Реферат по предмету "История"


Ливия: Триполи, Киренаика и Феццан в Новое время

ТЕМАЛивия: Триполи, Киренаика и Феццан в Новое время

План
1. Положение Ливии вначале XVI в. Османское завоевание
2. Правление династии Караманли Становление династии Караманли
3. Вмешательство иностранных держав в дела Ливии
4. Братство Сенусийя в общественной жизни Ливии
5. Реформы танзимата в вилайете Триполи (1839-1876 гг)

1. ПоложениеЛивии в начале XVI в. Османскоезавоевание
Историко-географическийтермин «Ливия» в его современном значении был создан в конце XIX в. итальянскими учеными, которыепозаимствовали его из античной географии. Древние называли Ливией всю СевернуюАфрику. Итальянцы же применили это понятие для обозначения областей,расположенных между Тунисом и Египтом — Триполитании на северо-западе, Киренаикина северо-востоке и Феццана на юге. В средние века Киренаика тяготела к Египту,Триполитания была связана с Тунисом, а Феццан — пустынная область — векамисуществовал обособленно от побережья.
Уровеньобщественно-экономического развития Ливии был ниже, чем соседних Египта иТуниса. В своей основе ливийское общество было родоплеменным. Статус племенизависел от его военной силы и древности происхождения. В XVI в. Ливию населяли как свободные, таки вассальные племена. На протяжении веков основным занятием населенияоставалось кочевое и полукочевое скотоводство на общинных землях и земледелие воазисах и в прибрежной полосе. Хозяйство ливийских племен было почти полностьюнатуральным, а ремесло в городах было развито слабо. Узость внутреннего рынкане благоприятствовала укреплению хозяйственных связей между прибрежнымигородами и внутренними районами.
Историческиесудьбы трех ливийских земель соединились лишь в XVI столетии. Оно вошло в историю Ливии как эпохаевропейской военной экспансии. В 1510 г. Триполи был захвачен испанской армией,а через 20 лет был передан испанцами рыцарям Мальтийского ордена. Мальтийцы же,заключив союз с хафсидским правителем Туниса, заметно приумножили «испанскийдар» — в 1530—1540 гг. они смогли овладеть всей западной частью побережьяТриполитании.
Местныеарабские и берберские племена неизменно оказывали захватчикам сопротивление.Однако, будучи не в силах освободить Триполи от христиан, триполийцы в1519—1520 гг. обратились за помощью к османскому султану Селиму I. Падишах, заинтересованный послезахвата Египта (1517 г.) в дальнейшем укреплении турецких позиций в СевернойАфрике, вскоре отправил в Триполи небольшой воинский корпус во главе сМурад-агой. В 30-х — 40-х годах XVIв., когда османские притязания на власть получили поддержку в Алжире и Тунисе,Стамбул активно развернул борьбу с испанцами и за Триполи. В 1551 г. османские войска, флот и местные племена вынудили мальтийский гарнизон города к капитуляции.Вскоре турки, действуя под флагом освобождения мусульманских народов отиноземного ига, присоединили к империи всю Триполитанию и Киренаику, а позднееи Феззан.
Послетурецкого завоевания исторические территории Ливии были объединены внаместничество (эйалет) Триполи. Неустойчивость османской власти и постояннаяугроза со стороны европейских государств заставила турок спешно организоватьадминистрацию новой провинции и разместить в ней вооруженные силы.
Уже припервом наместнике Мурад-аге (1551—1555 гг.) в Триполи появился янычарскийкорпус (оджак), разделенный на роты (орты) по 100 человек. Как было принято вимперии, янычары рекрутировались из населения Малой Азии (Анатолии) и христианВосточного Средиземноморья. В Триполи, как и везде, они пользовались различнымильготами и привилегиями: находились на полном обеспечении османскогоправительства (Порты), сами избирали своих командиров, защищали своикорпоративные интересы при помощи военного совета (дивана), имели право женитьсяна местных женщинах, а в свободное от службы время могли заниматься ремеслами иторговлей. Янычарам была присуща смелость и решительность, однако их дисциплинаоставляла желать лучшего, чему способствовала частая сменяемость командногосостава — от низшего звания (дея) до высшего (аги).
Второйнаместник Триполи Доргут-паша, сменивший Му-рад-агу в 1555 г., заложил основы триполийского флота как ударной военной силы эйалета. Турецкие корабли,базировавшиеся в Триполи, не только защищали ливийское побережье от европейскихкорсаров, но и участвовали в нападениях на приморские районы Испании и Италиисовместно с флотом османской метрополии. Сам Доргут-паша — знаменитый корсар ифлотоводец — при поддержке триполийского и тунисского флотов стал в середине XVI столетия подлинным властелиномзападной акватории Средиземного моря. Участие в морской войне приносило большиедоходы как турецкой администрации Триполи, так и местной корпорации (та'ифе) корсарскихкапитанов, поэтому османские власти уделяли особое внимание кораблестроению,снаряжению, снабжению флота и укомплектованию его экипажей.
ПриМураде и Доргуте сложилось и административное деление приморской части эйалета.Оно соответствовало традиционной османской схеме: эйалет делился на области (санджаки)Триполи, Мисурату и Бенгази, а области делились на уезды (кабы), которые, всвою очередь, дробились на районы (нахии). В областях, крупных уездах истратегических пунктах находились небольшие гарнизоны, состоявшие из янычар. Вих обязанности входило обеспечение безопасности и сбор налогов. Янычарскиегарнизоны, расположенные далеко друг от друга и нерегулярно поддерживавшиесвязь с Триполи, осуществляли весь объем османской власти на местах. Вглубинных районах эйалета (Киренаика, Феззан) власть турок была сугубоформальной. Здесь наместники предпочитали сохранять вековые институты арабскихи берберских племен. Они оставляли на местах старых вождей и правителей,избегали вмешиваться в межплеменную вражду, всячески привлекали на свою сторонукак вождей и старейшин (шейхов) племен, так и знатных лиц городов.
Напервых порах установление османских порядков способствовало оздоровлениюхозяйства Триполитании и Кире-наики. Прекращение войн с испанцами истабилизация внутреннего положения в эйалете позволили местным жителямвернуться в разрушенные селения. Восстанавливались колодцы и ирригационныесооружения, стали возделываться заброшенные за годы войны поля. В середине XVI в. Триполи вернул себе статускрупного средиземноморского порта — перевалочного пункта транссахарскоготоргового пути и рынка работорговли.
