Реферат по предмету "Педагогика"


Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института

Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института
Образовательная политика России, отражая общенациональныеинтересы в сфере образования взрослых, учитывает вместе с тем общие тенденциимирового развития. К числу последних относятся:
• всесторонняя модернизация общества в интенсивноизменяющихся социокультурных условиях и как следствие — необходимостьподготовки человека к новому качеству жизни;
• переход к постиндустриальному информационному обществу,значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, подготовка иреализация международных образовательных проектов;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могутбыть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международногосообщества, что требует формирования ноосферного и планетарного стиля мышленияу российского гражданина;
• рост значения человеческого капитала, который в развитыхстранах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливаетинтенсивное, непрерывное, опережающее развитие образования молодежи и взрослогонаселения.
Новые цивилизационные вызовы закономерно приводят многиестраны к «образовательному буму», к волне глубоких реформ системобразования. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы натекущие и перспективные потребности общества, эффективное использованиересурсов, в том числе самих систем образования.
Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобныхобщемировых тенденций. Отечественная система образования взрослых призванаподдержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж какстраны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования.Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, нои в активном экспорте образовательных услуг. Особое значение в этом отношении имеютразвитие плодотворного сотрудничества с мировым образовательным сообществом,образовательная поддержка соотечественников за рубежом. В условиях Россиинеобходимость перемен в сфере образования взрослых связана также с рядомвнутренних важнейших социально-экономических и социокультурных факторов.
По данным социологических исследований, в России в процессесложных политических и экономических трансформаций в последние десятилетия узначительной части взрослого населения потеряно ощущение стабильности и надломленавера в собственные силы и возможности, обеспечивающие успешностьжизнедеятельности, а также снижено чувство собственного достоинства,деструктивно смещены смыслы и ценностные ориентации. Поэтому в настоящее времяактуальными и значимыми являются проблемы осмысления сущности развитиявзрослого человека в образовательном пространстве России, а также поиска путейповышения духовно-творческого потенциала российского общества и выявлениясоциокультурных условий, способствующих позитивному развитию современногочеловека и общества.
Образовательное, научное и культурное достояние России даетвидимые преимущества для создания конкурентоспособной экономики, основанной наинтеллекте, новых знаниях и наукоемких технологиях; такого экономическогоразвития страны, где основным двигателем являются не темпы освоения природныхресурсов, а именно идеи, проекты, изобретения и способность человека вопережающем режиме внедрять их в повседневную жизнь.
В настоящее время наблюдается несоответствие содержанияобразования взрослых характеру требований современного социума, а такженесоответствие психологической и профессиональной готовности специалистов кэтим изменениям. Все это привело к дефициту современных знаний и способов ихактуализации, девальвации профессиональной и социальной значимостикачественного образования, недостаточной профессиональной компетентности,усилению отчуждения человека от труда. В соответствии с этим наблюдаетсядестабилизация профессиональных коллективов, несформированность социальногопартнерства между ними, снижение качества жизни граждан, недостаточнаяудовлетворенность профессиональной деятельностью.
Факторы девальвации духовно-нравственных ценностей населениясовременной России обнаруживаются с позиций человека (обесцениваниечеловеческой жизни; потеря нравственных идеалов; утрата ориентации наличностное развитие; снижение значимости семейных ценностей; ослаблениетолерантности); социума (недостаточность гражданской ответственности иуважения к человеку; усиление бюрократических тенденций в организацииобщественных отношений; дестабилизация трудовых коллективов; эстетизациянасилия; ориентация на ценности западного образа жизни); культуры (вытеснениесамобытной национальной культуры; деэтизация межсубъектных отношений; подменастремления к одухотворенной деятельности понятиями успеха; падение речевойкультуры населения; технократизация и экономизация подходов к модернизациироссийского образования); труда (негативное отношение к труду какспособу жизни; формализм и бюрократизация оценки результатов труда; отчуждениеот социальной значимости труда; старение кадров; отсутствие возможностей дляполноценной самореализации в трудовой деятельности; неудовлетворенностьпрофессиональной деятельностью).
