МазаловаЕ.Г. –г.Симферополь
МОНИТОРИНГОРГАНИЗАЦИИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АВТОНОМНОЙРЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Профильное обучение – виддифференцированного обучения, который предусматривает углубленное ипрофессионально направленное изучение цикла родственных предметов, учетобразовательных потребностей, наклонностей и способностей учащихся (в том числелингвистических), создание условий для обучения старшеклассников соответственноих профессиональному самоопределению.
Допрофильная подготовкаявляется неотъемлемой частью профильного обучения и представляет собой системупедагогической, психологической, информационной, организационной деятельности,которая содействует самоопределению учащихся 8-9-х классов в выборе ими последующихнаправлений профильного обучения, сферы их будущей профессиональнойдеятельности.
ОСНОВНЫЕЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
При изучении организациидопрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологическогопрофиля общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым былпоставлен ряд исследовательских задач, среди которых:
· определение общихтенденций в деятельности органов управления образованием по организациидопрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильногонаправления;
· оцениваниеэффективности организации допрофильной подготовки и профильного обучения вклассах филологического профильного направления;
· определениефакторов, влияющих на качество допрофильной подготовки и профильного обучения вклассах филологического профильного направления;
· прогнозированиединамики эффективности допрофильной подготовки и профильного обучения в классахфилологического профильного направления.
I. ОБЪЕКТЫ ИИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА
Объектами исследованийбыли определены:
· формы организациидопрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильногонаправления;
· уровень учебныхдостижений учащихся классов филологического профильного направления;
· создание условийв общеобразовательных учебных заведениях для организации допрофильнойподготовки и филологического профильного обучения;
· организацияработы с одаренными детьми;
· качественныйсостав педагогических работников, осуществляющих допрофильную подготовку ипреподавание в классах филологического профиля;
· психологическоесопровождение выбора учащимися профиля обучения.
Инструментариймониторинга: анкетирование респондентов (согласно выборке); анализстатистической информации.
II. РЕЗУЛЬТАТЫМОНИТОРИНГА
В целях изучения факторов,влияющих на качество организации допрофильной подготовки и филологическогопрофильного обучения, было проведено анкетирование по показателям, которые, какправило, определяют эффективность профильного обучения.
Анкетирование всехкатегорий респондентов проводилось анонимно, что дало возможность получитьболее объективную оценку эффективности организации допрофильной подготовки ирезультативности функционирования профильных классов.
Респондентамианкетирования выступили:
· руководителиобщеобразовательных учебных заведений, в которых функционируют профильныефилологические классы – 31 (99,9% от запланированного количества);
· практическиепсихологи – 17 (89,5%);
· учителя,работающие в 8-9-х допрофильных, 10-11-х профильных филологических классах – 60(115%);
· учащиеся 9-хдопрофильных, 10-11-х профильных филологических классов – 106 (100%);
· родители учащихся10-11-х профильных филологических классов – 69 (73,4%).
Результаты проведенногомониторинга показали, что создана определенная система в деятельности изученныхрайонных, городских отделов и управлений образования по организациидопрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учебныхзаведениях, где функционируют классы филологического профиля:
· допрофильнаяподготовка и профильное обучение в классах филологического (иностранная,украинская, русская, крымскотатарская филологии) и историко-филологическогопрофилей организована в соответствии с Концепцией профильного обучения встаршей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и наукиУкраины от 25.09.2003г. №10/12-2;
· допрофильнаяподготовка и филологический профиль обучения организован в общеобразовательныхучебных заведениях различных типов;
· организацияработы классов филологического профиля обучения осуществляетсяобщеобразовательными учебными заведениями на основе результатов анализакадрового потенциала, предварительной диагностики интересов учащихся, пожеланийродителей и учащихся;
· общеобразовательныеучебные заведения предоставляют различные возможности для удовлетворенияпотребности в допрофильной подготовке и профильном филологическом образовании,а именно:
— в 8-9-х классах –введены курсы по выбору, углубленно изучаются отдельные предметы надифференцированной основе, организуется работа факультативов, обеспечиваетсяучастие школьников в предметных олимпиадах, работают предметные кружки;
— в 10-11-х классах– используются дополнительные часы вариативной части учебного плана дляуглубленного изучения профильных предметов, курсов по выбору; спецкурсов,организации индивидуальных и групповых занятий, обеспечивается участие всекциях МАН, предметных олимпиадах (диаграмма 7);
· общеобразовательныеучебные заведения, в которых функционируют классы филологического профиляобучения, в целом обеспечены педагогическими кадрами, качественный составкоторых, соответствует требованиям действующего законодательства;
· проводится определеннаяработа по созданию в общеобразовательных учебных заведениях условий,необходимых для работы классов филологического профиля, оснащаютсясоответствующие кабинеты современным оборудованием и учебно-дидактическимипособиями;
· психологическиеслужбы регионов осуществляют практическую работу и соответствующуюпсиходиагностику, направленную на выявление интересов и психологическоесопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения в классахфилологического профиля.
По данным мониторинговыхисследований в 2007/2008 учебном году в изученных 8 регионах АвтономнойРеспублики Крым функционировал 71 класс филологического профиля. По сравнению с2006/2007 учебным годом количество классов уменьшилось на 15,5%. Тенденция кснижению общего количества филологических профильных классов, прослеживаетсякак в городских, так и в сельских регионах.
Создание ифункционирование филологических профильных классов в определенной мере связанос взаимозависимыми факторами, влияющими на дальнейшее развитие этого профиля.По данным анкетирования различных групп респондентов по ранжиру были определеныследующие факторы:
· укрепление иразвитие материально-технической базы общеобразовательных учебных заведений(64,6% руководителей ОУЗ; 73,8% учителей, 46,9% родителей);
· инвестиции вобразование (54,3%; 36,9%; 35,8% соответственно);
· теоретическая инаучно-методическая подготовка педагогических и руководящих кадров (31,1%;25,7%; 33,9%);
· повышение ролиметодических служб региона (33,6%; 35,9%; 18,6%);
· внедрениеинновационных технологий (32,7%; 34,1%; 22,9%);
· увеличениеколичества учебных часов на профильные предметы (19,8%; 23,8%; 12,7%);
· изменение стиляуправления со стороны руководителей (19,8%; 16,9%; 24,6%).
Кроме того, былоотмечено, что достаточно существенным фактором влияния на количествоорганизуемых профильных классов вообще, и филологических в частности, являетсяотрицательный показатель демографического роста населения в большинстверегионов автономии.
В ходе мониторингаопределены задачи, которые, по мнению руководителей общеобразовательныхучреждений, учителей, работающих в 10-11-х филологических профильных классах иродителей учащихся, выбравших этот профиль обучения, являются приоритетными ворганизации филологического профильного обучения:
· формированиеготовности к осознанному выбору профессии (руководители ОУЗ — 20,3%; учителя — 6,9%; родители — 21,8%);
· подготовка кконкуренции на рынке труда (17,6%; 4,9%; 9,9% соответственно);
· ориентация наопределенный вид профессиональной деятельности (16,2%; 22,7%; 25,5%);
· реализацияпринципа личностно ориентированного обучения для создания собственнойобразовательной модели каждого учащегося (12,2%; 22,7%; 5,5%);
· формированиесоциальной, коммуникативной, информационной компетенций на профессиональномуровне (10,8%; 11,9%; 10,9%);
· подготовкаучащихся к поступлению в ВУЗы (9,5%; 20,8%; 15,4%);
· обеспечениевозможностей равного доступа учащейся молодежи к получению профессиональногообразования и начальной профессиональной подготовки (8,1%; 2,9%; 5,5%);
· овладениеучащимися старших классов навыками самостоятельной научно-практическойдеятельности (2,7%; 4,9%; 2,7%);
· обеспечениепреемственности между общим средним и профессиональным образованием (2,7%;1,9%; 3,6%).
Анализ статистическихданных свидетельствует о том, что у 6-17% учащихся 11-х классов на высокомуровне сформированы практические навыки, общеучебные компетенции. Об этомсвидетельствует количество учащихся, награжденных золотой медалью «За высокиедостижения в обучении», а именно:
· профильиностранной филологии — 33 учащихся, что составляет 7,5% от общего количестваучащихся это профиля;
· профильукраинской филологии – 29 учащихся (9,2%);
· профилькрымскотатарской филологии– 3 учащихся (16,6%);
· профиль русскойфилологии – 22 учащихся (6,6%);
· историко-филологическийпрофиль – 4 учащихся (5,9%).
Вместе с тем, какнегативную тенденцию, необходимо отметить незначительное количество учащихсяклассов филологического профиля, победивших в III этапе Всеукраинских ученических олимпиад, ставших вдальнейшем призерами IVэтапа в 2007/2008 учебном году. Так, из 10-ти призеров III этапа Всеукраинских ученических олимпиад поукраинскому языку победителей и призеров IV этапа нет. Из 33-х победителей по иностранному языку (20учащихся — английский язык; 9 учащихся — немецкий язык; 4 учащихся –французский язык), призерами IVэтапа стали 4 учащихся (2 учащихся – английский язык, 1 учащийся – немецкийязык и 1 учащийся – французский язык). Аналигичная тенденция прослеживается сучастниками Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работучащихся-членов МАН. В 2007/2008 учебном году из 10-ти участников II этапа (профиль — украинская ирусская филология) призером IIIэтапа стал 1 учащийся (г. Симферополь).
