ВЗАИМОДЕЙСТВИЕППМС-ЦЕНТРА С МОУ И МДОУ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В Концепции модернизациироссийского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождениеми специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе поместу жительства».
По статистическим данным соцзащитыв г. Лысьва Пермского края в последние годы численность детей с ограниченнымивозможностями здоровья увеличилась на 15%. Общая численность детей составляет22 380 человек, из них 522 ребенка имеют инвалидность (2,5% от общего количествадетей). 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, такжерастет и общая заболеваемость детей.
Этими фактами обусловленаситуация, при которой дети, имеющие особые потребности в обучении и воспитании,поступают в общеобразовательные ДОУ и ОУ, где обучение идет без учета спецификиих нарушений.
Это приводит к тому, чтодо 20 % детей, уже в начальных классах по различным причинам оказываются не всостоянии в необходимом объеме усвоить программу. И около 30% детей (по даннымПМПК) с проблемами в развитии обучаются по месту жительства в общеобразовательныхшколах, в массовых классах.
Таким образом, складываетсяочень противоречивая болезненная ситуация. С одной стороны, процент детей сособыми образовательными нуждами достаточно высок. С другой стороны,среднестатистический педагог ДОУ и начальной школы не готов к обучению этихдетей в силу своей профессиональной подготовки. Более того, уже сейчас можнопрогнозировать повышение удельного веса детей с ОВЗ в общеобразовательныхклассах.
Совершенно очевиднанеобходимость немедленного повышения профессиональной компетентности педагоговдошкольного и начального образования в области интегрированного обучения детейс ОВЗ.
Термин «интеграция» имеетмногозначную и вариативную трактовку в работах ведущих учёных в областиспециального образования. Н.М. Назарова отмечает, что составной частьюинтеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция вобщеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместногообучения с нормально развивающимися сверстниками.
Можно считать, чтоинтеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делаяпроницаемыми границы между ними, отражая новые механизмы взаимодействия этихсистем, требует создания определенных условий со стороны подготовленностиобщеобразовательных учреждений общего назначения, их педагогических кадров,всестороннего научно-методического обоснования, освоения обществом нравственныхоснов идеи интеграционного обучения.
Повышение квалификации педагоговвозможно в лаборатории специального (коррекционного) образования ГОУ ДПОПКИПКРО. Но обучение педагогов по месту работы и проживания гораздопредпочтительнее и эффективнее. Такой обучающей структурой является наш «Центрпсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения». Мы работаем сдвумя категориями педагогов:
· учителя ивоспитатели общеобразовательных интегрированных классов и групп;
· педагоги,посещающие специализированные РМО школьных логопедов, логопедов ДОУ, учителейначальных классов VII вида,организованные ППМС – центром.
Эти объединения ориентированына более узкую проблему развития детей, однородный состав класса. В реальностив классе педагог сталкивается с проблемой обучения детей с нарушением письма иречи, нарушением зрения, НТШОП, СДВГ, ЗПР, нарушением интеллекта.
В рамках повышенияпрофессиональной компетентности центром налажена система сотрудничества с ДОУ иОУ через выходы специалистов: логопедов, психологов, дефектологов слекционно-практическим материалом на педагогические советы, организованные групповыеконсультации учителей и воспитателей по параллелям. За 2009 – 2010 учебный годспециалистами ППМС – центра проведено 28 групповых консультаций, 2 семинара, 1 практическаяконференция, 1 курсы повышения квалификации. Охвачено более 500 человек. Тематиказанятий была определена заранее и составлен план взаимодействия с каждым ОУ иДОУ на весь учебный год. Примерная тематика консультаций:
· «Преодоление трудностей усвоенияпрограмм по русскому языку. Коррекция устной и письменной речи для 1-4классов», «Фонетическая ритмика», «Принципы работы с детьми логопатами», «Коррекциядисграфии»;
· «Технологиикоррекционно-развивающего обучения», «Психолого-педагогическая характеристикадетей с ЗПР, основные направления коррекционной работы», «Формирование приемовумственной деятельности у младших школьников», «Познавательное развитие ребенкав ходе игровой деятельности», «Индивидуальный и дифференцированный подход кдетям на уроках и занятиях».
· «Каквзаимодействовать с гиперактивным ребенком», «Навыки эффективного общения», «Причиныагрессивного поведения детей», «Почему в одной семье разные дети»;
Все омероприятия получилиположительную оценку педагогов и администрации ОУ и ДОУ: «получили многополезной информации, так как данная тема действительно актуальна…», «изложенныйматериал носил глубокий теоретический и практический характер, необходимый дляработы…», «большое спасибо за интересную и содержательную, практическую консультацию».
По окончанииконсультации педагоги получают: пакет подобранных диагностических материалов,методические рекомендации по работе с разными категориями детей, практическиематериалы (дидактические игры, задания и упражнения), которые можно применятьна уроках и занятиях.
Специалисты нашего центраактивно включаются в просветительскую деятельность, посредством электронныхносителей через сеть Интернет систематически размещая информацию для педагогови родителей на собственном сайте, а также в электронном журнале «Счастьевоспитания» при ЦНМО.
Дальнейшая работа ППМС –центра направлена на более детальную проработку данной проблемы черезорганизацию проблемных групп и ПДС для педагогов по структуре дефекта, а такжена объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в группы и клубы с общимипроблемами.