/>/>Федеральное агентство пообразованию и науке
/>/>Омский государственныйпедагогический университет
/>/>Кафедра педагогики
/>
Курсоваяработа по педагогике
/>/>натему:
Педагогический контроль как элемент управлениякачеством образования в современной школе
Выполнила: студентка 404 группы факультета иностранныхязыков, Мустафа Маргарита Витальевна
Проверила: доцент, к.п.н.
Парц Ольга Степановна
/>/>Омск- 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Контроль учебныхдостижений как элемент управления качеством образования.
1.1 Педагогический контроль: сущность,характеристика, виды
1.2 Анализ понятия качества образованияв современной школе.
Выводы по Главе 1
Глава 2. Описание опытнойработы по реализации педагогического контроля учебных достижений обучающихся(на материале уроков английского языка).
2.1 Тестирование как одна изтекущих форм контроля учебных достижений обучающихся.
2.2 Опыт применения текущеготестирования в рамках педагогического контроля на примере изучения темы поанглийскому языку
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературы
Введение
Контроль является одним из основных компонентовуправления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобыуправлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателюнеобходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процессаобразования. Процесс управления качеством образования становится невозможнымбез постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах,которая получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед всемиучастниками образовательного процесса стоит проблема повышения качестваобразования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогическийконтроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия«качественное образование». Поэтом актуальна проблема повышения эффективностипедагогического контроля.
Эффективность систем контроля и оценка ходарезультативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том,насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вноситьтребуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьнымипредметами и в частности иностранным языком.
Объектом курсовогоисследования является процесс управления качеством образования в современнойшколе.
Предметом курсовогоисследования является педагогический контроль в современной школе.
Цель курсовой работы – изучение функций и видов педагогическогоконтроля в современной школе и его влияния на качество образования.
Задачи курсовой работы:
1. Анализ литературы для установлениясущности педагогического контроля учебных достижений в свете современнойобразовательной практике.
2. Изучение влияния педагогическогоконтроля на качество образования.
3. Анализ опыта внедрения тестированияв рамках текущего контроля на примере уроков английского языка.
Гипотеза: если регулярно исвоевременно проводить тестирование в качестве текущего контроля при обучениииностранному языку, то это приведет к повышению иноязычной компетенции учащихсяи качества образования.
Методы исследования:
Психолого-педагогический анализтестирования как средства педагогического контроля (на материале урокованглийского языка)
Глава 1. Контроль учебных достижений как элементуправления качеством образования1.1 Педагогическийконтроль: сущность, характеристика, виды
Представление о проверке знаний школьников как оботдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение.Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом,востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его послепрохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.
Контроль — это одновременно и объект теоретическихисследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроляможно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установитьвзаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнямиобразования, сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениямучащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебногозаведения объективную информацию для принятия управленческих решений.
Само понятие «педагогический контроль» применительно кучебному процессу имеет несколько трактовок. С одной стороны, педагогическийконтроль являться цельной дидактической и методической системой проверочнойдеятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихсяпри руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявлениерезультатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другойстороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимаютвыявление и оценку итогов учебной деятельности школьников или студентов.
Контроль — неотъемлемая часть обучения. В зависимостиот функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить триосновных его вида:
· предварительный,
· текущий,
· итоговый,
Назначение предварительного контроля состоит вустановлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего,- исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь — индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависитот степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучалисьна предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, тоон лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимальногоего варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяяпропедевтическое диагностирование, более известное педагогам какпредварительный контроль знаний. Последний необходим еще и для того, чтобызафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение исходного начальногоуровня обученности с достигнутым позволяет измерять «прирост» знаний,степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику иэффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о«вкладе» педагога в обученность учащихся, эффективностипедагогического труда, оценить профессионализм педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функцияобратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходепроцесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условийуспешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения нетолько о правильности или неправильности конечного результата, но и даватьвозможность осуществлять контроль над ходом процесса, следить за действиямиобучаемого.
