/>Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1. Теоретические основы использования деловых игр в школе. 4
1.1Сущность деловой игры… 4
1.1Методики организации деловой игры при обучении экономике. 9
2. Разработка методики проведения деловых игр по экономикев 11 классе. 12
2.1Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» дляучащихся 11 класса. 12
2.2Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика»учащихся 11 класса. 14
2.3Оценка эффективности методики проведения деловых игрпо экономике в 11 классе. 16
Заключение. 18
Введение
Изучениеэкономической дисциплины предполагает не только усвоение некоторой суммытеоретических знаний, но и приобретение навыков организации, планирования иуправления экономическими объектами (фирмами, биржами и т.п.). Участие вразличных деловых играх, разбор большого количества экономических ситуаций,позволяют получить практические знания и навыки в области экономики. Но наданный момент не существует единой методики применения деловых игр в экономикедля 11 класса.
Цельюкурсовой работы будет разработка комплекса деловых игр по экономике дляучащихся 11 класса.
В процессевыполнения курсовой работы будут рассмотрены следующие задачи:
– изучитьсущность и назначение деловых игр;
– описатьразличные методики проведения деловых игр;
– разработатьметодику проведения деловых игр по экономике для 11 класса;
– разработатькомплекс деловых игр по экономике для 11 класса;
– оценитьэффективность разработанной методики с помощью исследования.
1. Теоретические основы использования деловых игр в школе 1.1 Сущность деловой игры
Деловая игра –это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведениереальной производственной ситуации.
Передучастниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают вежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными,например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта нарынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1–3дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.
Применениеделовых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Крометого, это дает возможность оценить:
• уровеньвладения этими навыками;
• особенностимыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление,умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
• уровенькоммуникативных навыков;
• личностныекачества участников.
И.А. Грабовскаявыделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методамиобучения[1]:
• Цели игры вбольшей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данныйметод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета иреальным характером профессиональной деятельности, системным характеромиспользуемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.
• Методпозволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.
• Игроваяформа соответствует логике деятельности, включает момент социальноговзаимодействия, готовит к профессиональному общению.
• Игровойкомпонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
• Деловаяигра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению сприменяемой в традиционных методах.
• В игре формируютсяустановки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы,корректируется самооценка.
• Традиционныеметоды предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляетсявся личность.
• Данныйметод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможностьинтерпретации, осмысления полученных результатов.
Деловые игры,выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи существенно повышаютзаинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируяпричастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра непозволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении,заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов кактивной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальнойдействительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степениспособствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебногоматериала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход кусвоению теоретико-практических положений.
Участникиигры имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью. В результатекаждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своихиндивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных экономическихзакономерностей, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, онивынуждены искать и приходить к единому решению. Все это в наибольшей степени,чем любой другой методический прием преподавания экономических дисциплин, помогаетшкольникам понять суть экономических преобразований, способствует выработке уних практических действий, направленных на выбор оптимального экономическоговарианта хозяйственной деятельности.
Разрешаяигровое задание, школьники оценивают исходный материал, характеризующийэкономическую обстановку, находят ответ на поставленную перед нимиимитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнерами по игре ивырабатывают вместе с ними общее решение.
Длямаксимально эффективного применения деловой игры в образовательной деятельностинеобходимо выяснить ее сущность. Очевидным является тот факт, что применениеделовой игры необходимо в случае, когда нужно выйти за рамки существующих схем.Существует три основных направления деловых игр:
· деловаяигра – анализ ситуации;
· деловаяигра – процесс согласования интересов и поиска компромиссов;
· деловаяигра – выработка последовательных решений в определенной хозяйственнойситуации.
Деловая играобладает следующими признаками:
1. Играимитирует определенный аспект хозяйственной деятельности.
2. Участникиигры получают роли, предопределяющие их модель поведения.
3. Деловаяигра проводится по заранее разработанным правилам.
4. Деловаяигра ограничена по времени.
5. В деловойигре наличествует обратная связь с организатором игры.
6. Результатыделовой игры оцениваются.
П.И. Пидкасистыйделит игры на естественные и искусственные[2]. Естественнаяигра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаряестественным процессам самообучения, человек самостоятельно осваивает новыеформы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
Главноеотличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает,что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру всвоих целях.
