СодержаниеВведениеГлава 1Проблемы педагогики и образования в современных условиях
1.1 Основные методологическиепроблемы педагогической науки
1.2 Гуманизация образования ивоспитания в современных условиях
1.3 Формирование новогопедагогического мышления
1.4 Дифференциация как одна изосновных педагогических технологий
1.5 Инновации в образовательныхучрежденияхГлава 2 Педагогическиетехнологии
2.1 Понятие о педагогическойтехнологии
2.2 Характеристика некоторыхпедагогических технологий
2.3 Условия применения педагогическихтехнологийГлава 3Экономическое образование школьников
3.1 Обязательный минимум содержанияобразовательных программ по экономике в средней школе
3.2 Конспект урока экономики сприменением педагогических технологий
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Образование является одной изважнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процессполучения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью ихэффективного использования в профессиональной деятельности. Система образованияявляется сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексомнародного хозяйства России и характеризуется на начало 2000 года следующимипоказателями:
- общее числообразовательных учреждений – 140398 единиц;
- общая численностьучащихся и студентов – 33 млн. человек;
- общий выпускучащихся и студентов – 3048 тыс. человек;
- общая численностьзанятых в сфере образования (преподавательский состав) – 2831 тыс. человек
- удельный весрасходов на образование из гос. бюджета 4,34 %.
В минувшемстолетии образование из частного, семейного превратилось в первейшееобщественное и государственное дело с быстрыми темпами роста подготовкиспециалистов: с 13 млн. человек в 1960 г., до 33 млн. – в настоящее время. ВРоссии практически ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сетьучебных заведений.
В последнюю треть ХХ в. в России, каки в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательныереформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либосущественным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административнаярегламентация сдерживали развитие всех типов школ, препятствовали творчеству,новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развитияматериально-технической и научной базы привел к отставанию от уровняэкономически развитых стран.
Образование в ХХI в. характеризуется такимипризнаками, как:
- демократизация:общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;
- диверсификация:многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям,личностно-ориентированная система разноуровневых учебных заведений;
- интернационализация:академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признаниедокументов об образовании, ученых степеней и званий;
- превращениеобразования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развитиянаучно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятостинаселения;
- трансформациясодержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процессучения становится творческим, личностно-ориентированным; широкоераспространение получают новые образовательные и информационные технологии;
- коммуникациипедагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.
Осуществлен переход квсеобщему среднему образованию, укреплена высшая и средняя специальная школа,обеспечены гарантии равноправия граждан в сфере образования, развилась системаповышения квалификации и переподготовки кадров.
Изменениегосударственного политического устройства страны в 90-е годы позволилореализовать современные подходы к развитию современной системы образования.
Принятый в 1992 г. в новой редакции закон РФ «Об образовании» предоставилобразовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческихпроблем, открыл перспективу развития негосударственного сектора образования.
Одним из положительныхрезультатов образовательных реформ явился устойчивый рост поступающих вучреждения профессионального образования, а по относительной численностистудентов (в пересчете на 10000 жителей) Россия вернула передовые позиции вмире.
К сожалению, сокращение объемов бюджетного финансирования в 90-х гг. втри раза превратило российскую систему образования в зону социальногонеблагополучия:
- выпускникиобщеобразовательных учреждений России конца ХХ в. уступают по своим знаниямвыпускникам 70-80-х гг.;
- отставание вразвитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов – миграцияпреподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд зарубеж – факторы, несущие реальную угрозу снижения интеллектуального уровня ипрактического значения профессионального образования;
Накопившиеся за 90-е гг.проблемы могут привести к утрате завоеванных позиций в сфере образования, кдальнейшему отставанию от ведущих стран мира.
В данной курсовой работеосвещены наиболее актуальные проблемы современной педагогической науки ипрактики. Цель работы рассмотреть проблему разработки и внедрения новыхпедагогических технологий в школьный образовательный процесс в разрезепреподавания экономики.
В третьей главе курсовойработы (на основе рассмотренного образовательного стандарта для среднейобщеобразовательной школы по экономике) выполнен примерный конспект урокаэкономики по теме «Права собственности и стимулы» с использованием игровойтехнологии и технологии учебного сотрудничества.
Глава 1Проблемы педагогики и образования в современных условиях
1.1 Основныеметодологические проблемы педагогической науки
Педагогика являетсясложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных иобщественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления.Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-историческогопроцесса воспитания, органически связанные с законами развития общественныхотношений, реальная общественная воспитательная практика формированияподрастающего поколения и условия организации педагогического процесса.
Педагогика как наукарассматривает человека в определенном ракурсе: в аспекте целенаправленной егосоциализации, приобщения к участию в жизни общества. Междисциплинарный характерпедагогики проявляется в ее интегративной функции по отношению к другим наукам,участвующим в изучении образовательно-воспитательного процесса, но отличающимсяот нее тем, что ни для одной науки этот процесс не является собственным испецифическим объектом исследования.
Педагогическая науканаправляет свои усилия на разрешение основного противоречия, сущность которогозаключается в том, что старшее поколение стремится к созданию максимальноэффективной организации целостного педагогического процесса для подрастающегопоколения. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основногопротиворечия перестройки системы обучения и воспитания с учетом новыхтребований общественной жизни является осуществление реформы высшей и среднейшколы.
Педагогическая практика внастоящее время не располагает четко выверенными ориентациями системногоподхода к реформированию образования. Педагогам необходимы определенныеметодологические идеи, позволяющие с научных позиций судить о государственнойполитике в области педагогики и образования.
Под методологией понимаютобласть знаний, которая предназначена для поиска общих подходов к решениюпроблем различной степени сложности. Методология обеспечивает корректнуюпостановку проблемы, выявление основных принципов и способов организации иосуществления соответствующей теоретической и практической деятельности.
В условиях обновленияобщества особенно актуальны следующие методологические проблемы педагогическойнауки:
- сущностьвоспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений ипедагогического процесса;
- предметпедагогики в условиях непрерывного образования;
- диалектикавзаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночныхотношений;
- диалектикастановления детской личности как субъекта и объекта воспитания;
- социально-педагогическиепротиворечия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
- социальные,философские и психолого-педагогические основы определения содержанияобразования;
- диалектикасоциального и биологического в развитии личности;
- диалектика илогика педагогического мышления.
Сейчас все большее распространение приобретают комплексные исследования,в которых принимает участие педагогика. Различают два основных вида комплексныхисследований: монодисциплинарное исследование проблем, сходных по своейсущности, осуществляемых специалистами одной и той же науки, имеждисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позицийразных наук. При этом первое может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Педагогические исследования – монодисциплинарные в том смысле, что любойряд проблем в педагогике рассматривается и решается в рамках этой науки. Нестановится педагогическое исследование междисциплинарными тогда, когдаисследователь, ощущая недостаток психологических знаний проводитпсихологическое исследование внутри педагогического или заказывает такоеисследование специалисту-психологу. Изменяется позиция ученого, но не предмет изадачи науки.
Таким образом, реализация интегрированной функции педагогики выступает вкачестве следующих методологических условий развития и формированияпедагогической теории:
- необходимость определениясобственного объекта и предмета педагогической теории, его отличия от тех,которыми занимаются другие науки;
- сохранение специфическиххарактеристик педагогической действительности на всех уровнях теоретическогоабстрагирования;
- ориентация на переход оттеоретического знания к нормативному и тем самым к преобразованиюпедагогической действительности;
- соответствие педагогической теориисовременным требованиям к любой теории как системе общественного знания,объяснения тех или иных сторон действительности.
1.2 Гуманизация образования ивоспитания в современных условиях
Сложившаясяв настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в странетребует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируетсяна индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальныхпрограмм развития, усиление положительных мотивов учения, активизациютворчества.
Верныйпуть гуманизации образовательного процесса – это личностно ориентированноеобучение, которое базируется на гуманистической психологии. Этот вид обучениясоздает благоприятные условия для полноценного проявления и развития личностныхфункций субъектов образовательного процесса, отношений доверия, сотрудничества,сближения позиций, усиления роли эмоций и эмпатии. Гуманистически ориентированныйпедагог должен обладать:
- безусловнымпозитивным отношением к ребенку;
- принимать ребенкатаким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, нолишь с учетом общего положительного отношения к ребенку;
- не ограничиватьсяформальным исполнением своих обязанностей, проявлять лучшие душевные качества,искренние чувства и эмоции;
- способствоватьстановлению в каждом ребенке собственного достоинства, эмпатии и самоуважения.
Следуетразличать личностно ориентированную педагогическую практику и личностноориентированную педагогическую науку. Первая, прежде всего, означает сменустиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому, поощрениесамостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальномуусилию, готовности к свободе выбора. Вторая связана с разработкой способовреализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти целипорождаются социально, формулируются психологией и выполняются педагогикой,обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методыобучения и воспитания.
Гуманизациявоспитания — это не прямое воздействие на личность, а субъективноевзаимодействие, диалог, в котором один человек воспринимает другого как такуюже ценность, как и он сам. В основе гуманистической идей воспитания лежатследующие идеи:
- личностный подходв воспитании, предполагающий признание личности ребенка высшей социальнойценностью, уважение своеобразия каждого школьника, признание их личных прав исвобод;
- природосообразностьвоспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностейучащихся;
- гуманизациямежличностных отношений, предполагающая взаимоуважение педагогов и детей,доброту, внимание и терпимость к их мнению, создание комфортной психологическойатмосферы;
- учет влиянияпротиворечивой окружающей среды на воспитание ребенка, создание условий дляпроявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте,предметно-практической деятельности.
Актуальнойпроблемой образовательных учреждений в современных условиях является развитиевоспитательных систем.
Воспитательнаясистема на создается и не задается извне. Она является результатом сложнойработы коллектива образовательного учреждения, в котором важную роль играютисходный замысел авторов системы, творчество педагогов и детей. Воспитательнаясистема ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребностивзрослых и детей. Поэтому она не может выглядеть одинаково в разных регионах идаже в соседних школах.
Гуманистическойвоспитательной системе противопоказаны жесткое программирование, тотальнаяупорядоченность, подчинение личности ребенка административным требованиям.
Для школс гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
— наличиеразделяемого и принимаемого и взрослыми, и детьми целостного образа собственнойшколы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающеммире, ее специфических особенностях;
— событийный характер организации деятельности, интеграция воспитательныхвоздействий через включение детей в коллективные творческие дела;
— формирование здорового образа жизни образовательного учреждения, в которомпреобладают позитивные ценности, порядок, динамизм;
— педагогически целесообразная организация окружающей среды в самой школе иучастие в педагогизации среды вне школы;
— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника ипедагога.
Интеграциявоспитательных воздействий может выходить за рамки одного образовательногоучреждения, когда создается единая база воспитания детей разного возраста, иони включаются в разнообразную деятельность. В таком случае складываетсявоспитательная система микрорайона, поселка, города за счет функционированияшкольных систем и педагогизации социальной среды в целом.
1.3Педагогические технологии — формирование нового педагогического мышления
Следующаяпроблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогическихтехнологий. Под педагогической технологией понимается естественный наборразличных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничногоповедения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокойдуховности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации.Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функцийвзрослого по отношению к ребенку. Данная проблема возникла в силу колоссальногосоциального напряжения, увеличения психологических нагрузок, падающих наличность и повышения требований к уровню развития человека на рубеже XX — XXI веков.
Можновыделить следующие побудительные причины возникновения и практическогоиспользования педагогических технологий:
— необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода;
— потребность вактивизации познавательной деятельности каждого школьника, заменамалоэффективных способов обучения детей более активными;
— возможности экспертного проектирования технологической подготовки цепочкипроцедур, методов, организационных форм взаимодействия учащихся и педагога,обеспечивающие гарантированные результаты обучения.
Современныепедагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальнойпсихологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они разрабатываются подконкретный педагогический замысел, в их основе лежат определенныеметодологические позиции авторов. Технологическая цепочка педагогическихдействий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющимиформу конкретного ожидаемого результата. Функционирование педагогической технологиипредусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетомпринципов индивидуализации и дифференциации. Поэтапное планирование ипоследовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, содной стороны, воспроизводимы любым учителем и, с другой стороны, гарантироватьдостижение планируемых результатов всеми школьниками. Органической частьюпедагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащиекритерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В новыхусловиях профессиональная деятельность учителя должна основываться не напрежней схеме указаний, подчинении воли ребенка, а на новой — помогать ребенкуовладеть технологией саморазвития. На какие социальные, психологическиеособенности при этом опираться? Как соответствовать уровню развития ребенка? Наэти и подобные вопросы эпохи рынка призвана ответить наука.
А как это лучше сделать?Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать у учителя новоепедагогическое мышление. Содержание нового педагогического мышления соотноситсяс тремя структурными уровнями человека как субъекта-объекта воспитания иобучения: общесоциологическим, социально-групповым и индивидуально-личностным
Общесоциологическийуровень обусловлен наличным составом функционирующих социальных институтов повоспроизводству человека в качестве целостного субъекта общественной жизни.Здесь речь идет о стратегических задачах социальной педагогики, измененииобщественного сознания и нахождении адекватных средств ее осуществления наоснове дифференцированного критического анализа прошлого опыта, господствующихтеоретико-педагогических представлений и умонастроений.
Социально-групповойаспект педагогического мышления детерминируется конкретно-историческойобстановкой, динамической взаимосвязью различного рода концептов, интересов икоммуникаций, образующих ядро группового сознания. На этом уровне происходитсвоеобразная конкретизация 'социального заказа" времени применительно ктой или иной общественной группе, специфике того понятий иного пространства,которым она располагает и в пределах которого осознает и формирует своипотребности.
Индивидуально-личностныйаспект выражает диалектику подхода к человеку как субъекту, обладающемууникальным миром своего «Я», системой индивидуализации, личностныхпараметров тех интеллектуальных и эмоциональных установок, посредством которыхосуществляется его право на выбор, на самостоятельное решение.
Новоепедагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья,все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий,интегрированный уровень своего содержания.
В связис этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграцииобщественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулыпедагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новуютеоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этогопреобразования в следующем:
— преобразование должно проходить как процесс диалектического осознанияпедагогического мышления, способного принимать самого человека не только вконкретно-историческом и социально-прагматическом разрезе, но и в широкомкультурологическом плане. Это позволит педагогике уйти от традиционнойстандартизации однажды уже найденных принципов, невольно редуцирующих всюмногозначность человеческой сущности к одному социально-классовому началу;
— новое педагогическоемышление должно не формально, а фактически овладеть диалектикой, ее тончайшиминструментарием, помогающим увидеть текучесть, подвижность любого явления в егосущности, покоящегося в определенных границах, обусловленных характеромвнутреннего противоречия.
— новоепедагогическое мышление не порывает с достижениями педагогической мысли, а взначительной мере учитывает ее классические образцы. Рассмотрим, например,классическое образование, которое составляет необходимый элемент подлинногуманистического нравственного воспитания, основу формирования широкогокругозора. С бурным ростом промышленности и других областей практическойдеятельности возникла потребность в работниках определенного склада, чтопривело к возникновению особого технократического типа мышления, заземленногона конкретике чисто технологических решений. В результате великие ценностиантичной культуры, давшие в свое время мощный толчок развитию мировой мысли,были переведены в разряд второстепенных элементов образования и основная задача- гармонизация телесного и духовного в человеке, воспитания его высших духовныхпотенций оказалось задвинутой в последний ряд;
— важнейшим условием формирования нового педагогического мышления является неполный отказ от положений марксистской философии и переход к зарубежнойантропологии, а критическое аналитическое сопоставление различных моделейвоспитания, творческая переработка традиционных ценностей, создание биполярногоконтекста, содействующего формированию инициативной и ответственной личности,способной к самостоятельному усвоению старых и выработке новых культурныхценностей.
Диалектика современногообщественного развития, таким образом, возвращает человеку нравственноедостоинство свободной, ищущей мысли, возрождает его в качестве подлинногосубъекта преобразования себя и окружающей жизни.
1.4Дифференциация как одна из основных педагогических технологий
Образовательныйпроцесс, при котором учитываются индивидуальные различия детей, их интересы,возможности, склонности и способности, принято называть дифференцированным, аобучение в условиях этого процесса — дифференциацией. Цели дифференциацииобучения:
— спсихолого-педагогической точки зрения — в индивидуализации обучения, основаннойна создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов испособностей каждого ученика;
— сдидактической точки зрения — в решении назревших проблем школы путем созданияновой методической системы дифференцированного обучения, основанной напринципиально иной мотивационной основе;
— ссоциальной течки зрения — в целенаправленном воздействии на формированиетворческого, интеллектуального, профессионального общества в целяхрационального использования каждого члена общества.
Впедагогической литературе различают два близких термина «внутренняядифференциация» и «внешняя дифференциация».
Внутренняядифференциация предполагает различное обучение детей в достаточно большойгруппе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Она основана навозможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся,проявляющихся в вариативности темпа изучения материала, дифференциации учебныхзаданий, выборе разных видов деятельности, определении характера и степенидозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно деление учащихся нагруппы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разныхуровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Внутренняядифференциация может осуществляться как в традиционной форме учетаиндивидуальных особенностей учащихся, так и в форме системы уровневойдифференциации.
Особенностьвнутренней дифференциации на современном этапе — ее направленность не только наслабоуспевающих детей, что традиционно для школы, но и на одаренных детей.
Подвнешней дифференциацией понимается создание на основе определенных принциповотбора (например, на основе интересов, склонностей, достигнутых результатов,проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержаниеобразования и предъявляемые к школьникам требования различаются.
Внешняядифференциация может осуществляться либо в рамках селективной (жесткой)системы, например, выбор профильного класса или класса с углубленным изучениемопределенных предметов, либо в рамках элективной (гибкой) системы, например,свободный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядраобразования. Сущность внешней дифференциации заключается в максимальномразвитии склонностей и способностей школьников в избранной области знаний.
