Содержание:
1. Вступление…………………………………………………с. 1
2. Государственная символика и ее значение………………с. 2
3. Герб России как отражение ее истории:………………….с. 7
3.1. Россия и Византия. Появление двуглавогоорла
3.2. Становление Российского герба от Ивана IIIдо ПетраI
3.3. Российский государственный герб от Петра Iдо Александра II
3.4. Большой, Средний и Малый гербы Российскойимперии
4.Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв спрошлым……………………с. 18
Заключение…………………………………………………….с. 23
Список использованной литературы………………………… с. 25
1.Вступление
Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется встране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос.Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы –луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на умпридут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи.Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях –знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и,конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь,Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившиео русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. Акто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» — городу, вкотором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по-своему будет прав. Ипрежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Неслучайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но иученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты,литературоведы, историки, искусствоведы. По словам русскогоученого-энцеклопедиста А.Ф. Лосева, понятие «символ» является «упорным,цепким, тысячелетним понятием».
Воздействие символа начинается уже через его внешнююформу. «За элементами понятий, выраженных в словах, стоят чувственныеассоциации. Они как бы проецируют понятие на наиболее «подходящие» чувственныеобразы и тем самым помогают сформировать символ», — объясняет принцип созданиясимвола философ Л.В. Уваров.
Несмотря на то, что теоретическое осмысление изучениятой группы символов, о которой пойдет речь в данной работе, недостаточноразработаны (не очень пока ясно даже, к какой сфере деятельности их четко можноотнести: к социально политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенноочевидно, что посредством их выражены определенный общественные отношения,что, как всякий символ, они – социальные феномены и, следовательно, всегданесут на себе печать, «налет» своего общества. В них явно или неявно отражено«социально лицо» эпохи, конкретного исторического времени, через их назначениевсегда можно определить уровень развития самого общества. «Едва ли требуетдоказательства, — писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф. Лосев, — что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себеотпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа…ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде…»
В популярном справочнике «Международная символика иэмблематика» его автор, характеризуя аналогичные знаки, подчеркнул, что онипредставляют собой «категории из области идеологии», с чем, конечно, нельзя несогласиться.
Так что к символам «не своей» эпохи надо относитьсяосторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципыих возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представитьисторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрениячеловека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков,вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русскогообщества, его менталитета – вопросам недостаточно изученным, но важным.
Целью данного реферата является проследить историюразвития российской символики, узнать какие изменения происходят в ней в ходеистории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху. Япостараюсь это сделать на примере российского герба.
2. Государственная символика и ее значение
Как много можно узнать о государстве, если исследоватьего символы и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит всебе история формирования государственной символики. Сегодня она существует втриединстве — это герб, флаг и гимн.
Символы объединяют народ в нацию, придают емугосударственность. Почитание своих символов является проявлением гражданскойпозиции. Обратим внимание, как любят свой флаг и гимн американцы. Онивывешивают звездно-полосатые флаги над дверьми и окнами домов, поют гимн,прикладывая к сердцу правую руку. Их лица при этом становятся вдохновенновозвышенными. Они — нация, они — граждане своей страны. Почитают свой флаг игимн и другие народы — британцы, французы, поляки. Гимном Французскойреспублики стала известная песня времен Великой революции 1789 года — «Марсельеза». «О, дети родины, вперед, настал день вашейславы...» Так начинается эта песня. Ее утверждение в конце XIX века вкачестве гимна символизировало упрочение республиканских порядков,демократических устоев. Символы — герб, флаг и гимн — свидетельствуют онеразрывной нити времен, связывают между собой поколения живущих и умерших, они- живые свидетели памяти.
Утверждение символов и атрибутов государства являетсяважной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана совступлением в силу специальных законов. В свою очередь, все официальные бумагидолжны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшиегосударственные почести. Оскорбление флага – это оскорбление нации,государства. Протестуя против войны во Вьетнаме, молодые американцы в 1968-1969годах публично сжигали флаги. Это демонстрация их отторжения от государства, оттой власти, которая посылала их на бессмысленную бойню в далекие джунгли. Сегодняшнеепоколение — яппи, напротив, истово и последовательно почитает своигосударственные символы. Можно сказать, что власть завоевала доверие своихсограждан.
