Реферат по предмету "Психология"


Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проведение психологическойэкспертизы
2. Практический пример проведениясудебно-психологической экспертизы
3. Методика проведенияпсихологической экспертизы
4. Использование методатестирования
Выводы
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
При расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде возникаетнеобходимость использования специальных психологических знаний.Уголовно-процессуальный закон устанавливает две основные формы использованияспециальных знаний: 1) участие специалиста в следственных действиях (например,участие психолога при проведении допроса несовершеннолетнего); 2) назначение ипроизводство судебных экспертиз. Эти формы имеют определенное сходство;отличаются же они по процессуальным особенностям, полномочиям и статусу лица,привлекаемого в качестве специалиста или эксперта.
Судебно-психологическая экспертиза представляет собой экспертноеисследование, предметом которого служат факты, относящиеся к психическойдеятельности человека и имеющие значение для органов правосудия. Важныеисследования в этой области принадлежали Л. В. Владимирову, Я. А. Канторовичу,В. А. Внукову, А. Е. Брусиловскому и др. Значительный вклад в развитиеотечественной судебно-психологической экспертизы внесли также М. М. Коченов.А.Р. Ратинов, А. В. Дулов, М. В. Костицкий.В. Т. Нор, Ю. М. Грошевой и др. Вработах этих авторов не только предлагается определение предмета и методов судебно-психологическойэкспертизы, функций судебного эксперта, но и рассматриваются проблемы,относящиеся к основаниям назначения экспертизы, кругу решаемых ею вопросов,компетенции эксперта, порядку и условиям проведения комплексных экспертиз ивозможностям государственных экспертных учреждений, где такие экспертизы должныи могут производиться на современном уровне. Основная функциясудебно-психологической экспертизы состоит в получении на основе практическогоприменения специальных психологических знаний и методов исследования новыхфактов, позволяющих точно и объективно оценивать индивидуальные особенностипсихики человека (индивидуально-психологических особенностей личности,психических состояний в тот или иной момент, особенностей познавательныхпроцессов и др.). Нужно отметить, что судебно-психологическая экспертизаисследует проявления человеческой психики, которые не выходят за пределы нормы(исследование проводится в отношении психически здоровых людей). Поэтомунеобходимо отграничивать предмет судебно-психологической экспертизы отсудебно-психиатрической (исследующей определенные нарушения или психическиезаболевания).
Цель контрольной работы – ознакомится с методами психологическойэкспертизы в различных отраслях психологии, уметь обосновать батарею методик кэтой экспертизе.

1.        ПРОВЕДЕНИЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступаютпсихические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т. е. невызывающие сомнения в его психической полноценности. Судебно-психологическаяэкспертиза направлена на исследование содержания и структуры индивидуальногосознания и поведения людей в процессе совершения тех или иных действий илиотражения явлений окружающей действительности. С помощьюсудебно-психологической экспертизы можно получить данные, позволяющие понять иправильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей,которые имеют значение для выводов правового характера. В частности, заключенияэкспертов-психологов способствуют правильной оценке показаний свидетелей,потерпевших, обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своейдостоверности; несовершеннолетних — когда предполагается, что их показанияимеют фантастические наслоения; обвиняемых — когда их действия неадекватны ихсостояниям и свойствам, и т. п. Широкий круг вопросов, решение которыхпредопределяется наличием специальных психологических знаний, относит судебно-психологическуюэкспертизу к числу действий, наиболее важных и достаточно распространенных впрактике судебно-следственной деятельности.
Психиатрия —отрасль медицинской науки, изучающая нарушения в нервно-психической сферечеловека.
