Реферат по предмету "Экономическая теория"


Деньги сущность и значение в хозяйственной жизни общества 2

--PAGE_BREAK--
3. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Денежно-кредитная политика
3.1. Денежный рынок: спрос и предложение денег
На денежном рынке предметом сделок является валюта разных стран. Можно выделить три подхода к формированию спроса на деньги: классический, монетаристский  и  кейнсианский.  Что  касается   предложения денег, то оно задается государством, то есть центральным банком страны или уполномоченными на то структурами. Так как деньги находятся на руках у населения или в банковской системе, то совокупное предложение денег можно описать с помощью следующей формулы:
                                                   М = С + D, где М(money) — объем денежной массы; С(cash)- величина наличных денег у населения; D (deposits)   деньги на счетах в банках. Классическая теория денег В классической теории спрос на деньги рассматривается с точки зрения количественной теории денег. Как мы выяснили на предыдущем занятии, спрос на деньги, или необходимый объем денежной массы, прямо зависит от уровня товарных цен и обратно — от скорости денежного обращения. Спрос на деньги рассчитывается с помощью уравнения Фишера или его вариапии, названной «кембриджскимуравнением».                                                                                                                 (М =k*P*Q), Где М   - объем денежной массы; к = I/ V, то есть обратная величина к скорости обращения денег Р— суммарная величина товарных цен Q— количество продаваемых товаров. Коэффициент к показывает долю номинальных денежных, или кассовых, остатков в доходе. В данном случае величина (P*Q), выражая иены на реализуемую продукцию, представляет собой как доходы, так и расходы общества. Потраченные на покупку данной продукции деньги выступают доходом для одних  хозяйствующих   субъектов   и   расходом   для   других.  Кассовые остаткипредставляют собой наличные деньги, которые хозяйствующие субъекты оставляют у себя для каждодневных расходов. Величина кассовых остатков зависит от уровня цен. Чем выше цены, тем больше понадобится наличных средств. Так что коэффициент к представляет соотношение между номинальным доходом хозяйствующего субъекта и необходимыми ему наличными деньгами, или кассовыми остатками. На цены, в свою очередь, большое влияние оказывает номинальная величина дохода. Чем выше доходы хозяйствующих субъектов, тем выше их расходы. А увеличение расходов (увеличение спроса) ведет к росту цен. Значит, изменение количества денег в обращении страны ведет к изменению цен в стране (рис.1).