Необходимо отметитьположительную тенденцию в стимулировании и поощрении способных и одаренныхучащихся. С 2007/2008 учебного года 2 учащихся стали стипендиатами ПрезидентаУкраины (г.г. Саки, Симферополь); 25 – стипендиатами Совета министровАвтономной Республики Крым (г. Армянск-1 учащийся; г. Керчь-2 учащихся; г.Саки-1 учащийся; г. Симферополь-5 учащихся; Бахчисарайский район-16 учащихся).Стипендиатами городских советов стали 5 учащихся г. Керчи; 1 учащийся г.Красноперекопска; 1 учащийся г. Саки; 11 учащихся г. Симферополя. В изученныхсельских регионах за последние 3 года стипендиатов органов местногосамоуправления не было.
Обеспечение уровняподготовки старшеклассников в соответствии с требованиями Государственногостандарта базового и полного среднего образования является приоритетной задачейобразования вообще и профильного филологического в частности.
Наиболее высокий уровеньучебных достижений показали учащиеся классов иностранной филологии иисторико-филологического профиля. Высокий и достаточный уровни обученностипоказали 92,8% учащихся классов иностранной филологии и 84,7% учащиеся классовисторико-филологического профиля, положительным является отсутствие начальногоуровня по результатам государственной итоговой аттестации. Достаточный ивысокий уровень учебных достижений показал 81,1% учащихся классов украинскойфилологии, 79,1% учащихся классов русской филологии и 75% учащихся классовкрымскотатарской филологии.
Вместе с тем, не всеучащиеся классов филологического профиля обучения усвоили учебный материал науровне требований Государственного стандарта базового и полного среднегообразования, т.к. около 1% учащихся классов украинской филологии, 3,3% учащихсяклассов русской филологии и 8,3% учащихся классов крымскотатарской филологиипоказали начальный уровень учебных достижений по результатам государственнойитоговой аттестации.
По результатаманкетирования 20,8% родителей учащихся отмечают, что подготовка учащихся кпоступлению в ВУЗы является одной из приоритетных задач профильного обучения. Вместес тем, общеобразовательные учебные заведения не всегда оправдывают ожиданияродителей, т.к. только 22,6% учащихся, которые выбрали специальность, соответствующуюпрофилю, поступают в соответствующие ВУЗы (16,7% — крымскотатарская филология,18,6% — историко-филологический профиль, 18,7% — иностранная филология, 22,5% –русская филология, 31,7% — украинская филология).
Проведенные исследованияпоказывают, что в основном для преподавания в классах филологического профиляпривлекаются высококвалифицированные, опытные педагоги с соответствующимобразованием.
Однако к преподаванию вфилологических профильных классах редко привлекаются преподаватели ВУЗов, в томчисле и в городах Автономной Республики Крым, где имеется достаточноеколичество ВУЗов. В 2007/2008 учебном году преподавание предметовфилологического профиля, в изученных регионах, осуществляли только 3преподавателя ВУЗов (г.г. Джанкой, Керчь, Симферополь).
Обеспеченность учебнымипрограммами, в основном, составляет 100% по всем филологическим профилям,однако нерешенным остается вопрос обеспеченности учебной литературой и учебнымипособиями. Наименьшие показатели в следующих регионах:
· г. Джанкой –украинская филология – обеспеченность 20%; иностранная филология — обеспеченность 22%;
· г. Керчь –русская филология – 31%; иностранная филология – 30%; украинская филология –35%; историко-филологический профиль – 40%;
· г. Симферополь –историко-филологический профиль – 50%.
Региональнымипсихологическими службами, как правило, обеспечивается психологическоесопровождение профильного обучения и допрофильной подготовки. Практическимипсихологами общеобразовательных учебных заведений осуществляется работа поизучению образовательных потребностей учащихся 8-9-х классов.
Респонденты отмечают, чтопрактическими психологами проводятся анкетирование, тестирование,собеседования, индивидуальные и групповые консультации. В основном, психологи применяютапробированные эффективные психодиагностические методики для изученияпрофессиональной направленности и определения личностных характеристикучащихся. Наиболее популярна у специалистов «Карта интересов» и проекционныетесты различной направленности. По результатам диагностики, а также по запросампедагогов и родителей, организуется психологическая коррекция. На основанииответов различных категорий респондентов, можно отметить, что в 1/3 случаеввыбора филологического профиля обучения решающую роль сыграла своевременнаяпсиходиагностика. Так считают 35,1% руководителей общеобразовательных учебныхзаведений, 31,3% учителей, 28,2% родителей и 32,5% учащихся.
Системе допрофильнойподготовки как неотъемлемой части профильного обучения уделяется должноевнимание. Качественный состав учителей, обеспечивающих допрофильную подготовку,в большей мере отвечает решаемым задачам.
Используются различныеформы реализации допрофильной подготовки. В 2007/2008 учебном году углубленноизучали предметы филологического цикла 607 учащихся 8-х классов и 1230 учащихся9-х классов; спецкурсы и курсы по выбору – 793 учащихся 8-9-х классов; посещалифакультативы – 107 учащихся, предметные кружки – 355 учащихся; участвовали вработе научных объединений – 25 учащихся, в деятельности секций МАН – 45учащихся 8-х классов и 95 учащихся 9-х классов; принимали участие в предметныхолимпиадах – 421 учащийся 8-х классов и 638 учащихся 9-х классов.
Преподаватели применяюткак индивидуальные, так и групповые формы работы, Респонденты отмечают, что доминируюттрадиционные уроки и занятия, 33,3% — внедряется система подготовки и защитыпроектов, 16,5% — тренинги, 16,4% – индивидуальные консультации, 4% — интерактивное обучение, 1% — исследования и эксперименты.
97,6% родителей иучащихся отмечают, что в общеобразовательных учебных заведениях систематическипроводится информационно-разъяснительная работа, организуются встречи спреподавателями ВУЗов и представителями профессий филологического направления.
В ходе мониторинга, выявленыфакторы, негативно влияющие на качество организации допрофильной подготовки ипрофильного обучения в классах филологического профильного направления:
· недостаточноеколичество учебных кабинетов в соответствии с профилем обучения (41,6% отпотребности);
· низкий уровеньоснащенности учебных кабинетов в соответствии с Типовыми перечнями (в 2007/2008учебном году он составил только 19,3%);
· отсутствиеучебно-методических комплектов для допрофильной подготовки и профильногофилологического обучения;
· недостаточноэффективно внедряются информационно коммуникативные технологии обучения, имеющиесяв наличии программно-педагогические средства обучения, как правило, неиспользуются должным образом;
· остаетсяминимальным количество учителей филологов, прошедших обучение по программе Интел-обучениедля будущего;
· минимальнаявариативность элективных курсов и спецкурсов, что ограничивает возможностиучащихся в выборе дальнейшего направления обучения;
· отсутствие илинедостаточное количество региональных авторских программ спецкурсов, элективныхкурсов для филологических профильных классов, имеющих профессиональную, межпредметнуюнаправленность;
· крайне редкопривлекаются к работе в филологических профильных классах преподаватели ВУЗов;
· малоэффективныформы работы с одаренными учащимися.
Вышеперечисленныенегативные факторы являются типичными и присущи в той или иной степени другимпрофильным направлениям.
По результатампроведенного исследования можно сделать определенный прогноз повышения качествадопрофильной подготовки и филологического профильного обучения вобщеобразовательных учебных заведениях на основе совершенствования системыуправления общеобразовательными учебными заведениями регионов Автономнойреспублики Крым.
Повышение качествадопрофильной подготовки и филологического профильного обучения возможно при условии:
ü внедрения системымониторинга эффективности организации допрофильной подготовки и филологическогопрофиля обучения на региональном уровне, в т.ч. ежегодного проведениярегионального и институционного мониторингов результатов внешнего независимогооценивания выпускников профильных классов филологического направления;
ü внедренияинформационно коммуникативных технологий обучения, эффективного использования вучебном процессе программно-педагогических средств, имеющихся в наличии;
ü разработки ивнедрения системы профессионально ориентированного профильного филологическогообучения;
ü рациональногоподбора квалифицированных педагогических кадров и привлечения научныхработников для осуществления допрофильной подготовки и филологическогопрофильного обучения;
ü повышения уровняпрофессиональной компетентности учителей, осуществляющих допрофильнуюподготовку и филологическое профильное обучение;
ü координациисовместной деятельности служб занятости населения, общеобразовательных учебныхзаведений, ВУЗов, методических, психологических служб и социальных педагогов ввопросах организации профессионального образования учащейся молодежи;
ü обеспеченияпополнения библиотечных фондов учебных заведений, районных, городских методическихкабинетов (центров) необходимой учебной литературой, дидактическими материаламии программно педагогическими средствами обучения;
ü проведения тщательногоанализа имеющейся материально-технической базы учебных кабинетов,прогностических расчетов ее эффективного использования в условияхэкономического и финансового кризиса, с учетом дальнейшего перехода напрофильное обучение;
ü создания вобщеобразовательных учебных заведениях интегрированных профильных предметныхучебных кабинетов, укрепления и пополнения их учебно-методической базы;
ü разработкирегиональных авторских программ элективных курсов и спецкурсов для организациипрофильного обучения как предметно, так и профессионально ориентированных.