В настоящее время существуют широкие возможности в проведении судебно-психологическойэкспертизы. К компетенции (основным направлениям) судебно-психологическойэкспертизы могут быть отнесены: 1) установление способности несовершеннолетнихобвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниямиотставания (временной задержки) в психическом развитии, полностью сознаватьзначение своих действий и определение меры их способности руководить этимидействиями; 2) установление принципиальной способности психически здоровыхсвидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических ивозрастных особенностей, уровня психического развития) правильно восприниматьимеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;3) установление, находился ли обвиняемый в момент совершения преступления всостоянии физиологического аффекта; 4) установление, находился ли обвиняемый впериод, предшествовавший совершению преступления, или в момент совершенияпреступления, в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способностьправильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации ина способность произвольно регулировать свое поведение (эмоциональные состояниятипа сильного нервно-психического напряжения); 5) установление способностипсихически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередьнесовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий иоказывать сопротивление; 6) установление принципиальной возможностивозникновения у субъекта в конкретной ситуации различных психических состояний,делающих невозможным или существенно затрудняющих выполнение профессиональныхфункций в области управления современной техникой; определение, находился лисубъект в таком психическом состоянии в момент совершения конкретных действий;установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, непозволяющих выполнять профессиональные функции на достаточно высоком уровне вслучае возникновения неожиданных помех в его деятельности, усложнение ситуациии в связи с этим — повышение требований к психологическим возможностямчеловека; 7) установление у субъекта индивидуально-психологическихособенностей, способных существенно влиять на содержание и направленностьдействий в конкретной ситуации; 8) установление, находился ли умерший в период,предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем ксамоубийству, и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано.
Отметим, что приведенный перечень не исчерпывает всего кругавопросов, которые могут возникнуть в процессе судопроизводства. Обстоятельства,выяснение которых может иметь значение для расследования и судебногоразбирательства, весьма разнообразны и нередко диктуются конкретной ситуацией.
2.        ПРАКТИЧЕСКИЙПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Так, достаточно часто назначается судебно-психологическаяэкспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта вмомент совершения преступления. В уголовном праве используется термин «сильноедушевное волнение», вызванное неправомерными или аморальными действиямипотерпевшего и считается смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 66 УКУкраины). Сильное душевное волнение употребляется как синоним психологическогопонятия физиологического аффекта.
В психологии и психиатрии различают физиологические ипатологические аффекты. Патологический аффект определяется как эмоциональныйвзрыв, при котором человек не в состоянии управлять своими действиями иотдавать отчет своим поступкам. Сознанием человека овладевает однаэмоционально-конкретная идея (непоправимое горе, невыносимая обида).Патологический аффект устанавливает комплексная психолого-психиатрическаяэкспертиза.
Физиологический аффект — состояние, снижающее способность лицапонимать значение своих действий и руководить ими. Такой аффект рассматриваетсякак не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние, изучаемое в рамкахпсихологии.
Аффект — это относительно кратковременные и сильные эмоциональныепереживания (яркая кратковременная эмоциональная реакция). Возникновениеаффекта представляет собой критическую точку переживания. В литературныхисточниках отмечается, что аффект — это чрезвычайно сильное, бурное переживание(гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса, тоска, достигающаяотчаяния, и т. п.). Для физиологического аффекта характерно существованиезамедления интеллектуальных и волевых процессов, нарушение целостноговосприятия окружающего. Различают три стадии в развитии аффекта: 1)подготовительную; 2) аффективного взрыва; 3) постэмоционального периода.
Сложность установления состояния физиологического аффекта связанас тем, что его нельзя воспроизвести повторно. В процессе судебно-экспертногоисследования проводится ретроспективный анализ, психологический анализрезультатов деятельности человека. Так, по уголовному делу в отношении Т.,обвиняемого в совершении убийства, была назначена судебно-психологическаяэкспертиза с целью определения — находился ли обвиняемый в момент совершенияпреступления в состоянии физиологического аффекта. Из материалов уголовногодела было известно, что 7 января 2008 г. около 4 ч. 30 мин. возле ресторана «Юбилейный»в г. Харькове, в процессе ссоры, возникшей на почве личных неприязненныхотношений, впоследствии переросших в драку между Т. и П., с одной стороны, иВ., В., с другой стороны, Т., посчитав Л. за одного из нападавших на него и наего брата (П.) лиц, нанес последнему удар в грудь имеющимся у него кухоннымножом, от которого Л. через незначительный промежуток времени скончался.