Однакоуже в 70-х годах XVI столетиявнутренняя обстановка в эйалете заметно ухудшилась, поскольку управлениеТриполи постепенно перешло из рук пашей к командирам янычарского оджака и лидерампиратского сообщества. Уже преемники Доргута, погибшего при осаде Мальты (1565 г.), были вынуждены считаться в своих решениях с янычарско-пиратской вольницей. А после того каксултан Мурад III упразднил особое «прифронтовое»положение североафриканских владений и преобразовал их в обычные провинции (1587 г.), власть периодически сменяемых наместников-па-шей оказалась уже чисто номинальной.Назначавшиеся из Стамбула паши, как правило, не пользовались престижем иавторитетом в стране, а те из них, кто был неугоден янычарам, физическиуничтожались. В этих условиях привилегированное янычарское войско игралопреобладающую роль в управлении Триполи.
Прифактически бесконтрольном управлении эйалетом злоупотребления и произволтурецкой администрации достигли к концу XVI в. наивысших пределов. В эту эпоху сбор налогов сгородов и племен, проводившийся два раза в год, неизменно превращался вграбительскую военную кампанию, сопровождавшуюся насилием, поборами,вымогательством и притеснениями. Постоянная угроза безопасности личности иимущества вновь ввергла в упадок торговлю и ремесла, а население нередко быловынуждено бросать родные места и перебираться за пределы эйалета. Местные жедуховные лидеры (мурабиты), племенные вожди и всякого рода авантюристыиспользовали недовольство триполийцев турецкими порядками, преследуя своиполитические цели и стремясь к подчинению соседних племен.
На этомобщественно-политическом фоне в 1603 г. в эйалете Триполи произошел военныйпереворот, в результате которого к власти пришел Сафар-дей. Этот янычарскийвожак отстранил присланного из Стамбула пашу и выказал открытое неповиновениеПорте. Несмотря на то, что в 1614 г. турецкий флот под командованием Халиль-пашисилой восстановил османский порядок в Триполи, верхушка местных янычар и вдальнейшем неоднократно узурпировала власть. В первой четверти XVII в. в эйалете Триполи, так же как вАлжире и Тунисе, установился режим деев — избираемых янычарским оджаком военныхправителей.
Напротяжении XVII в. отношения триполийских деев сосманской метрополией были нестабильны и противоречивы. В эту эпоху Стамбул ужене имел достаточно сил для того, чтобы постоянно контролировать действияизбранного янычарами дея, и все более терял власть над отдаленнымсевероафриканским владением. Однако турки вовсе не намеревались предоставитьдеям Триполи свободу действий и примириться с их неограниченной властью. Такаянезависимость наносила ущерб целостности империи и расшатывала основы турецкоговладычества на Средиземном море. Поэтому свои права на Триполи Портапериодически подтверждала посылкой к берегам эйалета военных кораблей ирасправой над очередным деем. В этом случае в Триполи одновременно правилиновый деи и наместник султана. Однако как только турецкий флот возвращался вСтамбул, янычарская вольница начиналась вновь, а роль наместника сводилась кпредставительским функциям.
Компромиссмежду Стамбулом и Триполи был найден уже в середине XVII в. и состоял в том, что правящие деи стремилисьзаручиться поддержкой Высокой Порты, заслужить благосклонность султана иполучить официальное назначение на должность его наместника в эйалете. К такомурешению их подталкивала выраженная неустойчивость дейского режима Триполи посравнению с такими же режимами в Тунисе и Алжире. В основе этой нестабильностилежали бедность и низкий уровень экономического развития Триполитании. Крометого, янычарский корпус и пиратская корпорация здесь были малочисленнее ислабее, чем в Алжире и Тунисе, и поэтому не могли так же успешно отстаиватьсвою независимость от империи, как это делалось в других странах СевернойАфрики. Наконец, деи Триполи вынуждены были постоянно вести морскую войну севропейскими державами, стремившимися навязать эйалету свои условия торговли имореплавания, и в этой войне могли рассчитывать только на поддержку Османскогогосударства.
За 108лет правления деев в Триполитании сменилось 25 правителей. Несмотря на попыткинекоторых из них стабилизировать положение дел (создать военные формирования изместного населения, ограничить всевластие янычар, урегулировать отношенияприбрежных и глубинных областей, обеспечить безопасность торговли), этот периодхарактеризуют главным образом смуты, мятежи, борьба жителей городов ибедуинских племен против высоких налогов, взимавшихся янычарами. XVII в. явился для Триполи эпохоймеждоусобиц, раздиравших свободные племена эйалета, и временем вражды междукорпорацией корсарских капитанов и корпусом янычар, по очереди претендовавшихна абсолютное господство в стране. Во второй половине XVII в. частая смена деев еще в большей степени ухудшилавнутреннее положение. Ослабленная мятежами турецкая администрация уделялаосновное внимание корсарству, которое вело к быстрому обогащению. К началу XVIII столетия деи уже не считались ни синтересами страны, ни с сюзеренитетом Османской империи. Они не проявлялиникакой заботы о внутреннем положении в эйалете и были заняты в основноморганизацией военных действий на море и на суше. В силу этих обстоятельств вэпоху деев Триполи и Киренаика переживали экономический упадок, культурноеоскудение и социальную дезориентацию.
ливия братство сенусийя караманли триполи

2. Правлениединастии Караманли Становлениединастии Караманли
В первыегоды XVIII в. распад османских порядков вэйалете способствовал возрождению местных традиций общественной и политическойжизни. Их основными носителями в Триполи были представители своеобразнойэтнической прослойки — «ку луг ли», потомки от браков турок с арабскимиженщинами (араб, кулугли от тур. кул-оглу, букв, «сын раба [государева]», т. е.сын государственного служащего). Будучи арабами по языку и культуре, они несливоенную службу, сочетая ее с занятиями земледелием и ремеслом. Эта привилегированнаягруппа населения была связана кровными узами с местными жителями ипротивопоставляла себя янычарам, сохранявшим турецкий язык и обычаи.