Однако распространенная ныне триада государственныхсимволов и атрибутов сложилась не так давно — только в XIX веке. С этоговремени символы государственного суверенитета постепенно закрепляютсязаконодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века иотражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не былслучайным в каждом из государств.
В большинстве стран государственные символы (герб,флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны,внеклассовы, внепартийны. Верность своим эмблемам и способность пронести ихсквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственностиисторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают емугосударственность.
Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражаниепередовой или сильной стране, либо были схожими в связи с политической илиродственной близостью народов. Французский «триколор», появившийся вгоды Великой французской революции (с 1789 г.), стал впоследствии образцом дляИталии, Бельгии, Румынии, Ирландии и других стран. Однотипные«крестовые» полотнища у шведов, норвежцев, исландцев, финнов ифарерцев восходят к датскому «Даннеброгу» (1219 г.). Османскийполумесяц со звездой появился на флагах почти всех исламских государств. Самыйстарый флаг относится примерно к 3000 г. до н.э. и найден в 1972 г. натерритории Ирана. Он сделан из металла, имеет размер 23 на 23 сантиметра сизображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.
Большое значение в символике имеют цвета. В Германиипреимущественными цветами были желтый, белый, красный, черный (символизировал унемцев силу, мужество, великое прошлое). Почетным императорским цветом вВизантии был багряно-красный, в Китае — желтый. Инстинктивное неприятие черногосуществует у французов, а голубого и синего — у курдов. У китайцев и вьетнамцевбелый цвет считается траурным. Славянские народы предпочитают красные, белые,синие, зеленые краски (синий считался цветом славянской взаимности). Одним излюбимых цветов великороссов был красный (красные — солнце, девица, изба, угол,крыльцо, товар, словцо, «прекрасный» — самый красный). Красный исиний были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушакомкафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белымирубашками русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным.Голубой считался цветом Богоматери. Белыми называл народ свою веру, царя иОтечество. По русским обиходным понятиям ХVII-ХIХ веков красный символизировалотвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь,самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий — небо, целомудрие, верность,духовность, веру. Белый — мир, чистоту, правду, благородство, совершенство.Черный — смерть, печаль, монашество, мрак.
Государственным символом является также и гимн — торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. Официальное исполнение егосопровождается вставанием гражданских лиц и отданием чести военнослужащими.Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, а ныне ониразделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные.Большинство европейских гимнов ведет свое начало со второй половины ХVIII –первой половины ХIХ века, то есть со времени образования современных наций;разные гимны создавались на неодинаковой основе и несли разные идеи. Лирическаячешская песня «Где родина моя» (1834 г.) воспевала любовь к уютнойЧехии, «Марсельеза» (1792 г.), «Еще Польша не погибла»(1797 г.), «Гимн гарибальдийцев» (1848 г.) звали к защите страны,бельгийский революционный «Брабансон» (1830 г.) призывал отдать своесердце и кровь дорогой матери-Бельгии, русский гимн «Гром победы»(1791 г.) давал радость, неустрашимость и гордость за державу; идею владычестванад океанами и континентами выражал гордый гимн «Правь, Британия!»
Часть гимнов создавалась на основе мелодий, близких кмолитвенным, например английский «Боже, храни короля», русский«Боже, царя храни», часть была военными маршами, например«Королевские марши» Испании и Португалии. Гимны монархий обязательнопрославляли царствующих государей-венценосцев.