Текущий контроль необходим для диагностирования ходадидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реальнодостигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме собственнопрогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулируетучебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в ходеусвоения материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредствомустного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все ширепрактикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др.Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить всеважнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенныеошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоенияимеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом,который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняетфункцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван датьпредставление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называютитоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целогопредмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контрольиспользуется для оценки результатов обучения,
Итоговый контроль осуществляется во времязаключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также впроцессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процессасистематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могутбыть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главноетребование к итоговым тестовым заданиям — они должны соответствовать уровнюнационального стандарта образования. Все большее распространение получаюттехнологии итогового тестирования с применением компьютеров испециализированных программ.[3, c. 64-73]
Универсальной процедуру контроля делает целый спектрего функций:
1) проверочная — заключается в выявлении степениосвоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствияобразовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (втом числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальнойдеятельности, навыков рационального труда;
2) обучающая — предполагает совершенствование системыЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;
3) развивающая — подразумевает стимулированиепознавательной потребности школьника, формирование его творческх способностей,развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
4) социальная — призвана сориентировать ребенка впроцессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущейпрофессии);
5) аксиологическая — служит воспитанию ответственности(исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательноговыбора;
6) диагностическая — означает, что для использованиянаиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владетьинформацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих ихпричинах;
7) прогностическая — помогает предоставлятьопережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с цельюстратегического руководства, создания модели дальнейшего развития. [9, с. 75]
Традиционных средств контроля знаний в системеличностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, ане как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник нетолько усваивает готовое содержание того или иного материала, но и самрегулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.
В образовательной системе будущего необходимо смещатьакценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими,на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороныобучения и качественных характеристик знания, интегративность организацииинформации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.
Так же выделяют следующие виды контроля:
1. Устный контроль — индивидуальный и фронтальный опрос. Правильностьответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляютсяоценки.
2. Письменный контроль — выполняется с помощью контрольных работ, сочинений,изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут бытькратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностныйсрез или основательный срез).
3. Лабораторный контроль-практикум — направлен на проверку умений учащихсяработать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будетиспользовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
4. Машинный (программированный)контроль — предполагается на компьютере,при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изученияучебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело играмотно созданных средств контроля.
5. Тестовый контроль — может быть машинным или безмашинным, в основекоторого лежат тесты.
6. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельнонаходить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устраненияобнаруживаемых пробелов.[12, c. 12-18]
Диагностировать, контролировать, проверять и оцениватьзнания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какойпроводится их изучение.
Рассмотрим этапы и звенья контроля.
1 этап. Всистеме проверки следует считать предварительное выявление уровня знанийучащихся. Осуществляется в начале учебного года, сочетается с так называемымкомпенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранениепробелов в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучениенового раздела (курса).
2 этап. Текущаяпроверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляетсяиз урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения знанийлишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки — обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят оттаких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст иуровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
3 этап. Повторная проверка, которая, как и текущаядолжна быть тематическая. Параллельно сизучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Это способствуетупрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебнойработы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверкадает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
4 этап. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или значительной темекурса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимисявзаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися вразных местах курса. Главные функции периодической проверки — систематизация иобобщение.
5 этап. Итоговая проверка и учет знаний, уменийобучаемых, приобретенных ими на всехэтапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в концекаждой четверти и по завершении учебного года.
При осуществлении поэтапного контроля обеспечиваетсядиагностика и учет успеваемости, что в свою очередь повышается качествообразования, так как управление им производиться при помощи педагогическогоконтроля. 1.2 Анализ понятиякачества образования в современной школе
Вопрос качества образования в настоящее время приобрёлособую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивогоразвития системы образования.
Серьезное влияние на актуализацию качества образованиякак современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающаяинтеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг,развитие информационных технологий. В современном понимании качествообразования — это не только соответствие знаний обучающихся государственнымстандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а такжедеятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечениякачества образовательных услуг.
В контексте этого подхода качество образования в школеXXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся всовокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественныхи качественных результатов, уровень организации и осуществленияучебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.
Контингент обучающихся в образовательном учрежденииимеет разный уровень мотивации к обучению: одарённые и требующие коррекциизнаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которыетребуют постоянного внимания со стороны педагогов. [7, с. 66-88]
Поэтому одной из проблем, с которыми сталкиваетсясовременная школа на пути достижения цели образования, была трудность оценкикачества образования, управление которым состоит в динамизме, полученииобъективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных исвоевременной коррекции работы с обучающимися.
Проблемы управления образовательным процессом в школестали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационнойдеятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий в системеобразования.
Подход к пониманию качества образования можнопредставить в виде следующей последовательности: носитель знаний; передачазнаний; получатель знаний; восприимчивость методик передачи знаний;фундаментальность знаний; востребованность полученных знаний; получение новыхзнаний.
