Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Земля в огне". По страницам романа М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

ЗЕМЛЯ В ОГНЕ
(ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗАРОДИНУ»)
 
ТворчествоМ. А. Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронтеписатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны. И, начиная с1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: «В казачьих станицах»,«По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные» и другие. Наибольшийотклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа«Наука ненависти». Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет,Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквиемпогибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозныхсражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позицияяростной непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах,стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот,например, какую «символическую картину» рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанныйокоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полныйплодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизаннаяцветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И ее с избытком хватит,чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальныхсхватках к действию».
Картина,конечно, глубоко символична. Но сейчас мы бы порассуждали не только о нашейсиле, но и о мудрости жизни, пробивающейся сквозь смерть зеленым росточком, и,может быть, даже о несчастной судьбе немецкого воина. Кто знает, по своей ливоле он пришел на нашу землю? Кто ответит точно: свершился ли закон суровоговозмездия, или сам он — тоже жертва бесчеловечной политики?
Словом,рассуждать можно о многом. Но все наши рассуждения носят отвлеченный, скореефилософский характер. Шолохов же конкретен и однозначен. И было бы странно инепонятно, если бы человек, только что видевший смерть в лицо, сталфилософствовать о превратностях бытия. Это —удел следующего поколения писателей,пришедших в литературу в конце 1950-х годов. С именами Юрия Бондарева, ГригорияБакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева и других мы связываем второй этап вразвитии военной прозы, основная особенность которого — в пристальном вниманиик отдельной человеческой судьбе.
Однакополучилось так, что, будучи современником и единомышленником с ВасилиемГроссманом как автором повести «Народ бессмертен», Ильей Эренбургом, чьигневные антифашистские выступления наполняли сердца воинов жгучей ненавистью,Алек-сандром Фадеевым, воспевшим в «Молодой гвардии» героику подвига, МихаилШолохов органически вписался и в «молодую» литературу послевоенного периода.Его роман «Они сражались за Родину», публикация которого началась в 1943 году,а продолжилась в 1969 году, хронологически и тематически связал собой двапоколения писателей-баталистов и два этапа в развитии русской прозы о ВеликойОтечественной войне. Этим и объясняется уникальность шолоховского произведенияи его особая способность сочетать крупномасштабность и эпичность изображения(традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностьюповествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
Написанныестраницы романа воссоздают один из самых трагических моментов войны —отступление наших войск на Дону летом 1942 года. Писатель не побоялся открытосказать о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии«сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречаютотступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатамгневные, хотя и несправедливые слова. «Я до старости на работе хрип гнула, всеналоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли иоставляли бы все на разор да на поруху»,— в сердцах говорит Лопахину острая наязык старуха-станичница. И за ее словами стоят, конечно, недоумение, боль ибольшая человеческая правда.
Общеизвестно,что на войне, в час жестоких испытаний, от человека отлетает все мелочное,наносное, суетное, остается его истинное «я». Герои Шолохова — это бывшийкомбайнер Иван Звягинцев, шахтер Петр Лопахин, агроном Николай Стрельцов.Истинная суть этих людей — в приверженности к обычной мирной жизни, безгрохотов и взрывов, без «смердящей мертвечины» на поле боя. Автор описывает исостояние изнурительного марша, и молитву под бомбами, и боль на операционномстоле, и мгновения перед смертью — переживания людей, лишенных внешнихпризнаков героизма и в то же время настоящих героев.
Шолоховпоказывает, как сложна человеческая душа, как много самых разных ипротивоположных чувств могут одновременно бушевать в сердце.
Вот,например, движется Николай Стрельцов в походной колонне, оставляющей очереднойхутор. За околицей неожиданно видит белоголового мальчика, похожего насобственного сына. В каком-то суеверном страхе Стрельцов отводит глаза: «Передбоем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце». Однако, заставивсебя мысленно пересчитывать свой патронный запас, в последнюю минуту он невыдерживает, оглядывается. «И снова… неожиданно и больно сжалось у Николаясердце, а к горлу подкатил трепещущий, горячий клубок...»
Рисуяпсихологию мирного человека, ставшего вдруг солдатом, Шолохов неостанавливается на описании состояний внутренней переходности, неупорядочностичувств. Ему важно показать, что в процессе испытаний характеркристаллизируется, принимает четкие очертания, не окаменивает, но отвердевает.
Бросаетсяв глаза еще одна особенность шолоховского повествования — обилие юмористическихсцен и зарисовок. Это и солдатские байки, на которые не скупится Лопахин, и егоухаживания за хуторской красавицей, владелицей богатых кладовых, и историястранной «окопной болезни», привязавшейся к старослужащему Некрасову, из-закоторой он спросонья лезет не в дверь, а на печь. Юмор выступает как важнейшаячерта национального характера, помогающая выстоять в экстремальных ситуациях.
ВспоминаяГоголя и перефразируя его, можно сказать, что солдатский смех, звучащий настраницах произведения, — это смех сквозь ненависть. Смерть и смех — вещинесовместимые, но в преддверии гибели люди способны забыть о ней. В жизнитрагическое и комическое нередко сопрягаются друг с другом.
Таки в романе Шолохова «Они сражались за Родину» сопряжены глубокое пониманиепсихологии народа как целого и погруженность во внутренний мир конкретногочеловека, представления о родине как огромном государстве и готовность умеретьза то место на земле, где родился и вырос, правда истории и правда искусства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.