Введение
Мы поставилиперед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество,но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать,как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.
Долгстарших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы спервых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично.И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту имногообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответныечувства.
Сказки,песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее,всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики, Некоторыевиды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постояннопредлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активныхисполнителей, эту часть русского устного народного творчества принятоназывать детским фольклорам.
Актуальностьданной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениямспециалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки — этнопедагогики,фольклористики, этнографии, историков, и самое главное — это педагогов.Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детскогофольклора — как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, какпрактика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегдаобогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.
Цель даннойработы: рассмотреть детский фольклор в народной педагогики.
Задачиработы:
1. рассмотретьдетский фольклор в истории России.
2. изучить специфическиеособенности жанрового многообразия детского фольклора;
3. изучитьзначимость произведений детского фольклора в народной педагогике.
1. Детский фольклор в истории России
«Впервыесерьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский.В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведенийдетского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка.Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.Первый сборник детских произведений — П. Бессонова «Детские песни» —был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли всвет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившиефундамент последующих теоретических работ».[1]
Еслисобирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмыслениедетского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никтоиз исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру:- В.А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологическогомышления наших предков, их верований и суеверий. Н.И. Костомаров в фольклоревидел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. В.Ф.Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривалих как вернейшее отражение социальной жизни. И.П. Хрущов в детских песнях виделотражение древних языческих обрядов и современного крестьянского быта и так далее…
«В 1921году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскомуфольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детскогофольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М.Н.Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемныхаспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор какрегулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователистремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях вобщении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор».[2]
И так чтоже такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания. «Детскийфольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведениятрадиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения,созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическаяобласть устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклоравзрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовойпризнак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой»[3]
«Изучаядетский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иноговозраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческихвозможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь итруд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности»[4].
К детскомуфольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К.Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и многие знатоки языка.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка естьсвое, обусловленное возрастнымипсихическими особенностями видение мира… «Суждение ребенка, — писал К. Маркс,— как и его практическое мышление, имеет фактор, прежде всегопрактически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка — это первая связь,которая соединяет его с миром»[5]. Все многообразие мира дети младшеговозраста воспринимают не так, как взрослые.
Взрослыемыслят, — писал К.И. Чуковский,- «словами, отпетыми формулами, а маленькие дети— вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связанатолько с конкретными образами»[6]. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиесяот одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание иформу, наиболее полно соответствующие законам детскогофольклора. К.И. Чуковский собралбогатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтическоготворчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенныепозднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности.Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и в каких условиях,дети овладевают народными поэтическими богатствами.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческихвозможностей.
Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную длядетей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детскийфольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и,тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названособственно детским творчеством.
Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых междуними нет четкой границы, многиепроизведения в одинаковойстепени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мыпросо сеяли», «Княгини мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» идругие) без видимых изменений текстов,зафиксированных, как у взрослых, так и в детской среде»[7]. Многие сюжеты характерны и для детских сказок идля взрослых. Но в таком случае,как правило, существенно меняется художественный стиль.
Трудно переоценить роль О.И. Капицы в организациисобирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично ис помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовалакомиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей,библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскомуфольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930). Ее многолетниепоиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книгабыла единственной в русскойфольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.
Г.С.Виноградов подчеркивал, что «детский фольклор — не случайное собраниебессвязных явлений и фактов, представляющее собою „маленькуюпровинцию“ фольклористики, интересную для психолога и представителянаучной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детскийфольклор — полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики»[8].
Несомненно,что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетическихфункций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желаютвернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь и проч.; ритм особых песен помогалсоединить физические усилия тянущих невод, толкающих груз. Но в детском фольклорене меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом(в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое(в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешатьнам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях.
Сравниваяфольклор с литературой, надо, конечно, принять во внимание, что искусство словав фольклоре связано с другими видами художественного творчества (исполнительскимискусством актера, мастерством рассказывания, искусством пения, музыкой и прочими),но при сопоставлении этот момент не принимается во внимание. Искусство слова,сближая между собой фольклор и литературу, равно отличает их от другихискусств. Правомерность такого рассмотрения обосновывается самим фактом, чтослово в фольклоре выполняет изобразительно-выразительную функцию, аинформационно-коммуникативные функции, как и соединение искусства слова сдругими искусствами, — не более чем сопутствующее обстоятельство. Аналогичное изучениене встречает возражений, когда дело касается литературного произведения. Онотакже бывает соединено с другими искусствами (стихотворение и егохудожественное чтение, песня и ее исполнение и прочие).
Всесказанное вполне объясняет, почему своеобразие детского фольклора ищут через сопоставлениеего с художественной литературой.
Фольклор,исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность вслове, организует игровые действия детского коллектива.
Родовымпризнаком, общим у фольклора с литературой,необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, авидовым признаком, отличающим фольклор от литературы, — процесс устногомассового, непрофессионального творчества, основанного на традициях.Традиционное коллективное устное художественное творчество народа — вот чтотакое фольклор в самом кратком определении.
Во многихдетских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянныепамятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понятьжизнь, быт, культуру наших предков.
Многиезабавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых»,средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражениепроизводственно — хозяйственная деятельность, национально – психологическиечерты и социальная жизнь народа.
Приизучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии,этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможностьиспользования в работе их методов исследования.
«Детскийфольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питаети обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которогоне несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагалобы образцов его творческого освоения»[9].
Такимобразом, детский фольклор представляет собой специфическую область народноготворчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую системупоэтических жанров фольклора.
2. Специфическиеособенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчествомножества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не толькоотдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и тообщее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры.Особенности жанра сохраняются каждым творцом. Жанры в фольклоре сохраняютбольшую устойчивость, по сравнению с литературными. По сравнению с литературойв фольклоре меньше сочетаний жанров. Меньше прихотливых изломов и форм. Придавважное значение жанрам, мы по необходимости должны углубиться в их понимание иуяснить своеобразие, им присущие.
«Жанр – определённый вид литературногопроизведения»[10], — сказано в справочнике и в новом говорится тоже: «Жанр –определённый вид литературного произведения, принадлежащий одному и тому жероду»[11]. Понятием «жанра» обозначается единство группыхудожественных произведений.
Поэтические жанры возникают в процессеисторического развития искусства. Изучение жанров облегчает тем, что многие изфольклорного произведения отличает тесная связь с бытом. Трудовые песни,заговоры, календарные, свадебные песни, похоронные причитания, неотделимы отнародного быта. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводитсяжизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установкинарода, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Нарядус ними существует жанры, свободные от прикладных бытовых целей. Это сказка,внеобрядовая лирическая песня.
Позднее искусство восприняло по наследству древние традициии, изменяя их, придало возникшим жанрам целевые установки идейно–эстетическогохарактера. Понимание жанра как единства формы и содержания уже прочно вошло вфольклористику. Жанр охарактеризован в литературе как понятие «чисто условное».Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, ихпоэтике. Почти каждый исследователь выделяет свою классификационную схему. « О.И. Капица, теоретически обосновала деление детского фольклора по годам игенезису поэзии. Этого же поддерживал В. П. Аникин – генетический принцип(поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых иусвоенные детьми, собственное творчество детей). В. А. Василенко, выделял1)колыбельные песни, или байки, 2)произведения связанные с игровыми действиями,3)произведения которые занимают детей словесным содержанием и исполнениемнезависимо от игровых действий. Г.С. Виноградов выделял пять основных разделовдетской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическуюлирику, бытовой фольклор и календарный»[12]. А.М. Горький писал; «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, итребование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаётокружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой»[13]. Этим требованием забавпредопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или инойжанр не связан игровым действием ребёнка, то игра ведётся на уровне смысла, понятий,слова, звука. Деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближаетнас к пониманию сложной системы жанров»[14]…
Правомерновыделить поэзию взрослых, предназначенную для детей. Это — поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки,потешки, прибаутки, докучные сказки). Понять художественное значение поэзиипестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительнуюсловесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразнаи по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Нотолько колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность исравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестованиянет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзиюпестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки»,«Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И.Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначениюпроизведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки иприбаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не виделаразницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином«прибаутки».
