Содержание
Введение
1. Методы учета иконтроля знаний студентов
1.1 Модульно-рейтинговаясистема контроля и учета знаний студентов
1.2 Принципы полученияобъективной оценки знаний студентов
2. Использование опытаорганизации методов учета и контроля знаний студентов
2.1 Письменный экзамен итестовый контроль знаний студентов
2.2 Общие принципыпостроения системы непрерывного контроля (СНК) знаний студентов
Заключение
Список литературы
Введение
Вреализации одной из важнейших задач модернизации российского образования — повышении качества профессиональных знаний — свою положительную роль может сыгратьусиление методов учета и контроля знаний студентов, так как грамотный иобъективный контроль знаний – залог качественного образования.
Еслицель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателяк студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярнаяработа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контрольполученных им знаний. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важностьи актуальность исследования методов учета и контроля знаний студентов впроцессе обучения в высшей школе.
Цельисследования –изучение особенностей методов учета и контроля знаний студентов.
Задачиисследования:
— рассмотреть основные методы учета и контроля знаний студентов: модульно-рейтинговуюсистему, принципы получения объективной оценки знаний студентов;
— проанализировать использование опыта организации методов учета и контролязнаний студентов: письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов, общиепринципы построения системы непрерывного контроля (СНК) знаний студентов.
Предметисследования –методы преподавания социологии.
Объектисследования –методики учета и контроля уровня знаний студентов Вузов.
Структурно работа состоит из введения, двухглав с подпунктами, заключения и списка литературы.
1. Методы учета и контроля знаний студентов
1.1 Модульно-рейтинговая система контроля и учета знанийстудентов
Модульно-рейтинговаясистема складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей:модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но сменьшей эффективностью.
Модульнаясистема имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебнойработы в течение всего семестра. Это достигается делением преподаваемойдисциплины на крупные блоки, по завершении которых студент сдает промежуточные(модульные) экзамены (ПЭ). Полученные им баллы за все ПЭ суммируются исоставляют его рейтинг по данной дисциплине Весомость этих баллов для студентаповышается тем, что при получении достаточной суммы баллов за все ПЭ ихрезультаты могут засчитываться ему как итоговый (семестровый) экзамен, т.е.модульные экзамены становятся такими же авторитетными, как и семестровые. Этимсамым и решается задача приучения студента к систематической учебной работе[1].
Принцип1. Учебная дисциплина делится на модули так, чтобы каждый из них содержал еезавершенные разделы, на изучение которых календарным планом предусматриваетсяне менее 10-12 часов практических или лабораторных занятий. Как правило,учебная дисциплина может быть разделена на 2, 3 или 4 модуля (в одномсеместре).
Рейтинговаясистема имеет цель дать объективную развернутую оценку знаний (подготовленности)студента по всем изучаемым им дисциплинам в виде его рейтинга, которыйцелесообразно использовать при любой аттестации студентов и при трудоустройствеспециалистов.
Простейшийрейтинг студента — его средний экзаменационный балл — не учитывает значимостькаждой дисциплины и, кроме того, проявляется лишь в итоге обучения, что делаетего пассивным показателем. Для стимулирования студента рейтинг должен бытьактивным показателем, заставляющим стремиться к его увеличению. Для этогостудент должен знать об изменении своего рейтинга в процессе обучения, чтодостигается введением модульных экзаменов.
Попыткисовмещения в рейтинге студентов оценки их знаний (успеваемости) и оценки ихотношения к учебе (выполнения текущих заданий) — бесплодны, так как невозможнонайти общий эквивалент этим показателям даже в рамках одной дисциплины.Кочетков А.Р. считает, что баллы, полученные студентом при итоговом контролеего знаний (экзамены, зачеты, защиты проектов и т.п.), ни при каких переводныхкоэффициентах не могут быть эквивалентны баллам, полученным студентом впроцессе учебы (за выполнение лабораторных работ, домашних заданий, выступленияна семинарах и т.п.)[2].
Принцип2. Невозможно объективно и количественно (в баллах) сравнить оценку отношениястудента к учебе, его прилежания, проявляющегося в выполнении им текущей работы(домашних заданий, графических и лабораторных работ и пр.) с оценкой его знанийизучаемого предмета, проявляемых на экзамене.
Рейтингстудентов должен складываться только из баллов, полученных им при итоговомконтроле его знаний, а сумма баллов, полученных им за текущую учебную работу,должна рассматриваться как допуск студента к итоговому контролю знаний.
