Реферат по предмету "Педагогика"


Подготовка преподавателя к учебному занятию

ИТОГОВАЯРАБОТА
/>/>Тема:«Подготовка преподавателя кучебному занятию»
/>/> 
/>/> 
2009

Содержание
Введение
Формы обучения
Особенности подготовкипедагога к занятиям в ССУЗ
Подготовка педагога кзанятию по специальной дисциплине
Специфика планирования,подготовки и проведения лабораторных и практических занятий в среднемспециальном учебном заведении
Пример проведенияпрактического занятия
Заключение
Список литературы

Введение
Подготовка преподавателя к занятиям – это нелегкий повседневныйтворческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, егознания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.
Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десятьучебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно – вотединственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянноизобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственныйкурс его повседневной деятельности.
Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступлениепреподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. Порядокподготовки преподавателя к текущему учебному занятию в условиях ужепоставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этомэтапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла,и, конечно, его реализация.
Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видовдолжна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы»дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимосоставить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделеннымичасами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянноесовершенствование профессиональных и педагогических знаний.
Знания преподавателя среднего профессионального учебного заведения,не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежнымидисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматриватьвновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы),обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, специальности,факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать своипрофессиональные, научные и деловые качества. Тематический план долженраскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включатьопределённое количество часов на их изучение. Преподавателю следуетдидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретическиеположения, исследования, исторические факты, производственные примеры. Цельтакой дидактической перестройки — активизировать интерес студентов к предмету ивоспитать чувство ответственности к будущей профессии.
Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяетпреподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана. Продуманныйтематический план помогает преподавателю рационально распределить учебныйматериал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременноподобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия и ТСО.
Тематический план может быть составлен на один или два семестрасоответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель взависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала,темы занятия, учебно-материальной базы. Структура тематического плана должнасодержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы,количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы(способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях – в частностина лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядныепособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания длясамостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу. Объёмзнаний, которое должен получить студент в результате изучения предмета,определён «примерной программой».
Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратитьвнимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного временипо темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса, распределениеучебного времени по отдельным темам может быть изменено по решению методическойчасти учебного заведения, но в пределах общего количества часов, отведённых наизучение дисциплины. Однако не следует значительно сокращать время на изучениетем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это можетнарушить стройность и целостность изучаемого предмета.
В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы иосновного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи сразвитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими вобществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности,связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения оновых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомитьсяс последними специальными журналами, новыми книгами справочными пособиями.Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяетпреподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. Приподготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимыекорректировки.
Составление тематического плана следует начинать с распределенияматериала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучение сложных ибольших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, втечение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. Приподготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то естьобучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса(индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения изакрепления нового материала; использование наглядных пособий и техническихсредств обучения; содержание и объем самостоятельной работы. Цель занятиядолжна формулироваться чётко и кратко. Тип занятия, формы и методы обучениязависят от особенностей содержания учебного материала, материально-техническойбазы, уровня подготовки студентов к данной теме занятия. Важным факторомявляются также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокоезнание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применениемэффективных методов обучения.
При разработке плана занятия преподаватель должен главное вниманиеуделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материалаи педагогических особенностей самих студентов. Занятие в большинстве случаев неимеет ярко выраженных структурных элементов: объяснение материала в мерунеобходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний;проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их; элементынового для студентов преподаватель может вводить и в процессе проведениязанятия и закрепления материала, и при проверке знаний.
В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы — этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которыххарактеризуется определёнными задачами, содержанием, видами деятельностипреподавателя и студентов. План не должен быть громоздким и сложным. В планерекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия итехнические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основныевопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельнаяработа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённыхзнаний; задание для самостоятельной работы.
Молодые преподаватели обычно остро нуждаются в приобретениинавыков работы над словом при подготовке к уроку. К характерным недостаткамначинающих преподавателей относятся многословие, непоследовательность изложенияматериала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент),отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения идр. Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметьконспект занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов,содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий ит.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке.Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитыватьможно только цитаты, выдержки.
 

Формы обучения
 
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формыобучения. Дадим следующие определения:
Форма — характер ориентациидеятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод — (от греч. metodos –буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога иучащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методамиобучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способовдостижения целей, решение задач образования.