Т. родился 11 июня 1974 г. первым из двух детей в семье (имеетмладшего брата П., 1979 года рождения). В детстве рос и развивался без особенностей.В 1981 г. поступил в среднюю школу, а в 1989 г. закончил 8 классов среднейшколы. В этом же году поступил в машиностроительный техникум, где проучилсяполгода, далее поступил в ГПТУ-11, которое также не окончил. В 1991 г. поступилв вечернюю школу, где проучился один год и не завершил образование.Впоследствии работал реализатором. Т. ранее привлекался к уголовнойответственности за кражу и хулиганство.
Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Т.признаков психоза, слабоумия, иных психических расстройств не обнаруживает,может отдавать отчет своим действиям и руководить ими.
Испытуемый Т. в процессе беседы контактен, цель исследованияпонимает правильно, держится свободно, на вопросы отвечает адекватно. В беседеоценивает свою личность как конфликтную, претендующую на лидерство...
Установление психического состояния Т. в момент совершенияпреступления предполагает осуществление ретроспективного психологическогоанализа противоправного поведения по материалам дела.
Т. прибыл в ресторан «Юбилейный», где проводилась дискотекав 24 ч. 30 мин. 7 января 2008 г. с тем, чтобы навестить брата — П. Т. совместнос присутствующими распивал спиртные напитки. Из показаний Т.: "… я выпилоколо 100 г. коньяка". Ссора происходит между П. и В., в ходе которойпоследний порезал шею П. Из показаний Т.: "… я подошел к ним и сказал,чтобы они прекратили ссору, на что незнакомый ответил мне в грубой форме, чтобыя шел подальше".
Ситуация, приведшая к совершению противоправных действий, вполнеконтролировалась и осознавалась со стороны Т. Так, в это время Т. заявил, что "…сегодня праздник и никаких конфликтов ни с чьей стороны создавать не нужно..."Кроме того, ситуация контролировалась и иными людьми. Из показаний Т.: "…моего брата и незнакомца растащил охранник". После происшедшей ссоры Т.,П., Л. и другие «продолжили сидеть за столом, распивать спиртное,танцевать».
Ссылки на реальность угрозы со стороны Б. и его компании являютсянесостоятельными, так как Т. беспрепятственно покинул дискотеку, сходил домойза ружьем и ножом и вернулся обратно. Действия Т. имели целенаправленныйхарактер. Из показаний Т.: «Они пригрозили нам расправой… после этого япошел, взял ружье и кухонный нож… подошел к кинотеатру, где спрятал ружье инож на спортплощадке возле забора».
Анализситуации показывает, что ссора между Б. и П. не содержала непосредственнойугрозы Т. Из показаний Т.: "… я ушел домой и хотел там остаться, однако,подумав, что на дискотеке мой брат, я взял ружье моего отца, а также кухонныйнож больших размеров и пошел обратно". Характер конфликтной ситуациипоказывает отсутствие субъективной невозможности найти выход из нее в данныймомент. Данная ситуация не являлась аффективной, она не содержала насилия илиоскорбления в адрес Т. Аффектогенной является ситуация, характеризующаяся тем,что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывать почтинепреодолимую потребность, однако подходящих способов действия не находит.
Анализ поведения Т. показывает определенную подготовку ксовершению преступления. Он сходил домой, взял ружье и кухонный нож, спрятал ихна улице. Из показаний Т.: "… Прийдя к ресторану «Юбилейный» яспрятал ружье и нож на улице, а сам пошел на дискотеку. Зайдя туда, я сел застол, за которым сидел ранее… Нож я взял, чтобы отпугнуть неизвестных".
Т. с помощью брата предложил Б. выйти разобраться и привел его кместу, где хранилось ружье и нож. Из показаний Т.: "… на улицу парняневысокого роста вывел мой брат. Об этом попросил его я. Для того, чтобыразобраться, а именно, чтобы побить". Из показаний Б.: "… СтаршийТ. о чем-то поговорил с младшим и они вместе направились в мою сторону. Старшийпрошел мимо к выходу, ничего не говоря, а младший, подойдя ко мне, сказал: «Пойдем,поговорим».