Выделяют шестьорганизационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную,групповую, коллективную, массовую форму игры.
· Киндивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой восне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
· Одиночнаяформа – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямойи обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
· Парнаяформа – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнованияи соперничества.
· Групповаяформа – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановкесоревнования одну и туже цель.
· Коллективнаяформа – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяюткоманды соперников.
· Массоваяформа игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью отобщей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Деловая игранаряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта,близко к реальному. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующуюдействительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих,более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Элементыриска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условияхнедостаточной информации и производственной напряженности, что позволяетшкольнику принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемыхпроизводственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческойдеятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опытпозволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости,принимать эффективные решения с минимальными потерями.
Будущий специалистможет наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, взависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс.Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и еговлияние на конечные результаты.
Воспитаниеделовых качеств на основе игровых имитаций – важная сторона использования игрпри подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре,развивают способности руководителей, или выступающих в «роли» школьников, оперативноосмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективныерешения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест вкомплексе требований подготовки и обучения менеджеров.
Деловые игрыявляются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствуетразвитию творческого подхода и выработке некоторых практических навыков.Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможностьшкольникам принимать самостоятельные решения, эффективно закреплять полученныетеоретические знания. Ролевые деловые игры, в отличие от компьютерных, можноадаптировать в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Учитель можетизменять цель, поставленную в игре, форму и продолжительность проведения игры.Деловая игра должна продемонстрировать деловой поиск решения проблемы, показатьинтересы разных участников конфликта. Деловая игра иллюстрирует экономическиграмотный и правовой подход к разрешению сложных ситуаций в экономике иобществе.1.2Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В.считает, что деловая игра проходит следующие этапы[3]:
1.Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители иорганизаторы игры, объявляется ее программа.
2.Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры,пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им неприходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности идоверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии – с другой.
3.Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работатьпо заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит своюпрограммную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходитголосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационноемышление игроков.
4.Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, дляпроведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеетсяигротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.
Методистпомогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу,выработать предложения.
Игротехник-методистдолжен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковойгруппы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активностьвсех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности:в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
4.По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект.
Быченкои Красильников определили следующие этапы в методике организации деловой игры[4]:
1)выбор темы и определение целей игры;
2)разработка сценария деловой игры и списка «действующих» лиц;
3)описание «роли» каждого из участников;
4)подготовка необходимого реквизита: карт наблюдений, секундомера, карточекучастников с названием роли, данных о производстве, фирме, партнере и т.д.;
5)распределение ролей между классом и их ознакомление со сценарием игры;
6)корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа,введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей);
7)подведение итогов, когда анализируется ход игры, отмечаются все положительные иотрицательные моменты, определяется рейтинг каждого из участников.
Веденина В.выделяет следующие этапы проведения деловых игр [5]:
1. Выбор темыи составления плана игры.
2. Ознакомлениес правилами игры, рекомендациями и инструкциями для игроков.
3. Проведениеигры.
4. Оценкаполученных результатов.
Ещё по однойметодике, автором которой является Данилина В.Н.[6]деловая игра проходит следующие этапы:
1.Ознакомление с целями и правилами участия в деловой игре.
2.Самостоятельная работа студентов.
3. Проведение игры.
4. Подведение итогов.
IV. По мнению А.М. Айламазьяни М.М. Лебедева[7] деловая играпроходит всего 3 этапа:
1)Подготовка;
2)Проигрывание;
3) Разбор ианализ игры.
Прирассмотрении всех перечисленных выше методик можно отметить, что каждая из нихимеет свои отличия и различные способы достижения поставленных целей.
2.Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе. 2.1 Проектированиеметодики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11класса
Критерии отбора методики проведения деловой игры:
1) направленана достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировкецелей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной частидисциплины;
2) постановку целей и задачделовой игры, что способствует определению учащимися чёткого плана действий;
3) включаетприменение приёма обратной связи, что позволяет оценить свои результаты иразвить навыки самопрезентации;
4) направленана приобретение навыков презентации проектов.