Дляоценки каждого вида текущей работы, входящей в модуль и выполненной студентом,удобно пользоваться трехбалльной системой как наиболее оперативной. В этомслучае за выполнение отдельной работы (задания) любого вида студент получает от0 до 3 баллов в зависимости от качества ее выполнения (неудовлетворительно — 0,удовлетворительно — 1, хорошо — 2 и отлично — 3 балла). Например, засамостоятельное выполнение одной лабораторной работы дается 3 балла, а за ееправильное оформление и сдачу в срок на данном лабораторном занятии — еще 3балла, что заставляет студента готовиться к выполнению лабораторной работы дома.При сдаче выполненной и оформленной на последующих занятиях за каждуюпросроченную неделю вычитается 1 балл. За выступление, за решение задач у доскина семинаре, равно как и за выполнение домашнего задания, за ответ по текущемуопросу, студент получает от 0 до 3 баллов.
Передэкзаменом подсчитывается сумма баллов, набранная каждым студентом за времяизучения данного модуля. Минимальное число баллов за текущую работу для допускастудента к экзамену устанавливается как сумма баллов за все виды работы,входящие в данный модуль, оцененные в 2 балла.
Принцип3. Студент может быть допущен к промежуточным экзаменам только при накопленииим установленной суммы баллов за все виды текущей работы, для чего необходим еестрогий учет.
Чтобыстудент поверил в модульную систему, преподаватель не должен в течение модуляизменять условия допуска к экзамену или систему оценки его работы, с чем студентдолжен быть ознакомлен заранее и что может быть сформулировано как один изпринципов успешного функционирования модульной системы: -«нельзя менять правилаво время игры»[3].
Максимальныйрейтинг студента по отдельной дисциплине количественно должен быть величиной,позволяющей преподавателю обоснованно дифференцировать студентов по их знаниям.Для этого традиционных 5 (а точнее 4) баллов явно недостаточно, а принятых внекоторых вузах 100 баллов слишком много. Можно использовать величину в 24балла, что позволяет в случае применения модульной системы делить ее на 2, 3или 4 модуля как величину, являющуюся наименьшим общим кратным этим числам.
Тогдапри делении курса на 4 модуля за каждый из 4-х экзаменов студент получает от 0до 6 баллов в зависимости от качества ответа:
Качествоответа: 2- 2 3- 3 4 5- 5
балл:0 1 2 3 4 5 6 .
Вслучае 3-х модулей за каждый промежуточный экзамен — от 0 до 8 баллов:
Качествоответа: 2- 2 2+ 3- 3 4 4+ 5- 5
балл:0 1 2 3 4 5 6 7 8
Вслучае 2-х модулей за каждый промежуточный экзамен — от 0 до 12 баллов:
Качество
ответа:2- 2 3 4- 4 5- 5
балл:0 2 4 6 8 10 12
Неследует разрешать, а тем более ориентировать студентов на возможную пересдачу промежуточногоэкзамена, что расхолаживает их при подготовке к промежуточным экзаменам ипротиворечит цели введения модульной системы.
Принцип4. Модульные экзамены пересдавать не допускается.
Прианкетировании большинство студентов отметило, что при модульной системеосновным стимулом к регулярной работе была для них возможность бытьосвобожденным и от семестрового экзамена. На самом деле это не освобождение отэкзамена, а засчитывание результатов всех промежуточных экзаменов за итоговыйэкзамен. Для этого студент должен выполнить два условия:
1условие (по знаниям) — за все промежуточные экзамены получить в сумме не менее15 баллов (15-19 — хорошо, 20-24 — отлично) и не иметь за промежуточныеэкзамены 0 баллов.
2условие (по отношению к учебе)— по всем модулям накопить определенную суммубаллов (за выполнение текущих заданий), которая должна не менее чем на 10%превышать сумму установленных минимумов для допуска к промежуточным экзаменам.
Принцип5. Одним из важных стимулов регулярной учебы студента является возможностьполучить оценку за итоговый экзамен по результатам сдачи модульных экзаменов[4].
1.2 Принципы получения объективной оценки знаний студента
Оценказнаний студента, полученных им по той или иной учебной дисциплине, не толькоподводит итог его успеваемости, но зачастую определяет и его способность кдальнейшему обучению или самостоятельной деятельности, т.е. значительным образомвлияет на судьбу человека. Поэтому нет сомнений в том, что такая оценка должнабыть максимально объективной, залогом чего обычно служит опыт и интуицияэкзаменатора. На деле же не только между различными дисциплинами, но и впределах одной — между разными преподавателями — не существует унифицированногоподхода к требованиям на экзамене, так как до сих пор не найдены или не выбраныколичественные параметры даже для проведения научно обоснованной грани междунеудовлетворительной и удовлетворительной оценками. Если в принятой намичетырехбальной системе «двойка» составляет от «пятерки» 40%, то это,разумеется, вовсе не означает, что студент для получения удовлетворительнойоценки должен знать 40 и более процентов от объема изучаемого предмета. Асколько?