Анализ ситуации показывает отсутствие подготовительной (1-й)стадии аффекта у Т., т. е. действия при развертывании во времени былицеленаправленными, последовательными. Стадия аффективного взрыва (2-я стадия)также отсутствовала, так как Л. участия в драке не принимал и не представлялугрозы Т. Из показаний Т.: «Л. я знал как одноклассника моего брата, мы сним никогда не ссорились». Поэтому Л. не мог выступать аффектогеннымраздражителем. Т. хорошо помнит последовательность своих действий и механизмнанесения ударов. Анализ поведения Т. в момент нанесения ударов ножом Л. и В.показывает отсутствие субъективной внезапности возникновения эмоциональногонапряжения, характерных для аффективного возбуждения.
Поведение Т. не является типичным для физиологического аффекта в3-й стадии (постэмоциональный период). После совершения преступления Т.выполняет последовательные и целесообразные действия. Из показаний Т.: "…я забрал у него ружье и сложил его в чехол, который был со мной. После этого япошел домой и в подвале спрятал его". После совершения деяния Т. и егобрат П. уезжают к тетке в село. В этот период отсутствуют признакиэмоциональной, интеллектуальной или физиологической истощаемости, характерной дляглубокого физиологического аффекта. Посткриминальное поведение свидетельствуето способности контролировать свои действия, об их целесообразности инаправленности.
Одним из направлений судебно-психологической экспертизы выступаетустановление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, способныхсущественно влиять на содержание и направленность действий в конкретнойситуации.
Развитие судебно-психологической экспертизы связано с появлениемее новых направлений (видов). Так, к новым направлениям может быть отнесенасудебно-психологическая экспертиза преступной группировки,судебно-психологическая экспертиза фонограмм и видеозаписи,судебно-психологическая экспертиза определения морального ущерба и др. Вызываютинтерес и современные комплексные исследования (например,инженерно-психологическая (технико-психологическая экспертиза),психолингвистическая, патопсихологическая и т. п.).

3.        МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используетсякомплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследованиепсихики человека, психологических механизмов его поведения. Именно этимобусловлена специфика избираемых методов. В каждом конкретном случае избраниеметодов исследования зависит от задач экспертизы и тех вопросов, которыепоставлены на разрешение судебного эксперта.
Судебно-психологическое исследование начинается с изученияматериалов уголовного дела. Тщательное изучение таких материалов составляетоснову для ретроспективного психологического анализа деятельности участниковсобытия. Подвергаются изучению сведения, содержащиеся в протоколах следственныхдействий, анализируются показания различных лиц (свидетелей, потерпевших,обвиняемых). Особое внимание необходимо обращать на документы, в которых естьинформация о социально-психологических особенностях личности подэкспертного,его поведении в момент совершения преступления, отношении к содеянному.Необходимо проанализировать результаты судебно-психиатрической экспертизы.
Проведение судебно-психологической экспертизы предусматриваетиспользование биографического метода. Данный метод предполагает изучениеподэкспертного с точки зрения прошедших им этапов жизни, выявление фактов,имеющих психологическое значение. В ходе применения биографического методапредполагается получение данных о родителях подэкспертного, его отношениях вкругу семьи (с родителями, братьями, сестрами), наиболее важных этапах егожизни (характеристика дошкольного, школьного и периода взрослости).
Судебно-психологическое исследование предполагает использованиеметода независимых характеристик с целью получения объективного представления опсихологических особенностях испытуемого. Изучаются по материалам уголовногодела характеристики с места работы, места жительства или учебы. Анализируютсясведения, содержащиеся о подэкспертном, в протоколах допроса родителей, друзей,знакомых, коллег по работе и др.
Каждая судебно-психологическая экспертиза предусматриваетиспользование метода беседы с испытуемым. Речь идет о непосредственном общениисудебного эксперта с испытуемым. Такая беседа должна проводиться по заранееразработанной программе, в соответствии с изученными материалами уголовногодела. Беседа осуществляется при помощи постановки вопросов подэкспертному. Непосредственностьобщения предполагает установление психологического контакта с испытуемым. Вэтом плане важное значение имеет уважение прав личности подэкспертного,уважение его чести и достоинства, независимость от других участников процесса.Эксперт-психолог всегда должен помнить о презумпции невиновности (обвиняемый впреступлении — еще не преступник).
