Реферат по предмету "Педагогика"


Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей

Министерство образованияавтономной республики Крым
Крымскийгосударственный инженерно-педагогический университет
Факультетзаочной формы обучения
Контрольнаяработа />по школоведению (дисциплина)
Тема:Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогическогомастерства учителей
Студентки МикульскитеС.И.
Специальности начальноеобучение
Курс 2 № зачетной книжкиЗНК-6-03-05
Руководитель Чебоненко
Ирина Алексеевна
г.Симферополь, 2004 – 2005 уч. год

Содержание
1.  Школыперспективного педагогического опыта
2.  Формыработы школ перспективного педагогического опыта
3.  Проблемныегруппы учителей
4.  Рользавуча в работе школ перспективного педагогического опыта

В повышении эффективности учебно-воспитательногопроцесса большую роль играет перспективный педагогический опыт. Он являетсяодним из важнейших резервов совершенствования урока, повышения результативностипедагогического труда и качества знаний учащихся. Это наименьшая известнаяформа методической помощи учителю в повышении эффективности урока и всегоучебно-воспитательного процесса в целом.
Школыперспективного педагогического опыта – яркий пример совершено новых отношенийлюдей в процессе их трудовой деятельности. Они возникли по инициативе лучших,опытных педагогов, преследуют одну цель – передать знания, опыт, мастерствомолодому учителю, помочь ему стать мастером педагогического труда.
Школаперспективного педагогического опыта – это по существу составная часть методическогообъединения учителей, ее более мобильная и оперативная группа. Из числа лучших,более опытных учителей выделяются руководители школ передового педагогическогоопыта, которых затем утверждает педагогический совет или методический советшколы.
Руководительшколы перспективного педагогического опыта знакомит с работой своей школычленов методического объединения, методический или педагогический совет школы.План работы школы перспективного педагогического опыта входит в план работыметодического объединения. Все слушатели школы перспективного педагогическогоопыта являются членами методического объединения и работают в его составе всоответствии с требованиями Устава школы.
Работа школыперспективного педагогического опыта по методам работы, и по организации, и поперечню решаемых вопросов отличается от методического объединения учителей:
1.        Школыперспективного педагогического опыта тесно связаны с непосредственными повседневныминуждами молодых учителей в овладении содержанием обучения, организационнымиформами, методами обучения и воспитания.
2.        Этоболее оперативная форма распространения перспективного педагогического опыта,перспективных методов труда и внедрения. Причем этот опыт передается ивнедряется не теоретически, а непосредственно на рабочем месте.
3.        Школыперспективного педагогического опыта позволяют более конкретно,дифференцировано и своевременно предупредить недочеты в работе учителей,оказывая повседневную, систематическую помощь.
4.        Школыперспективного педагогического опыта обеспечивают непрерывность процессаобучения и одновременно становление молодого учителя. Эту работу тоже надопланировать. План обеспечивает целенаправленность в работе,дисциплинированность. Всякое дело помогает осуществить его более организованнои четко.
Школы перспективного педагогического опытанаходятся в постоянном развитии, они все время совершенствуются.
Научить молодого учителя, вооружить егоперспективным опытом – это значит помочь ему овладеть системой работы,обеспечивающей высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.
Освещение перспективного педагогическогоопыта должно раскрыть такие вопросы как:
- высокийуровень теоретической и методической подготовки учителя;
- глубокое,всестороннее знание учителем предмета и умение использовать его для решенияпедагогических задач;
- организациятруда учителя, его творческая лаборатория;
- стильработы, индивидуальность его педагогического и методического почерка;
- психолого-педагогическаятехника;
- пониманиеучителем высоких задач по формированию у учащихся нравственности;
- результативностьучебно-воспитательной работы.
В ходе работы школы перспективного педагогическогоопыта необходимо научить молодого учителя максимально эффективно использоватьвсе педагогические средства, овладеть ими, творчески перенести их в свою практику.
Чтобы повысить эффективность школыперспективного педагогического опыта, необходимо учесть, что формированиесистемы работы молодого учителя, его опыта не может осуществляться толькосредствами показа, подражания, оно предполагает разнообразные формы работы всистеме школы передового опыта.
Специфика учительской профессии,динамичность условий, где постоянно надо искать и находить наиболее эффективныеформы работы, многосторонность педагогических задач, решаемых учителем, требуютиспользования многообразных форм и методов в работе школ перспективного педагогическогоопыта.
Формы работы школы перспективногопедагогического опыта могут быть разнообразными: формы теоретических занятий сучителями в школах перспективного педагогического опыта и практические занятия.
К практическим занятиям относится:
- наблюдениеуроков у руководства школы и анализ их в целях изучения системы его работы;
- наблюдениеуроков молодых учителей руководителем школы;
- взаимноепосещение уроков;
- организацияопережающих занятий руководителем школы и творческое перенесение опыта их проведенияна уроки молодого учителя.
Существуют и такие формы работы, какпрактические занятия вне уроков:
- семинары-практикумы,например практические занятия по применению технических средств обучения;
- консультациируководителей школы;
- индивидуальныйи групповой инструктаж учителей руководителем школы перспективного педагогическогоопыта;
- самостоятельнаяработа учителя в соответствии с планом самообразовательной работы и по рекомендациируководителя школы;
- знакомствос творческой лабораторией руководителя школы.
В конце года проводятся итоговые занятияшколы перспективного педагогического опыта, на которых определяетсярезультативность работы школы, отмечаются успехи учителей. На этих занятияхруководство школы дает характеристику молодому учителю, отмечает какимипедагогическими средствами, и в какой мере он овладел, дает рекомендации длядальнейшей работы по овладению теорией и методами обучения, посовершенствованию организации труда, улучшению использования оборудования итехнических средств обучения, по рациональному использованию рабочего времени.
К формам теоретических занятий в школеперспективного педагогического опыта можно отнести:
- совместноеизучение программ учебников, методических пособий, психолого-педагогическихтребований к урокам и факультативным занятиям, и дидактических преимуществобучения, их реализация, анализ уроков;
- изучениенаиболее актуальных вопросов педагогики и методики обучения;
- дидактическиетребования к организации проблемного обучения, проблемного изложения знаний,применение в обучении частично-поискового и исследовательских методов;
- способыактивизации познавательной деятельности учащихся;
- решениепроблемы, как учить школьников учиться, как организовать дифференцированныйподход в обучении на уроке;
- формы,методика и организация самостоятельный работы учащихся в ходе учебных занятий.
К формам практических занятий, проводимыхвне уроков относятся: коллективное планирование уроков и воспитательныхмероприятий; совместный отбор дидактического материала к урокам (наглядный итехнические средства обучения.); методы разработки уроков по теме поднаблюдением руководства школы перспективного педагогического опыта; совместнаяразработка тематики творческих и самостоятельных работ учащихся, проводимых науроках; коллективная разработка планов наиболее трудных в структурно-организационноми методическом отношении типов уроков: урока-семинара, урока-диспута,проблемного урока, урока самостоятельного изучения нового материала,повторительно-обобщающего урока, урока анализа контрольной работы, урокавнеклассного чтения по предмету, совместное планирование разнообразных видовсамостоятельных работ учащихся различной трудности, используемых на занятиях ив домашней работе, заслушивание докладов, сообщений слушателей школы по разнымвопросам теории и методики обучения и воспитания.
Содержание школы перспективного опытаопределяется дифференцированно каждой школой в отдельности с учетом специфики,научно-методической подготовленности учителей, стажа их работы.
Содержание программы школы диктуетсяочередными задачами, стоящими перед школой, необходимостью направить вниманиена отстающий участок в работе школы, запросами и потребностями учителей,необходимостью показать опыт лучших по новому, трудному, малоразработанному втеории и на практике материалу, чтобы повысить качество знаний, умений инавыков учащихся.
Общие направления в содержании работы школпередового опыта можно определить так:
–           изучениесовременных достижений науки, техники, искусства, культуры;
–           педагогикии психологии обучения;
–           изучениевопросов научной организации труда и внедрение научной организации труда впрактику работы учителей;
–           оперативноеизучение и внедрение перспективного педагогического опыта;
–           практическоеовладение учителями новыми, оправдавшими себя на практике приемами и методамиобучения и воспитания;
–           вооружениеучителя методами педагогических исследований, анализа, и оценки чужого и своегоопыта.
В педагогической практике можно наблюдатьеще одну форму методической помощи учителю – проблемные группы учителей,которые вносят весомый вклад в совершенствование учебно-воспитательногопроцесса, помогают учителю добиться методического совершенства, освоить новыеметоды обучения. Как и школы перспективного педагогического опыта, они такжеработают в системе предметных методических объединений.
Проблемная группа – это группа учителейшколы, работающая над какой-то важной проблемой дидактического илиметодического направления. В проблемную группу могут входить и учителя разныхспециальностей, из различных методических объединений.
В проблемных группах работаю учителя,которые в порядке самообразования, в соответствии с личным интересом включаютсяв эти группы и участвуют в совместном изучении и разработке намеченнойпроблемы. Занятия проблемной группы могут быть краткосрочными и длительными.Руководит этой группой один из опытных учителей школы, у которого эта проблемарешается успешно. Группа существует до тех пор, пока эта проблема не будетрешена теоретически и практически.
Работа завуча с руководителями школперспективного педагогического опыта имеет самые разнообразные формы. Посколькуруководители школ перспективного опыта и проблемных групп больше общаются сучителями, чаще бывают у них на уроках, лучше знают нужды отдельных учителей ибыстрее видят их продвижение вперед в освоении более высокого уровняпрофессиональной подготовленности, они периодически информируют завуча о работетого или иного учителя. Завуч и руководство школы сопоставляют свои наблюдения,выводы, намечают, если надо, план совместных действий в решении того или иноговопроса. Кроме того, информацию о научном уровне содержания уроков руководителишкол перспективного опыта и проблемных групп могут дать завучу болееисчерпывающую и компетентную, поскольку они в совершенстве владеют своипредметом. Таким образом, информация о ходе и результатах работы школперспективного опыта и проблемных групп позволяет завучу оперативно руководитьих работой. Другой формой руководства являются рабочие совещания сруководителями школ перспективного опыта и проблемных групп, на которых проводитсяобмен мнениями, знакомство с планами работы руководителей школ, уточняютсяграфики посещения уроков молодых учителей. Намечаются общие конкретные меры помощимолодому учителю.
Более плодотворной формой руководстваявляется личное участие завуча в работе школы перспективного педагогическогоопыта непосредственно на уроках, на заседании, когда обсуждаются теоретическиевопросы и анализируются уроки или отдельные моменты в работе учителя; личное присутствиезавуча на итоговых занятиях, на выставках-отчетах, которые практикуют некоторыеруководители после окончания работы.
Самое же результативное руководство – этопостоянное, целенаправленное общение завуча с руководителями школ и учителями,внимание к ним, забота об их теоретическом и методическом росте, повседневнаяпрактическая помощь и всемерное поощрение их усилий к овладению педагогическиммастерством.
Среди системы мер, направленных насовершенствование урока и повышение его обучающей и воспитывающей роли, насовершенствование учебно-воспитательной работы, немаловажное значение играютгрупповые методические консультации учителей, организуемые завучем. Групповыеконсультации могут посвящаться отдельным актуальным проблемам педагогики ипсихологии обучения, они могут носить тематический характер. Так, посещая урокиучителей или беседуя с учителями, завуч устанавливает, что некоторые учителя неумеют организовать дифференцированный подход в обучении на уроке, сочетатьфронтальную, индивидуальную и групповую формы работы на уроке. У других учителейнаблюдается шаблон в структуре, в композиции урока, методическое однообразие вобучении, третьи не могут вовлечь всех учащихся в активную познавательнуюработу на уроке. Завуч собирает тех, у кого обнаружены одни и те же недочеты.Он заранее готовится к консультации. Это может быть небольшое теоретическоесообщение завуча, подкрепленное иллюстративным материалом, или информацияодного из лучших учителей школы, у которого эта форма работы или метод обученияполучаются результативнее, чем у других. Консультация может носить формуактивного чтения и коллективного обсуждения ряда статей по одной какой-топроблеме. Завуч отбирает литературу и рекомендует ее для изучения. Однако опытпоказал, что наиболее эффективны консультации-практикумы, когда завуч ведетгруппу учителей к себе на урок и на собственных уроках показывает, как надоучить, как добиваться высоких результатов.
Естественно, что на одном уроке всепоказать невозможно. И тогда завуч из урока в урок демонстрирует учителямвозможные варианты решения той или иной дидактической проблемы, которую они немогут с должной результативностью решить самостоятельно. Серия уроков завуча,директора или опытного учителя-методиста школы на практике учит, а иногда и убеждает,как можно учить эффективнее, как можно вооружить учащихся глубокими знаниями,умениями и навыками, как с наименьшими затратами можно добиться лучших результатовпреподавания и учения.
По просьбе завуча или по его рекомендацииконсультации могут проводить опытные учителя школы. Задача завуча –своевременно заметить пробелы в методической или теоретической подготовкеучителя и организовать помощь. Консультации следует практиковать и передизучением особо трудных или новых тем учебных программ, чтобы предупредитьвозможные недочеты и добиться повышения эффективности урока.
Групповые и индивидуальные консультацииучителей играют положительную роль в становлении и совершенствованиипедагогического мастерства учителя. Вовремя заметить ценное, новое у одного исделать его достоянием всех; ошибки, допущенные одни учителем, предупредить, недопустить у других – в этом особая роль завуча. Именно в повседневной,кропотливой работе, которая на первый взгляд и не заметна, но которая незримопомогает рядовому учителю дотянуться до уровня педагога-мастера, кроется секретуспеха. Почерк завуча, его умение учить незаметно, неназойливо, учить всегда,чаще всего и видится в умении подтянуть всех до уровня лучших.

Список использованнойлитературы
1. Вопросышколоведения. Под редакцией П.В.Зимина и др. Москва, «Просвещение», 1974 год.
2.  ГорскаяГ.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. Москва, «Просвещение»,1977 год.
3.  Основывнутришкольного управления. Под редакцией П.В. Худоминского. Москва. Педагогика,1987 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.