Иногда одновременно несколько национальных песнопенийсчитались государственными (в ХIХ веке в Великобритании, Венгрии, США).Некоторые же страны даже в конце ХIХ века не имели гимнов (Китай, Корея,Люксембург). В Османской империи для каждого нового султана составлялся новыйвоенный марш. Тунис в конце ХIХ века имел 15 государственных гимнов-маршей. Асамым старым, национальным гимном считается революционный нидерландский«Вильгельмус ван Нассауве» (1568 г.).
Помимо традиционных символов в виде герба, флага игимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которыеобозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. В то жевремя такие символы не всегда могут быть известны иностранцам и уж во всякомслучае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. ДляВеликобритании характерны следующие знаки — лев (символ СоединенногоКоролевства), бульдог (олицетворение отрицательных сторон английского характераи старой колониальной политики Англии), Биг Бен (колокол часов-курантов, находящийсяна высокой башне парламента в Вестминстере, бой которого ежедневно передают порадио как национальный звуковой сигнал; колокол весит 13 т и назван по имениглавного смотрителя работ Бенджамена Холла в 1856 г., символизирует Англию иее столицу), роза (эмблема ряда королевских династий), ведьмы (традиционноизображаются верхом на помеле вылетающими из трубы, служат классическимизображением истинно английской приверженности старым, консервативнымтрадициям, английской веры в призраки и привидения) и др. Для Германиинациональными символами являются орел (символ Германии, распространенный вовсех землях со времен средневековья), дуб (национальный немецкий символ жизни,надежды, а также воинской доблести), Гретхен (сентиментальный символ немецкойженщины) и др. Францию символизируют галльский петух (исторически привязан кфранцузам как к нации и означает «задиристость, заносчивость»),Эйфелева башня (символ Парижа), Вандомская колонна (символ величия Франции),Жанна д'Арк (символ патриотизма и самопожертвования ради счастья родины) и др.В США особое значение имеют дядя Сэм (символ США в образе высокого, худощавого,пожилого мужчины с острой бородой, одетого в темный фрак, светлые полосатыебрюки и с цилиндром на голове; появился во время наполеоновских войн, когдагазетчики шутливо расшифровали заглавные буквы нового государства «U.S.Am» как «Uncle Sam», то есть «дядя Сэм», поскольку вСША имя Самуэл было одним из самых популярных), осел (эмблема демократическойпартии), слон (эмблема республиканской партии). «Мейфлауэр»(патриотический символ американцев, название корабля, на котором прибыли в 1620г. первые английские поселенцы в Северную Америку), статуя Свободы (аллегориясвободы, чаще используется зарубежными странами для олицетворения США) и др.Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы — самовар(олицетворение бытовых сторон русского образа жизни для иностранцев), тройка(символ русского народа и его культуры), медведь (использовался вдореволюционной русской политической карикатуре как положительный образРоссии), Красная площадь (символ центра страны, ее средоточие), Кремль (символвысшего руководства страны).
В некоторых государствах существуют и законодательнозакреплены официальные девизы страны. При этом употребление государственногодевиза часто носит обязательный характер, так же как и употреблениегосударственного флага и герба. Можно привести ряд примеров подобных девизов:Бельгия — «Союз дает силу», Великобритания — «Бог и моеправо!» (бывший боевой клич английских королей), Испания — «Великаясвобода без предела», Франция — «Свобода, Равенство и Братство»,США — «При разнообразии — едины», Канада — «От моря и доморя!», Бразилия — «Порядок и прогресс», Камерун — «Мир,Труд, Родина», Уганда — «За хорошую и мою страну!» и т.п. ВСоветском Союзе на гербе был девиз «Пролетарии всех стран,соединяйтесь!», а сейчас официального девиза в Российской Федерации нет.
