--PAGE_BREAK--Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.
в) Инструменты и материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком –хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.
Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.
г) Оборудование рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
д) Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.
Соединительный столбик.
Применяется он в филейном вязании для убавления петель.
Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.
Столбик без накида.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
Столбик с накидом.
Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).
Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.
3. Практическая работа.
Вязание основных видов петель:
· цепочка воздушных петель;
· столбик без накида;
· столбик с накидом;
· столбик с двумя накидами;
· столбик с тремя накидами.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. Как нужно держать крючок?
2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
3. Что означает номер крючка?
5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
6. Домашнее задание.
· Выполнить и оформить наглядное пособие “Основные виды петель”.
1.3 Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок — экскурсия; д) урок — семинар.
Приведем сценарий урока совершенствования знаний, умений и навыков в 7 классе.
Раздел программы: Рукоделие
Тема: «Вязание и фантазии современных дизайнеров» Класс: 8 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся в области вязания; оценить и закрепить знания, умения и навыки работы крючком и спицами.
Развивающая: развивать художественный вкус и познавательные способности учащихся, расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и спсобов действий.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, спицы, пряжа, карты-схемы, кроссворд.
Дидактический материал к учебному занятию: журналы по вязанию, вязаные изделия, презентация.
Место проведения: класс
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Информация с использованием презентации
Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, известный во всех странах. Но, несмотря на свой почтенный возраст (более 3 тысяч лет), это нестареющее рукоделие. И каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Для многих женщин вязание — самое любимое рукоделие.
XXI век называют веком трикотажной моды. Сейчас нет человека, у которого в гардеробе не было бы трикотажных вещей. Трикотажу подвластны все сферы одежды: зимняя и летняя, мужская и женская, нарядная и спортивная.
Почему, несмотря на промышленное производство одежды, интерес к ручному вязанию не угасает? Какие факты говорят об этом? (Ответы учащихся)
Всем женщинам хочется носить модные, эксклюзивные вещи. Магазинный ширпотреб, одни и те же цвета, фасоны никогда не устроят женщину, желающую подчеркнуть свою индивидуальность. Но выход из положения есть! Это – вязание. Трикотажные вещи ручной работы самобытны и не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу. Поэтому ручной трикотаж можно встретить повсюду: шарфы, шапочки, шали, жакеты и т.д. Вязаная одежда всегда была и останется самой красивой и стильной, тем более, что сегодня разработано уже столько способов вязки и столько интересных моделей одежды! Дизайнеры всегда говорят, что вязаная одежда – самая модная! Ручное вязание- это фаворит моды. Сегодня вязать стало МОДНО. А то, что интерес к ручному вязанию по-прежнему велик, говорит множество прекрасно изданных книг и журналов.
Вязание уже многие тысячелетия дарит людям возможность выразить себя в искусстве, сотворив красивую вещь для создания неповторимого интерьера, для подарка любимым и близким людям. Это может быть коврик, панно, покрывало, салфетка и многое другое. Вещи ручной работы хранят тепло человеческих рук, несут положительную энергетику.
Знаете ли вы, что в мире происходит настоящая вязальная революция?! Вязанием увлечены не только женщины, но и мужчины. Вяжут не только дома, но и в в офисе, во время обеденного перерыва, и даже устраивают вязальные вечеринки. Медики утверждают, что при современном ритме жизни растет потребность в беззаботном отдыхе. А вязание — это замечательная терапия и самый простой способ снять напряжение. Множество людей по совету врачей уже научились вязать и убедились, как благотворно влияет на психику ритмичное постукивание спиц!
Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Казалось бы, какие новые технологические приемы можно придумать в древнейшем искусстве — искусстве вязания? Но, как всякое творчество – вязание не может стоять на месте и порой делает неожиданные повороты. Современные дизайнеры всерьез увлеклись «гигантским вязанием». Они вяжут не только одежду, но и мебель! Дизайнеру из Германии Sebastian Schonheitтакими огромными спицами орудовать не очень уж-то легко. Однако, этот ковер он связал вручную!
Голландский дизайнер Кристен Майндертсма пользуется огромными вязальными спицами и очень толстой пряжей. Коллекция вязанной мебели всегда производит настоящий фурор.
