Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств

Адаптация восточноазиатской психотелесной теории
личности к отечественной системе спортивных единоборств

Кандидат педагогических наук И.А. Воронов
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург

Несколько
тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности,
практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие
(цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу).
Считается, что эту теорию личности изобрел легендарный император Китая Фу Си
(2852-2737 гг. до н.э.) и описал ее в "Книге Перемен" ("И
цзин"). Для использования в армии в интересах подготовки единоборцев и
рукопашников ее впервые, по китайским источникам, применил другой легендарный
император Хуан-ди (2698-2356 гг. до н.э.). Он назвал ее "колодезные
поля" (цзинь тянь). Документально существование ВАПТТЛ подтверждается
письменными источниками начиная с XVI-XIV вв. до н.э., а также числовой
символикой археологических раскопок ритуального захоронения армейского
снаряжения, относящегося к XII в. до н.э.

Вот
как описана очевидцами методика подготовки боевого подразделения, созданная на
основе ВАПТТЛ: "Ши-фу (наставники-командиры) заставляли новобранцев читать
наизусть тексты, содержавшие в себе по 8-20 иероглифов, держа глаза закрытыми
(для восприятия мыслеобразов). Затем новобранцы ложились на землю рядами и
через некоторое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев древних
династий. После этого они начинали выполнять бойцовские движения, то
приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держали в руках
бамбуковые шесты, пики или алебарды, либо мечи и сабли. Затем, рассеявшись по
горным проходам и ущельям, они буйствовали, переворачивая все вверх дном… На
десятый день подготовки после начала занятий они ложились на спину, потом с
закрытыми глазами подымались и начинали прыгать и жестикулировать… Когда
комплекс заканчивался, они подходили к командиру и обращались: "Лао-шифу!
Прошу разрешения возвратиться". И они выходили из транса (в котором
пребывали десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в
одном из героев прошедших сражений, возвращались к своему нормальному
состоянию). После этого они уже не ложились на спину и не закрывали глаза.
Стоило им только повторить заклинание один раз, они могли тотчас выполнять
приемы кулачного боя, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим
приемам оказывалось более эффективным для подростков " (Yi-he-tuan, 1955).


В.М.
Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев "боксерского
восстания" (ихэтуань) в Китае, писал (1903) о механизмах их ускоренной
психотелесной подготовки не иначе как о "психическом заражении",
"психической эпидемии" методом "внушения", "истерии и
гипноза". В частности, он указывал: "Различным отрядам союзных и
русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних
рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие
своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но
тот из И-хэ-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей
верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые
и раненые считались недостаточно "просветившимися". Быстрота, с
которой распространилось в народе учение И-хэ-туан, достойна внимания...".


Анализ
приведенной выше цитаты, а также многочисленных других источников ( Н.В. Абаев,
1984, Xi Yuntai, 1985; А.С. Костяева, 1995; И.А. Воронов, 1996-2004, и мн.др.)
указывают на факт существования в Китае с древнейших времен технологии обучения
двигательным действиям, позволявшей готовить войска к боевым действиям за 3-10
суток. Основными средствами такой подготовки были физические упражнения,
звуко-резонансные ряды (заговоры), медитация на символах-мыслеобразах, эмпатия.


Гипотезой
наших многолетних (с 1988 г.) исследований стало предположение, что указанные
методики после соответствующей адаптации можно использовать в современных
спортивных единоборствах, в частности в различных направлениях физической
культуры и спорта вообще.

На
первом этапе исследований (1988 -1993 гг.) проводился анализ многочисленных
китайских, японских и корейских методик подготовки единоборцев в армии,
монастырях, семейных школах. В общей сложности было проанализировано более 40
методик различной направленности. Помимо этого изучались многочисленные
методики китайских оздоровительных гимнастик (цзянь шэнь фа) и систем духовного
развития средствами психотелесных упражнений (цигун). На этом же этапе были
сформированы группы занимающихся указанными направлениями гимнастик и
единоборств, в которых моделировались возможные формы практического применения
данных методик. Первый этап закончился защитой в 1996 г. диссертационного
исследования "Китайская классическая концепция военного обучения"
(науч. рук. - А.В. Барабанщиков) в Военном университете (Москва).

Второй
этап (1993-2004 гг.) был посвящен многочисленным экспериментам в различных
областях деятельности человека: в оздоровлении, физическом воспитании детей,
подростков и учащейся молодежи, в авиации, космонавтике и пр. Например, в
первой половине 1993 г. бортинженер А.Ф. Полищук по методическому пособию,
написанному автором с коллегами, провел ряд психотелесных экспериментов на
борту орбитальной станции "Мир". Результат эксперимента:
психотелесные проявления связаны с положением системы "Земля - Луна -
Спутники Земли" относительно Солнца, с цирканнуальными (окологодовыми)
биологическими ритмами, а их коррелятом является годовой календарь.