Существуют следующие механизмы и процедуры в практикеоценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитацияобразовательных учреждений, педагогических кадров; итоговая аттестациявыпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступенейобучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования; мониторинговоеисследование; социологическое исследование.
Но основной способ управления качеством образования вшколе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебномпроцессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальнойинформации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность ипериодичность получения и анализа управленческой информации; открытостьизмерения качества образования. [14, c. 47-50]
Исходя из разработанной модели качества образования в образовательномучреждении, определяют три ведущих критерия качества образования: критерииусловия; критерии процесса; критерии результата.
Критериями условий качества образования в ОУвыступают: кадры, материально-техническая база, учебно-программно-методическоеобеспечение, безопасность образовательного процесса, организация инновационнойдеятельности, управление, научно-методическая работа.
Критерии процесса качества образования мы состоит из 3составляющих: организация процесса; содержание процесса;психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участниковобразовательного процесса.
Первые два критерия — это, прежде всего соблюдение ивыполнение закона и нормативных документов образования. Третий критерий выстраиваетсяисходя из конкретных особенностей.
Главными задачами таковы:
• Содействие в создании благоприятных условий дляразвития личности ребенка;
• Защита ребенка в его жизненном пространстве;
• Повышение правовой и психологической грамотностиобучающихся и их семей; информационной культуры учителей;
• Поддержка детей в допрофессиональной подготовке(предпрофильная подготовка обучающихся).
Критериями качества результата образования вобразовательном учреждении выступают:
1. Показатели качества образования на выходе системы(реализация стандарта).
2. Показатели качества образования внутри системы.
3. Показатели качества образования субъективногохарактера (учет мнений потребителей, данные педагогического мониторинга). [5, c. 2]
В работах М.М. Поташника и A.M. Моисеева качествообразования определяется как соотношение цели и результата, меру достиженияцелей при том, что цели (результаты) заданы только операционально испрогнозированы только в зоне потенциального развития школьника, мерудостижения не просто хорошего результата, но наилучшего из возможных приминимально необходимых затратах, т.е. оптимального результата. [11, c.9-10]
Таким образом, одним из направлений нашей работыявляются: анализ уровня обученности школьников, анализ развития личности ребёнкаи достижение им определённых этапов в соответствии с индивидуальнымивозможностями.
На наш взгляд, соотнесение потенциальных возможностейребёнка, выявляемых с помощью педагогического тестирования, и реальнопоказываемых результатов в учебной деятельности позволяет оценить эффективностьработы педагогов с конкретным ребёнком.
Следовательно, инновационная деятельность школы,экспериментальная деятельность педагогов, использование современныхобразовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных,позитивно влияет на успешность образовательного процесса, способствуетличностному развитию школьников.
В целом, качество образования — это и есть степеньудовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса отпредоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степеньдостижения поставленных в образовании целей и задач.
Поэтому, можно сделать вывод, что качество образованиядолжно рассматриваться как многомерное понятие. Качество образования сегоднянаправлено на повышение удовлетворенности потребителей социальному заказу,путем выполнения их требований. Это и востребованность полученных знаний вконкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели иповышения качества жизни, и интегрированная характеристика, ориентированная насовременные информационные технологии.
Контроль знаний учащихся является одним из основныхэлементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебнуюдеятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменныхработ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чистопедагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится ктекущему контролю учебных достижений.
Современный подход к оценке результатов в общемобразовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выборкритериев оценки стали значительно более тщательными. Чтобы бытьиспользованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь трикачества:
1. они должны быть«валидными» (четко соответствовать программам преподавания);
2. жестко объективными и стабильными(т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характераэкзаменующего);
3. «доступными» (т.е.время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны бытьдоступны)
В большинстве стран переход из одного класса в другойсегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого класснымируководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классическихэкзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, онирассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю наддеятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняетсятакими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведениярегулярно и в течение всего учебного года.Выводы по Главе 1
Педагогический контроль эффективности усвоенияматериала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадияхобучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо разделапрограммы или завершения очередного класса. В зависимости от функций, которыевыполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:предварительный (установление исходного уровня знаний), текущий (позволяетпреподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося), итоговый(оценка результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом).
Качество образования в школе определяется каксоотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик,которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов,уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, вкоторых он протекает. Для определения того, насколько образование являетсякачественным, важнейшим фактором являются результаты педагогического контроля.