Рис 1.Классическая колличественная теория денег
По вертикальной оси отложим уровень цен (Р). а по горизонтальной — объем денежной массы (М). Предложение денег представляет величину,  определяемую правительством, поэтому она имеет форму вертикальной линии (MS). Биссектриса (МD) показывает тенденцию изменения спроса на деньги, который вызывается изменением уровня товарных цен. То есть чем выше цены, тем больше требуется денег. Это объясняет ее положительный наклон. В классической количественной теории денег приняты два важных допущения. Во-первых, в экономике используются все ресурсы, и не существует такого явления как безработица (по крайней мере, длительная). Во-вторых, предложение денег задается правительством. Данная модель находится в равновесии, когда линии спроса и предложения денег имеют общую точку пересечения Еи (величина спроса на деньги равна отрезку ОЕ0 или превышает его). При понижении уровня цен, например до уровня Рь величина спроса будет равна отрезку ОЕ]. Тогда количество денег в обращении превышает необходимое количество, что ведет к появлению инфляции. Стоимость денег снижается, а цены возрастают, пока не достигнут уровня Р0. Дальнейшее увеличение цен будет сдерживаться недостатком денег для оплаты товаров. Поэтому дополнительно произведенная продукция не найдет сбыта, и цены начнут понижаться. Количественная теория денег отражает основную идею классического направления: автоматическое достижение равновесия на рынке без участия государства. Монетаристская теория денег Целью хозяйствующих субъектов является выбор таких активов, которые характеризовались бы максимальной доходностью и надежностью. Иными словами, спрос на деньги является функцией от совокупного капитального богатства хозяйствующего субъекта с поправкой на величину инфляции.                                     MD = f (rS, rB, P, W), где f— функциональная зависимость; r
S, rB — доход по акциям (s — shares или stocks) и облигациям (b — bonds);   . Р — темп изменения уровня цен в процентах (уровень инфляции); W— совокупное капитальное богатство.  Предложение денег задается правительством. В отличие от классической количественной теории монетаристская концепция ставит спрос на деньги в зависимость не только от цен и необходимых кассовых остатков, но и от всех активов хозяйствующего субъекта с учетом инфляции. Кейнсианская теория денег Кейнсианская теория оценивает спрос на деньги несколько с иных позиций. С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности, по Кейнсу, означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме. Кейнс сформулировал три мотива такого хранения денег: транзакционный, спекулятивный и мотив предосторожности. Транзакционный мотивозначает, что хозяйствующий субъект будет хранить определенную часть своих денежных средств в наличной форме для того, чтобы финансировать этими деньгами свои ежедневные расходы (рис. 2). Например, домохозяйству постоянно нужны деньги на покупку еды, питья, на оплату проезда, других услуг.                                         Рис.  2 Транзационный мотив. По вертикальной оси отложим банковскую ставку процента (г), а по горизонтальной — объем денежной массы (М). Вертикальная линия спроса на деньги показывает, что независимо от величины процента, определенная сумма денег (ОМо) находится на руках у домохозяйств. То есть она не будет вложена ни в банковский сектор, ни в реальный сектор экономики в качестве инвестиции, а будет использоваться для расчетов. Спекулятивный мотивпоощряет хозяйствующего субъекта вкладывать деньги в проекты, обеспечивающие наибольшую доходность. Как мы определили, деньги перемещаются между реальным и банковским сектором экономики (рис. 3). Поэтому когда доходность в реальном секторе экономики будет более высокой, чем в банковском, то деньги из банковского сектора уйдут в реальный. В противном случае из реального сектора экономики деньги вернутся в банковский сектор.                                     Рис. 3 Спекулятивный мотив Вертикальная ось характеризует банковский сектор экономики, а горизонтальная — реальный. Наклонная линия спроса на деньги показывает отток денег из банковского в реальный сектор (с M1 до М2) B связи с уменьшением процента (с r1  до г2), а значит и доходности от банковских вложений. Если же мы поднимаемся по линии спроса, то видим, что с ростом процентной ставки происходит приток денежных средств в банковский сектор из реального в связи с сокращением доходности в последнем. Мотив предосторожности по своей сути близок к транзакционному мотиву. Хозяйствующий субъект, не уверенный в прибыльности инвестиционных проектов, будет хранить деньги в наличной форме. Несмотря на отсутствие доходное 1 и в данном случае, он будет уверен, что при неблагоприятном развитии событий в экономике страны он не понесет крупных потерь. Хотя в данном случае он не застрахован от инфляции, в какой бы валюте он ни хранил свои сбережения. Современный подход к сути спроса на деньги объясняется на основе теории предпочтения ликвидности, в рамках которой соединяются вес три мотива .                                                                                                    Обозначение осей на графике мы не меняем. Заметим, что наклонная линия спроса на деньги не касается вертикальной оси, обозначающей банковскую ставку процента. Хотя высокая ставка процента будет создавать стимулы к переливу капитала из реального сектора экономики в банковский, часть денег, которая остается для постоянных расходов (0М0), в переливе капитала участия не примет. Таким образом, в кейнсианской теории спрос на деньги зависит от уровня дохода и величины ставки процента.                                                  
MD = М1+ М2 = L1(y) + L2(r), где M1— размер наличности, отвечающий транpакционному мотиву и мотиву предосторожности; М2— размер наличности, отвечающий спекулятивному мотиву; L1(y)      ликвидность Mi (зависит в основном от уровня дохода (у)); L2(r) — ликвидность М2 (зависит в основном от величины процента (г)). Предложение денег в кейнсианской теории, как и в других, задается государством.   Равновесие денежного рынка в кейнсианской модели можно представить в трех вариантах: в условиях «жесткой», «гибкой» и «смешанной» политики правительства. «Жесткая» политик» «Жесткая» политика регулирования денежной массы под­разумевает, что предложение денег является фиксированным. Значит, предложение не меняется, независимо от колебаний рыночной ставки процента (пока правительство не примет решения об изменении величины предложения денег) (рис. 5).               Рис 5 «Жесткая» политика регулирования денежный масс По вертикальной оси откладываем банковскую процентную ставку (г), а по горизонтальной — объем денежной массы   (М).   Сплошная   вертикальная   линия   МS    показывает первоначальное предложение денег. Наклонная линия МDпоказывает спрос на деньги. Проведя от точки равновесия Е горизонтальную пунктирную линию до оси процента, получаем банковскую процентную ставку г. Если правительство сократит количество денег в обращении, то линия предложения МS1сдвинется влево в положение МS2и появится новая точка равновесия Е2, которая определит более высокую ставку процентаг2 вместо  г1. При увеличении денежной массы события будут развиваться в противоположном направлении. Кривая предложения денет сдвинется вправо, понижая тем самым ставку процента. «Гибкая» политика «Гибкая» политика регулирования денежной массы означает, что правительство старается сохранить процентную ставку на одном уровне. График денежного равновесия принимает другую форму (рис. 6).                                    Рис. 6 Гибкая» политика Горизонтальная линия (MS) показывает предложение денег при определенной ставке процента (г*), а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD1, и пунктирная МD2) -два уровня спроса на деньги. Изменение в спросе на деньги (из МD1в МD2и наоборот) достигается путем изменения денежной массы посредством монетарной политики. Например, правительство через центральный банк может изменить величину резервов коммерческих банков, которые те держат на его счетах. Тем самым достигается расширение или сжатие денежной массы и предложения денег в силу того, что высвобождается или связывается часть денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот.   «Смешанная» политика Иногда правительство прибегает к совмещению «жесткой» и «гибкой» политики. Тогда проводится «смешанная» политика (рис. 7).                                   Рис. 7 «Смешанная» политика регулирования денежной массы Линии с положительным наклоном (сплошная МS1и пунктирная МS2) показывают два уровня предложения денег, а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD1и пунктирнаяМD2) два уровня спроса на деньги. Изменение спроса на деньги(с МD1до МD2) при уровне предложения денег МS1, вызывает рост процентной ставки (с г1 до г2) и расширение денежной массы (с М1 до М2). Рыночное равновесие перемещается из точки Е1 в точку Е2. Изменение уровня предложения денег(с МS1до .МS2) при уровне спроса МD1ведет к падению процентной ставки (с г1 до г2) и опять-таки к увеличению денежной массы. Рыночное равновесие переметается из точки Е1 в точку Е3. В кейнсианской денежной теории за государством остается основная роль по регулированию количества денег в обращении. Тем самым данная теория подтверждает позицию Кейнса, согласно которой государство в лице правительства является активным участником и регулятором рынка и экономики в целом. Таким образом, предложение денег во всех теориях задается государством и зависит от пропорции распределения денег между наличной и безналичной формой хранения денег. Спрос на деньги определяется у классиков — пенами, у монетаристов — оптимизацией капитала (финансового и физическою), а у кейнсианцев величиной дохода и банковской процентной ставки.
3.2. Денежно-кредитная политика
Проведение соответствующей денежной  политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитно­го регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кре­дитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

