правовую
системуУкраины можно отнести к романогерманской. Отличительной чертой
является верховенство закона. Здесь на первый план выдвинуты нормы
права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие
требованиям справедливости и морали. В романо-германской системе
господствующаяроль отведена закону и подзаконным актам, так как они
являютсяосновными источниками права. Закон — это нормативно-правовой
акт,издаваемый высшим представительным органом государственной власти
и обладающий высшей юридической силой. Наиболее важный закон на
Украине- конституция. Подзаконные акты — это письменные документы,
нормативные акты соответствующего органа, которым устанавливаются
правилаобщего характера и которые распространяются на все лица и на
всютерриторию Украины. В странах романо-германской системы права роль
судебнойпрактики в основном не выходит за рамки толкования закона.
Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой
законодателя, а также правительственных или административных властей,
уполномоченных на это законодателей. Согласно конституции Украины и
статьи№1 Украина является правовым государством. Конечно, практически
этомало реализуется, но уже то, что в конституции об этом говориться,
являетсязначительным шагом вперед на пути к становлению Украины как
самостоятельного развитого государства и, в частности, ее правовой
системы.
2Заключение
Расширение международных связей, как экономических, так и
политических,способствует унификации правовых систем.
В результате этого, хотя и увеличивается круг источников права, но
соотношениеих воздействия все равно неодинаково. Например, в странах
с романо-германским правом ( Франция, Германия, Италия ) основным
источникомправа является закон и подзаконный акт; в государствах, чьи
правовые системы принадлежат к англо-саксонской правовой семье,
ведущуюроль играет судебный прецедент, который иногда даже стоит выше
закона.
Сейчас в англо-саксонских странах идет тенденция к увеличению
значения закона и подзаконных актов; в государствах континентальной
Европы, наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым
днем ( при формально сложившемся принципе решения имеют законную силу
толькодля дела, по которому оно вынесено, но суды более низкой
инстанции все больше принимают во внимание решения высших судов для
вынесениясвоего решения по аналогичному делу ).
Интегрирующее действие сыграло образование «общего рынка», который
благодаряединообразному правовому регулированию стимулирует сближение
источниковправа.
Что касается Украины, то так как она является страной
кодифицированногоправа, и происходит в данное время реорганизация все
правовойсистемы Украины, то изучение правовой системы современности,
ееособенностей, a.ab " источников является очень важным условием для
становленияУкраины как правового государства, улучшения международных
отношенийи положения нашего государства на мировой арене.
1ЛИТЕРАТУРА
1.Омельченко О.А. Основы римского права: учебное пособие и мануск-
рипт., 1994 г.
2.Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая литература 1981г.
3.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для выс-
шихучебных заведений ( под редакцией профессора В.Г. Стрекозова) :
М.И.П.П.«Отечество»; 1993г.
4.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание в 50 томах.
5.Халфина Р.О. Договор в английском гражданском праве. 1959.
6.БСЭ. Москва. 1975.
7.«Советское государство и право». Издательство «Наука», №6,1981 г.
8.Овчинников А.В. «Сакура и дуб» — М: издательство «Художествен-
наялитература», 1987.
9.«Всемирная история государства и права». М.: «Манускрипт» 1994.
10.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник — М.:
Юридическаялитература, 1993.
11.Прайс Кольер (США). Англия и англичане с американской точки зре-
ния, 1912.
12.Сукиянен А.Р. «Мусульманское право как объект общей теории права»;
13.Георгиев А., «Ислам и проблемы развития государственно-политичес-
кихсистем в мусульманском мире».
14.Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки» — М. «Нау-
ка», 1984.
15.Ивашенцов Т.Н. Индия М. — «Мысль» 1984-1985 гг.
16 Неру Д. Открытие Индии. -М: Политиз- дат, 1989.