Глава 2. Описание опытной работы по реализациипедагогического контроля учебных достижений обучающихся (на материале урокованглийского языка) 2.1 Тестирование как одна из текущих форм контроля учебныхдостижений обучающихся
Педагогический контроль может осуществляется вразличных формах, одной из самых удобных и эффективных является тестирование так,как тест имеет ряд черт, дающих основание видеть в их применении один изспособов повышения эффективности учебного процесса. Тест позволяет проверитьодновременно всех учащихся, класса, группы; выполнение теста занимает немноговремени, так же результаты тестирования являются валидными, объективными идоступными.
Рассмотрим основные понятия тестологии и виды тестовыхзаданий.
Исходным понятием тестологии является понятие«педагогическое задание». Педагогическое задание — средство интеллектуальногоразвития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышениюподготовленности учащихся, а также повышению эффективности педагогическоготруда. Задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовой форме.Еще одним важным понятием является понятие теста. В настоящее время существуетнесколько десятков определения понятия «тест». Для обыденного сознания тестозначает перевод с английского test — проба, испытание, метод.
В целом сегодня научное мышление под термином «тест»понимает не только метод тестирования, но и научно-педагогическую систему. B.C.Аванесов рассматривает тест как единство метода, результата, полученногоопределенным методом, и интерпретации результатов.
Традиционный тест представляет собойстандартизированный метод диагностики и уровня структуры подготовленностишкольников. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, водинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оцениванияответов. Цель применения данных тестов — установить отношение порядка междуиспытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основеопределить место каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.
Тест является объективным методом контроля качествазнаний учащегося, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения, состоит изконтрольного задания и эталона — образца последовательного и правильноговыполнения задания. Задание выдается испытуемому, а эталон используетсяпреподавателем или заложен в техническое средство для сравнения с ответомиспытуемого и выведения оценки.
А.С Аванесов определяет педагогический тест каксистему параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы,которая позволяет качественно и эффективно измерять уровень и структуруподготовленности испытуемых При этом под системой понимается, что в тестесобраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Это, всвою очередь, означает общую принадлежность заданий к одной и той же системезнаний, a. также их связь и упорядоченность. Еще однимнеобходимым атрибутом настоящего теста является расположение заданий по меревозрастания трудности — от самого легкого до самого трудного. Иначе говоря,главным формальным системообразующим признаком теста является различие заданийпо степени их трудности. Специфическая форма тестовых заданий говорит о том,что задания теста представляют собой и не задачи, а задания, сформулированные вформе высказываний, истинных или ложных. Такие задания носят название «тестовыезадания» или «задания в тестовой форме» в зависимости от употребляемогоконтекста. Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, аответы на них часто бывают многословны, они не поддаются сравнению с жесткимэталоном. В этом смысле традиционные вопросы и ответы менее нетехнологичны, чемзадания в тестовой форме или тестовые задания. [2, с. 30]
Нельзя не согласиться с B.C.Аванесовым, который указывает на то, что не всякое содержание поддаетсяпредставлению в форме тестового задания. Затруднительным представляетсявыражение доказательств, обширных вычислений, многословных описаний в тестовойформе.
Определенное содержание означает, что при тестировании проверяется не весь программный материал,а лишь та часть учебной программы, которая входит в содержание проверяемыхзнаний учащихся. Остальное в педагогический тест не включается. При этомнекоторые элементы проверяемых знаний используются только в текущем контроле,другие — в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти. И, наконец, витоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуютзнания многих, а иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Особоевнимание следует уделять комплексности и сбалансированности содержания теста.Согласно этому положению тест, разработанный для итогового контроля знаний, недолжен строиться на материале одной темы, даже самой основной. Тест необходимоконструировать, исходя из сбалансированности всех тем курса. В то же времянеобходимо добиваться комплексного включения в тест как вопросов теории, так иметодов научной и практической деятельности, умения эффективно решать основныепрофессиональные задания. [4, c. 54]
Согласно принципу научной достоверности, в тествключается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективноистинным и обладает аргументацией. Не следует включать спорные вопросы, то естьвопросы, имеющие неоднозначное решение. Кроме того, в педагогический тест,предназначенный для контроля, диагностики обученности и обучаемости,недопустимо включать вопросы, которые выясняют оценки, мотивацию, мнения.