Различиепрофильного и углубленного изучения лежит в глубине соответствующих курсов,охвате ими контингента школьников.
Углубленноеизучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников,который позволяет достичь высоких результатов и вместе с тем ограничивает числоучащихся. Профильное же обучение мыслится как более демократичная и широкаяформа дифференциации обучения на старшей ступени. В каждом из профилейпреимущественное внимание уделяется группе профилирующих предметов, на которыеотводится существенная доля общей учебной нагрузки. Тем самым для профилирующихпредметов компенсируются потери учебного предмета за счет общего сокращенияучебной нагрузки.
Уровневаядифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники,обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее наразличных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Уровневаядифференциация, сохраняя многие черты традиционной технологии, содержит и рядпринципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является введениебазового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, определенногогосударственными образовательными стандартами. Базовый уровень определяет изадает обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всемиучащимися. Он выполняет несколько функций:
— обеспечивает возможность построения различных моделей школы посредствомдиалектического разрешения противоречия между требованиями единства имногообразия школ;
— задаетнижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования,обеспечивает эквивалентность образования, полученного в разных типах школ;
— освобождает учащегося от непосильной учебной нагрузки и направляет его усилия вобласть развития склонностей и интересов, формирования положительных мотивов кучению.
Обязательныерезультаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализацииобучения. Это создает реальную базу для перехода от авторитарной педагогики кпедагогике сотрудничества. Ориентация на посильные и доступные большинствуучащихся обязательные результаты обучения дает школьнику возможность на каждомуроке испытывать учебный успех. Из посредственного неуспевающего ученикаребенок превращается в человека, достойного уважения, удовлетворяющегогосударственным требованиям.
1.5Инновации в образовательных учреждениях. Информационные технологии в системеуправления школой
В педагогикенесколько лет назад началось мощное движение, суть которого заключается вобновлении содержания, методов работы, управления, переходу к новому качествуобразования. В педагогическую деятельность прочно вошло понятие «инновации»,т.е. нововведения. Инновационные явления обнаруживаются во всех элементахпедагогического процесса, в структуре образовательных учреждений; проявляются вдеятельности всех категорий работников педагогической отрасли, по всейвертикали — на федеральном, региональном, местном уровнях. Инновационныепроцессы во многом определяют систему отношений человеке с профессией,становятся магистральной линией развития образования. Они нуждаются в научномосмыслении, в широком использовании передового опыта в массовой практике.
Необходимымикачествами подлинно инновационной деятельности являются социальнаяобусловленность и педагогическая целесообразность. Чтобы не было лженоваций,одной из насущных задач управления инновационным процессом является тщательноеотслеживание, анализ, оценка нововведений. Поэтому современные руководителиинновационных учебных заведений должны владеть навыками системного научногоанализа, способностью выполнять экспертные функции, ориентироваться в разныхконцепциях, уметь организовать исследовательскую деятельность, научнуюэкспертизу, Научное консультирование, создавать атмосферу научного поиска,интереса, признания, обмена мнениями, условия для творчества учителей.
Еслипопытаться классифицировать происходящие инновационные явления в учебныхзаведениях, то можно выделить несколько уровней.
Первыйуровень — методологические инновации. Они определяются новыми подходами кпостроению образовательных систем: решение проблем гуманизации, дифференциациии индивидуализации в образовании; реализация концепции развивающего обучения;апробация систем экономического и правового образования; внедрениеинтегративных дисциплин в учебный процесс и другие.
Второйуровень — институционный. Основные усилия здесь направлены наорганизационно-структурные преобразования. Это прежде всего изменение статусаобразовательных учреждений, создание профильных классов. Задача этихпреобразований — решить сущностные, базисные проблемы совершенствованияобразовательного процесса.
Третийуровень — содержательный. Этот уровень должен обеспечивать высокое качествообразования. Основываясь на федеральном стандарте базового образования, органыуправления и учебные заведения разрабатывают региональные стандарты,конструируют школьный компонент образования. При этом надо исходить не изслучайных обстоятельств (неожиданное появление специалистов, личный интересучителя и т.д.), а из концепции развития учебного заведения, учитывать, преждевсего, интересы обучающихся.
Четвертыйуровень — поиск и реализация новых образовательных технологий. К сожалению, многиеруководители и учителя пытаются осуществить инновационные проекты старымиспособами, наблюдается рассогласование между целевым, содержательным замыслом испособами его реализации. Необходим поиск новых образовательных технологий,например, компьютерных, диалоговых, игровых, проектных, которые готовят детей ксамоактуализации, выбору вариантов решения, к активному включению всамообразование, в саморазвитие.
Вусловиях обновления системы образования у руководителей школ возрастаетпотребность в информации, максимально полной по объему, объективной и предельноконкретной. Для школы можно выделить административно-управленческий уровеньинформации (директор и его заместители), который включает в себя директивные инормативные документы о системе управления в городе, районе, школе; учебныепланы и программы; сведения о состоянии и результатах обучения, воспитания иразвития учащихся в школе; сведения о руководителях школ и учителях, ихдеятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связяхшколы. Этот уровень информации имеет своей целью выявить отклонения вуправлении образовательным процессом, оценить работу школы за день, неделю,месяц, четверть.
Внекоторых образовательных учреждениях России, имеющих ЭВМ, формируются пятьмассивов информации в системе управления.
Первыймассив — информация о внутришкольном контроле включает данные о состояниипреподавания учебных предметов и выполнении требований программ; оборганизации, содержании и результатах воспитательной работы; о состояний трудовоговоспитания и профориентации учащихся; о качестве знаний, умений и навыковучащихся; о выполнении решений вышестоящих органов управления образованием.
Второймассив содержит данные оперативной информации: ежедневной, еженедельной,ежемесячной.
Третиймассив включает данные статистической отчетности школы.
Четвертыймассив содержит данные о результатах учебной четверти и полугодия: качествопреподавания учебных дисциплин, качество обучения учащихся, эффективностьвоспитательной работы с детьми, результаты методической работы, состояниеучебных кабинетов и ТСО, состояние работы с родителями.
