--PAGE_BREAK--Педагогика:
· как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.
В соответствии с объектом изучения науки разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своём теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.
Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, её предмета и объекта, также её функциями.
Наука определяет сферу человеческой деятельности, её задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.
Цель науки– описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет её изучения на основании открываемых законов.
Объект науки– категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Предмет науки– это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определённой целью в данной науке.
Можно выделить три концепции во взглядах учёных на педагогику.
Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с той точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход даёт представление о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя её как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.
Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.
На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причём педагогика – лишь прикладная часть психологии, её «практическое приложение».
Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.
2. Предмет педагогики
Предмет педагогики– система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности.
Предметомпедагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Педагогический процесс– способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
Педагогический процесс– процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.
Основные категории педагогики:
1) Образование
2) Воспитание
3) Обучение
4) Развитие
5) Формирование
6) Социализация
7) Педагогический процесс
8) Педагогическое взаимодействие
Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.
Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.
Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.
Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.
Структура педагогического процесса
:
Цель
(конечный результат)
Принципы
(основные направления достижения цели)
Содержание
(фактический учебный материал)
Методы
(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)
Средства
(способы «работы» с содержанием)
Формы
(логическое завершение процесса)
Цели педагогического процесса
— идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.
Принципы педагогического процесса– это:
· первоначальные руководящие идеи,
· исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом,
· логическое начало какой-либо системы деятельности.
Методы педагогического процесса(гр. methodos) – это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ действий или поведения.
Классификация методов педагогического процесса может производится:
По источнику познания:
· словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
· практические (упражнения, тренировки, самоуправление),
· наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала).
На основе структуры личности:
· методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),
· методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),
· методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т.д.).
по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)
· репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)
· проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),
· частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),
· исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).
Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика.
Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре.
3. Объект педагогики
Объект педагогики -воспитание в широком смысле.
Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.
Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.
Педагогика рассматривает следующие проблемы:
1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;
2) цель воспитания;
3) содержание воспитания;
4) методы воспитания.
4. Функции педагогической науки
Функции педагогики:
Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:
1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;
3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.
продолжение
--PAGE_BREAK--