Реферат по предмету "Педагогика"


Концепция организации педагогического процесса

Московский городской педагогический университет
педагогический факультет
кафедра психологии и педагогики
Концепция организации педагогического процесса
Работа выполнена студенткой
IVкурса 1 гр. н/о, дн/о
Леоновой Т.Н.
Москва 2003
Авторская концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организациипедагогического процесса, необходимо определить понятие «педагогическийпроцесс». Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесспредставляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействиепедагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результатеактивной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. Подпедагогическим процессом также понимается продвижение кобразовательно-воспитательной цели.
Согласно этим двум определениям, мы видим, чтопедагогический процесс имеет цель, вытекающие из цели задачи, содержание,средства, методы и результат. Достижение результата невозможно и делаетбессмысленными поставленные цели без активной деятельности участниковпедагогического процесса — того, кто воздействует (учитель), и того, на когонаправлено воздействие (ребёнок).
Как же должны выглядеть участники педагогического процесса?Кто такой учитель? Если рассматривать сам термин «учитель», тоучитель — это «человек, деятельность которого направлена на то, чтобынаучить других людей чему-либо». Но разве деятельность учителя должнасводиться только к тому, чтобы «научить»? Нет, невозможно научитького-либо без его развития. Обучение возможно лишь при развитии всех сторонличности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальныхособенностей, способностей и качеств). Чтобы обеспечить такое всестороннееразвитие и сделать эффективным обучение, учитель сам должен быть развитойличностью, ориентированной на детей. Важнейшими личностными качествами учителяявляются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, творчество, любовьк жизни, миру и детям, уравновешенность и способность быстро и спокойнореагировать на нестандартные ситуации, ответственность, самоотверженность.Невозможно нравственное и духовное развитие учащихся без общей культуры инравственности учителя. Однако одних личностных качеств недостаточно, чтобыбыть хорошим учителем. Ещё необходимы профессиональные качества и умения:авторитетность, квалифицированность, знание психологии младших школьников иоснов медицины, учёт индивидуальных особенностей учащихся, знание и умениеиспользовать различных методик преподавания, умение применять различные методыобучения с учётом возрастных особенностей учащихся, умение быть для детейняней, другом и наставником-помощником, умение реализовать индивидуальный идифференцированный подходы, умение наладить дисциплину и сплотить коллектив,умение вести за собой детей. Учитель может легко потерять свой авторитет, еслибудет некомпетентен в преподаваемых науках, если не будет видеть и слышать всехдетей, а также, если неадекватно и объективно оценивать учащихся. Важную рольиграет стиль общения педагога, стиль можно отнести также к средствампедагогического процесса. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, являетсядемократический стиль с элементами авторитарного стиля. Авторитарность нужнатолько на первых порах и только в той степени, чтобы организовать учащихся, неунижая их личностного достоинства и не отбивая желание учиться. Это необходимо,во-первых, потому что, полная свобода демократического стиля может привести кпопустительскому стилю, а во-вторых, дети не смогут организоваться, если небудут с самого начала делать всё под руководством учителя. Данный смешенныйстиль не приемлет жесткого обращения, фамильярности, сарказма, высокого тона,приказов, публичных наказаний.
Как же выглядят другие участники педагогического процесса — учащиеся? Каждый класс школы представляет собой определённую возрастную ступеньи ступень становления личности. Ни одна ступень не похожа на другую, ониразличаются возрастными особенностями. Однако и учащиеся одной ступени непохожи друг на друга: все они разные по физическому, умственному инравственному показателю, у каждого есть индивидуальные особенности,способности, склонности и интересы. Каждый ребёнок уникален, имеет свойтемперамент и характер, каждый в глубине души добр, даже если совершаетаморальные и асоциальные поступки. Ребёнок рождается «чистым листом»,на котором мы, взрослые, рисуем картину, иногда оставляя следы, кляксы и тёмныеместа. Попадая в первый класс, ребёнок резко сменяет социальную ситуациюразвития и социальный статус; для ребёнка это сильный стресс, снять которыйпомогает учитель. Не все так легко справляются со стрессовой ситуацией, поэтомупервоклассники на первых порах так ранимы, легко обижаются, «опускают руки»,теряют интерес к обучению, хотя на самом деле они очень активны и хотятвзаимодействовать с учителем. К концу четвёртого класса учащиеся сильноизменяются, во-первых, они ощущают предстоящую смену обстановки — сменаначальной на среднюю школу, во-вторых, начинается ранняя стадия переходноговозраста, в-третьих, это уже сформированные личности со своими взглядами.