Пятыймассив включает данные о результатах учебного года. Анализ информации по блокамосуществляется ежегодно, поэтому указанная информация целенаправленно накапливается.Это позволяет руководству школы эффективно регулировать педагогический процесс.
Актуальнымипроблемами педагогики остаются разработка критериев оценки инновационнойдеятельности школ; поиск образцов педагогических решений, которые носятопережающий характер и могут быть использованы для моделирования инноваций.
Резюмируя, отметим, чтометодология педагогической науки все активнее проникает из области научныхисследований в область практики, то есть становится практикоориентированной.
Глава 2 Педагогические технологии
2.1 Понятиео педагогической технологии
Нет сомнения, что каждыйв меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием«технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другойстороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процессматериального воздействия на материальное тело с целью получения продукта(результата) с заданными свойствами. Однако, несмотря на изначальнуюзакрепленность этого понятия за сферой материального производства, оно ужедавно применяется в гуманитарных сферах: науке, искусстве, культуре и т.д. Неисключением в этом ряду оказалось и образование. Нынче в профессиональномобиходе работников образования разного уровня терминологические сочетания типа«педагогические технологии», «технология обучения», «технология развития»,«инновационные технологии» и другие можно расценивать как наиболее частотные.
Довольно долго подвлиянием зарубежных взглядов педагогические технологии рассматривались у нас вплане оснастки учебно-воспитательного процесса различными материальными(техническим) средствами, усиливающими результативность дидактического общенияучителя и учеников. В зависимости от доступности и употребляемости тех или иныхсредств можно говорить об аудиовизуальной технологии, компьютерной технологии ит.д. организации учебно-воспитательного процесса. однако здесь даженеспециалисту ясно, что любой набор технических приспособлений не имеет прямогоотношения к технологизации учебного процесса, в лучшем случае ТСО могут выступатьодним из ее факторов.
Серьезным вкладом восмысление сущности педагогических технологий явились исследования, опирающиесяна функциональный, системный и структурный принципы анализа педагогическихявлений и процессов общего и частного характера. В зависимости от предмета, тоесть образовательной плоскости, на которую проецируется технологическаяпарадигма можно выделить следующие модели технологической интерпретацииобразования:
1. Образовательныетехнологии –совокупность приемов и средств, определяющих общую стратегию развития единогофедерального пространства. Их главная функция – прогностическая, связанная спланированием общих целей и результатов, основных этапов, способов иорганизационных форм образовательного процесса подготовки кадров. Образовательныетехнологии отражаются, прежде всего, в концепциях развития и стандартахобразования.
2. Педагогическиетехнологии – этоарсенал методов, приемов и средств обучения, а также рекомендации по ихиспользованию в связи с достижением конкретных целей обучения. Педагогическиетехнологии отражают тактику реализации образовательных технологий,обусловленную закономерностями функционирования системы «педагог – материальнаясреда – ученик». Поэтому под педагогическими технологиями можно подразумеватьобобщенные методы реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости отизучения определенного предмета.
3. Технологииобучения –представляют собой относительно полную характеристику пути освоения учащимисяконкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса.Технологии обучения вариативны, поскольку определяются содержанием изакономерностями усвоения того или иного учебного предмета и, как правило, взначительной степени рецептурны, поскольку максимально упрощают и формализируютпедагогическую деятельность за счет нейтрализации личностного своеобразияпедагога. В известной мере технологии обучения (дидактические технологии)соотносятся с традиционными прикладными педагогическими отраслями, именуемымичастными методиками.
Следует отметить, что современные педагогические технологии по отношениюк традиционным дидактике и частным методикам не являются чем-то принципиальноновым, революционным. Они лишь корректируют организацию учебно-воспитательногопроцесса в плане жесткой детерминированности взаимосвязи его цели и результата.
Именно этимобстоятельством и объясняется обязательное присутствие в моделиучебно-воспитательного процесса таких технологических параметров, как: четкаяпостановка целей урока; строгое подчинение содержания каждого элемента урокапоставленной цели; постоянный контроль за ходом дидактического продвиженияучащихся в соответствии с частными целями; заключительная оценка результатапутем сличения его с целью урока. Такая модель организации дидактическогопроцесса, по существу, является реализацией деятельностного подхода к обучению.
Наряду с детальнойпроработкой категории «цель», технологический подход к обучению предполагаеттакже тщательное структурирование последнего в виде разбивки его на следующиеэпизоды: постановка целей, конкретизация целей, циклы учебных процедур,оперативная обратная связь, коррекция промежуточных достижений, оценкарезультата. Это обеспечивает детальную алгоритмизацию действий учителя иучащихся, которая определяет весь ход обучения.
Но не стоит забывать, чтоучебно-воспитательный процесс не втискивается в прокрустово ложетехнологических параметров и, следовательно, нет жестких правил моделированияхода обучения, стандартизации условий, определяющих ход последнего. Поэтому вотечественных педагогических технологиях всегда присутствуютпроблемно-поисковая задача, возможность дифференцированного подхода к учащимся,апелляция к внутреннему миру учащихся. Именно в таком ключе были разработанытеории поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения,проблемного обучения, оптимизации обучения и др.
2.2Характеристика некоторых педагогических технологий
Как уже было отмечено, начало технологизации педагогическойсферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированногообучения. К организации такого обучения предъявляются определенныетребования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала наминимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включениюучащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи,выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализацияобъема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучениявыступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий измикроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалистывыделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное,разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид,синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступныммассовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может бытьмодель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий.Благодаря устранению формализма в организации дидактического процесса иусилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функцийпрограммированного обучения в то же время создает исключительно благоприятныевозможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученикаучебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.
Большое внимание в последние годы уделяется развивающемуобучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот видобучения представляет собой особую систему организации педагогическогопроцесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развитиямышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленноформирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребностив процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется преждевсего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озонеближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению копределенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, норешает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно строить таким образом,чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировалопсихическое развитие ребенка.
В настоящее время существует несколько систем развивающегообучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: системаЛ.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова –общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувствшкольников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этойсистемы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержаниеобразования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а такжеспецифические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельностиучащихся.
Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которыхсвязано в основном с выполнением следующих дидактических позиций: первичнаяориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения,проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждыйученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактическойпрограммы.
Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающегообучения является проблемное обучение. Специфика этой технологиизаключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагаеттакую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, котораяобеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формированиесамостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимальносочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.
В целом технология проблемного обучения во многом близкаклассической организации учебного процесса и содержит следующие узловыепозиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решенияпутем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутойгипотезы; проверка правильности решения проблемы.
К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективныйспособ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО). Достоинствамиэтих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиесяосознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительныеумения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность,ответственность, коммуникабельность и др.
Но не следует забывать, что существующие педагогическиетехнологии не могут считаться универсальными средствами решенияучебно0воспитательных проблем. Будучи результативными в одном направлении ( вобеспечении качественного освоения учебного материала), они в то же время необеспечивают всестороннего развития личности учащихся, а в отдельных случаяхспособны деформировать ее. Более того, преподавание многих учебных предметов(прежде всего гуманитарных) совершенно не нуждается ни в какой технологии, ибоосновывается на личностном общении учителя с учениками.
2.3Условия применения педагогических технологий
Повсеместноеиспользование термина «педагогические технологии» влечет за собой естественноестремление учителей обратиться к отдельным вариантам организацииучебно-воспитательного процесса, подходящим под данное понятие, с цельюиспользования в собственной работе. Естественно, такое отношение кпедагогическим технологиям профессиональным считать нельзя, поскольку любая педагогическаятехнология – системно организованная модель учебно-воспитательного процесса,которая результативна только при полной и целостной ее реализации. Поэтомуосновными условиями внедрения любой педагогической технологии (системы, модели)в собственную деятельность являются следующие:
- критическийсамоанализ работы с целью освобождения от сложившихся личностных установок истереотипов, иначе неизбежно возникнет ситуация интерференции (наложения)осваиваемой технологии на индивидуальный стиль преподавания, что может привестик разрушению и собственной и выбранной системы обучения;
- личностнаяпредрасположенность учителя к работе в рамках выбираемой технологии, т.е.наличие у него качеств и свойств, органически сочетающихся с требованиями этойтехнологии. Так, реализация многих технологий опирается на организованность,настойчивость, ответственность, доброжелательность и другие волевые инравственные качества личности учителя;
- основательноеизучение сущности заинтересовавшей технологии, которое состоит в проработкепечатных материалов и в наглядном ознакомлении с практикой использования этойтехнологии;
- оснащенностькабинета, школы необходимыми дидактическими и техническими средствами,обеспечивающими работу в рамках определенной технологии;
- присутствие рядомколлег, разделяющих заинтересованное отношение к выбранной технологии – в этомслучае учитель имеет возможность обмениваться опытом и корректировать внедрениевыбранной технологии.
Соблюдение указанныхусловий является достаточным основанием для профессионально грамотногоиспользования педагогических технологий, позволяющим наиболее полно реализоватьих дидактический потенциал.
Глава 3 Экономическое образованиешкольников
3.1Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в среднейшколе
Изучение экономики в школе направлено на достижениеследующих целей:
— освоение системызнаний, опирающихсяна основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики,об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственноговыбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки кизучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в будущем;
— ознакомление соспособами познавательной,коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики,необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;
— овладение умением применять полученные знания длярешения типичных познавательных и практических экономических задач и осваиватьсоциальные роли потребителя, работника, собственника;
— развитие социальногокругозора личности вподростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономическогоцикла; способности к личному самоопределению и самореализации;
— воспитание приверженности к гуманистическим идемократическим ценностям, экономического образа мышления, социальнойответственности;
Приобретениекомпетентности:
в сферегражданско-общественной деятельности, межличностных отношений — освоение на информационном ипрактическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономическойдеятельности (потребителя, работника, собственника);
в сфере познавательнойдеятельности — распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и ихвзаимосвязи;
в сфере трудовойдеятельности — раскрытие сравнительных выгод и трудностей предпринимательской деятельности иработы по найму, понимание закономерностей рынка труда, причин и формбезработицы;
в сфере массовойкоммуникации — развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точкизрения с использованием отдельных приемов.экономического анализа, критическиосмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовойинформации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение.
Реализация указанных целей иформирование названных компетентностей достигается в результате освоенияследующего содержания образования:
Ценностные ориентиры: Свобода выбора. Ответственность запоследствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд.Законопослушность в сфере экономической деятельности.
Знания: Экономическая сфера жизни общества.Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.Экономические системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель иреклама. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса.Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемыегражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенстводоходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений населения:банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью идоходностью сбережений. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организациипроизводства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа). Рынок трудаЗаработная плата и стимулирование труда. Безработица. Виды безработицы. Государственнаяполитика социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов. Экономическиефункции и цели государства. Основные виды государственных расходов. Доходыгосударства. Налоги, уплачиваемые гражданами.Способы деятельности Соотнесениедоходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещениясбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.Опыт: Опытэкономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опытрационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственникаресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономическойэффективности.
Требования к уровнюподготовки выпускников школы — ученик должен:
Знать и понимать:
— виды экономическихсистем, формы организации производства; основные источники доходов и статьирасходов семейного бюджета, возможные виды сбережений, основные налоги,уплачиваемые гражданами, формы государственной поддержки безработных ималоимущих.
Уметь (владетьспособами познавательной деятельности):
— приводить примеры:элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем всмешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различныхвидов рынков;
— описывать:экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональноеповедение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека,размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль конкуренции,деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формызаработной платы и стимулирования труда;
— объяснять;происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудностипредпринимательской деятельности, а также работы по найму.
— Применять полученныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— вычислять на условныхпримерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовой и чистойприбыли, индивидуальный подоходный налог, величину страхового взноса.
3.2 Конспект урока экономики сприменением педагогических технологий
Тема урока «Основные институты и принципы рыночнойэкономики. Права собственности и стимулы»
Место урока в программе «Современнаяэкономика»».
Данный урок относится ко второмуразделу программы “Современная экономика”, разработанной Международным ЦентромЭкономического и Бизнес Образования под руководством С.А. Равичева. (Вариант –68, тема 8, п. 8.3 Рыночный механизм. Рыночная экономика.). Урок содержитактивные методы обучения и может быть предложен в 10-11 классах. Урок можетбыть использован и в 8-9 классах для иллюстрации таких понятий какэкономические институты и стимулы. (Раздел 1 программы “Современная экономика”,тема 2.). В разработке урока использованы идеи Национального Совета поЭкономическому Образованию США, которые были опубликованы в “Economics and theEnvironment”, 1996, а так же разработки Международного Центра Экономического иБизнес Образования, г. Москва.
Введение: Рыночная экономика охватываетследующие институты и принципы: 1) частную собственность, 2) свободупредпринимательства и выбора, 3) личный интерес как главный мотив поведения, 4)конкуренцию, 5) рыночную систему ценообразования, 6) ограниченную рольправительства.
Вслучае если эти принципы выполняются, обеспечивается максимальная эффективностьиспользования ресурсов. Однако, далеко не всегда права собственности четкоопределены, рынки высоко конкурентные, а кривые спроса и предложения отражаютценность продукта в глазах общества и затраты на производство данного продуктадля общества.
Кчему приведет отход от важнейшего принципа рыночной экономики – четкоопределенных прав собственности? Как это повлияет на стимулы? Как это отразитсяна эффективности использования ресурсов?Концепции
Рыночнаяэкономика
· Экономическиеинституты и стимулы
· Частнаясобственность
· Конкуренция
· Эффективностьиспользования ресурсов Цели
· Повторитьосновные принципы рыночной экономики.
· Описатьхарактеристики четко определенных прав собственности.
· Проанализироватьвлияние четко определенных прав собственности и высокой степени конкуренции наэффективность использования ресурсов.Описание урока
Школьникиизучают условия, необходимые для эффективного распределения ресурсов в рыночнойэкономике и принимают участие в моделировании ситуации с использованиемприродных ресурсов в условиях, когда права собственности не определены. Впроцессе обсуждения проигранной ситуации внимание акцентируется нафункционировании важнейшего института рыночной экономики – частнойсобственности.
Требуемоевремя — Два урока.
Материалы.По одному экземпляруупражнения 1 для группы из 3-4 учащихся; 50 скрепок; чуть больше 50 конфет;рулон непрозрачной липкой ленты.
Свободное пространство(участок пола размером 2 х 2 метра).
Процедура проведенияурока.
Напомните учащимсяосновные принципы рыночной экономики. Попросите прокомментировать, что означаеткаждый из принципов. Разбейте учащихся на группы по 3-4 человека. Раздайте поодному экземпляру упражнения 1 на каждую группу учащихся. Задание для группы:прочесть текст упражнения, изучить характеристики четко определенных правсобственности и совершенной конкуренции. Привести примеры ситуаций, когда невыполняется одно или несколько условий, приведенных в упражнении. Дайтеучащимся 10-15 минут на прочтение упражнения и обсуждение примеров. Выслушайтепредставителей каждой группы. Объясните учащимся, что они будут приниматьучастие в моделирующем упражнении, которое наглядно показывает, как правасобственности оказывают влияние на стимулы и определяют поведение экономическихсубъектов. Попросите выйти 9 добровольцев для выполнения выгодной работы.Добровольцам необходимо подойти к свободному пространству и образовать круг.Этот круг должен быть не менее 2-х метров в диаметре. Остальные учащиеся будутнаблюдать за происходящим. Объясните участникам упражнения, что пространство внутрикруга – это земля, богатая природными ресурсами. Возьмите 50 скрепок иразбросайте их внутри круга. Скрепки будут олицетворять природные ресурсы. Необязательно распределять скрепки равномерно. Скажите участникам упражнения, чтоземля находится в общественной собственности. Задача игроков – добыватьприродные ресурсы. Игра будет проходить в 2 периода, каждый период будетдлиться 1 минуту. За каждый ресурс, добытый в 1-м периоде, игрок получит 1конфету, за каждый ресурс, добытый во втором периоде игрок получит 2 конфеты.Подчеркните, что во втором периоде можно будет добыть лишь те ресурсы, которыене были добыты в 1-м периоде. Объясните, что нельзя скрывать найденные ресурсы.Их необходимо будет предъявить именно в том периоде, в котором они будут найдены.Спросите, всем ли понятны условия. Начните 1-й период. Хотя участники могутсначала попытаться договориться не добывать все ресурсы в первом периоде,вскоре кто-нибудь начнет собирать скрепки так быстро, что к нему присоединятсявсе остальные участники. В результате все ресурсы будут добыты в первомпериоде! Заплатите учащимся по одной конфете за каждую добытую скрепку.Скажите, что теперь условия игры будут немного изменены. Земля будетприватизирована, и каждый участник получит участок земли в частнуюсобственность. При помощи непрозрачной липкой ленты (или просто мела) разделитеучасток пола на 9 квадратиков. Снова разбросайте 50 скрепок, причем, необязательно равномерно. Выделите каждому участнику участок земли. Скажитеучастникам, что вы повторите игру и снова заплатите по 1 конфете за скрепку впервом периоде и по 2 конфеты за скрепку во втором периоде. Но на этот разучащиеся могут добывать ресурсы только на своем участке земли. Объясните, чтовы будете следить за тем, чтобы никто не смог нарушить права собственника.Начните первый период. Скорее всего, теперь ни одной скрепки не будет поднято.Поблагодарите учеников за участие и скажите, что на этом моделирующееупражнение закончено, так как его результаты всем ясны и понятны. Попроситеучащихся вернуться на свои места. Перейдите к обсуждению упражнения. Задайтевопрос: если целью общества является получение максимальной выгоды отиспользования единицы ресурсов, то в каком периоде следует добывать ресурсы?(Во втором, т.к. ценность каждой единицы ресурса для общества в два раза выше.)Почему в первой игре все ресурсы были добыты в первом раунде? (В противномслучае ученики рисковали остаться вообще без ресурсов, т.к. они были бы добытыдругими игроками.) Какое условие четко определенных прав собственности изприведенных в упражнении 1, было нарушено в первой игре? (Универсальность.) Чтоизменилось во второй игре? (На скрепки распространялось право собственности.)Как в результате введения частной собственности на ресурсы изменились стимулыдля игроков? (Они смогли контролировать добычу своих ресурсов, стараясьполучить наибольшую выгоду от их использования.). Проведите аналогию междуигрой и ситуацией с исчезающими видами животных и растений, например, ситуацияс добычей китов. Поскольку они никому не принадлежат, это приводит кнеконтролируемому истреблению поголовья китов, которое превышает их способностик воспроизводству. Таким образом, и в данном примере можно проследить связьнеэффективного использования ресурсов с отсутствием четко определенных правсобственности. Какие еще ресурсы в этом смысле похожи на китов? (Возможныеответы могут включать воздух, леса, водоемы, пригородные зоны отдыха, залежинефти, и т.п.) Как будут использоваться эти ресурсы при отсутствии какого-либовмешательства извне? (Они могут использоваться в излишних количествах или бытьиспользованы слишком быстро с точки зрения эффективности распределения.)