Воспитание чувства уважения и почитания к своимгосударственным символам составляет одну из задач гражданского образования. Иначинается оно со знания истории создания этих символов, понимания ихсмыслового значения. Современным россиянам, и молодым, и пожилым, оченьнепросто. Они пережили крушение старой государственности, крушение старыхсимволов. До сих пор у многих наворачиваются на глаза слезы при звуках гимна«Союз нерушимый республик свободных». Сотни и тысячи людей выходят наулицы под красными флагами с серпом и молотом — символикой СССР. Но времяповоротить вспять невозможно. Невзирая на ностальгию по недавнему прошлому,России необходимо вспомнить и свои исконные символы — могучего державного орла,простирающего свои крылья по обе стороны света — Европу и Азию. Его главысмотрят и на Восток и на Запад, словно напоминая нам о срединности России в мире,ее великой посреднической роли между двумя мирами. Философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев предрекал нашей страневеликое будущее, свет для всех народов, идущий от Руси, с ее богатейшейдуховностью, древними корнями, гордым и трудолюбивым народом. Державностьсостоит не столько в том, чтобы быть страшными для своих ближних и дальнихсоседей, державность состоит в уважении к личности человека, обеспечении егоправ и свобод, гармонизации своих интересов с интересами других. Может быть,нет у многих из нас пока того душевного трепета, который присущ другим народампри звуках глинковской музыки, положенной в основу российского гимна. У негопока еще нет слов, как будто заново рождается страна, обретает силу народ и непришло еще озарение, не пришли те слова, которым суждено стать словами Гимна.Но они непременно родятся, и мы их услышим в своих сердцах. И уже бьется сердцепри виде вздымающегося на флагштоке триколора, уже установлены на башенкахГосударственного Исторического музея, над Красной площадью державные орлы.Россия не умерла, просто который раз в своей судьбе она, словно птица Феникс,восстает из пепла и наполняется новым смыслом, новым величием. И свидетельствомэтого является утверждение новой — исконно российской символики.
Она — связующая нить между прошлым и будущим, изкоторого мы не вычеркнем ни одной строчки, не вырвем ни единой страницы, ибовсе они — исторический опыт народа.
3. Герб России как отражение ее истории
Герб и государство — эти два понятия тесно связаныдруг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливаетсяпоявлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннееустройство этого государства, его могущество, территории, входящие в егосостав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которыеустанавливает и изучает наука геральдика. Однако немаловажно кроме этих правилзнать и историю государства. Отталкиваясь от событий, которые происходили врусской истории, я попыталась найти их отражение на гербе России.
Историю развития российского герба, как и историюРоссии, можно разделить на несколько периодов, и, согласно им, я разбила этучасть своей работы на главы, назвав каждую из них по названию периода. Дело втом, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потомон появился на Руси. Посчитав это довольно важной проблемой, я решила, чтоисторию взаимоотношений между этими странами стоит рассмотреть в отдельнойглаве.
Сразу же после появления орла на Руси началось егостановление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогдане подчинялся геральдическим правилам. Лишь Петр I установил изображение орлаправильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика.Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическимзавершением становления государственного герба России явилось появлениеБольшого, Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были отраженысимволы могущества и единства российского государства. Основными историческимисобытиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменениеграниц или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и сменаправителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываютсяна государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходитженщина — государственный герб становится более изящным, контуры болееплавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды — при ЕлизаветеПетровне и Екатерине II.
Сам орел, как государственная эмблема, известен снезапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира.Назову лишь некоторые из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика,Польша, Сирия, США.
Но двуглавый орел сохранилсялишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.
Российский же двуглавый орел претерпел множествоизменений с момента его появления и становления как элемента государственногогерба. Эти изменения появились под влиянием истории…
Россия и Византия.Появление двуглавого орла
Гербы в России появились давно, но это были лишьрисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствиярыцарства на Руси гербы были мало распространены.
/>В самом своемначале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому иречи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, чтоокончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб вРоссии появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписываетсяучреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то времявыступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающийкопьем змия, на оборотной — двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орлауходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения,датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла,схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве- древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во временаправления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вотмы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился приКонстантине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своейэмблемы. После основания новой столицы — Константинополя — в 330 году двуглавыйорел стал государственной эмблемой Римской империи.
На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна IIIВасильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императораКонстантина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии оченьглубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимсявкратце к этому вопросу.