Воспользуемсятерминами и понятиями, применяемыми в государственных образовательныхстандартах: «знание» и «умение». Очевидно, преподавание учебной дисциплинызаключается в передаче преподавателем учащимся определенной суммы знаний и, чтоболее сложно, в обучении их умению использовать эти знания. Графически (рис. 1)это можно представить в виде линии АВ, показывающей повышение уровня знанийобучаемого в течение определенного времени (т) до предела СВ, определяемогоучебной программой дисциплины, и линии OD — рост уровня умения обучаемого оперировать полученнымизнаниями[5].
/>
Рис.1.
Изучениеновой дисциплины начинается не на пустом месте, т.к. учащиеся в результатеобучения предшествующим дисциплинам всегда имеют какой-то запас знаний (отрезокОА = а), полезных для данной дисциплины. Объем начальных знаний студентов поизучаемой дисциплине (а) показывает входной контроль. Для входного контролязнаний по преподаваемой дисциплине должны быть составлены вопросы по ключевымтемам ранее изучавшихся студентом родственных дисциплин и определена их доля отвсей учебной программы данной дисциплины. Так, доля вопросов входного контролядля студентов 1-го курса ХТФ МГТУ им. А.Н. Косыгина от программы «Основтеоретической химии» составляет 25%, при тестировании было получено 47,9%правильных ответов, следовательно, начальный объем знаний по этой дисциплине составляет12%.
Углыподъема кривых зависят от характера учебной дисциплины: чем больше она содержитэлементов теории, чем менее в ней «описательности», тем больше величина DE превышает величину BE.
Очевидно,что при количественном выражении уровня умения и уровня знания первый долженпревышать второй в том случае, если учащийся способен использовать свои знаниядля решения поставленных перед ним задач. Если по чисто описательной дисциплинедля этого достаточно равенства уравнений, то для теоретических и расчетныхдисциплин разница между ними может достигать 50%. В нашем случае для «Основтеоретической химии» DBсоставляет от BE 40%.
Нанаш взгляд, важнейшее значение имеет точка М, после «прохождения» которойуровень умения обучаемых становится выше уровня их знания. А это означает, чтообучаемый приобрел умение использовать свои знания, иначе говоря, он перешел изобласти пассивных в область активных знаний.
Количественноприобретенный учащимся запас знаний и умений можно найти как сумму площадейОАВЕ и ODE. В первом приближении расчет можнопровести с аппроксимацией зависимостей АВ и OD через прямые линии с заменой точки М, показывающей переходпассивных знаний в активные, на точку F. В этом случае запас пассивных знаний и умений, ограниченный отрезком FH, от максимально возможного запасазнаний и умений составляет 21%, а отрезок ОН равен 0,4 от ОК.
Дляполучения четкого ответа на вопрос: «За что ставить положительную оценку (икакую) — необходимо решить две задачи:
1) выбратьтакую шкалу оценок, в которой доля (%) минимальной положительной оценки отмаксимальной была бы равна доле знаний и умений экзаменуемого от полных знанийи умений, определяемых рабочей программой дисциплины:
2) даватьэкзаменуемому задания различных уровней сложности (имеющих разную «стоимость» вбаллах), при выполнении которых им набирается сумма баллов, определяющаявыставляемую оценку.
Соответствиеуровня заданий необходимому объему знаний и умений для их выполнения удобноизображать с помощью графика (рис. 1), на котором по оси ординат отложенуровень знаний и умений экзаменуемого, а по оси абсцисс — уровень сложностизадания (Z). При этом величины отрезков,характеризующих сложность задания, прямо пропорциональны его уровню. Длявыполнения задания 1-го уровня сложности ОК достаточны пассивные знанияпонятий, определений, законов, формул; для 2-го уровня OL требуется умение решать простые («типовые») задачи наосновании знаний 1-го уровня; 3-ий уровень ОЕ предусматривает умение решатьнестандартные задачи.
