Англия.
Экономическое положение. Экономическое положение Англии в годы капиталистической стабилизации свидетельствовало о наличии глубокого кризиса английского империализма. Экономика страны фактически топталась на месте. К 1929 г. промышленность по объёму выпускаемой продукции едва достигала уровня 1913 г. Внешняя торговля не поднялась до довоенного уровня. Объём экспорта в 1929 г. составлял 87% по отношению к 1913 г. Доля Англии в промышленном производстве капиталистических стран составляла в 1926-1929 гг. 9,8%, в то время как в 1913 г. она равнялась 14,8%.
Экономические трудности Англии в значительной степени объяснялись крайней технической отсталостью её промышленности. В доминионах и колониях английский капитал наталкивался на растущую конкуренцию других империалистических держав, в первую очередь США. В результате внешнеторговый баланс Англии из года в год сводился с большим дефицитом. Попытка английских правящих кругов вывести экономику страны из состояния упадка путём финансовой реформы, концентрации капитала и производства и рационализации промышленности не дала существенных результатов.
В апреле 1925 г. правительство восстановило золотой паритет фунта стерлингов. Но это привело лишь к повышению цен на английские товары почти на 12%.
В целях снижения себестоимости продукции английские предприниматели пошли по пути концентрации производства и капитала, обновления промышленного оборудования и интенсификации труда рабочих; было испробовано и такое средство, как повышение прямых и косвенных налогов. Английская буржуазия, стремясь ликвидировать экономические трудности в стране, усилила эксплуатацию народов колоний и рабочего класса метрополии.
Первое лейбористское правительство. Парламентские выборы 1923 г. проходили в сложных условиях. Экономическое положение страны оставалось тяжёлым. Международная обстановка была неблагоприятной для Англии. В стране обострились противоречия между различными группами монополистической буржуазии.
В результате выборов в палату общин было избрано 258 консерваторов, 158 либералов и 191 лейборист. Консерваторы потеряли 100 депутатских мест, а с ними и абсолютное большинство в парламенте. Консерваторы и либералы не смогли договориться друг с другом о создании коалиционного или однопартийного правительства. В связи с парламентской традицией нельзя было поручать формирование правительства консерваторам, т. к. они проиграли на выборах. Либералы же были в меньшинстве. Формирование правительства было поручено лейбористам.
23 января 1924 г. лидер лейбористской партии Рамзей Макдональд сформировал правительство. Все лейбористы, вошедшие в состав правительства, принадлежали к крайне правой части руководства партии. В состав правительства было включено несколько лордов, связанных с консервативной или либеральной партиями.
Новое правительство проводило политику, отвечающую интересам монополистического капитала. Защищая интересы крупного капитала, правые лидеры лейбористской партии провели через парламент законы о льготах для промышленных предприятий и о снижении налогов на прибыли монополистических компаний.
Деятельность лейбористского правительства вызвала разочарование трудящихся и недовольство буржуазии. Лейбористы боялись, что их дальнейшее пребывание у власти приведёт к полному разрыву с массами, и предпочли перейти в оппозицию. 9 октября 1924 г. Макдональд подал в отставку. парламент был распущен. В декабре были проведены новые парламентские выборы. Они дали победу консерваторам, которые получили 413 мест. У лейбористов было 151 место, у либералов -- 40 мест. Консерваторы оставались у власти до середины 1929 г.
Всеобщая забастовка 1926 г. Свидетельством обострения в стране классовых противоречий и роста активности рабочих было их возрастающее сопротивление политике, проводившейся сначала лейбористами, а затем консерваторами. Приход к власти консерваторов сопровождался дальнейшим наступлением на жизненный уровень и права трудящихся.
Летом 1925 г. шахтовладельцы объявили о своём намерении снизить зарплату горняков на 4-13% и одновременно увеличить рабочий день с 7 до 8 часов. В случае, если горняки не согласятся на подобное нововведение, предприниматели угрожали объявить полный локаут.
Снижение заработной платы горнякам должно было явиться началом пересмотра ставок заработной платы также и других категорий рабочих. Английская буржуазия проводила стабилизацию капитализма за счёт рабочего класса.
Рабочие сумели заблаговременно подготовиться к столкновению с углепромышленниками. Ещё весной 1925 г. был создан четвёртый союз, в который помимо горняков вошли железнодорожники, транспортники и машиностроители. Рассчитывая на их помощь, горняки объявили, что если заработная плата будет снижена, они начнут забастовку.
Правительство пошло на компромисс, объявив 31 июля о своём решении предоставить угольным компаниям субсидии в размере 20 млн. фунтов стерлингов, с тем чтобы зарплата горняков осталась на прежнем уровне. Одновременно углепромышленники взяли обратно своё требование об изменении условий труда. Однако схватка между рабочими и предпринимателями была неизбежна. Субсидий могло хватить только на 9 месяцев, т.е. до 1 мая 1926 г. Причины конфликта не были устранены, он был только отсрочен.
1 мая 1926 г. начался объявленный шахтовладельцами локаут. Горняки ответили забастовкой. Представители Генерального совета вели переговоры с премьер-министром Болдуином, надеясь на компромисс. " мая 1926 г. консервативная газета "Дейли мейл" не вышла в свет, т.к. наборщики отказались набирать газету, призывающую к расправе с горняками. В ответ на это Болдуин заявил о прекращении переговоров. После этого Генеральный совет под давлением рабочих был вынужден призвать ко всеобщей стачке. В ночь на 4 мая 1926 г. началась всеобщая стачка. Это было самое крупное выступление английского пролетариата за всю его историю.
