Реферат по предмету "Психология"


Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СНОВЕДЕНИЙ
1.1. Анализ теории сновидений З. Фрейда
1.2. Теория сновидений К.Г. Юнга
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СНОВЕДЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИВИДА
2.1 Физиологическое значениесновидений
2.2 Психическое значение сновидений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Со временглубокой древности ум человека занимали вопросы: что такое сон, чем он вызван ипочему все люди и животные испытывают в нем непреодолимую потребность? Изучаяявления, происходящие в организме во время сна, было установлено егоблаготворное влияние. Экспериментально был доказано, что во время сна организмне замирает, а восстанавливается после длительного бодрствования. Сон особеннонеобходим для восстановления функций нервной системы, главным образом головногомозга.
Во время снадыхание человека становиться более глубоким и редким, медленнее бьется сердце.Все органы отдыхают и восстанавливают свои функции. Только мозг во время снапользуется относительным покоем. Биологическое значение сна заключается ввосстановлении работоспособности организма, утомленного в период бодрствования.Что же такое сон и какая причина вызывает его.
Объектомисследования — является сон и сновидения.
Предметисследования – роль сновидений в психической жизни индивида
Цель работы –рассмотрение роли сновидений в жизни
Изпоставленной задачи можно выделить следующие основные задачи
1.   Изучениеосновных теорий, рассматривающих сон и сновидения;
2.   Рассмотретьфизиологические основы сна;
3.   Рассмотретьпсихические основы сна.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СНОВЕДЕНИЙ 1.1 Анализ теории сновидений З. Фрейда
Вработе «Толкование сновидений» Фрейд описал, каким образом сновидения помогаютпсихике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение — этоспособ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознаниябез пробуждения физического тела»[1].
Дневныепереживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения,и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.
Деятельностьсновидения — это в целом все процессы, которые преобразуют необработанныйматериал сна, как то:
-     физические раздражители,
-     дневные переживания,
-     разного рода мечты, с тем чтобы все этобыло воспроизведено в реальном сновидении.
Сновидениесамо по себе не возникает. Появление сновидения связано с определеннымипроблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается вконтексте сновидения.
Почтикаждое сновидение может быть понято как осуществленное желание.
Сновидение- это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.
Исходяиз детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизничеловека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения – это процессы:
-     сгущения
-     смещения (главное средство искажениясновидения)
-     отбора
-     искажения
-     трансформации
-     перестановки
-     перемещения и других модификацийпервоначального желания.
Этиизменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, еслипервоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. Вконтексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений,чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальныеассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными,чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию. Не все сновидения имеютсексуальное содержание или происходят от сексуальных мотиваций. Сновидения неявляются беспорядочными или случайными, а представляют собой способудовлетворения неосуществленных желаний.
В 1932году Фрейд написал ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в которых онпересматривает теорию сновидений[2]Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг отпсихотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда нескрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов[3], что иопределило его взгляды.
Именнона сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, чтосимптомы какого-то случая невротического заболевания имеют свой смысл, служаткакому-то намерению. Он поводил полную аналогию между построением сновидений иневротических симптомов, и считал, что процесс выздоровления аналогиченпревращению спящего человека в бодрствующего и здорового.
Фрейдконстатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и егоскрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновиденияявляется процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путаютсновидение с его скрытыми мыслями, то сновидение может представлять все, чтосодержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т.е., намерением,предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-тозадачи и т. д.). Таким образом, бессознательная работа мышления человека(скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытыхмыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могутпроходить бессознательно.
Сновидениеявляется краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как быизбранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще неявляются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».
Столкнувшисьс проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теориисновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнениемжелания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматическихневрозах все обстоит по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху»,и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает»[4].
Привсем этом констатирует, что с помощью его метода можно толковать не всесновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода»[5].
Бессознательноевлечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другоевлечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственномуудовлетворению… это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда влюбом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемоеудовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мыслисновидения драматизируются и иллюстрируются.
Еслираньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетомпоследних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение является попыткойисполнения желания»[6].
Втридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, чтосновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.
«Телепатиеймы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенноевремя, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, приэтом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливойпредпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другоелицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес»[7].
Телепатическийфеномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состояниибодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенноподходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическоеизвестие сыграет ту же роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. Икак таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения,подчинившись ее тенденции.
Фрейдприводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человекбез малейших оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у егодочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришлателеграмма с сообщением об этом событии.
«Толкованиесновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрылтелепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать»[8]Фрейдубежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкованиесновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа«прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом»[9]. Поего мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к телепатии,и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояниявозбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободноепространство другому лицу без использования известных способов сообщениясловами и знаками»[10].Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у негосложилось впечатление, что «занятия профессиональных предсказателей таят в себеблагоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей»[11].
Фрейд«собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, чтопредсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайныежелания, так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества, какесли бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями этихлиц»[12].Конечно не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика вероятностьдействительной передачи мыслей»[13].
Фрейдприводит еще несколько примеров из собственной практики, анализируя все за ипротив, и признается, «что, по-моему, чаша весов и здесь склоняется в пользупередачи мыслей»[14].И он не единственный из аналитиков, кому приходилось переживать такие«оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 году Елена Дейч«опубликовала подобные наблюдения и изучала их обусловленность отношениямиперенесения между пациентом и аналитиком»[15].
Фрейдсчитает, что объективное отношение к возможности передачи мыслей, а вместе стем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся сними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научномумировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, исчитал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образамышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатическийпроцесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одноголица возбуждает тождественный психический акт у другого лица»[16] (с.301). Фрейд предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическимиактами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефономбыла бы несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если быможно было бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включивбессознательное между физическим и тем, что называется «психическим,психоанализ подготовил почву для предположения таких процессов, как телепатия»(с. 301)[17].Мысли Фрейда естественно уходят на феномены осуществления общей воли в большихколониях насекомых. «Возможно, это происходит путем подобной прямой психическойпередачи»[18].Тогда можно предположить, что это первоначальный, архаический путь коммуникациимежду отдельными существами, который существует наряду с другими средствамисообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. В страстновозбужденных массах, или при других условиях, это древнее средство выступает напервый план.
Фрейдпредполагает, что телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, можетявляться довольно распространенным феноменом, в том числе и в душевной жизниребенка. 1.2 Теория сновидений К.Г. Юнга
ПоЮнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19].«Общая функция снов — попытаться восстановить наш психологический баланспродуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способомобщее психическое равновесие».
Юнгподходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредствомопыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя вниманиеформе и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна ипри этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободнымассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простоймеханической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одногозначения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта ибиографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец можетзнать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражениемпсихической ситуации, не единственным и даже не преобладающим — простым ичистым содержанием бессознательного[20].
ДжеремиТейлор, признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулируетосновные предположения относительно снов:
1.    Все сны служат здоровью и целостности.
2.    Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она ужезнает.
3.    Только сновидец может с уверенностью сказать, может липроизойти то, что означает сон.
4.    Не бывает сна только с одним значением.
5.    Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры исимвола.
Болееважным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как актаизвлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез. Сныследует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие избессознательного. Сон — процесс, создающий диалог между сознанием ибессознательным как важный шаг их интеграции
Внеспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарныпо своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижениянормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипыколлективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Этиархетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации. Наместо свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, «направленныеассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, длятого, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента»[21].
Утраченнаягармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощьюсновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытыекачества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новыевзгляды и пути выхода из тупика.
Всериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развитиявнутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана,ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процессспонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессоминдивидуации.
Толкованиесновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без пониманияпсихологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогаетвыделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основепсихологической компенсации.
Юнгразделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать,на важные, средние и незначительные сновидения.
«Маленький»сон — это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личнойсферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так какотражают ежедневные флуктуации психического баланса.
В«средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы:описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение илирезультат.
Сущностьсновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности,ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции. Юнг считает,что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновиденияпреследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают,предсказывают будущее»[22].В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное,так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений.Бессознательная функция действует успешно когда выполняет требования сознания вограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом естьнеобходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полныйпровал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению ссознанием.
«Большие»(важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние напсихический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем напротяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессуиндивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнгобозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группыобразов, которые встречались не только везде и во все времена, но и виндивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнгубежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже времяличностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна[23].
«Большое»,несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективногобессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективноговыражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такиесновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипическийпродукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложенвнутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On theNature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).
Некоторыесновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становитсяпонятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полнойаффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может бытьуниверсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывеласебя в сознание сновидца как объективную.
Силыбессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипическогосновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому чтовыражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное числораз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.
Универсальныезаконы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащиеличному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, спроцессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, анаходится в процессе становления.
Итак,сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны — этоприродная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческомусознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и этонеобходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.
В 1957году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности» и в этом же году опубликовалодноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений неупоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, которыйневозможно объяснить с точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда изшести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образомрыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводяеще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться отвпечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенныхсобытий» [24].Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие,которое создает основу серии случайных событий.
«Чембольше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатлениесуществования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность»[25].Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения исобытия в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда онузнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор, которые точносоответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как насамом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми»[26]
Юнгобнаружил, что «ощущение уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большомколичестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствиеможет посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайностьстановится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оноутрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но иобъективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшаетвероятность случайности, как определяющего фактора»[27]. Еслив данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это ужвопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием — иными словами, предвидением»[28].Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «ненаучные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никомуеще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими«смысловое совпадение»[29].Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти«невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».
Опираясьна эксперименты Д.Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе можетпреодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психическиотносительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и законпричинности.
ПримерЮнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и онпотом влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрируетроль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не болеечем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались»не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».
Далее япривожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смысловогосовпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения,телепатии и т.д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большогопожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара основидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительноимевшая впоследствии место авария самолета Годара.
Всеупомянутые мною феномены можно разделить на три категории:
1)Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этогосостояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическомусостоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживаетсяпричинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором,учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи неможет и быть.
2)Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее вто же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятиянаблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно тольковпоследствии (например, стокгольмский пожар).
3)Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующимбудущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность котороготоже может быть установлена только впоследствии.
Событиягрупп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны,если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события«синхронистическими», что не следует путать с «синхронными»[30].
Еслимежду параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, иединственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смыслаили эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия«высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница озаранее установленной гармонии»[31].Синхронистичность — это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариантустаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основанна эмпирических ощущениях и экспериментах.
Интересующиенас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловойэквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов;иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое можетбыть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем безвсякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена внепространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самоеотносится к временному (темпоральному) определению психе и к психическойотносительности времени».[32]
Вдополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, которыймодифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззренияфизика, связан с эмоциональным состоянием субъекта»[33].

2. РОЛЬИ ЗНАЧЕНИЕ СНОВЕДЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ ИНДИВИДА 2.1 Физиологические значение сновидений
Одной изглавных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения.Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий идосужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческойкультуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным ипотусторонним миром. И не удивительно, сновидения часто бывают очень яркими,порою ярче, чем обыденная реальность. Но уже Аристотель подходил к трактовкеснов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений рольощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу сновстала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являютсяпродолжением состояния бодрствования. В 20 в. изучение сновидений сталоконцентрироваться на двух аспектах: физиологический процесс возникновения снови их содержание. Исследователи выявили физиологические признаки, подтверждающието, что человек видит сон. Основной период видения снов, характеризуемыйсочетанием быстрого движения глаз (БДГ), появления мозговых волн, аналогичныхтем, которые наблюдаются в состоянии бодрствования, и возросшей физиологическойактивности, носит, как было сказано выше, название «быстрого» сна,или сна со сновидениями. Испытуемые, разбуженные не в период«быстрого» сна, реже сообщали о наличии сновидений и испытывалибольшие трудности при их вспоминании.