Приумении выполнять задание 2-го уровня хотя бы наполовину (точка N), студент выходит из областипассивных в область активных знаний. Следовательно, линия NP является границей междуотрицательными и положительными оценками. Отсюда минимальная доля (R) знаний и умений (от полного знанияи умения по данной дисциплине), необходимая для получения положительной оценки,зависит от уровня начальных знаний студента (а). В общем случае, принявмаксимальный объем знаний по данной дисциплине за 100%, (BE), можно показать, что
R = (За + 100) /4(а + 100)
Если(а) может изменяться в широких пределах (от 0 до 90%), то и R изменяется от 25 до 49%. Например, для1-го курса ХТФ по «Основам теоретической химии» а = 12%, тогда R = 30%. Поэтому при использованиитрадиционной шкалы оценок, в которой отрицательная оценка «2» от максимальной«5» составляет 40%, она представляется несправедливой, т.к. отрицательнаяоценка от максимальной должна составлять 30 % (т.е. от 5 баллов — 1,5 балла).При шестибалльной системе — это 2 балла (точнее 1,8), при 24 балльной системе —7 баллов.
Присоставлении контрольных заданий удобно «стоимость» задания 1-го уровняоценивать в 1 балл, 2-го — в 2 балла и 3-его — в 3 балла, и число заданий всехтрех уровней должно быть одинаковым, чтобы общая сумма баллов была кратна 6.Тогда для получения минимальной положительной оценки студенту необходимовыполнять все задания 1-го уровня и хотя бы наполовину задания 2-го уровня,чтобы набрать сумму баллов, кратную двум и составляющую 1/3 от максимальнойсуммы баллов.
Дляполучения хорошей оценки студент должен выполнить задания как 1-го, так и 2-гоуровня, т.е. преодолеть границу LQ(рисунок), что соответствует доле знаний и умений R, лежащей в зависимости от величины а в пределах от 43 до65%. Можно принять R = 62,5%, тогдадля получения хорошей оценки по 6-балльной шкале нужно получить 4 балла, по8-балльной — 5 баллов, а по 24-балльной — 15 баллов.
Дляполучения отличной оценки студенту необходимо сделать все задания 1-го и 2-гоуровней и более чем наполовину задания 3-го уровня — граница ST, что отвечает значениям R от 67 до 82%. Приняв среднеезначение R = 74,5%, получаем баллы, необходимыедля получения такой оценки: при 6-балльной системе — 5 баллов, при 8-балльнойсистеме — 6 баллов, при 24-балльной системе — 18 баллов.
Дляразличных учебных дисциплин число уровней сложности заданий должно бытьразличным. Если для теоретических и расчетных дисциплин составление заданийтрех уровней затруднений не вызывает, то для описательных и гуманитарныхдисциплин число уровней сложности, по-видимому, снизится до двух. Присоставлении контрольных заданий различных уровней сложности по каждой темеучебной дисциплины прежде всего требуется установить необходимый минимум знанийдля 1-го уровня, а затем указать дополнительные знания, нужные для выполнения заданий2-го и 3-го уровней.
Пример:тема «Газовые законы»
Минимумзнаний:
• 1моль вещества имеет массу в г, численно равную его молекулярной массе;
• 1моль газа при н. у. занимает объем 22,4 л;
• формулыраспространенных газов.
Дополнительныезнания:
умениерассчитать массу вещества по уравнению реакции, умение проводить расчеты поуравнению Клапейрона-Менделеева.
Задание1-го уровня: найти объем, который занимает при н.у. водород массой 10 г.
Задание2-го уровня: найти объем при н.у. водорода, выделившегося при растворении вразбавленной серной кислоте 6,6 г цинка.
Задание3-го уровня: найти объем водорода, выделившегося при растворении в разбавленнойсерной кислоте 6,5 г цинка при давлении 120 кПа и температуре 40 °С.
Разумеется,в одном экзаменационном билете не должны содержатся задания всех уровнейсложности, связанные с одним и тем же объектом, понятием, темой.
Использованиепредлагаемого подхода к составлению контрольных заданий и оценке знанийстудента, по нашему мнению, позволяет повысить ее объективность[6].
2 Использование опыта организации методов учета и контролязнаний студентов
2.1 Письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов
Тестовыйконтроль. Чтобыграмотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определитьколичество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовыйконтроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом»или поэтапное, а также форму проведения контроля (в аудитории, в дисплейномклассе, с участием преподавателя и т. п.); виды вопросов, входящих в контроль,и ответов на них; форму представления студентами ответов на вопросы и способыпроверки ответов; возможность самообучения студентов[7].
Тестированиеимеет положительные и отрицательные стороны.
Положительныестороны:
а)объективность оценки (независимо от симпатий и антипатий преподавателя);
б)возможность существенно снизить напряженность между преподавателем и студентом,а также в значительной мере снять эмоциональную (стрессовую) нагрузку напреподавателя;
в)быстрота контроля знаний студентов (одновременно тестируется вся группа);
г)широкий охват материала, так как включаются вопросы по всем пройденным темам;
д)невозможность пользоваться шпаргалкой;
е)необходимость для студентов запоминать не только тему в целом, но и многиедетали, которые при обычной подготовке ускользали от внимания.
Отрицательныестороны:
а)формальность. Иногда бывает трудно сформулировать вопросы, требующиеразмышлений;
б)зависимость ТК от общей системы оценки, т. е. если за тестовый контрольстуденты получают мало баллов, то они меньше к нему готовятся;
в)отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентом.
Такимобразом, каждый преподаватель может сделать вывод о приемлемости илинеприемлемости этого метода.
Используятестовый контроль, следует сначала определиться с количеством контролей. Чтобызаработал принцип «обучение небольшими этапами», лучше всего разбить курс на3—4 части и проводить тестирование после каждого раздела. В тестовый контрольудобно включать вопросы, использованные для опроса студентов на практическихзанятиях. Количество баллов за каждый контроль будет свидетельствовать о том,какое значение преподаватель придает теоретической подготовке студентов. Здесьважно установить оптимальные пропорции оценки (баллами) ТК и других видовработы студентов.
Эффективной,на наш взгляд, является такая организация тестирования, при которой сдачакаждого ТК означает, что данная часть темы (раздела) курса студентом освоена ссоответствующей оценкой (баллом), а сумма баллов за все ТК составляет частьэкзаменационной оценки. Экзамен в этом случае совпадает с последним ТК.Например, курс поделен на 3 равные части: после каждой из них студенты сдаютТК, за каждый из которых можно получить максимум 18 баллов. Допустим, за первыйТК студент набрал 10 баллов, за второй — 12, за третий — 15 баллов. Итого, 37баллов из 54 баллов, которые соответствуют «теоретической части экзаменационнойоценки». Если части, на которые поделен курс, неодинаковы по объему или позначимости материала, то каждый ТК может иметь свой максимальный балл.Например, два первых контроля по 15 баллов каждый, а третий — 25; или 20,15,20и т. п.
Можнотакже проводить тестирование «накопленным итогом»[8].Этот способ заключается в том, что в каждый последующий контроль включаются всеили какая-то часть вопросов предыдущего ТК. Например, из 30 вопросов первого ТКво второй войдут 15 вопросов и 20 новых. Значит, ТК-2 будет состоять из 35вопросов; в ТК-3 войдут 20 вопросов из второго контроля и 20 новых.Следовательно, третий контроль будет содержать 40 вопросов и т. п. Очевиднымдостоинством такого способа тестирования является то, что студенты вынужденыповторять пройденный материал, у них задействуется «длительная память». — Количествовопросов в ТК зависит от объема пройденного материала и от времени, которымрасполагает преподаватель. Длительность проведения самого ТК целикомопределяется количеством вопросов (1 вопрос — 1 мин). Отечественная и зарубежнаяпрактика свидетельствует, что этого времени достаточно.
Видывопросов. Обычнотривиальные вопросы, требующие ответов «да» или «нет», не включаются в ТК. Какправило используются тесты с вариантами ответов по принципу «множественностивыбора». В качестве правильного ответа чаще всего указывается один изпредложенных.
1.Какизменится общий итог баланса после операции погашения кредита банку на сумму 20тыс. руб.?
а)уменьшится на 20 тыс. руб.;
б)увеличится на 20 тыс. руб.;
в)останется без изменений;
г)уменьшится на 10 тыс. руб.
2. Каковаосновная часть предпринимательской деятельности?
а)удовлетворение запросов потребителей;
б)производство продукции (выполнение работ, услуг);
в)получение прибыли;
г)совокупность вышеприведенных ответов.
3.Ставки акцизов устанавливаются:
а) ввиде процента к себестоимости изделий;
б) ввиде процента к стоимости продукции в отпускных ценах;
в) ввиде процента к добавленной стоимости продукции;
г) врублях на конкретные виды продукции.
Понятно,что чем больше предлагается различных ответов, тем меньше вероятность«угадывания» правильного ответа. Наиболее эффективно включать вопросы с 4—5ответами. В качестве правильного не всегда используется только один ответ.Тесты, где может быть любое количество правильных ответов, являются наиболеетрудными для студентов.