Первые исторические упоминания об отношениях России иВизантии датируются 957 годом — годом когда княгиня Ольга совершилапутешествие в Царьград и приняла христианство.
Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Такв 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоеванаСвятославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.“Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влияниювизантийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалосьсущественным образом в области политической. Вместе с христианством сталапроникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевскогокнязя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе,поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установленияи поддержания внутреннего общественного порядка...”.
Однако далее исторических подтверждений отношений Русии Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел IIпредложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну IIIВасильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москвук религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышениямонархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны,великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора,почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советамСофии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный,сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV векапостепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений инепосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается надними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула“великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиеюмилостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский иНовгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси.Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собойперевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означалпервоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешнейвласти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной властимонарха над своими подданными.
С конца XV века на печатях московского государяпоявляется византийский герб — двуглавый орел (который комбинируется с прежниммосковским гербом — изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначиласвою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития нагербе...
СтановлениеРоссийского герба
от Ивана III до Петра I
/>/>Уже в самом начале развития российского герба мы видим егопереплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях ИоаннаIII изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла.Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она являетсямолодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качествегосударственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновойграмоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном БорисовичамиВолоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533)двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываютсяязычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году кзаписи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском вКазань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать,что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени,заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва — III Рим”,известную из послания монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русьодержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединилаСибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе.Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечнымправославным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орлаизображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом — личным знакомцаря. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IVвзяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. Наоборотной стороне печати на груди орла — щит с изображением святого Георгия,побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль вформировании российского герба. Изображение московского герба на груди орластановится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописнойтрадицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречитгеральдическим правилам.
/>21 февраля1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Этоположило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного ивзошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чутьне искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания ивеличия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья,что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новойэры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила своеобъединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этотфакт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместоосьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу,однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов ибелорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершитьрусско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667),при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государствозанимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. Впериод царствования Алексея Романова отмечено также появление новогоизображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, императорСвященной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстераЛаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословиироссийских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредствомбраков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то естьЦезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальскими шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великогокнязя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”. Онаявилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственныйорел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображенийрусского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрытыкрылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного имощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щитс московским гербом, в лапах — скипетр и держава. Интересен тот факт, что допоявления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная оторла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453гг.), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока невзяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютноймонархии на Руси.
В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервыебыло дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый естьгерб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловичавсея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского ВеличестваРоссийского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие тривеликия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богомхранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державеи повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, иявляют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца иОбладателя”/>.Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Онопродиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать овеличии России.
/>
Российский государственный герб
от Петра I до Александра II
В 1682 году на Российский престол взошел Петр I(1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить,то заслуги этого императора можно свести к тому, что Российская империя сталаодной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.
Петр был хорошо образованным человеком. Он внес оченьбольшой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическимправилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображалсязолотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предсталаперед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее гербдолжен был быть не только “украшением” государственных бумаг и грамот, но иотражать силу русского государства.
В связи с принятием Петром I 22.10.1721 годаимператорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские.В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должностьгерольдмейстера/>.
/>Государственныйгерб при Петре I/>претерпел множество изменений.Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты сгербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) былиразмещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским;на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре Iсложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение вгосударственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения,трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однакопосле выхода России на “бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока””двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России,объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная головасмотрит на запад, другая на восток”/>.
Послепетровская эпоха характеризуется напряженнойборьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовыхпереворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государствевыходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.
/>В 1740 годшвейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и,по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла/>.
