Методуровневой дифференциации и самостоятельная работа в начальной школе
«Подлинный смыслпедагогики
заключается в том,чтобы даже
человек, которомутрудно то,
что посильно другим,не чувствовал
себя неполноценным,испытывал
высокую человеческуюрадость,
радость познания,радость
интеллектуальноготруда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. «Трудные дети»
Происходящие в последниегоды в стране социальные преобразования заставили меняться школу. Создаютсяновые типы учебных заведений, многообразные образовательные программы, чтодолжно способствовать дифференциации образования, получения образования всоответствии с наклонностями и способностями учащихся. Целью обучения ставитсяне только достижение определённого уровня знаний, умений и навыков, а созданиеусловий для развития детей и его осуществление.
В современных условияхчётко определились два различных взгляда на цель, задачи, содержание, формы иметоды обучения. Один из них традиционный, в рамкахобъяснительно-иллюстративного обучения, другой инновационный, в системахразвивающего обучения.
Основной цельюразвивающего обучения является обеспечение условий для превращения ребёнка вличность, заинтересованную в самоизменение и способную к нему.
При развивающем обученииглавными становятся задачи воспитания у учащихся интереса к учению, учебнойсамостоятельности и необходимых для неё умений, связанных с осознанием учебнойзадачи, с понимания её решения, с выполнением различных мыслительных операций,таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, с организацийконтроля за своими действиями и их оценкой.
Учитывая идеиразвивающего обучения, при подготовке и проведении учебных занятий следуетприменять следующие требования:
а) по возможности,исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся,такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различныетворческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможностьпоследовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневыхсамостоятельных работ;
в) дать возможностьучащимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальныевозможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий,требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а неученика с учеником;
г) создавать необходимыйпсихологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям,положительные эмоции, состояние успеха.
При развивающем обученииучитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, сообщать тольконеобходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, наоснове которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделатьвыводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.
Полноценным считаетсяурок, ориентированный на развитие интеллектуальных, творческих возможностейкаждого ученика, учёт его интеллектуальных особенностей, на всестороннееразвитие личности, активную роль в процессе обучения.
А это требует тщательногообдумывания каждого урока, бережного отношения к учебному времени, отбораэкономных методов и видов работы, наиболее соответствующих индивидуальным ивозрастным особенностям учащихся.
Выработке прочных знанийпомогает использование различных видов организации обратной связи, формконтроля, самоконтроля.
Развитие личности учениканемыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которойиспользуются разные формы самостоятельной работы.
Самостоятельная работа –единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания.
Но приобретениеопределённого объёма знаний не есть цель образования. Необходимо, чтобы знаниястали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. А для этогонужно применять полученные знания.
Поэтому так важны методыобучения, позволяющие при рациональном использовании времени сосредоточитьмаксимум внимания учителя на активизации мысли и деятельности учащихся, наорганизации их самостоятельной работы по приобретению знаний в различныхусловиях.
Для развивающего уроканепременным условием является организация самостоятельной работыразноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работыразноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создаётатмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигатьсяв учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности.
Разноуровневыесамостоятельные работы отличаются от обычных работ возможностью формулировок,возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать уменияи навыки. Они требуют активного использования различных приёмов.
Правильная организациядифференцированной работы в обучении требует, чтобы каждый ребёнок всегда былзанят разрешением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можноподдержать у него интерес к учению.
Известно, что прочнызнания, добытые своим трудом. Поэтому, когда их собственный труд наконец-то далрезультаты, у учащихся, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах,они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложныезадания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта.
Итак, дифференцированныезадания – это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихсякласса.
Применениесамостоятельных работ разного уровня обеспечивает не только объективную оценкузнаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе,давая возможность учителю регулярно знать реальную картину усвоения знанийучащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность немедленного усвоенияустранения пробелов, т.е. коррекции.
Разноуровневые заданиямогут представляться по-разному:
а) это могут быть 3-4 вариантас заданиями в соответствии с (темами) группами;
б) могут составлять 2варианта (равнозначных), где упражнения начинаются с простейших и располагаютсяпо возрастной сложности.
По цели применениясамостоятельных работ могут быть:
1) обучающими;
2) тренировочными;
3) закрепляющими;
4) повторительными;
5) развивающими;
6) творческими;
7) контрольными.