По своей длине тесты могут быть короткими (10-20заданий), средними (40-60 заданий) и длинными (до 500 заданий). Оптимальноеколичество заданий определяется целями контроля, но практика показывает, чтоэто примерно 40-60 заданий. Количество заданий в тесте принято называть длинойтеста.
Педагогический тест состоит из тестовых заданий. Помнению B.C. Аванесова, имеется принципиальная разница междупонятием «тестовое задание» и близким ему понятием «задание в тестовой форме».
Задание в тестовой форме определяется как педагогическое средство, отвечающее требованиям:
· цель;
· краткость;
· технологичность;
· логическая форма высказывания;
· определенное место для ответов;
· одинаковость правил оценкиответов;
· правильное расположение элементовзадания;
· одинаковость инструкции для всехиспытуемых;
· адекватность инструкции форме исодержанию задания [4, c. 44]
В самом общем виде задание в тестовой форме состоит изтрех частей:
1. инструкции, которая должнасодержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образомвыполнять задание, где и как делать пометки и записи и т.д.; в тестахдопускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, котораяпомещается в начале данной группы заданий;
2. текста задания;
3. правильного ответа [13 с.76-77].
Тестовое задание- составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме истатистическим требованиям: известной трудности; дифференцирующей способности(достаточной вариации тестовых баллов); положительной корреляции баллов заданийпо всему тесту, а также другим математико-статистическим требованиям. Такимобразом, только проверенные на практике (апробированные), имеющие рассчитанныепоказатели качества и трудность задания в тестовой форме могут именоватьсятестовыми заданиями. До этого момента мы можем говорить лишь о системе заданийв тестовой форме и соответственно осторожно относиться к результатам,полученным данным способом. [2, c. 34]
В целом надо сказать, что тесты являются только однимиз видов учебных заданий, используемых для контроля, диагностики обученности иобучаемости учащихся. Независимо от содержания и формы построения тестом можносчитать только такую систему специально составленных заданий, решение которыхимеет однозначные правильные ответы либо четкое описание (как минимум — науровне ранговой шкалы) критериев интерпретации и оценки ответов (хотя бы какправильные — неправильные)
Характеристики тестов отвечают требованиям, которыепредъявляются всем измерительным материалам. Наиболее существенныехарактеристики:
• валидность – соответствие проверочного материала целям контроля;
• надежность – устойчивость результатов тестирования примногократном использовании проверочного материала;
• репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
• стандартизированность – единая процедура проведения и поведения итоговтестирования
Классификации тестов:
По процедуре создания выделяют тесты:
· стандартизированные;
· не стандартизированные.
По способу предъявления различают тесты:
· бланковые;
· предметные;
· аппаратурные;
· практические;
· компьютерные.
По характеру действий:
· вербальные;
· невербальные.
По ведущей ориентации выделяют:
• тесты на результативность;
• тесты на скорость;
• смешанные тесты.
По степени однородности задач тесты делят на:
• гомогенные, позволяющие измеритьодно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составузаданиями;
• гетерогенные (многомерные) – дляизмерения уровня подготовки по нескольким предметам или свойствам личности
По целям использования в системе образования (классификация Нормана Е. Гроунлунда):
• определяющий (знания или поведение обучаемого в начале обучения)или «входной»;
• формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении) или«обучающий»;
• диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и ихисточников) или «корректирующий»;
• суммирующий (тест достижений в конце обучения) или «итоговый» [1,c. 24]
Для текущего контроля основным являются формирующие идиагностические тесты, так как они именно они отвечают его целям.
Наиболее удачной, на наш взгляд, являетсяклассификация тестовых заданий, представленная в работах А.Н. Майорова и B.C.Аванесова (рис.1,2). В общем виде можно выделить несколько групп тестовыхзаданий. Первую группу образуют задания, в которых правильный ответ надодописать, обычно это одно слово или один знак. Заданиям этой формы предшествуетстандартная инструкция: «Дополнить...». Майоров в данной группе выделяет двеподгруппы или два типа тестовых заданий — дополнения и свободного изложения. Взаданиях дополнения испытуемые должны самостоятельно давать ответы на вопросы,однако их возможности ограничены. Задания свободного изложения, или свободногоконструирования, также предполагают свободные ответы испытуемых по сутизадания. Но на ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданийдолжны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Автор считает,что задания дополнения и задания свободного изложения имеют существенныеразличия как по процедуре их создания, так и по схеме анализа и особенностямиспользования. B.C. Аванесов задания открытой формы не классифицирует.