Упражнение 1.
Большинствовзаимодействий в обществе направляется и координируется определеннымиправилами, которые известны их участникам. Права собственности образуютобширную и важную часть правил, регулирующих экономические отношения.Разграничивая, что кому принадлежит, права собственности, в конечном счете,точно определяют, какой выбор совершат индивидуумы, преследуя свои интересы.Право собственности на любой объект предполагает владение, распоряжение ииспользование собственником объекта по своему усмотрению. Например, выявляетесь собственником жилого помещения. Ваше право владения должно бытьподтверждено документом, имеющим юридическую силу. Вы в праве проживать в этомпомещении, сдавать его в аренду, получая от этого доход или использовать своюсобственность иным, не запрещенным законом способом. Вы можете распорядитьсяэтим жилым помещением так, как сочтете нужным, например, вы можете продать его,подарить, заложить или передать по наследству. Однако не всегда юридическиеправа собственности совпадают с реальными правами.Дополнительные упражнения
Попросите учащихся дома поразмышлять о том, что такое стимули написать короткое эссе, в котором необходимо дать свое определение стимулов,привести примеры положительных и отрицательных стимулов, а так же ответить навопрос “Что является стимулом для моей учебы?”.
Заключение
На современном этапеэффективность образовательного процесса в значительной мере определяетсяадекватным выбором и профессиональной реализацией технологий обучения.
Выбор той или иной технологии обучения диктуется целым рядом соображений,которые не могут быть одинаковыми в разных учебных заведениях и в использованииразными учителями в разных учебных условиях. Проектирование и выбор технологийопределяется следующими факторами: содержанием учебной дисциплины, средствамиобучения, оснащенность учебного процесса, составом обучающихся и уровнемпрофессионально-педагогической культуры учителей.
Разработка и внедрение вучебный процесс современных технологий обучения предполагает профессиональнуюпереподготовку самих учителей и решение трех основных задач:
- формированиенового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организацииучебно-воспитательного процесса;
- формированиенового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления,помогающего нарисовать картину учебно-воспитательного процесса в динамике егопеременных;
- формированиенового диалогического стиля коммуникативной и интеллектуальной деятельности,новых способов межличностных взаимодействий, направленных на совместноепостроение проектов и программ, которые обеспечат функционирование ивзаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательного процесса.
Чем дальше продвигаетсяобщество по пути демократизации, тем больше изменений происходит в отношенияхмежду людьми, следовательно и в отношениях «учитель – ученик». Это означает всвою очередь, что необходимы изменения в методах обучения и воспитания, вспособах управления образовательным процессом. По мере демократическогоразвития общества должны происходить изменения и в технологиях обучения.Поэтому в образовании демократического общества кроме содержания образованияведущую роль также играют технологии обучения, имеющие своей целью:
- актуализациюсодержания и методов обучения за счет активного использования в учебномпроцессе результатов и технологий творческого поиска, повышения на этой основеэффективности самостоятельной творческой работы учащихся;
- внедрение вучебный процесс современных интеллектуальных технологий, предусматривающихформирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукт;
- созданиекомфортной психологической среды обучения, обеспечивающей академические свободыучителю и ученику в выборе форм и методов обучения, создание условийстимулирования интенсивной работы учащихся;
- развитие новыхинформационных технологий образования и дистанционной формы обучения, благодарякоторым у учащихся появляется возможность широкого общения со сверстниками издругих школ разных регионов нашей страны и всего мира.
Образование как одна изотраслей хозяйства страны входит в рынок, живет по его законам. Школа –первичное звено системы образования, поэтому в новых условиях основная задачапедагогов – используя весь богатейший опыт, накопленный педагогической наукой,давать ученикам определенную сумму знаний не только по той или инойспециальности, но и знаний по экономике, умений их использовать на практике,мыслить экономическими категориями и соответствующим образом вести себя вжизни, в трудовой деятельности.
Списокиспользуемой литературы
1. Равичев С.А., Григорьев С.Э.,Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. -М.,:Наталис, 1998. – 56 с.
2. Хейне Пол Экономический образмышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. -М.: Изд-во “Дело” приучастии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.
3. Сборник задач по экономическойтеории: микро и макроэкономике Киров: Кировская областная типография, 1994.-182с.
4. Материалы семинара “Training of Trainers” 1997-1998 гг., Copyright 1996 – National Council on EconomicEducation, New York, NY.
5. Симоненко В.Д., Фомин Н.В.Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск 2001г.
6. Границкая А.С. Научить думать идействовать. – М., 1991
7. Кларин М.В. Педагогическаятехнология в учебном процессе. – М., 1999
8. Махмутов М.И. Организацияпроблемного обучения в школе. – М., 1987
9. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкастого– М… 1995 – Гл. 6 – С.116-171
10. Актуальные проблемы педагогики.Курс лекций/ под ред. А.Н. Прядехо Брянск: издательство БГПУ, 1998.