Доконца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметныспецифические черты, соответствующие времени правления императоров иимператриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В этовремя орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во временаЕкатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, онапровела большое количество реформ в области государственного устройства иобразования. Ею государственный Сенат, выродившийся в громоздкое инеповоротливое учреждение, неспособное не только при необходимости заменятьмонарха (как замышлял Петр I), но и решать текущие вопросы, по проекту Н.И.Панина в 1763 году был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имелстрого оговоренный круг обязанностей и полномочий. Также было упраздненогетманство на Украине (1764), что окончательно уничтожило украинскую автономию.В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию церковных земель,однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляризацию в 1763-1764гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалосьна содержании государства. Так был завершен процесс превращения духовенства вособый ряд чиновничества.
Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу жепопытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 годадвуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии/>.
Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, тоэто отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указимператора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом нагруди/>. Наверхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
Павел I также явился “отцом” Большого российскогогерба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года/>было дано его полное описание.Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство имогущество России. Однако проект Павла I не был реализован.
Александр I (1801-1825), взойдяна престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же надвуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крыльяорла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова болеенаклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орлапоявляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок(иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерныдля первой четверти XIX века. Филарет писал министру двора В.Ф. Адлербергу:«Сия малость не осталась без последствий; были недовольные сим как бы некоюприметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья…»
Правление Николая I (1825-1855) характеризуетсятвердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду- 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше(1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшугосударственного управления, сейма, государственного совета и национальныхвойск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться споднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этомскрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этогоцарства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб...
В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене,который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придатьгербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должнобыло стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь вофранцузском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическимправилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь приАлександре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализоватьпроекты Б.В. Кене.
/>Большой, Средний и Малый гербы
Российской империи
Большойгосударственный герб Российской империи/>введен 11 апреля 1857 года поуказу императора Александра II (1855-1881)/>. Идея герба, изложенная еще вманифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.
Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает всебе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традицияизображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русскогогосударства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.
В центре Большого государственного герба помещенфранцузский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орелчерного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубойлентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами ивозвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “гербМосковский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик ипобедоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряномконе...”/>.Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князяАлександра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого АндреяПервозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (слевой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил.Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны игосударственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви,на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединеннымигербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, создающиепочти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великихкняжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжениеи большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей.Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, гербСибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенныегербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, гербХерсониса-Таврического (так в книге — В.Л.), герб Польского царства, гербКазанского царства.
Верхние шесть щитов расположены следующим образом(слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских,соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийскихобластей и герб Туркестанский.
В тоже время были приняты Средний и Малыйгосударственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же,что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый- то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба ЕгоИмператорского Величества/>.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 годаБольшой Государственный герб отличался от принятого в 1857 году/>. Добавлен щит с гербомТуркестана (вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербыкняжеств Литовских и Белорусских, и т.д.
Большой государственный герб теперь обрамляютлавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровыеветви), доблесть, мужество (дубовые ветви)/>.
Средствами геральдической символики в Большомгосударственном гербе отражена “триединая сущность русской идеи: За веру, Царяи Отечество”. Вера выражена в символах русского православия: множествокрестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз “Съ намиБогъ”, восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Царь,идея самодержца выражена в атрибутах власти — государственные регалии России:большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр,держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного. Отечествоотражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святоговеликого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркиваетравенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — стремление кединению Руси вокруг Москвы — исторического центра земли русской. Большойгосударственный герб Российской империи создает монументальный образ великой,единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы инаходим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.
4.Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым
Государственныесимволы, как было указано выше, являются отражением истории государства. Стечением времени сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, новажно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях.Как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить новоегосударство не помня опыта предыдущих поколений. Поэтому символика государства,изменяясь, должна наряду с новыми содержать элементы своей истории. Н. Соболевазамечает: “Изменение государственных символов – не прихоть: захотели – икакие-то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, что-то убавили… Еслисимволы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные,весомые причины.”
Так,создание совершенно нового герба в начале ХХ века свидетельствует о том, чтоэто время произошел разрыв связи между прошлым и будущим.
