Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей на уроках физики путем использования научно-популярной и художественной литературы

Введение
В системе средств оптимизацииобучения большое значение принадлежит умению формировать познавательныеинтересы школьников.
Идея формированияпознавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Болееважным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученикаделом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонностив каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.
Творческое отношение ктруду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.
Физика формируеттворческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е.способствует воспитанию высоконравственной личности.

1. Познавательная рольфизики
Наличие познавательныхинтересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качествазнаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции,что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразиепознавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательныминтересом, углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересыучащихся к физике складываются из интереса к явлениям,фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретическогознания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическимии экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки.Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда теили иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненнуюзначимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубокоизучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный,поверхностный характер.
На первой стадииу школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрацииэффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, отнеобычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретныхзнаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законовпроисходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающеезначение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастаетв любознательность.
Стадия любознательностихарактеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, большеузнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараютсясамостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь такорганизовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое,испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадияпроявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевымиусилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обученияфизике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления;затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование итеоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее кпониманию физической картины мира.
Все темы курса физикисодержат внутренние возможности для формирования познавательных интересовучащихся.
Как же пробудить уучащихся интерес к предмету? Индивидуальные условия школы заставили меня искатьсвои тропинки к сердцу и уму учащихся.
При первой же встречеребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможногоэмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предметуи качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.
На микробеседах говоримоб отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки итехники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланироватьэти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к.зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «М.В.Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболееинтересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки.Перед уроком на тему «Давление» подбираю материал о получении в нашейстране искусственных алмазов. Изучение темы «Вес тела» обязывает менябыть готовым к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, окосмических кораблях и их создателях.
Немалый интерес кфизике прививают уроки-семинары. Их я организую в 9 – 11-х классах и обычносвязываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движениеискусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. Занеделю до проведения урока-семинара учащимся сообщаю его тему, дату, переченьлитературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делаюсама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развиваютих эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средстваподдержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.
Поэтому при прохождениитемы «Тепловые двигатели» я провожу урок-семинар, предварительно давучащимся следующее задание:
· выяснить,каково применение тепловых двигателей: 1) в нашем совхозе, 2) в соседнемсовхозе;
· узнатьо перспективах использования тепловых двигателей в обоих совхозах;
· составитьпредставление о планах выпуска тепловых двигателей и их использование в нашейстране.
Ребята такие заданиявыполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок-семинар проходит живо,интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают,где и почему они используются.
В 9-м классеудачно прошел семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому полю.Готовились к нему две недели. Ученикам была указана соответствующая литератураи предоставлены необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре покаждому вопросу выступали два ученика: один сообщал теоретические сведения,второй демонстрировал эксперименты. После своего выступления ученики обращалиськ одноклассникам, предлагая объяснить увиденные опыты… Моя роль сводилась кдополнению и обобщению материала, а также оценке выступлений не толькодокладчиков, но и всех принимавших участие в семинаре.
Чтобы активизироватьпознавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логическойпоследовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно итребующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос «С какимускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему всетела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»
Использованиехудожественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет уроки способствует активизации познавательной деятельностиучащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостногопредставления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребностьв чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать ихрасположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует егоусвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы оравнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука»,пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «вози ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок изстихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классесодержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить сутьотносительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив,любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора.Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточныеслова: «Ехала деревня мимо мужика.
В 10-м классепри изучении молекулярной физики использую загадки: вокруг носа вьется, а вруки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П. Ершова „Конек-горбунок“помогает одинадцатиклассникам создать верное представление о явлениилюминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.
Названные выше произведенияиспользую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даюкраткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это учеников, рекомендуюпрочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемомуматериалу.
Использованиепроизведений искусства в процессе обучения физики есть один изпримеров повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физикишкольники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так,законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света вкаплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на воднойповерхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными иоптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснитьнеобходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и ихоттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе „Оптика“спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенностивосприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущениятепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущенияшироко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило,окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Материал курса физикиоткрывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи наукидля дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использованиепри обучении физике произведений изобразительного искусства повышаетэмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получениюглубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитыватьэстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукциихудожественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, чтонаука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любомучеловеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Активизироватьпознавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента.Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся сиспользованием каких-то подручных средств, а не специального школьногооборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться сразличными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные,классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке уменийсамостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умениепознавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даюзадание: „Исследуйте зависимость скорости испарения от температурыокружающей среды“. Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составитьплан выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить навопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же времяпроверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Илитакой домашний эксперимент: „Определите объем небольшой картофелины.Вычислите ее массу“. Правильность определения объема картофелины отражаетумение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяютоценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единицизмерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнениюработы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление иполучение результатов.
При организации ипроведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работыдолжны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления;привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными науглубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. Привыполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы иматериалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучениенекоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.
Домашниеэкспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения имисоответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связьмежду материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием,мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.
Приведу несколькопримеров домашних экспериментальных заданий.
– Определите пределизмерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можноизмерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхностиобеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 им3.
– Вставьте плотноворонку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете?Почему вода не вливается в „пустую“ бутылку?
– Вырежьте из листабумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они?Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почемулепестки прилипают друг к другу?
– Возьмите электрическуюлампу и новый подвесной патрон. Изучите их устройство. Покажите и нарисуйтетокопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части иклеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону илампе. Соберите патрон.
Использование заданийна воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения иконтроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могутзанимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобыкроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышениюэффективности обучения, я составляю их на базе основного программногоматериала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названияприборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На урокахкроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материалаучащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так,чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и пониманияфизического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; этопозволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я неограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной.Полезно привлекать к их придумыванию учащихся.
Как показываетпрактика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости отуровня развития интереса ребят к предмету, а сама структура познавательногоинтереса сложна, многогранна и тесно связана с другими психологическимипроцессами и эмоциями.
Можно выделить дваосновных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебногоматериала,
2) организация учебнойдеятельности.
К первому источникуотносятся следующие стимулы:
· новизнаматериала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
· обновлениеусвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей,отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что ужеизвестно);
· историзмпреподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, избиографий великих ученых);
· показпрактического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержаниемрассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народногохозяйства;
· ознакомлениес современными научно-техническими достижениями в различных областях –космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.
Ко второму источникуорганизации учебной деятельности относят:
· включениев занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;
· проблемноеобучение;
· постановкупрактических работ (исследовательских, творческих).
Хочу подчеркнуть:формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, преждевсего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, сучетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которыеслабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.
2. Использованиелабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества
Призванный утвердитьфизику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первогознакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измеренияколичественных характеристик явления; проверки сформулированного учителемзакона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.
Само место фронтальногоопыта при изучении физики может быть различным. Например, вариант егопостановки в ходе знакомства учащихся 10-го класса с понятием температуры.
Эксперимент начинаетсяпосле того, как его участники, опустив термометры каждый в свой сосуд, навопросы: как изменяются со временем показания твоего термометра после егопереноса в сосуд соседа? (Оба ученика переносят термометры одновременно).Температуру чего показывает твой термометр в первый момент после переноса его всосуд соседа? Почему при измерении температуры человека медицинским термометромего надо держать 5-10 мин? Нельзя ли провести измерения быстрее? Одинаковы лирезультаты измерения температуры воды в одном и том же сосуде, полученныеразными участниками? Почему? Что изменилось бы в результатах, если бы сосудыбыли очень маленькими? В опыте органично сочетаются элементы теоретическогообобщения и экспериментального исследования. Важно, чтобы в дальнейшемполученные при этом знания были логично развернуты и использованы в другихформах работы.
