СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Личностно-психологическиеособенности подростков – воспитанников кадетского корпуса
1.1 Характеристика подростковогопериода
1.2 Специфика воспитательногопроцесса в кадетском корпусе
Глава 2. Место и значение участиявоспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета
2.1 Должностные обязанностиофицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему
2.2 Влияние личных качестввоспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Педагог и его воспитанник – две основные фигуры в воспитательном процессе. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в любом образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Особенно важным это представляется в работе с подростками, поскольку этот возраст является особенным, переходным от детства к юности. В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и другими наставниками. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков.
Чтобы взаимоотношениямежду воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессуразвития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладатьрядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет средисвоих подопечных. Это одна из важнейших педагогических проблем, о чем можносудить по многочисленности исследований на эту тему таких выдающихся педагогови психологов как: Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б.,Макаренко А.С. Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.
Спецификаобразовательного учреждения придает данной педагогической проблеме свою особуюнаправленность, например, в военном училище и в школе-интернате функции иобязанности воспитателей будут различаться, хотя, разумеется, личные ипрофессиональные характеристики педагогов этих образовательных учреждений, каки любых других, будут в чем-то и похожи.
Кадетскиекорпуса также являются особыми образовательными учреждениями. Они — одно изсамых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства,в том числе и в современной России. Значение накопленного в кадетских корпусахопыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебныезаведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но иширокое гражданское воспитание.
Российскиекадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учрежденияимператрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытияэтих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многиеаспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царскихкадетских корпусах потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовскихвоенных училищ.
В современнойРоссии официально кадетские школы и корпуса начали активно создаваться послеРаспоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)», имеющих цельюподготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству награжданском и военном поприще.
И посколькукадетские корпуса являются специфическими образовательными учреждениями, сосвоим особым уставом, распорядком, обязанностями учащихся, то и рольвоспитателя здесь также отличается от роли учителя-воспитателя в обычной школе.
В силувозрастания значения подобных заведений в современном российском образованиинам представляется актуальной и постановка проблемы роли воспитателя в развитииличности подростка-кадета.
Цельюизучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя впроцессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетскогокорпуса.
Объектомисследования выступает воспитательный процесс в кадетских корпусах в периодподросткового возраста и ранней юности учащихся.
Предметисследования — условия и факторы педагогического воздействия, оказывающиенаиболее существенное влияние на формирование личности.
Всоответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие основныезадачи:
1) рассмотреть специфику подросткового периода жизни человека;
2) выявить особенности воспитательного процесса в кадетском корпусе как специфическом образовательном учреждении;
3) определитьположение и круг обязанностей воспитателя кадетского корпуса, необходимыепрофессиональные и личные качества;
4)разработать психологические рекомендации для построения гармоничных отношенийподростков-кадетов и воспитателей-взрослых.
Научнаяновизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней впервые исследуются спецификавоспитательного процесса именно в кадетском корпусе, на примере взаимоотношенийвоспитателей и подростков-кадетов.
Практическаяценность работы состоит в том, что основные выводы, обобщенные в видепсихологических рекомендаций воспитателям, могут быть использованы на практике впедагога.
ГЛАВА 1.Личностно-психологические особенности подростков – воспитанников кадетскогокорпуса
1.1 Характеристикаподросткового периода
Подростковыйвозраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпуклопереплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит нетолько активное физиологическое изменение организма, его рост и бурноеразвитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальныйпоиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкоеразвертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимымусловием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального,развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.
Отсюда идвоякое значение этого периода для становления личности человека. С однойстороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления,дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системыинтересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительныхфакторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными исодержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми,значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности,развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное,данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальнуюпозицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе какчлену общества. Вподростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новыесоциальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчерапривлекало, сегодня становится неинтересным.
Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.
Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
Выступая какважный этап становления личности, подростковый возраст представляет собойсложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристикамисоциального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость егосоциального развития связаны с осмыслением подростком себя и своейпринадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степеньюовладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближнихсвязей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характери особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархииобщественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватностиобщественным потребностям. По мнению Д.Б. Эльконина, именно поэтому выявлениетипичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лети позволяет выделять разные стадии подросткового периода.