/>
В1917г. революционные массы, сокрушая старый мир, уничтожали и зримые егообразы, его символы, а таким символом наряду с прочими гербами был игосударственный герб России. Как когда-то февральская революция смелакоролевские лилии, как пал двуглавый орел Автро-Венгерской монархии, так исимволы “проклятого царизма”, “тюрьмы народов” канули в небытие, им уже нечегобыло символизировать в нарождающемся новом мире. “Как нечего? — может спроситьнаш современник. – А историю русской государственности, а прошлое родного края,города?” Ведь историческая память, причастность к деяниям предков, к исконнымкорням своим воскрешается в старых символах, которые важны прежде всего какпамятники прошлого. Но таково было мышление большинства людей того времени.Тогда, когда правительство рассматривало вопрос о геральдике, орла решили“раздеть”. Создавая рисунок герба, художник Билибин оглядывался на древниеобразцы. Он лишь освободил птицу от имперского “утяжеления”, снял имперскиезнаки, напластования земель, присоединенных силой. Народ прозвал его “ощипаннойкурицей”. Однако газета “Речь” 29 апреля 1917 года писала: “Юридическоесовещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употребленни знака государственногогерба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни скаким-либо определенным государственным строем…, а потому с удалением с неготитульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орел может бытьпринят для употребления как герб свободного Российского государства”. Однакоотметим, что двуглавый орел черного цвета означает имперскую власть. Рисунокгерба принадлежавший Бибилину был помещен на государственной печати. Этоизображение некоторое время сохранялось и в послеоктябрьские дни. Его можнобыло увидеть и на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. Сокончанием гражданской войны в 1918 году двуглавый орел, казалось, навсегодапрекратил свой полет над Россией… /> />
ГербРСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютноновыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основномузакону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10июля 1918 года, в котором содержался раздел «О гербе и флаге».
В.Артамонов считает, что очень удачна была находка первых лет революции – гербРСФСР: изображение венка колосьев вокруг эмблемы. Но тут же отмечает, что этотсимвол – классовый, пролетарско-крестьянский, как бы исключающий остальныесоциальные слои страны: интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Г. Вилинбаховсказал, этот герб России отвечал идеологическим установкам, которые принеслаОктябрьская революция. Ее питали идеи всемирной революции и интернационализма.Именно поэтому начисто исчезли и русская и чисто национальная геральдика. Такимобразом, герб РСФСР не только не отражал прошлого своего государства, но и неотражал полностью особенности русского государства в те годы. Кроме того,описание первого советского герба в первой Конституции РСФСР было довольнорасплывчато и, по-видимому, в течение нескольких лет проводилась егохудожественная доработка, что соответствовало политике того времени (до сих порвозникают сомнения, были ли реформы Ленина программными).
Семьдесятилетий нельзя даже было представить, что герб России вернется вотечественную государтсвенную геральдику. Однако уже 5 ноября 1990 годаПравительство РСФСР приняло Постановление о создании Государственного герба иГосударственного флага РСФСР, в связи с чем была создана Правительственнаякомиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете МинистровРСФСР организовал работу “круглого стола” под руководством председателяКомитета Р.Г. Пихоя. В декабре 1990 – феврале 1991 года было проведено тризаседания, на которых обсуждались генезис и эволюция историческихгосударственных символов и вырабатывалась концепция государственной символикиРоссии.
Ужена первом заседании были сформулированы три возможных подхода к решениюпоставленной задачи: 1. Сохранить социалистическую классовую символику, лишьслегка модернизировав ее; 2. Создать совершенно новые символы, не связанные нис исторической, ни с социалистической традициями; 3. Вернуть историческиесимволы.
