Реферат по предмету "История"


Кто такие арийцы?

Хатунцев С. В.
«Арийская»проблема — проблема происхождения и прародины, культурной роли и историческогонаследия арийских племен занимает мировую науку более двух столетий. Кто жетакие арийцы-арии?
Арийскиминазывают народы, говорящие на языках иранской и индийской групп индоевропейскойязыковой семьи, а также кафиров (нуристанцев) и дардов. Их предки имели общееимя — «арья», «арьяна», сходные культуру и быт, жили наодной территории, но несколько тысячелетий назад покинули свою колыбель иначали переселяться в далекие друг от друга земли; постепенно арийское единствораспалось. В настоящее время народы иранской группы живут в Осетии,Таджикистане, Иране, Афганистане, Турции, Сирии, Ираке и Пакистане, а также вграничащих с ними странах. Представители индоарийских этносов населяют Индию —главным образом центральные и северные ее районы, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш,Мальдивы, восток и юг Пакистана. Мигранты, потомки индоарийцев, образоваликрупные колонии в Мьянме, Сингапуре, Малайзии, на островах Маврикий в Индийскоми Фиджи в Тихом океанах, в Вест-Индии (Карибское море) и в Гвиане, в ЮАР и напобережье Восточной Африки. Немалое число их осело в Северной Америке и вЕвропе. Дарды и нуристанцы живут в Кашмире и в прилегающих к Кашмиру провинцияхАфганистана и Пакистана. Общая численность ариоязычных народов — порядка 1млрд. человек, они составляют примерно седьмую часть всего населения Земли. Изэтого миллиарда индоариев насчитывается приблизительно 900 млн., иранцев —более 90 млн., дардов и нуристанцев — 5-6 млн. человек.
Древниеарии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации — персидскую,индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культурыПередней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских,славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницудуховных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю вначале II тысячелетия до н.э. — в эпоху, когда великие цивилизации Египта,Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья(крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племенаарийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучийимпульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двухтысячелетий — вплоть до III–IV веков н.э. — они были главными действующимилицами всемирной истории — пока не состарились и не уступили дорогу болеемолодым народам.
Средииндоевропейцев «арьяны» не были изолированной, лишенной родственныхсвязей группой. К их наречиям близки славянские, балтские (летто-литовские), атакже армянский и древнегреческий языки. Носители этих языков имели с индоиранцамимножество общих, восходящих к единому праисточнику, этнографических признаков,культово-мифологических представлений, психологических черт. Этосвидетельствует о том, что пращуры греков и армян, балто-славян и индоиранцевсоставляли в глубокой древности один культурно-исторический блок. Однакопротогреки и протоармяне очень рано выделились из этого блока и не поддерживалис индоиранцами столь тесных родственных связей, как предки балто-славян.Гораздо дальше, чем перечисленные народы, отстоят от ариев носители другихиндоевропейских наречий, в частности, германцы и кельты. Поэтому у славян ибалтов (литовцев и латышей) гораздо больше оснований именоваться арийцами,нежели у немцев, скандинавов, французов и прочих европейских народов.
Чтоже представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразныхисточников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабныхмиграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем ихобщественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная дляскотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупногорогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мериломматериального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой,которую только могут пожелать боги. Фундаментом военного могущества ариев былабоевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табунаобычных. Все остальные животные уступали по своему значению коровам и лошадям,а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводствобыло им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней неприносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось дляних второстепенным занятием.
Племенаиндоиранцев были полуоседлыми, раз в несколько лет они переносили свои селенияна новое место, находившиеся, как правило, недалеко от прежнего стана. Арии неведали гончарного круга, лепили керамику «от руки» и обжигали ее не вгорне, а в специальных ямах или же на костре. Их ритуальная посуда быладеревянной.
Жилииндоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами наколесах — наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы — медь,золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арииискусством деревообработки, именно они довели до совершенства техникустроительства колесниц.
Индоиранцыбыли людьми воинственными, военная добыча — скот, пастбища, пленники — являласьодним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно —и между самими индоиранцами, и между ними и другими народами.
Ариибыли опытными собирателями дикого меда, он являлся существенным элементом ихрациона. Основной же пищей для них служили свежее коровье молоко и продукты, изнего получаемые: кислое молоко и масло, а также блюда из злаков наподобие кашии вареное мясо. Для различных ритуалов и религиозных торжеств индоиранцыизготавливали «сауму» — напиток, приводивший в состояние священногоэкстаза. На светских праздниках, общественных и семейных, использоваласьхмельная «сура». Эти праздники открывали конные состязания, закоторыми следовало коллективное пиршество.
Носилиарии выделанные из кожи штаны, сапоги и куртки, а также башлык — одежду,впоследствии ставшую традиционной для массы евразийских кочевников.
Своихпокойников индоиранцы либо кремировали, либо хоронили под курганными насыпями,либо (намного реже) оставляли на волю стихий и пожирателей падали на территорииотведенных для этой цели могильников.
Древнейшиеарии не знали специализированного, ориентированного на рыночные отношения,ремесла, денежной торговли и городов, не строили ни крепостей, ни дворцов, нихрамов, не имели, вероятно, ни культовых изображений, ни письменности.
Вих среде оформились три социальных группы, которые именовались«цветами». Наиболее многочисленный из «цветов» составлялиобщинники-скотоводы. Вторая группа была представлена воинами, третья — жрецами.Они являлись наиболее почитаемым общественным слоем. Воинами-жрецами считалисьцари, «сыны Солнца», венчавшие всю систему социальной организацииариев и возглавлявшие отдельные племена и племенные союзы.