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа,факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля ит.п.) и общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок — коллективная формаобучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамкизанятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всехучебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методикаво многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессеобучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все этопозволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могутбыть классифицированы по типам:
1       уроки-лекции (практически — это монолог учителя назаданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретаютхарактер беседы);
2       лабораторные (практические) занятия (такого рода урокиобычно посвящены отработке умений и навыков);
3       уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы ит.п.);
4       комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по одной из схем:
-        повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранеепройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос ит. д.
-        освоение нового материала. На этом этапе новый материализлагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работыучащихся с литературой.
-        отработка навыков и умений применения знаний на практике(чаще всего — решение задач по новому материалу);
-        выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как формаобучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очереднойбезуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваныдать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, ониочень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии — форма организацииобучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственногоознакомления с объектами изучения.
Домашняя работа — формаорганизации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствиемнепосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа:олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитиюиндивидуальных способностей учащихся.

Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем специальномучебном заведении
Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должновносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качествличности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития.
Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание ихарактер подготовки преподавателя к занятиям:
1       в основе содержания специальных дисциплин лежатразнородные технические науки, связанные с производством, с техникой, авыпускающие дисциплины вообще интегрируют в себе все дисциплины специального иобщетехнического циклов. Для подготовки и проведения занятия преподавателю недостаточнознать каждую дисциплину в объеме программы. Он должен следить за их развитиемпо множеству литературных источников. Чтобы обучать, преподавателю надо знатьво много раз больше того, что он дает студентам на занятиях, ориентироваться всамых сложных вопросах технических наук, основы которых он преподает.
Свободное владение содержанием учебной дисциплины позволяетпреподавателю концентрировать свои усилия во время занятия на наблюдении заходом познавательной деятельности студентов, дает возможность управлять ихтворческой деятельностью. Только в этом случае возможно овладениепедагогическим мастерством;
2       преподаватель должен не только владеть содержанием специальныхдисциплин, но и уметь пробудить у студентов интерес к овладению профессиональнымизнаниями и навыками, оказывать на них воспитательное и развивающее воздействие.Для этого очень важно знать вопросы методологии данных дисциплин, историю и перспективыих развития, значение для интенсификации производства, повышенияпроизводительности труда и овладения профессиональным мастерством;
3       технические знания тесно связаны с естественнонаучными(физикой, химией, математикой и др.) поскольку основу техники составляютматериалы, сырье, процессы природы, ее законы. Открытия естественных наук дают«материал для построения технических объектов». Технические знанияимеют интегративный характер, т.е. отражают в комплексе собственно технические,естественные и социальные аспекты. Это означает, что для подготовки занятия по специальнойдисциплине преподавателю надо самому владеть в достаточном объеме знаниями пофизике, химии, математике, а также по экономике, эстетике, философии и др.;
4       интегративный характер технических знаний требует отпреподавателя умения в процессе их формирования у студентов опираться назнания, полученные на занятиях по естественнонаучным дисциплинам. Для этогопреподавателю наряду с программой специальной дисциплины надо хорошо знатьпрограммы взаимосвязанных дисциплин;
5       практическая направленность содержания инженернойдисциплины, связь с производственным обучением. Учет этой особенности требуетот преподавателя хорошего знания практической стороны профессиональнойподготовки квалифицированного специалиста;
6       нестабильность содержания специальной дисциплиныобусловлена изменением требований к подготовке специалистов, совершенствованиемтехники, технологий, производственных процессов. В этой связи преподавательдолжен уметь своевременно перестраивать содержание и методы обучения.
Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине
Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности,именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этойпричине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей.
План занятия разрабатывается на основе ранее составленногоперспективно-тематического плана. В широком смысле — нужно готовиться не кконкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическаяподготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, котораявключает:
·         регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;
·         систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии,частной методики;
·         углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;
·         ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;
·         самовоспитание.
Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е.комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современныхдостижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможновнедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Онсоздается в процессе творческого труда.
Изученный “чужой” опыт можно использовать в качестве“строительного материала” в процессе создания своей системы работы, своего опыта.
Процесс разработки конкретного занятия представляет собой созданиемодели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладениюпрофессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя поуправлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия,преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, насобственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственныепедагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит кустойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки,педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработкезанятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построениязанятия по специальной дисциплине.
Обязательно нужно учитывать подготовленность студентов, наличие исостояние учебной, материальной и методической баз кабинета или лаборатории. Современноезанятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки,передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой — элементытворческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие — результатмноголетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованиюего структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающегообучения.
Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный,включающий подготовку к учебному году, и текущий — подготовка к изучениюопределенной темы учебной программы и очередному уроку.
Подготовка преподавателя к новому учебному году включает подготовкуучебного кабинета и разработку планирующей документации. Как правило, учебныйкабинет подготавливают к новому учебному году по окончании предыдущего. Передначалом занятий проводят рабочее испытание всех технических средств обучения иконтроля для определения их пригодности к эксплуатации, а также для восстановленияумений и навыков их эксплуатации.

Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторных и практическихзанятий в среднем специальном учебном заведении (на примере проведения практических занятий по дисциплине«Автомобили» специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонтавтомобильного транспорта в условиях Политехнического Колледжа НорильскогоИндустриального Института)
 
Лабораторные работы этопроведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов,применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучениеучащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы проводятсяпосле изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер.Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами учебногозаведения (работа в лабораториях, измерения на местности). Для более наглядногои качественного обучения, в средних специальных учебных заведениях (или на ихтерриториях) внедряются лаборатории и мастерские.
Общие требования к современному практическому занятию кратко можносформулировать так:
-        вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочнымизнаниями;
-        формировать у учащихся прочные навыки и умения,способствующие подготовке их к жизни;
-        повышать воспитательный эффект обучения на уроке,формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
-        осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать ихобщие и специальные особенности;
-        формировать у учащихся самостоятельность, творческуюактивность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творческирешать задачи, которые встречаются в жизни.
-        вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать иуглублять или пополнять знания, работать с технической и иной литературой,овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
-        формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности,познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении иприобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования.Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечиватьтесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формироватьактивное отношение к ней.
Дидактические требования.Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии,рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работус учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единстваобучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обученияс жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимоосуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков иумений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связипозволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружениипробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути ихустранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессесамостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся кактивной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на урокеспособствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования. Преподавательконтролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждоготребования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей егодеятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании сосправедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.
Гигиенические требования.Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения.Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередоватьслушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видовработы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельностьразличные органы чувств.
Для максимальной заинтересованности студентов необходимо усилитьмотивационный эффект при проведении практических занятий. Побудительным началомактивной мыслительной и практической деятельности должно быть не принуждение кактивности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активностьбудет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешнеймотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, станешь«крутым» профессионалом, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективныхмотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого являетсяигровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеетважную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней сторонойявлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Рассмотрим условия способствующие развитию познавательного интересау студентов технических специальностей:
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предметуи к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения,при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новыхзнаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимопонимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом иотдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями,тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, ужесуществовавшими у студента ранее, также способствует повышению интереса кновому материалу.
4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызываетинтереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
При проведении лабораторно-практических работ важным являетсяпривлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения,осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшуюактивность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученикиимеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информацияусваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у подростков ввосприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетическийканал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтомуновые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.
Не следует забывать о психологической атмосферелабораторно-практического занятия: необходимости поддержания позитивной психологическойатмосферы урока, выбора демократического стиля педагогического взаимодействия.
При изучении каждой новой темы, необходимо проанализировать еёспецифику, и выбрать вид обучения, для лабораторно-практических работ по даннойтеме. Это связанно с тем, что, к сожалению, очень трудно добыть достаточноучебного материала, чтобы обеспечить 100% занятость студентами одними и теми жеэлементами изучаемой темы (Например, тяжело предоставить каждому студенту отдельныйдвигатель внутреннего сгорания).
В современной дидактике организационные формы обучения, включаяобязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются нафронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении преподаватель управляетучебно-познавательной деятельностью всей группы (подгруппы), работающего надединой задачей. Данную форму можно использовать, когда количество элементовтемы (например, карбюраторы) в лаборатории достаточно, чтобы оснастить имикаждого. Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единыйдля всех темп работы. Результативность занятия повышается, если преподавателю удаетсясоздать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание иактивность студентов. Однако фронтальная работа не учитывает их индивидуальныхразличий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся отстаютот заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.
При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательнойдеятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные,кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебнойдеятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуетсядеятельность специально сформированных для выполнения определенных заданийвременных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает делениекласса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило,объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность,что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковымиучебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков.
К групповым формам относят также парную работу учащихся. Деятельностьюучебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно,через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетоммнения учащихся. Данная форма наиболее распространена на занятиях по«автомобилям», так как обеспечивает полную и соответствующую оснащениюлаборатории занятость студентов. К тому же бригадная форма позволяет внедритьпринцип всестороннего обучения, когда учащийся может изучать тему не только поучебнику и словам преподавателя, а и по опыту других студентов, с которыми онработает в бригаде.
Индивидуальное обучение учащихся непредполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своейсущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых длявсего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельноезадание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такуюорганизационную форму обучения называют индивидуализированной. С этойцелью могут применяться специально разработанные карточки (например, точексмазки двигателя). Если преподаватель уделяет внимание нескольким ученикам науроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму обучения называютиндивидуально-групповой.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: ониприменяются как самостоятельные и как элемент лабораторно-практических, семинараи других занятий.
Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированнойгрупповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
♦ класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателемзадание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку,
♦ организация выполнения задания осуществляется классом иотдельными группами под руководством преподавателя,
♦ действует такое разделение труда, которое учитывает интересыи способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общейдеятельности,
♦ есть взаимный контроль и ответственность каждого передклассом и группой.
Коллективная работа помимо обучающего имеет еще и стимулирующийэффект: позволяет выделиться студентам, сделавшим один тип работ быстрее иликачественнее чем другие, до него. Это стимулирует его товарищей при повторенииданной работы, работать более продуктивно.
Пример проведения практического занятия
Практические занятия по дисциплине «Автомобили» проводятся вспециализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточноеоснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса.Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупнымиагрегатами, такими как подвеска автомобиля, двигатели, кузов автомобиля, непозволяют занять одновременно всех студентов находящихся в лаборатории по темеодного занятия. Поэтому такие темы наиболее рационально совмещать с темамиблизкими по теме, но не такими трудоемкими.
Рассмотрим, в качестве примера, планирование практического занятияпо теме «Системы двигателя».
Проведение практического занятия должно быть согласовано потематическому плану дисциплины, сразу после объяснения данной темы, илимаксимум через одну – две темы (которые являются только лишь углублениемданной). В лаборатории имеется два учебных макета двигателей внутреннегосгорания, на которых одновременно могут работать только 6 человек, при этом онизаймут около 50% всей площади лаборатории, и 65 – 70% всего слесарногоинструмента. В среднем подгруппа состоит из 12 студентов. Это означает, чтооставшихся необходимо распределить так, чтобы им досталась и полезная площадьлаборатории и инструмент с которым они могли бы работать.
Наиболее рационально проводить практическое занятие по даннойтеме, и одновременно по смежным темам: «Детали КШМ», которая позволяет занятьтрёх студентов, 30% площади учебной лаборатории и 10% инструмента, и «Системапитания двигателя внутреннего сгорания», которая позволит занять еще трёхстудентов, 15-20% полезной площади лаборатории и 15-20% инструмента.
Эта тема – одна из самых сложных в планировании учебного занятия.Проблема заключается в том, что каждая из этих тем занимает различное время привыполнении. И самое сложное при проведении данного занятия — это соблюстиследующие условия:
·         студенты должны быть заняты в течение всего учебного занятия.
·         у каждого должен быть инструмент, и рабочее место.
·         студент должен быть знаком методом правильной работы с теммакетом, на котором он работает.
·         студент должен четко представлять себе правила техникибезопасности при работе с данными агрегатами и деталями.
·         все студенты должны работать в одном ритме: начать и закончитьвыполнение работы в одно и тоже время.
Данное занятие осложняется еще и тем, что все эти темы различны попродолжительности выполнения.
Рассмотрим работу студентов на этом занятии более подробно.
Для выполнения работы по теме «Системы двигателя» на каждом из двухДВС работают по три человека. Здесь используется бригадная формаобучения. Бригада – временная группа учащихся, различных по своим знаниям испособностям. Бригадир (назначается преподавателем) – отвечает за качество иорганизацию работы. Так как тема большая, и занимает 6 академических часов, тов роли бригадира успеет побывать каждый студент в подгруппе. Распределениевнутри бригады осуществляется добровольно, при условии, что каждый студент хотябы один раз выполнит все работы на макете ДВС (сборка, разборка, настройка).