Послевсестороннего обсуждения первые два напрвления были отвергнуты какнесостоятельные теоретически, а графически неудачные. Вопрос о возвращенииисторических государственных символов России всесторонне обсуждался на каждомзаседании “круглого стола”. Соединение утвердившихся за многие годы символов скакими-то современными элементами, сочетание старого и нового было главнойзадачей, выполнение которой было возможно при учете трех принципов –суверенитет республики, связь времен и самобытность России. По вопросу овозвращении двуглавого орла в качестве Государственного герба России было многоспоров и возражений. Было сделано множество предложений (орел на геральдическомщите РСФСР, окруженным венком из колосьев, с девизом “Единство и суверенитет!”;всадник на варяжском щите, поражающий змия, причем не Георгий Победоносец, авоин-ездец, а герб окружен колосьями и т.д.) Предлагались такие варианты, гдебы сохранялась историческая преемственность обновленной России. “Круглый стол”работал три года. Наконец, 30 ноября был подготовлен и проект текста Указа,который был подписан Президентом России Б.Н. Ельциным в тот же день. С 30ноября 1993 г. в России Государственным гербом вновь стал двуглавый орел.Официальное описание герба гласит:
/>
Государственныйгерб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавогоорла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три историческиекороны Петра Великого (над головами две малые и над ними – одна большогоразмере); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите –всадник поражающий копьем дракона.
Такимобразом, новый герб отражает связь с царской (орел с монархическими атрибутами)и советской (красный щит) эпохами.
Символическиезначения цветов таковы: красный – храбрость, мужество, неустрашимость; золото –богатство, сила, верность, чистота, постоянство; голубой – величие, красота,ясность; серебро – невинность, белизн, девственность.
Всадник,поражающий копьем дракона означает победу добра над злом, а двуглавый орел –власть, господство, великодушие, прозорливость и обращенность к Западу иВостоку.
заключение
Итак, я показала на примере российского герба, как история влияет на символыгосударственной власти. Я показала, что необходимо сохранять связь с прошлым иочень важно прежде чем сделать “штрих” на изображении государственного символаили в истории уметь предвидеть его последтвия. Символика должна отражать “лицоэпохи”.
Каки российское государство, ее герб также менялся с течением времени. Онначинался с “орленка”, однако вскоре начал раскрывать крылья, над его головойпоявились сначала царские, а затем и императорские короны, в лапах появилисьатрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился гербМосквы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербыцарств и великих княжеств, входящих в состав России. И, наконец, были принятыБольшой, Средний и Малый гербы Российской империи, которые были составленысогласно всем геральдическим правилам, и должны были символизировать собойединство и могущество России.
В1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показаласьбольшевикам символом самодержавия. Любопытно, что выражая уважение к традициями памяти других народов, советские авторы считали, что русский народ не имеетправа на свои исторические, национальные символы.
Знаменательнымсобытием стало то, что 19-21 августа 1991 года была произведена попыткагосударственного переворота. В следствие чего в России была свергнута властькоммунистов, и к власти пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
30ноября 1993 года президент России Б. Н. Ельцин подписал указ “О государственномгербе Российской Федерации”. Двуглавый орел вновь стал гербом России.
Егоистория отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. Напротяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставалсяглавной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от правителя кправителю.
Передвами основные вехи в долгой истории обретения русским народом символа своейгосударственности. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могуществои единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина,что “Русь взмахнет крылами”.
/>
Список использованной литературы:
1. «Герб, гимн, флаг и столица нашейРодины», Золин П.М., М., 1987
2. «Символы России», М.А. Соболева,В.А. Артамонов, М.: «Панорама», 1993
3. «Государственный герб России: 500лет», Вилинбахов Г.В., АО «Славия», СПб, 1997
4. «Символы русскойгосударственности», Хорошкевич А.Л., М.: из-во Моск. Ун-та, 1993, 96с., ил.
5. «Гербы городовРоссии», ред. Соболева Н.А., альбом-справочник – М.: Профиздат. – «Отечество»,1998. – 480 с., ил.
Журналы:
1. «Наука и религия», 1994, №, с. 2-7
2. «Вопросы истории», 1992, №10, с.196
3. «Наука в России», 1995, «2, с. 96
4. «Народный депутат», 1991, №1,с.71-80
5. «Родина», 1991, №5, с.44-47
1993, №1, с. 112-113
1993, №10, с.35