Разрушение системы общественных и человеческих ценностейхарактерно, как правило, для переходных периодов истории. Перестройкаценностных основ общества и личности — это проблема не только направленности наопределенные значимые объекты действительности, но и осознание смысласуществования.
С этих позиций образование взрослых должно стать важнейшимфактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новыхжизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современнообразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут инициативно исамостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможныепоследствия, способные к деловому партнерству и активному сотрудничеству; отличающиесямобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувствомответственности за судьбу страны. Обновленное образование должно сыгратьключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого,динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни,гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Именно сегодня образование взрослых, рассматриваемое вглобальном масштабе и как непрерывный процесс, может решительно содействоватьэкономическому и культурному развитию России, ее социальному прогрессу, а такжеобеспечивать глубокое взаимопонимание и более эффективное сотрудничество междупоколениями.
Образование взрослых как социокультурный институт — историческисложившаяся устойчивая форма совместной деятельности субъектов общества поиспользованию общественно-духовных ресурсов для удовлетворения тех или иныхпотребностей (экономических, политических, культурных, религиозных и др.). Онопредставляет собой развивающуюся метасистему, которая решает задачинепрерывного интеллектуального и духовно-нравственного развития человека, формированияего гражданственности и культуры, воспроизводства общественных отношений. Образованиевзрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационногоразвития общества и человека, в контексте которой взрослый человек выступаеткак организм (наделенный психикой); индивид (принадлежащий роду homo sapiens);индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект(производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); Я-образ(система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (социокультурноекачество человека, его персонализация, отраженная субъектность в других людях ив самом себе как в другом); универсуум (высший уровень духовногоразвития взрослого человека как носителя сопряженности вселенского разума,ноосферного мышления и божественного начала в себе).
Социокультурный институт образования взрослых представляетсобой развивающуюся форму онтологического взаимодействия человека с окружающиммиром. В настоящее время акцент смещен на воспроизводствосоциально-профессиональных структур образования. Однако отечественноеобразование не должно ограничиваться воспроизведением самого себя каксоциального и профессионального института. Оно призвано сохранять,транслировать и преумножать в новом качестве цели, приоритеты, ценностиобразования и культуры, связанные с цивилизационными особенностями,менталитетом и историческими императивами России адекватно современномучеловеку и обществу. Отсюда приоритетная роль опережающей функции образования вразвитии культуры, общества и человека.
Социокультурные условия образования взрослых представляютсовокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных аспектов,наличие и содержание которых позволяет ему как социокультурному институтусоответствующим образом отвечать на требования современного общества, а такжеиметь возможность саморазвиваться, самоорганизовываться, обновляться,изменяться, прогностически влиять на социальные процессы и на повышениеобразовательного уровня российского общества в целом.
Понимание образования взрослых как социокультурногоинститута развития человека и общества позволяет выделить и его онтологическиесоставляющие:
• непрерывное обновление интеллектуального иинформационно-технического аспектов образования;
• духовно-практическое освоение действительности;
• накопление и воспроизводство профессиональных иобщественных ценностей (политических, правовых, гражданских, национальных,нравственных и др.) для повышения качества жизни российского человека;
• нормативизация действий;
• обмен кросскультурными образовательными инициативами;
• межсубъектное андрагогическое взаимодействие и др.
