Государственный комитет РФ
по образованию
Реферат по ОБЖ на тему:
“Миротворческая деятельностьВооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира. ”
ученицы
11б класса
школы 1952
Хрисановой Марии
Москва, 2001 г.
Содержание:
Введение.....................................................3
Глава I.Миротворческая деятельность ВСРФ
1.Первые советскиемиротворцы.....................5
2.Участие России в миротворческихоперациях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженныхконфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участниковСНГ.........................................................8
3.О статусе военнослужащих,принимающих участие в миротворческих операцияхООН.......................................................14
Глава II. Операции ООН по поддержаниямира.
1.Что представляют собой операцииООН по поддержанию мира ?.................................17
2.Каковы масштабы операций ООН поподдержанию мира?..................................21
3.Кто обеспечиваетруководство?.................21
4.Во что этообходится?..............................22
5.Какую компенсацию получаютмиротворцы?...........................................22
6.Кто предоставляет персонал иимущество?.............................................23
7.Почему операции ООН поподдержанию мира продолжают иметь важноезначение?................................................23
Заключение...............................................25
Список итературы.....................................27
Введение.
В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождаетнекоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерногоконфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые икрупные военные конфликты в Европе и Азии, странах “третьего мира”, претензиимногих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость политических системво многих из этих государств не исключают возможности развития событий понепредсказуемому сценарию, в том числе и крупной военной трагедии.Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие на их основевооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого государства ипредставляют реальную угрозу международному миру и безопасности. В ходеконфликтов, нередко переходящих в гражданские войны, совершаются массовыетяжкие преступления в отношении мирных жителей, уничтожение сел и разрушениегородов, являющиеся грубейшим нарушением международных конвенций. Поофициальным данным ООН, к середине 90-х годов, в ходе крупных послевоенныхконфликтов, число погибших превысило 20 миллионов человек, более 6 миллионовискалеченных, 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц, и эти цифрыпродолжают расти.
Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообществостолкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных,непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженныхконфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим факторомпрогресса общества и требует дополнительных усилий государств в областивнутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несетугрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческаядеятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешнейи внутренней политики многих государств.
Все сказанное заставляет думать о мерах, обеспечивающих гарантию защитыобщества от военных посягательств извне.
История развития человечества знает немало примеров созданиямежгосударственных организаций, одна из задач которых — поддержаниемеждународного мира и безопасности. Особое внимание решению этой задачи, какпоказала практика, уделялось после окончания крупномасштабных войн. Так, вначале ХХ века, после первой мировой войны, была образована Лига Наций, положившаяначало созданию более цивилизованных и многофункциональных организацийобеспечения мира и безопасности. В конце второй мировой войны, в связи сфактическим прекращением деятельности Лиги Наций, была создана новаямеждународная организация, объединившая для целей поддержания международногомира и безопасности почти все государства земного шара — ОрганизацияОбъединенных Наций (ООН).
Что же касается России, то она никогда не была и никогда не будет«чисто» европейской страной. Ее двойственность хорошо выразил русскийисторик В.О.Ключевский, подчеркивавший, что Россия — это переходная страна,посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой; ноприрода положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азииили в нее влекли Азию. И поэтому Россия, даже при желании замкнуться на чистовнутренних проблемах, никак не может отказаться от участия в создании мирного порядка уже в силу своегогеополитического положения в центре Евразии. Заменить ее там некому. Стабильностьв срединной зоне Евразии гарантирует стабильность во всем мире, а это винтересах всего мирового сообщества. И поэтому неотъемлемой частью современноймеждународной политики российского государства являются его тщательновзвешенные последовательные действия, направленные на предотвращение возможныхагрессий, предотвращение угроз возникновения войн и вооруженных конфликтов,укрепление безопасности и стабильности в региональном и мировом масштабах.
Следует заметить, что важнейшим условием обороноспособности государстваявляется готовность граждан защищать интересы своего государства. Главнойгарантией этой защиты является достигнутый баланс в ядерных силах, военноемогущество государства, которое складывается из общегосударственной и военнойобороноспособности и готовности граждан защищать интересы своего государства, втом числе и с оружием в руках.
Таким образом ясно видна необходимость понимания всеми членами общества,и особенно представителями молодого поколения, всей важности овладения военнымизнаниями, способами вооруженной защиты, их подготовленность к выполнению задачзащиты интересов государства, в том числе и службой в Вооруженных Силах.
Первые советские миротворцы.
Они появились четверть века назад.
Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООНявляется делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в качествевоенных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точкахпланеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих воперациях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительстваСССР в соответствии с резолюцией СоветаБезопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа нашихофицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкогоканала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных действий.Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отрядаотечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной общественной организации ветерановмиротворческих миссий ООН РФ вспоминает: “Группу сформировали очень быстро. внее вошли офицеры ротного, батальонного звена всего двадцать пять человек.Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Говоровсообщил, что решением военного совета я утвержден командиром специальной группыофицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН наБлижнем Востоке.
В Генштабе генерал армии Николай Огарков, тогда еще заместительначальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, провел инструктаж, заметив,что наступивший после окончания арабо-израильской войны 1973 г. мир довольнохрупок и что на нашей группе лежит особая ответственность, т. к. советскиевоеннослужащие впервые участвуют в миротворческих операциях ООН.
В Каире высшие должностные лица Египта оказывали нам пристальноевнимание. Оно объяснялось очередной вспышкой напряженности в арабо-израильскихотношениях. В их урегулировании многое зависело от Москвы. Срочный прилет вКаир нашей группы давал ясно понять, что Кремль не допустит дальнейшейэскалации конфликта.
Серьезное внимание уделяли знакомству с новым регионом, историей страны.в один из ноябрьских дней, а именно 25 числа состоялась торжественная церемониявручения нам голубых беретов и голубых шарфов — непременного атрибута формыодежды военнослужащих ООН. каждый из нас получил специальное удостоверение,подтверждающее статус военных наблюдателей ООН. День церемонии можно считатьисходной датой начала участия советских военнослужащих в миротворческихоперациях ООН.
Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести службув Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом БезопасностиООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий Советскогоправительства боевые действия на Ближнем Востоке были приостановлены.
Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались самымитрудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших миротворческих операций.Одна из них — “Омега” — проводилась с 5 февраля по 31 марта. В ходе “Омеги”было произведено 173 поисковые операции останков военнослужащих, погибших входе недавнего октябрьского военного конфликта, каждая из которых длиласьнесколько суток. В не менее сложной обстановке проводилась и операция “ЛинияАльфа”(определение границы между буферной зоной и зоной ограниченногоколичества войск Египта), т. к. почти в течение месяца пришлось действовать наместности, представляющей сплошное минное поле.
Не могу не сказать, что мои боевые товарищи ни в чем не уступали опытным“голубым беретам” из батальонов миротворческих сил других государств. Мы нетолько сообща несли службу, но и дружили, проявляя самый настоящийинтернационализм, который был необходим для поддержания мира. Участникаммиротворческих организаций по истечении определенного срока службы от именигенерального секретаря ООН вручались медали “На службе мира”. Вместе с военныминаблюдателями ряда других стран эту награду получили и мы, советские офицеры.”
Участие России в миротворческих операциях ООН и деятельность поподдержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территорияхбывшей Югославии и государств-участников СНГ.
Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мираначалось с октября1973 г., когда наБлижний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.
Начиная с1991 года участие Россиив этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидскомзаливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в районирако-кувейтской границы, а в сентябре-в Западную Сахару. С начала1992 г. сферадеятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию,Камбоджу и Мозамбик, а в январе1994 г.- на Руанду. В октябре1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале1995 г.-в Анголу, в марте1997 г.- в Гватемалу, в мае 1998 г.- в Сьерра Пеоне, виюле1999 г.- в Восточный Тимор, в ноябре1999г.- в Демократическую Республику Конго.
В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидойООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабовООН общей численностью до70 человек.Российских военных наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан),на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии,в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.
Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение завыполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующимисторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без праваприменения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностейконфликтующих сторон.
Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основеосуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинствемиссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных ооновскихдокументов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военногонаблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих приниматькомпромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки,определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования,предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.
Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по поддержаниюмира с1974 года проводится на базебывших1 Высших офицерских курсов «Выстрел»,в настоящее время это- Учебный центрпереподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии.Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение2 месяцев (с1974 по1990 г.г. подготовлено330 человек). В связи с расширением участия СССР, России воперациях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с1991г. курсы стали проводиться3 раза в год.Всего с1974 по1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше800 офицеров для участия в ОПМ ООН.
Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военныхполицейских ООН (организована с1992года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничениювооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В1990-1991 годах на курсах подготовлено более250 офицеров-инспекторов по контролю за сокращением вооруженныхсил и обычных вооружений в Европе.
Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что поуровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умениюв экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполнесоответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскимивоенными наблюдателями, активно используется при организации работы поподготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствованииметодики их обучения.
Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческихоперациях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствованииучебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес состороны зарубежных специалистов и организаций.
С1996 г. на курсах проводитсяобучение иностранных военнослужащих. В1996-1998году на1 ВОК «Выстрел» прошлиобучение55 офицеров из Великобритании(23), Дании(2), Канады(2), Норвегии(2), США(17),ФРГ(5), Швеции(4).
В октябре1999 г. на курсах обучались5 иностранных слушателей (Великобритания — 2, Германия, Канада, Швеция- по одному).
Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три разав год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графикомзамены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ)ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор поподготовке офицеров штабов ОПМ ООН.
Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся спривлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а такжеприкомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия вмиротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится поодномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная совторого месяца каждого учебного сбора.
Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведетсяна русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, наанглийском языке, проводят офицеры-инструкторы.
Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром дляпроведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает:
-оборудованные учебные классы;
-автомобильную и другую технику;
-технические средства обучения;
-полигон;
-гостиницу для проживания слушателей.
Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языкеследующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:
-военные наблюдатели ООН;
-офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;
-командиры тыловых и технических служб МС ООН;
-офицеры военной полиции ООН;
-офицеры гражданской полиции ООН.
В апреле1992 г., впервые вистории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 СоветаБезопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур(решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию былнаправлен российский пехотный батальон численностью900 человек, который в январе1994г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80,ïðîòèâîòàíêîâûìèсредствами и другим вооружением и военной техникой.
В соответствии с политическим решением российского руководства часть силроссийского контингента сил ООН в феврале1994г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующегоусиления во второй батальон (численностью до500человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон(боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдениемсоглашения по прекращению огня.
В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговинебатальон сектора «Сараево» в январе1996г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.
В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с15 января1998г. миссии ООН в Восточной Славонии, российский пехотный батальон (до950 чел), выполнявший задачи по разъединениюсторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территориюРоссии.
В июне1995 г. российскоемиротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решениязадач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА-3) в Анголу направлен российский воинскийконтингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропическихусловиях Африки справились с поставленными задачами.
В марте1999 г. российскаяавиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена вРоссийскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН.
В августе2000 года на африканскийконтинент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в составмиротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа всоставе4 вертолетов Ми-24 и до115 человек личного состава.
Однако основные материальные затраты Россия несет при участииспециального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержаниюмеждународного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориибывшей Югославии и государств-участников СНГ.
Бывшая Югославия.Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N743 от26.02.1992 г. и от10 июня1999 г.¹1244. В настоящее время российский воинский контингент принимаетучастие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и вавтономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачироссийских миротворцев:
-предотвращение возобновления боевых действий;
-создание условий безопасности для возвращениябеженцев и перемещенных лиц;
-обеспечение общественной безопасности;
-осуществление надзора за разминированием;
-поддержка, при необходимости, международногогражданского присутствия;
-выполнение, по мере необходимости, обязанностейпо осуществлению пограничного контроля;
-обеспечение защиты и свободы передвижения своихсил, международного гражданского присутствия и персонала других международныхорганизаций.
Приднестровский регионРеспублики Молдова.Воинский контингент введен в зону конфликта с23.7 по31.8.1992г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирногоурегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе РеспубликиМолдова от21.7. 1992 г.
Основная задача- наблюдение засоблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности иправопорядка.
Южная Осетия.Воинский контингент введен в зону конфликта9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинскогоконфликта.
Основная задача — обеспечение контроля за прекращением огня, выводомвооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режимабезопасности в зоне контроля.
