Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Применение технологии знаково-контекстного обучения во время изложения дифференциальных уравнений

Министерство Образования и науки Украины
Национальный технический университет
«Харьковский политехнический институт»
Кафедра педагогики и психологии управления
социальными системами
Индивидуальное научно-исследовательское
задание на тему:
"Применение технологии
знаково-контекстного обучения во время изложения
дифференциальных уравнений"
Выполнил: аспирант каф. ПМ
Будников Николай Анатольевич
Проверила: преподаватель,доц.
Касьянова Елена Николаевна
Харьков 2010

Содержание
Введение
Педагогические технологии
Технология знаково-контекстного обучения
Характеристика дисциплины
Использование технологии знаково-контекстного обучения вовремя изложения дисциплины
Выводы
Список литературы
Введение
Качество и доступность изложенияматериала является важной задачей, стоящей перед педагогами современности. Потомувнедрение инновационных технологий в образовательный процесс носит чрезвычайноважный характер. В настоящее время, как и за всё время своего существования,педагогика как наука продолжает меняться, наряду с постоянным изменениемтехнологий, внедрением чего-то нового, меняется и форма образования, а вместе сней и весь образовательный процесс. Именно поэтому очень важно подобратьнаиболее доступный и удобный метод преподавания, который принесёт максимальнуюпользу в виде знаний, которые останутся у будущих специалистов.
В данной работе реализованатехнология знаково-контекстного обучения на примере предмета «высшаяматематика», который изучается на технических специальностях НТУ «ХПИ».Дано описание этой технологии, описаны её проблемы и преимущества, а такжерассмотрены примеры внедрения данной технологии для выбранной дисциплины.
Педагогические технологии
 