Следующую группу образуют задания, в которыхиспытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Этоможет быть как один правильный ответ, так и несколько.
К данной группе можно отнести выделяемые А.Н. Майоровзадания альтернативных ответов (предлагается пара альтернативных утверждений «да- нет», «является — не является» и т.д.) и задания множественного выбора(предлагается выбрать правильный ответ из предложенных 4-6 утверждений). [10 с.64]
B.C.Аванесов в данной группе выделяет задания с выбором одного правильного ответа,задания с выбором нескольких правильных ответов и задания с выбором наиболееправильного ответа. В свою очередь задания с выбором правильного ответа авторразделяет на задания с двумя ответами, задания с тремя ответами, задания счетырьмя ответами и задания с пятью и более ответами. Однако мнением является А.Н.Майорова то, что классификация по количеству предложенных вариантов ответов непредставляется принципиальной. Кроме формального признака нет существенных,системообразующих оснований для разделения заданий с тремя, четырьмя, пятью иболее ответами. Такими отличиями (инструкция, условия применения, особенностисоздания и пр.) обладают только задания с двумя ответами.
Следующую группу образуют задания, состоящие изэлементов двух столбцов. В таких заданиях испытуемому необходимо установитьсоответствие между элементами этих столбцов. Этому предшествует инструкция:«Установить соответствие...».
Последняя группа — это задания процессуального, илиалгоритмического толка. В этой группе испытуемому предлагается выявитьправильную последовательность — временную или пространственную. Каждому заданиюпредшествует инструкция: «Установить правильную последовательность...».
/>
Рис. 1. Классификация тестовых заданий (А.Н. Майоров)
/>
Рис. 2. Классификация тестовых заданий (B.C. Аванесов)
Все группы тестовых заданий широко применяются длятекущего контроля учебной деятельностью учащихся так, как они позволяютотследить и скорректировать процесс усвоения знаний, провести диагностикуошибок.2.2 Опыт применениятекущего тестирования в рамках педагогического контроля на примере изучениятемы по английскому языку
Проблема контроля умений и навыков владенияиностранным языком всегда была актуальной, но особое значение она приобретаетсейчас, в связи с проведением стандартизации уровней подготовки по иностранномуязыку в школе. Вышеназванные требования к рационально-организованному контролю надпроцессом и результатами обучения наиболее полно реализуются в форме тестовогоконтроля.
В условиях коммуникативного обучения иностранномуязыку возрастает роль тестирования. Непосредственным объектом тестированияявляется языковая компетенция, состоящая из языковых умений. Важнейшимихарактеристиками теста являются его количественная оценка (главное отличие оттрадиционной контрольной работы), экономичность (минимальные затраты временидля выполнения теста), практичность (доступное содержание тестовых заданий) ивалидность (возможность сравнить результат теста с внешним критерием). [6, с.25-26]
Тест как средство контроля имеет ряд преимуществ посравнению с другими видами контроля:
1) одновременно тестируетсядостаточно большое количество учеников;
2) результаты тестированияустанавливаются быстро и просто;
3) результаты используются длядиагностики трудностей языкового материала;
4) в учебном процессе тесты можноприменять как тренировочное упражнение.
Рассмотрим тестирование как форму педагогического контроляна примере изучения темы My birthday (Мой день рождения)учениками 6 класса. Перед работой над текстом дети изучают лексику по теме. Данныйтест направлен на контроль понимания текста и уровень сформированности лексическийнавыков по данной теме а так же на повторение лекиски по теме «Мой дом».
It’s Sunday afternoon and Kate and Sue areat Mary’s birthday party. She’s eight years old now. Some kids are dancing inthe sitting room. Mary is opening a present at the moment. Patrick and Simonare in the kitchen. They are eating chocolate cake. Peter is playing a videogame in Mary’s bedroom. Kate and Sue like parties very much. Children have alot of fun at parties.
(Сейчас воскресный день и Кэйт и Сью на дне рожденьяМэри. Ей исполнилось восемь. Некоторые дети танцуют в гостиной. Сейчас Мэриоткрывает подарок. Патрик и Саймон на кухне. Они едят шоколадный торт. Питериграет в видеоигру в комнате Мэри. Кэйт и Сью очень любят праздники. Напраздниках детям очень весело.)
Task.Choose the right variant. (Задание. Выбериправильный вариант.)