В процессе беседы с испытуемым важное значение приобретает методнаблюдения. Наблюдение позволяет регистрировать реакции на раздражители,изменение поведения в ходе постановки вопросов, отношение к тем или инымсобытиям, лицам, обстоятельствам. С помощью этого метода могут бытьпродиагностированы определенные психологические особенности подэкспертного.
В России первая известная попытка проведения судебно-психологическойэкспертизы относится к 1883 г. Она была предпринята при расследованииуголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасилованииактрисы-любительницы Черемновой. Как сообщила следствию Черемнова, в деньпреступления она дебютировала на сцене. Томительное ожидание спектакля,волнение, пережитое на сцене, вызвало у Черемновой, по ее словам, такойглубокий упадок физических и душевных сил, что, оставшись наедине с Назаровым,она была не в состоянии оказать ему сопротивление. Желая получить объективныесведения о влиянии на психику связанных с первым выступлением на сценепереживаний, следователь решил допросить двух известных актрис — М. Н. Ермоловуи А. Я. Гламу-Мещерскую. Была предпринята попытка получения информации опсихологических состояниях актера в день дебюта.
Судебно-психологическая экспертиза — это психодиагностическоеобследование, конечным результатом которого является диагноз психологический(установление индивидуально-психологических особенностей личности). В этом отношенииважное значение имеют психодиагностические методики (тесты). Тестыклассифицируются по различным основаниям: по особенностям используемых задач(тесты вербальные и тесты практические), по формам процедуры обследования(тесты групповые и индивидуальные), по направленности (тесты интеллекта и тестыличности).
При производстве судебно-психологических экспертиз используютсяметодики исследования личности (тест MMPI — Миннесотский многоаспектный личностныйопросник; тематической апперцепции тест — ТАТ; тест Роршаха и т. п.); методикиисследования мышления (рассказ по картинке; метод пиктограмм; метод исключенияи др.); методики исследования памяти (заучивание слов; метод опосредованногозапоминания; запоминания десяти чисел и др.); методика исследования восприятияи внимания (исследования восприятия формы предметов; исследования объемавнимания и др.).
Тесты, используемые в практике судебно-психологической экспертизы,должны быть валидными. Валидность — один из основных критериев теста,означающий его пригодность для целей исследования; это комплекснаяхарактеристика теста, которая включает сведения об области исследуемых явленийи репрезентативность диагностики. Кроме того, тест должен быть надежным —отражать точность измерения, а также устойчивость результатов теста к действиюпосторонних случайных факторов.
4.        ИСПОЛЬЗОВАНИЕМЕТОДА ТЕСТИРОВАНИЯ
Термин «тест» происходит от английского слова test, что означает проверка,испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (системузаданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иногопсихологического свойства (качества) личности. В психологии используется такжетермин «тестирование», обозначающий проведение проверки или испытанияс использованием стандартизированных заданий (тестов), отличающихсясоответствующей шкалой значений. Тестирование применяется в целях измеренияиндивидуальных различий.
В психологии различают тесты интеллекта (для выявления умственногопотенциала индивида), тесты личностные (измеряются различные стороны личности:установки, ценности, отношения, эмоциональные свойства и др.), тесты креативные(для изучения творческих способностей личности), тесты достижений (определяющиестепень владения конкретными знаниями, умениями, навыками), тесты проективные(для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретациирезультатов проекции (перенесения субъектом собственных свойств или состоянийна внешние объекты) и др.
В частности, с целью исследования познавательной сферы, например,восприятия, может использоваться метод объяснения сюжетных картин, состоящий впредъявлении испытуемому тех или иных картинок: веселых, печальных, со сложнымсюжетом. При этом учитывается активность и желание испытуемого рассматриватькартинку, затраченное время. В результате тестирования могут быть полученыданные о сообразительности лица, умение выделить существенное, эмоциональноеотражение (отклик).
В целях исследования восприятия испытуемого результативнымявляется метод отыскивания чисел с помощью таблиц Шульте. Суть теста состоит вследующем: применяются таблицы или планшеты, на которых написаны в разномпорядке цифры от «1» до «25». На каждой из пяти таблиц онинаписаны по-разному. Испытуемому предлагается отыскать, показать и назватьвслух все цифры по порядку и сделать это как можно скорее. При оценке результатовучитывается разница в количестве времени, затраченного на каждую таблицу.Увеличение его на последних таблицах свидетельствует об утомляемости, ускорение— о медленном врабатывании. При норме на каждую таблицу должно уходить одинаковоевремя (от 30 до 50 с).
Для исследования познавательной сферы может быть применен методзаучивания десяти слов. Испытуемому зачитывают десять слов и предлагаютповторить в любом порядке. Опыт повторяется пять раз, спустя час — еще раз.Кривая запоминания может указывать на ослабление активного внимания,утомляемость, «застревание» на ошибке. Некоторая модификациярассматриваемого теста в виде метода заучивания десяти чисел применялась ввойсках специального назначения для определения особенностей запоминанияиспытуемыми в экстремальных условиях (предлагалось десять различных двузначныхчисел).
Зрительно-моторный тест «форм Бендера» направлен навыявление мозговых поражений, определение эмоциональных расстройств. Девятьпростых фигур предъявляются сразу на одной карточке. Всего карточек восемь.Испытуемого просят скопировать каждое изображение с находящегося перед нимобразца. При анализе подсчитывается время и характер выполнения каждогозадания.
Использование тестовых методик не допускает упрощенного подхода.История юридической психологии знает периоды, когда в целях определенияпричастности к совершенному преступлению предлагалось использованиетестирования. В частности, имела место рекомендация об использовании теста «кляксы»(в психологии — тест Роршаха) для «диагностики» причастности. Еслииспытуемый в чернильных пятнах Роршаха отмечал схожесть со следами крови,делался вывод о причастности к совершению преступления. Вместе с тем, введениев психологическую практику теста Роршаха явилось одним из крупных достиженийпсихологии XX в. Данный тест предназначен для диагностики скрытых установок,побуждений, свойств характера. Основные теоретические установки Роршахазаключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, онспособен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированномумышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен,если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен кобостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха,свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — осклонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — онегативизме и странностях в поведении.
В практике определения профессиональной пригодности и припроизводстве судебно-психологических экспертиз эффективными являютсястандартизованные личностные опросники. По своей сущности опросник представляетсобой определенный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основнойпроблемой исследования и предназначен для изучения и оценки отдельных свойств ипроявлений личности. Наиболее известными опросниками являются: Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк);Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесот-ского личностного перечня MMPI); характерологическийопросник К. Леонгарда; тест Кэттела (16РР-опросник); патохарактерологическийдиагностический опросник Личко и др.

ВЫВОДЫ
В процессе выполнения контрольной работы мы на практическомпримере ознакомились с методиками проведения судебно-психологическойэкспертизы. Методик при современном развитии технических средств существуетогромное количество – поэтому для выбора определенной методики нужноруководствоваться определенными правилами и направлениями. В работе мы частичноознакомились с батареей методик по данной экспертизе.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        БелыйБ.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.Н. Собчик. — С-Пб: Дорваль,1992. — 200 с.
2.        НагаевВ.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие для вузов – М.,ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 333 с.
3.        НорВ.Т., Костицкий В.М. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе-Киев, Вища школа, 1985 – 56с.
4.        КрыловИ.Ф. Судебная экспертиза в уголовном процессе – Л., 1963 – 314с.
5.        СидоровБ.В. Аффект, его уголовно-правовое и криминалистическое значение(социально-психологическое и правовое исследование ) — Казань, Казанский ун-т,1978 — 160 с.
6.        КоноваловаВ.Е., Шепитько В.Ю Основы юридической психологии: Учебник – Х., Одиссей, 2006 –352 с.
7.        Мостова Ш.М. Юридична психологія – К., ВІРА-Р, 1999 – 120 с.
8.        Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе:Научно-практическое пособие – М., Гардарика, 1998 – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.