Реферат по предмету "Педагогика"


Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

НОВОСИБИРСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. МАКАРЕНКО
Курсоваяработа
Тема:Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорныхэталонов у детей 2-3 лет

Содержание
Введение
ГЛАВА1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1Сенсорное воспитание в детском саду
1.2Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорнойкультуры
2.1Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннеговозраста
2.3Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Списоклитературы

Введение
Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающейдействительности, служат основой познания мира, первой ступенью которогоявляется чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетическоговоспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждомвозрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или инымвоздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятнойдля дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитаниядошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеетчувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметовиграет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорноговоспитания.
В истории дошкольнойпедагогике, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно изцентральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики ( Я.Каменский,Ф. Фребель, М.Монтессори, О.Декролт, Е.И.Тихеева и др.) были разработаныразнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствамипредметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделатьвывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детейсо свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогическихисследований. На основе современных дидактических принципов была разработанасистема сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами ипсихологами (А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером,Н.Н.Поддъяковым и др.)
В основу первогопринципа положено обогащение и углубления содержание сенсорного воспитания,предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкойориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление сцветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализаречи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., сучетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлениимузыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовыхопераций и т.д.
Второй принциппредполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видамисодержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизациюпедагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качествапредметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинствеслучаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которыеневозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости).Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено навыяснения смысла предметов и явлений или выяснение их «сигнального значение».
Третьим принципом предопределяетсясообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой вокружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолькоразнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так жекак и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результатеспецифических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особуюценность представляют обобщенные способы обследования определенного родакачеств, служащие решению ряда схожих задач.
Четвертый принциппредполагает формирование систематизированных представлений о свойствах икачествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета,т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у негознаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, каксредство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековойпрактике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм,цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основнымразновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набормерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятоекачество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этихразновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
При определениисодержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возрастаисходными явились принципы сенсорного воспитания. Опираясь на них, быловыяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовыетона, формы, величины предметов следует использовать, и самое главное, какдолжен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.
Н.П. Сакулина,рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что сотвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них впроцессе наблюдений окружающего появиться достаточный опыт цветовыхпредставлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, враннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия иориентироваться в 5-6 цветовых тонах.
Таким образом, основнаязадача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накоплениепредставлений о цвете, форме и величине предметов.
В раннем детстве ещенет необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами,сообщать им систематические знания о свойствах предметах. Однако проводимаяработа должна готовить почву для следующего усвоения эталонов, т.е. строитьсятаким образом, что бы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства,легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
Накопление сенсорныхпредставлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой,величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с темобучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств,так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующегоовладения системой эталонов.
Поскольку эта системавключает прежде всего основные цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, синий,фиолетовый, белый и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,овал), 3 разновидности величины(большой, средний, маленький), то нужно, чтобы уребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах,цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
Обучение должновключать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств,служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собойявляется обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства ипозволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы,величины.
Поскольку в раннемдетстве еще не ставиться задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучениене должно включать обязательного запоминания названий цветов, форм.
Ведущей в раннемдетстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные заданияцелесообразно включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровыезанятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимымусловием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могутвыступать раскладывание предметов на две группы (по величине, форме, цвету),размещение вкладок в гнезда. Втыкание грибков-втулочек в отверстие доски.
Почвой для введенияопредмечивания свойств служат элементарные действия продуктивного характера.Можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специфику определенныхпредметов и явлений, использовать мозаики различной величины, формы, цвета.
Планомерность обучения детей– один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательнойработы в ДОУ.
При планированиизанятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возрастдетей и уровень их развития.
Важным фактором впланировании занятий является принцип последовательности, предусматривающийпостепенное усложнение заданий.
Важным принципоморганизации процесса обучения является систематичность. Усвоение знаний иформирование умений, должно происходить систематически ( 1 раз в 2недели).
Особого вниманиятребует вопрос о повторности занятий. Занятие на повторение не должно бытьполностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех жезаданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не кпоступательному развитию умственной активности на занятиях.
Существенным фактором впланировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию являетсявзаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневнойжизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.
После обучениядидактический материал можно давать детям и для самостоятельных игр