Данная структура занятия позволяет:
·         закрепить у студентов сознательные, глубокие и прочные знания потеме;
·         сформировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие ихбудущему становлению как профессионала в своей области;
·         повышать воспитательный эффект обучения на занятии, повышатьличностную ответственность за выполняемую работу, как свою, так и своейбригады;
·         осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие испециальные особенности;
·         вырабатывать умения самостоятельно учиться на своих ошибках иошибках товарищей, приобретать и углублять или пополнять практические знания инавыки;
·         формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности,познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении иприобретении знаний, положительное отношение к учению;
·         повысить личную заинтересованность у студентов в выполнениикаждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы им необходимосдать на проверку отчет о выполненной работе на ДВС (по форме тетради-отчета).
Для выполнения работы по теме «Детали КШМ» каждому из трёхстудентов, выполняющих данную работу, выделяется индивидуальное рабочее место,таким образом, чтобы не мешать другим, выполнять свою работу. Работывыполняются индивидуальным инструментом, данный вид работ это позволяет. Но тутесть особенность: Деталей в КШМ много, а работу необходимо уместить в дваакадемических часа. Поэтому для выполнения данной работы выбирается две или тридетали (например, поршневая группа или шатунная группа), которые в общейсложности по времени выполнения как раз уложатся в стандартную учебную пару.Особенностью этого задания является индивидуальное обучение учащихся.Оно не предполагает их непосредственного контакта с другими студентами. По своейсущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых длявсей группы заданий. Каждый студент работает с минимальным количествоминструмента, поскольку данный вид работ не предполагает разнообразиятехнологической оснастки.
При выполнении этой работы, данная форма обучения позволяет:
♦ студент осознает личную ответственность за данноепреподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку,
♦ организация выполнения задания позволяет студенту проявитьиндивидуальные качества, повысить себя как профессионала в глазах своихсокурсников и преподавателя,
♦ более подробно и тщательно изучить структуру учебной темы,осмыслить и выработать навык работы с объектом темы,
♦ повысить личную заинтересованность у студента в выполнениикаждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы ему необходимосдать на проверку отчет о выполненной работе (по форме тетради-отчета).
При выполнении работы по теме «Система питания двигателявнутреннего сгорания» используется две организационной формы: индивидуальная ибригадная. Бригада (2 человека) – выполняет более сложную и трудоемкую работу,например изучение топливного насоса высокого давления, это занимает около 80%учебного времени, и затем настройку данного агрегата, что позволит занятьбригаду на полную пару. Студенты, участвующие в бригаде по ходу занятияменяются обязанностями. Студент, работающий по индивидуальной форме, в даннойтеме работает с мелкими частями системы: форсунками, секциями, автоматическоймуфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором. Большое количествоединиц темы объясняется их малой трудоемкостью. Критерий выставления оценокбудет выглядеть так:№ п/п Оцениваемые навыки Методы оценки Граничные критерии оценки Отлично Неудовлетворительно 1 Отношение к работе Наблюдение руководителя, просмотр материалов. Все материалы и объекты представлены в указанный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. В отведенное для работы время не уложился. 2 Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач. Наблюдение руководителя. Просмотр материалов. Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплин «Детали машин», «Гидравлика», «Гидро- и пневмопривод» Не способен использовать знания из одного раздела при выполнении задач разделов смежных дисциплин. 3 Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой Собеседование. Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель. Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях.
Таким образом, описанная выше структура занятия позволяетполностью задействовать всех студентов группы, обеспечить 100% занятость ихорошую усваиваемость предложенных тем.
Перед проведением данного занятия, для более качественного иуглубленного изучения предлагается провести факультативное занятие по техникебезопасности при выполнении слесарных и наладочных работ, а также провестипоказ учебного фильма по вышеперечисленным темам. Это позволит предварительно визуальноознакомить студентов с объектами их работы и повысит информативностьлекционного материала.
План урока при данной структуре занятия будет выглядеть так:
Пример:
П Л А Н У Р О К А
Дисциплина: «Автомобили» (Раздел 1«Устройство автомобиля»)
Практическое занятие №5
Группа 2АМ-05Б                                                                  дата:13.02.09г.
Тема урока: " Системыдвигателя"
Вопросы:
1. Системы двигателя;
2. Взаимодействие и привод систем двигателя;
3. Детали и агрегаты, обеспечивающие работу систем;
4. Зависимость работоспособности систем от основных механизмовдвигателя;
Цели урока:
1. Образовательные:
— закрепление и усвоение знаний по принципу работы и устройству всехсистем двигателя.