В теории денежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы — кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев — доказать, что любая макроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайная важность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делают упор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции. Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетной политики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явное предпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловлены различной методологией: первые судят об эффективности политики на основании каждого частного случая, вторые — на основании всего комплекса результатов.

Поэтому, если государственные органы используют в своей практике экономическую политику, представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболее эффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной. Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловлена запаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия, отсутствием четко определенной стратегии и тактики.

         Основополагающей целью денежной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.

         Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики,воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия — промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

         Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур ).

         Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие «денежная масса» чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

         Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

         Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.

         В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.

         Прямое регулирование с помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.

         Ставка на фактор запасов денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.       


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа, их отличия
Реферат The Bay Of Pigs Invasion Gone Wrong
Реферат Проект мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристического предприятия
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины. Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» цели и задачи освоения дисциплины
Реферат Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь
Реферат Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Реферат Этика в психиатрии
Реферат Механізм охорони навколишнього природного середовища Російської федерації
Реферат Некоторые аспекты новейшей истории Франции
Реферат Акт до Порядку погашення заборгованості
Реферат Правовое регулирование лизинговых отношений
Реферат Междукняжеские отношения в XI-XII веках и установление на Руси областного строя
Реферат Иоганн Вольфганг Гёте
Реферат О социальных функциях церкви на материалах русской православной церкви
Реферат Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов