Реферат по предмету "Педагогика"


Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника

ГОУ СПО «ЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Выпускная квалификационная работа
(опытно — практического характера)
Реализация диагностической функцииклассного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника

Ейск 2010

Содержание
 
Введение
1.Психолого-педагогические основы изучаемого вопроса
1.1 Понятиео классном руководстве
1.2 Задачи ифункции классного руководителя
2.Реализация диагностической функции классного руководителя
2.1 Понятиедиагностики
2.2Методические основы организации диагностики личности
2.3Методические основы диагностики классного коллектива
Заключение
Списокиспользуемой литературы
 

Введение
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,воспитателем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этомулежит в постоянной смене ценностей общества.
21 января 2010 года президент России Дмитрий Медведев открылГод учителя. По словам Д. Медведева, в Год учителя пройдут самые разныемероприятия, направленные на укрепление авторитета педагога и укрепление егосоциального статуса. «Уважение и признание учительского труда должно статьмощным стимулом для развития всего учительского корпуса. Это, кстати сказать, иключевое направление модернизации образования, уже предложены конкретные меры,которые будут способствовать сохранению в школах лучших учителей, специалистов,которые имеют различное образование. Потому как главное, чтобы тот, ктотрудится в школе, обладал качественными и современными знаниями. И конечно,хотел просто работать с детьми», — подчеркнул президент.
Президент также сообщил о начале реализации образовательнойинициативы «Наша новая школа». Её смысл заключается в созданиисовременной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка,способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна бытьсовременной. «Конечно, ключевая роль в реализации этой инициативы будетпринадлежать нашим российским учителям. И я полагаю, что никакая инициатива неможет быть осуществлена без нормального, творческого осмысления заложенных вней принципов. Общеизвестно, что отечественная педагогика накопила уникальныйопыт. Та база, которой мы располагаем, является действительно одной из наиболеевостребованных в мире, и она в какой-то период создала нам весьма высокийуровень образования. Наша главная задача в сегодняшней жизни – его не растерять»,- подчеркнул глава государства.
В решении этих задач ведущая роль отводится классномуруководителю.
Сегодня классный руководитель является ведущей фигурой ворганизации целостного педагогического процесса в классе. Он определяет, что икак надо делать, чтобы ученики его класса были развиты, воспитаны. Изисполнителя рекомендаций и инструкций он превращается в исследователя. [15, 15].Педагогический мониторинг становится основой деятельности классногоруководителя, что и определяетактуальность выбранной темы.
Объектом исследования является воспитательная работа классного руководителя.
Предметом исследования выступают методы и способы работы классногоруководителя при изучении и диагностировании классного коллектива, а такженепосредственно личности младших школьников.
Цель работы: изучить и систематизировать психолого-педагогические основы,способствующие реализации диагностической функции классного руководителя.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели, следующие:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературупо данной проблеме.
2. Рассмотреть задачи, функции классного руководителя, полеего деятельности.
3. Систематизировать методические требования к организацииизучения личности младшего школьника и всего коллектива в целом, применяемыеклассным руководителем.
4. Разработать и апробировать диагностический комплекс,направленный на изучение личности младшего школьника для классного руководителя.
Для реализации поставленных задач были использованы следующиеметоды исследования:
-теоретические: анализ изучаемого методического материала исинтез;
-эмпирические: тестирование, наблюдение.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования Болдырева. Н.И.,Рогова Е.И., Стефановской. Т.А., Ушинского. К.Д., Шиловой. Н.И., Щурковой. Н.Е.и других.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней сосредоточен комплекс методическихтребований, а также наиболее приемлемых методик к осуществлению диагностическойфункции классным руководителем.
Практическая значимость работы заключается в том, что накопленный в нейматериал может быть использован учителями начальных классов (класснымируководителями) и станет способствовать повышению профессионального мастерствапедагога.
В 1 главе рассматриваются вопросы о том, когдасложился институт классного руководства, как он развивался, какой вклад втеорию развития классного руководства внесли педагоги и ученые. Такжераскрываются существующие типы современного классного руководства, основныехарактеристики классного руководителя. Помимо всего вышеперечисленного в главераскрываются задачи и функции классного руководителя.
Во 2 главе раскрывается общее понятие диагностики, атакже направление диагностики – педагогическая диагностика, как онаосуществляется, её функции, виды. Также рассматривается понятие педагогическогомониторинга, этапы его осуществления, методические основы организациидиагностики личности и классного коллектива. Выделяются основные методыизучения личности (беседы, составление характеристики, написание сочинения итак далее), а также класса (социометрия, изучение продуктов деятельности,наблюдение, анкетирование, ведение педагогического дневника).
Объем и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Работа изложенана 49 страницах печатного текста.