Нарубеже XVII—XVIII вв. в обстановке янычарского своеволия, анархии исмут отряды кулугли стали в Триполи существенным противовесом дестабилизацииобщественной жизни. Их командир Ахмед Караманли в начале XVIII в. повел борьбу за отстранение отвласти турецких ставленников, а затем открыто выступил против янычар приподдержке бедуинских племен и населения Триполи. Свергнув дея Махмуда АбуМувейса, Ахмед 28 июля 1711 г. организовал военный переворот, в ходе которогобыло истреблено более ЗОО янычарских командиров. Отказавшись принять наместникаПорты, энергичный и честолюбивый военачальник в 1713 — 1716 гг. подчинил себе Киренаикуи Феззан и тем самым объединил под своей властью всю страну. Богатые дарыосманскому султану и петиции населения с просьбой назначить Ахмеда наместникомвынудили Порту признать сложившееся положение дел. В 1722 г. Ахмед Караманли официально вступил в должность представителя империи в Триполи с присвоениемему титулов бейлербея и паши.
Врезультате бурных потрясений начала XVIII в. эйалет Триполи стал самостоятельным государством, правители котороголишь номинально признавали верховную власть Стамбула и вполне самостоятельнопроводили как внутреннюю, так и внешнюю политику. Новоеобщественно-политическое устройство эйалета сложилось уже при основателединастии Ахмеде Караманли (1711—1745 гг.). Социальную опору династии составилиобщины воинов-кулугли, из которых формировались крупные воинские части.Янычарский же оджак был расформирован и потерял военное значение. Со свободнымиарабскими племенами Караманли старались поддерживать союзнические отношения.Как Ахмед, так и его преемники придавали большое значение религии:восстанавливали шариатские суды, ликвидированные при янычарах, оказывалипочтение мусульманским духовным лидерам (мураби-там) и религиозным братствам.Хотя в управлении эйалетом сохранились османские традиции, переход власти вруки ку-лугли стимулировал арабизацию правящей группировки. По примерухусейнидского Туниса Ахмед установил в Триполи монархический режим и добился отПорты наследственной передачи власти в эйалете.
Внутренняяжизнь раннего государства Караманли была наполнена заговорами и междоусобицами.За 34 года правления Ахмеду Караманли пришлось подавить более 20 восстаний имятежей. Установление военной деспотии, укрепление ЭДминистрации и ужесточениеналоговой системы вызывали попытки оставшихся янычар вернуть себе былыепривилегии. Однако уставшее от постоянных войн население было пассивно, иянычарские бунты не имели широкой поддержки. Поэтому к концу правления АхмедаКараманли на территории эйалета Триполи сложилось уже вполне централизованноегосударство с сильным административным аппаратом, армией и флотом. Этопозволило основателю династии не только обеспечивать безопасность страны иустановить порядок в ее внутренних районах, но и гарантировать постоянноепоступление доходов, основными источниками которых являлись покровительствокорсарству, участие в транссахарской торговле, сбор дани с европейскихгосударств и налогов с населения внутренних районов. Все это подняло престижправителя Триполи и позволило ему укрепить не только свою власть, но инезависимость по отношению к другим государствам.
КонтактыТриполи с Османской империей строились на двойственной основе. С одной стороны,Ахмед Караманли считал себя независимым от Стамбула и без согласия султаназаключал договоры о мире с европейскими странами — Францией (1729 г.), Англией (1716 и 1730 гг.), Голландией (1728 г.), Австрийской империей (1726 г.). С другой стороны, он понимал, что без защиты Османской империи как вовне, так и внутристраны, он не смог бы добиться стабильности и долго продержаться у власти.Поэтому он неизменно выплачивал Порте дань и признавал религиозный авторитетсултана как халифа всех правоверных.
Припреемнике Ахмеда Мухаммеде Караманли (1745— 1754 гг.) Ливия достигланаибольшего расцвета. Укреплялись вооруженные силы, были построены собственныесудоверфи, развивалось сельскохозяйственное производство, росло числокустарно-ремесленных мастерских. Триполи и другие города на побережьеблагоустраивались, воздвигались новые городские стены, строились школы имечети. Общественная и культурная жизнь городов заметно оживилась. Хотяофициальным языком эйалета по-прежнему считался турецкий, в правящих кругахстали широко пользоваться и арабским, который со временем был уравнен с ним вправах.
Однаковсе эти положительные сдвиги были обусловлены своего рода инерцией долгого иуспешного правления Ахмеда Караманли. К концу правления Мухаммеда Караманли, неособенно утруждавшего себя управлением государством, его власть над корсарамиослабела, а в 1752 г. против него был организован заговор моряков-албанцев (арнаутов),служивших на корсарских кораблях. Этот мятеж оказался верхушечным и не имелуспеха, но третий из правителей династии — Али Караманли (1754—1793 гг.)постоянно сталкивался с попытками янычар и корсаров вернуть утраченные позиции.Оппозиционные Караманли силы во второй половине XVIII столетия уже не опасались открыто ориентироваться наПорту.
В 80-хгодах XVIII в. в Ливии развернулся экономическийи общественный кризис. Недостаток товаров, рост цен и стихийные бедствия (голод 1784 г. и последовавшая за ним чума 1785 г.), финансовые затруднения власти и непоследовательная политика Али поставили режим Караманли на грань катастрофы.Возобновившаяся вольница янычар привела к росту междоусобиц, к грабежам инападениям на дорогах страны и ослаблению торговли. Участились столкновениямежду племенами. В этих условиях знатные лица эйалета и командиры янычарусилили борьбу за власть. В Триполи образовались две политических группировки:одна из них стремилась заменить власть Али прямой администрацией Османскойимперии, другая же — энергичным правителем из числа его сыновей. Сыновья жеАли, жаждавшие занять трон отца, в свою очередь, предались заговорам иинтригам. На этом фоне Порта решилась на силовую реставрацию своего прямогоуправления в Триполи. В1793 г. греческий авантюрист-ренегат Али Джезаирли приподдержке всего лишь ЗОО наемников сверг правящую династию и вынудил АлиКараманли с сыновьями бежать в Тунис. Однако воссозданная турками атмосферарепрессий и террора быстро вынудила триполийских кулугли вновь присягнутьдинастии в лице младшего из сыновей Али Караманли — Юсуфа. В январе 1795 г. при помощи тунисских подкреплений он смог взять Триполи и восстановить в эйалете прежниепорядки.
Придя квласти, Юсуф Караманли постарался наладить отношения с османской метрополией.Уже в 1796 г. он добился от султана Селима III фирмана, в котором был официально признан наместником в эйалете Триполи. Несмотряна традиционный обмен дарами с султаном и признание духовной власти Османскойдинастии, Юсуф-паша лишь внешне ориентировался на Порту. Он прекратил высылатьналоговые поступления в распоряжение Стамбула, а арабский язык при нем заменилтурецкий в качестве официального языка двора и триполийского государства.
Пользуясьпериодом упадка политического и военного могущества Османской империи приСелиме III (1789—1808 гг.) и Махмуде II (1808—1839 гг.), Юсуф на протяжениисвоего правления стремился всемерно укрепить господство династии Караманли иввести в эйалете жесткий режим своей личной власти. В начале XIX в. он решительно повел борьбу свольностью племен Киренаики и правителей Феззана. В 1815 г. богатые рынки Феззана подпали под его контроль; в дальнейшем же Юсуф-паше удалосьраспространить свое влияние вдоль трасс транссахарской торговли вплоть до озераЧад. Поскольку племена и местные вожди неизменно отстаивали свое независимоеположение с оружием в руках, Юсуф Караманли еще в начале правления серьезноозаботился состоянием армии и администрации эйалета.
В началеXIX в. правитель Триполи располагал 10тысячами всадников и 40 тысячами пехотинцев. Основу триполийского войскапо-прежнему составляли общины кулугли, охотно служившие Юсуфу за освобождениеот налогов и другие привилегии. Заметную роль в рядах армии также игралиарабские племенные ополчения, которые паша использовал для карательныхэкспедиций против враждебных ему племен. Однако боеспособность армии оставлялажелать лучшего — вооружение было устаревшим, организация неэффективной, аснабжение попросту отсутствовало.
Стремяськомпенсировать эти недостатки, Юсуф-паша вновь начал нанимать на службу янычар.В этом он разошелся с османской метрополией, где в начале XIX в. был взят курс на ликвидациюянычарского корпуса и реорганизацию армии по европейскому образцу. В условияхпериферийного эйалета янычары еще смогли, будучи профессиональными военными,сцементировать разношерстную армию паши и улучшить ее боевую подготовку.Однако, опасаясь мятежей янычар, Юсуф-паша пользовался их услугами вограниченном масштабе. Он тщательно подбирал командный состав отрядов, аруководство военными экспедициями доверял лишь своим детям. Кроме того, не имеясредств для постоянного содержания армии, паша Триполи формировал войско толькона случай боевых действий. Непостоянной армии он противопоставил специальныерегулярные части (аш-шавишия), которые предназначались для охраны дворца иобщественного порядка в столице. Благодаря этим мерам триполийский правительмог вполне положиться на свое войско.
Наряду сукреплением армии этот выдающийся представитель династии Караман ли восстановилработу административного аппарата. При нем окончательно оформились принципы егоорганизации: правитель решал текущие дела на ежедневных заседаниях совета (дивана),в который входили командующий флотом, министр финансов, командир янычар,градоначальник (шейх) и судья (кади) столицы эйалета. Для обсуждения важныхвопросов Юсуф-паша приглашал на заседания дивана знатных горожан и вождейплемен. Подражая османским султанам, Юсуф ввел пост первого министра (кадир аль-вузара)и министра иностранных дел. Важное место в администрации Караманли занималнаследный принц (бек), командовавший войсками эйалета и отвечавший забезопасность и порядок в стране, а также за сбор налогов. На местахадминистрация набиралась из племенных вождей, которым по необходимостиприсылались в помощь войска из столицы.
Экономическоеблагосостояние эйалета Триполи в правление Юсуф паши несколько увеличилось всилу ликвидации раздробленности страны, ограничения власти племенных вождей,установления безопасности на торговых трассах. Начальный период правления ЮсуфаКараманли совпал с расцветом торговли эйалета Триполи с Европой, Левантом игосударствами Северной Африки. Активное участие дома Караманли всредиземноморской и транссахарской торговле и высокие налоги, поступавшие стаможен, являлись основным источником доходов эйалета. Шерсть, кожи, золотойпесок, хлопок, пряности и табак из Центральной Африки встречались в ливийскихпортах с тонкой английской пряжей, зеркалами и стеклом из Венеции, европейскимитканями, оружием и инструментами. Однако ливийская торговля носилапреимущественно транзитный характер. Засушливый климат, скудость инеравномерность выпадения осадков, а также примитивность орудий земледелияспособствовали господству в стране натурального хозяйства. В силу этогоэкономические связи между немногочисленными городами эйа-лета с его внутреннимирайонами были незначительными. Лишь в Триполи, Бенгази, Мисурате и Мурзуке былосравнительно развито ремесленное производство грубошерстных тканей и ковров,ювелирных украшений, изделий из кожи, холодного оружия.
3. Вмешательствоиностранных держав в дела Ливии
Годыправления Юсуфа Караманли ознаменовались активным военно-торговымсоперничеством европейских держав и США в средиземноморском бассейне.Стратегическое значение североафриканских владений Османов заметно возрослопосле победы Великой французской революции 1789—1794 гг. Усиление колониальнойэкспансии Франции на периферии Османской империи немедленно столкнуло амбицииПарижа с интересами Британии, которым, в свою очередь, угрожало стремительноеразвертывание американской внешней торговли на европейских и североафриканскихрынках.
В стольсложной обстановке внешняя политика Юсуф-па-ши предопределялась текущейконъюнктурой и была непоследовательной. Сначала правитель Триполи поддержал Франциюв ходе египетской экспедиции Наполеона 1798— 1801 гг. и презрел объявлениевойны этой державе, провозглашенное османским султаном Селимом III. После того, как английская эскадра адмирала Нельсона уничтожилафранцузский флот при Абукире (1798 г.), Триполи стал главным звеном связи междуфранцузским гарнизоном Мальты и экспедиционным корпусом в Египте.Профранцузские симпатии Юсуфа охладил лишь обстрел Триполи английским флотом (1799 г.) и захват Мальты англичанами (1800 г.). Затем три-полийские корсары содействовали ужеБритании в ее попытках сдержать американскую торговую экспансию вСредиземноморье. Несмотря на заключенный в 1797 г. мирный договор с США, Юсуф-паша развернул в 1800—1801 гг. серию нападений на американскиеторговые суда, что привело стороны к морскому противостоянию в 1801—1804 гг. Входе англо-американской войны 1812—1814 гг. Юсуф-паша формально сохранялнейтралитет, но на деле вновь поддерживал действия английского флота.