Различныеветви ариев создали великие памятники древней религиозной мысли, индоарии —«Веды», южные иранцы — «Авесту». Судя по этим памятникам,они поклонялись сонму богов, считая, в то же время, что за всем многообразиемжизненных феноменов скрывается единая и вечная Праоснова, духовно-творческоеначало, создавшее этот мир, Бог-Абсолют. В каждом из множества их боговвоплощались разные аспекты этого Абсолюта.
Виндоиранском пантеоне было очень мало женских божеств, в нем царил суровыйпатриархат. Боги ариев являлись богами пастушескими. Их наиболее частые эпитеты— «владыка обширных пастбищ», «посылающий прекрасноконноебогатство» и т.п. Богов просили оросить пастбища, подарить стада коней ибыков. В индоиранских гимнах боги изображались едущими на запряженных лошадьмиколесницах, важнейшей их функцией была защита скота от демонов или ихслужителей в земном мире.
Жертвоприношениябыли главным элементов религиозной практики ариев. Жертвы приносились не толькобогам, но и предкам. Богам, помимо животных, жертвовали топленое масло(«гхи»), сауму и молоко. В честь предков сооружали курганы с алтарямииз камня.
Чрезвычайноеразвитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно,и менее распространенный у них культ бобра.
Существеннымкомпонентом религии ариев было также почитание огня и поклонение Солнцу.Возможно, что и само имя «арья» восходит к древнему названию Солнца —Svar, Svara.
Виндоиранской среде сложился священный мифопоэтический язык, употреблявшийся приотправлении ритуалов и обращении к богам. Поэтика ариев зиждилась наскотоводческих терминах. Образы коровы, быка и коня пронизывают индийские«Веды», иранскую «Зенд-Авесту». На их основе построена всясимволическая система религиозных текстов, мерцающая аллитерациями и скрытымисмыслами, использующая большое количество эпитетов и синонимов. Только в«Ригведе» — главной из «Вед» — для обозначения ключевыхобразов — коня, быка и коровы употребляется не менее 10 — 15 различныхсинонимов.
Гдеже располагается прародина ариев, которую народы индийской ветви называли “АрьяВарта”, народы иранской ветви — “Арйана Вэджа”, т.е. «арийский простор»?
Какуже говорилось, более двух столетий продолжаются ее поиски, однако единогомнения о том, где она находится, в науке до сих пор нет. Арийскую колыбельискали в Гималаях и в Индии, на Ближнем Востоке и в Средней Азии, в Европе и наКавказе, в Арктике и в Тибете. Сторонники наиболее авторитетной и обоснованнойточки зрения считают, что она располагалась в полосе от Карпат до Волги.
Известно,что прародина ариев занимала восточную часть общего индоевропейского очага,находилась в зоне умеренного, сравнительно сухого и континентального климата,изобиловала открытыми протяженными пространствами. Все это вроде бысвидетельствует в пользу локализации арийской прародины именно в степях илесостепях Великой Русской равнины, однако многие факты заставляютпредположить, что она располагалась восточнее — на склонах Урала и в Зауралье.
Во-первых,на основании данных лингвистики установлено, что вблизи очага формированияиндоиранских народов лежали горы. На том отрезке степного евразийского пояса,где теоретически могли обитать предки ариев, такими горами могли быть толькокряжи Урала, других районов с горным рельефом там нет.
Второе.Индоиранцы были знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах:снежными холодными зимами, феноменами полярного дня, полярной ночи и полярнойзари, северного сияния. Их сведения были весьма точны. Если бы они обитали вЮжной России, располагающейся слишком далеко от областей Арктики, они бы немогли иметь такой информации. Напротив, если бы предки ариев жили на Урале и заУралом, им должна была быть хорошо известна природа Севера, поскольку тамграница лесостепи находится недалеко от широт, где регулярно наблюдаютсяполярные феномены.
Третье.Индоиранцы имели очень ранние и очень тесные контакты с предками финно-угров.Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий были более поздними именее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры,доходящее иногда до полного тождества, обнаруживается у ариев с угорскимиплеменами, которые с глубокой древности жили в зауральской тайге, и которых вэпоху существования индоиранской общности в Восточной Европе не было.
Наконец,археологические исследования последних десятилетий выявили в степном илесостепном Зауралье крупную культурно-историческую общность, которая моглапринадлежать древним ариям, так как ее создатели, как и индоиранцы, относилиськ палеоевропейской расе, вели хозяйство, основанное на разведении коней икрупного рогатого скота, а время существования этой археологической общности ивремя существования единого массива индоиранцев практически совпадают.Коневодство у зауральских племен было более древним и более развитым, чем уобитателей Восточной Европы, среди них очень рано распространился и культ коня,столь свойственный ариям. Эти племена поддерживали оживленные связи с жителямисибирской тайги, в которых различные ученые видят палеоугров. Кроме того,территория, на которой располагались памятники данной археологической общности,стала ядром формирования культур андроновского круга, принадлежавших,бесспорно, индоиранцам; при этом комплексы, созданные азиатскимипредшественниками андроновцев, явились важным компонентом в сложении ихкультуры.
Совокупностьвсех этих и множества других фактов и заставляет предположить, что родинаарийских народов лежала в азиатских степях, на Южном Урале и в Зауралье.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Типы резервуаров, используемых для транспортировки криопродуктов
Реферат Технология производства водки
Реферат Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби
Реферат Толуол свойства, применение, получение
Реферат Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера
Реферат Анализ экономического потенциала туристской фирмы
Реферат Технология хранения товаров
Реферат Хранение картофеля
Реферат Lemieux Essay Research Paper Dear Mr Lemieux
Реферат Воздействие на человека негативных факторов производственной среды
Реферат Экзаменационные вопросы по методологии науки
Реферат Характеристика Internet. Особенности построения, протоколы.
Реферат Отличительные особенности малого предпринимательства
Реферат Устройство и эксплуатация колёс
Реферат Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина