МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Формирование личности преподавателя в процессесамовоспитания»
Авторизованный реферат по курсу
«Психология самовоспитания»
Фамилия,имя, отчество студента
Номерзачетной книжки
Руководитель(преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА — 2002годСодержание
TOC o «1-3» h z Содержание. PAGEREF _Toc6804825 h 2
Психологическаяхарактеристика процесса самовоспитания. PAGEREF _Toc6804826 h 3
Интеллектуальное самовоспитание.PAGEREF _Toc6804827 h 3
Этическое самовоспитание.PAGEREF _Toc6804828 h 4
Физическое самовоспитание.PAGEREF _Toc6804829 h 4
Психологическое самовоспитание.PAGEREF _Toc6804830 h 5
Психологическиеосновы формирования личности будущего учителя в процессе самовоспитания PAGEREF _Toc6804831 h 7
Саморазвитие личности психолога. PAGEREF _Toc6804832 h 7
Педагогическое творчество. PAGEREF _Toc6804833 h 9
Психолого-педагогическиеосновы формирования умений педагогического воздействия и воздействия в процессесамовоспитания. PAGEREF _Toc6804834 h 13
Теоретическая готовность к педагогической деятельности. PAGEREF _Toc6804835 h 13
Практическая готовность к педагогической деятельности.PAGEREF _Toc6804836 h 17
Педагогическоетворчество. PAGEREF _Toc6804837 h 22
Литература:PAGEREF _Toc6804838 h 30 Психологическаяхарактеристика процесса самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленнаяна возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь наактивизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанныхцелей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднееприобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,критического мышления, способности и готовности к самоопределению,самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватнойсамооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей ипотенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, нетолько подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимымикомпонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет исамоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.Интеллектуальное самовоспитание.
В пору студенчества основной элемент интеллектуальногосамовоспитания – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так какименно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюдаострая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чемлитература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходитсясталкиваться со специализированной литературой технического характера. Этопридаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речьпрофессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешатьобщению с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в речиуже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать литературнуюклассику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактногоматериала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цельинтеллектуального самовоспитания учителя — -не «качать» свой интеллект кактаковой, а научиться изложить свой знания так, чтобы научить, увлечь, заставитьпочувствовать жизнь в своём предмете. Основной интеллектуальной деятельностьюучителя школы является общение с учениками, поэтому акцент делается именно наэтом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя быпотому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически,учителю каждый учебный год нужно переучиваться (программа обучения информатикеменяется каждые 12 месяцев, именно за это время меняется поколениекомпьютеров). Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейсядействительностью и попытки объяснить её в рамках своего предмета.
Делая вывод, можно сказать, что решающим факторомявляется хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, таккак умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После –глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающиевысокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения.Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучатьтолько актуальным знаниям.Этическое самовоспитание.
Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоитвопрос этики. Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, частосталкивается с проблемами этики в общем и этических отношений в частности.Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полныйперечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения сколлегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить егожизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны,учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярнымиотношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления идипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо какможно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержатьконтакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногданазывают это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекаетвнимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекснавыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего,зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратитьагрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатиюк себе. Это довольно часто проявляется вучительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь кучителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему.С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере,неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всегоучитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, ауж потом требует этого от других. Физическое самовоспитание.
Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком маловнимания. Физическая нагрузка в деятельности учителя (не преподавателяфизкультуры) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженностьстрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы незаняться спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет.Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает»на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полномобъёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс,сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливостии жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всемэтим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивныесистемы. Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическаяразгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальнойспортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание,стресс ни в коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учительвсегда здоров, весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокомувосприятию состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему. Психологическое самовоспитание.
Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельногорассмотрения, поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидногомало. Молодой учитель выходит на работу практически неподготовленным кспецифике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительноконцентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояниеучеников, правильно общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большойобъём психологии и педагогики, прикладных элементов в программе обучениянемного, всё больше теория. С другой стороны, психологический аспект достаточносильно выражен в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекснавыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многихоздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта,физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того,нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителяобязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическомусостоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии.Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему.Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. Амногие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во времявспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, таккак организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Этивещества так или иначе должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудови последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт психосистема типасамогипноза или самовнушения, возможно также применение какой-либо восточнойсистемы концентрации-расслабления, например тайцзицюань,
Общим итогом можно вынести комплекс приоритетныхнаправлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общегообразования вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитаниеуважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих,систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему.И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладнойпсихологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшегоразвития и совершенствования.
В настоящее время в науке накоплен достаточныйфактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания.Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: человек выбирает целижизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни вобществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающегомира.