С целью повышениякачества знаний учащихся я при изложении учебного материала стараюсь развитьпознавательный интерес школьников к изучаемому, воздействуя на эмоциональнуюсферу их личности (помня образное выражение одного из ученых, что наука – дочьудивления и любопытства).
Для этого используется парадоксальныевопросы-задачи, которые вызывают удивление учащихся, заставляют их думать, асамое главное – привлекают внимание каждого, способствуют лучшему пониманиюфизических законов и явлений. Подобные задачи можно подобрать к каждой темекурса.
Опыт показывает, чтоналичие интереса к изучаемому предмету повышает внимание рассматриваемыхвопросов и, следовательно, способствует получению более прочных знаний.
Сформировать глубокиепознавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, ненужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогдау многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет вглубокий и стойкий интерес к науке физике.
В этом плане особоеместо принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность.Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувствоудивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительногонастроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимоот их знаний, способностей и интересов.
Следует различать двестороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенныеметодические приемы.
Чтобы используемыйзанимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд,нужно соблюдать следующие требования.
1. Занимательныйматериал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлятьмысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрениявопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью „Загадка водянойкапли“, а ученики 8-го класса при изучении раздела „Тепловые явления“– статью „Жара и холод“.
2. Занимательныйматериал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызыватьпознавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственныесвязи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет кразвитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителюследует ставить перед учениками вопросы: „Как?“, „Почему?“,»Отчего?"
3. Занимательныйматериал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню ихинтеллектуального развития. Например, при изучении в 10-м классе броуновскогодвижения лучше привести образное описание этого явления, данное немецкимфизиком Р.В. Полем в книге «Механика, акустика и учение о теплоте».
4. Дополнительныйматериал, выбираемый учителем для урока, должен соответствовать увлечениямучеников.
5. Занимательныйматериал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким,эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести науроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколькоэффектных, но малозначащих фактов.
Место занимательностина уроке может быть различным.
Таким образом,активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можноразличными способами, но следует помнить, что эта активизация не должнасводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельныхработ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны вмаксимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
3.Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики напримере закона архимеда
Борьба за действенность знанийдолжна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладенияучащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения имисистематического курса физики.
Прежде всего, знания учащихсядолжны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то, что нетвёрдознаешь. В чём плохо разбираешься. Учащиеся должны хорошо понимать физическуюсущность рассматриваемых явлений, закономерностей.
При отсутствии этих качеств знанияоказываются формальными. Если ученик выучил формулировку того или иногофизического закона, но не понимает физической сущности его, не видит в нёмсмысла, не находит связи с прежде выученным, то разумеется, не сможетиспользовать его в практических целях.
Например, при изучении понятия «массы»в 7–м классе поясняются признаки понятия, т.к. уровень знаний учащихся недостаточен для осмысления определения. Но, не поняв физического смысла этихпризнаков, невозможно будет в 9–м классе понять определение «массы».
Одна из основных причин слабогопонимания сущности физических законов, понятий – малая активность учащихся вовсём процессе классной работы, что является необходимым условием для сознательногоусвоения ими изученного материала. Кроме того, при этом условии возможнонаиболее эффективное разрешение задачи – привить учащимся навыки практическойдеятельности, развить у них умения применять свои знания в решении практическихзадач.
Малая активность учащихся приизучении нового материала благоприятствует такая организация урока, при которойизучение нового материала производится почти исключительно в форме рассказаучителя. Такое построение урока не может обеспечить активное участие всего класса(или большей его части), т.к. доля участия учеников не может быть большой.Учащиеся неизбежно оказываются в роли только слушателей. При изучении новогоматериала между учителем и учащимися должен существовать, возможно, большийконтакт.
Поэтому, изучая новый материал,нецелесообразно вести урок лекционно. Учитель должен не только вести за собой всвоих рассуждениях и во всей своей работе класс, но и вовлекать учащихся вактивную вместе с ним работу. Таким образом привлекать учащимся начальныенавыки самостоятельного логического мышления, навыки последующейсамостоятельной работы.
