Реферат по предмету "Педагогика"


Русские народные сказки

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.     Историческиекорни русских народных сказок
2.    Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
3.     Методикаработы со сказкой в детском саду
4.     Анализрусской народной сказки «Колобок»
Списокиспользуемой литературы

1. Исторические корнирусских народных сказок
Слово сказка известна сXVII века. До этого времени употреблялитермин «байка» или «басень», от слова " бать", "рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского,где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученыеполагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше.Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них неосталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которыепоставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Ярким собирателем былА.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народныхсказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова " Сказкии предания Самарского края". В этом сборнике были записаны 72 текста отсказочника Абрама Новопльцева — простого крестьянина из села ПовиряськиноСтавропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные,бытовые, сказки о животных.
В советский периодначали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До насдошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева ( рыбака изАстраханского края), Е.И. Сороковикова ( сибирского охотника) и др.
В словаре В.И. Далясказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточнаяповесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок,связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать.Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказкесказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от началаначинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этихпословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное»,яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особыйсмысл.
Русская народная сказка– это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатствосодержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказкаложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных илюбимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, нетолько удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущениеистинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств ивзаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает крусской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
2. Классификациясказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основнаяпроблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющихдобро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любаясказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятиласказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устногонародного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородностьсказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, вних заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтовдействительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение вовзглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное:установка на вымысел или стремление отразить действительность посредствомвымысла.
Суть и жизнеспособностьсказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла:фантазии и правды.
На этой основе возникаетклассификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, припроблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказкио необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки,социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группысказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификацияпозволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной«системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей ивоспитателя.
На сегодняшний день принятаследующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый извидов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целыймир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете.Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же времяфиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой,напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовалродство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у неезащиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный,притчевый смысл многих сказок о животных.
В сказках оживотных действуют рыбы,звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну,мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя,покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставшийгероем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее.Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка«Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным всвоих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа»над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь,собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — впоследних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверияхмудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества,становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство.Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ,которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок кбасням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Сказки оживотных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц.Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях,неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка,лапоть).
В сказках о животныхчеловек :
1) играетвторостепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение,равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Возможная классификациясказки о животных.
Прежде всего, сказка оживотных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такаяклассификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора,составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов.Восточнославянская сказка»:
1.        Дикиеживотные.
o    Лиса.
o    Другиедикие животные.
2.        Дикиеи домашние животные
3.        Человеки дикие животные.
4.        Домашниеживотные.
5.        Птицыи рыбы.
6.        Другиеживотные, предметы, растения и явления природы.
Следующая возможнаяклассификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация,которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животныхвыделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1.        Кумулятивнаясказка о животных.
2.        Волшебнаясказка о животных
3.        Басня(аполог)
4.        Сатирическаясказка
Е. А. Костюхин выделялжанры о животных как:
1.        Комическая(бытовая) сказка о животных
2.        Волшебнаясказка о животных
3.        Кумулятивнаясказка о животных
4.        Новеллистическаясказка о животных
5.        Аполог(басня)
6.        Анекдот.
7.        Сатирическаясказка о животных
8.        Легенды,предания, бытовые рассказы о животных
9.        Небылицы
Пропп, в основу своейклассификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак.Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак,но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию.Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, которыйдемонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатствосодержания.
Третья возможнаяклассификация сказки о животных является классификации по признаку целевойаудитории. Выделяют сказки о животных на:
1.        Детскиесказки.
o    Сказкирассказанные для детей.
o    Сказкирассказанные детьми.
2.        Взрослыесказки.
Тот или иной жанрсказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка оживотных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказкирассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки оживотных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная»(«заветная» или «порнографическая») сказка.
Около двадцати сюжетовсказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композициизаключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка,И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок.Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
1.        Сбесконечным повторением:
o    Докучныесказки типа «Про белого бычка».
o    Единицатекста включается в другой текст («У попа была собака»).
2.        СКонечным повторением:
o    «Репка»- нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
o    «Петушокподавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
o    «Заскалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующемэпизоде.
Другой жанровой формойсказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семерокозлят», «Кот, петух и лиса» ).
Ведущее место в сказкахо животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадётрыбу с саней (с воза), „Волк у проруби“, „Лиса обмазывает головутестом (сметаной), “Битый небитого везёт»,«Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животногоэпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животныхсоставляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетаютнесколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот,кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировомэпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что еслилиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных –выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животныхпобеда и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру всказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), ичеловек, и животное-простак, вроде зайца.
