Московский городской педагогический университет
педагогический факультет
кафедра психологии и педагогики
Концепция организации педагогического процесса
Работа выполнена студенткой
IVкурса 1 гр. н/о, дн/о
Леоновой Т.Н.
Москва 2003
Авторская концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организациипедагогического процесса, необходимо определить понятие «педагогическийпроцесс». Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесспредставляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействиепедагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результатеактивной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. Подпедагогическим процессом также понимается продвижение кобразовательно-воспитательной цели.
Согласно этим двум определениям, мы видим, чтопедагогический процесс имеет цель, вытекающие из цели задачи, содержание,средства, методы и результат. Достижение результата невозможно и делаетбессмысленными поставленные цели без активной деятельности участниковпедагогического процесса — того, кто воздействует (учитель), и того, на когонаправлено воздействие (ребёнок).
Как же должны выглядеть участники педагогического процесса?Кто такой учитель? Если рассматривать сам термин «учитель», тоучитель — это «человек, деятельность которого направлена на то, чтобынаучить других людей чему-либо». Но разве деятельность учителя должнасводиться только к тому, чтобы «научить»? Нет, невозможно научитького-либо без его развития. Обучение возможно лишь при развитии всех сторонличности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальныхособенностей, способностей и качеств). Чтобы обеспечить такое всестороннееразвитие и сделать эффективным обучение, учитель сам должен быть развитойличностью, ориентированной на детей. Важнейшими личностными качествами учителяявляются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, творчество, любовьк жизни, миру и детям, уравновешенность и способность быстро и спокойнореагировать на нестандартные ситуации, ответственность, самоотверженность.Невозможно нравственное и духовное развитие учащихся без общей культуры инравственности учителя. Однако одних личностных качеств недостаточно, чтобыбыть хорошим учителем. Ещё необходимы профессиональные качества и умения:авторитетность, квалифицированность, знание психологии младших школьников иоснов медицины, учёт индивидуальных особенностей учащихся, знание и умениеиспользовать различных методик преподавания, умение применять различные методыобучения с учётом возрастных особенностей учащихся, умение быть для детейняней, другом и наставником-помощником, умение реализовать индивидуальный идифференцированный подходы, умение наладить дисциплину и сплотить коллектив,умение вести за собой детей. Учитель может легко потерять свой авторитет, еслибудет некомпетентен в преподаваемых науках, если не будет видеть и слышать всехдетей, а также, если неадекватно и объективно оценивать учащихся. Важную рольиграет стиль общения педагога, стиль можно отнести также к средствампедагогического процесса. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, являетсядемократический стиль с элементами авторитарного стиля. Авторитарность нужнатолько на первых порах и только в той степени, чтобы организовать учащихся, неунижая их личностного достоинства и не отбивая желание учиться. Это необходимо,во-первых, потому что, полная свобода демократического стиля может привести кпопустительскому стилю, а во-вторых, дети не смогут организоваться, если небудут с самого начала делать всё под руководством учителя. Данный смешенныйстиль не приемлет жесткого обращения, фамильярности, сарказма, высокого тона,приказов, публичных наказаний.
Как же выглядят другие участники педагогического процесса — учащиеся? Каждый класс школы представляет собой определённую возрастную ступеньи ступень становления личности. Ни одна ступень не похожа на другую, ониразличаются возрастными особенностями. Однако и учащиеся одной ступени непохожи друг на друга: все они разные по физическому, умственному инравственному показателю, у каждого есть индивидуальные особенности,способности, склонности и интересы. Каждый ребёнок уникален, имеет свойтемперамент и характер, каждый в глубине души добр, даже если совершаетаморальные и асоциальные поступки. Ребёнок рождается «чистым листом»,на котором мы, взрослые, рисуем картину, иногда оставляя следы, кляксы и тёмныеместа. Попадая в первый класс, ребёнок резко сменяет социальную ситуациюразвития и социальный статус; для ребёнка это сильный стресс, снять которыйпомогает учитель. Не все так легко справляются со стрессовой ситуацией, поэтомупервоклассники на первых порах так ранимы, легко обижаются, «опускают руки»,теряют интерес к обучению, хотя на самом деле они очень активны и хотятвзаимодействовать с учителем. К концу четвёртого класса учащиеся сильноизменяются, во-первых, они ощущают предстоящую смену обстановки — сменаначальной на среднюю школу, во-вторых, начинается ранняя стадия переходноговозраста, в-третьих, это уже сформированные личности со своими взглядами.
Участниками педагогического процесса также являютсяродители. Родители — помощники и учителя, и учащихся. Для эффективностипедагогического процесса необходимо активное участие родителей. Конечно, тольков идеале можно представить активное участие всех родителей, но всё дело состоитв том, что родители часто не знают, в чём они могут помочь учителю и детям.Родители всегда переживают за своих детей, даже если они этого не проявляют, нов тоже время у большинства из них не хватает времени не только на помощьучителю, но даже на помощь ребёнку в выполнении домашнего задания. При умеломвзаимодействии учителя родители окажут посильную помощь, и класс станет большойсемьёй, где каждый друг за друга стоит горой и с уважением относится ко всем.
Цель педагогического процесса воспитание самостоятельной,гармонически развитой личности, способной строить жизнь, достойную Человека, испособной к саморазвитию и самореализации. Из цели вытекают задачипедагогического процесса:
Научить детей учиться.
Реализовать личностно-ориентированный подход, для развитиявсех сторон личности ребёнка.
Дать знания о культурно-историческом опыте человечества ивооружить учащихся необходимыми умениями и навыками.