«Вязаный крючком стул» или лампа, вязанная крючком выглядят просто сногсшибательно! Таких идей не просто мало, а очень мало. Мебель делают преимущественно из пластика, дерева, металла, но никак не подобным способом.
Современные дизайнеры придумали «вязаное освещение» и вязаные часы. Вы когда-нибудь видели вязаные часы? Мягкие линии этих часов не нарушат гармонии самой воздушной, нежной и светлой комнаты. Вязаный «чехол» можно снимать для стирки.
Вязание – это красиво!
Вязание – это стильно!
Вязание – это современно!
Вязание – это оригинально, необычно, уютно!
Вязание – это модно! Надеюсь, что этот вид рукоделия вдохновит вас на создание красивых, стильных, оригинальных изделий! Я убеждена, что техникой вязания должна владеть каждая хорошая хозяйка!
2. Фронтальный опрос
1. Какие виды вязания вы знаете? (Вязание крючком и спицами, вязание на вилке, вязание длинным крючком, вязание на машине.)
2. От чего зависит качество вязаных изделий? (Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. В зависимости от узора и толщины нити для вязания подбирают соответствующий крючок или спицы.)
3. Какие виды пряжи вам известны? (Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания крючком и на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, мохер, ангору, кашемир, альпак, синтетические и другие нити.)
4. Как правильно ухаживать за вязаными изделиями? (Вязаные изделия рекомендуется стирать вручную и сушить в разложенном виде.)
5. Чем проще научиться вязать спицами или крючком? (Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».)
продолжение
--PAGE_BREAK--6. Что означает цифра, стоящая на крючке (спице)? (Толщина крючка (спицы) обозначается номером, который соответствует диаметру в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок или спица. Номер крючка (спицы) должен соответствовать толщине пряжи!)
7. Как определить номер спиц, необходимых для вязания данной пряжи? (Диаметр спицы почти в два раза превышать толщину спицы.)
Разгадывание кроссворда «Ручное вязание».
Сообщения учащихся.
Темы: «Как выбрать пряжу для вязания», «Орнамент на трикотаже», «Гимнастика для вязальщиц».
3. Практическая работа
Самостоятельная работа учащихся с использованием инструкционной карты. Раздаточный материал на каждой парте. У каждой ученицы индивидуальное упражнение.
4. Заключительная часть
Подведение итогов, оценка проделанной работы.
Анализ допущенных ошибок.
Уборка рабочих мест.
1.4 Урок обобщения и систематизации
Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение.для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.
Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.
Приведем сценарий урока обобщения и систематизации в 7 классе.
Раздел программы: Рукоделие
Тема: Урок — посиделка Класс: 7 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания; научить окончательной отделке изделия; закреплять навыки чтения схем; применять различные способы вязания;
Развивающая: развивать навыки вязания крючком; вырабатывать усидчивость и аккуратность;
Воспитательная: воспитывать любовь к рукоделию.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: пряжа для вязания крючком, крючки.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы, журналы по вязанию, схемы.
Место проведения: класс
Оформление кабинета: Выставка работ учащихся других классов (половики, кружки, салфетки, полотенца, шали джемперы и т.д.), самовар, стол сервированный к чаю.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.Сегодня у нас заключительный урок по разделу рукоделие. Ваша задача завершить начатое изделие до конца, научиться окончательной отделке изделия.
А урок мы проведем не совсем в обычной форме. Представьте себе русскую избу – настоящие крестьянские посиделки. На них шли неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла.
— Какие виды рукоделия вы знаете? (Ответы учащихся).
А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.
Все правильно! Вот и в толковом словаре живого великорусского языка Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь “по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Так вот: для “россказней” и пригодятся ваши знания и сообщения о вязании крючком.
— Ну а я с вашего разрешения выступлю в роли хозяйки.
Доброго вам здоровья, гости дорогие! Спасибо что зашли на огонек. Располагайтесь, как кому удобно, а те кто трудится должны помнить о правилах безопасности.
Выступление ученицы — правила технике безопасности
Практическая работа: вязание изделия по схемам. В процессе работы девочки исполняют песню.
Ремесло прядения возникло в доисторические временно: остатки льняной пряжи археологи находят в раскопках свайных построек. А глагол прясть по происхождению общеславянский – это значит тянуть из кудели волокна, скручивать из них нить.
Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон, в результате прядения получается пряжа – льняная, шерстяная, бумажная. От глагола прясть образовались названия пряха, прялка.
— Можете сами сказать, что значат эти слова? (ответы учащихся)
Прялка — это приспособление для ручного прядения
Пряха — рукодельница, которая прядет. В классе девочки знакомятся с процессом прядения, который выполняет приглашенная женщина.
Игра “закончи пословицу”.
Один за всех, … (все за одного).
Один в поле — … (не воин).
Одной рукой узла … (не завяжешь).
Одна пчела немного … (меду натаскает).
На словах и так и сяк, …(а на деле никак).
На словах города берет, … (а на деле ни шагу вперед).
Не храбрись словом, … (покажи делом).
Щедр на слова, …(да скуп на деле).
Крючок для вязания можно назвать волшебным инструментом! С его помощью можно создать и одежду, и предметы. Полезные в быту, и даже произведения искусства.
Демонстрация изделий связанных изделий.
Выступление ученицы — сведения о крючке.
Анаграммы: ОЧККЮР, ВЕРУКОЖ, ТОРТЖАКИ.
Выступление ученицы — сведения о нитках.
Исполнение танца “Сударушка”.
Выступление ученицы — сведения о подборе ниток и крючков.
Песня.
Выступление ученицы — сведения об основных приёмах вязания.
Физ. минутка
Выступление ученицы — сведения о видах вязания крючком (по кругу, рядами, ажурное, филейное)
Игра “Узнай пословицу по ее концу”.
“…, все перетрут”. (Терпение и труд, …)
“…, то и пожнешь”. (Что посеешь, …)
“…, славен делами”. (Славен человек не словами, …)
“…, кто весь делу отдается”. (Мастерство тому дается, …)
“…, не знают скуки”. (Умелые руки, …)
“…, потехе — час”. (Делу – время, …)
“… — мастером будешь”. (Люби дело — …)
“… — переделывать” (Наскоро делать — …).
Уход за вязаными изделиями крючком.
— Стирка зависит от волокнистого состава пряжи.
— Сильно выжимать, выкручивать не желательно (в полотенце).
— Что бы изделие держало форму его крахмалят (1 ст. л. крахмала на 1 л. воды, заварить как кисель, добавить уксус 1ст. л.)
— Растянуть на раме, проутюжить.
— Если нужно подобрать фон, рамку.
Загадки.
На осине сижу,
сквозь клену гляжу,
березой трясу. (Прясть)
Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. (ножницы)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать. (Варежки)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез
Не забуду и про нос. (Носовой платок).
В небо дыра, в землю дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар)
Чаепитие.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славный чудо эликсир.
Вопросы для закрепления. Скрученные волокна (нить); Сырье для пряжи (волокно); Ручной инструмент для вязания (крючок); Процесс изготов-ления изделия из нитей (вязание); Что означает № крючка? (диаметр в мм.)
Итог урока. Демонстрация завершенных изделий.
О различных видах рукоделия можно узнать из книги “Русское народное прикладное искусство”.
1.5 Комбинированный урок
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название — комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Приведем сценарий комбинированного урока в 7 классе.
Раздел программы: Рукоделие
Тема: Вязание игрушки
Класс: 7 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: Ознакомить учащихся с историей игрушки, со способами ее выполнения прививать эстетический вкус; закрепить умения и навыки вязания крючком цепочек, столбиков, круга; научить изготавливать полученные вещи – игрушки из пряжи, соединять отдельные детали в целом изделие.
Развивающая: развивать сенсорные и моторные навыки.
Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, усидчивость и настойчивость в достижении цели.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: Нитки, крючки, ножницы.
Дидактический материал к учебному занятию: Коллекция игрушек, схемы, книги (по вязанию, интерьерам, рукоделию, игрушкам), журналы по вязанию игрушек, инструкционные карты, поузловая обработка игрушки, готовые работы.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие учащихся, сообщение темы урока и цели урока, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
1. Какие виды петель вы знаете? (воздушные, столбик без накида, столбик с накидом, соединительный столбик и т. д.)
2. Кто и когда изобрел вязальную машину? (в 1589 г. монах Уильям Ли)
3. Какому королю вязали чулки из паутины? (Людовику XIV)
3. Изложение нового материала.
Хорошо уметь делать все своими руками. Хорошо фантазировать, мастеря что-либо этакое – “не мышонка, не лягушку”, а свою неведомую зверюшку. Хорошо уметь вязать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел. Существует даже раздел медицины – спицетерапия, где для лечения используют работу на спицах.
Обращение к родителям
Любезные мамы и папы!
Пожертвуйте старые шляпы,
А также пальто и жакеты,
Ненужные в доме предметы,
Все то, что хранится-пылится
И вам ни на что не годится:
Перчатки, носочки, клубочки, Остаточки и лоскуточки.
Сошьем мы забавных зверушек,
Получится много игрушек:
Из майки, из байки, из ватки —
Кармашки, подушки, прихватки;
Из марли, мочалки, соломы —
Русалки, солдаты и гномы.
Вы будете нами гордиться!
Нам все-все-все пригодится!
Воспитание ребенка неразрывно связано с играми. Игрушка для ребенка — это не просто забава, а проводник во внешний мир. Об игрушках слагаются стихи, пишутся песни, снимаются фильмы.
А какие стихи вы помните об игрушках?
Мастерица
Утром рано у окна
Села наша Люба.
Кукле маленькой она
Шьет сегодня шубу.
Из сукна, на вате,
Чтоб не зябнуть Кате.
Пришивает не спеша
Рукава и ворот.
Вышла шуба хороша,
Можно ехать в город. (Г. Люшнин)
Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть. (Ю. Гарей)
Писали об игрушках такие поэты, как С. Михалков, З. Александрова, П. Образцов и многие другие.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить. (З. Александрова) И т. д.
Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки делались из дерева, в местах, богатых залежами глины, — из глины и т. д.
Мы с вами уже изготавливали в этом году игрушки, когда изучали тему: “ Уход за детьми”. Какие и из чего? (Из ткани — куклу-закрутку. Из соленого теста — игрушку по выбору. Из цветной бумаги — корзиночку. )
А сегодня мы узнаем об истории игрушки о правилах ее изготовления.
Чтение реферата по теме: История игрушки.
Воспитание детей у древних римлян не отличалось особой нежностью. Но, как всякие заботливые родители, они, конечно, старались порадовать малышей хорошей игрушкой.
Обычно игрушки дарят за хорошее поведение, а в древнем Риме существовали праздничные дни – сатурналии, в которые игрушки преподносились детям за плохое поведение — в знак прощения их шалостей и проступков. Много шалостей — много игрушек.
У маленьких жителей Древнего Египта уже имелись самые настоящие куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Делали игрушки и из слоновой кости, янтаря, серебра, мрамора. У детей из простонародья игрушки были попроще – из дерева, глины, но зато они ярко раскрашивались.
Своими сложными игрушками прославился Герон Александрийский, который жил в конце 2 – начале 1 века до нашей эры. Герон описал пожарный насос. Водяной орган. Придумал автомат для продажи “священной” воды, придумал игрушку с использованием принципа парового реактивного двигателя.
Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в XVII–XIX веках. Это были настоящие механические чудеса. Вот пушистый заяц грызет морковку и при этом двигает ушами.
Игрушки того времени часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные драгоценности, их передавали по наследству. Делали тогда кукольные дома с полной обстановкой, редкую мебель, совсем как настоящую, посуду из серебра, слоновой кости, фарфора. По одежде кукол многие знатные дамы одевались, т. к. тогда не было журналов мод, а фасоны одежды передавались с помощью кукол. Кстати, после революции 17 года многие знатные русские эмигрантки стали демонстрировать одежду на подиуме.
Много интересных механических игрушек было и в России. Они сейчас демонстрируются в Эрмитаже. Например: механические солдатики, игрушки-птички, кормившие детей.
В русских деревнях еще в начале нашего века самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Наряжали куклу в платья, украшенные тесьмой, вышивкой. Много кукле и вязали. Это приветствовалось, т. к. дети учились шить и вязать.
Кстати, В XVI веке был написан или вернее, записан, Домострой, в котором были собранны все правила жизни православных христиан. Домострой учил: “остатки и обрезки (от кройки тканей и др. предметов) ко всему пригожаются в домовитом деле: поплатить ветчаново товож портища или к новому прибавить, или какое – нибуть починить; а остаток и обрезок как выручит, а в торгу устанешь прибираючи в то лицо, в три-дорога купишь, а иногда и не приберешь”.
Сегодня мы с вами свяжем игрушку из остатков пряжи, вспомнив наказы наших предков об экономном расходовании тканей и нитей.
Материалом для различных вязаных поделок, могут послужить остатки любой пряжи:
· шерстяной
· полушерстяной
· искусственной
· синтетической
· хлопчатобумажной
· шелковой
· пряжа от старых трикотажных вещей
продолжение
--PAGE_BREAK--Даже узлы, которые получаются при связывании нитей распускаемого трикотажного полотна, не являются недостатком при вязании таких поделок: из сильно узловатой пряжи можно сделать гриву льву, уши собаке и т.д.
Перед началом роспуска старого изделия необходимо распороть его по швам. Для ускорения работы можно срезать несколько верхних рядов.
Если шерстяное изделие свалялось, то для того, чтобы его распустить, надо сначала приготовить специальный раствор: на 10 л мыльной воды 3 столовые ложки нашатырного спирта, 1 столовая ложка скипидара и 1 столовая ложка винного уксуса.
И оставить в нем свалявшееся изделие на сутки, прополоскать в воде с добавлением уксуса. Затем распустить полотно и смотать нити в клубок.
Кроме вязальной пряжи понадобятся:
· швейные нитки различных цветов
· мулине, леска
· корд разного цвета и толщины для усов
· цветная клеенка, например, старые обложки для учебников
· пуговицы
· искусственная кожа для носа
· льняное волокно и мех с длинным ворсом будет прекрасным материалом для волос
· синтепон
· иголки
· наперсток
· ножницы
· швейная машина
· плоскогубцы
· кусачки
· цветные карандаши фломастеры
Основными инструментами для работы служат: крючок диаметром 0,5… 10 мм и длиной около 140 мм.
Плотность вязки должна быть такой, чтобы не просвечивалась набивка, и в то же время крючок легко скользил по вязке. Толщина нити в два раза тоньше крючка и спиц.
Показать вязаные игрушки в журналах, книгах, рассказать, что выкройки игрушек можно найти при помощи интернета.
Для кого-то из вас искусство изготовления игрушек может стать будущей профессией и он сможет достигнуть таких вершин, как мастера из фильма, который мы сейчас просмотрим.
(Просмотреть отрывок из фильма “Куклы”).
Вам уже захотелось что-нибудь смастерить вместе со мной?
Тогда приступим.
На примере игрушки (грелки для чайничка) показать, как на одной основе, можно выполнить различных зверушек — мышку (длинный нос, тонкий хвост, круглые уши), кошку (уши треугольником, длинный пушистый хвост, овальная накладка на мордочку), собачку (уши длинные пушистые, хвост короткий пушистый, овальная накладка на мордочку).
Основная вязка игрушки — столбик без накида. Уши, хвост – вязать вытянутыми петлями или можно пришить меховые (по выбору).
Предложить инструкционные карты со схемами, по выполнению игрушки – карандашницы и игрушки – грелки на чайник (на выбор).
Рассказать, как пользоваться схемами вязания игрушек. Продемонстрировать поузловую обработку игрушек.
(Основное вязание столбиком без накида по кругу).
Как вы думаете, от чего зависит величина донышка игрушки и величина туловища?
Величина донышка игрушки зависит от величины донышка банки, которую будем обвязывать.
У игрушки – грелки величина туловища зависит от величины чайника для заварки.
Рассказать, как нужно сочетать цвета нитей при выполнении игрушки, какие самые лучшие сочетания цветов (по таблице сочетания цветов).
Предложить выполнить игрушку.
4. Практическая работа.
Выполнение вязания донышка игрушки или грелки (по выбору)
5. Текущий инструктаж.
· Оказание помощи уч-ся при выполнении вязания донышка.
· (Инструкционные карты)
· Показ трудовых приемов.
· Самоконтроль и взаимоконтроль.
· Зачитать об игрушках ежиках (статья из книги).
· Указать на красоту описания игрушки.
· Зачитать о рукоделии (статья из книги по вязанию).
6. Вопросы для закрепления.
1. Какова величина донышка игрушки и от чего она зависит?
2. Как вязать туловище?
3. Какие петли применяем при вязании?
7. Заключительная часть.
Сообщение оценки каждого учащегося (самооценка или оценка товарищем)
8. Домашнее задание.
Закончить туловище игрушки.
9. Уборка помещения.
Дидактический опыт проведения представленной выше урока на тему «Вязание игрушки» показывает, что освоение технологии вязания крючком способствует приобретению школьниками дополнительных знаний по общетехническим дисциплинам и овладению учащимися трудовыми умениями и навыками.
1.6 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. [19]
Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока?
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “… сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”. [29] В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. [24] Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть. [34]
Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями. [29]
Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.[28]
Таблица 1. Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы
Традиционный урок
Нетрадиционный урок
Концептуальная основа
Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”
Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
Содержательная часть
Цели
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами
Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
Процессуальная часть
Организация учебного процесса
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование
Методы и формы учебной деятельности школьников
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя
Рефлексивная деятельность учителя и учащихся
Таблица 2. Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы
Традиционный урок
Нетрадиционный урок
Концептуальная основа
Недостатки:
Достоинства:
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
Содержательная часть
Цели
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть
Достоинства: четкая структура урока.
Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: шаблонность, однообразие
Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.
Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения
Достоинства: сильная обратная связь
Диагностика учебного процесса
Недостатки: слабая обратная связь
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.). (таблица 3)
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3. Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии.
Принцип
Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся
Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой
Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками: теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение; внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.
Принцип сознательности и активности деятельности школьников
Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности
Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности
Принцип связи теории с практикой
Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность
Принцип добровольности участия школьников в деятельности
Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям
Принцип занимательности
Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения
Следует сказать, что НФУ применялись в виде так называемого “Метода проектов” в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А.Фрадкина: “негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании”.[31] Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: “это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей “передового класса” в среду”.[22] Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие “нетрадиционный вид уроков” (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова “Методика преподавания в школе”). [7] Стоит отметить и множество названий таких как “нестандартный урок”, “нетрадиционные технологии урока” и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин “не совсем обычный урок”. По их словам, отказ от термина “нетрадиционный урок” закономерен; “потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности”.[15] Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин “нетрадиционный урок”. В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с “нетрадиционными формами обучения”.
Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”. [29]
Глава 2. Урок как основная форма организации обучения технологии
2.1 Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире.
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую — техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме — изобретательству — важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.
Методы, помогающие решить данную проблему.
В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге «Психология изобретательства» в 1918 году включает в себя семь этапов:
1. Усмотрение потребности или трудности.
2. Анализ этой потребности или трудности.
3. Просмотр доступной информации.
4. Формулировку всех объективных решений.
5. Критический анализ этих решений.
6. Рождение новой идеи — изобретения.
7.Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.
Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.
По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.
Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.
Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.
Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.
Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).
Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).
Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.
Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль, что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно патентную информацию необходимо использовать.
И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым процитировать некоторые его высказывания. «… Имея картотеку на 500-600 примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том, что вы быстро найдёте правильный ответ… Заменяйте примеры аналогичными, но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты, производственный опыт и т.д.
Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя играет изучение патентной литературы.
Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство изобретателя».
Мы согласны с этими тезисно высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем, нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя. По-видимому, именно такая точка зрения Г.С. Альтшуллера объясняет тот факт, что в своей дальнейшей (после 1969 г.) исследовательской работе в области технического творчества он не занимался вопросами повышения эффективности изобретательского процесса путём разработки творческих технологий сбора информации о существующих технических решениях.
В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.
Структуры процесса технического творчества, положенные в основу разработанных в последнее время методов синтеза новых технических решений с использованием ЭВМ (А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, И.Ю. Петрова и др.), включают в себя в явном или неявном виде от 8 до 17 этапов (подэтапов) сбора информации. Но авторы этих схем не рассматривали вопросы творческого характера подэтапов сбора информации, их влияния на творческий процесс в целом.
Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли и месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.
2.1 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.
Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:
-подготовку и проведение урока;
-структуру урока;
-взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
-подбор и критерии оценки учебных материалов;
-методику оценки деятельности учащихся;
-анализ урока.
Возможности нетрадиционной формы урока
Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, — возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
— определение временных рамок;
— определение темы урока;
— определение типа урока;
— выбор класса;
продолжение
--PAGE_BREAK--