Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образы девушек в комедиях Менандра

Содержание
Введение
Глава I. Новая аттическая комедия
Глава II. Менандр. Биография и творчество
Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Менандр жил и творил вконце IV и начале III в. до н.э. Он был состоятельным афинянином, но участия вполитической жизни своего города не принимал. От позднейшего Аристофана,представителя древней комедии, до начала деятельности Менандра прошлополстолетия. К этому времени замолкла политическая комедия, греческаяобщественность переставала волноваться политическими событиями. МеждуАристофаном и Менандром действует несколько комедиографов так называемойсредней комедии. Она расстается с политическими темами и переходит на путибытовой комедии, так как считается, что древняя аристофановская комедия слишкомблизка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачаетполитические ситуации и полна непристойностей. Однако средняя комедия все ещеполна условностей и не в силах отобразить повседневную жизнь человека.
Менандр стал известентем, что стал принципиально избегать изображения условных типов и стремился изсамих же характеров выводить действие. У него сравнительно небольшое числотипических характеров, и все его искусство заключается в наделении их разнымижизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют: молодой человек,легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или скупой, девушка, кем-нибудьобиженная и добродетельная, женщина легкого поведения и с благороднымичувствами, рабы, жулики или честные, оборотистые и пронырливые, помогающиесвоим господам довести дело до благополучного конца, хвастливые и много о себемнящие воины. За пределы этих типических характеров комедия Менандра почти невыходила, но он сделал ряд нововведений, его произведения заметно отличались откомедий современников. Таким образом, им был сделан огромный шаг в развитиикомедийного жанра, обеспечивший ему большой успех и в Греции, и в Риме на многостолетий. Некоторые античные писатели отводили ему даже первое место послеГомера, а Плутарх ставил его выше Аристофана. Римские комические поэты все втой или иной степени подражали Менандру, что особенно видно по произведениямПлавта, Теренция, Лусция Ланувина. Через посредство римских подражателейтворчество Менандра оказало сильнейшее влияние на всю европейскую литературу.

Глава I. Новаяаттическая комедия
 
Новоаттическая комедиябыла рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в.до н.э. в истории Греции — время бесконечных войн между наследниками Александраи их сыновьями, причем театром военных действий становится почти все восточноеСредиземноморье и прилегающие к нему страны Малой Азии. Старые, «классические»греческие государства могут существовать в это время, только опираясь наподдержку то одного, то другого могущественного полководца, для которого сами этигосударства — не больше, чем незначительные фигуры в ожесточенной военно-политическойигре. Не составляют в этом смысле исключения и Афины. Именно социальнаядействительность Греции второй половины IV – VI вв. до н.э., утратаполитической независимости и преобладание личных интересов – все это создалопочву для бытовой комедии с ее тремя основными направлениями – нравов,характеров, интриги. В ней нет присущей Аристофану сатирической публицистики,социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, ихдействия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностноголица или самого царя комедиограф мог быть наказан. Новой комедии чужда сатирана пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубыешутки, веселье, она углубляется во внутренний мир своих героев, побуждаетотказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке. Основными темамикомедий становятся вопросы семьи, брака, воспитания, отношений между детьми иродителями, положения женщины, положения рабов и т. д., и освещаются они спрогрессивной, гуманной точки зрения.
Внешним отличием новойкомедии от древней было отсутствие хора, который теперь не подходил к еёсодержанию, требовавшему большей интимности. В исполнении комедий число актеровне ограничивалось тремя. Другой особенностью была специальная фигура «пролога»,которая давала объяснение содержания пьесы.
Расцвет новой аттическойкомедии относится к концу IV и к III в. до н.э. Известно более шестидесяти именеё представителей, но их произведения дошли только в отрывках. Родоначальникомновой аттической комедии принято считать Филемона (приблизительно 361 – 263 гг.до н.э.). Среди других авторов – Дифил (приблизительно 350 — 263 гг. до н.э.),Аполлодор (III в. до н.э.), Посидипп (III в. до н.э.), Демофил. Главнымпредставителем новой аттической комедии является Менандр (343 – 292 гг. дон.э.).