Значительная частьсказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическоеначало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должениметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуациидолжны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичнымипримерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей(Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя(льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны влитературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица имногие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных.Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают длясебя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногиесюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияниялитературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастаниепаремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория нетолько рациональна, но и чувствительна.
Рядом с апологом стоиттак называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным.Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитойинтригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализацииопределяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе,комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки оживотных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классическийпример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери».Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, апотом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что самилитературные сюжеты складываются на фольклорной основе.
Говоря о сатире всказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитиюсатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает впозднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигаетсятем, что в уста животных вкладывается социальная терминология(Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «ЁршЕршович», которая является сказкой книжного происхождения. Позднопоявившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как всатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.
Так в XIX векесатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишьакцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическуюсказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическоезвучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшаянелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типавключают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказоклежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический,неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципуорганизации материала в сказках с чудесным миром возможного«превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, апо часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скоростьпроцесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка».«Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула ссебя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» всказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ илипредметов.
В основном волшебные сказкидревнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром,окружающим его.
Волшебная сказкаимеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитиесюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжетаволшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи,при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказкиприсутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшегопоколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит втом, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или жездесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесьначало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — этопоиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебнойсказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются спротивоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения —разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — этопреодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется»— то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В.Я. Пропп вскрываетоднообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане.Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц),линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известнымобразом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых сфункциями. Функции распределяются среди семи персонажей:
·          антагониста(вредителя),
·          дарителя
·          помощника
·          царевныили её отца
·          отправителя
·          героя
·          ложногогероя.
Мелетинский, выделяяпять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развитияжанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы,характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическоепроисхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным«тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку ипринявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену(жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц(«Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей,попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодарянаходчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), илиоб убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» идр.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка»и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социальнообездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младшийбрат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательнымихарактеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой иумом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебныхиспытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическаятема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицируетжанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение труднойзадачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовыхсказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовойсказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство подмаской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которыевсегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказкахбольше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированыслучайность или единичность его победы.
Характерна пестрота«бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые,новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказкасодержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, онаопределеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовыхсказках звучат сильнее.
В последнее время вметодической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – осказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им непридавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь вдостижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказкисмешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признакиприсущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются такжеэлементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируетсяосновное действие.
Сказка в разных формах имасштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценностьблагородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основанытак же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор,пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ковсем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
3. Методика работы со сказкамив детском саду
Сказка – это удивительное посиле психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека,мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов ксказке существует давно.
Конкретный язык сказокоткрывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижениямира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностямдошкольников.
Сказка может дать ключи длятого, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнатьмир, может одарить его воображение и научить критически восприниматьокружающее.
Понимание и проживание черезсказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяютребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственныепсихические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Русские народныесказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих сих героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению клюдям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цельсказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенкечеловечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям,радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступкахсказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу,храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны:отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро,облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливаяразвязка.
Е.А.Флерина, крупнейшийпедагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказыванияперед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он былочевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигаетсяособая непосредственность восприятия.
Искусствомрассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важнопередать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в тоже время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается сповторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много меткихсравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов,которые помогают ребенку запомнить сказку.
Издавна житейский опытпередавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просторассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказатьинтересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, которыйбы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являютсяособенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаныосновы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенказерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
Современному ребенкумало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. Сребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать инаходить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда неуведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни статьактивным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается,что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Всказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы ихрешения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некийсимволический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» можетбыть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так иостанется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитаннойсказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а вактиве, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка кжизни, сформировать важнейшие ценности.
Принципы работы со сказками:Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Чтобы развитьопределённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподатьматериал, чтобы принести наибольшую пользу детям. В книге Сухомлинского «Сердцеотдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки детидолжны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятиюсказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе.Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детяммножество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Неследует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слововоспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливаетновое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнениюСухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.
Сказки нужноиспользовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит лисказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает,что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит вреальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который раностановится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи,и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит вовсе горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезезарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу — опустил хвост впрорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! (»Лиса иволк"). Лиса извещает тетерева о новом «указе» — тетеревам безбоязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легкоусмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петухходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься наземлю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она егопривлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах изверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дерезаиз заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом,удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важныепредставления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, огероизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют дляребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что всказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мирстал бы неинтересным.
