Министерствообразования и науки РФ
Контрольнаяработа
По дисциплине:Педагогическая психология
Тема:Психическое развитие в раннем детстве. Развитие познавательной сферы личности враннем детстве. Развитие речи.
Выполнил студент4 го курса
Заочногоотделения историч. факультета
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫЛИЧНОСТИ
1.1 Предметнаядеятельность
1.2 Развитиевосприятия
1.3 Особенностимышления
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1 Развитие самостоятельности. Кризистрех лет
2.2 Эмоциональная сфера ребенка
ГЛАВА3 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
3.1Особенности речевого развития·
3.2Факторы, влияющие на развитие речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Раннее детство – этоособый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическоеи физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования истановления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства,которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом,овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования,которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторыепсихологи считают серединой психического развития человека возраст трех лет.Цель данной работы – познакомиться с особенностями психического развитиячеловека в период раннего детства. Для достижения данной цели необходимо решитьследующие задачи:
1) Выяснить,каким образом развивается познавательная сфера личности ребенка в периодраннего детства;
2) Узнатьо развитии личности детей раннего возраста;
3) Узнатьо том, как развивается речь у детей раннего возраста;
Длярешения вышеназванных задач в данной работе использовались следующие источники:Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006, Выготский Л. С.Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, Марцинковская Т. Д. Детская практическаяпсихология. Учебник. М.: Гардарики, 2001, Мухина В. С. Возрастная психология:феномены развития, детство, отрочество. – 9-е издание. М.: Академия, 2004,Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2004, Серебрякова Н. В.Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.СПб: КАРО, 2005, Белогай К. Н., Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в периодраннего детства и его взаимосвязь с различными факторами. Статья найдена вИнтернете по адресу psyjournals.ru/articles/d8728.shtml.
ГЛАВА1 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Раннийвозраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходятважнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление,активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качестваличности.
1.1 Предметная деятельность
Ведущейдеятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, котораявлияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения сокружающими. «Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийнойдеятельности младенцев»[1]. Этадеятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия позакрепленным в данной культуре правилам и нормам — например ложкой едят,лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.
Выявляяв процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинаетсоотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этомоткрывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Такимобразом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжениемих руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, чтоим лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных запредметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
«Онпоказал, что на первой стадии — целенаправленных проб — ребенок варьирует своидействия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный емупредмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии — подстерегания— дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия сорудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал«стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвестиэффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия —объективной регуляции»[2]. На этойстадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя изтех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять.
Крометого, Гальперин указал, что в том случае, когда взрослый сразу же показываетребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, адети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.
«Придиагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, чтоорудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантоворудийного действия являются исторически закрепленным за данным предметом»[3].Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, естьсуп и так далее, но только последний способ использования является еще ипредметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго годажизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследованииих психического развития важно помнить, что орудийные действия в определеннойстепени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то времякак предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактовсо взрослыми.
1.2 Развитие восприятия
Большоезначение для психического развития в этом возрасте имеет и формированиесенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера)показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенновлияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такимиоперациями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие идругими.
«Развитиевосприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями,сенсорными эталонами и действиями соотнесения»[4].Становление восприятия состоит в выделении наиболее характерных для данногопредмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основеустойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов спредметами окружающего мира.
Перцептивныедействия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемогопредмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделенияребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающегомира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнесяего к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которыевначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотретьна предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят вовнутренний план и автоматизируются. Развитие перцептивных действий помогаетформированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так каквыделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность вдальнейшем объединить их в классы и понятия.
Враннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале какпредметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепеннообобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме илицвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч). Постепенно этокачество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном —цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей кконцу раннего возраста.
Действиясоотнесения предмета с эталоном помогают в систематизации тех знаний, которыеесть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мирацелостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделитьсложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могутуженайти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, чтояблоко — это неправильный круг.
1.3 Особенности мышления
«Враннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться инаглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого годажизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образноемышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5—5 лет, оставаясь ведущим видоммышления до 6—7 лет. И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5—6лет, становясь ведущим с 7—8 лет, и остается основной формой мышления убольшинства взрослых людей»[5].Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка спредметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощьвзрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следуетобратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и решить задачу, необходимадля развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень.В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлымопытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, неприбегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основеобразного мышления.
«Характернойособенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм,нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельныепараметры, воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которойимеют одинаковое значение»[6].«Ребенка спрашивают: «Почему солнце греет?» Он отвечает: «Потому что оножелтое, потому что оно высокое, высоко держится». Что солнце держится и непадает, что оно желтое, горячее, что около него облака — все то, что ребеноквидит, связано вместе, он не отделяет одно от другого»[7].
Помощьвзрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей вситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого)выделит главные и второстепенные. Общение со взрослым, совместная предметнаядеятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
Итак,ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, цельюкоторой является усвоение функций предметов, овладение способами действий сними. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии идействии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот периодявляется его синкретизм, нерасчлененность. К концу раннего детства у детейформируются три основных сенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение совзрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускоритьпознавательное развитие детей.
ГЛАВА2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1Развитие самостоятельности. Кризис трех лет
Общениесо взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннеговозраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является насамом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания,игнорирование не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно,недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности всебе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности. В этомвозрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, принеблагоприятном направлении развития, чувство зависимости. Доминирование одногоиз двух вариантов связано с тем, как взрослые реагируют на первые попыткиребенка добиться самостоятельности. «В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И.Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детейпоявляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от другихсамостоятельностью собственных действий»[8].
«Вэто же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии,которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых иэмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе»[9].Препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активностидетей (гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со сторонывзрослых), препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, приводятк тому, что негативизм, упрямство, агрессия, тревога, отгороженность становятсяустойчивыми свойствами личности. Эти качества влияют на все виды деятельностидетей и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном иподростковом возрасте.
2.2Эмоциональная сфера ребенка
Важной характеристикойданного возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Егоэмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к людям ипредметам, еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при измененииситуации. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции,связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, приприближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, скоторыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но унего ничего не получается или некому прийти на помощь. В такой ситуациивероятна эмоциональная вспышка. «Фиксация на запрете при появлении другогоположительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новуюигрушку и иные показатели регидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательныхэмоциях, являются серьезными показателями отклонения в развитии эмоциональнойсферы, и в общем психическом развитии в этом возрасте»[10].
Итак, первыепредставления о себе как о личности появляются у детей к концу данного периода.Эмоции и формирующиеся чувства ребенка еще не фиксированы и могут бытьподвержены изменениям при изменении ситуации. Эмоциональные реакции яркие исвязаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детствапоявляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3лет. Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детейраннего возраста.
ГЛАВА 3 РЕЧЕВОЕРАЗВИТИЕ
3.1 Особенностиречевого развития
Все процессы развития враннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развитияявляется наиболее благоприятным для развития именно этой психической функции.«Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показываютмногочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Этосложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результатевзаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым»[11].При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. Онучится строить первые предложения, обобщения. Появляются первые вопросы,ребенок начинает активно использовать речевые средства для общения. Наиболееинтенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится болееактивным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономнаяречь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а такжесловотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.
3.2 Факторы, влияющиена развитие речи
На развитие речиоказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть какположительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных исредовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденныеспособности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка исоциальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций изакономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства дляразвития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близкимчеловеком в его жизни. «Многие исследователи, занимающиеся проблемамиматеринства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова, Г. Г.Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмыего влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка,его познавательную активность. В работах большинства исследователей главныйакцент делается на эмоциональную сферу матери»[12]. Мать,воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью ипозитивным отношением к себе и окружающим. Существует прямая взаимосвязь междувербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, ипассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также положительнокоррелирует с экспертной оценкой воспитателя и общим баллом обследованияречевого развития.
Девочки обнаруживаютболее раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (начинают «гулить» и«лепетать» в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, впервую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается.Возраст матери не оказывает значимого влияния на развитие речи ребенка раннеговозраста. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развитияребенка. «Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей, материкоторых имеют средне-специальное образование, работают, и их профессияотносится к категории «Человек-человек»[13].Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например,активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре.Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активныйсловарь ребенка. Активный словарь также страдает, если у ребенка есть диагнозПЭП. Дети с диагнозом ПЭП, начинают лепетать позже, чем здоровые дети, чтоподтверждает влияние медицинских факторов на развитие речи ребенка.
Таким образом, формированиеречи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — сложнейший нервно-психологическийпроцесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающейсредой и в ситуации общения со взрослыми. Период раннего детства являетсянаиболее благоприятным для развития речи.На процесс развития речи влияютразличные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желаниеребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номеррождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинскиефакторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,я выполнила поставленные задачи и пришла к следующим выводам:
1)Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, цельюкоторой является усвоение функций предметов, овладение способами действий сними. Мышление — наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии спредметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период являетсяего синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основныхсенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместнаяпредметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитиедетей.
2) Первые представленияо себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства.Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям вслучае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны снепосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляютсяпервые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общениесо взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннеговозраста.
3) Период раннегодетства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развитияречи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденныеспособности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью,порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников имедицинские факторы.
Выполнив поставленныезадачи, я достигла своей цели, познакомилась с особенностями психическогоразвития человека в период раннего детства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. БеркЛ. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.
2. ВыготскийЛ. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. МарцинковскаяТ. Д. Детская практическая психология. Учебник. М.: Гардарики, 2001.
4. МухинаВ. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-еиздание. М.: Академия, 2004.
5. ОвчароваР. В. Психология родительства. М.: Академия, 2004.
6. СеребряковаН. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольноговозраста. СПб: КАРО, 2005.
7. БелогайК. Н., Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и еговзаимосвязь с различными факторами. Статья на основе материалов из сборника«Л.И.Божович и современная психология личности», psyjournals.ru/articles/d8728.shtml.