Реферат по предмету "Педагогика"


Учет индивидуальных особенностей склонностей и направленности учащихся в преподавании предметов эстетического

--PAGE_BREAK--В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учеб­никах по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребно­сти или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных устано­вок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готов­ность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, не­достаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности.Направля­ет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво до­минирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.п.
Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации;
П. М. Якобсон говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распоря­док жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон делает вывод, что следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.
 Богоявленская Д.Б. [3, С.279],  изучая творческие способности художников, одним из аспектов интеллектуальной активности выделяет направленность личности. Выводом в результате исследований в данной области стал факт, говорящий, что прослеживается тенденция: для испытуемых эвристического уровнятипична, как правило, альтруистическая направленность (70% эвристов проявили коллективистическую направленность), а для стимульно-продуктивного – личностная (80 % испытуемых этого уровня интеллектуальной активности  обнаружили личностную направленность). Автор подчеркивает, что доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности становится тормозом в познавательной деятельности и творчестве. А мотивы творчества и полезности формируют производительную (развивающую направленность).
Роберт Френкин [9, С.561], изучая мотивационные свойства психики человека, говорит о том, что исследователи давно пришли к выводу, что творчеству способствует определен­ны и стиль личностной предрасположенности. Многие попытались выявить его. Креативные люди обычно отличают­ся независимостью, нонконформиостью, пренебрегают условностями и по-своему богемны. Кроме того, у них широкий круг интересов, они более открыты новому опыту, их характеризует значительная поведенческая и когнитивная гибкость, а также большая готовность к риску. Наконец, в одном из иссле­дований было обнаружено, что они еще и более склонны к неврозу. Полученные Цукерманом подтверждения того, что люди, стремящиеся к новым ощущениям, в большей мере креативные, указывают: твор­чество помогает удовлетворить потребность в разнообразии и изменении. Оцени­вая близость поиска новизны и креативности, становится ясно, что в их основе лежат одни и те же системы.
 Таким образом, педагог учитывая в своей работе направленность ребенка, может содействовать его успеху в творческой, самовыражающей и саморазвивающей деятельности. Важно строить процесс обучения в форме сотрудничества и взаимной ответственности детей за результаты их деятельности. Для этого необходимым условием будет развитие коммуникативных умений, мотивов сотрудничества.
1.3.                     Творческие способности
Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б. [2, С.4], Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [6, С.422] и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
В искусстве, как сконцентрированном выражении творческой стороны человеческой деятельности, острее стоит и вся проблематика творчества. Именно творчество отличает художника от высококвалифицированного ремесленника [2, С.181].
Творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом становятся научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д [6, С.421].
Существуют три причины, почему люди занимаются творчеством[9, С.558]:
1.  Потребность в новой, разнообразной и сложной стимуляции. Один из спо­собов ее удовлетворить — создать или найти новое, что стимулирует наши чувства или заставляет работать интеллект (например, книги, компью­теры, фильмы). Берлайн объясняет этим творчество и стрем­ление к прекрасному.
2.  Потребность делиться своими идеями и ценностями. Переживая за судьбу детей, умирающих от голода, фотограф пробуждает в нас сочувствие, пока­зывая истощенного ребенка. Политик, желающий повлиять на взгляды лю­дей, пишет книгу, ставящую под сомнение наши представления и стимули­рующую нас к действиям.
3. Потребность в разрешении проблем. Обнаруживая у себя болезни или стал­киваясь с неудачами в бизнесе, мы ищем выход, дающий нам надежду на то, что все образуется.
Изучение особенностей детей, динамики их продвижения в личностном развитии, где показателями достижений являются личностные приобретения cстановится необходимым условием преподавания в любой образовательной области, в том числе и «Изобразительное искусство». Особую роль в данной проблеме многие авторы видят в способности ребенка к творческому подходу в своей деятельности, в умении мыслить образно, в развитости дивергентного мышления. Известный ученый-психолог Богоявленская Д.Б, изучая творческие способности в художественной среде, пришла к выводу, что творчество – это не только способность креативно мыслить (творческое мышление), и что единица анализа творчества – интеллектуальную активность. Интеллектуальная активность выражается в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективно отрицательной оценкой работы. Другими словами она объясняет: «… интеллектуальная активность – это не стимулированное извне продолжение процесса мышления». Автор предлагает три уровня интеллектуальной активности, соответствующие определенным типам творчества: стимульно-продуктивный (соответствует принятию и продуктивному решению стоящих перед человеком задач [2, С.122]. При этом в рамках уже поставленных задач люди этого типа творчества способны на смелые гипотезы и оригинальные находки); эвристический (соответствует открытию новых закономерностей эмпирическим путем. Это уровень эмпирических открытий); креативный уровень (соответствует теоретическим открытиям). Одним из условий эффективного творческого мышления, креативности автор выделяет дивергентное мышление. Необходимо отметить, что уровень творчества, как отмечает автор, напрямую не зависит от уровня интеллекта. У действительно творческих людей он, как правило чуть выше среднего, «…высокие умственные способности сами по себе еще не обеспечивают творческий уровень деятельности…И может ли высоко творческий человек быть глупым? В этих случаях есть усердие или высокие способности, или установка на необычное решение…»[3, С.11]. По этому поводу  Роберт Френкин [9, С.560] также говорит, что «Первые исследования с использованием стандартных тестов IQ выявили, что для творчества необходим определенный уровень интеллекта. Но вот выше этого уров­ня между интеллектом и креативным поведением нет никакой корреляции. В последние годы стали утверждать, что существует множе­ство видов интеллекта. Гарднер выделяет музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличиостный виды. Кроме того, он считает, что каждый из них связан со специфическим проявлением креативности, на­пример рисованием, хореографией или психологией».
Это может говорить о том, что интересы, склонности формируют способность к определенным предметным областям.
Рассматривая творческую активность в контексте деятельности, Богоявленская Д.Б. говорит о том, что престижные мотивы могут побуждать к решению уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности. Не исключено, что действие познавательных мотивов также может подкрепляться внешней мотивацией. Но престижная  мотивация становится серьезным препятствием на пути к творчеству, понимаемая как постановка новых проблем, поскольку работа мысли, преследующая только указанную цель, достигнув ее, прекращается [2, С.272].
Таким образом, можно предполагать что, у тех детей, которые любят соревновательные моменты на уроках, уровень творческих способностей может оказаться намного ниже. Здесь важно педагогу, как организатору деятельности детей на уроке, аккуратно стимулировать престижные мотивы, стараться  воспитывать и поощрять трудолюбие, усердие, желание сделать работу как можно качественнее. На мой взгляд, уместнее соревновательные и престижные мотивы использовать в теоретической части изучаемой дисциплины.
 Можно говорить о том, что в изобразительной деятельности творчество ребенка выражается в способности выходить за рамки заданного извне условия или задачи и продолжать деятельность даже по достижению положительного результата, и постановку новых, собственных целей. Это может проявляться в использовании новых форм и материалов, применении различных техник и приемов, выделение своих способов решения произведения, в постановке собственных новых целей и идей в работе.
По мнению Дебоно [9, С.572], мы можем стать креативнее:
•    научившись сопоставлять информацию или идеи;
•    научившись подавлять естественную тенденцию отвергнуть сопоставление двух вещей, потому что прошлый опыт свидетельствует об отсутствии меж­ду ними связи;
•    предоставляя себе достаточно времени.
Можно говорить о том, что творческий уровень у каждого ребенка свой и не у всех высокий. Это, конечно же, имеет место быть. Но задача любого учителя создать все условия для достижения каждым ребенком как можно более высоких результатов в учебе и личностном развитии. Поэтому актуальным становится вопрос о том, каким видит результат своей деятельности педагог, что является его целью – учить или развивать. Каков идеальный образ ученика в представлениях педагога. Видит ли он в ребенке личность способную к саморазвитию.
Проанализировав взгляды на данную проблему, считаю, что уместным будет сказать, что творческий человек, это человек, у которого есть мотив достижения и самосовершенствования, которые выражаются в деятельности согласно его склонности, направленности, интересам.

2.                      Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание спо­собности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в созда­нии прекрасного в искусстве и жизни [16, С.270]. Автор выделяет компоненты эстетического воспитания и культуры человека:
1.                 внешний — это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания;
2.                  внутреннюю — творчески преобразующую деятельность ребенка;
3.                  знания, на основе которых формируются эстетические представ­ления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кру­гозор личности;
4.                  эстетический вкус, позво­ляющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоя­щую красоту от ложной.
Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целе­устремленно воспитывать.Л.С.Выготский [5, С.21] в своем определяет эстетику как  психологию эстетического наслаждения и художественного творчества. Так же он цитирует Фолькельта: «Эстетический объект приобретает свой специфический эстетический характер лишь через восприятие, чувство и фантазию воспринимающего субъекта».
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок уча­щихся.
 
 Американский психолог Дж. Смит [14, С.201] выпустил книгу по творческому воспитанию детей, где описывает условия, способствующие творческому развитию детей:
1.                 Физические (Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними);
2.                 Социально-эмоциональные (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого);
3.                 Психологические (формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний);
4.                 Интеллектуальные (решение творческих задач).
Педагог по «Изобразительному искусству», постоянно сталкивается с проблемой как оценить работу ученика на уроке. Ведь важно учесть при оценивании и уровень художественных способностей, мотивацию, рост и развитие личности ребенка. Вот что говорит по этому поводу В.Н. Андреев[1, С.115]Проблема оценивания учителем ИЗО художественно-творческих достижений учащихся связана: с вариативностью программ, имеющих различные взгляды на изобразительную деятельность ребенка, их принципиальными подходами к художественному творчеству. Одни программы при оценивании детского рисунка исходят  из основ изобразительной грамоты, другие из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру; с походом к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт – рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству.
Автор выделяет необходимость переосмысления системы оценивания.
[1, С.116]Считаем принципиально необходимым в основе целеполагания уроков ИЗО иметь ввиду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внима­ние будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художествен­но-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием — детский рисунок, через который прочитывается уровень имею­щихся приращений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Население как объект статистического изучения
Реферат Тренк, Фридрих фон дер
Реферат Заключение под стражу как мера пресечения по новому УПК
Реферат Українська політична думка ХІХ ст
Реферат Hume On Miracles Essay Research Paper Hume
Реферат Does Microsoft Have Too Much Power Essay
Реферат страсти игорести поэта./ Ф.И.Тютчев
Реферат Характеристика предприятия его финансовой деятельности ПАО«Луганск-Авто»
Реферат Перспективы мировой империи
Реферат Теоретические основы состава, содержания и направления снижения издержек производства. Сущность и классификация издержек. Виды издержек.
Реферат Синтез похідних 3-аміно-4-оксо-3,4-дигідрохіназоліну на основі антранілоїлгідразиду та дикарбонових кислот; їх хімічні перетворення та біологічна активність
Реферат Рекламная компания на примере фирмы Интурист Саратов
Реферат Стихотворение Пастернака Гамлет
Реферат Применение кварцевого стекла в линиях связи
Реферат Социально-экономическое развитие Казахстана в 1950-1980гг