Можно выделить следующие параметры самовоспитания:
направленность, т.е. мотивы работы над собой.
содержание (умственное, физическое, нравственное,трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
эффективность в формировании личности (выполняетфункции главные и вспомогательные).Психологические основы формирования личности будущегоучителя в процессе самовоспитанияСаморазвитие личности психолога
Первое звено в процессе саморазвития личности психолога — это познание тех специфических требований, которые предъявляет к психологу егодеятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степенисоответствия требованиям профессии.
Второе звено — осознание тех изменений, которыенеобходимо произвести в своей личности и разработка программы действий дляэтого.
Третье звено — реальная саморазвивающая деятельность,сознательные и преднамеренные действия психолога, рассчитанные насамоизменения. При этом главное — освоение способов самовоздействия.
На начальном этапе психолог совершенствует своипрофессиональные умения:
Познавательные, которые включают умение наблюдать ипонимать людей, их внутренне состояние, умение ориентироваться в получаемойинформации, умение контролировать свое психическое и физическое состояние,регулировать свое поведение.
Конструктивные умения включают умение предвосхищатьрезультаты деятельности как своей, так и других.
Коммуникативные умения складываются из умений пониматьдругого человека, устанавливать правильные взаимоотношения с теми, на когонаправлено воздействие, с партнерами по деятельности и с теми, кто выступает вроли руководителей данной системы (т.е. взаимоотношения по«горизонтали» и по «вертикали»).
Информативные умения включают в основном речевуюдеятельность психолога.
Организаторские умения включают в себя организациюинформации в процессе ее сообщения, организацию собственной деятельности иповедения в процессе взаимодействия с людьми, а также учет, контроль, проверкаисполнения, установление индивидуальной ответственности клиента.
О степени овладения психологом самовоспитанием какспецифической деятельностью можно судить по тому, как он осуществляет следующиедействия:
Целеполагание: выбор личностью значимых целей и задачсамоизменения.
Планирование: выбор действий, которые позволяютдостигнуть поставленных целей и задач.
Овладение средствами и способами самовоспитания.
Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов сожидаемыми.
Овладение указанными действиями процесс длительный ипостепенный, поэтому можно говорить о различных уровнях становления психолога вкачестве субъекта самовоспитания.
На первом уровне потребности в самовоспитании, его целиеще не приобрели конкретного содержания. Они существуют лишь в виде некоторогожелания стать лучше. Психолог действует подражая кому-то или по чьим-тосоветам. Самовоспитание на первом уровне носит скорее учебный характер.
На втором уровне целеполагание становится болееконкретным. Психолог ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Ноэти задачи касаются не всей личности в целом, а каких-то частных качеств иумений. Психолог проявляет активность в определении целей самоизменения,приобретает умения по самовоспитанию. Время от времени он отчитывается передсобой о ходе и результатах своей работы.
На третьем уровне психолог самостоятельно и всестороннеанализирует и предельно конкретно формулирует цели самовоспитания, осознаетвозможности их реализации в процессе практической работы. Самостоятельноосуществляется и планирование, намечаются пути и средства самоизменения,находятся оригинальные приемы работы над собой.
Названные умения могут реализовываться психологами наразличных уровнях профессиональной компетентности. В зависимости от результатовможно выделить следующие уровни профессионализма:
репродуктивный — на данном уровне психолог умеетпересказать другим то, что знает сам, и так как знает сам;
адаптивный — на котором психолог умеет не толькопередать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностямобъекта, с которым имеет дело;
локально-моделирующий — когда психолог умеет не толькопередавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний поотдельным вопросам;
системно-моделирующий знания — когда психолог умеетмоделировать деятельность, формирующую систему знаний.
За основание данной классификации взято оперированиезнанием. Причем каждый новый уровень деятельности включает в себя предыдущий ивместе с тем характеризуется качественным изменением в структуре знаний иумений психолога.
Поведенческие проявления психолога связаны сособенностями его профессионального самосознания, а точнее — с уровнями его развитияДинамика развития профессионального самосознания личности психолога отражаетсяв прохождении следующих его уровней: регулятивно-прогматического,эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субъективно-универсального.
Регулятивно-прогматический характеризуется ситуационнымиаспектами самосознания, т.е. психолог привязан к ситуации, выполняя толькослужебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степениадаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.
Эгоцентрический уровень на котором исходным моментомявляются личная выгода, удобство, престижность и т.п. Другие рассматриваютсялибо как факторы, способствующие самоактуализации («удобные дляменя»), либо как препятствующие ей ( «плохие»), либо какиндифферентные («не мешающие мне»). Подобный поход к задачесамореализации является в конечном итоге тупиковым. Такой психолог не можетвырваться за пределы эгоцентрического уровня личностно-смысловой сферы. Его Я-отношение обнаруживает явную деформацию. Удовлетворенность собой и своейдеятельностью достигает максимального значения и превращается в своюпротивоположность, разрушающую систему саморегуляции. А это ведет к еще большимдеформациям самосознания.
Стереотипно-зависимый уровень самосознания на которомжизнедеятельность человека определяется его близким окружением или людьми,которых он ставит выше себя. Если на предыдущем уровне, другой человеквыступает как вещь, как средство для достижения эгоцентрических целей, то наэтом уровне люди делятся на «своих», обладающих само ценностью, и«чужих», лишенных ценности. Следствием этого становится утерятворческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностнойориентации значимых других. А это, в свою очередь, тормозит процессы глубокойрефлексии и не способствует поиску конструктивных способов преодолениятрудностей.
Субъективно-универсальный уровень это высшая ступеньпрофессионального самосознания. Ее главные характеристики связаны с внутреннейустремленностью человека на создание таких результатов (продуктов деятельности,общения, познания), которые принесут равное благо другим людям, обществу,человечеству в целом. Такой психолог строит систему отношений с людьми,основанную на принятии их как само ценности и подобное отношение складывается унего к себе, в своем труде развивает себя как личность и профессионала. Путьэтот бесконечен.Педагогическое творчество
Основное содержание деятельности преподавателя включает всебя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей иисследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеютнад другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетаниепедагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает еговнутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровеньзнаний.
Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениями систематизации материала, более тщательным формулировкам основных идей ивыводов, к постановке уточняющих вопросов и даже к порождению гипотез.
Если педагогическая деятельность не подкреплена научнойработой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство.Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулироватьпедагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находитьоптимальные способы их решения.
Как и в любом виде творчества, в педагогическойдеятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристическинайденные самостоятельно. Творческая индивидуальность педагога — это высшаяхарактеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана сего личностью. Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическаядеятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактортруда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности ив педагогическом общении. Педагогическая деятельность — это технология труда,педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностныеориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современностьпредъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогическойдеятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынкамолодых специалистов, развития многоуровневого образования,внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.
Педагогическая деятельность — это профессиональнаяактивность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения иразвития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая,конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пятькомпонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знанийо законах и механизмах функционирования педагогической системы,проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей ихдостижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционномупостроению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационныйрешает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себядействия, связанные с установлением педагогически целесообразныхвзаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии,предъявляемые педагогической системой являются внешними объективнымисоставляющими деятельности педагога и ученого, то методы и способынаучно-педагогической деятельности носят индивидуально-субъективный характер.Их применение зависит от способностей каждого преподавателя. Хотяпрофессиональные способности проявляются в деятельности специалиста высшейшколы неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс — сочетание, атакже структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью.Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные общиеспособности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление, воображениеотносятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий ими специалистбыстро и правильно с их помощью распознает существенные признаки педагогическойсистемы, науки, протекающих в них процессов и оценивает их эффективность сцелью управления.
Педагогическиеспособности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных игностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельнодруг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знаниядругим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно; педагогическиеспособности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того жеученого — руководителя лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структуракоторых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность иубедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая требовательность;
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся:организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание,активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
Исследуя природу и генезис профессионального самосознанияличности, О.В.Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора:
Мотивация к достижению высокого уровняпрофессионального мастерства;
Профессиональное субъективно-ориентированное обучение;
Направленность личности на овладение данной профессией;
Оптимальный временной промежуток.
По степени влияния на результативность формированияоптимума профессионального самосознания ведущее место занимает мотивация (30%),степень влияния обучения (26%), направленности личности (28%), времени (16%).
Приведем часть сводной таблицы иерархии факторов формированияоптимального уровня профессионального самосознания для генерального факторамотивации (факторы сгруппированы по убыванию степени значимости).
Фактор
Влияние фактора на результативность
Место фактора по значимости
Генеральный фактормотивация к достижению профессионального мастерства Интерес к профессии. Профготовность, устойчивая направленность профессиональных интересов
0,95
1
Профессиональное самоопределение
0,94
2
Выбор профессии
0,93
3
Принятие профессиональной роли
0,92
4
Повышение самооценки
0,91
5
Мотив достижение карьеры
0,90
6
Мотив самосовершенствования
0,98
7
Ценностные ориентации профессиональной деятельности
0,88
8
Планирование изменений в системе мотивации достижения
0,87
9
Наличие идеально образа «Я-профессионал»
0,86
10
Осознание характера профессиональной деятельности
0,85
11
Анализ профессиональной деятельности с точки зрения самой личности
0,84
12
Значимость профессиональных параметров
0,83
13
Потребность в самоутверждении
0,82
14
Потребность в достижении, новаторстве и овладении инновационной деятельностью
0,81
15
Потребность в признании
0,80
16
Потребность в утверждении себя в своем мнении
0,79
17
Осознание себя членом группы, профессионального сообщества в будущем
0,78
18
Экологические условия региона, в котором предполагается профессиональная деятельность
0,77
19
Санитарно-гигиенические условия производственной деятельности
0,76
20
Высокое значение факторных нагрузок свидетельствует обольшом влиянии всех представленных факторов на развитие генерального факторамотивации и целостности исследуемой структуры.
В перечень значимых психолого-акмеологических факторовпрофессионального развития личности, на наш взгляд, также можно включить те,которые реально влияют на учебные достижения студентов Вуза:
потребность в достижениях, престиж знаний;
личностно-деловые, профессионально важные качества;
потенциал личности, в том числе высокиепрофессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своегокругозора;
особенности мотивации учебной деятельности студентов,уровень ее развития.Психолого-педагогические основы формирования уменийпедагогического воздействия и воздействия в процессе самовоспитанияТеоретическая готовность к педагогическойдеятельности
Теоретическая готовность педагога в структуре егопрофессиональной компетентности нередко понимается лишь как определеннаясовокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формированиезнаний, как уже отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опытапедагога мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаютсяникому неведомым достоянием. Вот почему необходимо обращение к формампроявления теоретической готовности. Таковой является теоретическаядеятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогическимыслить или, по другому, в конструктивных и гностических умениях, которыеотносятся к группе внутренних (идеальных) умений.
Конструктивная и гностическая деятельность могут бытьосуществлены при наличии у педагога аналитических, прогностических ипроективных умений. Гностическая деятельность требует также рефлексивныхумений.Аналитические умения
Сформированность аналитических умений — один из критериевпрофессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания изпрактики. Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, котороепри решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений:
расчленять педагогические явления на составляющиеэлементы (условия, причины, мотивы,стимулы, средства, формы проявления и пр.);
осмысливать каждое педагогическое явление вовзаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
находить в психолого-педагогический теории идеи, выводызакономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
правильно диагностировать педагогическое явление;
вычленять основную педагогическую задачу (проблему) иопределять способы ее. оптимального решения.
При этом творческий педагог осуществляет теоретическийанализ педагогических фактов и явлений, который включает в себя: вычленениефакта или явления и его обособление от других; установление состава элементовданного факта или явления, раскрытие содержания и выделение роли каждого изэлементов; демонстрация связи данного элемента с другими элементами;проникновение в процесс развития целостного явления; определение места данногоявления в образовательном процессе.
Под педагогическим фактом понимается тот или иной типпедагогического взаимодействия, а под педагогическим явлением — результат этоговзаимодействия.Прогностические умения
Управление социальными процессами, каким является иобразовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный всознании субъекта управления конечный результат (предвосхищенная цель). Основудля целеполагания и последующего перебора вариантов возможных путей решенияпедагогической задачи дает анализ педагогической ситуации. Поэтому успехцелеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельное. Вомногом он предопределяется способностью к антиципатии, т.е. к предвидениюпоявления результата действий еще до того, как они будут реально осуществлены.Наличие этой профессионально значимой способности всегда отличало творческихпедагогов.
Прогнозирование деятельности педагога как процессполучения опережающей информации о результатах действий строится на основезнания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастногои индивидуального развития учащихся. 'Это позволяет предвидеть, что учащимисяможет быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иныепедагогические действия; какие могут быть ошибки при восприятии материала всвязи с имеющимися у школьников житейскими представлениями и, напротив, какойих опыт будет способствовать более глубоком) проникновению в сущностьизучаемого. Педагогическое прогнозирование предполагает также видение техкачеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы затот или иной промежуток времени. Без прогностических умении не обойтись и в томслучае, если педагог обращается к проблеме выдвижения близких, средних идалеких перспектив развития коллектива и личности. Здесь проявляетсявзаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания.
Состав прогностических умений можно представить следующимобразом: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достиженияпедагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений инежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогическогопроцесса; распределение времени; планировать совместно с учащимися жизнедеятельности.
В зависимости отнаправленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить втри группы:
умения прогнозировать развитие коллектива; динамику егоструктуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива иотдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;
умения прогнозировать развитие личности: ее качеств.Чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей вустановлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
умения прогнозировать ход педагогического процесса.
Образовательные, воспитательные и развивающие возможностиучебного материала; затруднения учащихся в учении и других видах деятельности;результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения ивоспитания и т.п.
Умения педагогического прогнози