Организация педагогического процесса основана напедагогических принципах:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
решение образовательных, воспитательных и развивающих задачв их единстве;
осуществление взаимодействия учителя с детьми прируководящей роли учителя;
создание естественной непринуждённой обстановки, в которойбудет развиваться свободная творческая личность;
личностно-ориентированный подход, т.е. последовательноеотношение педагога к ребёнку, как личности, как самостоятельному субъектусобственного развития и воспитательного взаимодействия; дифференциацияобучения;
концентрическая форма подачи материала, от простого ксложному;
соблюдение «Декларации прав ребёнка»;
гуманизация обучения и воспитания, т.е. постановка в центрпедагогического внимания интересов и проблем человека, формирование у детейотношения к человеческой личности как высшей ценности в мире; стимулированиеучащихся к взаимному уважению и нравственному саморазвитию;
адекватное и объективное оценивание, участниками иорганизаторами которого являются и учитель, и ученики, и родители;
соблюдение санитарно-гигиенических нормативов с целью поддержанияи сохранения здоровья детей и их физического развития.
Организация педагогического процесса невозможна безпредварительной подготовки необходимых материалов и учителей. К материаламотносятся планирование (тематическое, поурочное, учебный план, план внекласснойвоспитательной работы), составление расписания, формирование классов,обеспечение всех школьников учебными пособиями, определение методов проведениядосуга учащихся (экскурсии, кинотеатры, театры, кружки, факультативы,спортивные секции). К подготовке учителей относятся постоянное самообразованиеи повышение квалификации, ознакомление с новыми программами, формами и методамиработы, создание условий в классе, соответствующих санитарно-гигиеническимнормам, ознакомление с личными карточками учащихся с целью определения уровняздоровья класса, выяснение общего уровня развития класса и отдельных учеников,определение необходимых для учащихся и самого учителя материалов на текущийгод, продумывание ориентировочных тем для бесед с родителями.
Содержание педагогического процесса включает три блока:образовательный, воспитательный и развивающий. Разделение на блоки не означает,что учитель целенаправленно сегодня занимается только обучением, через неделю — воспитанием, а следующей четверти — развитием. Эти три блока неразрывно связанымежду собой, какой-либо изучаемый материал можно рассмотреть одновременно совсех трёх позиций — образовательной, воспитательной и развивающей. Только вэтом случае возможна реализация поставленных задач посредством определённыхвыше принципов. Содержание педагогического процесса подразумевает наличиеобразовательных программ по каждому предмету. Мы отдаём предпочтение такназываемой традиционной программе по таким предметам, как: русский язык,чтение, математика, музыка. Такое предпочтение обусловлено тем, что современныйпедагог на основе этих утвердившихся программ может организовать развивающееобучение. Мы допускаем использование вариативных программ по другим предметам.Особое значение мы уделяем художественно-эстетическому воспитанию детей. Мыдетей не просто учим рисовать, а учим их любоваться миром и наблюдать за ним,учим видеть и воспринимать красоту, а также умению выражать эту красоту самомуразличными средствами, развиваем чутьё вкуса. Это происходит на уроках окружающегомира, труда, изобразительного искусства, музыки. Обязательным компонентомсодержания педагогического процесса являются контроль и оценивание. При этомкритерии оценивания определяются совместно учителем, учениками и их родителями.Кроме того, учащиеся принимают активную роль в оценивании и контроле заодноклассниками.
Для реализации содержания педагогического процессанеобходимы специальные средства, формы и методы. Метод — это системапоследовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей,которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода зависит,прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Учитель отдаётпредпочтение тому или иному методу, исходя из оснащённости педагогическогопроцесса, исходя из его способностей и ответственности. Разные педагоги — разные методы обучения, а в итоге и несравнимые по эффективности результаты вразвитии детей. Метод состоит из приёмов. Чем разнообразнее приёмы, темсодержательнее и действеннее метод. Мы отдаём предпочтение всем методам,определённым в педагогике (наглядные, практические, словесные), а сочетаниеприёмов, составляющих эти методы, определяет сам педагог. Большую роль впедагогическом процессе мы отдаём практическим методам, так как в процессепрактической работы, опыта или эксперимента дети учатся быть наблюдательными,получают практический опыт и, следовательно, более эффективно усваиваютматериал. Нельзя не признать значения и наглядных методам, так как у младшихшкольников развито наглядно-образное мышление.
В процессе обучения совместная деятельность учителя иучащихся осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, т.е.обличена в форму. Мы не отвергаем традиционно определённые формы: урок,внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, экскурсия, индивидуальные,групповые и фронтальные занятия. Особое значение мы придаём экскурсии,индивидуальным и групповым занятиям. Экскурсия, как и практический метод,позволяет наиболее эффективно дать учащимся учебный, воспитательный и развивающийматериал, позволяет ознакомить детей с достопримечательностями края, сприродными ландшафтами, производственными предприятиями, с краеведческимматериалом. Кроме того, нахождение на свежем воздухе благоприятно сказываетсяна физическом состоянии учащихся, а экскурсии в общественные места даютвозможность для проведения воспитательных мероприятий (например, о правилахповедения). Индивидуальная форма обучения позволяет продвигаться учащимся виндивидуальном темпе, соответствуя своим особенностям и способностям. Групповыезанятия помогают детям сплотиться, научиться слушать других и помогать другдругу, научиться совместно находить ответ на вопрос, сделав ответ достижениемгруппы.
Результатом эффективного педагогического процесса вначальных классах являются личности со сформированным умением учиться.