1. Психолого-педагогические основыизучаемого вопроса
 
1.1Понятие оклассном руководстве
Классный руководитель — учитель, организующийучебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно,практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. этипедагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права иобязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающимдокументом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всехпедагогов детского учреждения. [12, 430]
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболеевысокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичныеобязанностям современного классного руководителя. Классный наставник,воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного емуколлектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательныеотношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже еговнешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководительназывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая1934г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и среднейшколы в СССР». [17, 127]
Классным руководителем назначался один из учителей, накоторого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данномклассе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должностьдиректором. Обязанности классного руководителя рассматривались какдополнительные к основной преподавательской работе.
Классное руководство как самостоятельное педагогическоеявление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), богатую историю.Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50 —80-е гг. XX в.Именно в этот период такие блестящие ученые, как Н. И. Болдырев, О. С.Богданова, А. И. Дулов, И.С.Марьенко и другие, разработали и апробировалицелостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаютсявостребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются,корректируются с позиций сегодняшнего дня.
Сущность, задачи и содержание работы классного руководителяменялись в зависимости от социального заказа. Так в «Положении о классномруководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г.,записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихсякласса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив вцелях успешного разрешения учебно-воспитательных задач поставленных передшколой».[6, 291]. В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классныйруководитель — это учитель советской школы, осуществляющий наряду спреподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллективаопределенного класса».[7, 523]
В постсоветский период сущность деятельности классногоруководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школеРоссийской Федерации — педагог, занимающийся организацией, координацией ипроведением внеурочной воспитательной работы».[12, 444]
В настоящее время возродились типы таких образовательныхучреждений, как гимназии, лицеи. Изменилась деятельность классической среднейобщеобразовательной школы. Соответственно, изменился институт классногоруководства.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
1) Учитель –предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя.
2) Классныйруководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть, имеющийминимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой – либо работой).
3) Классныйруководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классныйруководитель).
4) В некоторыхучебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должностиосвобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник,покровитель, опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуютклассным воспитателем.
Таким образом, можно наблюдать, что институт классногоруководства сложился давно, и в разные эпохи должность классного руководителяименовалась по-разному (классный наставник, групповод и т. д.). Но полномочия,по сути, оставались одни и те же – классный руководитель обязан вникать во всежизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями внем, формировать доброжелательные отношения между детьми, должен быть примеромво всем, создавать благоприятную почву для полноценного развития личностишкольников, что и сейчас, несомненно, является главными обязанностями классногоруководителя.
 
1.2 Задачи и функции классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководительцелостного педагогического процесса. Это педагог, который является центроморганизации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или наколлектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания, координируетсовместные усилия учителей – предметников, работающих в классе, а так жепсихолога, социального педагога. Классный руководитель – ведущий, самыйуважаемый, самый подготовленный специалист.
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуютсяуровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.
Классный руководитель должен обладать следующимихарактеристиками:
1) Исследовательскаякомпетентность – это знания, опыт в области педагогического исследования, тоесть, процесса и результата научного изучения педагогических явлений с цельювыработки новых знаний о содержании, закономерностях, совершенствованиякомпонентов педагогического процесса, преобразования их на практике.
2) Коадаптационноемастерство – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных накоадаптационных знаниях.
Коадаптация в педагогике – этосоотнесение различных понятий, суждений, теорий; выявление взаимосвязейсуществующих систем, их приспособление к уже имеющимся и реализующимся напрактике.
3) Медиаобразованность – это совокупность систематизированныхмедиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализациимедиаобразования школьников. [17, 190]
Классный руководитель призван решать следующие задачи:
1) Созданиеклассного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2) Организацияразличных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающейучащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
3) Коррекция индивидуальногоразвития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению иразвитию их способностей.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всехверсиях названия этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельностьшколы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя такжеосновывается на этом документе. [16, 32]
Классный руководитель выполняет несколько функций:
1) аналитико — диагностическую;
2) организационно –координирующую;
3) коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
1) изучение и анализиндивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило,определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера, особенностимышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики). Перед поступлениемв 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностейинтеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный илиспециально приглашенный;
2) изучение и анализколлектива учащихся в его развитии;
Педагогу необходимо выявить уровень развития классногоколлектива. От данного условия зависит характер и содержание работы классногоруководителя с классом. В современных условиях очень важно также определитьхарактер влияния окружающей среды на учащихся. Классный руководитель сам можеторганизовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведениеспециальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Нашкласс»);
3) анализ и оценкасемейного воспитания учащихся;
Классному руководителю очень важно наладить теснуювзаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенностисемьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие.Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать даннуюфункцию. [17, 193]
Также данные о семье школьников есть у психолога, социальногопедагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и уадминистрации школы;
4) анализ уровнявоспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужноделать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) былимаксимально объективными.
Организационно – координирующая функция предполагает:
1) организацию ипроведение увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуютразвитию личности ребенка;
2) создание условийдля совместной работы семьи и школы;
3) обеспечениевзаимодействия классного руководителя с учителями — предметниками для решенияпроблем учебной деятельности школьников;
4) сотрудничество свнешкольными организациями, позволяющее повысить эффективностьучебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центрыи так далее);
5) тесную связь сорганами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различныедетские организации);
6) организациюпитания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовойпрактики;
7) сотрудничество соспециалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для созданияблагоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;
8) ведение школьнойдокументации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составлениепланов работы). [3, 8]
Коммуникативная функция заключается:
1) в формировании позитивных взаимоотношений между детьми,управлении взаимоотношениями в классе;
2) в формировании оптимальных отношений в системе «учитель — ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случаевозникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бываютзатяжными, тогда классному руководителю нужно предложить так называемый«компромисс Иггина» — третье решение, хотя бы в минимальной степениустраивающее обе стороны;
3) в обучении школьников установлению положительныхвзаимоотношении с людьми. [17, 197]
Классный руководитель — административное лицо и он имеетправо:
1) получатьинформацию о психическом и физическом здоровье детей;
2) контролироватьуспеваемость каждого ученика;
3) контролироватьпосещаемость учебных занятий детьми;
4) координировать инаправлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога исоциального педагога);
5) организовыватьвоспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов»,педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
6) выносить нарассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные сколлективом класса;
7) приглашатьродителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрациейобращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, впсихолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семьеи школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучениемучащихся;
8) получать помощьот педагогического коллектива школы;
9) определятьиндивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретнойситуации);
10) отказываться отлежащих за границами содержания его работы поручений. [17, 199]
Классный руководитель имеет право вести опытно –экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательнойдеятельности, что определяется обязанностями классного руководителя:
1) организация вклассе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развитияположительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольногоколлектива;
2) оказание помощиученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечьпсихолога);
3) установлениеконтактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, черезпсихолога, социального педагога).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективноговыполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знатьпсихолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным оновейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, вчастности, овладеть методиками воспитания.
Целью деятельности классного руководителя являетсяорганизация целостного педагогического процесса и осуществление егоруководства.
Направления работы классного руководителя составляютвоспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе;внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьейшкольника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениямидополнительного образования.
Содержание работы классного руководителя определяют основныевиды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторскаяи гностическая деятельность. [16, 50]
Показатели профессиональной, готовности к работе классногоруководителя, к построению системы его воспитательной работы представлены втаблице 1.1

Таблица 1.1 Показателипрофессиональной готовности к работе классного руководителяМинимальный уровень Достаточный уровень Продвинутый уровень
Знание теории и методики воспитания:
— знание современных подходов к организации воспитательного процесса;
— творческое использование положительного опыта в своей практике
Знание теории и методики воспитательной работы:
— знание современных концепций, технологий воспитания;
— умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности
Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания:
— знание современной методологии воспитания;
— знание современных концепций, систем, технологий воспитания;
— умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само -, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.)
Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность:
— владение диагностическими методиками;
— умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности;
— владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности
Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга:
— умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга;
— умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников;
— умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса
Владение методикой планирования воспитательной работы:
— знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана;
— умение составлять перспективный план Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности
Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности:
— умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы;
— умение проектировать воспитательную систему класса
Владение методикой организации деятельности воспитанников:
— знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел — КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.);
— владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел;
— умение на практике реализовывать задуманное Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности
Знание сути и владение технологией организаторской деятельности:
— координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений Дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.);
— организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников);
— организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности;
— организация коллектива в качестве средства становления личности школьника;
— индивидуальная работа с учащимися Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива). Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания
Знание сути и владение технологией гностической деятельности:
— осуществление сбора
и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.;
— анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности;
— анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга;
— анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса
с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми;
— анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету
Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса:
— знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя;
— умение дать оценку своей профессиональной подготовленности к воспитательной работе;
— владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие детей; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н.Е.Щуркова)
Таким образом, классный руководитель – ведущая, ключеваяфигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он являетсяего руководителем.
Основные функции деятельности классного руководителя – аналитико-диагностическая,организационно – координирующая и коммуникативная, реализуются через такие видыработы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская игностическая деятельность.
Осуществление данных видов деятельности рассматривается черезпризму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями –предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, сработниками дополнительных образовательных учреждений.

2. Реализация диагностической функции классного руководителя
 
2.1 Понятие диагностики
В разные времена под различными углами зрения рассматривалсявопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал:«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должнапрежде узнать его тоже во всех отношениях».[19, 237] Он советовал педагогамтщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников иокружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.
Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребенку,постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитание подрастающего поколения.По мнению великого гуманиста, большое внимание к изучению детей уделяли такиевидные русские педагоги-психологи, как А.Ф.Лазурский и П.Ф.Лесгафт. Они непросто призывали наблюдать за детьми, но и разрабатывали методы изучения идавали рекомендации по их применению.
П. П. Блонский раскрывал особенности возраста и давалрекомендации по работе с детьми различных возрастных периодов на основедетального изучения каждого ребенка.
Многосторонне подошел к решению проблемы А. С. Макаренко.«Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличногоего изучения, — писал он, — а только в процессе совместной с ним работы и самойактивной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как наобъект изучения, а как на объект воспитания». [19, 125] Он подчеркивал важностьвоспитывающей функции изучения школьников.
По его мнению, знания о ребенке не должны лежать мертвымгрузом, они должны служить воспитанию школьников, широко применяться напрактике.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самаяглавная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики...». Одной изпроблем современного образования является то, что обучение и воспитание невсегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школахдействуют психологические службы. Однако каким бы квалифицированнымспециалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальныйподход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендациибудут носить общий характер. [22, 18]
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическаядеятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеетпрофессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает сотносительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческогоязыка – «распознание». Диагностика понимается как распознание чего – либо. [1,3]
Диагностика в работе классного руководителя с классом можетбыть предварительной, тематической, оперативной, итоговой. Она можетиспользоваться в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения. [18,76]
Предварительная диагностика необходима классному руководителюпри подготовке:
-внеклассных мероприятий
-организации поездок и экскурсий;
-при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
-при анализе работы с классом;
-родительских собраний;
Тематическая диагностика проводится классным руководителемпри подготовке различных мероприятий (к примеру, с родителями по определеннойтеме).
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуациимежду детьми в классном сообществе, между детьми и родителями в решении проблемвзаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: порезультатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах ифестивалях. Хорошо организованная диагностика работы школы в целом ивоспитательной системы школы в частности позволяет оперативно решать вопросыкачественного продвижения в своем развитии, планировать те мероприятия,результативность которых не вызывает сомнений.
Имеются такие виды диагностики: анкетирование, тестирование,социологический опрос, мониторинг.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классномуруководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие истановление как личности, но и владеть психологической ситуацией в классе,определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различнымигруппами учащихся и отдельными учениками.
Диагностика в работе классного руководителя, комплексноеизучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частьюсравнительно нового направления — педагогической диагностики. Понятие«педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии смедицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научногопроекта. Под педагогической диагностикой понимается также процесс постановкидиагноза, т.е. процесс установления уровня развития, образованности ивоспитанности школьников, тогда как психологическая диагностика предназначенадля того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческойпсихики. [1, 3]
По своим задачам, целям и сфере применения педагогическаядиагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образмыслей у психологической диагностики. Педагогическая диагностика представляетсобой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса,определению и анализу результатов обучения. В диагностику вкладывается болееширокий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, уменийобучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.[13, 167]
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями,способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктовобучения.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку,оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики,тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. [13, 170]
Таким образом, педагогическая диагностика призвана,во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, винтересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих,руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводеучащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различныекурсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебногопроцесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя ивнешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определениепробелов в обучении;
3. подтверждениеуспешных результатов обучения;
4. планированиепоследующих этапов учебного процесса;
5. мотивация спомощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующихшагов;
6. улучшение условийучебы.
С помощью диагностических методик учитель получает данные осостоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученностии воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оцениваетих, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Педагогическая диагностика, направленная на изучение процессаи результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратнаясвязь в педагогической системе для более оптимальной организациипедагогического процесса. С этой стороны наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную,прогностическую, воспитывающую. [13, 186]
Первая состоит в получении данных и корректировке процессавоспитания. Вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование измененийв развитии учащихся в будущем. Третья состоит в том, что в процесседиагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательныевоздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаютсяученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области:результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся;результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральныхкачеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в видепсихологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее спсиходиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическомуизучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психическогоразвития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей,воспитывающей и развивающей.
Педагогическая диагностика имеет свои определенные функции ивиды.
Функциями педагогической диагностики являются:
— информационная функция (сбор сведений о личности,коллективе в целом);
— оценочная функция (установление уровня образования, уровняразвития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);
— корректирующая функция (внесение частичных исправлений,поправок в ход педагогического процесса). [18, 84]
К видам педагогической диагностики относятся:
-начальная педагогическая диагностика (диагностика припостановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальнойстадии работы с детьми);
-текущая педагогическая диагностика (отслеживание ходапедагогического процесса на разных его этапах);
— обобщающая педагогическая диагностика (диагностика приподведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива илиличности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).
Суть педагогической диагностики заключается:
— в сборе информации об объекте диагностики; в сравненииданной информации с предыдущей об этом объекте, возможно, с описанием другогоидентичного объекта.
— в анализе с целью определения причин удач или неудач вразвитии, образовании, формировании личности;
— в раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих всубъекте диагностики;
— в сообщении учащимся (их родителям, другим учителям)результатов диагностической деятельности;
— в проверке воздействия различных диагностических методов насубъект-объект диагностики. [18, 86]
Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельностьпо распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте диагностики,результата педагогического процесса.
Педагогический мониторинг в системе работы классногоруководителя состоит из двух основных этапов: аналитико-прогностического иорганизационно – технологического.
Первый этап включает в себя:
1. Осмыслениесодержания и предмета педагогического мониторинга.
3) Определениекритериев, по которым отслеживаются результаты педагогического процесса.
4) Распределениетого, что будет изучаться им самим, учителями – предметниками, психологом.
5) Выбор методаизучения школьников.
6) Разработка(определение) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга.[18, 26]
На втором этапе осуществляются следующие действия:
1) Осуществление классным руководителем педагогическогомониторинга на практике.
2) Организация учебы и обмена опытом между предметниками,психологом по содержанию методов диагностики.
3) Проведение совещаний, педагогических консилиумов поанализу полученных данных. [18, 26]
Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода,результатов, перспектив развития педагогического процесса) являетсявоспитанность детей и профессионализм педагогов. [18, 27]
Воспитанность — сложное социально-психологическоеобразование. Оно содержит в себе элементы общего, в которых отражена связьличности с окружающей действительностью, и индивидуального, в которомпроявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, поведения,своеобразие жизненного опыта. Синтетической формой выражения воспитанностипринято считать качества личности.
Воспитанность школьников находится в прямой зависимости отпрофессионализма педагогов. Отслеживая тенденции изменения воспитанностишкольников, классный руководитель занимается при этом самодиагностикой идиагностикой профессионализма других специалистов.
 

2.2 Методические основы организации диагностики личности
 
Классный руководитель, который толькоприступает к работе с коллективом учащихся, особенно если это 1 или 5 класс,должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, чтопозволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностейличностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьникав организации воспитательной работы.
Серьезная и целенаправленная работаклассного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежатьпросчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся сосверстниками, родителями, обществом.
Программа изучения личности ребенкапредполагает системную и целенаправленную работу классного руководителя втечение нескольких лет. Программа изучения личности ученика — это своеобразныйпаспорт ребенка, составление которого — серьезный и долгий процесс, в которомпринимают участие родители ученика, психолого-педагогическая служба школы,учителя-предметники и, конечно же, классный руководитель. [20, 89]
Программа изучения личности состоитиз нескольких блоков, каждый из которых может и должен стать основой дляизучения той или иной стороны развития личности школьника. Программа изученияличности школьника предполагает построение по ее содержанию необходимыхдиагностических исследований с учетом проблемных моментов в развитии ребенка.
Выявив предмет педагогического мониторинга и критериивоспитанности школьников, классный руководитель отбирает и распределяет вовремени методы изучения детей и диагностические методики.
Здесь исследуются личностные особенности, познавательнаясфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений.Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, которыйотражает уровень развития ученика на каждом этапе.
Основным методом изучения учащихся является наблюдение.Преимущество этого метода заключается в том, что он дает информацию оповедении, поступках учеников в естественных условиях.
Педагог и воспитатель наблюдают за трудовой, игровой иучебной деятельностью школьников. Они оценивают, как учащийся относится ктоварищам, к взрослым, родителям, к самому себе, а социальный педагог подмечаетизменения микросреды, которая непосредственно влияет на формирование личности.Наблюдение дает полные сведения о ребенке, если оно сочетается с активнымвоспитательным воздействием на ученика. [20, 92]
Наблюдение сочетается с другими методами изучения учащихся.Начинается оно с изучения документов. Специалисты знакомятся с личными деламиребят, характеристиками (если они имеются), просматривают журналы за предыдущийгод. При помощи этого метода педагог получает первые сведения о коллективе икаждом учащемся в отдельности. Изучая документы, классный руководительнакапливает информацию о своих будущих воспитанниках из бесед с учителями,работавшими ранее с классом, директором школы, завучем, организатором, врачом,библиотекарем. [17, 67]
Педагоги беседуют с самими учащимися, их родителями, стоварищами. Беседы бывают фронтальными, групповыми, индивидуальными. С помощьюбесед удается выяснить не только интересы, взгляды учащихся, но и мотивы их поступков,действий.
Такому методу, как составление характеристики, отводитсяособое место. Цель этого метода — узнать не только того ученика, которогохарактеризуют, но и того, кто дает характеристику. В характеристиках чащеподчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии,образовании, воспитанности личности. Их обсуждение в классе существенно влияетна формирование общественного мнения. Составление характеристик можетпроводиться в устной и письменной форме, на классном часе или дома, на собранииили в свободном общении с воспитателем, психологом. На это не требуется многовремени, так как характеристики не должны быть подробными. Самое главное — подчеркнуть основное, доминирующее в том или ином ученике. [17, 70]
Еще одним методом изучения учащихся является написаниесочинения, например на тему «Мое общественное поручение» по следующему плану:
— Как я понимаю значение поручения для меня, класса (школы)?
-Хорошо ли я знаю свои обязанности по выполнению поручения?
— Все ли я смогу сделать по поручению?
-Мое отношение к дальнейшей работе по этому поручению.
Таким образом, диагностика в системе работы классногоруководителя играет одну из главных ролей. Ведь еще великие педагоги прошлогоговорили, что необходимо знать ребенка, его особенности характера и задатки,чтобы найти с ним общий язык, отыскать верные формы и методы работы, которыеподходили бы для работы с тем или иным ребенком, а также коллективом в целом. Вэтом и состоит суть диагностической работы классного руководителя, являющейся,в свою очередь, звеном такого направления, как педагогическая диагностика.
Диагностика в системе работы классного руководителя можетбыть предварительной, тематической, оперативной, итоговой.
Схема исследования развития личности учащегося предполагаеттакие аспекты, как изучение личностных особенностей учащегося, егопознавательной сферы, интересов и склонностей, а также места данного ученика всистеме межличностных отношений.
Основными методами изучения учащихся является наблюдение,беседы с учителями, изучение документов, составление характеристики, а также написаниесочинения самими учащимися на различные темы. Данные методы позволяют выявитьразличные качества личности ребенка, его интересы, способности, а также типтемперамента. Знание учителем типа темперамента каждого ребенка позволяетсоблюдать определенную закономерность размещения детей в классе, учитывая этотаспект.
Схема размещения детей в классе с учетом формулы темпераментапредставлена в приложении №1.
Знание особенностей темперамента ребенка позволяет опиратьсяна его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможетопределить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдутдела.
Следовательно, в ходе изучения школьников педагог не тольконе скрывает от них своих намерений, но и, наоборот, открыто действуя придиагностировании, вызывает у них желание познать себя, выяснить своидостоинства и недостатки, побуждая их к самоизучению, самовоспитанию.
Взаимосвязь изучения школьников классным руководителем исамоизучения ими самих себя является одним из эффективных путейсовершенствования процесса воспитания. В этом случае наиболее интенсивновзаимодействуют и дают положительный результат система воспитания и системасамовоспитания школьников. [15, 48]
Таким образом, ученик выступает одновременно объектом исубъектом диагностики, прогнозирования и целенаправленного формированиянравственного облика своей личности (воспитания и самовоспитания).
 
2.3 Методические основы диагностики классного коллектива
Классный руководитель, относящийся к своей работенеформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в которомон работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговыеисследования, которые помогают определить:
— уровень обученности учащихся;
— эффективность воспитательного процесса;
— уровень индивидуального развития учащихся и т. п.
Для отслеживания развития учащихся применяется комплекспсихологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ребенка. [18,65]
Диагностические исследования в коллективе учащихся можновести по следующей тематике:
— ценностные ориентации учащихся;
— социальные роли воспитанников;
— уровень сплоченности коллектива;
— уровень конфликтности класса;
— ранжирование качеств личности;
— состояние психологического климата;
— диагностика воспитанности школьников;
— уровень удовлетворенности учащихся и их родителейорганизацией воспитательного процесса в классе;
— уровень готовности к непрерывному образованию. [5, 24]
Классный руководитель может изучать познавательный потенциал
учащихся с помощью следующих методов и исследований:
— наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своемклассе;
— статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;
— изучения степени развития познавательных процессов ребенка;
— самооценки самих учащихся;
— экспертной оценки специалистов.
Нравственный потенциал учащихся классный руководитель можетизучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанностиучащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива. [9, 43]
Очень важным показателем развития классного коллективаявляется сформированность физического потенциала личности учащихся,удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классногоколлектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:
— тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» дляопределения нравственной направленности личности;
— методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;
— методика М.И. Рожкова «Определение уровня развитияученического самоуправления»;
— методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихсяшкольной жизнью»;
— методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенностипедагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Здесьприводится пример методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:
Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степеньсогласия с их содержанием, используя следующие баллы:
0 — совершенно не согласен;
1 — не согласен;
2 — трудно сказать;
3 — почти согласен;
4 — совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом ипомощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия дляразвития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня ксамостоятельности.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Анализ положительных и отрицательных ответов учащихсяпозволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, чтоявляется весьма важным показателем и помогает определить отношение не только кшколе, но и к классу, учителям, классному руководителю.
Содержание диагностикиучащихся можно свести кследующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье ифизическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности(внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая ипотребностно-мотивационная сфера, направленность личности, отношения, ценности.Я – концепция, наконец, поведение и поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом какгруппу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественноемнение, единство ценностей.
Схема изучения классного коллектива представлена на рис. 1.
Классный коллектив   Рис. 1. Схема изучения классного коллектива
/>

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данномэтапе, вносятся в социальный паспорт класса.
Методы диагностики класса
Наука предлагает большой арсенал методов диагностикиклассному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие,интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемыедля практического использования методы диагностики.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведенийоб учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать,но профессиональное наблюдение должно быть методически грамотным. Наблюдение состоитв сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методикатребует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества иособенности изучать, а также длительность и способы записи результатов.Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочнойработы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в периодвыполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьномвечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где накаждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение даетвозможность видеть ученика в естественных условиях.
Мастерами наблюдения были Я. Корчак, В.А. Сухомлинский. А.С.Макаренко вел записи о своих воспитанниках. В современной школе есть учителя,которые ведут интереснейшие дневники, содержащие подробные сведения обучениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но иих анализ. [7, 237]
Анкетирование и другие опросные методы дают разные сведения оличностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Поформе анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые(нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое делои требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочетполучить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которыхне должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений илегко их обработать, однако ответы могут быть не всегда полные, точные,искренние.
Беседа, более гибкий способ опроса, может бытьстандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросызадаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободнаябеседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных,развернутых сведений, однако требует определенного навыка. Например: «Какобычно проходит твой вечер?» — вопрос открытый, вместо закрытого: «Любишь ли тысмотреть телевизор?» В общем, беседа, как и наблюдение, наиболее естественныйметод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие не всегдаумеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике,как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путатьдиагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается.Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любоговозраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь.Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальныезнаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.
Для изучения личностных особенностей используют также анализдокументов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работучеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют для выявлениямежличностных отношений среди учащихся, то есть, микроклимата в классе. [4, 40]
В ходе реализации диагностико-прогностической системыклассный руководитель анализирует полученные данные и делает выводы овоспитанности школьников. Однако для того чтобы проследить изменения ввоспитанности и определить тенденции этих изменений, результаты педагогическогомониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными. Это ипедагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др.Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будетфиксировать диагностический материал. [18, 49]
Ведение педагогического дневника является самойраспространенной формой фиксации мониторинговых данных. Это также удачная форманакопления, осмысления фактов, характеризующих учащихся, осмысления материала,являющегося основой для постановки диагноза воспитанности школьников. [18, 49]
Дневниковые записи могут вестись по-разному:
— в свободной форме, когда на каждого ученика отводятсястраницы и по мере необходимости фиксируются данные по его развитию в течениеучебного года, фиксируются данные диагностических срезов и пр.;
— в форме картотеки — характеристики на каждого ученика, кудазаносятся показатели диагностики, само — и взаимодиагностики учащихся;
— в форме анализа данных, полученных в результате каждогодиагностического акта.
Возможна фиксация результатов в виде описательныххарактеристик по следующим параметрам:
— эмоциональные проявления;
— поведенческие образования;
— речевые изменения;
— характеристики, связанные с оформлением внешнего вида;
— новообразования во взаимоотношениях между детьми;
— изменения в социально-психологическом климате;
— расположенность к отдельным видам деятельности;
— изменения во взаимоотношениях со взрослыми;
— изменения в полоролевом поведении подрастающих детей и такдалее. [21, 84, 85]
В практике работы классных руководителей также частовстречаются диагностические карты. Они ведутся по коллективу в целом и большенапоминают карту-характеристику класса (таблица 2.1).
Некоторые классные руководители отмечают в такихкартах-характеристиках тип семейного воспитания, основные достоинства инедостатки учащихся, положение в коллективе, принадлежность к общественныморганизациям и неформальным группам, профессиональные намерения.
Таблица 2.1Карта – характеристика классаФ. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки)
  Отец, мать, место их работы
  Данные медосмотра (Н – нормально, С – сколиоз, З – зрение, С – слух, СРД – сердечное заболевание)
  Успеваемость Выше других предметов
  Ниже других предметов Наличие повышенных способностей, специальных умений (указать предмет и доминирующие оценки по нему)
  Проявление в труде (Т – трудолюбив, ИТ – избирательно трудолюбив, Н – непостоянен, Л- ленив)
  Дисциплина (В – высокий уровень, С — средний уровень, Н – низкий уровень)
  Читательские интересы (по жанру)
  Занятость во внеурочное время Кружки
  Факультативы
  Секции
  Поручения
  Увлечения
  Уровень воспитанности (В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень) с указанием доминанты (положительной или отрицательной)
  /> /> /> />
Тщательное изучение учащихся и ученического коллективапозволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания иобучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу сдетьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей,формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом,прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель,основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощьученикам в их учебной деятельности и в общении, Конечно, необходимообеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работадолжна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельностьспособствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений сучениками, родителями, окружающими.
Педагогический мониторинг — это деятельность, которая лежит воснове организации целостного педагогического процесса. Она является составнойчастью общей системы воспитательной работы классного руководителя и выступаеткак главнейшее условие модернизации воспитания школьников. В этой деятельностинеобходимо сотрудничество учителей-предметников, психолога, социальногопедагога, классного руководителя.
Таким образом, классный руководитель призван не толькокоординировать деятельность учащихся и следить за состоянием протеканияпедагогического процесса, но также и реализовывать аналитико-диагностическуюфункцию, то есть, выявлять уровень обученности и воспитанности школьников, каквсего коллектива в целом, так и каждого учащегося в отдельности. В этом емупомогут такие методы исследования, как наблюдение, беседы с учителями –предметниками, с психологом, родителями, анкетирование, тестирование, анализпродуктов деятельности учащихся, написание всевозможных сочинений и другие.Только в том случае классному руководителю удастся создать благоприятныеусловия для полноценного развития личности школьников, для формированиявысокоорганизованного классного коллектива и осуществление процесса воспитаниябудет протекать намного легче и эффективнее.

Заключение
В настоящее время перед обществом стоит одна из главных задач– воспитание достойного поколения, с развитой и высоконравственной системойценностей и жизненными приоритетами. Учебные заведения в этом играют главнуюроль, наряду с семейным воспитанием. Задачи воспитания могут быть решены лишь втом случае, если у молодого поколения будет надежный наставник, «путеводитель»,который покажет детям верную дорогу в большую жизнь. И так как родители никогдане были и не будут единственными воспитателями своих детей, то данная рольотводится классному руководителю, функции и полномочия которого, в связи ссовременными требованиями, значительно расширяются.
Чтобы обеспечить нормальное развитие коллектива и каждогоребенка, как личности, классный руководитель становится исследователем.Педагогический мониторинг, таким образом, становится основой деятельностиклассного руководителя.
В ходе выпускной квалификационной работы было выяснено, чтоклассный руководитель – это организатор и руководитель целостногопедагогического процесса, который должен обладать такими характеристиками, какисследовательская компетентность, коадаптационное мастерство имедиаобразованность. Вместе с тем, классный руководитель решает задачи посозданию классного коллектива, организации различных видов деятельностиучащихся. И все это осуществляется на фоне развития способностей, интересов,склонностей детей. Поэтому в данном случае приобретает значимостьдиагностическая деятельность классного руководителя.
В поле его деятельности входит диагностика как личностикаждого ребенка, так и всего детского коллектива в целом, для чего используютсяразличные формы, методы исследования, такие как беседы с учителями-предметниками, с родителями, с психологами, наблюдение, анкетирование, анализпродуктов творческой деятельности, социометрия, мониторинг. Все это являетсяобластью педагогической диагностики.
Методики различных авторов, таких как Андреев А.А., Рокова М.И,Степанов Е.Н, Шилова М.И., Щуркова Е.Н., позволяют классному руководителювполне объективно увидеть и оценить картину развития классного коллектива иличности детей, для того чтобы наметить дальнейшие пути формирования данногоколлектива в организованный, сплоченный и ответственный.
Педагогический мониторинг сводит к минимуму стихийность вформировании, образовании и развитии личности, делает процесс воспитания болееуправляемым, повышает качество воспитания. Возникающая при этом взаимосвязьизучения и самоизучения воспитанности выступает в качестве главнойпсихологической предпосылки активного и доброжелательного восприятияшкольниками педагогических требований классного руководителя и учителей, чтоприводит к объединению процессов воспитания и самовоспитания и повышает темсамым эффективность целенаправленной воспитательной деятельности.

Список используемой литературы
 
1. Введение впсиходиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебныхзаведений / М.К. Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 3.
2. Воронов Е.А.Классный руководитель как психолог // Воспитание школьников, 2005, №8. — С. 10.
3. Капустин Н.П.Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель,2005, №2. — С. 6, 8.
4. Классномуруководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемахвоспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классныхруководителей) / Под общ. ред. Сметанина В.И., Кривошеева В.Ф. – М., 2003. — С.40.
5. Кузнецов Ю.К.План работы классного руководителя: учеб. пособие. – Калинин, 2004. — С. 24,57.
6. Классныйруководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И. – М., 1955. – С. 291.
7. Педагогическийсловарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 1960. – С. 237, 523.
8. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. — С.187.
9. Практикум повозрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., — С.П.: Речь,2002. – С. 39, 43.
10. Прихожан А. М.Диагностика эмоционально — ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет //Детский практический психолог. — Июль. — 1995. — С. 32.
11. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2кн. – М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — С. 78.
12. Российскаяпедагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 430, 444.
13. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.:Аспект Пресс, 1995. – С. 167, 170, 186.
14. Соколинская Г.К.Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классныйруководитель, 2005, №5. – С. 25.
15. Стефановская Т.А.Классный руководитель (вчера, сегодня, завтра) – Иркутск, 2002. – С. 15, 48,67.
16. Стефановская Т.А.Классный руководитель в современном образовательном учреждении – Иркутск, 2002.– С. 16, 32, 50.
17. Стефановская Т.А.Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2006. – С. 67, 70, 127, 185, 190, 193, 195, 197, 199.
18. Стефановская Т.А.Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя– Иркутск, 2002. – С. 26, 27, 48, 49, 65, 76, 84, 86.
19. Ушинский К.Д.Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. — С. 125, 237.
20. Фридман. Л.М.Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1991.– С. 89, 92.
21. Щуркова Н.Е.Классное руководство: Рабочие диагностики. – М., 2002. – С. 84, 85.
22. Щуркова Н.Е.Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 2006,№1. – С. 17, 18.
23. Щуркова Н.Е.Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 2004, №1. С. 12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.