Эссе.
Цели и механизмыполитической социализации.
Термин «социализация» (от латинского socialis — общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает.Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности.
В СССР категория «политическая социализация» сталаприменяться одновременно с институционализацией политологии и развитиемполитической социологии (с 1989г). В 70-80-е годы исследователи использовалипонятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура», «политическоеформирование личности», «классовое воспитание», в рамках которыхразрабатывались как микро-, так и макроусловия процесса социализации молодежи вполитике.
Анализ имеющейся литературы показывает, что, во-первых,проблема политической социализации молодежи в изменяющейся России неразработана ни теоретически, ни в смысле практических рекомендаций.Фундаментальные работы в этом направлении пока отсутствуют.
Во-вторых, все работы в теоретическом аспекте представляютсобой интерпретацию западной политической социологии, что приводит красхождению во мнениях относительно сущности процесса политическойсоциализации, факторов, оказывающих на него определяющее воздействие.
В-третьих, отсутствие общепризнанных методологическихподходов к исследованию процесса вхождения молодежи в политику на данном этаперазвития российского общества приводит к разнобою в методиках конкретныхсоциологических исследований и к трудностям в сравнении результатов.
Таким образом, в теоретическом осмыслении процессаполитической социализации мы находимся в начале пути, равно как и в становленииновой российской политической системы.
Широкое распространение за рубежом получили трактовкиполитической социализации с точки зрения бихевиоризма (наука о поведении).Различают три основных разновидности политического бихевиоризма: радикальный,классический и социальный.
В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х- начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающиеполитическую социализацию личности, исходя из первичности внутриличностныхструктур и процессов личностного познания.
Разработкой проблем политической социализации занимаютсятакже представители теорий психоанализа. С точки зрения психоанализа, основаличности закладывается до 3-летнего возраста, затем только высвечивается подвоздействием обстоятельств. Ими сделан вывод о двух типах личности:авторитарной и конформистской.
Процесс политической социализации осуществляется двумя основнымипутями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцовполитического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политическойкультуры старшего поколения молодому поколению. В качестве основных агентов политическойсоциализации в данном случае выступают такие социальные институты, как семья,школа, церковь и т. д.
Другой путь политической социализации связан сприобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоениемнового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида вполитической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих путиполитической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимно дополняютдруг друга, обеспечивая стабильность политической системы.
При изменении, трансформации политической системы кореннымобразом изменяется и политическая социализация. Верным является и обратноеутверждение о том, что успех преобразования политической системы обеспечиваетсяэффективной социализацией. У. Розенбаум выделяет тезис о том, что всеправительства контролируют институты социализации. Их цель создать массовуюполитическую культуру, совместимую с режимом. И когда это достигается, тосохранить эту культуру. Если в обществе, происходят большие изменения (напримеркоммунистический режим превращается в некоммунистический), то элита модернизируетсяи стремится переориентировать политическую культуру через реформу образования нановые идеалы и ценности, в надежде обеспечить таким образом политический порядок13. Приходится заметить, что российское правительство крайне непоследовательно осуществляютконтроль за процессом политической социализации.
«Воспитание и наставление начинается с самых первыхлет существовании и продолжается до конца жизни», — писал Платон. То же мынаходим и у Ф.Ларошфуко: «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точноноворожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни былолет». От своих родителей дети получают первые уроки политических знаний истереотипов поведения, обретают чувство любви к родной земле. «Любовь кродине начинается с семьи», — отмечал английский философ Ф.Бэкон.
В России семья как социальный институт переживает нелегкиевремена. Передача от поколения к поколению социально-политического опыта,основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Средипредставителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политическиеориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, чтонеизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающегопоколения.
Чрезвычайно важна для политической социализации школа. За последнеедесятилетие формировавшаяся долгие годы система школьного и внешкольногообразования разрушилась. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе.При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников можетсущественно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формированииу подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданыновые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс«Граждановедение».
В России всегда большую роль играла армия. Весьма многограннойи в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных ивоенно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени быливовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитаниичувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине.
Русская Православная Церковь четко определила свое место вобществе. Церковь отказалась от участия в политике — она стремится подняться надполитической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблемдуховно-нравственного возрождения общества.
В связи с глубокими социально-экономическими и политическимиизменениями, происходящими сейчас в России, существует проблема ресоциализации- весьма острая проблема. И обусловлено это, прежде всего, тем, что,ресоциализация «предполагает не просто освоение новых социальных ниш, апереучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундаментданной личности».