Участниками педагогического процесса также являютсяродители. Родители — помощники и учителя, и учащихся. Для эффективностипедагогического процесса необходимо активное участие родителей. Конечно, тольков идеале можно представить активное участие всех родителей, но всё дело состоитв том, что родители часто не знают, в чём они могут помочь учителю и детям.Родители всегда переживают за своих детей, даже если они этого не проявляют, нов тоже время у большинства из них не хватает времени не только на помощьучителю, но даже на помощь ребёнку в выполнении домашнего задания. При умеломвзаимодействии учителя родители окажут посильную помощь, и класс станет большойсемьёй, где каждый друг за друга стоит горой и с уважением относится ко всем.
Цель педагогического процесса воспитание самостоятельной,гармонически развитой личности, способной строить жизнь, достойную Человека, испособной к саморазвитию и самореализации. Из цели вытекают задачипедагогического процесса:
Научить детей учиться.
Реализовать личностно-ориентированный подход, для развитиявсех сторон личности ребёнка.
Дать знания о культурно-историческом опыте человечества ивооружить учащихся необходимыми умениями и навыками.
Организация педагогического процесса основана напедагогических принципах:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
решение образовательных, воспитательных и развивающих задачв их единстве;
осуществление взаимодействия учителя с детьми прируководящей роли учителя;
создание естественной непринуждённой обстановки, в которойбудет развиваться свободная творческая личность;
личностно-ориентированный подход, т.е. последовательноеотношение педагога к ребёнку, как личности, как самостоятельному субъектусобственного развития и воспитательного взаимодействия; дифференциацияобучения;
концентрическая форма подачи материала, от простого ксложному;
соблюдение «Декларации прав ребёнка»;
гуманизация обучения и воспитания, т.е. постановка в центрпедагогического внимания интересов и проблем человека, формирование у детейотношения к человеческой личности как высшей ценности в мире; стимулированиеучащихся к взаимному уважению и нравственному саморазвитию;
адекватное и объективное оценивание, участниками иорганизаторами которого являются и учитель, и ученики, и родители;
соблюдение санитарно-гигиенических нормативов с целью поддержанияи сохранения здоровья детей и их физического развития.
Организация педагогического процесса невозможна безпредварительной подготовки необходимых материалов и учителей. К материаламотносятся планирование (тематическое, поурочное, учебный план, план внекласснойвоспитательной работы), составление расписания, формирование классов,обеспечение всех школьников учебными пособиями, определение методов проведениядосуга учащихся (экскурсии, кинотеатры, театры, кружки, факультативы,спортивные секции). К подготовке учителей относятся постоянное самообразованиеи повышение квалификации, ознакомление с новыми программами, формами и методамиработы, создание условий в классе, соответствующих санитарно-гигиеническимнормам, ознакомление с личными карточками учащихся с целью определения уровняздоровья класса, выяснение общего уровня развития класса и отдельных учеников,определение необходимых для учащихся и самого учителя материалов на текущийгод, продумывание ориентировочных тем для бесед с родителями.
Содержание педагогического процесса включает три блока:образовательный, воспитательный и развивающий. Разделение на блоки не означает,что учитель целенаправленно сегодня занимается только обучением, через неделю — воспитанием, а следующей четверти — развитием. Эти три блока неразрывно связанымежду собой, какой-либо изучаемый материал можно рассмотреть одновременно совсех трёх позиций — образовательной, воспитательной и развивающей. Только вэтом случае возможна реализация поставленных задач посредством определённыхвыше принципов. Содержание педагогического процесса подразумевает наличиеобразовательных программ по каждому предмету. Мы отдаём предпочтение такназываемой традиционной программе по таким предметам, как: русский язык,чтение, математика, музыка. Такое предпочтение обусловлено тем, что современныйпедагог на основе этих утвердившихся программ может организовать развивающееобучение. Мы допускаем использование вариативных программ по другим предметам.Особое значение мы уделяем художественно-эстетическому воспитанию детей. Мыдетей не просто учим рисовать, а учим их любоваться миром и наблюдать за ним,учим видеть и воспринимать красоту, а также умению выражать эту красоту самомуразличными средствами, развиваем чутьё вкуса. Это происходит на уроках окружающегомира, труда, изобразительного искусства, музыки. Обязательным компонентомсодержания педагогического процесса являются контроль и оценивание. При этомкритерии оценивания определяются совместно учителем, учениками и их родителями.Кроме того, учащиеся принимают активную роль в оценивании и контроле заодноклассниками.
Для реализации содержания педагогического процессанеобходимы специальные средства, формы и методы. Метод — это системапоследовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей,которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода зависит,прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Учитель отдаётпредпочтение тому или иному методу, исходя из оснащённости педагогическогопроцесса, исходя из его способностей и ответственности. Разные педагоги — разные методы обучения, а в итоге и несравнимые по эффективности результаты вразвитии детей. Метод состоит из приёмов. Чем разнообразнее приёмы, темсодержательнее и действеннее метод. Мы отдаём предпочтение всем методам,определённым в педагогике (наглядные, практические, словесные), а сочетаниеприёмов, составляющих эти методы, определяет сам педагог. Большую роль впедагогическом процессе мы отдаём практическим методам, так как в процессепрактической работы, опыта или эксперимента дети учатся быть наблюдательными,получают практический опыт и, следовательно, более эффективно усваиваютматериал. Нельзя не признать значения и наглядных методам, так как у младшихшкольников развито наглядно-образное мышление.
В процессе обучения совместная деятельность учителя иучащихся осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, т.е.обличена в форму. Мы не отвергаем традиционно определённые формы: урок,внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, экскурсия, индивидуальные,групповые и фронтальные занятия. Особое значение мы придаём экскурсии,индивидуальным и групповым занятиям. Экскурсия, как и практический метод,позволяет наиболее эффективно дать учащимся учебный, воспитательный и развивающийматериал, позволяет ознакомить детей с достопримечательностями края, сприродными ландшафтами, производственными предприятиями, с краеведческимматериалом. Кроме того, нахождение на свежем воздухе благоприятно сказываетсяна физическом состоянии учащихся, а экскурсии в общественные места даютвозможность для проведения воспитательных мероприятий (например, о правилахповедения). Индивидуальная форма обучения позволяет продвигаться учащимся виндивидуальном темпе, соответствуя своим особенностям и способностям. Групповыезанятия помогают детям сплотиться, научиться слушать других и помогать другдругу, научиться совместно находить ответ на вопрос, сделав ответ достижениемгруппы.
Результатом эффективного педагогического процесса вначальных классах являются личности со сформированным умением учиться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Глубинная психология, психоанализ
Реферат Страхование финансовых рисков банков
Реферат Оценка конкурентоспособности сотового телефона
Реферат Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного
Реферат Методы оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог
Реферат Cтруктура предприятия
Реферат Технологія виробництва кефіру 32 в кількості 4000кгзм на базі Філії Сумський молочний завод
Реферат Отчёт о прохождении практики в Следственном Комитете при прокуратуре
Реферат 1. Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. 2. Динамические ряды и их виды
Реферат Составление бухгалтерских документов по хозяйственным операциям и расчеты за отчетный период
Реферат приглашение на научную конференцию
Реферат Wells Social Imagination Essay Research Paper Social
Реферат Краткосрочные и долгосрочные финансовые политики Кредитная политика
Реферат Академический вестник
Реферат Амтман-Бриедит, Альфред Фрицевич