Экстремальныеповеденческие проявления, такие как кошмары, энурез, хождение во сне, как былоустановлено, часто не связаны с обычными сновидениями.
В возрастестарше 10 лет и до середины шестого десятилетия жизни люди проводят в состоянии«быстрого» сна около четверти всего времени сна. Хотя наличие фазы«быстрого» сна указывает, с большой долей вероятности, на то, чточеловек видит сон, содержание сновидения непосредственно доступно только самомуспящему. Для изучения содержания снов исследователи должны полагаться насвидетельства человека после его пробуждения. Неприятные чувства во сне, посообщениям испытуемых, имеют место в два раза чаще, чем приятные. По-видимому,содержание большинства снов напрямую связано с представлениями о людях исобытиях, знакомых спящему. Очевидно, ощущение чего-то незнакомого в сновиденииявляется результатом резких нарушений во времени и пространстве происходящих восне событий. Различают следующие основные формы сновидений, наблюдаемые придостаточно глубоком сне:
1.   сон-желание,основывающийся на стремлениях к самосохранению и размножению, действующих вподсознательном;
2.   сон-страх,основанный на боязни боли, страданий и т. п. и на (никогда полностью неисчезающем) чувстве страха перед жизнью или перед миром;
3.   сон-прошлое,воспроизводящий сцены и эпизоды детства;
4.   сон-mononeir(от греч. monos — единственный и oneiron — сон) — совершенно непонятные ибессмысленные образы, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к спящему;они-то и являются истинным предметом толкования снов; особый интерес эти образывызывают у сюрреалистов;
5.   сон,носящий печать «коллективности»; здесь речь идет о такихпереживаниях, которые не могут быть постигнуты сознанием бодрствующегоиндивида; в этих снах спящий приобщается к сокровищнице опыта своих предков иливсего человечества.
Сновиденияпослужили источником для решения интеллектуальных и эмоциональных проблем ивозникновения художественных идей. Переживания во снах так же поражают своейсилой.
С давнихвремен было замечено, что существует парадокс времени в сновидениях. Замгновение, которое проходит в сновидении, переживаются события, в реальностиимеющие гораздо большую длительность. По сей день необычайной популярностьюпользуются сонники.
Полностью постичь внутренниймеханизм, физиологию сновидений помогло учение о высшей нервной деятельности, ив частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, чтопереход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратносовершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когдасон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам силатормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полноеторможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны. Особенно интереснапарадоксальная фаза. Находящиеся в этой фазе клетки отвечают на слабыераздражения значительно сильнее, чем на сильные, а иногда на последние вовсеперестают отвечать. Для находящихся в парадоксальной фазе корковых клетокотпечаток давнего переживания или впечатления может сыграть роль слабогораздражителя, и тогда, казавшееся давно забытым пробудит в нашем мозге образ,который мы видим будто наяву.
На фонеразличного торможения во время сна нередко ярко вспыхивают те тлеющие в нашеммозге возбуждения, которые связаны с желаниями и стремлениями, настойчивозанимающими нас в течение дня. Этот механизм (который физиологи называютоживлением дремлющих доминант) лежит в основе тех нередких сновидений, когда мывидим реально исполнившимся то, о чём на яву лишь мечтаем.
«Небывалая комбинация былых впечатлений»[34] — такназвал знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов сновидения.
Этотобраз хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во снето, что не было когда-то воспринято нашим мозгом.
Вовремя сна в нашем мозге может ожить, в сознании в виде яркой картины только то,что когда-то оставило свой, след в нервных клетках мозга. Хорошо известно, чтослепым от рождения не снятся зрительные образы. Фактически во снах очень частоидет реализация событий, которые не смогли реализоваться наяву. Сновиденияприходят из области бессознательного, именно из той области, куда вытесняютсянаши проблемы, наша нераскрытая сущность и наши негативные эмоции.Трансформируясь, накладываясь друг на друга, они приходят в виде повторяющихсясимволов, событий и необычных ситуаций. Здесь мы подходим к понятиюпсихического аспекта сновидений. 2.2 Психические значение сновидений
Один из первых, кто попытался анализировать сновидения какпроявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд.
Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируютбессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что обществотребует от нас подавлять многие из наших желаний. Мы не можем воздействовать наних и порой вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое иподсознательное стремление обрести равновесие, представить свои желаниясознательному разуму в виде снов, находя, таким образом, выход подавляемымпотребностям.
Лишенные на первый взгляд практической значимости, сновидения, как иошибочные действия, став объектом психоанализа, выявили множество новых,интересных закономерностей функционирования психики. Во-первых, эксперименты сосновидениями доказали, что они — способ реагирования на действующие во снераздражители, идущие как извне, так и изнутри. Из этого делается второйобъединяющий сновидения вывод, что это психический феномен, продукт ипроявление того, кто видит сновидение в ответ а мешающие сну раздражители.Третий объединяющий вывод — сновидения переживаются преимущественно взрительных образах, сопровождающихся и мыслями и чувствами, относящимися кразличным органам, которые порой трудно передать словами после пробуждения.
Сновидение как целое является искаженным заместителемчего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидений — найти этобессознательное. Элементы сновидения понимаются как заместители чего — тодругого, подобно намерению ошибочного действия. Об этом видевший сновидениезнает, но это знание бессознательно. Благодаря свободным ассоциациям можноузнать скрытое содержание сновидения.
Анализ обнаружил, что искажение не есть проявление сущностисновидений. Сновидение есть прямое, неприкрытое исполнение желание сновидца, афункция сновидения — не нарушать сон, а оберегать его.
Главной характеристикой сновидения, по З. Фрейду, являетсято, что сновидение побуждается желанием, а исполнение этого желания реализуетсячерез содержание сновидения. То есть сновидение является устранителемраздражителей, нарушающих сон, путем галлюцинаторного переживания исполненияжелания. Процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматическихраздражителей, остатков дневных впечатлений формируется явное содержаниесновидения, используют четыре основных механизма — сгущение, смещение,вторичную обработку и образное изображение мыслей.
Сгущение — слияние различных представлений в одно составное- механизм работы сновидения, который является способом функционированияпсихических процессов, например, при остроумии на уровне слов (неологизмы).Цензура использует сгущение в своих целях, т.к. сгущение затрудняет толкованиеявных психических содержаний. Сгущение выражается в том, что явный рассказсновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Поэтому, З. Фрейдсделал предположение, что для понимания смысла сновидения надо человекарасспросить, т.к. видевший сновидение знает, что означает его сновидение, дажеесли он не помнит его. Он только не знает о своем знании.
Смещение — механизм работы сновидения, когда ощущениенапряженности, значительности, важности какого-либо представления переходитдругие, поначалу более слабые представления, связанные с первой цепьюассоциаций.
Вторичная обработка — заключается в перегруппировке исвязывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое.
Образное изображениемыслей — превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельныхэлементов сновидения существует наглядное изображение слова, особенноабстрактных понятий.
То, что рассказываетсяо сне, называется явным содержанием сновидения, а то, к чему приходят врезультате анализа, — скрытыми мыслями сновидения. Отношения между этимисодержаниями могут быть разными. Из всей большой и сложной психическойструктуры бессознательных мыслей в явное сновидение проникает лишь частица, каких фрагмент. Задача толкования — восстановить целое по части.
При работе сосновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, чтосодержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишьвоспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицатьпринадлежность этого знания своей информированности. То есть человек всновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии. Одним изисточников, из которых сновидение черпает материал, служат детские годы, окоторых человек в бодрствующем состоянии может не помнить. Имеется ссылка 3.Фрейда на исследования Пильца, который доказал, что ночью в глубоком снерепродуцируются впечатления последнего времени, а к утру — более ранние. Впсихоанализе принято считать, что сновидение никогда не занимаете пустяками,т.к. мнимо невинные сновидения оказываются серьезными после и толкования.