Смысл обучающихсамостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьникамиданных учителем заданий в ходе объяснения нового материала с целью развитияинтереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика во времяпроцесса обучения. Целью обучающих самостоятельных работ является задачадоведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главныхсвойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятсяпри первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала,когда знания учащихся непрочны. Эти работы надо составлять так, чтобы заданиябыли репродуктивного характера, выполнение которых выработке основных умений инавыков, необходимых для изучения новых. Конечно, этот вид самостоятельнойработы мало способствует умственному развитию детей, но она очень необходима,т.к. создаёт базу для дальнейшего изучения материала и, таким образом,способствует более высокому уровню обучения. На начальном этапе формированиязнаний можно разрешить учащимся в ходе самостоятельной работы пользоватьсяучебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п., что создаёт благоприятныйклимат особенно для слабых учащихся.
Тренировочные самостоятельныеработы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительныепризнаки и свойства данного определения, правила. Выполняя данные работы, учащиесявырабатывают определённые навыки и умения.
К таким работам можноотнести выполнение разноуровневых заданий. Рационально собраны комплектыкарточек-заданий по темам. В каждом конверте удобно разместить 4-5 карточек супражнениями или заданиями. В зависимости от уровня задания карточки разнятсяпо цвету: зелёные – на «3», жёлтые – на «4», синие – на «5», красные – заданияолимпиадного характера. При выполнении тренировочных самостоятельных работучащимся ещё необходима помощь учителя. После проверки, выявив потенциальныеошибки, учитель работает со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолеватьимеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.
К закрепляющим работам можноотнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логическогомышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Этиработы показывают, насколько прочно и осмысленно усвоен учебный материал. Порезультатам проверки работ данного вида учитель определяет, нужно ли ещёработать над данной темой.
Очень важны обзорные илитематические повторяющие работы. Перед изучением новой темы учитель должензнать, подготовлены ли школьники, если у них проблемы, которые могут затруднитьизучение нового материала. С этой целью проводятся самостоятельные работыповторительного характера, задания которых включают такие упражнения, которыедадут детям понимание, что нужно знать для усвоения новой темы, а учительсможет выяснить степень подготовленности учащихся её изучению. Основу обзорныхработ составляют задание репродуктивного характера. Составленная таким образомсамостоятельная работа даёт возможность учителю проверить усвоение узловыхвопросов всего раздела, необходимого для изучения нового материала.
Самостоятельными работамиразвивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов наопределённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, спектаклей ит.п.
На уроках – этосамостоятельные работы, требующие умения решать исследовательные задачи.
Большой интерес вызываюту учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокийуровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открываютдля себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знанияв новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго,третьего и т.д. способа решения задачи или её элемента. Эти работы вызывают уучащихся большой интерес, учат мыслить творчески.
Особое место средисамостоятельных работ занимает контрольная работа. Создание соответствующейсистемы контроля – необходимое условие достижения планируемых результатовобучения.
По существу, разработкадолжна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе иминимальных.
Поэтому, во-первых,задания различных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёмуработы;
во-вторых, задания должныотрабатывать основные навыки;
в-третьих, задания должныобеспечивать достоверную проверку уровня обучения;
в-четвёртых, нельзяограничивать только обязательным уровнем, необходимо постоянно стимулироватьдеятельность учащихся, задания должны позволять дифференцировать уровеньподготовки учащихся. Целесообразно, используя в имеющиеся в литературеконтрольные работы, составлять для каждого класса контрольную работу внескольких вариантах по разным уровням, которые учитывают статус. Смыслконтрольных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий послеизучения определённой темы с целью выявления глубины полученных учащимися знанийи умений, творческого их применения.
Таким образом, технологиясистемы самостоятельной работы даёт возможность дифференцировать обучение.Давая классу разноуровневые задания в зависимости от подготовленности учащихся,учитель имеет возможность варьировать для каждой группы учеников и даже дляотдельных учащихся учебную нагрузку, предполагая посильные задания. Этимсоздаётся доброжелательный психологический микроклимат в классе, положительнаямотивация к учению.
В результате даннойработы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализироватьсвои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают своиспособности, начинают творчески относиться к труду.
Итак, организация системысамостоятельных работ учащихся на уроках даёт возможность осуществлятьмаксимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей,развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыковсамоорганизации, самоконтроля.
Литература
инновационныйобучение дифференциальный задание
1.Журнал «Начальная школа» №3 2009 г, Пакулина С.А.,Савушкина Т.П. «Психолого-педагогические особенности обучения формамсамостоятельной работы младших школьников»
2.Журнал «Начальная школа» №1 2002 г., Новикова Л.И.«Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»
3.Л.В.Шелехова «Сюжетные задачи по математике в начальнойшколе» Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Выпуск 1 (13)Москва, Чистые пруды, 2007 г.