Такой подходпозволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Методика организации деловой игры по дисциплине «Экономика» дляучащихся 11 класса включает в себя следующие этапы:
1. Проектированиеобразовательных результатов. Разработка результатов обучения (образования)позволяют:
· ученикамвидеть, что ожидается от них;
· преподавателямсосредоточиться на будущих достижениях учащихся;
· работодателямполучать информацию о компетенциях выпускников.
Для проектирования образовательных результатов применяется ЗУНовыйподход, который включает в себя владение понятиями, знания, умения.
2. Вводныйэтап. Введение основных понятий преподавателем по теме деловой игры.
3. Организационно-подготовительныйэтап:
· ознакомлениес целями и задачами игры;
· формированиегрупп;
· обеспечениематериально-технической базой.
4. Игровойэтап. Проведение деловой игры. Учащиеся, разбитые на группы выполняютпоставленные задачи. Активизирование участников игры, пробуждение в нихтворческих сил, сближение друг с другом.
5.Презентация проектов. Требования к презентации поектов:
1)Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2)Обосновать выработанные предложения.
3) Доказатьпрактическую значимость предложений и возможность их реализации.
От каждойгруппы избирается представитель, который рассказывает о проделанной работе.Задаются вопросы от других групп и наблюдателей.
6. Вопросы наусвоение темы. Закрепление материала (как учащиеся усвоили тему).
В ходепроведения деловой игры школьники могут играть как активную роль (руководителяотдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отдела и т.д.),так и пассивную. В этом случае школьник выступает в роли наблюдателя, выполняяконтрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу дляпоследующего анализа в ходе подведения итогов игры. Деловая игра позволяет найтирешение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения,стимулирования творческой активности участников. Для представления игры необходимо подготовитьметодическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам инеобходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игрывключает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива ифункций участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры(этапы, эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.2.2Опыт реализации методикипроведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса
Опираясь наразработанную методику организации деловых игр в первой главе, перейдем квыполнению главной задачи – разработке комплекса деловых игр по экономике дляучащихся 11 класса.
В даннойработе в качестве примера будут приведены игры на темы «Семейная экономика» и«Фирма».
Деловая игра потеме «Семейная экономика».
1. Разработкаобразовательных результатов.
Владетьпонятиями: семейный бюджет, доходы, затраты (издержки), налоги, заработнаяплата.
Знать:источники доходов семьи, направления расходов семьи, виды налогов с граждан.
Уметь:рассчитывать доходы и расходы семьи, составлять финансовый план дляосуществления крупной покупки.
2. Рассказ означимости правильно планировать и организовывать семейный бюджет. Ввестипонятия: семейный бюджет, заработная плата, доходы, затраты, налоги. Рассказатькакие бывают источники дохода в семье, какие направления расходов и видыналогов.
3. Цели игры:
· обучениеколлективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыковсоциального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместногопринятия решений;
· формированиепознавательных и профессиональных мотивов и интересов.
Задачи игры:
· рассчитатьбюджет семьи на месяц (доходы, затраты, налоги);
· спланироватькакую-либо крупную покупку на данный момент или ближайшее время.
Предоставлениеучащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных материалов иконсультации преподавателя. Разделение учащихся по группам.
4. Проведениесамой игры, в которой учащиеся выполняют поставленные задачи. Каждая группаопределяет:
· численностьсемьи, количество работающих и получающих доход;
· семейныйдоход (з/п, пенсия, доход от бизнеса, детское пособие, стипендия и т.д.)
· затратысемьи (продукты питания, одежда, бытовая продукция, оплата за коммунальныеуслуги, налоги, оплата за обучение);
· запланироватькакую-либо крупную покупку (стиральная машина, сотовый телефон, шуба и т.д.) всоответствии с бюджетом семьи.
· определитьпути нахождения денег для запланированной покупки (кредит, экономия денежныхсредств, взятие денег в долг и т.д.).
5.Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других группзадают вопросы.
6. Опросучащихся: что такое семейный бюджет, доходы, затраты. Как рассчитывается доходсемьи, затраты, какие затраты могут быть
Деловая играпо теме «Фирма».
1. Разработкаобразовательных результатов.
Владетьпонятиями: фирма, предприниматель.