В сказках много юмора.Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит,развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают ипечаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, окоторых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легкоутешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгналакоза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайцанет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит завсем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесамВасилисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогаетребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства.Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец сматерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочказаигралась-загулялась— и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»).Братец Иванушка не послушал сестры — напился водицы из козьего копытца и сталкозликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сиротатерпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). Вразвитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливостьстановится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняютпротиворечия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела ипоступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бываетнепоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мирзнает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду.Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувстваребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгодынавсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно дляформирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
В детском садузнакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категориидолжны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета,короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомямалышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. Ипостепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок»- это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участиемгероев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей.После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Детиданного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе каждыймесяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказкипроводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить сновыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка,скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке «Лисичкасо скалочкой») и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимовыяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить словосинонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел –долго искал ( сказка «Лиса и козел»; кинулась туда- сюда – в разныестороны; кликала- звала ( «Гуси – лебеди»).
После предварительнойсловарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные имисегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушиваниясказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задатьнесколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторичнорассказать сюжет, содержащий данную идею.
В средней группеследует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельнонаходить нужные слова и выражения.
В старшей группедошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок(положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяютвид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.
Например, на занятии посказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затембеседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в нейговорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинаетсясказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой иможет повторить его?» Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понятьосновное содержание сказки, определить характер героев, выявить средствахудожественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В подготовительной кшколе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важнопоказать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращатьвнимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузкунесут вопросы: " О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать огероях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Чтопроизошло с героями сказки?". С помощью вопросов можно выяснить какиесредства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детямтворческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомствосо сказкой «Снегурочка» можно начать с беседы. «Кто из вас любитзиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. – Что вы зимой лепили из снега? Асейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка». Затемпедагог задает детям следующие вопросы: " Что я прочила рассказ или стихотворение?А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какаябыла Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?".
Таким образом, значениесказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка – источник детскогомышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.
4. Анализ русскойнародной сказки " Колобок"
Русская народная сказка«Колобок»- сказка о животных.
Сказка о том, как бабапо просьбе деда испекла колобок и «положила на окошко студится». Аколобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречалразличных зверей ( медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, ноон пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей,колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сестьей «на носок, да пропеть ещё разок». Колобок сел лисе на нос, та егои съела.
Главные герои сказки — колобок и лисица. Колобок — добрый, простой, смелый. Лиса — хитрая, ласковая.
Мораль сказки: «Говорименьше, думай больше», " Догадка не хуже разума", " С умомзадумано, да без ума сделано", «Легко хвалится, легко и свалится».
В сказке имеютсяповторения фраз, таких как «Колобок, колобок я тебя съем», " Неешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня колобка.
Детям следует объяснитьтакие слова, как сусек, амбар, студится.
Сказка соответствуеттребованиям к содержанию произведений для детей, т.е доступна для детскогопонимания, интересная для детей, небольшая по объему, язык простой, сюжетразвивается быстро, небольшое количество непонятных слов.
Данная сказка предназначенадля чтения детям младшего и среднего дошкольного возраста.

Список используемойлитературы
1Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.
2         АфанасьевА.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев — М.: Просвещение, 1980 – 111с.
3         БелинскийВ.Г. Полное собрание сочинений, т.4/В.Г.Белинский – М.: Просвещение, 1970 –107с.
4         Детскаялитература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой — М.: Просвещение, 1989 –398с.
5         Нартова-Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. — М., 1996.-С.3-14
6         НикифоровА.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров – М.: Просвещение, 1930 –105с.
7         ОжеговС.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — М.: Азбуковник, 1997 – 944с.
8         ПастернакН. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
9         ПоповЛ.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие дляродителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин – С.-П.: Нева,1997 – 108с.
10             ПроппВ.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп – Л.: Лениздат, 1984 –263с.
11       ПроппВ.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп – Л.: Лениздат, 1986 –415с.
12       СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский – Мн.: Народная асвета, 1981 – 287с.
13             СтаценкоР. Методика ознакомления детей с художественным словом//Дошкольное воспитание-№ 7 -1980-6-11с.
14             ТкацкийИ.Л. Спешите творить благо//Пионер – 1990 — №5 – 55с.
15       УшинскийК.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский — М.:Просвещение, 1986 – 350с.
16       Францфон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
17       ЮдинЮ. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни быто вой сказки). Изд.:Лабиринт-К, 2006-336с
18       ЯничевП.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- №10-11-1999. С.27-37.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.