Активное участие в изучении новогоматериала может быть обеспеченно такой постановкой занятий, при которойизучение идёт при совместном разрешении тех вопросов, проблем, которыевозникают перед учителем и учащимися в связи с прежде изученным материалом.Осуществление такой организации изучения материала может идти следующимобразом:
· Надосоздать у учащихся перспективу в предстоящей им работе. (В этом случае лучшевсего, опираясь на ранее изученный материал, поставить перед учащимися новуюпроблему, подлежащую разрешению.)
· Необходимонаметить пути и способы разрешения выдвинутой проблемы.
· Послетого, как будет создана перспектива в работе, можно приступить к совместномуразрешению той задачи, которая логично возникает перед учителем и классом.Например, урок изучения нового материала по теме «Закон Архимеда», 7класс. Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся вспомнить одавлении жидкости на погруженное в неё тело и с помощью учителя прийти квопросу:
«Как давит жидкость напогруженное в неё тело правильной формы (например, формы куба)?» На доскупроецируется чертёж.
Чертёж б) конечный чертёж, егоможно проецировать на экран последовательно.
Классу ставится вопрос: «Каквелика сила давления, производимая жидкостью на левую грань бруска ab „слеванаправо“?» Опираясь на знания прошлого урока, учащиеся дадут ответ,после чего следует второй вопрос о силе давления на грань куба cd «справаналево». После этого делается вывод (можно позволить учащимся сделать егосамим, а затем скорректировать): тело будет сжиматься с боков, но эти силы небудут заставлять тело тонуть или всплывать, т.к. глубина их погруженияодинакова, следовательно, и силы, действующие на них, одинаковы и направлены впрямо противоположные стороны. Затем, следует вопрос о том, как велика силадавления на грань bc «сверху в низ». Лучше всего на чертеже показатьвертикальный столб жидкости befc рядом с кубом. После этого следует вопрос осиле давления на грань куба ad «снизу вверх». Она равна весу вертикальногостолб жидкости aefd. На чертеже штриховка второго столба сделана в иномнаправлении, чем первого, что даёт возможность видеть: штриховка на частистолба befc по объёму равна их разности. Класс делает вывод, что давлениежидкости на куб снизу больше, чем сверху.
Логические выводы, полученные врезультате разрешения поставленных проблем, можно проверить экспериментально. Впроцессе опыта неизбежно возникает вопрос: «На сколько больше эти силы?»В результате учащиеся выясняют: на столько, на сколько весит вытесненная теломжидкость.
Итогом всей работы становитсявывод, который является законом Архимеда.
Путь от теории к опыту позволяетизучить новый материал, исследуя новую проблему. В этом случае учащиесяявляются не только слушателями, а активными участниками разработки возникшейперед ними проблемы, развивая исследовательские навыки. Таким жеисследовательским методом можно провести урок от опыта к теории, но этот путьлучше всего применять в старших классах.
Активизация деятельности учащихсяна первых порах идёт с большим трудом. Одна из причин – мало времени. Учительдолжен хорошо знать всех своих учеников. Во время урока необходимо держать вполе зрения весь класс, и участи в разборе нового материала необходимосогласовывать со знаниями и индивидуальными особенностями учеников.
Например, основную мысль можетподать наиболее сильный человек, а при обсуждении необходимо привлекать всехучащихся.
Активизировать же деятельностьучащихся возможно и на других этапах урока, а так же и на уроках других типов,при выполнении домашних заданий. Например, работа с кроссвордами призакреплении темы или раздела, написание мини–сочинений, сказок или рассуждений,выполнение домашнего эксперимента, Интернет–уроки, презентация темы или разделаи т.д.
Активизируя деятельность учащихсяна уроке, его нужно организовать так, чтобы структура урока обеспечивала:
· Проверкуподготовки учащихся к разрешению проблемы; изучение нового материала требует отучащихся хорошего знания материала предыдущего урока, поэтому в начале урокаследует проверить знания учащихся.