Новыйэтап силового воздействия держав Запада на Ливию начался после окончаниянаполеоновских войн. Разгром франции и передача ее флота союзникам оказалидвойственное влияние на внешнюю политику Юсуф-паши. С одной стороны, ослаблениепозиций Франции в Средиземноморье лишило его возможности маневрировать междудвумя соперничающими державами. Уже на Венском конгрессе (1815 г.) и конгрессе в Экс-ла-Шапелле (1818 г.) европейские правительства решили совместно положитьконец магрибинскому корсарству. С другой стороны, общее усилениевоенно-морского флота Англии и захват англичанами Мальты изменили соотношениесил на Средиземном море в пользу Европы. К началу 30-х годов XIX в. Юсуф-паша смог содержать только20 боевых кораблей, на вооружении которых имелось 136 пушек. При этом Триполииспытывал серьезную нехватку корабельного леса и квалифицированныхкораблестроителей, а расширение флота за счет захвата и покупки европейскихсудов становилось все более проблематичным.
В этихусловиях посылка европейских эскадр для нанесения ударов по Триполи оказаласьнаиболее эффективной мерой по пресечению корсарской активности. В 1816 г. в Триполи прибыла английская эскадра Эксмауса, ав 1818г. — еще одна английская и французскаяэскадра. Под жерлами их пушек Юсуф-паша был вынужден пойти на значительныеуступки: он запретил своим корсарам посягать на европейскую торговлю ипорабощать христианских пленников, подписал ряд навязанных ему договоров одружбе с малыми государствами Европы, освободил несколько сотенневольников-христиан. Морской разбой триполийцев продолжался еще десять лет послеконгресса в Экс-ла-Шапелле, но его объектами служили только суда малыхевропейских государств (Швеция, Дания, Сардиния, королевство обеих Сицилий,Папская область, Неаполь). В конце 1820-х годов Юсуф-паша лишился и этогоисточника дохода, поскольку правительства Англии и Франции взяли насебя защиту интересов этих европейских стран. Эта «защита» позволяла оказыватьдавление на Юсуф-Пашу, владения которого расценивались в Европе как удобныйплацдарм для проникновения в центральную часть Африканского континента.
Вмешательствоиностранных государств в дела эйалета и вынужденный отказ от корсарства лишилиТриполи важного источника доходов. Пополнение казны за счет налогов былонестабильным, в то время как расходы Юсуф-паши непрерывно росли. Ухудшавшеесяэкономическое положение страны вело к нехватке средств для содержания армии,флота и административного аппарата. В 20-х годах XIX в. оборонительные сооружения Триполи пришли внегодность, а их бронзовые орудия были проданы европейцам. Крупные боевыекорабли, которые являлись главной силой государства Караманли, были такжепроданы. Оставшиеся суда не представляли серьезного препятствия для иностранныхфлотов, тем более, что и для них не хватало боеприпасов. Финансовое положениеэйалета обострялось нехваткой наличных средств.
В этихусловиях Юсуф-паша принял ряд экстренных мер для восполнения государственнойказны и спасения своей власти. Он прибег к внешним займам, ввел монополию наторговлю зерном, продуктами ремесла, а также на закупки для армии и флота.Наконец, правитель Триполи нашел источник доходов в систематической порчемонет: его казначейство выводило из оборота золотые и серебряные монеты, авместо них чеканило новые с большим содержанием меди. С дефицитом же наличностиЮсуф Караманли пытался справиться при помощи карточек-расписок, по которымдолги центрального правительства погашались шейхами городов.
Перечисленныемеры были слабо продуманы и не только не способствовали оживлению экономическойжизни, а, наоборот, привели сначала к застою, а затем и к полному упадку и безтого слабой триполийской торговли. В конце 20-х годов XIX в. денежная система эйалета была подорвана истоимость монет резко менялась даже в течение одного дня. Вопреки ожиданиямЮсуф-паши, монополия на торговлю негативно отразилась на экономическомположении Триполи. Система же карточек-расписок в условиях кризиса несрабатывала, и правители городов постоянно запаздывали с погашением долговЮсуфа. В 1830 г. финансовые трудности заставили пашу запродать урожай различныхрайонов на несколько лет вперед.
Одновременнотриполийский правитель попытался ввести чрезвычайные налоги на своих подданных,что вызвало массовое возмущение в эйалете и восстания кочевых племен. Наконец,в 1832 г., стремясь выплатить долги европейским государствам, Юсуф-пашазамахнулся на права привилегированного сословия кулугли — главной опорыдинастии. Впервые за всю историю Караманли он осмелился распространить на нихналоги. Кулугли, всегда поставлявшие воинов в армию вместо уплаты податей,немедленно подняли вооруженный мятеж в пригородах столицы и вынудили пашуотречься от власти. Финансовый кризис дополнился политическим.
ОтречениеЮсуф-паши вызвало распри в правящей семье. В Триполи сложилось несколько военно-политическихгруппировок, и их борьба за власть сокрушила остатки авторитета династии.Неповиновение арабских племен, подрывные действия европейских держав,снабжавших противников оружием, захватнические планы бея соседнего Туниса — всеэто склонило Стамбул к решению покончить с династией Караманли и возвратитьТриполи под прямое управление Османской империи. Порта, только что потерявшая Алжири Грецию, не намеревалась упускать эйалет из своих рук. В 1835 г. в «помощь» сыну Юсуф-паши Али, так и не справившемуся с объединением Триполи, была высланаэкспедиция под командованием Мустафы Наджиб-паши. Прибыв в Триполи 28 мая 1835 г., Мустафа с почестями принял Али на флагманском корабле, где и арестовал его вместе сего родственниками. В тот же день богословы (алимы) и знатные люди (аяны) Триполипринесли Мустафе Наджиб-паше клятву как назначенному султаном губернатору (вали).Так династия Караманли была свергнута без единого выстрела, не считаяартиллерийского салюта.
Легкость,с которой Стамбул отстранил от власти династию Караманли, никоим образом незатеняла обстановку недоверия, окружавшую турок на всей территории эйалета,теперь реорганизованного в вилайет. Местные вожди воспринимали как семействоКараманли, так и османских управителей как чужеземцев, узурпировавших контрольнад страной. Поэтому они отстаивали свою независимость и от новойадминистрации, & при удобном случае сами стремились захватить власть.
Напротяжении 30-х годов XIX в.османским наместникам в Триполи удалось установить свое управлениетолько в городах и на плодородных землях побережья. Внутренние полупустынныерайоны вилайета и горы Киренаики продолжали пользоваться фактическойнезависимостью. Их население не платило налогов и не признавало турецкойвласти. Попытки же османских вали разместить свои гарнизоны в глубинетерритории встречали ожесточенное сопротивление местных племен. Превосходство ворганизации и вооружении все же не позволяло турецкой регулярной армии подавитьподвижные кавалерийские отряды повстанцев, которые применяли тактикупартизанской войны. В силу этого обстоятельства, а также опасного для империитурецко-египетского конфликта (1831—1840 гг.) губернаторы Триполи проводили в30-х годах гибкую политику. Они стремились стабилизировать положение в вилайетемирными средствами, устанавливали дружественные отношения с вождями племен ишли им на уступки с тем, чтобы завоевать симпатии населения.

4. БратствоСенусийя в общественной жизни Ливии
Напротяжении 40-х — 50-х годов XIX в.в Киренаике возникли первые обители (завгш) мусульманского братства Сенусийя,вскоре ставшего самым значительным религиозно-политическим движением втриполийском вилайете. Это братство основал алжирец берберского происхожденияМухаммед бен Али ас-Сенуси (1787—1859). Начав создание общины своихпоследователей в Аравии, он в 1843 г. построил первую обитель в Киренаике, а в 1856 г. вместе с учениками обосновался южнее — в оазисе Джагбуб.
ВоззренияМухаммеда ас-Сенуси сочетали мистические идеи с элементами ваххабизма —оппозиционного Стамбулу течения в исламе той эпохи. Стремясь примиритьисламский мистицизм (суфизм) и нормативный ислам, Мухаммед ас-Сенуси выдвигал вкачестве идеала организацию и деятельность ранней мусульманской общины. Залогомвосстановления первоначальной жизненности и силы исламского вероучения онсчитал аскетический образ жизни, порицание богатства и расточительства,беспрекословное соблюдение положений Корана и отказ от более поздних наслоенийи нововведений в исламе. Негативно относясь к западной цивилизации, Мухаммедас-Сенуси подвергал острой критике реформаторскую деятельность Мухаммеда Али вЕгипте и либеральные нововведения в османской Турции. Обличая«приспособленчество» официальных служителей ислама к новшествам властей, онобращался к широко распространенному в Северной Африке обрядовому комплексу«народного ислама». Сенуситы успешно использовали высокий авторитет «святых»-мурабитови мусульманских мистиков-суфиев среди кочевников: завии братства являлисьцентрами местных культов «святых», но одновременно представляли собой лишьзвенья единой суфийской организации. Мессианская идея возрождения былой славы имощи мусульман, заложенная в учении Мухаммеда ас-Сенуси, воспринималась вшироких кругах триполийско-го общества как призыв к неповиновению турецкимоккупантам и недопущению иностранного влияния.
Основнуюмассу последователей сенуситского движения составляли кочевники и крестьянеотдаленных районов вилайета. Братство обращалось в первую очередь к племенам, ане к городам, находившихся под властью турецкой администрации. Сам Мухаммедас-Сенуси удачно приспособил свою деятельность к племенной организации. Егоэмиссары выступили в качестве посредников между племенами, которые крайненуждались в мире и стабильности. Пассивность турецких властей, не уделявшихвнимания пустынной периферии, сделала се-нуситские обители единственной силой,способствовавшей объединению страны. Создание завий братства позволялоплеменным лидерам постепенно преодолевать многолетнюю обособленность племен,враждебность между кочевым и оседлым населением, разобщенность ипротиворечивость местных религиозных верований. Укрепляя безопасностькараванных путей и земледельческих поселений, шейхи Сенусийи содействовали какоживлению транссахарской торговли", так и местного обмена между оседлымижителями оазисов и городов и кочевым населением. Наконец, в XIX в. завии оказались единственнымочагом поддержания арабо-берберских культурных традиций на обширной территориивилайета Триполи.
В итогемежду братством сенуситов и бедуинским обществом быстро установилась гармония:обители создавались племенами и сельскими общинами, которые считали их «своими»институтами, а с середины XIXстолетия все чаще происходило сращивание семей глав {шейхов) завий с племеннымиверхушками. Распространению влияния сенусизма на племена способствовало такжесоздание хорошо продуманной организационной структуры, сложившейся приоснователе братства.
Опорнымипунктами этой структуры стали дервишеские обители, подчиненные единомуруководству Мухаммеда ас-Сенуси. При их закладке сенуситы принимали во вниманиеприродно-географические, политико-экономические и военно-стратегическиесоображения: обители располагались таким образом, чтобы по возможности взятьпод контроль наиболее значительные племена и маршруты паломничества в Мекку.Как правило, сенуситские центры создавались на караванных путях, а также напобережье небольших морских заливов, где можно было контролировать торговлювилайета.
Всезавии строились в отдалении от административных центров турецких властей; темне менее места их расположения выбирались так, чтобы они могли служитьвыгодными опорными пунктами в случае обороны. Завии часто обносилисьукреплениями, вооружались и постоянно поддерживали связь между собой. Выборучастка для строительства также определялся пригодностью окружавшей еготерритории для занятия сельским хозяйством. Завии сенуситского братства,возникшие первоначально как религиозные и административные центры, со временемпревратились в земледельческие поселения и торговые пункты. Обычно завиясостояла из специального дома, где проживал ее шейх, зданий для гостей,заместителя шейха и учителя. Здесь же располагалась мечеть, кораническая школа,жилища для слуг, склады для хранения провизии и обслуживания караванов,торговые лавки, постоялый двор для приезжих. Территория завии считаласьсвященной (харам): на ней обеспечивалась безопасность, не разрешалось применятьоружия, затевать ссоры и т. д. Обрабатываемые земли завий не могли продаватьсяи были закреплены за ними навечно. Сенуситы часто способствовали переходукочевников к оседлости, побуждая их к занятию земледелием и садоводством.
Припреемнике основателя братства Мухаммеде аль-Махди ас-Сенуси (1859 — 1901 гг.)деятельность сенуситов приобрела широкий размах. Опираясь на сетьмногочисленных завий (более 100 к концу XIX в.), они стали ведущей общественной силой в Киренаике,а затем распространили свое влияние на восток и юго-восток — в Феззане, Египте,на западе Судана, а также на Аравийском полуострове и в Тунисе. Стремясьусилить позиции Сенусийи в Присахарье и избежать вмешательства турок иевропейских колонизаторов в дела братства, Мухаммед аль-Махди постепенноперемещал административный центр братства из Джагбуба вглубь Африки — в оазисыКуфра (1895 г.), а затем в Гуро (1899 г.). В 60-х — 80-х годах XIX в. военно-политическая и религиознаяорганизация братства настолько укрепилась, что на ее основе сложиласьсвоеобразная теократическая держава, автономная от османских властей. Ее вождь— глава братства — обладал абсолютной религиозной и светской властью. При нембыл учрежден консультативный совет, который занимался финансовыми иадминистративными вопросами, а также внешними сношениями. Вскоре утверждение вбратстве всеобщей податной повинности привело к созданию государственной казныи других звеньев бюрократического аппарата. В конце XIX столетия крепкая военно-религиозная организациянадежно обеспечивала власть сенуситской знати над племенами и оазисамиКиренаики и Феззана.
Сложно инеоднозначно складывались отношения сенуси-тов с османскими властями.Несомненно, движение сенуситов возникло как оппозиция режиму турецкогоправления и успешно боролось с турками за господство во внутренних районахвилайета. Мухаммед ас-Сенуси жестко критиковал Стамбул за утрату Алжира (1830 г.) и мало верил в способность Османов сплотить исламский мир в борьбе с «неверными». Наконец,сенуситское движение преследовало цель создать могущественное мусульманскоегосударство, в силу чего его лидеры негативно относились к притязаниям Стамбулана роль «старшего брата».
Однакопри всех религиозно-политических разногласиях с турками сенуситские вождинеизменно проводили гибкую политику по отношению к ним, стараясь не допуститьобострения отношений с Османской империей. Они не отказывались платитьежегодную дань Высокой Порте, упоминали имена османских султанов в пятничныхмолитвах, поддерживали личные контакты и переписку с турецкими наместниками. Сосвоей стороны, турки, не питая иллюзий насчет симпатий ас-Сенуси, предпочиталипривлечь его на свою сторону, а не вести с его сторонниками изнурительнуюборьбу.
Еще в 1856 г. Порта официально признала сенуситское бРатство, а при султане Абдул-Хамиде II (1876—1909 гг.) лидерыСенусийи уже расценивались в Стамбуле как влия-Тельные союзники.Взаимовыгодный характер турецко-сенуситского союза объяснялся тем, что турецкаяадминистрация и верхушка братства были кровно заинтересованы в подчиненииплемен вилайета, для чего были готовы соединить военную силу турецкой армии иморально-религиозное влияние сенуситов. Совпадение интересов Стамбула и шейхов Сенусийиобнаружилось и во внешнеполитической сфере: используя идеологию панисламизмадля противостояния европейскому проникновению, Абдул-Хамид II поддерживал идею созданиямусульманского государства, способного противостоять христианскимколонизаторам. Однако сенуситы отказали султану в отправке своих ополчений нафронт русско-турецкой войны 1877—1878 гг., не выступили против Франции, котораяоккупировала Тунис в 1881 г., и не поддержали, вопреки просьбе Стамбула,антианглийское движение махдистов в Судане. Преследуя своирелигиозно-политические цели, они содействовали османскому правительству тольков тех его устремлениях, которые отвечали интересам братства.
5. Реформытанзимата в вилайете Триполи (1839-1876 гг)
Укреплениепозиций братства сенуситов во внутренних районах вилайета совпал по времени спроведением реформ танзимата в Османской империи. Эти реформы имели цельюреорганизовать государственное и административное устройство империи, ввести вобщественную жизнь нормы европейского права, упорядочить налогообложение.
Наведениепорядка в вилайете Триполи началось вскоре после провозглашения Гюлъханейского xamm-u шерифа (1839 г.), положившего начало реформам танзимата. Османский султан Абдул-Меджидсмог уделить внимание своему отдаленному владению только после усмирениямятежного египетского паши Мухаммеда Али (1840 г.). В 1843 г. Киренаика была выделена в отдельную область (мутасаррифию), управляемую от именисултана. В самом же вилайете Триполи были созданы новые административныеединицы (ливы, кабы и му ди-рияты), во главе которых турецкий губернаторпоставил преданных ему представителей арабо-берберского населения. На всехуровнях власти были введены совещательные советы из племенных вождей игородской знати, а в тех населенных пунктах, где не было турецких гарнизонов,создавались воинские подразделения из местных жителей. Для обеспечениябезопасности на дорогах была введена контрольно-пропускная система.
Несмотряна произвол и коррупцию, в целом присущие турецкой администрации, первыереформы танзимата сгладили наиболее острые противоречия между турками и местнымнаселением. Передача части властных полномочий арабо-бер-берским вождямослабила недовольство триполийцев, а тяжелая эпидемия холеры (1850 г.) подорвала мощь племенных повстанческих отрядов. Усилению позиций османских властей в Триполиспособствовала также экспансионистская политика Франции в Северной Африке,проводившаяся Луи-Наполеоном с 1848 г. Опасаясь за целостность территориивилайета, Порта быстро наращивала в нем свою воинскую группировку. К 1851 г. ее численность достигла 10 тысяч пехотинцев, 1,5 тысячи кавалеристов и 5 батарей артиллерии.В итоге властям Триполи удалось надолго сбить волну выступлений, направленныхпротив османского присутствия.