По назначению и характеру бытования» выделенылишь основные группы детского фольклора. В.П. Аникин жанры детского фольклораотнёс к группе — собственное детское творчество «(считалки, жеребьёвыесговорки, дразнилки, поддёвки, скороговорки)»[15]. Вышеперечисленные исследователи выделяют в отдельную группу — игровой фольклор.Г.А. Бартышев отнёс к ним считалки, игровые песни и приговоры, а В.А.Василенко, кроме того, — пестушки и потешки. Сюдаже можно отнести все видыролевых детских игр, игровые (считалки жеребьёвки, жеребьёвые сговорки). Всеостальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, обозначающие как«поэзию словесной игры» итем самым разрушают собственную классификацию,основанную на понятиях: игровой – неигровой.
«Г.С. Виноградов выделил потешный фольклор(сечьки, голосенки, словесные игры, перевёртыши, скороговорки, молчанки,поддёвки) – назначение этих произведений, «по мнению Виноградова, — развлечь, развеселить,потешить себя и своих товарищей»[16]. Детский фольклор выделяет в отдельную группу — календарныйдетский фольклор, который не относится в единую группу жанров поэзии пестования,игровому и потешному фольклору (это детские песни страшилки, сказки, загадки).Виноградов выделяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовойфольклор.
У каждого жанра четвёртой группы своя функция,своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить каксловесно-речевые, другие — как повествовательные. Третьи – как песенные – этобудет группа бытового фольклора
Определение групп детского фольклора поназначению и характеру бытования – это лишь первое звено классификации.Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившись кдетскому фольклору, «говорят на разных языках». Предложенная классификациядалеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве исходной — рабочей.
«Детский фольклор русского народа необычайнобогат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленнымипроизведениями малых жанров»[17].
«В системе жанров детского фольклора особоеместо занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входятколыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные длясамых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров»[18].
Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные— идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель,коляска, народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать(баюкать, качать, усыплять)»[19] Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этомуспособствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
С одной из таких колыбельных песен можнопознакомиться в Приложении 1(1 -5).
Старинное значение колыбельных – заговоры,против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощьюзаговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.
Тематикой колыбельных песен становилосьотражение все, чем жила мать, — её думы о младенце, мечты о его будущем,оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то, чтопонятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога дастакан молока», «журавлики»…
Слов – понятий в песне обычно немного – лишьте, без которых первичное познание мира невозможно»[20].Приложение 1(1-5).
Частый персонаж в колыбельной песне – кот,фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческимикачествами – антропоморфизм.
«Колыбельной песне присуща своя система выразительныхсредств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткиеприлагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слогана другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания,аллитерация – повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметитьизобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов»[21].
Статистический анализ наблюдений показал, что носителямитрадиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящегопоколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорныхзаимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестунийредко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. Нанаших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.
Этот процесс вполне закономерен. Коренным образом меняласьжизнь трудового народа в нашей стране. Круг интересов матери был ограничензаботами о детях и муже, о поддержании порядка в домашнем хозяйстве, в наши дниженщина наравне с мужчиной участвует в общественной жизни — ей стали чужды«внутренние жесты» колыбельной песни. Художественная литература, радио,телевидение, театры воспитывают эстетические чувства — и художественнаяценность колыбельной поэзии начинает вызывать сомнение. Колыбельная песня не всостоянии конкурировать с современными литературно-музыкальнымипроизведениями.
Школьное образование, медицинское просвещение, системадошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери иребенка, меняются и народно-педагогические воззрения. Укачивание, убаюкиваниеребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.)распорядком; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песнясоответственно не поддерживается бытовой необходимостью.
Пестушки, потешки, поскакушк». «Пестушки, (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны снаиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няняобеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки доступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение,возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в периодпервоначального роста»[22]. (Приложение 1.(2.1 – 2. 10.) Не каждая мать осознаетнеобходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.
Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленнойработы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: пониманиезначения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки,Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножкиходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития(«А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении,служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому,служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.
Ритмически четко построены стишки. Некоторые из нихдостигают хорошей художественной формы:
Чук, чу к, чук, чук, Баба рыбку пекла,
Наловил дед щук, Сковородка утекла.
Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не какмелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловоезначение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, апротягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».
Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами,ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки кматери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук,постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери(пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представлениео материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенокделает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивнаяпоэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как дляфизического развития ребенка, так и для психологического»[23].
Им присуще своеобразное построение,определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенкув тот или иной момент. Пеструшки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а еслии есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило кратки, близкисвоеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима – худоба».Пестушки незаметно переходят в потешки
Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых смаленькими детьми, в которых использкется различные части тела ребёнка ивзрослого. Потешками называется и песенки – приговоры, организующие эти забавы.
Многие потешки в записи по форме близки кколыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения,эмоционально – мелодическая основа совершенно иные»[24].Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чащесказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнкунеобходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детейпотребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнкак самостоятельной игре в детском коллективе… Главное назначение забавы –приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоростанет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного иэстетического воспитания»[25].
В потешку вводят простейшие шутки, комическиемотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция В потешкувводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифровогообозначения счёта (пример – «Сорока»). Приложение 1. И это же первые шаги кобщению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в«чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобыдобыть его. В потешках показано обяза тельность труда для все, даже маленьких.
«В потешках, как и в пестушка, неизменно присутствиеметонимия — художественный приём, помогающий через часть познавать целое.Например, в детское игре «Ладушки-ладушки», где были? – У бабушки. При помощиметонимии внимание ре бёнка привлекается к его собственной ручкам»[26]. (Приложение2.(3.3).
Жеребьевки (или «сговоры»)определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Этолаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителямот каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагаетсявыбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательнодвучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычнорифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организацииили вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Приложении 2.(5.1-5.4.)
Считалки применяются дляраспределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущийпроизносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждомуучастнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.
Усчиталок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалоклежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов исозвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом еёхудожественная функция.
Игровыеприговорки и припевки быливключены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этихпроизведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт итрудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговоркипроизносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды,попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбойк христианским святым.
Некоторые приговорки несут социальный смысел (Приложение 2.(7.2.-7.6.).Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям.
Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток.Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесныйряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни,знакомят с повадками и голосами птиц и животных…
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были иостаются скороговорки —быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органыартикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатымзвуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы,ассонансы). Приложение2.(8.1- 8.8).
Своеобразными словесными упражнениями былимолчанки — стихотворныйуговор молчать, а также голосянки(вариант: «волосянки») — соревнование ввытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играмдетей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки.
Некогда Г. С. Виноградовотметил у детей «единственный вид устной словесности, представленныйпрозой» — сказку. Стихийный поток современного детскогоповествовательного творчества — "страшные истории" (так ихназывают дети) или «страшилки» (так их стали называть исследователи)— сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-хгг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детскихстрашных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора. Приложение7. (12.1-12.3).
«Многиежанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаряфольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть роднойприроды, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится собычаями, обрядами, — словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитываетто, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценнойличности просто невозможно»[27].
«Издавнасуществует множество фольклорных произведений, специально предназначенныхдетям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть донаших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения»[28].
Таким образом, детский фольклор представляет собойспецифическую область народного творчества, объединяющую мирдетей и мир взрослых, включающуюцелую системупоэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли неисключительно педагогическими надобностям — народа»[29].Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикойнепродуктивно и неправомерно.
3. Детский фольклор как народная педагогика
Детскийфольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физическихи психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своейактуальности явление. Она всегда учитывала «могучие и всеопреоделяющию» роль словав формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.
В народнойпедагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно,и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки,прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки,приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…
Сила слованевероятна велика в жизни человека. Не зря говорят о слове: можно им убить,можно воскресить.
«Многообразныв народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание,поведение человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народнойпедагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка»[30].
«Само слово«фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore– мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английскийученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов иверований»[31].История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностьюлюдей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклорсохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.
«Благодаряфольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть роднойприроды, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится собычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, чтоназывается духовным наследием народа, без чего формирование полноценнойличности не возможно»[32].
Педагоги –классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служитеё опорой и основой. Народный педагог, по мнению Я. А. Коменского, « должен бытьпатриотом родного языка, родной культуры»[33].Его поддерживали и другие учёные, писатели, композиторы, педагоги — К. Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Чехов, Пушкин, Глинки, Горький,Чайковский и многие другие.
Народнаяпедагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколькодетских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все онипреследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей.Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитиеподрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальныхучёных, изобретателей, художников и писателей.
Народнаяпедагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, чтогимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольношироко были распространены всевозможные подвижные игры.
Довозникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения впоколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки,пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни – замечательные памятникинародной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогическиетребования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий,получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устногонародного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.
Возникаетвопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?
Мы в своейисследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём даннойработы) несколько жанров детского произведения в которых покажем проявления народнойпедагогики.
Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица, её точку зрения разделил В. П. Аникин.
Имеютстрого определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физическоговоспитания, разработанных народной педагогикой»[34]. Физические упражнения нужны ребёнкудля укрепления мышц рук, ног, спины и так далее. Для этого и применяются пестушки.(Смотрите приложение 1.(1 – 1.10).
Потешки: Потешка призвана — потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовилак самостоятельной игре в детском коллективе. « Главное значение забавы — приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоростанет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного иэстетического воспитания»[35].Учит счёту, и как следствие абстрактному мышлению (К. Маркс.). Это первые шагик общению.
«Потешкиявляются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка,к усвоению народной поэзии»[36].Приложение2.(3.1-3.3)
Сечки:- (отличаются от считалок тем, что это иесть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себеещё одну игру – молчанку (голосянку – волосянку). «Единственным достижениемэтой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировкесобственного дыхания»[37].К сажилению эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присущ всевышеперечисленные качества.
Загадки:Служила средством проверки мудрости. «Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «срадостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиесяпризнаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначени этихпризнаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. –Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок»[38]. Приложение (дополн.)
Небылицы– перевёртыши: — задача перевёртышей –способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильныйматериал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикойестественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средствостимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышамподдерживается их редкой эстетической действенностью.
Докучныесказки: — большой педагогическойценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях,чувства юмора. Приложение3 (9.1-9.2).
Страшилки: — «фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка –средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, сединством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта.Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогаютформировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств.Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способностьдействовать».[39]И так далие… Приложение 7. (12.1-12.3).
«Словесныеигры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызванык жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа»[40].
Сегодняшняяпедагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не моглиставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики естьтакие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотряна их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагоговк этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в томчисле – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, чтоэффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелогоиспользования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно,обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Заключение
Методикаиспользования детского фольклора в детских садах и других дошкольныхучреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли быпредставить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературына развитие детей.
Несомненно,что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановкасобирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельныхжанров крайне необходимы.
Детскийфольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения,гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту ифизическое совершенство.
Поэзия пестования в последние годы претерпела значительныеизменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей.Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционноеназначение. 60—70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики,филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольноговозраста.
Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморскаяубедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится впрямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзиипестования, при строгом учете физических, физиологических и психическихвозможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период,сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервныхимпульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.
Таким образом, детский фольклор – это специфическая областьустного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых,свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждениепрослеживается в данной работе.
Мы сегодня учащиеся, а завтра – воспитатели, должны знать ипонять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных«орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашейосознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадимнашим потомкам.
Списокиспользованных источников
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки идетский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.
2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М.:.: Высшая школа, 1987.-283с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. Пособие длястуд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. –М.: «Академия», 2000 – 472с. – (Высшая школа).
4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа,1978.- 198с.
5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. –231с.
6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии[Текст]. — Иркутск, 1990. – 195с.
7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. Ивысш. пед учеб. заведений / Г.Н. Волков. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:«Академия», 2000. – 176с.
8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.
9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958.-203с.
10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики[Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.
11. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособиедля студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1987. –240 с.
12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М – Л, 1991. –297с.
13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.
14. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП«ИПК Московская Правда». – 2003. — №9. – Еженед.
Приложение 1
Материнскийфольклор
КОЛЫБЕЛЬНАЯПЕСНЯ
1.Спи,младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,
Тихосмотрит месяц ясный Темноту принесла;
В колыбельтвою. Задремал петушок,
Станусказывать я сказки, Запел сверчок,
Песенкуспою, Уж поздно сынок,
Ты дремли,закрывши глазки, Ложись на бочок,
Баюшки,баю. Баю-бай, засыпай…
Богатырь тыбудешь с виду 3. Баю- баю, за рекой
И казакдушой, Скрылось солнце на покой.
Провожатьтебя я выйду, У Алёшиных ворот,
Ты махнешьрукой. Зайки водят хоровод:
Сколькослез я втихомолку Зайки, заиньки,
В эту ночьпролью… Не пора ли баиньки?
Спи,младенец мой прекрасный, Вам под осинку,
Алёше — наперинку.
Баю – баю, Лёшенька
Засыпай скорёшенько.
4. Глупыйсон, сон, 5. Спи, дитя, до утра,
Неразумнаядрёма! До утра, до солнышка;
Баю, баю!Не разумная дрёма, Будет пора,
Мимо тыходишь, Мы разбудим тебя.
Колыбели ненаходишь. Сон ходит по лавке,
Дремота поизбе,
Сон-тоговорит:
«Я спатьхочу!»
Дремотаговорит:
«Я дрематьхочу!»
По полу полавочкам
Похаживают,
Ванюшке взыбочку
Заглядывают;
Заглядывают–
Спать указ
ПОЭЗИЯПЕСТОВАНИЯ
Распеленавребенка, пестуют:
2..1 Потягунюшки,порастунюшки,
Поперектолстунюшки,
А в ножкиходунюшки,
А в ручкифатунюшки,
А в ротокговорок,
А в головуразумок.
2.2.Куй,куй, ковалек,
Подкуйчеботок:
На маленькуножку
Золотуподковку.
Подаймолоток
Подковатьчеботок.
Учатосознанному движению руками:
2.3.Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели...
2.4.Лунь плывет,
Лунь плывет,
Лунь плывет...
2.5. Уты,уты полетели,
На головкусели.
Сели, сели,посидели
Да опятьполетели,
Уты, уты,уты...
Подбрасываяребенка, приговаривают:
2.6.Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребят
Учат ребенка стоять:
2.7.Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!
Учатребенка прыгать:
2.8. Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
При ушибе ребенка:
2.9.У кошкиболи,
У собакиболи,
У лошадкиболи,
А у Ванюшкине боли.
Прикупании младенца:
2.10. Водатекучая,
Дитярастучее,
С гуся вода—
С тебяхудоба.
Вода книзу,
А дитякверху.
Приложение2
Игровойфольклор
(потешный)
ПОТЕШКИ
3.1.Водичка, водичка, 3.2.Большие ноги 3.3 – Ладушки, ладушки!
Умой моёличико, Шли по дороге: Где были?
Чтобыглазки блестели, Топ, топ, топ, — У бабушки!
Чтобсмеялся роток, Топ, топ, топ, — Что ели?
Чтобкусался зубок. Маленькие ножки, — Кашку!
3.4. Водатекучая, Бежали по дорожке: — Что пили?
Дитя растучее.Топ, топ, топ, топ, топ, — Бражку!
С гуся вода,Топ, топ, топ, топ, топ. Кашка масленька,
С дитя худоба!Бражка сладенька
Вода книзу Бабушкадобренька.
А дитя кверху Попили поели
Домойполетели,
На головкусели,
Ладушки запели!
ПРИБАУТКИ
4.1— Федул,что губы надул? 4.2. Я по лесу пройду, 4.3 — Коза, коза, бя
— Кафтан прожег. Я бруснику найду Где ты была?
Зачинить можно? Если нет лукошка, — Коней стерегла.
— Да иглы нет. Соберу в ладошку. – И где кони?
— А велика ли дыра? Прыгну через лужицу, — Они в лес ушли.
— Один ворот остался! Голова закружится – — А лес тот где?
И в траву брусника… — Сгорел…
Тут её найди – кА!
ЖЕРЕБЬЕВЫЕСГОВОРКИ
5.1.Матки,матки: дуб или в зуб? 5.2. С неба падать или подхватить?
Печь топитьили коня кормить?
Церьковьзолотую или барабан костяной
Тес тесатьили на воде плясать?
5.3. Коня воронова, аль седла золотова?
Тес ломать,аль деньги воровать?
На печкезаблудился, аль в ложке утонул?
5.4. Коняудалого или казака удолого?
Травка –муравка или золотой булавки?
Конякормить или печь топить?
Бочку ссалом или казака с кинжалом?
С небастрельца или с земли молодца?
СЧИТАЛКИ
6.1Авсень-паусень,6.2. Раз, два, три, четыре, пять, 6.3. Раз, два, три, четыре, пять,
Шинь, пень,Мы собрались поиграть, Вышел зайчик погулеть,
Ширварвень.К нам сорока прилетела Вдруг охотник выбегает,
Авсень-паусень.И тебе водить велела. Прямо в зайчика стреляет.
Дзинь! Пиф!Паф! Не попал!
Серыйзайчик ускакал.
6.4. – Чики– брики – ты куда? 6.5. Конь ретивый 6.6. Сидит белка на тележке
— Чики – брики- на базар! С длинной гривой Продаёт она орешки:
— Чики – брики- ты за чем? Скачет, скачет по полям Лисичке — сестричке,
— Чики – брики- за овсом. Тут и там; тут и там! Воробью, синичке,
— Чики –брики — ты кому? Сюда мчится он — Мишке — толстопятому,
— Чики –брики — я коню! Выходи из круга вон! Зайчишке усатому.
— Чики –брики — ты какому? Кому в платок,
— Чики –брики – вороному! Кому в зобок,
Кому в лапочку.
ЗАКЛИЧКИ ИПРИГОВОРКИ
7.1.Улитка,улитка, 7.2. «Дождик, дождик, перестань» 7.3. Солнышко, солнышко,
Высуньрога! Я поеду во Ристань Выгляни в окошечко!
Дам кусокпирога Богу молиться, Солнышко на рядись,
Да кувшинмолока. Кресту помолиться, — …» Красное покажись!
7.4Солнышко – вёдрышко! 7.5 Радуга – дуга, 7.6 Поп, поп
Выгляни вокошечко! Не давай дождя! Выпусти собак
Твои деткиплачут. Давай солнышка — На боярский двор,
Солнышкопокажись! Колоколнышка! На дворянских ребят.
Красное,появись!
СКОРОГОВОРКИ.
8.1 Оттопыта копыт пыль по полю летит. 8.2. Мышонок да мышь:
«Ты всёшуршишь – не спишь».
Мышонокшепчет мыши:
«Шуршать ябуду тише».
8.3. Шапкада шубка – 8.4. Баран – буян залез в бурьян.
Вот и весь Мишутка.8.5. У осы не усы, а усики.
8.6. У Сении Сани в сетях сом с усами. 8.7. Соломы воз возница вёз.
8.8. Навозу коза. Под возом лоза.
Приложения3
БЫТОВОЙФОЛЬКЛОР
ДОКУЧНЫЕСКАЗКИ
9.1 У попа была собака,
Он еелюбил,
Она съелакусок мяса — Он ее убил.