Педагогическая технология(от греч.: techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, учение) — совокупность,специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательныхсредств, системно используемых в образовательном процессе, на основедекларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способоввоздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогическая технология — система взаимосвязанных приемов, форм и методов организацииучебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой,целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения,воспитания и развития воспитанников
Любая технология в той или иноймере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтомупедагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой ипрактикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: поисточнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств,развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какиесредства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые оносуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управленияконфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса«обслуживает» конкретная технология, и т.д.
А.Я. Савельев (НИИ высшегообразования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий:
по направленности действия (ученики,студенты, преподаватели и т.д.);
по целям обучения;
по предметной среде (гуманитарные,естественные, технические дисциплины и т.д.);
по применяемым техническимсредствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);
по организации учебного процесса(индивидуальные, коллективные, смешанные);
по методической задаче (технологияодного предмета, средства, метода).Технология знаково-контекстного обучения
Исходя из тщательного анализапроцесса подготовки специалиста в учебном заведении (колледж, университет),ученый, доктор психологических наук А.А. Вербицкий предложил технологиюобучения, назвав ее знаково-контекстной, которая, по его убеждению, может«снять» так называемые «проблемные точки» профессиональногообучения, а также прогнозировать процессы развития в сфере профессиональногообразования.
Согласно А.А. Вербицкому, однаиз основных целей профессионального образования — формирование целостнойструктуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период егообучения. Это означает, что для достижения целей формирования личностиспециалиста в профессиональном учебном заведении необходимо организовать такоеобучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности(познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменойпотребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Междутем в процессе подготовки специалиста обозначилось явное противоречие междуучебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Это основноепротиворечие получило свое выражение в следующих конкретных противоречиях:
между абстрактным предметомучебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программыдействий) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, гдезнания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственныхпроцессов и ситуаций;
между системным использованиемзнаний в профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоенияпо разным учебным дисциплинам, кафедрам. Усвоение «изолированного» ибессистемного знания не способствует формированию и развитию у студентовинтереса ни к самим знаниям, ни к будущей профессиональной деятельности;
между индивидуальным способомусвоения знаний и опытом в обучении, индивидуальным характером учебной работыстудентов и коллективным характером профессионального труда, предлагающиммежличностные взаимодействия специалистов, соответствующие формы общения,обмена мнениями, принятия решений и т.п.;
между вовлеченностью в процессыпрофессионального труда специалиста на уровне творческого мышления и социальнойактивности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания,восприятия, памяти в соответствии с широко распространенным представлением обучении как о процессе передачи информации от преподавателя к студентам иформировании посредством этого системы знаний, умений, навыков.
Исследования показывают, что впроцессе подготовки обучаемого и его активному включению в профессиональнуюдеятельность доминирующим остается предметный контекст будущей профессиональнойдеятельности (знания, умения, навыки).
Исключается социальный контекст,открывающий пути и возможности вхождения молодого специалиста в коллектив,формирующий умение социального взаимодействия и общения, совместного принятиярешений, ответственности за дело, за себя и за других. Наблюдения убеждают, чтоименно социальная сторона адаптации наиболее сложна для выпускника, «посколькув вузе в лучшем случае научат предметным действиям, а не социальным поступкам».
Между тем педагогическойпрактике известны формы и методы обучения, в которых воссоздается не толькопредметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности: методанализа конкретных производственных ситуаций и ситуационных задач, деловыеигры, проблемные ситуации, научно-исследовательская работа студентов,производственная практика, курсовое и дипломное проектирование. Особая рольсреди них принадлежит деловой игре. Являясь воссоздателем контекста будущеготруда в его предметном и социальном аспектах, деловая игра предоставляетстуденту возможности систематизировать, интегрировать абстрактные знания итрансформировать их в профессиональные, включая реальный процесс подготовки ипринятия решений, разработки конкретных проблемных ситуаций и т.п.
Основной характеристикойобучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционныхформ и методов обучения, является моделирование предметного и социальногосодержания будущей профессиональной деятельности.
В контекстное обучение выделяюттри базовые формы деятельности студентов и некоторое множество переходных отодной базовой формы к другой.
К базовым относится:
учебная деятельностьакадемического типа (собственно учебная деятельность), в которой ведущая рольпринадлежит академической лекции;
квазипрофессиональнаядеятельность (деловые игры и другие игровые формы);
учебно-профессиональнаядеятельность (производственная практика, «реальное» дипломноепроектирование). В качестве переходных от одной базовой модели к другойвыступают все остальные формы: лабораторные и практические занятия,имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций,разыгрывание ролей, спецкурсы, спецсеминары и т.д.
Следует отметить, что содержаниезнаково-контекстного обучения, предполагающего собственно учебную,квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность, должнопроектироваться так же, как соответственно предмет учебной,квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.Характеристика дисциплины
Для данной работы я выбралдисциплину «высшая математика», тему «дифференциальные уравнения»,специальность — «интегрированные технологии (ИТ)». Этот предмет явыбрал не случайно, в прошлом семестре (осенью 2009 года) я преподавалпрактические занятия по данной теме в группе на специальности ИТ, потому мнеинтересно как бы выглядел учебный процесс с применением инновационныхтехнологий.
Предмет «высшая математика»на специальности «интегрированные технологии» изучается на протяжении4 семестров, со сдачей экзамена по теории и зачёта по практике в конце каждогосеместра. По практике требуется сдать индивидуальное домашнее задание,включающее все виды примеров, разобранных на практических занятиях Тема «дифференциальныеуравнения» изучается на 2 курсе (3 семестр), на неё выводится 2 лекции и 2практики в неделю, длительность курса — 8 недель, т.е. 16 лекционных и 16практических занятий. За это время студенты должны ознакомиться с понятиемдифференциальных уравнений, их классификацией и методами их решения.
 
Использование технологии знаково-контекстногообучения во время изложения дисциплины
 