Швейцарский коллегаФрейда Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значениясимволы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствиис общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознаниевоспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время снасообщает это «внутреннее» знание сознанию посредством системы простыхвизуальных образов. Он попытался классифицировать образы сновидений по ихсимволическому значению. Он верил, что символы в системе образов сновиденийприсущи всему человечеству, что они были сформулированы в течение эволюционногоразвития человеческого мозга и передавались через поколение по наследству.
Со времени появлениякомпьютеров психологи сравнивали мозг с компьютером, выполняющим задачи всоответствии с набором команд – программой. Перепрограммирование можетосуществляться в момент, когда компьютер не занят своими повседневными задачами– то есть ночью, в состоянии покоя. Во сне приток новой информации в мозгзначительно падает, поэтому сон является подходящим временем для того, чтобымозг пересмотрел и сгруппировал новую информацию и перепрограммировал себясоответствующим образом.
В свете недавнихдостижений в исследованиях мозга все эти теории все чаще отвергаются какупрощенные и проводятся эксперименты, пытающиеся научно определить функцию снаи сновидений, если таковая есть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследованияпоследующего времени свидетельствуют о важной адаптационно–программирующей ролисна в жизни организма. Именно поэтому воздействия, полученные в некоторых фазахестественного сна, отличаются стойкостью и большим влиянием на программыповедения в последующем состоянии бодрствования.
Такимобразом, традиционно современные психологи выделяют два периодических состоянияпсихики, присущим всем людям: бодрствование — состояние, характеризующиесяактивным взаимодействие человека с внешним миром, и сон — состояние,рассматриваемое, прежде всего, как период отдыха.
Имеетсямножество научных данных, свидетельствующих о том, что сон — отнюдь не пассивноетормозное состояние, способствующее лишь восстановлению сил и энергии, сон этоспецифическое, активное состояние мозга, способствующее полноценномуиспользованию имеющегося опыта и приобретенной информации в интересах болеесовершенной адаптации организма в период бодрствования.
В этом заключается жизненноважная функция быстрого сна и его неотъемлемого компонента – сновидений.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Сахакиан У.С. Техники консультированияи психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У С. Сахакиан. Пер. с англ. — М.: АпрельПресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 624 с.
2.        Фрейд З. Введение в психоанализ:Лекции. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
3.        Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность:теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
4.        Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теорияличности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
5.        Юнг К.Г. Синхронитстичность. Сборник.Пер. с англ., — М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 — 320 с.
6.        Немов Р.С. «Общая психология», СП-б.:Питер, 2005 г.
7.        Радугина А.А. «Психологий ипедагогика», М.: Центр, 2004 – 404 с.
8.        Смирнов Т. «Психология сновидений», М.:«КСП+», 2005 – 598с.
9.        Тутушкина М.К. «Практическаяпсихология», СП-б.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 – 524с .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Два отношения к В. Гумбольдту: Г. Штайнталь и А. А. Потебня
Реферат П. А. Столыпин. Политический портрет
Реферат Эволюция форм каталогов от традиционных к электронным
Реферат Глава Общие принципы организации и работы компьютеров
Реферат Принятие судебного решения в арбитражном процессе
Реферат Evolution Of Frankenstein Essay Research Paper Frankenstein
Реферат Выделение формовочного песка из использованных литейных форм
Реферат Жінка у післяпологовий період
Реферат 13-я ближневосточная конференция и выставка технологий безопасности, защиты и спасательных средств   оаэ, Дубай 16-18 января 2011
Реферат Влияние воспитания в семье на самооценку ребенка
Реферат Доказывание в гражданском процессе 2
Реферат Логические задачи на языке программирования Prolog
Реферат Селекция растений на устойчивость к загрязнителям окружающей среды
Реферат Поняття інвестицій та інвестиційної діяльності в Україні. Роль іноземних інвестицій в економі
Реферат Микросерверы