Генеральный совет встал на путь прямой измены. 12 мая 1926 г., в самый разгар забастовки, Генеральный совет обратился к бастующим рабочим с воззванием, в котором сообщалось, что правительство через Герберта Самюэля дало обязательство разрешить конфликт между горняками и шахтовладельцами в пользу горняков, но только в том случае, если будет прекращена забастовка. Большинство рабочих поверило Генеральному совету. Только некоторые группы, прежде всего горняки, не подчинились его призыву и продолжали бастовать. На другой же день после прекращения стачки правительство заявило, что оно никаких обязательств Генеральному совету не давало.
Испытывая огромные лишения, горняки продолжали бастовать ещё 8 месяцев, но затем, исчерпав все свои средства, вынуждены были прекратить забастовку. Заработная плата была снижена, а рабочий день удлинён с 7 до 8 часов.
Усиление реакционных тенденций в политике Англии. С целью предупреждения возможности массовых выступлений рабочего класса, был принят закон "О промышленных конфликтах и профсоюзах", по которому всякая забастовка, организованная с целью солидарности или для оказания давления на правительство, объявлялась незаконной.
В начале 1928 г. представители Генсовета и крупный промышленник Монд провели конференцию, на которой выдвинули задачу "увеличить конкурентную силу британской индустрии на мировом рынке". Это могло быть достигнуто за счёт снижения цен на английские товары путём уменьшения заработной платы рабочих.
Франция.
"Левый блок" у власти. В годы капиталистической стабилизации во Франции значительно возросли такие отрасли тяжёлой промышленности, как металлургическая, машиностроительная, автомобильная, авиационная, химическая. Финансовое положение Франции оставалось сложным, а сельское хозяйство так и не вышло из кризисного состояния. Интенсификация труда, усиление эксплуатации народов колоний служили главными источниками для некоторого улучшения экономического положения.
"Национальный блок скомпрометировал себя в глазах избирателей провалом "русской авантюры". Радикал-социалисты покинули его в 1923 Г. и создали в 1924 г. вместе с партией республиканцев-социалистов "левый блок".
В мае 1924 г. во Франции состоялись парламентские выборы. "Левый блок" получил около 3,5 млн. голосов и 272 мандата, "национальный блок" -- 3,8 млн голосов и 274 мандата, коммунисты -- 900 тыс. голосов и 26 мандатов. В июне 1924 г. радикал Эррио возглавил новое правительство.
В годы правления "левого блока" была проведена частичная амнистия политических заключённых, предоставлено право государственным служащим создавать свои профсоюзы, законодательно ограничен ночной труд женщин и детей, женщины получили право участвовать в выборах муниципальных органов. Во внешней политике французское правительство вынуждено было всё более считаться с позицией США и Великобритании. Важным направлением внешнеполитического курса Франции являлась колониальная политика, целью которой было помешать росту национально-освободительного движения в своих колониях и усилить эксплуатацию их народов.
Народные массы были недовольны политикой, проводимой "левым блоком". По всей стране прошли многолюдные собрания и митинги протеста. 12 октября 1925 г. около 1 млн. человек приняли участие в забастовке против колониальных войн французского империализма. Она имела большое политическое значение и нанесла удар по "левому блоку". Одновременно крупные капиталисты стали вывозить свои капиталы за границу. В 1926 г. вывоз капиталов достиг 17 млрд. франков, по сравнению с 10 млрд. франков в 1924-1925 гг. Финансовый кризис способствовал падению правительств "левого блока".
Правительство "национального единения". В июле 1926 г. представители правых партий сформировали правительство "национального единения" во главе с Пуанкаре, которое находилось у власти до конца 1928 г. В экономической жизни Франции имели место в этот период стабилизация франка, некоторый промышленный подъём. Усилилась интенсификация труда, развёртывалась капиталистическая рационализация, для которой были характерны изнуряющие методы труда, удлинение рабочего дня, сокращение числа рабочих мест, рост травматизма среди рабочих. Одновременно ускорился процесс концентрации и централизации производства и капитала, возрос экспорт капитала за границу. Франция предоставила займы Польше, Италии, Чехословакии, Германии, Бельгии. Вырос золотой запас страны. В 1929 г. он составлял 41,6 млрд. франков по сравнению с 38 млрд. франков в 1928 г.
"Новый курс" Ф. Рузвельта в США.
Экономический кризис, обостривший все капиталистические противоречия, привёл к нарастанию в США глубокого политического кризиса. В этой обстановке в ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Рузвельт, который выступил с программой "нового курса".
Приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт немедленно добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Все эти мероприятия получили название "нового курса", суть которого состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики. Была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в американской промышленности, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных.
Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган регулировал цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объём производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров.
Начало деятельности Рузвельта совпало с окончанием мирового экономического кризиса. Другие страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "новому курсу". Крупнейшие монополисты США, после того как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. в 1935 -- 1936 гг. по требованию монополий Верховный суд США отменил законы о деятельности НИРА и ААА. Попытка капиталистического планирования в виде "нового курса" оказалась несостоятельной.