2. Воспитательные:
— привитие навыков сознательной дисциплины;
— бережного отношения к учебному оборудованию и макетам;
— собранности и внимательности во время работы;
3. Развивающие:
— Развитие технического мышления и речи;
— Развитие наблюдательности и внимания, воображения;
— Развитие способности анализировать полученную информацию.
Наглядные пособия: учебныемакеты, плакаты, наглядные пособия, инструменты и приспособления.
Тип урока – практическое занятие.
Ход урока:
1.      Организационный момент
-        проверка присутствующих – 2 мин.
-        сообщение темы и хода урока – 3 мин.
-        Сообщение основных правил по технике безопасности ипроизводственной санитарии при выполнении данного вида работ на каждом рабочемместе – 5 мин.
2.      Мотивация учебной деятельности
      сообщение целей занятия и взаимосвязь тем, устныйопрос с комментарием к ответам с целью подготовки студентов к предстоящейработе – 8-10 мин.
Вопросы:
1)      Назвать основные механизмы и системы ДВС.
2)      Описать процесс работы 4-хтактного бензинового двигателя.
3)      Назвать способы охлаждения и смазки ДВС.
4)      Основные принципиальные различия между карбюраторным идизельным двигателем.
3.      Выполнение работы по плану урока — 60 мин
-         Отслеживание правильного технологического выполнения операций.
-         Выдача заданий студентам, работающим по индивидуальной форме.
-         Корректировка выполнения работ по необходимости.
5.      Подведение итогов занятия, объявление оценок, ответпреподавателя на вопросы студентов – 5-2 мин
6.      Домашнее задание: объяснение правильности заполнениятетради-отчета, анализ проведенной работы – 5-2 мин
Литература: Михайловский Е.В.Устройство автомобиля, стр. 22-45
 

Заключение
Подготовка преподавателя к учебному занятию охватывает огромноеколичество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующийот педагога огромного количества знаний и умений, хороших личностных ипрофессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализироватьситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, астуденты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороныкоторого в период общения постоянно самосовершенствуются.
Для наиболее продуктивного и сознательного диалога, в процессеобучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, иоптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы иметоды обучения – это база, от которых необходимо отталкиваться при проектированиисвоего занятия. Правильный выбор формы обучения – это залог успешногопроведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучениязависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностейучащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективностьвсего обучения в целом.
Деятельность преподавателя в среднем специальном учебном заведении– это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и спецификаспециальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятийвсегда следует учитывать этот момент. Самый оптимальный способ – это подачаматериала в игровой форме. Это позволяет максимально заинтересовать студентов иразвить в них способности к адекватному восприятию информации, анализу своей ипосторонней деятельности и формированию их личности. Так же необходиморазвивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения – это первыйшаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, котораяформирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни,закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигатьпоставленных целей.
В ПТК НИИ эта цель так же преследуется очень интенсивно. Припланировании занятия необходимо учитывать потребности студента как личности.Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, ксамосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльноотноситься к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умелоуправлять теми, кто он него зависит.
Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов:необходимо учесть темы, которые студент уже изучил, реализовать межпредметныесвязи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний студента, учесть всеособенности восприятия студентом новых знаний, уметь реализовать все основныепедагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическуюсоставляющую процесса обучения и многое другое. На базе анализа этих аспектовконструируется одно занятие. Затем другое, третье…
Каждый из методов обучения отличается сочетанием деятельности преподавателяи учащихся, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, аих номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемовобучения применяемых в ССУЗ.
 

Списоклитературы
Основная литература
1.   Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.
2.   Анализ и классификация педагогических технологий в СССР изарубежных странах / Авт.: С.Т. Игнатьев, В.А. Мелехин.- Л., 1991.
3.  Беляева А.П. Методология и теория профессиональнойпедагогики. – СПб, 1999.
4.  Беспалько В.П. Педагогика ипрогрессивные технологии обучения. – М., 1997.
5.  Боголюбов В.И. Педагогическаятехнология: эволюция понятия// Сов. педагогика. — 1991.- № 9.
6.  Железнякова О.М. Проблемное обучение:технологический аспект: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск, 1996.
7.  Кларин М.В. Педагогическая технология.– М., 1989.
8.  Крикунова Т.К. Практическая педагогика:Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособиедля студ. вузов. – М., 1999.
9.  Левина М.М. Технологиипрофессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М., 2001.
10.     Лейбович А.Н. Структура и содержаниегосударственного стандарта профессионального образования. – М., 1994.