Наиболее выпукло характерстадиального развития подростка как личности прослеживается через изменениеструктуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностнойрефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересахи пр.
Впервые, именно вподростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности,подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностьюподростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенночувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности.Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжестидвижений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкогоутенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности,становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным стержнемподростковых переживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни).
Так, напервой стадии подросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьмасвоеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 %девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детейощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотяоколо 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но иположительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательныхчерт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостаткову них много, а нравится в себе «только одно», «единственнаячерта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательныйэмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность всамооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второйстадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себясохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающеезависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же времякритическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собойсопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительномотношении к себе как личности.
На третьейстадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка»,определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценкаосновывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, формповедения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальныеформы его личности.
Другим важныммеханизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собойформу осознания подростком как своего внутреннего мира, так и пониманиявнутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подростковоговозраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступкидетей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своегохарактера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходитсвоеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает каксерьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностьюличностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей поотношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков.
Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:
1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.
Определяющеезначение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности иповедения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям,обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.
На первойстадии подросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков идеятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитаютоценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результатыдеятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростковповерхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связимежду своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическоеотношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, каксвоему собственному, так и окружающих подростка людей. На второй стадии этоговозраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особойостротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективесверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможностисоотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной.На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеетсаморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировкапоступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности.
Вероятно, никогда большечеловека столь остро не тревожат проблемы нравственных ценностей и норм, какони волнуют подростка. Также нелегко подростку на нравственном распутье найтиправильную, самую разумную дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны инепонятны взрослым. Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видитребенок, но уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. Ипоэтому подросток становится одиноким в своих исканиях и очень частопогружается в свой собственный мир, свои мечты.
У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди – родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.
В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.
Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.
1.2 Спецификавоспитательного процесса в кадетском корпусе
Как известно,опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетаниятрадиций и инноваций — одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальноезначение в педагогике.
Открытиепервого корпуса, предназначавшегося для воспитания молодых дворян состоялось 17 февраля 1732 года. До того времени в России для дворянства, «обязанногогосударству военною службой и образованием», почти не было ни школ дляспециального военного, ни для общего образования. Основанные Петром Великимшколы: математических и навигационных наук, инженерные и артиллерийские «поограниченности курса их являлись чересчур слабым подспорьем для регулярнойармии».
Кадетскиекорпуса как учебные заведения имели цель облегчить военнослужащим воспитание иобразование их детей, являлись первой ступенью к подготовке офицеров. ВКадетских корпусах обучали не только военных, но и гражданских специалистов — чиновников, дипломатов, судей и т.п.
Обучение вКадетских корпусах решало задачу — постепенно развивать умственные способностиучащихся и сообщать им основательное знание истин веры и общеобразовательныхпредметов, необходимых для дальнейшего специально военного их образования ипредстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности.
К серединеXIX века в Кадетских корпусах преподавались: Закон Божий, русский язык исловесность, французский и немецкий языки (в некоторых корпусах — ианглийский), арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, естественнаяистория, физика, география, всеобщая и русская история, законоведение,статистика, артиллерия, фортификация, тактика. Владение иностранными языкамииграло большую роль в расширении военного кругозора кадет.
После 1900г., в период руководства Кадетскими корпусами Великим князем КонстантиномКонстантиновичем, программа обучения значительно расширилась. Было введеноизучение химии, механики, элементов высшей математики, увеличилось количествочасов преподавания естественной истории, физики.
Системаобучения в Кадетских корпусах «должна быть вполне согласована справильными требованиями физического и нравственного воспитания», асовокупные усилия всех преподавателей и воспитателей корпуса должны быть «постояннонаправлены к тому, чтобы поддерживать в каждом из порученных им кадет:здоровье, силу и бодрость тела и духа, строгую дисциплину ума и воли,любознательность и склонность к умственному труду».
200 летучащиеся кадетских корпусов переходили со школьной скамьи на государственную ивоенную службу хорошо образованными и воспитанными людьми: трудолюбивыми,честными, добронравными, преданными Отечеству. Среди их заповедей высокоставилось «кадетство»: чувство товарищества и братства, стремление незавидовать, а помогать товарищам, охранять младших; выдержка и способностьтерпеть лишения, неустрашимость, благородство.
В современныхусловиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданскогообразования встала проблема установления оптимального соотношения междутворческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом- сохранением того ценного педагогического опыта, который был накопленпредыдущими поколениями.
Высококласснымиспециалистами Министерства образования и Минобороны эта задача была успешнорешена. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года было утверждено разработанное Типовое положение о кадетской школе(кадетской школе-интернате). Ее основная цель "… интеллектуальное,культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация кжизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан кслужению Отечеству на гражданском и военном поприще.
И уже сегодняпо всей России в кадетских классах, школах и корпусах педагоги-энтузиасты поновым программам и технологиям обучают и воспитывают молодых людей наукезащищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство могучей России, как этоделалось веками поколениями и поколениями славных кадет.
Системаучебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, чтокадет, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1-2 месяца становитсясовершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстниковподтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 летобучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающеевозможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по ихвыбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетскомкорпусе.
Воспитательно-образовательныйпроцесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, котораянакладывает отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и наобязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.
Припоступлении в кадетский корпус дети проходят медицинскую комиссию, а по ееитогам собеседование с психологом, все это уже само по себе является ситуациейоценки, своеобразным экзаменом на соответствие.
Обучение и воспитание вкадетском корпусе имеет главной целью подготовить воспитанников к служениюОтечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, сдетского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российскогогосударственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочнойосновой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и законуи чувства чести, добра и правды. Корпусное воспитание должно в каждом кадетевсесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовыватьхарактер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочитьзадатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение ввоспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь онни выбрал в дальнейшем.
Для ведениявоспитательного процесса обучающиеся в кадетских корпусах делятся по ихвозрасту на роты,которыми управляет командир роты, и подразделяются на учебные отделения,составляемые из воспитанников одного класса. В отделение организационно входитдо 20 воспитанников, в дальнейшем называемых кадетами.
Отделение организационносостоит из 3-х учебных групп. Для управления отделениями и приобретения навыковработы с коллективом, в отделении назначаются командир отделения, 3 командирагрупп из числа кадет, которые периодически заменяются. Руководство надотделением вверяется офицеру-воспитателю. Для повышения эффективностивоспитательного процесса и обеспечения жизнедеятельности роты из числаофицеров-воспитателей в роте назначается заместитель командира роты и старшинароты.
Офицеры-воспитатели служатпод общим руководством директора кадетского корпуса и прямым, непосредственнымруководством заместителя директора по воспитательной работе.
Зачисленные в кадетскийкорпус кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественную клятву кадета,в которой зафиксированы основные требования к обучающимся в данном учебномзаведении. Кадеты обязаны в первую очередь:
1. Быть верным России.
2. С достоинством ичестью нести звание кадета вне корпуса.
Кроме того, в кадетскомкорпусе существует определенный свод правил, или «Кодекс чести кадета»,куда входят основные требования морально-этического характера:
• Ставь выше всего долгперед Отечеством.
• Будь храбрым. Нохрабрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, неесть храбрость. Кадет должен быть всегда благоразумным и обдумывать своипоступки хладнокровно и осторожно. Если ты резок и заносчив, значит, тынемужествен, и, конечно, все тебя будут ненавидеть.
• Повинуйся дисциплине.
• Уважай начальство иверь ему.
• Бойся нарушить свойдолг: этим ты навсегда потеряешь своё имя.
• Кадет должен быть верени правдив. Без этих качеств кадету почти невозможно оставаться в корпусе. Веренчеловек, исполняющий свой долг, правдив — если он не изменяет своему слову.Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
• Никогда не критикуйдействий начальства вообще и при ком-либо особенно. Всякое распоряжениеначальника по службе, в какой бы форме оно ни выражалось (предложение, просьба,совет), есть приказание.
• С начальством держисьофициально
• Помни, что начальниквсегда и везде начальник.
• Береги свою честь,честь кадетского корпуса.
• Строго относись к своимслужебным обязанностям.
• Одевайся строго поформе и всегда чисто.
• Будь выдержанным(корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.
• Будь наблюдательным иосторожным в выражениях.
• Помни всегда, что ты кадет.
Также, здесьзафиксированы основные права и обязанности кадетов, например:
Воспитанники кадетскогокорпуса имеют право на:
— получение образования в соответствиис государственными образовательными стандартами;
— обучение поиндивидуальным планам в рамках указанных стандартов;
— получениедополнительных образовательных услуг;
— свободу совести,информации, выражения собственных взглядов и убеждений;
— бесплатное медицинскоеобслуживание, питание и обмундирование форменной одеждой;
— перевод в другоеобразовательное учреждение, реализующее программу соответствующего уровня, присогласовании образовательного учреждения;
— иные льготы,предусмотренные законодательством РФ.
Кадет обязан:
— основывать своё поведение и поступкина нормах человеческой морали и нравственности;
— беречь заветы кадетроссийских корпусов;
— хранить традициивоенно-учебных заведений российских армии и флота;
— почитать действующиероссийские законы и подчиняться им доброй волей;
— уважать старших, заботитьсяо младших, уважать честь и достоинство товарищей по корпусу, соблюдать правила воинскойвежливости, поведения и воинского приветствия;
— неукоснительнособлюдать Устав кадетского корпуса, Правила внутреннего порядка и общежития;
— повседневно закаливатьсебя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной иобщественной гигиены;
— выполнять правиланошения формы одежды;
— бережно носить одежду иобувь, своевременно их чинить, ежедневно чистить и хранить, где указано;
— при необходимостиотлучиться в пределах корпуса спросить на это разрешение у офицера-воспитателя,а после возвращения доложить ему о прибытии;
— при нахождении внерасположении корпуса вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушенияобщественного порядка и недостойных поступков.
— не употреблять спиртныхнапитков, наркотических и токсических веществ и препятствовать в ихупотреблении легкомысленными товарищами;
— беречь имуществокадетского корпуса и всячески охранять его от порчи.
Отдельно отмечается, чтокадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности ивыдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважатьдостоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только оних, но и о чести кадетского корпуса в целом.
Специфика учебногозаведения накладывает отпечаток и на повседневное поведение воспитанниковкадетского корпуса, так, например, в повседневной жизни кадетам разрешаетсяприменять утвердительное выражение «слово кадета» и при прощании другс другом допускается вместо «до свидания» говорить «честь имею».Но искажение званий, употребление кличек, прозвищ, грубость и фамильярноеобращение несовместимы с понятием чести и достоинством кадета. Вне строя,отдавая или получая приказ, кадеты обязаны принять строевую стойку, а принадетом головном уборе приложить к нему руку и опустить её. Докладывая илипринимая доклад, кадет опускает руку от головного убора по окончании доклада.Если перед докладом подавалась команда «смирно», то докладывающий покоманде начальника «вольно» повторяет её и опускает руку от головногоубора. При обращении к другому кадету в присутствии командира или старшего унего необходимо спросить на это разрешение. Например: «Товарищподполковник! Разрешите обратиться к капитану Иванову».
В общественных местах, атакже в трамвае, троллейбусе, метро и пригородных поездах при отсутствиисвободных мест кадет обязан предложить своё место старшему. Если при встреченельзя свободно разойтись со старшим, то младший обязан уступить дорогу и,приветствуя, пропустить его, при необходимости обогнать старшего младший долженспросить на то разрешение. Кадеты должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскомунаселению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям,способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощьпри несчастных случаях и стихийных бедствиях. Кадетам запрещается держать рукив карманах одежды, курить, а также сидеть в присутствии старшего без егоразрешения.
Еще однойособенностью кадетского корпуса является построение системы отношений содноклассниками. С одной стороны, это необходимость подчиняться своемуровеснику, может быть чуть более удачному и успешному (командиру класса,командиру отделения). А с другой стороны, руководить, подчинять себе своиходноклассников, не имея для этого реальных рычагов управления, кромесобственного авторитета и поддержки офицера-воспитателя и психолога.
Следуетотметить, что подростки в корпусе находятся на протяжении целого дня. Вусловиях корпуса сочетается реализация программы основного и общегообразования, с дополнительной программой и спецификой кадетской школы (НВП,строевая подготовка, стрелковое дело, рукопашный бой). Данная особенность такжеимеет две характеристики. С одной стороны, режим дисциплинирует, организует,учит собранности, умению ценить время. С другой стороны, отсутствие свободноговремени, ограниченность выбора вызывает дискомфорт, является одним их факторовповышения тревожности и утомляемости.
Наличие вкорпусе фактора соревновательности, выраженного в ориентации кадет на высокиепоказатели по спортивным и общеобразовательным предметам, показателямдисциплины, возможность получить звание или знаки отличия, также являетсяспецифической особенностью кадетского корпуса.
ГЛАВА 2.Место и значение участия воспитателя в процессе становления и развития личностиподростка-кадета
2.1 Должностныеобязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональныетребования к нему
Кадетские роты (сотни)формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников вкаждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждомотделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни),руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.
В историистановления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановленийотносительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именновоспитателей. «Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, спознаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должностивоспитателей».
К началу 20века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогическиекурсы. «Кузница» военно-педагогических кадров для Кадетских корпусовразмещалась в Санкт-Петербурге в зданиях «Соляного городка» на базесуществовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей втечение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышалоквалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсамособое внимание, т.к. считал, что главная задача – «развивать у кадетсознание их человеческого достоинства и бережно устранять все го, что можетунизить и оскорбить его...».
И это представляется намвесьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, чтов деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет навоспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденнойжизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этотфактор приобретает еще больший вес прежде всего потому, что крут лиц,участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, ивоспитатель в силу этого находится в центре внимания.
Воспитатель,профессионал, педагог — духовный посредник между обществом и подростком восвоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные видывоспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражениякаждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждойличности.
Назначение воспитателя —максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.
Цели воспитателя:
• Непосредственноенаблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.
• Создание благоприятныхусловий для формирования его личности.
• Организация необходимыхвоспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокогопсихологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:
• Создание коллектива вотделении как воспитывающей среды.
• Организация всех видовгрупповой, коллективной и индивидуальной деятельности.
• Коррекцияиндивидуального развития кадет.
Права и обязанностивоспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.
Преподавательский составкадетского корпуса имеет право:
— на необходимоематериально-техническое обеспечение своей деятельности;
— участие в управленииучреждением;
— защиту своей личной ипрофессиональной чести и достоинства;
— свободу выбора ииспользования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методовоценки знаний воспитанников;
— повышение квалификации;
— аттестацию надобровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получениееё в случае успешного прохождения аттестации;
— нормированный рабочийдень, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получениепенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;
— обжалование приказов ираспоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.
Преподавательский составкадетского корпуса обязан:
— служить достойнымпримером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплениитрадиций своего учебного заведения и почитания российских законов;
— подчиняться Уставукадетского корпуса;
— не допускатьантипедагогических методов воспитания;
— обеспечивать высокуюэффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенностьв себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
— постоянно повышать своюпрофессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурныйуровень;
— не допускатьупотребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;
— соблюдать правиланошения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;
— не опаздывать на работуи вовремя уведомлять о возможной задержке;
— вежливо относиться ковсем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споровмежду работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;
— беречь имуществокадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путямистремиться к его умножению.
Также существует сводправил поведения воспитателя, то есть «Кодекс чести офицера-воспитателя»,включающий такие положения, как:
• Первая и главнаяобязанность — это верность Отечеству.
• Бойся нарушить свойдолг: этим навсегда потеряешь доброе имя.
• Никогда не критикуйдействий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более приподчинённых.
• Всякое распоряжениеначальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение,просьба, совет), есть приказание.
• Если ты старше чином, апо распределению должностей будешь подчинён младшему — обязан исполнять все егоприказания.
• Береги свою честь,честь корпуса.
• Одевайся строго поформе и всегда чисто.
• Строго относись к своимслужебным обязанностям.
• Будь выдержанным(корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.
• Будь наблюдательным иосторожным в выражениях.
• Каждый решительный шагобдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.
• Помни всегда, что ты офицер.
• Сила офицера не впорывах, а в нерушимом спокойствии.
• Честь — святыняофицера.
• Офицер-воспитательдолжен уважать человеческие права своих воспитанников — кадет.
• Офицер-воспитатель, нещадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желаниепрославиться и тем роняет их нравственную мощь.
• Не выдавай занеопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бысомневаешься. Поступать так — преступление.
