Реферат по предмету "Педагогика"


Экологическое образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ им. С. Жаксыгулова

Экологическоеобразование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШим. С. Жаксыгулова
Ухудшениесостояния окружающей среды, деградация природных систем жизнеобеспечения,медленные ответные шаги общества привели к реальной опасности экологическогобедствия в мире, Казахстане, в отдельных регионах. Именно поэтому задачаэкологического образования лежит в основе деятельности многих общественныхорганизаций и государственных учреждений. По идее, эту задачу решают и все ТМОучителей школьного коллектива в той или иной мере. Представляя свое сообщение врамках предложенной темы, я остановлюсь только на том, как она реализуетсяучителями-предметниками естественно-научного цикла, где в каждом разделе итеме, в каждой возрастной группе вопросы охраны окружающей среды и еекомпонентов представлены, как составная и необходимая часть общего курса.Поставленная во главу угла работа по экологическому обучению и воспитаниюпозволила, наряду с традиционными формами на уроках, заинтересовать школьниковнашими курсами, сделать их не просто созерцателями, а через свое участие впрактических делах изучить природу и свое место в ней. Первое, с чего мы началидостаточно давно — с определения структуры и перспектив этой работы. Быларазработана «Модель экологического обучения и воспитания в школе», котораясегодня реализуется полностью. Мы посчитали, что имеющиеся ступени обучения(начальные, средние, старшие классы) должны иметь свое «кредо», свое, с учетомвозраста, знаний, интересов, возможностей. Уже на раннем этапе становления этойработы мы думали о интегрировании естественно-научных курсов с другимиобщеобразовательными дисциплинами. Педагоги за счет резервного времени, черезвнеклассные формы ввели в программы темы по охране природы, основам экологии.Стартовые возможности школы, уровень квалификации педагогов позволили создатьадаптированные к нашим условиям и намеченным задачам учебные программыспецкурсов, факультативных занятий и кружков. Корректировка учебных планов ипрограмм, появление авторских программ по биологии, краеведению, географии,экологии, разработанных учителями школы, программ факультативных занятий и кружковпо основным направлениям деятельности разновозрастного школьного клуба « Экос»– все это легло в основу образовательного уровня « Модели экологического всеобуча».Воспитывающий уровень «Модели» реализуется через подготовленные программы поосновам экологического воспитания для школьников трех ступеней обучения попринципу имеющихся программ по ГО и ПДД, из расчета от 7 до 12 час в год. Этипрограммы носят прежде всего рекомендательный характер для оказанияметодической помощи классным руководителям при планировании экологическогонаправления воспитательной деятельности в классах. Но, включающие в себяосновные разделы, учитывающие преемственность, системность экологическогообучения и воспитания в школе, они оказались востребованными. Так, для начальныхклассов рекомендован блок вопросов по теме: « Познаем мир — познаем себя!» (7час), для среднего звена (5-8 кл). — « От экологической теории — к экологииличности», для IХ-ХI кл – « Человек-часть и вершина природы» — до 12 часв год. Мы отметили, что реализация задач по экологическому воспитанию вусловиях кризиса духовности в обществе, утраты традиций в семьях, отсутствиячетких морально-этических представлений среди молодежи, даст положительныйрезультат в нравственном, патриотическом, трудовом и другим разделамвоспитательной деятельности классных руководителей. Все это отражено в «Основныхпринципах планирования воспитательной работы в школе» по вопросамэкологического всеобуча, которые предполагают участие школьников в туриадах,научно-практических конференциях, слетах, экспедициях различного уровня,олимпиадах.
Следуетсказать, что экологический мониторинг окружающей среды может носить глобальный,региональный и локальный уровень. Если первые два носят скорее теоретический ив меньшей степени развивающий характер, то локальный биоэкологический илисангигиенический мониторинги отражают реальное состояние среды, в которой живетшкольник. Разработка таких тем, как « Экологический паспорт школы и села», «Регрессияпочв поймы р. Деркул», «Экологическое состояние фруктового сада села Каменка» идругие, наблюдения, оценка и прогноз состояния природных объектов и ихкомпонентов в связи с хозяйственной деятельностью формируют у школьников соответствующеемировоззрение, активную жизненную позицию в природоохранной деятельности.Экологическое сознание становится регулятором всей деятельности и поведенияучащегося, которые влияет на переоценку прежних представлений и взглядов.
Одним изважных направлений в этом мы видим в организации осенних и весенних туриад, раскрывающихочень широкий спектр воспитательной работы. К сожалению, тенденция такова, чтов школах в последние годы экскурсии, походы выходного дня стали проводитьсяэпизодически; поэтому назрела необходимость выделения одного дня для туриады врамках «Дня школы», где участвуют все педагоги. Логическим завершением этойчасти работы является участие команды туристов и экологов в районномтуристко-экологическом слете, где школьники регулярно занимают призовые места.В этом году, как и в течение многих лет, учащиеся школы, постоянно занимающиесяэкологической работой, выезжали для участия в областном слете юныхнатуралистов, где выступили с докладами в различных секциях и получили званиелауреатов за актуальность представленных работ. С открытием в районе экологическойстанции школьников начата работа по крупномасштабной экологической деятельностипедагогов и школьников с явно выраженным научно-исследовательскими содержанием.ЭСШ планирует и приводит локальные экологические экспедиции по различнымнаправлениям исследовательской работы в рамках районной (региональной)экспедиции «Аймак-Край», различные семинары, круглые столы по обмену опытом.Участие школьников в районной научно-исследовательской экспедиции «Гора БольшаяИчка – памятник природы», показал высокую подготовленность учащихся школы ввопросах экологического мониторинга природных и хозяйственных объектов. Ядолжен подчеркнуть, что все это результат не только труда учителейестественно-научного цикла, это результат всего педагогического коллектива,реализующего концепцию экологического всеобуча.
Понимая,что работа со школьниками носит многоплановый характер по устранению пробелов взнаниях, по формированию устойчивого интереса к предмету, профессии, поориентации школьников на научно-поисковый характер труда для гармоничногоразвития личности, в школе практикуются научно-практические конференции,семинары, сообщения по теме перед аудиторией. Формы их проведения самые разные,но цель одна – создание традиций, активизация исследовательской ипознавательной деятельности творчески работающих педагогов, формированиеустойчивого интереса к предметам естественно-научного и других циклов уодаренных и потенциально-перспективных школьников. Обобщая работу ТМО в этомнаправлении, в школе идет подготовка к организации экспериментальной площадкипо теме: «Социализация личности средствами экологической работы» –разрабатывается методическое обеспечение, проводятся консультации и семинары сучителями-предметниками и воспитателями. На сегодняшний день освещенность этоговопроса в литературе крайне низка — отсутствуют научно-методическиерекомендации по организации подобного эксперимента. Однако, четкое видениецелей и задач эксперимента, его структурной составляющей, ожидаемых результатов– все это позволило выбрать именно такое направление эксперимента в школе.
Мыпрекрасно понимаем, что постоянный интерес к предмету пробуждается только всистемной работе. Из курса педагогики все помнят, что цепочка: любознательность- интерес- талант должна иметь побудительный характер; этой силой прежде всегоявляются личность учителя, классное окружение, личная установка на достижениевысоких результатов. В условиях школы вообще, а сельской школы в частности,стоит задача не столько в получении новых знаний по экологии, хотя это не исключается,сколько в систематизации имеющихся. Ведь именно сельские школьники ближе природе,реально и в повседневной жизни оценивают положительные элементы экологическибезопасной среды. По характеру решения эта задача методологическая. Различныесеминары учителей-предметников, классных руководителей по вопросамприродоохранной деятельности, проводимых на базе нашей школы, ЭСШ, ТМО, ИПК иППК в значительной степени способствуют обмену опытом в этом вопросе.
Школьная«Модель экологического обучения и воспитания» создавалась и реализовывалась вконце ХХ века, когда страна и отдельные регионы ориентировали свою экономику набезудержное использование природных ресурсов, что ведет к уничтожению основжизнеобеспечения. Сегодня назрела необходимость создать устойчивыеэкологические системы с долговременным природопользованием. Это требует, в своюочередь, смены экологической парадигмы на рубеже ХХ и ХХIвеков: от концепции охраны природы, господствующей на протяжении последнихдесятилетий, к концепции безопасности и риск-концепции, направленных наразработку системы экологической безопасности и защиту населения на базеприемлемого риска. Поэтому, наряду с основными, традиционными формамиэкологического обучения и воспитания, введение спецкурсов по валеологии, ОБЖ,ГО, ПДД, НВП, ШЭД и других реализуют и эту концепцию.
Люди ужестолкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, иобеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. На этом фонеюношеский возраст выступает как период принятия ответственных решений,определяющих профессию, место в жизни и в обществе, смысла жизни, становлениясамосознания и устойчивого образа своей личности. Сегодня выпускать в жизньмолодое поколение опасно без основ экологической культуры. Опасно не только дляокружающих, но и для самих молодых людей, особенно если их интересы ограничены,не выходят за рамки жесткого бизнеса. Поэтому, экологическая наука сегодня –это всеохватывающее глобальное явление, рассматривающее не толькоузкопредметные вопросы, но и вопросы всех видов внутриобщественных конфликтов икатастроф.
В ходеработы школы по экологическому обучению и воспитанию, являющейся долгое времяопорной в районе сложился очень плотный календарь проводимых мероприятий,поэтому возникает необходимость от дифференциации науки экология прейти к ееинтеграции с общеобразовательными дисциплинами. В современных условиях речьидет не просто о экологическом ликбезе, а о экологическом образовании,воспитании и развитии. Проникновение знаний по экологии в повседневную жизньстановится важной вехой исторического и социального развития цивилизации. Ещеакадемик В.И. Вернадский указывал, что в будущем произойдет объединение научныхдисциплин вокруг важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Такойпроблемой ныне стала задача сохранения глобальных экологических свойствокружающей среды.
В курсеизучения основ туризма и экологии (общей и социальной) органически объединяютсяпонятия и знания, полученные школьниками из других учебных дисциплин. Скажу,что идет демонстрация междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию черезпризму экологического образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ending Slavery In The US Essay Research
Реферат Asmosis (токсоплазмоз), Rubella (краснуха), Cytomegalovirus (цитомегаловирусная инфекция) и Herpes simplex virus (инфекция, вызываемая вирусом простого герпеса)
Реферат Old Man And The Sea And Santiago
Реферат Orange Essay Research Paper Agent Orange We
Реферат Mt St Hellons Essay Research Paper Mount
Реферат Дух
Реферат Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической
Реферат Хозяйственные товарищества
Реферат Макроекономічні аспекти системної перебудови банківської системи
Реферат Конгресс США и его роль в управлении государством
Реферат Adrienne Rich Comparing And Contrasting Poems Essay
Реферат Автоматизированная информационная система документооборота Административной комиссии при администрации города Белгорода
Реферат Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования
Реферат Делопроизводство коллегий
Реферат Земельный контроль