Тестовыйконтроль может состоять не только из вопросов «множественности выбора». Хорошозарекомендовали себя тесты типа[9]:
— «закончитепредложение...»
— «вставьтепропущенное слово...»
— «найдитеошибку в суждении...»
— «что из нижеперечисленного неверно...»
— «подчеркните ключевое слово...»
Однакопроверка вопросов такого типа ТК достаточно трудно формализуется.
В тестовомконтроле можно применять также задание типа «Выберите правильный ответ». Затем вперемежкуприводятся правильные и неправильные высказывания.
Например:
1.Маркетинг — это «сбыт» или реклама.
2.Маркетинг — это реализация мер, целью которых является удовлетворениепотребностей покупателя или клиента и направление потока товаров и услуг отпроизводителя к покупателю или клиенту.
3.Маркетинг имеет место всякий раз, когда человеку нужно приобрести что-то,обладающее ценностью.
Ответы:
1) —неправильный;
2) —правильный;
3) —неправильный.
Втестовый контроль можно включать также короткие задачи, написание формул,построение схем, чертежей, графиков, построение классификаций и т. д[10].
Припроведении тестового контроля в аудитории каждому студенту выдаетсяиндивидуальный вариант тестового контроля, в котором ответы на вопросыпронумерованы в порядке возрастания (например, 25 вопросов и на каждый 4ответа, следовательно, ответы получат номера с 1 по 100). Одновременно студентполучает бланк для ответа, в котором указаны числа 1, 2, 3...100. На этомбланке студент зачеркивает номера правильных ответов.
Преподавательпри проверке накладывает на бланк матрицу, в которой для данного варианта наместе правильных ответов перфорированы отверстия, подсчитывает количествоправильных ответов студента и баллов. Например, максимальное число баллов за тестовыйконтроль равно 30; студент указал из 25 правильных ответов только 18. Тогда онполучит за тестовый контроль 18/25 х 30 = 21,6 балла.
Наиболееудобным местом для проведения тестового контроля является дисплейный класс.Тогда все функции по составлению индивидуальных вариантов тестового контроля ипроверке результатов ответов студентов берет на себя машина. Преподавателюостается только занести результаты тестирования в журнал. В принципе можно дажедопустить, чтобы студенты в удобное для них время проходили тестирование, азатем сдавали распечатку с результатами (и подписью дежурного оператора) своемупреподавателю.
Тестытакже можно использовать для самообучения студентов. При подготовке к экзамену(зачету) студент, пользуясь специальной программой, может проверить своизнания. Такая самостоятельная работа студентов является достаточно эффективнойи значительно повышает их активность и уровень знаний.
Решивиспользовать тестовый контроль, каждый преподаватель за короткое время сможетподобрать для себя наиболее приемлемую форму. Для этого стоит попробовать предложенныеварианты в разных группах. Значительные затраты времени на подготовительномэтапе окупят себя, когда нужно будет принимать зачеты или экзамены у целогопотока[11].
Письменныйэкзамен
Письменныйэкзамен лучше всего проводить поэтапно[12]. Для этого материалкурса разбивается на несколько частей (желательно равнозначных по объему).Определяется максимальный балл за каждый этап. Во время экзамена каждый студентполучает билет, в котором содержатся 4—5 вопросов (по одному из каждойпройденной темы). Например, экзамен по общей теории статистики распределяетсяна 3 части, каждая из них оценивается в 20 баллов (в сумме 60). Один из билетовпо первой части может иметь следующий вид[13]:
1. Назовитеосновные черты метода статистики.
2. Изчего состоит программа статистического наблюдения.
3.Плоскостные диаграммы.
4.Показатели колеблемости вариационного ряда.
Проведениеписьменного экзамена позволяет наиболее полно и достоверно оценить уровеньзнаний студентов.
2.2 Общие принципы построения системы непрерывного контроля(СНК)
Преждечем решиться применить СНК, следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»;«из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллывнутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение длясдачи зачета и каким образом перейти от баллов к оценке при сдаче экзамена?»
Серьезноевлияние на выбор элементов СНК и распределение баллов оказывает форма конечнойоценки курса — экзамен, зачет с оценкой (без оценки), и чем выше требования китоговой оценке курса, тем ответственнее студенты относятся к своим знаниям,тем действеннее предлагаемая система. Каждый преподаватель решает — поставитьли в качестве оценки за экзамен результирующую за работу студента в семестре,что по сути означает сдачу экзамена «автоматом», или необходима некая итоговаяформа контроля по типу обычного экзамена, письменного опроса и т. п.
Приведемпримеры построения системы непрерывного контроля знаний для различных курсов ис разной итоговой формой контроля.
ВариантI
Системанепрерывного контроля и самоконтроля знаний студентов для курса «Экономикапредприятия». Итоговая форма — зачет без оценки.
Системаоценок состоит из трех частей:
1)текущая работа в течение семестра — 20%;
2)контроль за первую половину семестра — 40;
3)контроль за вторую половину — 40%.
Итого:100%.
Условиесдачи зачета: набрать больше 65 баллов.
Перваячасть: в течение семестра на каждое практическое занятие выдаются контрольныевопросы (6—10) и решаются одна или две (три) задачи.
Преподавательоценивает знания и выставляет по одному баллу за правильный ответ на вопрос ипо одному баллу за правильное решение частей задачи (например, задачи ставятсятаким образом, что необходимо найти ответы на четыре условия), т. е.максимально за одно занятие можно набрать 6 баллов за ответы на контрольныевопросы и 4 балла за решение задачи, итого 10 баллов.
Рассмотримконкретный пример.
Напервом занятии студент дал 4 правильных ответа на «вопросы» и 3 правильныхответа на «задачу». Итого — 7/10.
Затемна последующих занятиях, например, 6/12, 5/9 и т. д.
Втечение семестра студент набрал, например, 90/120, т. е. 75%.
Втораячасть: на первой «большой» контрольной — 30/50, т. е. 60%.
Третьячасть: на второй «большой» контрольной 30/60, т. е. 50%.
Вцелом за семестр:
70 х0,2 + 60 х 0,4 + 50 х 0,4 = 15 + 24 + 20 = 59% (зачет не сдан).
Еслипо предмету предусмотрен экзамен, то студент получает отметку, исходя изследующих соотношений:
65—75%— удовлетворительно;
75—85%— хорошо;
85% —отлично.
Еслистудент набирает необходимое количество баллов в течение семестра и его этибаллы устраивают, он получает «автомат», если нет — то сдает экзамен (зачет),на котором ему задаются контрольные вопросы из «больших» контрольных. Он можетделать «попытки» неоднократно, причем улучшая результаты любой из двух«больших» контрольных». В зачет принимается всегда больший из всех вариантов(попыток) сдачи. Студент сам выбирает номер контроля, который он будет переписывать[14].
ВариантII
Системанепрерывного контроля и самоконтроля знаний студентов по курсу «Основы общей иэкономической статистики». Итоговая форма — зачет с оценкой.
Вкурсе большое внимание уделяется приобретению студентом навыков самостоятельнойобработки больших объемов информации. Поэтому в системе непрерывного контролязначительный удельный вес получает контроль правильности решения задач. Общаясистема контроля имеет такой вид.
Кол-воБалл за Сумма
единицубаллов
1.Опрос студентов в начале каждого
практическогозанятия 16 1 16
2.Самостоятельное решение задач по
основнымтемам курса 8 4 32
3.Письменный опрос по
теоретическимпроблемам 2 26 52
Итого100
Студентыдва раза в семестр подвергаются письменному опросу. Условие для получениязачета — набрать в течение • семестра 70 и более баллов. Если кому-то изстудентов этого сделать не удалось, то во время зачетной недели он либо решаетдополнительные задачи, либо вновь подвергается письменному опросу.
ВариантIII
Системанепрерывного контроля и самоконтроля по курсу «Организационное поведение».Итоговая форма — экзамен.
Курсразделяется на части, по результатам изучения каждой части (темы) студентпроходит контроль в следующей форме. Он получает комплект вопросов,охватывающих содержание данной части. Количество вопросов — от 25 до 50.
Темазасчитывается с соответствующей оценкой, если при проверке студент правильноответил на вопросы в следующем соотношении:
/>
Есливсе темы курса зачтены на «отлично», оценка за экзамен (зачет) может бытьпроставлена автоматически. В остальных случаях студенту предлагается переченьиз 50 вопросов по всем темам курса. На подготовку ответов выделяется 1 час. Длясоставления экзаменационных заданий используются те же вопросы, что и для проверкизнаний по отдельным частям курса.
Изприведенных примеров видно, что подход к набору элементов системы непрерывногоконтроля и к оценке каждого элемента может быть самым разным. Важно найтиоптимальное соотношение между элементами системы, чтобы из-под контроля невыпадала никакая форма работы со студентами. Чем больше удельный вес того илииного элемента, тем существеннее его влияние на подготовку студентов[15].