• Не переступай чертуусловностей, выработанных традициями.
• Руководствуйся в жизничувством справедливости и долгом порядочности.
• Умей не толькосоображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.
• Всё знать никто неможет, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.
• Старайся, чтобы словабыли мягкими, а аргументы твердыми.
• Разговаривая, избегайжестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито неменьше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.
• На занятиях будьбодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.
• Авторитет приобретаетсязнанием дела.
• Будь всегда правдив, иособенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи.Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.
Основные функции исодержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:
1. Аналитическая:
а) изучениеиндивидуальности кадета;
б) анализ развивающегосяколлектива и личности;
в) анализ семейноговоспитания каждого кадета;
г) анализ уровнявоспитанности личности.
2. Организационно-координирующая:
а) организация истимулирование разнообразной деятельности кадет;
б) установление связикадетского корпуса с семьёй;
в) индивидуальноевоздействие на каждого кадета;
г) обеспечениематериально-бытовых условий.
3. Коммуникативная:
а) регуляциямежличностных отношений между кадетами;
б) установлениевзаимоотношений «ученик — учитель»;
в) содействиеблагоприятному климату в коллективе;
г) оказание помощи кадетув установлении отношений с товарищами.
Воспитатель отвечает:
— за подготовку кадет отделения кзавтрашнему учебному дню;
— воспитание, дисциплинуи морально-психологическое состояние кадет отделения;
— за поддержаниевнутреннего порядка в отделении;
— за сохранностьзакреплённого за отделением имущества и помещений.
Он подчиняется командируроты и является прямым начальником всего личного состава отделения.
Воспитатель несетответственность:
— за жизнь и здоровье кадет вверенногоему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а такжеза нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;
— за неисполнение илиненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннегораспорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иныхлокальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарнуюответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;
— за применение, в томчисле однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическимнасилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморальногопроступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемойдолжности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РоссийскойФедерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок неявляется мерой дисциплинарной ответственности;
— за нарушение мерпожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организацииучебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён кадминистративной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренныхадминистративным законодательством.
2.2 Влияние личныхкачеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками
Педагогическая,воспитательная деятельность в Кадетском корпусе — совместная деятельность, и ееуспех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем ивоспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливатьправильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.
Одним изусловий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположитьк себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника,как холодность, отчуждение воспитателя.
Вповседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытогои изолированного учебного заведения приходится постоянно корректироватьповедение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера,преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методыи приемы педагогического воздействия.
Существуютследующие группы педагогических приемов.
Созидательные– содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником,установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2)просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворениеопределенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Различноеотношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свойособый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в оченьзатруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к немувраждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает,приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателясилой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: онудивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога инапряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодаренсвоему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитательстановится для него близким человеком, которому можно доверить своесокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразитьблагодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. Нанего легче впредь оказать педагогическое воздействие.
Приемы,способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.
1. Убеждениеи личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильностиили необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка.Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
2. Доверие.
3. Моральнаяподдержка и укрепление веры в свои силы.
4. Вовлеченностьв интересную деятельность.
5. Пробуждениегуманных чувств.
6. Нравственноеупражнение.
В создании нравственнойатмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя,который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается какнесомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простымглазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом илиорганизационными формами работы.
Авторитет воспитателяскладывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристикиличности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные,волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, апроявляются прежде всего в повседневной деятельности, общении с окружающими.Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнениеспецифических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества,государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенныхморальных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателейнаходится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том,что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющийволю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере исоциальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит.С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление испособность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельностиих достижению.
В конкретной деятельностивоспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижениецелей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, чтоон предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и какпредставитель общества, государства в целом.
Выполняя эту задачу,каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственнойважности своего личного предназначения и ответственности перед обществом зарезультаты своей деятельности.
Искусство воспитателязаключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в егораспоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективепринесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественноновые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть ондолжен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу исамостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессиональногороста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известноведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые дляэтой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, ихличный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важнымкачеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм,новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в еенеобходимости.
Особое значение длявоспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, кколлективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащийв основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявлениячуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетанияблагожелательности с нужной требовательностью и строгостью.
Очень важным и ценнымкачеством для воспитателя является способность быстро устанавливать иподдерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе,пользоваться их симпатией.
Чувство симпатии придаетавторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффектличного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитыеинтеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различныесложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны сопределенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу овоспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка.Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.
Воспитателям Кадетскогокорпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальноебогатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовнобеден, если он не образован.
Воспитатель долженосторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлятьвоспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.
Особенности воспитанниковтребуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добитьсявыполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям ипрепятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом,разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности,понимании объективных общественных процессов.
Сила воли должна найтивыражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданногопедагогического риска и личного поведения в минуты опасности.
Настойчивостьвоспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения,а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, кборьбе за каждого оступившегося подростка.
Воспитатель кадетов долженпроявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способныйпреодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательноговоздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходимауверенность в себе, в своих силах.
Воспитатели будущихофицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими вих деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка,терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствоватьдостижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвойделовитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.
Индивидуальныхособенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этомкаждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, ив зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личностив целом.
Перечислять все изособенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметилилишь основные, наиболее важные на наш взгляд.
Большое значение в делевоспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферувоспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенныеэмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое изних отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.
В педагогическойдеятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченнымцелям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь бытьнастойчивым и доводить педагогические требования до конца.
В организацииучебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такогомощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качестваего личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля,большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляетспонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. Удругого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.
Плохое знание педагогикии психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер всоответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному,спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости илибесхарактерности, нетребовательности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
кадетскийподросток интернат патриотический
Сегодня, как и сто летназад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личностипедагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками,ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Кадетский корпус –специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но,воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательномучреждении, на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но приэтом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.
Системаучебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, чтокадет, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1-2 месяца становитсясовершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстниковподтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 летобучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающеевозможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по ихвыбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетскомкорпусе.
Воспитательно-образовательныйпроцесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику,отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становленияличности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональныекачества.
Корпусное воспитаниедолжно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности:правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга,твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенноезначение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональныйпуть он ни выбрал в дальнейшем.
И это представляется намвесьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, чтов деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет навоспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденнойжизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этотфактор приобретает еще больший вес прежде всего потому, что крут лиц,участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, ивоспитатель в силу этого находится в центре внимания.
Педагогическая,воспитательная деятельность в Кадетском корпусе — совместная деятельность, и ееуспех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем ивоспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливатьправильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.
В повседневной практикевоспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированногоучебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников,развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.
В создании нравственнойатмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя,который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается какнесомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простымглазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом илиорганизационными формами работы.
Искусство воспитателязаключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в егораспоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективепринесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественноновые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть ондолжен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу исамостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессиональногороста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известноведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые дляэтой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, ихличный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важнымкачеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм,новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в еенеобходимости.
Только при наличииопределенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств уофицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние настановление и развитие личности подростка-кадета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриади И.П. Основы педагогическогомастерства — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Бахвалов А. Ещё раз об истории иособенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001
3. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса вРоссии в 1732-1917. – М. 2003.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.
5. Галанин Ю. О возрождении кадетскихкорпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. — № 2, 2001
6. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственноевоспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XXвека. Канд. диссертация. — Ульяновск, 2007 г.
7. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросуо совершенствовании системы военного образования в России // Инновации вобразовании. — 2004. — N 4.
8. Зубов А.Я. Воспитательный процесс:традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морскогоучилища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте //Кронштадт, 2005.
9. Исаев И.Ф.Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Издательский центр«Академия», 2002.
10. Казакова Е.Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. — № 1, 2001
11. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
12. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. — 2003. — № 6.
13. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. — 2003. — №2.
14. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
16. Немов Р.С. Психология: В 3 т. — М., 1995.
17. О возможностяхальтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданскихвузах // Военная мысль — 1997 — № 1.
18. Проектфедерального закона «О подготовке в кадетских корпусах подрастающегопоколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себягосударственной службе» // www.ruscadet.ru/
19. Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир,1994.
20. Солодухин А.Н.Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир –1995, №3.
21. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
22. Устав Кадетскогокорпуса // www.ruscadet.ru
23. Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматияпо возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994