11.     Морева Н.А. Педагогика среднегопрофессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М., 2001.
12.     Морева Н.А. Технологиипрофессионального образования: Учеб. пособие. – М., 2007.
13.     Педагогика: Теории, системы,технологии: Учебник / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2007.
14.     Петухов М.А. Научные основыпрофессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Под науч.ред. А.П. Беляевой. – СПб, Ульяновск, 2000.
15.     Профессионально-педагогическаятехнология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева, С.Я. Баев,Н.Ф. Золотухина и др. – СПб, 1995.
16.     Самоукина Н.В. Психология и педагогикапрофессиональной деятельности. – М., 1999.
17.     Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии. – М., 1998.
18.     Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержаниеи технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособиедля преп. учреждений сред. проф. образования. – М., 2001.
Дополнительная литература
1.   Бабанский Ю.К. Оптимизация процессаобучения: Общедидактический аспект. — М., 1977.
2.  Баев С.Я. Дидактические основы системыметодов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах.– СПб, 1997.
3.  Батышев С.Я. Задачи системыпрофессионально-технического образования в условиях перехода к рыночнойэкономике // Ассоциация «Профессиональное образование». – М., 1993.
4.  Белкин А.С. и др. Терминологическийсловарь по основам педагогической технологии. – Шадринск, 1996.
5.  Беляева А.П. Теоретические иметодические основы профессионально-педагогической технологии //Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебныхзаведениях. – СПБ, 1995. – С. 95-175.
6.  Беспалько В.П., Татур Ю.Г.Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовкиспециалиста. – М., 1989.
7.  Бондаревская Е.В. Концепция личностноориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности.– 1999. — №5. – С. 41-52.
8.   Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новыетехнологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. — 1993.- № 5.
9.    Бухвалов В.А. Методики и технологииобразования. — Рига, 1994.
10.БухваловВ.А. Технология работы учителя-мастера. – Рига, 1995.
11.Волков И.П. Учим творчеству. — М., 1982.
12. Вялых В.А. Философское измерениеобразовательной системы (концептуальный, технологический, дидактическийуровни).- Оренбург, 1995.
13.Габручевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – кпрофессиональному творчеству. – Минск, 1989.
14.Гирева Л.Д. Отечественные педагогическиеинновации 60-80-х г.г. ХХ в.// Педагогика. — 1995. № 5.
15.Гитман Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин// Специалист. – 1997. — №12. – С. 29-32.
16.Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М.,1992.
17.Давыдов В.В. О понятии развивающегообучения// Педагогика. — 1995.- № 1.
18.Ерецкий И.И. Совершенствование обучения в техникуме. – М.,1989.
19.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании:Учеб. пособие. – М., 2007.
20.Зубарева Н.С. Педагогическая технология:путь в дидактику и практику обучения// Психолого-педагогические проблемыповышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып 3. В2-х ч. Ч. 1.- М., 1994.
21.Кларин М.В. Инновационные модели обученияв современной зарубежной педагогике// Педагогика. — 1994.- № 5.
22.Кларин М.В. Педагогическая технология вучебном процессе. (Анализ зарубежного опыта).- М., 1989.
23.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Техническиесредства обучения и методика их использования: Учеб. пособие. – М., 2007.
24.ЛобановаН.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. –Самара; СПб., 1997.
25.Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансоваягазета 1, 2, 3 январь, 2000
26.Методическая служба профессионального образования в новыхсоциально-педагогических условиях. – М., 1993.
27.Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб.пособие / Е.С.Полат, М.В.Моисеева и др. – М., 2007.
28.Педагогическое консультирование: Учеб. пособие /М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко и др. – М., 2007.
29.СемушинаЛ.Г., Ненашева Л.А., Ломакина Т.Ю. Опыт разработки словаря терминов среднегоспециального образования. – М., 1992. – Вып.2.
30.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция итехнологии. – Волгоград, 1994.
31.Симонов В.П. Диагностика личности и профессиональногомастерства преподавателя. – М., 1995.
32.Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие /Под ред. Т.С.Паниной. – М., 2007.
33.Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляудис. – М., 1989.
34.ЧернилевскийД.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе. – М., 1996.
35.Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас,1989.
36.ГорячевБ.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. – М., 1994.
37.Педагогическиетехнологии: что это такое и как их использовать в школе.Практико-ориентированная монография / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. –М.; Тюмень, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :