Реферат по предмету "Педагогика"


Мониторинг деятельности органов управления образованием по организации инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым

Мониторинг деятельности органов управления образованием по организацииинновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной РеспубликиКрымІ. Общая характеристика исследования
В условиях постоянно меняющегося мира современная школапризвана целенаправленно ориентироваться на подготовку молодежи к социальнойинтеграции, реализации жизненных планов и программ с учетом региональныхсоциально-экономических, этнических, культурных и других особенностей.
Развитие мирового и, в частности, европейскогообразовательного пространства объективно требует от современной украинскойшколы адекватной реакции на процессы реформирования средней школы, котороеосуществляется в ведущих странах мира.
Внедрение инновационных образовательных технологий являетсяодним из путей обновления содержания и форм организации учебно-воспитательногопроцесса, обеспечения равного доступа к получению качественного образования,реализации Национальной доктрины развития образования.
Решение задач инновационного развития отрасли образованияневозможно без изучения эффективности внедрения образовательных инноваций. Втечение августа – ноября 2006 года Центром проблем образования Министерстваобразования и науки Автономной Республики Крым проведен республиканский мониторингдеятельности органов управления образованием по организации инновационнойдеятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной РеспубликиКрым.
Цель и основные задачи исследования
Основными целями и задачами данного исследования являетсяопределение:
общих тенденций развития инновационных процессов в системеобщего среднего образования, управленческой деятельности районных, городскихотделов и управлений образования, общеобразовательных учебных заведений;
направлений инновационной деятельности, стадий их реализации;
эффективности взаимодействия с научными организациями,международными фондами;
уровня инвестиций в инновационные процессы развитияобщеобразовательных учебных заведений;
результативности внедрения инновационных образовательныхтехнологий. Объекты и инструментарий мониторинга
Объектами исследований были определены:
внедрение инновационных технологий в управленческуюдеятельность органов управления образованием, администраций общеобразовательныхучебных заведений;
система формирования кадрового, учебно-методическогоресурсов;
организация инновационной деятельности в общеобразовательныхучебных заведениях автономии.
Инструментарием мониторинга является:
изучение деятельности управления образования Алуштинского(Огнева Г. И), отдела образования Армянского (Кузнецова Е. Д) городскихсоветов, подведомственных общеобразовательных учебных заведений по организацииинновационной образовательной деятельности;
квалиметрическое оценивание эффективности инновационнойдеятельности общеобразовательных учебных заведений указанных регионов(диаграмма 1);
Диаграмма 1
/>
анкетирование респондентов (согласно выборке по регионам);
анализ статистической информации. Результаты мониторинга
В ходе мониторинга изучены материалы, поступившие из 21региона Автономной Республики Крым.
Проведено анонимное анкетирование, обобщены результатыопроса следующих категорий респондентов:
руководители органов управления образованием – 17 человек(68% от запланированного количества);
заведующие районными (городскими) методическими кабинетами(центрами) – 22 (88%);
руководители общеобразовательных учебных заведений– 137 (84%);
практические психологи – 40 (85%);
учителя – 257 (103%);
учащиеся 10-11 классов – 1393 (94%).
По данным мониторинговых исследований в 2006/2007 учебномгоду в Автономной Республике Крым образовательные инновации внедряются в 309общеобразовательных учебных заведениях, что составляет 60,5% от их общегоколичества. Увеличение их количества за последние 3 года составляет 49%.
В текущем учебном году только в 29 (58%) из 50общеобразовательных учебных заведений нового поколения внедряютсяобразовательные инновации, что в целом соответствует выводам республиканскогомониторинга деятельности общеобразовательных учебных заведений нового поколенияо недостаточной работе администрации большинства подобных учебных заведений повнедрению инновационных образовательных и управленческих технологий (решениеколлегии МОН АРК от 26.04. 2006г. № 2/6 «Об итогах республиканскогомониторинга деятельности общеобразовательных учебных заведений новогопоколения»).
За последние три учебных года на 57% увеличилось количествообщеобразовательных учебных заведений, в которых инновационные технологиивнедряются на всеукраинском и республиканских уровнях (с 47 в 2004/2005 уч. г. до82 в 2006/2007 уч. г).
По уровням внедрения инновационных технологийобщеобразовательные учебные заведения распределяются следующим образом:
всеукраинский уровень — 14,2% общеобразовательных учебныхзаведений;
республиканский (региональный) — 31,2%;
локальный — 54,6%.
В 2006/2007 учебном году в 51 (16,5%) общеобразовательномучебном заведении инновационная деятельность находится на стадии эксперимента,однако статус экспериментального, утвержденный в установленном порядке, имеют только27.
Увеличилось количество общеобразовательных учебныхзаведений, в которых разработаны и внедряются собственные инновационные проекты- 17 в 2004/2005 учебном году, 44 в 2006/2007 учебном году, в т. ч.9 и27 городских, 8 и 17 общеобразовательных учебных заведений сельских регионовсоответственно.
Наблюдается увеличение количества учащихся всех ступенейобучения, охваченных инновационными процессами. За последние два года этотпоказатель увеличился на 14% и в среднем составляет 51,4% учащихся, в т. ч. I ступени – 42,7%, II ступени –55,7%, III ступени – 55,8%.
По направлениям внедрения инновационных технологийобщеобразовательные учебные заведения распределились следующим образом:
обучение (дидактические инновации) – 55,6%общеобразовательных учебных заведений;
воспитание — 38,5%;
управление — 5,9%.
Данные показатели по автономии в целом соответствуютстатистике внедрения педагогических инноваций в общеобразовательных учебныхзаведениях Украины.
Среди внедряемых педагогических инноваций наибольшеераспространение в общеобразовательных учебных заведениях получили активные иинтерактивные формы и методы обучения и воспитания, развивающие,модульно-развивающие, дифференцированные, информационные, компьютерные,личностно ориентированные технологии.
Результаты анкетирования учащихся 10-11-х классовсвидетельствуют о том, что внедрение инновационных технологий, как правило, влечетза собой:
изменение форм и методов учебно-воспитательной работы (61,5%респондентов);
уменьшение учебной нагрузки (14,0%);
увеличение учебной нагрузки (29,5% респондентов).
Однако 13,3% респондентов отмечают отсутствие каких-либоизменений в учебно-воспитательном процессе.
Начиная с 2004/2005 учебного года, наблюдаетсянезначительное увеличение количества общеобразовательных учебных заведений, вкоторых внедряются управленческие инновации с 3,1% до 5,9% в 2006/2007 учебномгоду. Вместе с тем, темпы внедрения остаются недостаточными. Управленческиеинновации имеют место только в 8 из 21 регионах автономии, а именно: г. г. Армянск,Евпатория, Керчь, Симферополь, Бахчисарайский, Кировский, Ленинский, Сакскийрайоны.
В ходе мониторинга проведен анализ качественного составапедагогических кадров, занимающихся реализацией инновационных образовательныхтехнологий в общеобразовательных учебных заведениях:
52,5% учителей имеют высшую квалификационную категорию;
24,1% — квалификационную категорию «Специалист I категории»;
10,1% — квалификационную категорию «Специалист II категории»;
13,1% — квалификационную категорию «Специалист»;
0,2% — ученые звания.
Наблюдается увеличение числа учителей с недостаточнымпедагогическим опытом, принимающих участие в реализации инновационныхобразовательных технологий (на 2,1%), наряду с уменьшением количества учителей,имеющих высокую профессиональную компетентность (на 2,0%).
В целом педагогические кадры имеют достаточный уровеньтеоретической и научно-методической подготовки для внедрения образовательныхинноваций (диаграмма 2).

/>
Психологическое сопровождение инновационных процессов, какнеобходимое условие их реализации на должном уровне, не обеспечено вследствиенедостатка кадров. Обеспеченность общеобразовательных учебных заведенийавтономии практическими психологами в настоящее время составляет 54,5%. Оценкаработы региональных психологических служб по организации психологическогосопровождения инновационных процессов отражена в диаграмме 3.
/>

За период с 2004 по 2006г. г. активизировалосьсотрудничество общеобразовательных учебных заведений с высшими учебнымизаведениями и научными организациями. Если в 2004/2005 учебном году научноесопровождение инновационных процессов обеспечивалось в 78 общеобразовательныхучебных заведениях, то в 2006г. – в 135, что составляет 26,4% от их общегоколичества (данные об организации научного сопровождения представлены вдиаграмме 4).
/>
Степень участия высших учебных заведений, оказывающихсодействие в организации инновационной деятельности общеобразовательным учебнымзаведениям, следующая:
Крымский республиканский институт последипломногопедагогического образования – 9,7% респондентов;
Республиканское высшее учебное заведение «Крымскийгуманитарный университет», Таврический национальный университет им.В.И. Вернадского– 7%;
Харьковский авиационный институт – 5,4%;
Севастопольский национальный технический университет – 3,5%;
Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно– педагогический университет» – 0,7%.
Районными, городскими отделами и управлениями образования,как правило, осуществляется изучение и оценивание результатов инновационнойдеятельности общеобразовательных учебных заведений. Распространенными формамиявляются анкетирование, наблюдение, творческий отчет, тематическая проверка,тестирование, реже применяются рейтинговая система, мониторинговые исследования(диаграмма 5).
/>
Темпы внедрения инновационных процессов вобщеобразовательных учебных заведениях напрямую зависят от инвестирования. Запериод 2004 — 2006г. г. инвестиции в инновационные процессы общеобразовательныхучебных заведений составили 4213,99 тыс. грн. (средства местных бюджетов — 61,5%,привлеченные средства — 38,5%), в т. ч.:
2004/2005 учебный год – 1055,72 тыс. грн.;
2005/2006 учебный год – 1791,45 тыс. грн.;
2006/2007 учебный год – 1366,82 тыс. грн.
Наблюдается сокращение инвестиций в образовательныеинновации в 2006/2007 учебном году в сравнении с предыдущим учебным годом. Вместес тем, учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности вобщеобразовательных учебных заведениях автономии в среднем составляет 52% (в2004г. – 43%). При этом, имеет место как 100% учебно-методическое обеспечениеинновационной деятельности в г. г. Алушта, Саки, так полное его отсутствие вКрасногвардейском районе.
Материально-техническое оснащение инновационных процессов поавтономии в среднем составляет 38% (2004г. – 22%). По оценке респондентовстепень учебно-методического обеспечения, материально-технического оснащениясоставляет 3,5 и 2,5 балла соответственно (диаграммы 6,7).
/>
/>

Должное внимание инвестициям уделяется в Сакском районе, гдес 2004г. по 2006г. на развитие инновационных процессов выделено1430,0 тыс. грн какза счет средств местного бюджета, так и привлеченных средств, что составляет33,9% от общей суммы инвестиций в Автономной Республике Крым.
В 2006/2007 учебном году увеличился объем инвестиций наразвитие инновационной образовательной деятельности в г. г. Джанкое, Евпатории,Керчи, Симферополе, Бахчисарайском, Советском районах.
В г. Алуште, Белогорском, Джанкойском, Кировском,Красногвардейском, Красноперекопском, Ленинском, Первомайском, Симферопольскомрайонах в местных бюджетах вообще не предусмотрены средства на инвестиции.
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют оналичии определенной системы в деятельности органов управления образованием г. г.Алушты, Армянска по организации инновационной деятельности в подведомственныхобщеобразовательных учебных заведениях, а именно:
решены вопросы нормативно-правового и организационногообеспечения инновационной деятельности;
организовано участие педагогических работниковобщеобразовательных учебных заведений в разработке авторских программспецкурсов, учебно-методических пособий, в проведении республиканских имеждународных семинаров, конкурсов по инновационной деятельности;
осуществляется реализация образовательных программ, в томчисле: «Культура добрососедства», «Равный – равному», «Гражданскоеобразование», «Крымский веночек», «Школа против СПИДа», «Партнерство школ»,«Экономика и экология», «Мое будущее – Украине» и др.
В ходе мониторинга выявлены факторы, негативно влияющие наорганизацию инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведенияхАвтономной Республики Крым в целом, и недостатки в деятельности органовуправления образованием:
отсутствие в полном объеме условий, необходимых для развитияинновационных процессов в общеобразовательных учебных заведениях, а именно:
изменения стиля управления со стороны руководителей какорганов управления образованием, так общеобразовательных учебных заведений;
целевых инвестиций в инновационные процессы;
укрепления и развития учебно-материальной базы;
теоретической и научно-методической подготовкипедагогических и руководящих кадров;
научного сопровождения инновационной образовательнойдеятельности со стороны высших учебных заведений и научных организаций;
широкой пропаганды среди учащихся и родителей имеющихсяпедагогических инноваций;
недостаточное внедрение в практику работы органов управленияобразованием, методических кабинетов, руководителей общеобразовательных учебныхзаведений управленческих педагогических инноваций;
отсутствие в практике работы органов управления образованиемпроведения мониторинговых исследований инновационной деятельностиобщеобразовательных учебных заведений;
недостаточная эффективность деятельности региональныхпсихологических служб по психологическому сопровождению инновационных процессов;
отсутствие координации работы учебных заведений по вопросамапробации и внедрения образовательных инноваций в учебно-воспитательный процесс;
недостаточная организация работы по внедрениюобразовательных инноваций в общеобразовательных учебных заведениях новогопоколения;
отсутствие в полном объеме документации, подтверждающейстатус экспериментальных общеобразовательных учебных заведений.
/>
/>

/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.