1) It’s …afternoon.
a)Sunday b)Saturdayc)Monday
2) The girl are at…birthday party.
a) Sue’s b) Mary’s c) Kate’s
3) How old is Mary?
a) Eight b)Eighty c) Seven
4)…children are dancing.
a) All b) Some c) Three
5)What Mary is opening?
a) a door b) a present c) a box
6) Patrick and Simon are eating ….
a) cake b) sweets c) biscuits
7) They are in the…
a) kitchen b) living room c) bedroom
8) Peter is playing …..
a) a game b) the guitar c) a video game
9) Where is Peter? He is in the …
a) kitchen b)bedroom c) living room
10) Who likes the Parties very much?
a) Sue and Mary b) the boys c) Sue andKate [8, с. 15-17]
Этот диагностический тест направлен на установлениятого, какие лексические единицы могут вызвать трудности в процессе овладенияэтой темой, на что учителю следует обратить внимание при дальнейшем еёизучении. Согласно классификации В.С Аванесова тестовые задания, из которых тестсостоит, являются заданиями c выбором одного правильного ответа из тех имеющихся,что соответствует уровню детей на этом этапе обучения и способствует быстрому ирезультативному контролю понимания текста и уровню сформированности лексическихнавыков. При выявлении повторяющихся ошибок следует провести с детьми анализэтих ошибок и выполнить упражнения на употребление неправильно использованныхлексических единиц. В конце текущего урока или на следующем стоит провестиповторное тестирование по тесту с теми же и новыми лексическими единицами. Тестпо этому тексту можно использовать так же, если дети сделали много ошибок налексику по теме по «Мой дом», или неправильно употребили времена Present Simpleи Present Continuous.
Например:
Read the text and answer the questions.
«My birthday
This year Kate has her birthday on Tuesday,on the 12th of March. At every birthday party Kate and her friends have a lotof fun. In the morning her parents come to Kate’s bedroom and give her apresent. Usually she has her birthday party in the living room. Kate’s mothermakes a cake and waits for the guests every year. Now they are dancing in thesitting room and some children are playing video games. Kate’s best friend Maryis in the kitchen, she is eating ice-cream. She likes it very much.»
(В этом году у Кэйт день рожденья во вторник. Напразднике Кэйт и ее друзья очень веселятся. Утром родители приходят в комнатуКэйт и дарят ей подарок. Обычно она отмечает свой день рожденья в гостиной.Каждый год мама Кэйт печет торт и ждет гостей. Сейчас все танцуют в гостиной инекоторые дети играют в видеоигры. Лучшая подруга Кэйт Мэри на кухне, она естмороженное. Она его очень любит.)
1) When is Kate’s birthday?
a) on tuesday, on the 12th of march b)on Thursday, on the 12th of March
c) at Tuesday, at the 12th of march d) onTuesday, on the 12th of March
(тестовое задание на контроль правильного употреблениядат)
2) The children at every party…
a) are having a lot of fun b)have a lot of fun
c) has a lot of fun d)have many fun
(тестовое задание на правильное употреблениеустойчивого выражения to have a lot of fun)
3) Kate’s parents come to her … and giveher a …
a) living room, present b)bedroom, present
c) kitchen, cake d)bedroom, cake
(тестовое задание на проверку уровня сформированностилексических навыков по теме “Мой дом» и понимание текста)
4) Usually she ….
a) has her birthday party in the livingroom b)has her birthday party in the bedroom
b) is having her birthday party with a cakec) have her birthday party in the living room
(тестовое задание на употребления времен PresentSimple и Present Continuous)
5) What does her mother do every year?
a) is waiting for guests and dancing b) aremaking a cake and waits for the guests
c) makes a cake and waits for guests d)makes ice-cream and waits for guests
(тестовое задание на употребления времен Present Simple и Present Continuous)
6) …children are playing video games.
a) All b) Some c) Three d) Kate
(тестовое задание на понимание текста и правильноеупотребление безличных местоимений)
7) What does Mary do?
a) plays video games b)eats ice-cream
b) is playing video games d)is eating ice-cream
(тестовое задание на употребления времен Present Simple и Present Continuous)
8) She does it because
a) she like it very much b)she like it very many
c) she likes very much d)she is liking it very much
(тестовое задание на правильное употребление глаголаlike)
Тест главным образом направлен на закреплениепройденных лексических единиц и контроль сформированности грамматических навыковпо темам Present Simple Tense(настоящее простое время) и Present Continuous Tense (настоящее продолжительное время), которые дети ужезнают. Так же в тест включен материал по правильному употреблению заглавныхбукв. Данный тест носит обучающих характер, и состоит из тестовых заданий, гденужно выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.