Ко времени появленияМенандра на афинской сцене аттическая комедия представляла собой небольшую пообъему (около 1000 стихов) пятиактную пьесу с сюжетом, изображавшим события,происходящие с членами двух-трех живущих по соседству семей, и с персонажами,круг которых был ограничен набором стандартных масок. Сюжеты новой комедии былидовольно однообразными: освобождение девушки из-под власти сводника;подкинутый, а затем найденный ребенок; мотивы насилия, подкидывания детей и признанияих родителями повторялись из комедии в комедию, менялись только детали.Основным стержнем новой комедии чаще всего была любовь.
Новая аттическая комедиясо своими общечеловеческими мотивами долго держалась в греческом театре иоказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через нее и на новуюевропейскую комедию Шекспира, Мольера, Лессинга и других авторов.
 
Глава II. Менандр.Биография и творчество
Менандр – последнийклассический и первый новый писатель. Он родился в Афинах в 343г. до н.э., былсыном Диопейфа и племянником известного поэта средней комедии Алексида, которыйи стал первым наставником Менандра в литературе. Менандр получил хорошеериторское и философское образование. В молодости он отслужил на военной службе.Менандр учился у Феофраста, был знаком с Эпикуром, с оратором ДеметриемФалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах.Менандр сторонился общественно-политической деятельности. Из писателей он болеевсего увлекался Эврипидом.
Первое выступление Менандрав театре относится к 323 г. до н.э., а первая победа – к 315 г. до н. э. скомедией «Гнев». Всего он одерживал победу восемь раз, но был высоко оцененпосле смерти.
Менандр написал 105 или110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна – найденная на египетскомпапирусе и впервые опубликованная в 1958 г. – «Брюзга». В отрывках сохранилосьоколо трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о такихкомедиях как «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец»,«Герой», «Самиянка», некоторых других.
Комедия Менандра посвоему стилю является логическим выводом из всего предшествующего развитияаттической драмы, шедшей от мифологии к быту. В ней есть черты, связывающиеновую комедию с классической драматургией, например пролог. В«Брюзге» его произносит Пан, который сам «направляет»главные линии сюжета, так как заставляет Сострата влюбиться в дочь Кнемона. В«Отрезанной косе» пролог произносит богиня Неведение. В комедии«Брюзга» есть и эксод с веселой пирушкой, которыми так изобилуюткомедии Аристофана, а также прямое обращение актера к публике с просьбойаплодировать и мольба к Деве Победе быть благосклонной.
Движущими силами комедиинравов и интриг у Менандра являются характер человека, его природа и случай.(Онисим в «Третейском суде»: Наш нрав — вот кто наш бог! И счастье ибеда — все от него зависит, ...)
Природа одна владееттолько ей присущими свойствами, которыми она одаряет всех. У человека нетничего иного, кроме только полученного от нее, то есть она — источник жизни исуществования. У природы свои законы, она сама по себе, но природа воплощаетсяв человеке, и ее «умная» деятельность берет верх над чувствами.Природа человека, как его сущность, чрезвычайно устойчива, никакиеобстоятельства, никакое воспитание не в силах ее побороть. Природа человекапонимается Менандром не только как некая твердая основа, но и как благо,присущее людям независимо от их национальности. Однако природа воплощается вконкретных характерах людей, часто слабых, неуверенных в жизни, скептическинастроенных, погруженных в мир домашних и семейных забот, поэтому, будучитвердой основой бытия, здоровой силой, поддерживающей человека, она, тем неменее, сама ограниченна и мелка, как и тот человек, которому она служит опорой.Кроме того, действующая по своим законам природа рушится под воздействиемстихийной силы случая — Тюхе, понимавшейся в эпоху эллинизма как мощное исвоенравное божество, вытеснившее древнюю устойчивую и неотвратимую судьбу. УМенандра Тюхе «безрассудна» и «не надежна», но вместе с темэта великая сила действует в мире малых дел человека и, распоряжаясь вобывательской и скромной жизни, вполне ей соответствует. Таким образом, жизньгероев Менандра никак не может быть сведена к бесцельному бытовизму, так какона управляется надличными силами, имеющими свои цели и задачи.
Комедии Менандра серьезноотличаются от большинства произведений других комических поэтов. Автор вездесоблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическуюпоследовательность в развитии действия, вместе с этим он тщательно избегаетвсего грубого, за что и ценился как образец аттического изящества. У него почтисовершенно отсутствует буффонада, он сосредотачивает внимание на внутреннихпереживаниях действующих лиц, только изредка допускает обращение актеров кзрителям.
Именно Менандрупринадлежит заслуга создания комедии характеров. Он сумел соединить типическоес индивидуальным. Характер действующего лица представляет для поэта главныйинтерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, аглубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным,именно это определяет весь ход действия.
Язык Менандра – образецчистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признакизарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжаетнаметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, нивульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь кморальному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница междуречью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностьюречи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образнуюформу, что многие его выражения стали пословицами.
Менандр иногда отходит откомического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе».Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, чтоможно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».
Изображая мелкого исреднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые былипрогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленькихлюдях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тожевидит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным ибезусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает.Женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз дажепревосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, ипритом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого,доброго, отзывчивого.
Из комедий Менандрамораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает кдобродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, чтовсе люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, ночто у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность,сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.
Среди приемов,используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередковстречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандраосновывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереитрадиционных масок, существовало традиционное художественное мышление,находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей,сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздожизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективыдля жанра.
 
Глава III. Образыдевушек в комедиях Менандра
Менандр в своих комедияхчасто показывает только влюбленных юношей, о чувствах их избранниц он неупоминает, видимо, всем должно быть ясно, что, получив героя-молодца в мужья,любая девушка будет счастлива. Кроме того, по традиции по поводу бракадоговаривались родители, молодые часто даже не видели друг друга до свадьбы,тем более никто не спрашивал мнения девушки. Девушка должна была во всемслушаться родителей, кроме того, воспитанной девушке не позволялосьразговаривать с незнакомыми мужчинами. В эллинистическое время обычаи понемногуначали меняться, но особой революции не было.
Мотив женитьбы по любви –новшество Менандра. Особенностью его творчества стало то, что он открыл положительныестороны у таких персонажей, которым в комедийной традиции были присущи толькопороки, например, в комедиях «Третейский суд» и «Самиянка» изобразилблагородных гетер. Другим нововведением стало выведение свободной девушкинепосредственно на комическую сцену.
В комедии«Брюзга» действие происходит в маленьком аттическом селении Фила, гдеживет крестьянин Кнемон, озлобленный житейскими невзгодами на всех людей ипрезирающий весь человеческий род. Характер Кнемона столь тяжел, что от негоушла жена к своему сыну от первого брака Горгию, тоже бедному крестьянину.Кнемон остается вместе с дочерью и старой нянькой. Молодой человек из богатойсемьи, Сострат, увидев случайно дочь Кнемона, влюбляется в нее и собирается наней жениться. Однако сделать это не так-то легко. Вместе со своим параситомХереем он является во владение Кнемона, пытается безрезультатно через своихрабов познакомиться с ним, сближается с его сыном, чтобы добиться руки девушки.Все напрасно. Однако влюбленному помогает случай. Кнемон попадает в колодец, иего вытаскивают Горгий и Сострат. Кнемон смягчается, мирится с Состратом исоглашается на брак дочери, а также на брак Горгия с сестрой прежде так импрезираемого Сострата.
Девушка, дочь Кнемона насебе испытывает все капризы и причуды отца, но вместе с тем по-своему жалеетэтого одинокого человека, она любит отца, переживает за него. О ее чувствах кСострату ничего не сказано, но мы видим, что она получает в мужья благородногочеловека.