Что
касается единоборств, то целенаправленные исследования здесь начали проводиться
с 1997 г., когда автор настоящей статьи был приглашен на кафедру восточных
видов физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. С этого времени был
проведен ряд экспериментов, в которых приняли участие около 300 спортсменов
различного возраста и уровня - от начинающих спортсменов до МСМК - из 8
спортивных клубов и федераций (табл.1).

Ниже
описаны результаты одного из них.

Основная
направленность эксперимента - выявление эффективности таких средств, как
медитация на эйдосах, произнесение звукорезонансных рядов и биоритмология в
комплексе с физическими упражнениями и/или боевыми приемами. Основной идеей
экспериментов стало выявление взаимосвязей указанных средств и мышечных
движений, возможностей этих взаимосвязей на соревновательном этапе
психологической подготовки единоборцев. Основная форма контроля -
результативность выступления на соревнованиях.

Цель
эксперимента : экспериментально выявить эффективность применения одной из
многочисленных методик, основанных на ВАПТТЛ - методики полководца Юэ Фэя (1103
-1142 гг.) "восемь отрезков парчи" (ба-дуань-цзинь) в подготовке
рукопашников. Психологический эксперимент с 20 спортсменами Российской
Федерации "Универсальное каратэ" (президент - Р.В. Акумов),
специализирующимися в "Армейском рукопашном бое", проводился с 2002
по 2004 г. Две группы - контрольная и экспериментальная (КГ и ЭГ) были
сформированы по принципу попарного отбора: каждому спортсмену из ЭГ
соответствовал спортсмен с эквивалентными характеристиками из КГ. Распределение
участников пар по группам осуществлялось методом Монте-Карло. Всего было
сформировано 10 эквивалентных пар. До начала эксперимента все испытуемые прошли
комплексное психологическое и психофизиологическое тестирование:
"фон", "до боя" и "после боя" (см. ниже
соответствующие данные).

Для
психологического тестирования была составлена батарея тестов: 1) 16-факторный
опросник Р. Кеттела (форма С) (А.Н. Капустина, 2001); 2) шкала самооценки
ситуативной тревожности Спилберга-Ханина (20 утверждений); 3) шкала самооценки
ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (5 утверждений).

Для
психофизиологического тестирования была составлена батарея из следующих тестов:
1) простая сенсомоторная реакция (ПСМР); 2) сложная сенсомоторная реакция
(ССМР); 3) критическая частота световых мельканий (КЧСМ); 4) индивидуальная
минута; 5) гидродинамометрия.

После
проведения первичного анкетирования и тестирования испытуемые ЭГ в
заключительной фазе тренировки и каждый день утром выполняли комплекс из 8
психотелесных упражнений по методике Юэ Фэя "восемь отрезков парчи"
(Цянь Цай, 1963; Habersetser R., Lee B., 1973; Си Юньтай, 1985; Дэ Чань, 1989;
Ян Цзюньмин, 1998).

Таблица
1. Структура выборки спортсменов-единоборцев, принявших участие в экспериментах
(в настоящей таблице МС соответствует I дану каратэ)_




№ п/п





Организация





Виды единоборств





Колич.





Разряд







юн.





III





II





I





КМС





МС





МСМК







1





Кафедра бокса СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта





кикбоксинг





79





-





14





18





24





18





4





1







2





Профессиональная лига Нокдаун Каратэ





каратэ





24





-





-





-





4





9





10





1







3





Ашихара каратэ





каратэ





39





2





5





12





2





14





4





-







4





Кьекушинкай каратэ





каратэ





14





-





-





1





-





6





7





-







5





Санкт-Петербургская федерация кэнпо-каратэ





каратэ





17





-





-





2





-





14





1





-







6





Российская Федерация «Универсальное каратэ»





каратэ





14





2





-





1





8





-





3





-







рукопашный бой





20





6





-





2





4





8





-





-







джиу-джитсу





19





5





-





2





4





8





-





-







7





Федерация ушу России





сань-да





14





-





-





-





-





8





6





-







8





Санкт-Петербургская федерация ушу





таолу





39





2





14





15





5





1





2





-







 





ВСЕГО





279





 





 





 





 





 





 





 






Каждое
психотелесное упражнение состояло из физического упражнения, звукорезонансного
ряда и мыслеобраза. Каждый испытуемый прошел инструктаж по выполнению
упражнений, получил в индивидуальное пользование аудиокассету с записью
звукорезонансных рядов на китайском языке и подробную инструкцию по выполнению
упражнений. Через 7 месяцев после первичного тестирования спортсмены были
протестированы вторично. Ниже приведены данные экспериментов по каждому тесту и
их анализ.

Анализ
данных тестирования по 16-факторному опроснику Р. Кеттела показал, что
статистически достоверные изменения по критерию Стьюдента (р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.