И в землюзакопал, И на камне написал:
У попа быласобака, Он ее любил… и т. д.
9.2. Жили-были два гуся — Вот и сказка вся!
Приложения 3
ДЕТСКИЕНАРОДНЫЕ ПЕСНИ
10..1.— Петушок, петушок, 10..2 Лизонька
Золотойгребешок, Во саду — садочке
Далеко лилетал? Выросла малинка
— До Куликова поля, Солнце её греет,
— До матушкина дома. В светлом теремочке
— Что тебе матушка дала? Выросла Лизуша.
— Овин с овсом, Люди её любят,
— Мерина с хвостом, Курицу в опаре, Все её голубят.
Петуха взаваре.
ДЕТСКИЕСКАЗКИ
Репка
11.1. Жилидедушка да бабушка. У них росла на банке репка. Бабушка говорит: «Дедушка,вытащи репку!»
Дедушкатащил, тащил — не мог вытащить, бабку кликнул.
Бабка задедку, дедка за репку, тащили, тащили — не могли вытащить.
КликнулиМашку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, тащили, тащили — немогли вытащить.
Кликнуливнучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку,тащили, тащили — не могли вытащить.
КликнулиЖучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку. Жучказа внучку, тащили, тащили — не могли вытянуть.
Кликнуликошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку. внучка за Жучку Жучка за Машку Машка забабку Бабка за дедку Дедка за репку.
Потомкликнули мышку. Бабка за дедку. Дедка за репку, Машка за бабку, Жучка за Машку,внучка за Жучку, кошка за внучку, мышка за кошку, тащили, тащили репку — вытащилии пополам разделили все по репке.
Современныйдетский фольклор
Страшилки.
12.1« … В тёмный зал театра во времяспектакля входят страшные кровопийцы, они убивают всех людей. Это замечаютбилитёршы и задают вопрос, почему так много мёртвых. Те начали врать. Им неповерили, потому что они покраснели…»
12.2. «Как вызвать Бабу Ягу».
Надо пойти в 12 часов ночи в туалет. Написатьтам круг мелом и сидеть ждать. Прийти утром пораньше. Если будет крест на круге– значит, Баба Яга прилетал.
12.3. «… Открыла девочка глаза и видит, чтомачеха одела черное платье. Распустила длинные чёрные волосы, посадила на грудьлягушку и куда-то тихо пошла…»
Анекдоты
13.1 Начало учебного года. Учитель вызываетИванова
к доске. Тот долго соображает, но всё безтолку.
— Иванов, ты хоть таблицу умножения помнишь?
— Да хоть ночью спросите!
— Ну-ка, три умножите на восемь?
— Я же сказал — ночью!
13.2. Онегин умел хорошо говорить и
танцевать на французском языке.
13.3. На уроке природоведения:
— Наташа, расскажи нам как происходиткруговорот воды в природе?
— Да очень просто. Когда идёт дождь, на землеобразуются лужи. А потом
Земля переворачивается, и вода выливаетсяобратно.
13.4.- Елена Сергеевна, а Вы не считаете, что умоего сына
Много полезных идей? –
Спрашивает мама ученика учительницу.
— Да, особенно в орфографии.
Дразнилки»
«Дразнило – собачее рыло».
«Алёшка – лепёшка».
«Андрей – воробей».
«Жених и невеста. Тили – тилитесто…»
«Петька – петух».
«Ябеда – беда, тараканья еда».
« Ваше благородье, — свиньи вогороде! Дозвольте их выгнать да вас загнать!»
Мирилки
15.1. «Мирись — мирись
И больше не дерись,
— А если будешь драться,
— Я буду кусаться,
— А кусаться ни почём,
— Буду драться – кирпичом,
— А кирпич сломается,
— Скоро дружба – начинается»!
ЮМОР
Садистские стишки
16.1.Дети в подвале играли в гестапо.
Ими замучен сантехник Потапов.
16.2.Дочка у папы просила конфетку,
Сунь палец в розетку.
Током обуглело детские кости,
Долго смеялись над шуткою гости.