Действие другой комедии — «Третейский суд» — возникает благодаря одному случаю, происшедшему занесколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике Таврополийвступил в связь с некоей Памфилой. Вскоре после этого Харисий вступает взаконный брак с Памфилой, не зная, что это та самая девица. В отсутствиеХарисия она рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная,что это ребенок от Харисия. Вернувшийся же Харисий тоже не знает, что ребенокот него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежахсо своими приятелями и с арфисткой Габротонон. Памфила же, удрученная тяжелымисемейными обстоятельствами, подкидывает своего ребенка чужим людям. Ребенокпопадает сначала к рабу Харисия, а раб Харисия отдает его рабу приятеляХарисия. Рабы между собой ссорятся, так как раб Харисия хочет оставить у себяте вещи, которые были при ребенке, и между прочим перстень, потерянный Харисиеми найденный Памфилой. В качестве третейского судьи оба раба зовут Смикрина,отца Памфилы, то есть тестя Харисия, тот присуждает вещи вместе с ребенкомрабу, взявшему ребенка на воспитание. Но раб Харисия узнает по перстнюподлинного отца ребенка, то есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка к себевместе с перстнем, без труда доказывает Харисию, что этот именно их ребенок,Харисия и Габротонон. Оказывается, Габротонон тоже была на злополучномпразднике Таврополий и даже помнит в лицо Памфилу, Габротонон все-таки всеоткрывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем. Харисий, веря Габротонон,раскаивается в том преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротононоткрывает тайну и ему.
Памфила в этой комедиипредставляет собой вариант образа преданной жены, готовой поддержать мужа втрудные минуты его жизни, эта женщина борется с отцом за право остаться вместес человеком, который бросил ее ради наемной любовницы.
Отличается и образГабротонон. Предшественники Менандра рисовали гетеру мало привлекательнымикрасками: это алчная хищница, готовая разорить очередного вздыхателя инемедленно приняться за следующего, очень редко в ее характеристике звучалиболее мягкие тона. Ни в средней, ни в новой комедии не было фигуры гетеры,подобной Габротонон. Она не только берет на себя вымышленный грех, но и делаетвсе от нее зависящее, чтобы примирить Харисия с женой и восстановить мир в ихсемье. «Она старалась, она дитя спасла, — В ней благородство есть!», — говоритв конце Симий, друг Харисия, подчеркивая положительную роль умной и добройрабыни. Таким образом, Менандр показывает, что порядочность не есть привилегиязнатных и богатых, даже люди самого низкого положения могут и должны бытьчестными и благородными.
В комедии «Сикионец»рассказано, как командир наемников Стратофан, считающий себя гражданиномСикиона, лет 10-12 назад находясь в Карий, купил на рабском рынке раба Дромонас маленькой девочкой по имени Филумена. По рассказам раба, Стратофан знал, чтодевочка, происходящая из Элевсина, была похищена пиратами. Об обстоятельствахпропажи дочери знал и ее отец Кихесий, так как пираты, захватив сначала вместес Филуменой и рабом старуху-няньку, отпустили последнюю, считая ее такимтоваром, за который много не возьмешь. Когда девочка повзрослела, Стратофанвлюбился в нее и мог бы сделать ее своей сожительницей. Вместо этого он всопровождении парасита Ферона и своей любовницы Малфаки приезжает в Элевсин сцелью разыскать родителей Филумены и оформить свои отношения с ней законнымбраком. Здесь ему, однако, приходится преодолеть значительное сопротивление состороны некоего Мосхиона — молодого человека, возымевшего свои виды на девушку.
В данной комедии вновьничего не сказано о чувствах девушки, об этом можно только догадываться, ночеловек, ставший ее супругом, поступает благородно. Заметно, что онинтересуется мнением девушки, что было редкостью.
В случае с Кратией иГликерой, также учитывается мнение девушек. В комедии «Ненавистный» Фрасонидиспытывает ужасные муки из-за купленной им на рабском рынке девушки: несмотряна предоставленную ей свободу и богатые подарки, она отказывается отвечатьвзаимностью на любовь воина, он же не заставляет девушку стать его женой, аждет решения от ее отца, который учитывает мнение дочери.