· Привлечениеучащихся к выдвижению новой проблемы.
· Установлениепутей и способов разрешения выдвинутой проблемы учителем вместе с учеником.
· Разрешениевместе с учащимися выдвинутой на данном уроке проблемы.
· Привлечениеучащихся к анализу полученных результатов.
· Проверкаусвоения учащимися нового материала.
Один из приёмов достижения успеха,работая по данной проблеме, выше предложенным способом – создание проблемныхситуаций.
Учитель, создавая проблемнуюситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Такимобразом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат унего образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемнойситуации – это акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использованиеиндивидуального подхода.
Методические приёмы созданияпроблемной ситуации:
· Учительподводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения.
· Сталкиваетпротиворечие практической деятельности.
· Излагаетразличные точки зрения на один и тот же вопрос.
· Предлагаетклассу рассмотреть явление с различной позиции.
· Побуждаетобучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
· Определяетпроблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
«Закон архимеда»
Цель:
1. Раскрыть учащимсяфизический смысл закона Архимеда через эксперимент, использование Т.С.О.,исторический материал.
2. Развивать логическоемышление учащихся через анализ фрагментов из художественной литературы.
3. Формировать уучащихся любовь к книге как источнику знаний.
Оборудование урока: видеопроектор,кодоскоп, приборы для демонстрации опыта с «ведерком Архимеда»,динамометр демонстрационный, кирпич на резиновом шнуре, аквариум с водой,пробка. На каждом столе: болт на нитке, стаканчик с водой, учебный динамометр,мишень для игры «Снайпер».
Оформление доски:
«О выталкивающейсиле знали все, а чему она равна — понял один» Д.М. Балашов
/>
I. Организационныймомент (2')
Ребята, вы видели телевизионныйфильм «Капитан Немо»? Как вы думаете, это фантастика или реальность?!Если внимательно прочитать книгу французского фантаста Жуль Верна «Двадцатьтысяч лье под водой», то вы убедитесь в научной справедливости некоторыхэпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законыфизических явлений. И он не одинок.
II. Актуализация знаний(5')
Русский писатель А.П.Чехов в повести «Степь» пишет: (цитаты лучше зачитывать изкниг-первоисточников для реализации 2 и 3 цели).
«Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упалв воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная иприятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх...»
Какая же силаподхватила Егорушку и подняла вверх? Правильно — выталкивающая сила. Давайте свами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она — именинница.
На доске заранеезаготовлен кроссворд. Учащиеся, отвечая на вопросы устно, быстро заполняют егона доске.
Вопросы к кроссворду:
1. Имякакого ученого носит закон, который утверждает: «Давление, производимое нажидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа».(Паскаль.)
2. Прибордля измерения силы. (Динамометр.)
3. Куданаправлена выталкивающая сила? (Вверх.)
4. Спогружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величинахарактеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
5. Математическаявеличина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)Допишем формулу на доске, она нам пригодится.
6. Сила,действующая на попру или подвес. (Вес.)
7. Ану-ка, быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнатьвнутри
У жидкости…(Давление.)
Формулу дописать надоске.
8. Асейчас я задам последний вопрос, а вы хором ответите на него, прочитав, чтополучилось по вертикали в выделенных клетках:
Скажи, какой великийчеловек
Прославил свой далекий,древний век
Тем, что открыл дляжидкости закон,
Тем, что навек был вфизику влюблен.* (Архимед.)
*Здесь и далеечетверостишия к опытам из книги И.Я. Ланиной «Внеклассная работа по физике»
III. Объявление темыурока (8?) (Исторический материал.)
Тему урока, ребята, выопределили сами и она уже на доске, запишите ее в тетради.
Закон Архимеда.
А вы знаете, почемувыталкивающая сила — именинница? Потому что у нее сегодня появилось имя, имявеликого мыслителя древности — Архимеда. А чем же он так знаменит? На помощь кнам спешит книга Ефима Ефимовского «След колесницы». Зачитаемфрагмент.
Сиракузы. III век донашей эры.
Автор:Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царяГиерона,
Какой для царя самыйважный предмет?
Вы все догадались —корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много—
Сколько нужно — в самыйраз.
Ювелиру на заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон,
Чистым золотомсверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить сереброможно к золоту хитро,
А того и хуже — медь
(если совесть неиметь)…
Гиерон:Вот корона, Архимед,
Золотая, или нет?
Архимед:Чистым золотом сверкает.
Гиерон:Но ты знаешь, все бывает!
И добавить сереброможно к золоту хитро,
А того и хуже — медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал ячто-то:
Честно ль сделанаработа?
Можно ль это, ты скажи,определить?
Но корону не царапать,не пилить…
Автор:И задумался ученый,
Что известно? ВЕСкороны,
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думалднем.
И однажды в ванне моясь
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны
И помчался к Гиерону
Не обут и не одет…
А народ кричит вослед:
Что случилось, Архимед?
Может быть,землетрясенье?
Или в городе пожар?
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, исмятенье!
Он промчался мимостражи.
Архимед:Эврика! Нашел решенье!
Автор:Во дворец примчался он
Архимед:Я придумал, Гиерон!
Во дворце
Архимед:Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон: Тыоденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
И расскажешь все полом!
Архимед:Пусть весы сюда несут
И с водой большойсосуд…
Все доставить Гиерону!
(Слуги все приносят)
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой…
(Находит кусок золота,по весу равный короне)
Гиерон:Все понятно!
Архимед: Нет,постой!
Мы теперь корону нашуопускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку покраю.
Гиерон: Акорону?
Архимед:Вынимаю.
В воду золото опустим…
Гиерон:В воду золото? Допустим…
Архимед:Поднялась опять вода
Метку ставлю я …
Гиерон:Куда?
Архимед:Ну конечно же по краю.
Гиерон:Ничего не понимаю.
Лишь две черточки явижу:
Эта — выше, эта — ниже.
Но какой же выводглавный?
Архимед:Равный вес.
Объем — не равный!
Понимаешь, Гиерон.
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсемпростой:
Тело вытеснит…
Гиерон:Постой!
Говоришь, объем неравный?
Мастер мой — мошенникявный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
Автор: Наэтом прервалась беседа…
Немало воды утекло сстой поры,
Но помнят законАрхимеда
(Через видеопроектор наэкран проецируем иллюстрации. Если нет Т.С., то необходимо нарисовать на бумагеатрибуты – уравновешенные весы с короной и куском золота, чан с водой сотметками уровня воды с короной и с золотом. Наглядность необходима дляподготовки учащихся к восприятию физического опыта с «ведерком Архимеда».Мною практиковалось проигрывание спектакля в лицах. Это, естественно, требуетдополнительной подготовки учащихся и весь реквизит, чтобы обыгрывать сцену.
Наибольшейэффективности запоминания, а, главное, понимания физической сути открытия и егоценности, удавалось добиться именно включая в урок спектакль. Следует, однако,учесть эмоционально-психологические доминанты в классном коллективе и то, чтоисторический сюжет – это лишь подготовка к осознанному восприятию физическогоопыта).
Учитель: Теперь нампонятны слова Д.М. Балашова, которые написаны на доске, и почему выталкивающуюсилу назвали Силой Архимеда.
IV. Объявление темыурока (12')
1. Фронтальныйэксперимент (3')
Ребята, какэкспериментально, опытным путем можно определить выталкивающую силу Архимеда,действующую на любое тело, погруженное в жидкость? Хотя бы на эти болтики, чтолежат у вас на столе?
/>
В воде тело стало легчена 0,1Н, это и есть величина />
Вам достался болтик, амне кирпич. Как же мне определить />, ведь динамометр не выдержиттакой нагрузки?
Поднимаю кирпич,резиновый шнур растягивается. Опускаю в аквариум и резиновый шнур заметносократился. Определить />в данном случае нам поможет ЗаконАрхимеда, но его еще надо вывести.
/>
2. Вывод формулы
Через кодоскоппроецирую рисунок с прошлого урока, а нижнюю часть закрываю.
«Вопрос непрост
Прошу подумать всех,
Докажет кто, чтожидкость
Давит снизу вверх».
/>по закону Паскаля
Закрываю нижнюю частькодопозитива и открываю её после опыта с «ведёрком Архимеда».
/>
/>
3. Опыт с «ведеркомАрхимеда» (3')
/>/>
Опустим цилиндр в водуи соберем всю вытесненную воду в стакан. Выливаем собранную воду из стакана введерко; 1) стрелки сравнялись: />; 2) ведерко полное: />. Открываемнижнюю часть вывода и проецирую на экран с комментированием и ссылкой нарезультаты эксперимента. Выключаю кодоскоп. Запишите вывод самостоятельно рядомс рисунком, сделанным на прошлом уроке на заранее оставленном месте. Через 2–3мин. Высвечиваю для проверки.
4. Вывод и формулировказакона. (2')
/>— на доске и в тетради.
Выталкивающая сила,действующая на погруженное в жидкость (или газ) тело, равна весу жидкости (илигаза), вытесненной этим телом.
V. Решение задачи(5’)
Ребята, вы-то молодцы, />, действующуюна болтики, нашли, а вот как же быть с кирпичом?
Дано:
/>
/>
Решение:
/>
Если тело в жидкостьопустить,
Будет сила снизу нанего давить.
Почему же телопогружается,
Может быть, здесьфизика кончается?
Ответ: />, действующая на кирпич?12,5 Н. />,поэтому он тонет.
Дома: Рассчитайте />и сравните с />.
VI. Закрепление. (7')
Возвращаемся вчитальный зал и попытаемся проанализировать эпизоды из литературныхпроизведений, опираясь на Закон Архимеда.
(1) «Умная галка».Так называется небольшой рассказ Л.Н. Толстого.
Хотела галка пить. Надворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзябыло достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что водастала выше и можно было пить.
Зачем галка бросалакамни? Почему вода поднималась?
(2) Н.А. Некрасов. «ДедушкаМазай и зайцы»
…Мимо бревно суковатоеплыло,
Сидя, и стоя, и лежапластом,
Зайцев с десятокспасалось на нем.
«Взял бы я вас —да потопите лодку!»
Жаль их, однако, дажаль и находку —
Я зацепился багром засучок
И за собою бревноповолок…
Почему Мазай зацепилбревно, а не посадил зайцев в лодку?
FA >…,если VT >…
(3) К.Г. Паустовский,эпизод из повести «Кара-Бугаз».
…Наш кок отпросилсяискупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всемтщании, кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшилонесколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, чтовода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе — серную кислоту…
Почему кок не смогискупаться в заливе Кара-Бугаз?
FA >…,если ж >…
(4) В отрывке из романаВ.Д. Иванова «Русь изначальная» рассказывается, как воин-разведчикРатибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длиннуютолстую тростинку, …чтобы дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтымвоском… придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеимируками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой,Ратибор устроил петлю для руки…
Зачем Ратибор оделкольчугу и еще взял камень?
/>
(5) Опускаю в водуаквариума болтик и пробку и сопровождаю опыт строками:
Если взять два разныхтела,
В жидкость опуститьодну,
Видно, что одновсплывает
А другое вмиг ко дну.
Жидкость та ж, сомненьянет,
Ну а в чем же здесьсекрет?

Литература
1.  ШмаковС.А. Игры учащихся – феномен культуры, — М.: Новая школа, 1994 г.
2.  ЛанинаИ.Я. Внеклассная работа по физике, — М.: Просвещение, 1977 г.
3.  СтепановаГ.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.:Специальная литература, 1995 г.
4.  СёмкеА.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, — М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.