Так как в конце темы дети должны будут составитьмонолог про свой день рожденья, полезным будет задать вопросы в форме заданиясвободного изложения, или свободного конструирования, которое предполагаетсвободные ответы учащихся по сути задания, но уже личностного характера.Например:
1) When is your birthday?
2) What do your parents give you?
3) Where do you have birthday party?
4) Who comes to your birthday party?
5) What do you and your friend usually doat your birthday party?
Данный тест так же выполняет обучающую функцию,способствуя формированию умений устной монологической речи и еще разконтролируя правильность употребления пройденных лексических единиц играмматических явлений.
Тестирование по данной теме обеспечивает быстрый иэффективный текущий контроль учебной деятельности учащихся, при этомосуществляются главные функции педагогического контроля: проверочная, обучающаяи диагностическая.Выводы по Главе 2
B.C.Аванесов рассматривает тест как единство метода, результата, полученногоопределенным методом, и интерпретации результатов. Существует множество классификацийтестов по различным основаниям, наиболее значимой из которых являетсяклассификация по функции, которую тест выполняет: определяющий, формирующий,диагностический, суммирующий. Тест даёт возможность включать большой объёмматериала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельныхумений (аудирования, чтения, устной речи) и навыков (лексических,грамматических) пользоваться им. При использовании тестирования можетосуществляться как входной и итоговый так и текущий контроль, тем самымпроизводиться диагностика и коррекция ошибок, что повышает качествообразования.
Заключение
обучение контроль педагогическийтестирование
Педагогический контроль являться цельной дидактическойи методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязаннаясовместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей иорганизующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебногопроцесса и на повышение его эффективности. Текущий контроль необходим для диагностированияхода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставленияреально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
В курсовой работе акцент поставлен на текущем контролев форме лексических и грамматических тестов на уроке английского языка. Проанализировавопыт применения тестирования, можно сказать, что оно во многих случаях являетсяоптимальной формой педагогического контроля уровня сформированности навыков иумений обучающихся, так как представляет собой быстрый и эффективный методдиагностики и проверки, отвечает принципу доступности и программнымтребованиям. Приведенные в курсовой работе примеры тестовых заданий могутиспользоваться с целью установления уровня усвоения как нового материала, так иранее пройденного, позволяя выявить общие, типичные ошибки учащихся.Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников науроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Это свидетельствует о том, что систематический педагогическийконтроль в тестовой форме, используемый в практике обучения, способствуетповышению эффективности обучения иностранному языку и качеству образования. Такимобразом, гипотезу можно считать подтвержденной.
Список литературы
1. Norman E. Gronlund –Assessment of Student Achievement (8th Edition). University of Auckland, 2009
2. Аванесов В.С. Композиция тестовыхзаданий. М., 1998.
3. Аванесов В.С. Основы научнойорганизации педагогического контроля в высшей школе. – М., 1989.
4. Аванесов В.С. Форма тестовыхзаданий. – М., 2005.
5. Белоногова Л.А. Современныеподходы к оценке качества образования в школе // Педагогика № 6. 2008 с. 20-27
6. Беляева М.В. Тескт как цель исредство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе № 7. 2008 –с. 16.
7. Вройенстийн А.И. Внешняя оценкакачества образования: некоторые вопросы и ответы // Высшее образование вЕвропе. Т.XVII. — №3. — 1993 г. — С. 66-88.
8. Журина Т.Ю. 55 устных тем поанглийскому языку для школьников 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997.
9. Каган М.С. Системный подход игуманитарное знание, Л.: ЛГУ, 1991 г
10. Кожевникова Л. А. Основныепараметры сформированности тестового задания для измерения уровнясформированности умений// Иностранные языки №6 2008. – с. 14
11. Майоров А.Н. Теория и практикасоздания тестов для системы образования. – М.,2000.
12. Поташник М. М. Качествообразования. Проблемы и технология управления. Педагогическое общество России,2002
13. Стрюков Т.А. «Стандартизацияуровня подготовки и оценивания знаний учащихся» // Педагогика №6 1995 г.с. 12-18
14. Шамова Т. И., Белова С.Н., ИльинаИ.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатовобучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
15. Шаталов А.А., Афанасьев В.В.,Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М. Мониторинг и диагностика качестваобразования// НИИ школьных технологий, 2008 г.