Реферат по предмету "Психология"


Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической

--PAGE_BREAK--2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:

-противоречия   между большим объемом учебной и научной ин­формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

-между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

-между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­том   личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо­димы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру­гие вопросы.

Студенческий возраст является также заключительным этапом по­ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не­приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числепричин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

-резко отличающиеся от школьных методы  и  организация  обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­нии учебным материалом;

-отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,  а стало быть, и группового контакта,   что характерно для  всякого  форми­рующегося коллектива;

-ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, «вузовского»;

-сопутствующие поступлению в вуз новые заботы,  которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета,    планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, — само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но­вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно­стями процесса адаптации.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест­вление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую пред­стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу­чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная основа его деятельности.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич­ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из­менение направленности потребностей.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла­дываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, фор­мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб­ной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво­дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан­ные опроса студентов г первокурсников, характеризующие основные при­чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче­ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя­тельную работу — 31% опрошенных студентов; изменение системы кон­троля за успеваемостью — 23,8%; изменение опросной системы — 16,4%; необходимость конспектировать лекции — 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий — 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объ­ективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к но­вым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуа­ции, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп­ределенности.

Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно­временно и принимают хронический характер.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме­на работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз­ка на ЦНС и на ее высший отдел — кору головного мозга проявляется пре­имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также воз­можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля­ется субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од­ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек­тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
            Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.


4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов
Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психо­логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические — состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе­мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично­сти ритмических процессов в организме
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных — внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2.)



Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности


Рис.3. Изменение работоспособности человека в течении суток


Рис.3. Распределение работоспособности утренних (
I
) и вечерних (
II
) типов



Рис.4. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние («жа­воронки») и вечерние («совы») типы (рис.3.)

Студенты — «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты — «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту­дентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот­ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.


4.2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов в процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный деньстуденты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период — период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) — вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя.Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда — четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва» (рис.5).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.

Учебный семестр и учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (рис. 6.)


    продолжение
--PAGE_BREAK--4.3. Работоспособность студентов в период экзаменацион­ной сессии
Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеоб­разным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной дея­тельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учеб­ного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изме­нения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возни­кают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установ­лено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ­ную напряженность, 63,4% — плохо спали накануне.

В период экзаменов под влиянием напряженной умственной дея­тельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятель­ности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоцио­нальной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работо­способности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс экзамена характеризуется также значительными пси­хоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму сту­дентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.
Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоро­вья для успешного учебного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ.


5. Здоровье и работоспособность студентов
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье че­ловека напрямую связано с его  работоспособностью   и   утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в буду­щем производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физиче­ским нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным ин­теллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компо­нентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физиче­ским нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом в стимуляции долговременной и опе­ративной памяти, логического и эвристического мышления, объема и пе­реключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экза­менационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушения режимов труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной то­низацией посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей фи­зической тренированности, общему физическому утомлению, вплоть до состояния некомпенсированного переутомления и даже астенизации орга­низма.

В настоящее время существуют два кардинально различных кон­цептуальных подхода к оценке состояния здоровья студенческого контин­гента: первый — все студенты практически здоровы и во время учебы в вузе могут и должны выдерживать требуемую умственную и физическую на­грузку; второй — все ослаблены, больны и нуждаются в срочных рекреаци­онных мероприятиях, при этом физической культуре отводится в основном лишь лечебно-корригирующая роль. Видимо, более правильным будет нечто среднее между первым и вторым. Учитывая низкий, по современ­ной оценке, уровень функционального состояния студентов (23% студентов МГСУ имеют низкий и 67% — очень низкий уровни функционального со­стояния), за годы обучения в вузе необходимо средствами физической культуры помочь каждому студенту получить достаточный объем ДА и вооружить их комплексом практических знаний, навыков и умений по поддержанию своего организма в работоспособном состоянии.

Нельзя сказать, что попытки решить проблемы сохранения здоро­вья студенчества и оценить влияние физического состояния на учебу в вузе возникли только сейчас. Эти вопросы являются предметом дискуссий, многочисленных публикаций, обсуждаются на конференциях, отражены в документах, регламентирующих физкультурно-оздоровительную деятель­ность.

Однако, усилиями одних лишь кафедр физического воспитания их не решить, требуется комплекс мероприятий по всем направлениям: от реорганизации учебного процесса в вузе до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государст­ва.

Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резерв­ных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективно­сти обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при пси­хических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности снижа­ется у 70% людей. В МГСУ у 15,2% студентов 1-го и 2-го курсов отме­чены различные нервные заболевания. И это без учета неврозов, перешед­ших в хроническую форму.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и дру­гие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Так, по данным МГУ им. М.В.Ломоносова среди студенческой молодежи сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте, а нервные — на втором и обуславливают до 74% причин академиче­ских отпусков. Эти результаты согласуются с показателями МГСУ и дру­гих вузов, публикующих данную статистику.

Как показали физиолого-гигиенические исследования, постоянная учеба в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает у боль­ных, по сравнению со здоровыми людьми, более значительную дестаби­лизацию функций нервной и сердечно-сосудистой систем, т.е. учебная нагрузка для больных лиц на 1-2 балла (по 5- балльной системе) напря­женнее, чем для здоровых.

Значительно ухудшают показатели работоспособности, особенно больных лиц, различные конфликты, неблагоприятные микросоциальные отношения в коллективе и быту, а также другие негативные нервно-эмоциональные воздействия.

Работоспособность в большой степени корреляционно связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых за­болеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеванийопорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздей­ствия учебной деятельности, а в дальнейшем — фактора «сидячих» профес­сий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного харак­тера. Видимо, адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пони­женную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, долж­на основываться на двух принципах:

1. Использование имеющихся ресурсов работоспособности   (про­фессиональная ориентация и профессиональный отбор, нормирование тру­да).

2. Изыскание      путей     ее      повышения     (оздоровительно-профилактические мероприятия).

Таким образом, учеба и будущая профессиональная деятельность, связанные со значительным нервно-эмоциональным напряжением, многим больным противопоказаны. Такие люди нуждаются в сокращении учебных и производственных нагрузок и определенных режимах труда и отдыха.


    продолжение
--PAGE_BREAK--5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
В настоящее время единой классификации профессиональных за­болеваний  от  профессионального  (учеба  как умственный труд) перена­пряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяют­ся три группы заболеваний:

-заболевания периферической нервной системы;

-опорно-двигательного аппарата;

-координаторные неврозы.

Известно, что заболевания периферической нервной системы не­редко сочетаются с трофическими изменениями в мышцах и других тка­нях опорно-двигательного аппарата. Кроме того, костно-суставные и фиб­розные нарушения могут привести к компрессионным синдромам спинно­мозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.


5.1.1. Умственно-эмоциональное перенапряжение
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все больше­го числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет со­бой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на ин­теллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень час­то сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и пре­одолением затруднительных ситуаций, которые также могут способство­вать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать сле­дующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинст­ве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности чело­века; только хроническое воздействие на организм эмоционального стрес­са имеет существенное значение для возникновения нервного перенапря­жения.

Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми усло­виями действительности, возникает дисгармония между психофизиологи­ческими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить,что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается на­пряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических кон­стант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся чрезвычайно сильными, эмоционально насыщенными и принимают хрони­ческий характер.

В настоящее время физиология труда располагает множеством ре­комендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных ус­ловиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

1.    Высокий уровень физической  подготовленности  определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагру­зок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

2.    Повышение профессионального мастерства способствует    нетолько повышению работоспособности специалиста,    но и уменьшению эмоциональной    напряженности.  Например, иногда неудачи в учебе воз­никают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реали­зовать свои знания.

3.    Поддержание  ритмичности   учебной   нагрузки.   Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

4.    Выработка у людей с детского возраста   четкого   убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.

5.    Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое вос­питание, которое позволит в значительной степени предупредить вероят­ность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.

6.    Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое   значение имеет характер отдыха,   способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.
5.1.2. Сон и психическое здоровье
В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключи­тельные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального иортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксаль­ный сон, ближе к утру — парадоксальный. Именно нарушение этого чере­дования вызывает расстройство сна.

Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключи­тельно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адап­тивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстрой­ство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследст­вие этого — работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном со­стоят в следующем:

1.   Активная деятельность днем,   особенно физическая.    Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с  биологи­ческими   ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и  личностными   особенностя­ми.   Из   своего   опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.

2.   Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умст­венную деятельность необходимо чередовать с  физическим трудом  или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая  дополнительно 1… 1,5 часа.

3.   Определенный комфорт спального места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь как инфор­мационное, так и восстановительно-адаптационное значение. В последнем случае сон выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перена­пряжений. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных си­туаций и длительной напряженной умственной деятельности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов
Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

-систематическое изучение учебных предметов студентами в  се­местре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

-ритмичную и системную организацию умственного труда;

-постоянное поддержание эмоции интереса;

-совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

-организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

-отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти­ков, курения и токсикомании;

-ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

-обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от  нормы  и  своевременной  кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.


6.1.1. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограаничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц — антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--7. Вывод
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываембсть; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю­щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Список литературы
1.      Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432., с илл.
Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -448с.  www.referat.ru yandex.ru



Тольяттинский Социально-Экономический колледж
Реферат
по учебной дисциплине: Фитодизайн
на тему: «Фиалки(сенполии)».
Выполнил: студент                                                               Проверил: группы Д – 31                                                                        Стрем Е.Д. Борисовская Н.И.

Тольятти 2009.
     Содержание 1 Фиалка трехцветная в мифах и легендах 2Распространение 3Биологическое описание 4Применение 4.1Культивирование декоративных фиалок 4.2Медицинское применение 5Вредители и болезни[2] 6Виды 6.1Виды фиалок, распространённые на территории России 6.2Некоторые другие виды фиалок 7Интересные факты 8Литература




Фиа́лка(лат. Víola) — род растений семейства Фиалковые (Violaceae). Известно около пятисот (по некоторым данным — более семисот) видов, растущих преимущественно в северном полушарии — в горах и в регионах с умеренным климатом.













  
Фиалка трехцветная в мифах и легендах


Легенды о фиалке (анютины глазки)
Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов — например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По легенде о фиалке: в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды в жаркий день, рассказывает еще одна легенда, Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток — это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка — это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям — ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах.

Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера.

Фиалка — любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Ещё одно народное название Фиалки трёхцветной — Иван-да-Марья, но так называют растения и некоторых других видов — например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).
Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой.
Иван-да-Марья — народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей…
Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок.
По другой — превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.
Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.




 

Распространение


Представители рода Фиалка встречаются в большинстве регионов мира с умеренным климатом; наибольшая концентрация видов наблюдается в Северной Америке, Андах и Японии.

Многие виды являются характерными эндемичными растениями для южно-американских Анд; небольшое число видов встречается в субтропической Бразилии, в тропической и Южной Африке (в Капской области); в Австралии, Новой Зеландии, на Сандвичевых островах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Биологическое описание
Фиалки — большей частью однолетние или многолетние травянистые растения, изредка полукустарники (виды, растущие в Андах), с попеременными, простыми или перисто-рассечёнными листьями, снабжёнными прилистниками.





Диаграмма цветка

Цветки одиночные, пазушные, обоеполые, зигоморфные (открытые и закрытые), околоцветник двойной: пять свободных остающихся чашелистиков с назад обращенными придатками, пять свободных лепестков, из которых передний со шпорцем. Тычинок пять, они прижаты к пестику, нити у них короткие, передние две тычинки с мешковидным нектарником; связник расширяется над пыльниками в чешуйку. Пестик с верхней, одногнездой, многосемянной завязью, коротким столбиком и головчатым или пластинчатым рыльцем.

Плод — коробочка, вскрывающаяся створками. Семена белковые, с центральным зародышем.
Применение Культивирование декоративных фиалок
Некоторые виды фиалок — излюбленные растения цветников. Распространены многочисленные сорта растения под названием Анютины глазки. Одни из них разводятся ради пахучих цветков, такова Viola odorata(с бесчисленными садовыми разновидностями, помесями и т. п., есть разновидности с простыми и махровыми цветками, есть и ремонтантные); другие — ради ярких цветков всевозможных колеров (одноцветных, пёстрых, светлых и тёмных), формы и размера, каковы Viola tricolor, Viola altaica, Viola luteaи помеси этих и других видов.
Медицинское применение
Viola tricolorупотребляется также в медицине (лат. Herba Jacea, Herba Violae tricoloris) и в народной медицине от многих болезней: золотухи, сухотки, кашля, грыжи, зубной боли и проч.
Вредители и болезни[2]
Симптомы повреждения — объедены листья. Вредители: Клеверная совка (Mamestra trifiliiRott.), Перламутровка фиалковая (Argynnis euphrosyneL.)

Симптомы поражения — поражены листья, стебли, которые покрываются белым или сероватым паутинистым налётом; позднее на нём образуются многочисленные чёрные точки плодовых тел гриба. Болезнь — мучнистая роса, возбудители болезни: Erysiphe cichoracearum f. violarum (Died.) Jacz., Oidium violaeSacc.

Симптомы поражения — порошащие ржаво-коричневые постулы на листьях и черешках. Болезнь — ржавчина, возбудители болезни: Puccinia violae(Scum.) DC.и другие виды.

Симптомы повреждения — на листьях различного рода пятна. При сильном поражении листья засыхают. Болезнь — пятнистость. Возбудители болезни: Septoria violaeWest., Phillosticta tricolorisSacc., Ascochyta violaeSacc. et Speg., виды Ramularia, CercosporaWest.

Симптомы поражения — на листьях, черешках и завязи образуются различной величины и формы вздутия, заполненные чёрной споровой массой. Болезнь — головня, возбудители болезни: Urocystus violae(Sow.) Fisch. v. Waldh., Urocystus kmetianaMagn.

Симптомы поражения — поражаются основания стебля у всходов и рассады. В месте поражения стебель темнеет и утончается. Больные растения поникают, гибель наступает в течение 3 — 4 дней. Болезнь — чёрная ножка, возбудители болезни — Pythium debarianumHesse, Fusarium sp., Rhizoctonia aderholdii(Ruhl.) Kolosh.., Olpidium brassicaeWor.

Симптомы поражения — цветки покрываются серым пушистым налётом, в котором могут появиться мелкие черные полоски склероции. Под налётом — гниль цветков, верхней части цветоносов, семян. Болезнь — серая гниль, возбудитель: Botrytis cinereaPers.

Симптомы поражения — поражаются все надземные части растения. На листьях с верхней стороны образуются желтоватые постепенно буреющие расплывчатые пятна, на нижней стороне которых располагаются едва заметный беловатый или сероватый налёт. Стебли в местах поражения искривляются, поражённые бутоны не зацветают или дают уродливые цветки (диффузная форма). Поражённые органы преждевременно засыхают. Вспышки болезни соответствуют дождливым периодам погоды. Инфекция сохраняется на растительных остатках и в семенах поражённых растений. Болезнь — ложная мучнистая роса, возбудитель: Perenospora violaede By.

Симптомы поражения — листья желтеют, стебель у основания темнеет, размягчается. На поражённой части образуется налёт: при фитофторозе — белый паутинистый, при ризоктониозе — бурый войлочный; при склеротиниозе — белый ватообразнный. В последнем случае гниль может распространяться по стеблю вверх, внутри стебля также образуются скопления мицелия и крупные чёрные склекроции. Растения, как правило погибают. Заболеванию способствует избыток влаги в почве, повышенная кислотность почвенного раствора. Инфекция сохраняется в почве. Болезнь — гниль корней и основания стебля. Возбудители: Rhizoctonia, Sklerotinia, Fhytophtora cryptogeaPeth. et Laff.

Симптомы поражения — пёстролепестность на цветках. Листья становятся хлоротичными, концы их отмирают. Болезнь — пёстролепестность, возбудитель вирус огуречной мозаики (Cucumius mosaic virus 1). Переносчики инфекции тли: Muzus persicae, Macrosiphon solonifoliiи др.

Симптомы поражения — на листьях развиваются многочисленные некротические кольца с тёмно-зелёными центрами. Болезнь — вирус кольцевой пятнистости табака, возбудитель — вирус кольцевой пятнистости табака (Tobacco ringspot virus).

Симптомы поражения — поражены надземные части растения (листья, цветки), больные растения угнетены и отстают в развитии. Вредитель — паразит надземной части растений земляничная нематода (Aphelenchoides fragariae(Ritz.Bos.) Christ.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, больные растения угнетены и отстают в развитии, теряют декоративность. Вредитель — паразит корней растений галловая нематода (Meloidogyne spp.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, с образованием на них некрозов, больные растения угнетены, отстают в росте. Вредитель — паразит корней растений паралонгидорус большой (Paralongidirus maximus(Bütsch.) Sidd.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, вследствие их редукции. На начальных стадиях заболевания на корнях образуются жёлтые некротические пятна. Покровные ткани корней поражены нематодой и открыты для доступа патогенной грибной и бактериальной микрофлоре. С течением времени заражённые корни темнеют и отмирают. Больные растения угнетены, отстают в развитии, теряют декоративность. Вредители — пратиленхи: проникающий пратиленх (Pratylenchus penetras(Gobb.) Filip et Sch.St.), ранящая короткотелая нематода ( Pratylenchus vulnusAll. et Jens.)
    продолжение
--PAGE_BREAK--            Виды
Основная статья: Таксоны рода Фиалка


Виды фиалок, распространённые на территории России
В Европейской части России встречается около двадцати видов фиалок. Наиболее часто встречаются:
Фиалка болотная (Viola palustrisL.) — по болотам, болотистым лугам и лесам, берегам водоёмов. Фиалка Виттрока (Viola × wittrockianaGams ex Hegi) — широко культивируемый вид, садовый гибрид Viola altaicaKer Gawl.× Viola luteaHuds.× Viola tricolorL. Фиалка душистая (Viola odorataL.) — встречается редко, часто культивируется в садах, парках, на кладбищах. Фиалка опушённая (Viola hirtaL.) — в лесах, на лугах, в степи. Фиалка полевая (Viola arvensisMurr.) — сорное на полях, вдоль дорог. Фиалка собачья (Viola caninaL.) — по сухим песчаным склонам, лугам, верещатникам, в лесах, кустарниках; цветёт с апреля по июнь непахучими, одноцветными светло-синими цветками; воздушные стебли несут яйцевидно-серцевидные листья с короткими прилистниками. Фиалка топяная (Viola uliginosaBess.) — по сырым пойменным лугам и лесам, берегам рек, ручьёв. Фиалка трёхцветная (Viola tricolorL.), анютины глазки — по полям, лугам, холмам; цветки или одноцветные (жёлтые или беловатые), или двуцветные (нижний лепесток жёлтый, остальные фиолетовые), рыльце круглое. Фиалка удивительная (Viola mirabilisL.) — по дубравам, реже другим лесам, стеблей нет, светло-фиолетовые цветки пахучие. Некоторые другие виды фиалок Фиалка крючковато-изогнутая (Viola adunca) — вид, широко распространённый в Северной Америке; растения высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками. Фиалка канадская (Viola canadiensis) — вид из горных лесистых районов Северной Америки; растения с тонкими стеблями, высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками. Фиалка рогатая (Viola cornuta) — вид из горных районов Пиренеев; растения с относительно крупными цветками и длинными, до 15 см, цветоножками; у цветков сзади имеется шпора. Окраска цветков — от бледно-голубой до тёмно-фиолетовой. Интересные факты
Фиалка и узамбарская фиалка (сенполия) с точки зрения классификации достаточно далеки друг от друга: они относятся не только к разным семействам (соответственно фиалковым и геснериевым), но и к разным порядкам (в системе классификации APG II — соответственно мальпигиецветным и ясноткоцветным).
     Литература Имханицкая Н. Н.Семейство фиалковые (Violaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — С. 40—45. Ботаника. Энциклопедия «Все растения мира»: Пер. с англ. (ред. Григорьев Д. и др.) — Könemann, 2006 (русское издание). — С. 923—926. — ISBN 3-8331-1621-8.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Poem Preschool Good Or Bad Essay Research
Реферат Готический стиль в архитектуре Западной Европы
Реферат Журналистика в трудных жизненных ситуациях
Реферат Женский теннисный чемпионат Лос-Анджелеса 2009
Реферат Перспективные направления в жилищной политике в управлении городск
Реферат Правовой статус службы безопасности и ее функции по обеспечению экономической и информационной безопасности бизнеса
Реферат День милосердия в современной прозе
Реферат Роль контекста при определении полисемичности слов
Реферат Грибоедов Горе от ума
Реферат Men And Masculinity Essay Research Paper Men
Реферат Возможности судебной экспертизы запаховых следов человека в расследовании преступлений
Реферат Понятие и основные задачи бухучёта.
Реферат Природный рекреационный потенциал и рекреационное зонирование территории Рязанской области
Реферат Расчет экономической эффективности машины для формования теста
Реферат Организация учета и анализ фонда заработной платы в ООО "СЭТО СТ Плюс"