МГУ им. М.В.Ломоносова
Факультет философии
Педагогические идеи
Яна Амоса Коменского
Студентки 3 курса с/о
Ткач Л.Б.
Москва2004
Содержание
TOC o «1-3»
Введение. Краткая биография Яна АмосаКоменского……………… 2
Принцип природосообразности……………………………………….. 4
Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7
Дидактическиепринципы Яна Коменского…………………………… 11
Семейное воспитание в педагогике ЯнаКоменского…………………. 19
Использованнаялитература……………………………………………… 22
Введение. Краткая биография Яна АмосаКоменского.
Ян Амос Коменский (1592 — 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии.После Коменский был проповедником, апотом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностьюв различных странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники дляШвеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по нимучились во многих странах мира.
Коменский былосновоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросамобучения и воспитания детей рассмотренывсе важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то,что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылокустановления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Такжево всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку,к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю системуобразования, созданной этим выдающимся педагогом.
Основные положения егоучения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы,семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.
Принцип природосообразности
Одним изважнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения егопедагогики, является принцип природосообразности.
Это общенаучный принцип рационального знания,который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. Втрактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, иботребует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, изаконы природы самого воспитания.
Возникает обширное смысловое поле на базезнаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рациональногонаучного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этогопроцесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойствоприроды – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своемупредназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.
В искусстве воспитанияэто означает – развивать то, что имеетчеловек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил»,не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу:«Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, чтосемена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природыприсущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкоепобуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессомсаморазвития воспитанника.
При этом имелисьв виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие:педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувствасобственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своимобязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание,как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободногоразвития природных сил и способностей.
На основаниипринципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современныммасштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Егоуниверсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, чтообеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и«земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всехвсему» — на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принципприродосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыреэтапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природычеловека, он выделяет следующие этапы:
детство — от рождения до 6 лет включительно
отрочество — от 6 до 12 лет
юность — от 12 до 18 лет
возмужалость — от 18 до 24 лет
В основу этого деления онкладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитиеморганов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с ихисполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств,характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этихвозрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природеребенка), Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет онпредлагает материнскую школу, подкоторой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Дляотрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должнабыть в каждом городе латинская школа,или гимназия.Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.
В плане содержанияобразования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею«пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного,и исходя из этого, Коменский определяетпримерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинскойшколы», и на основе этого создает учебники.
Конечно, говоритКоменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, темболее, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому«предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, которыйнеобходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной,нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая идеюшколы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразностьразвития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человекааргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения,граждановедения.
Столь же естественно и необходимо, считаетКоменский, в латинской школе является наличие«класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями егосвободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предметаистории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания,история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разныхнародов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).
«Семь свободныхискусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменскийдополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образованияобращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремленийи способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Процессуальнаясторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного(природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, намотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», ане традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжениемволи.
Гуманизм и нравственное воспитание втрудах Яна Коменского
Духовный мир Коменского,человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав»воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма,современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.
Задачей каждогохристианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщееобразование юношества». Главное для него — избежать «соблазна» исторических условий того времени:низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных ирелигиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека квыполнению его сословных ролей, социальных функций.
Коменский обосновал демократическую игуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая напротяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщегообразования как неотъемлемого права каждого человека.
В концепции Коменскогочеловек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью засвою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека втой или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству — «научноеобразование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах итрудах общества человека.
Человек самявляется сложным миром, «микрокосмом».Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, вкоторой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направитьприродный дар — свободу воли — к истинно человеческому: разуму, нравственности,добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная опорачеловека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности вмире – в стремлении «жить точно передочами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земнойжизни и готовиться к жизни вечной».
Христианско-антропологическаяконцепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловилагуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основепризнания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитаниядоминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическаясистема Коменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение квоспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях ипоступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности каксложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Педагогическаясистема Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека ивозможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения«возвышенных, мужественных, великодушных людей».
В иерархии задачвоспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением квнутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением кзнаниям пронизан весь образовательный процесс.
На каждойвозрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила,нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученикаценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимыхгуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели»,выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философиюПлатона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В искусстверазвивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия –непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетелиучатся, постоянно осуществляя честное».
В таком ключе — человек сам выстраивает свой внутренний мир –предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность». Воспитательориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека (сдерживаниевлечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений(справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказатьпользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Его инструментамиявляются и наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же– организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленнойдеятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки ктруду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладезинравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника –священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежатьзависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческихнесчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умеритьпреступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителяна стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутреннейжизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранитьдушевное равновесие.
При этомопределенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к человеку какдуховно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь непроявление авторитарности, насилия над личностью. В егоантрополого-педагогической концепции, зачеловеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выборамежду добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочьопределиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов кнравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и вучении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируютустановки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась ласкойи обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего иоткрытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и уучащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, попринуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученикилюбили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, кудаподобает,… и сами к тому же стремились».
В общем, педагогическую систему Коменскоговозможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, целькоторого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил испособностей растущего человека.
Цель реализуется в организациижизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видовдеятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса,в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачипедагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание«перерастает» в самовоспитание.
Результат педагогического процесса –достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития,включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшемусаморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личностивоспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется вобразцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органическивписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальностипедагогических открытий Коменского.
Дидактические принципы Яна Коменского
В педагогическойлитературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические(частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее местозанимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическимипринципами.
Коменскийвпервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоватьсяпринципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности иактивности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности исистематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности иактивности
Этотпринцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путемзубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательноусваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучениеведется догматически и в знании господствует формализм.
Коменскийразоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал,как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность изакрывала ей путь к прогрессу.
Коменскийсчитает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов иявлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — это не значитвбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, аэто значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности,точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Коменскийтакже считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но ииспользование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему,какую это принести повседневную пользу в общежитии».
Коменскийдает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самымглавным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать какможно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал безвсякого затруднения, где он находится и что он делает».
Сознательностьв обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством.Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если небудет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя изэтого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельностьи лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменскийраскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее укоренить.
Коменскийсчитает, что «косностьесть отвращение к труду в соединении с леностью».
Леньучащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинногои полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный длядостижения такого просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом.
Воспитаниеактивности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобывсе делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобыкаждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить иделать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваюсамостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, какединственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец,блаженства».
2) Принцип наглядности
Принципнаглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путемнепосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственноговосприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
Киспользованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда несуществовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имеладовольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластикии догматизма, идея наглядности была предана забвению, и ее прекратилииспользовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использованиенаглядности как общепедагогического принципа.
Воснове учения Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не можетбыть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Коменский определял наглядность и еезначение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещейвообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственноедоказательство».
2) «Поэтому школы должны предоставлятьвсе собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали,обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., ониизбавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей игаллюцинаций...»
3) То, что нужно знать о вещах, должнобыть«преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно,выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либозаменяющие их изображения».
4) «Кто сам однаждывнимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит всевернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этогочеловеческими глазами».
Тоесть, Коменский считал наглядность нетолько принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществлениянаглядности Коменский считал необходимым использовать:
1) реальные предметы инепосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели икопию предмета;
3) картинки как изображение предметаили явления.
Учебныйэффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушитьучащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечьи сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.
3) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательноеизучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательнымпринципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимисясистематизированным знанием в определенной логической и методическойпоследовательности.
Последовательностьи систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образомраспределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучениеи в какой последовательности построить его; как установить связь между новым иуже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить междуотдельными этапами обучения и т.п.
Итак,какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»?
Первоетребование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок — душавсего».
Второетребование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупностьучебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».
Третьетребование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и дозавершения».
Четвертоетребование – «подкреплятьвсе основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. нетолько показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать,почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит называтьвещь в причинной связи».
Коменскийформулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этихтребований.
1.Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждыймесяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должныбыть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2.Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря,соответственно задачам отдельных классов.
3.Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца небудет усвоен учащимися.
4.«Все занятиядолжны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывалсяна предшествующем и укреплялся последующим».
5.Обучение «должноидти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному»,«от известного — к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному»и т.д.
«Этупоследовательность, — говорит Коменский,- необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от историческогопознания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этимипутями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственнымдвижением».
4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателемполноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения иповторения.
Вовремена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм изубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новуюзадачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активностиучащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминаниюслов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.
Коменскийсвязывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковатьсябеспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механическогозапоминания в пользу логического иуказывает: «Основательновнедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».
Такжебольшое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.
Придаваябольшое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил дляосуществления этого принципа в обучении:
«Обучение нельзядовести до основательности без возможно более частых и особенно искуснопоставленных повторений и упражнений».
Водной и той же школе должен быть «один и тот жепорядок и метод во всех упражнениях».
«Ничего нельзязаставлять заучивать, кроме того, чтохорошо понятно».
Накаждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить «встать одному изучеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, какбудто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Еслион в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встатьдругому и сделать то же самое...»
Помнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
«I. Учитель всегдабудет вызывать к себе внимание со стороны учеников»
«II. Преподавательопределеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми.Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».
«III. Когда столько разповторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенноенастолько, чтобы идти наравне с остальными».
«IV. Благодаря этомустолько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше,чем при самом долгом домашнем корпении над ним».
«V. Когда таким образомученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительскихобязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением ивыработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете передсобранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».
Коменский разработал такие требования для принципа обученияи повторения:
1. «Правила должныподдерживать и закреплять практику»
2.«Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписываютзаконы и учителя».
3. «Упражнения умабудут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».
4. «Каждая задачапрежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать,поняли ли они ее и как поняли. Хорошотакже в конце недели устраивать повторения».
Изэтих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняетзадаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрениямногие предложенные им правила понынесохраняют свое теоретическое и практическое значение.
Семейное воспитание впедагогике Коменского
Воспитанию в семьеКоменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица — христианское юношество — не могут расти наподобие леса, а нуждаются впопечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всегоестественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаныжизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.
“Однако при многообразиилюдей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы самивоспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бынеобходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, прикотором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающимзнаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенноназывают наставниками, учителями… ”.
Коменский ставит учителей на второе место послеродителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменскийсчитал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствамиих воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, являетсяглавным средством нравственного воспитания.
Важной функцией семейноговоспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремленияучиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями,учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьнымначальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учениии об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги,красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того,которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманногоотношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством,чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей кучителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того,что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”
Подчеркивая всю важностьи необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создаетобраз материнской школы, как первой ступени образовании.
О ступенях образования ужеговорилось в первой главе данной работы, сейчас же мы более подробно рассмотримсущность именно материнской школы.
Цель школыКоменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобыдети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознаватьих.
Основные характерныечерты этой школы Коменский описывает следующим образом:
“В первые же годы деревототчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметьи которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким жеобразом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, — всеэто должно быть преподано ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводитсписок предметов (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать вматеринской школе.
“Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так какдети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что онивидят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что этотакое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно,они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так,где, когда, похоже, не похоже и т. п.,что в общем и яв