1. Семинар
Я предлагаю проводить внедрениетехнологии знаково-контекстного обучения в теме «дифференциальныеуравнения» следующим образом. На вводной лекции, когда даны основныепонятия, следует рассказать студентам о широком применении дифференциальныхуравнений и их прикладной значимости, поскольку они необходимы во всехприложениях, связанных с математическими расчетами. После этого следуетпредложить нескольким студентам (около 5-ти человек) подготовить доклады наодно из последующих занятий, а еще пятерым предложить рецензировать эти доклады.
Целью такого предложенияявляется заинтересовать выбранных 10 человек данной темой, т.к. когда студент вчем-то разбирается, это гораздо лучше усваивается и откладывается в виде знаний.Выбор тем докладов не составит трудности, поскольку данная тема включает в себяоколо 20-ти различных видов дифференциальных уравнений со своими методамирешений, и потому является достаточно разнообразной и интересной. На указаннойлекции необходимо провести семинарское занятие, на котором выступят 5студентов, а другие 5 будут оценивать их выступления. Данный семинар будетвыглядеть как ролевая игра.
В качестве примера можнопредложить такие темы:
Классификация дифференциальныхуравнений первого и второго порядка
Методы решения линейныхнеоднородных дифференциальных уравнений первого порядка
Методы решения дифференциальныхуравнений в полных дифференциалах
Характеристика линейныхнеоднородных дифференциальных уравнений второго порядка с постояннымикоэффициентами
Методы решения системдифференциальных уравнений
2. Профессиональнаядеятельность
Другой вариант ролевой игры длястудентов. Преподаватель даёт задание, которое носит непосредственныйпрактический характер (задача, которая может быть поставлена в условияхпрофессиональной деятельности). Студенты разбиваются на группы и должны решитьпо одной проблеме, в которую входит:
построение математической моделизадачи,
составление необходимогодифференциального уравнения,
решение этого уравнения.
В такой работе на мой взглядследует оценивать правильность решения и оформления с задания, скоростьвыполнения, слаженность команды. Такая форма занятий позволит студентам ощутитьсебя на месте специалистов, решающих подобные задачи. Это будет очень полезно ипознавательно в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Например: «Решение задачоптимизации с применением дифференциальных уравнений первого порядка».
3. Тренировка мышления
После этого, когда студенты ужеимеют представление о настоящих задачах, которые решаются учёными-математиками,я предлагаю еще один вид проведения занятий.
Преподаватель предлагает каждомустуденту придумать задание для своего соседа по парте, после чего каждый решаетпоставленную задачу. Оценивать следует сложность поставленной задачи,правильность выполнения предложенной задачи и правильность её оформления.
Например:
Вариант 1: Придумайте однородноедифференциальное уравнение
Вариант 2: Придумайте линейноенеоднородное дифференциальное уравнение первого порядка
Вариант 3: Придумайте уравнениеБернулли
Вариант 4: Придумайте линейноенеоднородное дифференциальное уравнение второго порядка с постояннымикоэффициентами и правой частью специального вида
4. Задания повышеннойтрудности
Кроме того, помимо предложенныхвыше форм обучения, как один из методов технологии знаково-контекстногообучения, предлагается также на каждой текущей паре наряду со стандартнымипримерами давать студентам задания для самостоятельного решения с применениемнестандартных приёмов, до которых они сами должны догадаться, это будетстимулировать их более глубоко разобраться не только в данной теме, но и вкурсе в целом.
5. Курсовая работа
Для особо заинтересовавшихсястудентов следует предложить выполнить курсовую работу по данной теме, при этомпреподаватель будет выступать в качестве научного руководителя, и на последнемзанятии (или на факультативе) провести презентации работ инициативных студентов.Это будет полезно для них в будущем, поскольку им предстоит несколько курсовыхработ и защита диплома, которая подразумевает выступление перед аудиторией.
Примеры:
Сравнительная характеристикаметодов решения линейных неоднородных уравнений второго порядка с постояннымикоэффициентами
Решение линейных неоднородныхуравнений второго порядка
6. Работа на занятии
Следует заметить, что проведениеобычных лекций также не может выглядеть как монолог со стороны преподавателя,студенты должны участвовать в обсуждении рассматриваемой проблемы. Чтобы они не«боялись» отвечать, нужно показать им, что выступление (ответ с места)ни в коем случае не будет наказываться или осуждаться, даже если ответневерный, любой ход мысли только приветствуется и поощряется (например, «плюсиком»в журнале преподавателя).
Выводы
В работе проведено внедрениеинновационной технологии знаково-контекстного обучения в образовательныйпроцесс на специальности ИТ, рассмотрены примеры для дисциплины «высшаяматематика» по теме «дифференциальные уравнения». Данная темаочень разнообразна, и не ограничивается курсом высшей математики, потомуприменение новых технологий обучение здесь вполне уместно. Более того, когда ябуду снова вести на этой специальности данный предмет, я проверю на практике, какбудет работать предложенная мною схема.
Список литературы
1.        Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974.
2.        Гамаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методическиерекомендации преподавателям. — Л., 1988.
3.        Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс,2002. — 544 с.
4.        Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике — М. 2004 с.73
5.        Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современнаявысшая школа. — Варшава. 1990. № 3-4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дослідження механізму дії гіпервисокочастотного випромінювання на загоювання шкірних ран в експерименті
Реферат Cloning Essay Research Paper CloningALL CONSTRAINTS UPON
Реферат The Cosmological Argument Essay Research Paper The
Реферат Кнорринг, Богдан Фёдорович
Реферат Энергетические проблемы человечества
Реферат Влияние НТП на условия труда работников
Реферат Реферат перевода с английского языка из книги A History of England by Keith Feiling
Реферат Энергия Солнца, ветра и воды
Реферат Статистические методы анализа прибыли и рентабельности
Реферат Анализируя состояние больного пациента, медики выделяют два класса причин, следствием которых является болезнь
Реферат The Heroic Similaties If John F. Kennedy
Реферат Особенности социализации современного подростка
Реферат Сущность и формы кредита. Структура современной кредитной системы
Реферат Тора и проблемы науки техники и медицины
Реферат Бабочки дневные