В этом контексте общая теория образования взрослыхбазируется на социокультурных основах, рассматриваемых с позиций интеграции классических,постклассических и инновационных методологических подходов. Интеграция подходовосуществляется с позиций:
субъектной реальности, т.е. развития образования (общего,профессионального, дополнительного) на основе философско-антропологического, экзистенциального,феноменологического, герменевтического, акмеологического и праксиологическогоподходов;
объектной реальности, т.е. исследования мира,культуры, современного социума, образовательной реальности какинституционального и жизнеопределяющего факторов качественного выполнениявзрослым человеком различных видов деятельности с позиций антропосоциетального,системного, деятельностного, компетентностного и прагматического подходов;
бытийной (онтологической) реальности, предполагающейдуховную взаимообусловленность значений, ценностей и смыслов указанных реалий ивзаимодействие взрослого человека с современным миром, культурой, природой спозиций таких подходов, как: онтологический, эволюционный, контекстный,аксиологический, культурологический, синергетический.
Методология исследования проблемы опирается на ведущиеположения государственной политики в образовании и новые фундаментальные принципыв образовании взрослых, а именно:
опережающей ориентации на междисциплинарный синтез иметодологическую интеграцию в андрагогических исследованиях;
концептуального преодоления классически-просветительскогопроекта образования взрослых для выхода на инновационную парадигму;
качественных различий систем андрагогического ипедагогического образования;
онтологического плюрализма, предполагающего формированиемножественности типов мышления;
трансцендентальности, характеризующейся углублением человекав собственные культурные и бытийные основания, выходом за собственные пределы иограничения, а также признанием в человеке виртуальной глубины, неисчерпаемостидуховного мира;
социокультурного институционального анализа, предполагающегоработу с культурными образцами, духовно-нравственным опытом человека,структурами повседневной жизни;
обеспечения эволюционной устойчивости и стабильностипрогрессивной социальной динамики посредством развития системы непрерывногообразования как социокультурного института;
презумпции субъектности взрослого человека в выборестратегий непрерывного образования.
Образование взрослых — всеобъемлющее явление, которое должноосуществляться на основе закономерностей целостного становления человека какуниверсального созидающего субъекта в совокупности с его личным опытом,способностями и потенциальными возможностями. Образование взрослых по своей сути- глобальный процесс, осуществляемый локально (образование для субъекта),который может рассматриваться как в филогенезе, так и онтогенезе.
С позиций общетеоретической концепции образования взрослыхнеобходимо обозначить ведущие базисные теории и инновационные технологии:
• теория целостного человека в образовании взрослых (технологияфилософского дискурса; технология контекстного жизнеосуществления; технологиятемпорального анализа; технология рефлексивной оценки; технология креативногомышления; технология личного роста и др.);
• теория отношений (технология диалога; технологияполилога; технология игрового моделирования; технология межсубъектного события;технология коучинга; технология группового взаимодействия; технологияпреодоления негативной этики и др.);
• теория деятельности в образовании (технологияопережающего целеполагания; технология проектирования; технологияпрогностического моделирования; технология становления компетентности; технологиястимулирования мотивации, технология контекстного действия и др.).
Идея повышения социокультурного статуса образования взрослыхспособствует возвращению России ее приоритетных позиций в мире и прогнозируетобеспечение следующих достижений:
• укрепление духовной, инновационное развитиесоциально-политической и экономической сфер общества, обеспечивающиенациональную безопасность страны и лидирующее положение России в мире;
• развитие пространства непрерывного образования взрослых спозиций профессиональных, дополнительных, непрерывных, открытых образовательныхсистем; создание системы альтернативных подходов, культурных форм, наукоемкихтехнологий;
• создание конвенционального проекта системы образованиявзрослых как социокультурного института развития
человека и общества в новых условиях прогрессивно изменяющейсяРоссии;
• проведение гуманитарной и онтологической экспертизыобразования взрослых в Российской Федерации и странах СНГ;
• создание опережающих моделей подготовки специалистов вразличных сферах труда, политики, науки, экономики, бизнеса;
• создание открытого дистанционного университетанепрерывного образования взрослых;
• конструирование инновационных метаконцептов образованиявзрослых как механизма преодоления инерционности развития в сфере политики,экономики, производства, образования и культуры;
• создание международных научно-педагогических сообществ свнутренними и внешними образовательными и научными структурами.
Таким образом, в построении новой концепции образованиявзрослых актуализируются две основные идеи. Первая идея — смена образовательныхпарадигм. Формат парадигмального сдвига в идеологии образования не вызывает ниу кого сомнений. Это создает условия для создания новой философииобразования взрослых, философии нового исторического времени. Предыдущие (отработанныево времени) парадигмы были исторически актуальны, однако их ориентация быланаправлена преимущественно на профессиональное самоопределение человека. Дидактизациянепрерывного образования была выстроена в форме различных способов повышенияквалификации, диктуемых социальным заказом. Однако современные социокультурныеусловия требуют выхода за пределы профессиональной квалификации вметапрофессиональное пространство.
Вторая идея — анализ онтологической модели взрослогочеловека с позиций универсализации человекоориентированного проектированиянепрерывного образования. Гуманитарная экспертиза и современная практикаобучения взрослых показывает необходимость создания новой модели образованиявзрослых. Если предыдущая модель, отмеченная многими исследователями (С. Вершловский,Ю. Кулюткин, А. Митина, Г. Сухобская и др.), исходила из признания взрослогокак существа, безусловно способного к образованию, то реальная жизньпоказывает, что в развитии способностей взрослых наблюдаются дискретныеобразовательные периоды, обнаруживающие проявление кризисов в экономической,общественной и образовательной политике страны. Современные социокультурныеситуации нуждаются в специальном исследовании, и, возможно, имеет смыслвоспринимать и понимать взрослого в системе образования не только как априорноуниверсального субъекта, т.е. существа с бесконечными способностями ко всему,но и учитывать возрастные кризисы психического и социокультурного развитиячеловека, осознающего и испытывающего значительные спады, затрудняющие егопрогрессивное образование и развитие. В связи с реальной социокультурнойситуацией, в отличие от ребенка, взрослый находится не в столь благоприятныхусловиях (профессиональная занятость, социальная ответственность за семью,гипертрофированная нагрузка и низкий уровень материального вознаграждения затруд, нескончаемая стрессогенность эмоционального состояния и т.д.), чтосоздает дополнительные проблемы в образовании взрослых и обнаруживаетнеобходимость сбережения физического, психического и социального здоровьявзрослого населения.
Таким образом, в целях, приближенных к реальным, необходимопостроить модель образования взрослого человека. Современные условия жизнивынуждают взрослого человека к непрерывному и активному участию вобразовательной деятельности. Необходимо обеспечить взрослому человекуадекватные и вариативные условия для участия в процессах непрерывногообразования, приобретения новых общих и профессиональных знаний, ценностей икомпетентностей, способствующих полноценной универсализации взрослого человекав современных социокультурных условиях, позволяющих формироватьжизнеопределяющие и мировоззренческие устремления и активизирующих его участиев деятельности и развитии институтов общества.
Список литературы
1.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособиедля студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильеваи др.; под ред. З.И. Васильевой. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 416 с.
2.   История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. — М., 2006.- 235 с.
3.   Педагогический словарь. — М., 2005. — 730 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Iv международная научная
Реферат Вторичные ресурсы в автомобильном хозяйстве и требования к ним
Реферат Строение атома и атомного ядра 2
Реферат Анализ сцены из романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" (Лариса у гроба Юрия Живаго)
Реферат Страховой маркетинг принципы и виды
Реферат Литература - Микробиология (ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ)
Реферат Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Реферат Строение атомов и их ядер
Реферат Традиционная культура в современном мире
Реферат Поэзия Блока. Раннее творчество (Ante lucem)
Реферат Маркетинговая деятельность предприятия ОАО "Пивоваренная компания Балтика"
Реферат Fibre In The Diet Essay Research Paper
Реферат 4 методологические положения по определению объемов производства продукции растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий
Реферат Свідомість та творчість
Реферат Дваравати