В комедии «Отрезаннаякоса» рассказывается о воине Полемоне, живущем с девушкой Гликерой. ОднаждыПолемон увидел, как ее обнимал соседний молодой человек Мосхион, из ревности Полемонобрезал у девушки косу, чем опозорил ее перед всеми людьми, а сам удалился вдеревню, где предался кутежам. Гликера обратилась к соседке Миррине, объяснивей, что приемный сын Миррины Мосхион – ее брат и что оба они были брошеныотцом, которым оказывается Патек, друг Полемона. При посредничестве ПатекаПолемон добивается у Гликеры прощения и вступает с ней в законный брак. Впостроении сюжета Менандр исходил из реалий афинского быта в последниедесятилетия IV в. В этом быту с богатством соседствовала бедность, и старойженщине, не имеющей средств к существованию, чтобы хоть как-то устроить жизньсвоей воспитанницы, приходилось отдавать ее на содержание разжившемуся вдалеких походах воину.
В данной комедии четковырисовывается характер девушки, ее твердая натура. Гликера умная и решительнаядевушка, она заботится о том, чтобы не испортить положения своеголегкомысленного брата, попавшего в лучшие материальные условия, прощает обидусвоему импульсивному почитателю, которого она любит.

Заключение
менандраттическая комедия девушка
Используя определенныйнабор устойчивых сюжетов и ситуаций, характерный для новой комедии,закрепленные типы, или маски, Менандр создал ряд своеобразных комедий, героикоторых поражают своей нестандартностью, несводимостью к сценическомустереотипу. Это очень живые образы, и каждому присущи индивидуальные черты,действуют они согласно своему нраву, социальному положению, говорят всоответствии с собственным культурным уровнем. Именно Менандр впервые сделалдействующим лицом комедии свободную девушку, наделив ее индивидуальнымхарактером (Памфила, Гликера). Автор впервые показал, что и гетера может бытьблагородной, она также обладает личным характером, черты которого и побуждаютее поступать честно. Индивидуальные характеристики есть и у других героевМенандра.
После гибели демократии,когда бушевали войны, и не осталось твердой почвы под ногами, Менандр упорноутверждал, что мировым бедствиям человек может противопоставить только своюсобственную нравственность. Автор искал и находил в мире частицыснисходительности, доброты, благородства. Он любовался людьми, которымсвойственны такие черты характера, изображал всех с сочувствием и любовью.Автор прощает своим героям недостатки и верит в возможность их исправления, онсчитает, что улучшение нравов благотворно повлияет на жизнь общества, поэтому чувствуетсебя призванным ограждать людей от заблуждений и помогать им преодолеватьпороки.
Менандр был высоко оцененвскоре после смерти, сделавшись одним из самых любимых поэтов Греции. За нимединогласно было признано первенство среди поэтов новой аттической комедии.Творчество Менандра оказало влияние на римскую, а впоследствии и на европейскуюлитературу

Список использованной литературы
1. Античная литература. Греция: Хрестоматия. – М.: Высшаяшкола, 2002
2. Хрестоматия по античной литературе. Т 1. – М.:Просвещение, 1965
3. Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие/ Г. Г. Анпеткова-Шарова, В. С. Дуров. — М.; СПб.: Академия: Изд-во С.-Пб.гос. ун-та, 2004. – с. 192-198
4. Гиленсон Б. А. История античной литературы: ДревняяГреция. Древний Рим: Учеб. пособие для студ. филол. ф-тов пед. вузов: [В 2кн.] / Б. А. Гиленсон. Кн. 1, Древняя Греция. — М.: Флинта: Наука, 2001. – с.360-366
5. Дилите Д. Античная литература / Пер. с лит. Н. К.Малинаускене. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2003. – с. 171-179
6. Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы /А.Ф.Лосев. – М.: ЧеРо, 2001. – с.220-229
7. Радциг С. И. История древнегреческой литературы / С. И.Радциг. — М.: Лист Нью, 2004. – с. 396-407
8. Ярхо В. Н. Древнегреческая литература / В.Н. Ярхо. – М.:Лабиринт, 2000. – с. 78-162


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.