Следующимважным вопросом является переход от баллов к принятой у нас системе оценок.Каждый преподаватель решает этот вопрос самостоятельно. Можно использоватьследующие данные — 100—90 баллов = хорошо; 80—70 баллов = удовлетворительно;менее 70 баллов = неудовлетворительно. Однако преподаватель может менятьграницы интервалов. Если по курсу предусмотрен зачет без оценки, то достаточнозадать пороговое значение суммы баллов, которое обеспечивает зачет. Обычно это60—70 баллов. Иногда из тактических соображений в начале семестра можно заявитьболее высокое пороговое значение, например 80 баллов. Такая «хитрость»заставляет нерадивых студентов более ответственно подходить к своимрезультатам.
Выбравосновные элементы СНК и оценив их в баллах, можно считать работу по формированиюсистемы законченной. Однако, чтобы оперативно использовать различные способыработы со студентами, можно предусмотреть введение дополнительных баллов. Чащевсего сумма баллов за все элементы СНК принимается равной 100 (хотя в принципеее можно делать любой). В действительности студенты чаще всего не сразувтягиваются в работу по системе. К тому моменту, когда они осознают, что безопределенного числа баллов сдать зачет или экзамен не удастся, может оказаться,что набрать нужную пороговую величину уже невозможно. В этот момент удобноввести дополнительные баллы. Это могут быть баллы за исследовательскую работу(например, реферат по указанной теме), за расчет части курсовой работы, занаписание и отладку необходимой для обучения программы, за доклад настуденческой олимпиаде, за победу в игре «Коллоквиум» и т. д. Дополнительныебаллы позволяют сделать СНК более гибкой и мобильной.
Подводяитоги, подчеркнем, что наш опыт свидетельствует о высокой результативностисистемы непрерывного контроля знаний. Мы постоянно экспериментируем,совершенствуя систему, адаптируя ее к потребностям времени.
Заключение
Взаключении подведем итоги о методах учета и контроля знаний студентов.
Совершеннопонятно, что контролировать уровень знаний у студентов просто необходимо, таккак в случае обнаружения низкого уровня знаний у студентов, можно прийти квыводу, что у студентов данного преподавателя нет своих подходов к контролю иучету знаний его подопечных. Но может быть и другие варианты.
Например,преподаватель не достаточно владеет различными эффективными методами контроля.Для решения и исправления данной задачи необходимо как можно чаще знакомитьпреподавателей через периодические специализированные издания о практикеприменения самых новых и эффективных методах контроля и учета знаний студентов.
Особенноэффективным, по моему мнению является рейтинговая и модульно-рейтинговаясистема учета знаний. В настоящее время эти системы хотя и не приобрели широкогораспространения и лишь отдельные вузы приняли ее как основополагающую своейучебной деятельности, но данная тенденция очень быстро изменяется.
Хочетсяотметить, что в современном преподавании самых различных дисциплин, все жеостается должное место для таких традиционных средств контроля знаний студентовкак письменный экзамен или тестовый контроль.
Приэтом стоит отметить, что тестовый контроль очень часто используетсяпреподавателями Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина.Для этого в издательстве ТГУ было опубликовано большое количество тестов посамым различным дисциплинам. Так же, многие преподаватели разрабатывают длясвоих студентов тесты с учетом полученных ранее знаниями, отдельно длязаочников и дневников и пр.
Список используемых источников и литературы
1. Артемов А., Н.Павлов, Т. Сидорова. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование вРоссии. — 1999. — N4.
2. Воронов В. Формыпредставления знаний студента // Высшее образование в России. 1999. №4. С58-61.
3. Зиновьева В.А.Усвоение и контроль знаний // Высшее образование в России. 1993. №3. С.154-158.
4. Кочетков A.P. и др. Контроль знаний студентов: опыт организации //Социально-политический журнал. 1995. № 1. С. 97-106.
5. Логинова Г. Новаяформа контроля // Народное образование. 1998. № 4. С. 119-121.
6. Павлов Н. и др.Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000. № 1.С. 116-122.
7. Павлов Н., Т.Сидорова. Объективная оценка знаний и умений учащихся с помощью заданийразличных уровней сложности // Тезисы докладов VI международного симпозиума «Квалиметрия человека иобразования». М., 1997. Т. 2. Ч. II.
8. Полякова А.Задания в форме тестов для осуществления контроля знаний студентов //Дошкольное воспитание. 1998. № 5. С. 103-112.
9. Шадриков В., РодинаН. Централизованное тестирование: проблемы и перспективы // Высшее образованиев России. 2000. № 1. С. 27-32.