Абхазия.Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта23 июня1994г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от14 мая1994г.
Основные задачи- блокированиерайона конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важныхобъектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.
Таджикистан.201мед со средствами усиления вошла в октябре1993 года в состав Коллективныхмиротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией иРеспубликой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от25.5.1993 г… Соглашения Совета Главгосударств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческихсилах и совместных мерах по их материально-техническомуобеспечению.
Основные задачи- содействие внормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненноважных объектов и другие.
О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операцияхООН.
Правовой статус военнослужащих, принимающих участие вмиротворческих операциях ООН имеет сложный характер. Он регулируетсякомплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системами имеющих различную юридическую природу.
В правовом статусе военнослужащих отражена его спецификапрежде всего как составного звена функционального межгосударственного механизма- международной организации. Главной правовойосновой регулирования деятельности международных организаций и их служащихявляется международно-правовая основа, формой — международно-правовыепринципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит прежде всегомеждународный характер и ограничен функциональными рамками.
Особенностью правового статуса военнослужащих,принимающих участие в миротворческихоперациях ООН, является то, что они не поступают на службу в ОрганизациюОбъединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащиевременно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира.
После прикомандирования граждан одного государства наслужбу в орган международной организации, находящийся на территории другогогосударства, соответственно остаются и возникают юридические отношения междуслужащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятсяучастниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующихнациональных правовых систем.
Кроме того, международная организация, деятельностькоторой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целейнаделяется государствами-членами и известной самостоятельностью.Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности иматериализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданиюнорм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеютбезусловную юридическую обязательность, однако, они не являютсямеждународно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники.
Из сказанного следует, что все нормы и принципы,регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характерусвоих источников и принадлежат:
1)к нормам международного права,содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальныхсоглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах;
2)к нормам, имеющим внутригосударственныйхарактер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственныхорганов страны пребывания, транзита, командировки, иò.ï.
3)к нормам так называемого внутреннегоправа ООН, созданным и применяемым внутри организации;
4)к нормам, имеющим внутригосударственныйхарактер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственныхорганов.
Неоднородный характер правового регулирования статусавоеннослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира,отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особойкатегории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловилаопределение источников норм о правовом статусе персонала и тем самымособенностей его регулирования в различных правовых сферах.
В настоящее время активное участие граждан России вмиротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статусаучастника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам,который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальныегарантии всех участников этого процесса.
Операции ООН по поддержанию мира.
Региональные войны ивооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру истабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых.Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила насебя Организация Объединенных Наций.
Чтопредставляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира?В1998 году операциям ОрганизацииОбъединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. ОрганизацияОбъединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира,используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности.В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют«голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольнойоснове правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплинуи выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания ихзаслуг в1988 году миротворцыОрганизации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира.
Правительства государств все чаще обращаются кОрганизации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулированиимежэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районахмира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческойдеятельности Организации Объединенных Наций было учреждено13 операций, то с1988 года было развернуто35 новыхопераций. В пиковый период, который пришелся на1993 год, общая численность развернутого на местах военного игражданского персонала Организации Объединенных Наций из77 стран достигла более80 000 человек. При организации сложных посвоему характеру миссий, предусматривавших ведение работы одновременно вполитической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накопленныйпри проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций поподдержанию мира, которые, как правило, нацелены на решение главным образомвоенных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединениепротивоборствующих сил и создание буферных зон.
К выполняющим функции миротворцев ОрганизацииОбъединенных Наций военнослужащим присоединились сотрудники гражданскойполиции, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением правчеловека и другие гражданские специалисты. Диапазон их задач широк— от обеспечения охраны при доставкегуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим противникам помощив осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений. МиротворцевОрганизации Объединенных Наций привлекают к решению таких задач, как оказаниепомощи в разоружении и демобилизации бывших комбатантов, содействие вподготовке гражданских полицейских, наблюдение за их деятельностью, помощь ворганизации выборов и наблюдение за их проведением. Работая совместно сучреждениями Организации Объединенных Наций и другими гуманитарнымиорганизациями, миротворцы помогали беженцам возвращаться в свои дома,обеспечивали контроль за соблюдением прав человека, обезвреживали наземныемины и начинали мероприятия по восстановлению.
Как правило, операции по поддержанию мира учреждаетСовет Безопасности — орган ОрганизацииОбъединенных Наций, несущий главную ответственность за поддержаниемеждународного мира и безопасности. Совет определяет масштабы операции, ееобщие цели и временные рамки. Поскольку Организация Объединенных Наций нерасполагает собственными вооруженными силами или гражданской полицией,государства-члены сами решают, участвовать ли им в той или иной миссии и, вслучав участия, какой персонал и какое имущество они готовы предоставить.
Успех операций по поддержанию мира зависит от четкости ипрактической осуществимости их мандата, эффективности командования изЦентральных учреждений и на местах, наличия постоянной политической ифинансовой поддержки со стороны государств-членов и, что, возможно, наиболееважно, сотрудничества сторон в конфликте.
Миссия учреждается с согласия правительства страны, гдеона разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоимобразом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой.Самым эффективным «оружием» миротворцев является их непредвзятость илегитимность в силу того, что они представляют международное сообщество вцелом.
Военнослужащие, входящие в состав операций ОрганизацииОбъединенных Наций по поддержанию мира, носят легкое оружие и имеют право наприменение минимальной силы в целях самообороны или в случаях, когдавооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на нихобязанностей. Гражданские полицейские обычно не вооружены. Специфика службывоенных наблюдателей состоит в том, что свою миссию они выполняют фактическибез оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко — лишь на интуицию.
Миротворцы Организации Объединенных Нации не могутнавязывать мир в тех случаях, когда этого мира нет. Тем не менее, когда стороныв конфликте стремятся к мирному урегулированию своих разногласий, операцияОрганизации Объединенных Наций по поддержанию мира может стимулироватьдостижение мира и давать «передышку» создавать более стабильные и безопасныеусловия, в которых можно найти и использовать пути прочного политическогоурегулирования.
Операции Организации Объединенных Наций по поддержаниюмира следует отличать от других форм многонационального военноговмешательства, включая «принудительные» меры. В ряде случаев СоветБезопасности разрешал государствам-членам использовать «все необходимыесредства», включая применение силы, для принятия мер в связи с вооруженнымконфликтом или угрозами миру. Действуя на основе такой санкции, государства«члены образовывали военные коалиции-в корейском конфликте в1950 году и вответ на вторжение Ирака в Кувейт в90-åгоды. Многонациональные операции развертывались в дополнение к операциямОрганизации Объединенных Наций в Сомали, Руанде, Гаити и в Боснии иГерцеговине, В 1997 гору Советсанкционировал действия «коалиции желающих» в связи с ситуацией в Албании. Онтакже санкционировал развертывание многонациональных миротворческих сил вЦентральноафриканской Республике, которые в марте1998 года были заменены Миссией Организации Объединенных Наций вЦентральноафриканской Республике (МООНЦАР).
Каковымасштабы операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? С1948 года Организация Объединенных Нацийпровела48 операций по поддержанию мира.Тридцать пять операций по поддержанию мира были учреждены Советом Безопасностив период с1988 по 1998 год. В настоящее время осуществляется16 операций, в которых участвуют примерно14 000 миротворцев. В составе операцийОрганизации Объединенных Наций по поддержанию мира служили свыше 750 000 военнослужащих и сотрудниковгражданской полиции и тысячи других гражданских специалистов; болев1500 человек погибли при исполнении служебныхобязанностей в составе этих миссий.
Наиболее значимыми из специальных миссий и операций поподдержанию мира являются: специальная миссия в Афганистане, контрольная миссияв Анголе, миссия добрых услуг в Бурунди, группа военной связи ООН в Камбодже,миссия наблюдения в Сальвадоре, специальный посланник и группа военныхнаблюдателей в Грузии, ирако-кувейтская миссия, специальный посланник вТаджикистане и ряд других.
Кто обеспечивает руководство? Миротворческие миссии учреждаюти их задачи определяют пятнадцать государств-членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь Организации ОбъединенныхНаций. В Уставе Организации Объединенных Наций конкретно указывается, чтоСовет несет главную отве