Знать: видыфирм, их преимущества и недостатки.
Уметь:находить пути решения проблем, возникающих при создании функционировании фирмы.
2. Рассказ опредпринимательской деятельности. О её проблемах в России. Обсуждение на тему:какие отрасли экономики нуждаются в развитии предпринимательства? Ввестипонятия: фирма, предприниматель. Повторить какие бывают виды фирм ихпреимущества и недостатки.
3. Цели игры:
• систематизироватьполученные знания об организации и создании фирм;
• формированиеумений работать в команде.
Задачи игры:
· создатьвиртуальную фирму, определить к какому виду она будет относиться;
· определитьвозможные проблемы в выбранном виде деятельности;
· заполнитьбланк «Я и моя фирма» (приложение 1).
Предоставлениеучащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных пособий. Разделение нагруппы.
4. Проведение игры. Учащиесявыполняют поставленные задачи:
· определить,в какой отрасли будут создавать свою фирму;
· продуматькакие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы и пути ихразрешения.
5.Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других группзадают вопросы.
6. Опросучащихся: кто такой предприниматель? Что такое фирма? Какие бывают виды фирм?Какие у них преимущества и недостатки? Какие проблемы могут возникнут присоздании и деятельности фирмы? каким образом их можно разрешить?2.3Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе
Для оценкиэффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки:
· Усвоениеучащимися запланированных образовательных результатов.
· Организациясамостоятельной работы учащихся.
Усвоение учащимисязапланированных образовательных результатов определяется с помощьюконтрольно-измерительных материалов, итоги которых интерпретируются следующимобразом:
«5» – образовательныерезультаты усвоены в полной мере;
«4» – усвоеныне в полной мере;
«3» – усвоенычастично;
«2» – неусвоены.
Самостоятельнаяработа учащихся подразумевает под собой самостоятельную деятельность,направленную на решение поставленных задач. О наличии в деловой игресамостоятельной работы говорит наличие отчета о проделанной работе (презентацияпроекта).
Необходимометодику проведения деловых игр по экономике 11 класса внедрить на практике сцелью исследования ее эффективности. Для этого потребуется в одном 11 классеприменить разработанную методику, а в другом 11 классе – нет. Оцениватьметодику по разработанным критериям. Если результаты в группе учащихся, гдеприменялась данная методика, будут выше, чем в группе учащихся, где она неприменялась, то можно сказать, что разработанная методика проведения деловыхигр по экономике 11 класса является эффективной.
С помощьюметодики проведения деловых игр по экономике 11 класса педагог можетразрабатывать циклы деловых игр. Данная методика предполагает закреплениеобразовательных результатов, полученных в ходе проведения уроков-лекций. Всевопросы и задания составляются для достижения поставленных педагогом целей изадач. Такой подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Заключение
Приподготовке будущих специалистов, преподаватели должны стремиться достичь, покрайней мере, две цели: не только вооружить школьников знаниями, но испособствовать выработке у них практических навыков и предприимчивости,формировать навыки активного экономического мышления. Поэтому, очень важноорганизовать проведение со школьниками учебных деловых игр, в определеннойстепени имитирующих профессиональные экономические ситуации.
Цельюкурсовой работы является разработка комплекса деловых игр по экономике дляучащихся 11 класса.
Длядостижения цели были выполнены следующие задачи:
1. Изученасущность и назначение деловой игры.
2. Описаныметодики проведения деловых игр у авторов – Ю.В. Геронимуса, А.М. Айламазьяни М.М., Лебедевой, В. Ведениной, Быченко и Красильникова.
3. Наоснове изученного материала разработана методика проведения деловых игр поэкономике для учащихся 11 класса, которая включает в себя такие этапы какпроектирование образовательных результатов, вводный этап,организационно-подготовительный этап, игровой этап, презентация проектов,вопросы на усвоение темы.
4. Спомощью разработанной методики был спроектирован цикл деловых игр на темы«Семейная экономика» и «Фирма».
5. Проведенаоценка эффективности разработанной методики по заданным критериям: усвоение учащимисязапланированных образовательных результатов, организация самостоятельной работыучащихся.
Поставленнаяцель курсовой работы достигнута.