Главнаяидея танзимата в Триполи — управлять местным населением его же руками — получиларазвитие в ходе второго этапа реформ, начавшегося с издания султаномАбдул-Меджидом хатт-и хумаюна в 1856 г. В соответствии с общеимперским закономо вилайетах в 1865 г. в Триполитании была осуществлена административнаяреформа. В ходе ее му-тасаррифия Киренаика, управляемая из Стамбула, получилаеще большую самостоятельность от губернатора Триполи, а на всех уровняхадминистрации были созданы органы самоуправления — административные советы {меджлисы),а в городах — муниципалитеты (балядии). В1869 г. в вилайете была введена новаясудебная система, состоявшая из мировых судов, судов первой инстанции иапелляционных судов; также была впервые внедрена система прокурорского надзораза деятельностью судов и администрации. На протяжении 60-х годов турецкиевласти, реализуя положения имперского земельного кодекса 1858 г., упорядочили в вилайете систему землевладения, более четко провели различия между различнымикатегориями земель: частными {мульк), государственными (мири), вакуфными (мевкуфе)и общественными (матруке), также начали регистрацию земельных участков. В1860-х — начале 1870-х годов губернаторы Триполи уделяли немалое вниманиесовершенствованию финансовой системы, сбора налогов и оживлению экономикивилайета. Благодаря их усилиям в Три-политании было организовано массовоекультивирование оливкового дерева, основана типография (1861 г.) и первая газета « Тараблюс алъ-Гарб», установлена почтовая и телеграфная связь междугородами, переоборудованы порты Триполи и Бенгази, размещены новые гарнизоны вКиренаике и Феззане для борьбы с нападениями кочевников на караваны.
Реформытанзимата в Триполи ознаменовали собой усиление интереса турецкой администрациик разрешению проблем политической и экономической жизни страны. Их проведениеспособствовало укреплению безопасности караванных путей и земледельческихпоселений, ослаблению раздробленности вилайета, оживлению его хозяйственной икультурной жизни, развитию института частной собственности в патриархальномобществе. Благодаря им население Триполи смогло познакомиться с новейшимитехническими и культурными достижениями Европы.
Вместе стем преобразования танзимата затронули только прибрежные густонаселенные районывилайета, в которых турецкая администрация оставалась стабильной. Жителивнутренних районов продолжали следовать своим традиционным обычаям и для нихреформы свелись в основном к мероприятиям административного порядка; насаждениеже частной собственности племенной верхушки на общинные земли оказалосьискусственным и преждевременным. Эффективность реформ снижалась такжевследствие некомпетентности и коррумпированности турецких чиновников. Наконец,знакомство с европейскими новшествами еще слабо отразилось в этот период наобразе жизни триполийцев. Настроения европофо-бии, распространенные в вилайете,порождали выраженное нежелание населения приобщаться к достижениям «неверных» —даже при помощи турок-мусульман.
В 80-х —90-х годах XIX столетия вилайет Триполи представлялсобой последний оплот турецкого присутствия в Африке. К его границам ужевплотную подступали владения европейских держав — Франции, захватившей Тунис в 1881 г., и Англии, оккупировавшей Египет в 1882 г. Огромная и неустроенная территория вилайета,покрытая степями и пустынями, не имела для Европы особой экономическойценности. Тем не менее Триполи был весьма привлекателен для колониальныхметрополий, поскольку представлял собой удобную базу для завоеваний в Африке,расположенную в начале кратчайшего пути в глубь материка.
В конце XIX в. особую активность в притязанияхна Триполи проявило правительство Италии. Экономическая, финансовая и военнаяслабость этого молодого государства давала ему мало шансов при разделе сфервлияния с опытными британскими и французскими колонизаторами. Считая себя«обделенным» при разделе Африки, итальянское правительство всячески добивалось«компенсации» для себя в виде территориальных приобретений на североафриканскомпобережье. В Риме придавали большое стратегическое значение захвату Триполитании,поскольку обладание ею давало возможность угрожать как французским позициям в Тунисеи в районе озера Чад, так и английскому присутствию в Египте и Судане.
Готовяськ проникновению в Триполитания), правительство Италии провело в конце 80-хгодов XIX в. солидную дипломатическуюподготовку. В 1887 г. Италия путем заключения двусторонних соглашений получилаот Англии, Германии, Австро-Венгрии и Испании фактическую санкцию на захватТриполи. Хотя война с Эфиопией 1894—1896 гг. отвлекла итальянские правящиекруги от планов военной экспедиции в Северную Африку, Италия в 90-х годах XIX в. активно развернула культурное иэкономическое проникновение в свою будущую колонию.
Резковозрос ввоз на триполийские рынки итальянских товаров. Крупнейший итальянскийбанк «Банко ди Рома* открыл в городах Триполитании свои филиалы, которые помимобанковских операций занимались скупкой земель, расширяли сетьторгово-промышленных компаний, финансировали подрывную деятельность итальянскихспецслужб против турецкого правления. Итальянские пароходства монополизировалисообщение между Триполитанией и Европой. В вилайете были созданы католическиедуховные миссии и европейские школы, которые итальянские власти рассматриваликак лучшее средство установления своего влияния в стране. Наконец, в самойИталии возникла обширная литература о Триполитания Киренаике и Феззане, которыеитальянские географы под единым термином «Ливия» называли «обетованной землей»и «естественно принадлежащей итальянцам территорией».
Всевозраставшаявнешняя угроза со стороны христианского Запада вызвала в вилайете Триполиобщественно-патриотический подъем. В конце XIX в. вековая враждебность местного населения к туркамуступила место новому чувству — осознанию мусульманской общности впротивостоянии «неверным». Пробуждение арабского национализма в вилайетепроизошло не в силу реакции против османского господства (как в странах АрабскогоВостока), а при сотрудничестве с турецкой властью. Триполийские патриоты (Сулейманаль-Баруни, Ибрагим Сираг ад-Дин и другие) верили в возможность сплоченияарабов перед лицом Европы за счет укрепления политических и духовных связей сосманской метрополией. Они также надеялись на дипломатическую и военнуюподдержку со стороны Турции в случае захвата Триполи. Сходных взглядовпридерживались и шейхи Сенусийи, все более лояльно относившиеся к падишахуОсманской империи халифу всех мусульман.
Турецкаяадминистрация с опаской относилась к активизации арабского патриотизма иподавляла деятельность националистов, если они выступали не только сантизападных, но и с антиосманских позиций. Так, в 1883 г. были репрессированы триполийские просветители, выступавшие за расширение автономии арабскихвилайетов, а в 1897 г. был закрыт арабский еженедельник «Ат-Таракки» («Прогресс»),пропагандировавший либеральные ценности в младотурецкой духе. Вместе с тем,турки старались использовать патриотические настроения населения. Например, в1880-х годах были организованы добровольные работы по ремонту бастионовкрепости Триполи; в годы наибольшей внешней опасности населению раздавалосьоружие; наконец, из местных жителей были сформированы резервные войска. Но,несмотря на все меры, принимаемые властями вилайета, Османская империя в конце XIX в. оказалась перед реальной угрозойпотери своего триполийского владения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.