ГЛАВА1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
 
1.1Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитаниеозначает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорныхпроцессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессынеразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мырассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем еготвердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либопредметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия –непосредственное, чувственное познание действительности.
В дошкольном возрастеразвитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильныепредставления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе ихнепосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного,в процессе различного рода действий с этими предметами.
Развитие процессовощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети ещене умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты(форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны черезощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощьюиспользования дидактических игр и игровых упражнений, направленных наформирование у детей представлений о форме, цвете, величине.
В настоящее время куслугам воспитателя множество средств, которые позволяют ему знакомить детей спредметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки),дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), специально подобранный дидактическийматериал.
Дошкольный возраст –период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе стем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способностиребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, такжеон познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: емурассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны междусобой.
Несомненно, при наглядномознакомлении слово играет большую роль, не менее важен и организационныйпроцесс, направленный на восприятие предметов и их свойств.
Хорошо известно, чтознания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом,неясны, неотчетливы и непрочны.
Предметы и явленияокружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, формаи т.д.) Чтобы познакомиться со свойством предметом, необходимо заметитьхарактеризующее его свойство, как бы выделить его из предмета.
С древних пор педагогипользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем илииным признакам.
Если предметы одинаковыпо форме и по величине, но отличаются по цвету ( шарики, например), то можно поним учить различать цвета. Также можно подобрать предметы, одинаковые по форме,но отличающиеся по величине (набор кукол-матрешек, мисочек, яичек и т.д.) Могутбыть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме.Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиямина различение цвета, величины и формы. Задача выделения того или иного свойстваоблегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данномусвойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. Вэтом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многимдругим предметам.
Восприятие детьмиокружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями,замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используяи совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путемиспользования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорныхэталонов и других представлений о предметах и явлениях.
На занятиях задачисенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему иосуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.
Кроме того, в процессевсей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение ихмироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительныхэмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов,формирование потребностей.
Сенсорное воспитание впроцессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
1.2Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание назанятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основойорганизации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условиядля планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставленийдетей.
Умение рассматривать,воспринимать и сравнивать предметы, явления формируются лишь тогда, когда детиясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те илииные звуки, сравнивать их между собой. Поэтому, обучая детей восприятиюразличных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл ихдействий. Этот смысл становиться особо понятен детям, если они затем используютсвои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детейделается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришьпредмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессевоспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняютсяуже сформированные представления детей. В связи с этим основная задачасенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умениявоспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бысовершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов,труда в природе и т.д.
Таким образом,сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразнойдеятельностью.
При этом неправильнобыло бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельностьдает нужное направление сенсорному воспитанию. Для этого необходимо, чтобыосновная направленность и содержание этих видов деятельности были подчиненызадачам умственного воспитания, то есть когда мы учим детей рисовать,конструировать и т.д., то нужно оценивать результаты этого обучения не толькопо качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багажприобрели при этом дети.
Умения восприниматьпредметы, анализировать их, сравнивать и обобщать их не формируются сами собой:требуется специальное обучение по определенной системе (например, построить неодин красивый дом, а ряд простых, но в определенной системе усложняющихсядомов).
Итак, наибольший эффектдля сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание иорганизация которой подчинены задачам умственного воспитания.
В каждой продуктивнойдеятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладетьдети. Расширяются и углубляются знания и представления детей о предметах,формируются новые умения и навыки.
Следует отметить, чтосовершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходедеятельности, как правило, затрудненно. Детям трудно одновременно решатьнесколько задач — выполнять собственно практические действия конструирования,рисования, лепки и т.д. и вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, наоснове которого создается, например, постройка или рисунок.
Успешное выполнениепрактических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того,что нужно делать. Поэтому совершенствования сенсорных процессов на занятияхдолжно быть в основном осуществлено до начала практических действий.
Специальноорганизованное восприятие предметов с целью использования его результатовназывают обследованием.
Обследование – методсенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениямивоспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма,пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи имузыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорноговоспитания.
Содержание сенсорноговоспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Этозначит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать,сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной,конструктивной или другой деятельности.
В процессе общественноисторического развития человечество систематизировало все многообразие свойствпредметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и т.д.Овладение ими и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку вокружающем мире. Эти основные формы, цвета выступают как эталоны, образы,которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов.Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания.Овладение ею определяют общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому однаиз важных задач сенсорного воспитания детей – формирования у них представленийоб этих эталонах.
Обучение обследованиюдолжно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшеговозраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме истроению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений былболее легким.
При подготовке занятиявоспитателю следует предусмотреть, каким образом данное занятие будетсодействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние.Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти,воображения, мышления, несомненно, будут полезны для психического развития.
Педагогическуюорганизацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когдавоспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надорассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляетдеятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительнок разному содержанию.
Когда детямпредоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателяне должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.
Надо видеть затруднениядетей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе стем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставлениедетям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особеннона первых порах.
Сенсорное воспитание,включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частьюумственного развития. Представления, которые формируются у детей при получениинепосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Приобретаютобобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаютсятемя знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, освойствах вещей и явлений.
Получаемые детьмивпечатления воспитатели используют не только в целях сенсорного, но обязательнои в целях нравственного и эстетического воспитания. Соответственно строится ируководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающийхарактер, хотя в основе и лежит получение детьми новых впечатлений, то естьпроцесс познания явлений.
Для повышенияэффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большоезначение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форморганизации обучения: учебные занятия, дидактические игры и дидактическиеупражнения.
Ведущей формойсенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямомобучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядногои действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия ипредставления о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессеобучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др.
В современной системесенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводитсязанятиям иного характера, которые проводятся в форме организованныхдидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачивоспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитиевосприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование уменийпроисходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровыхдействий ( прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различныхжизненных ситуаций, соревнования в достижении результата ).
Важное значение имеют иупражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрическихфигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Этиупражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактическихигрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить вотверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорныйопыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме,величине, цвете предметов.
Упражнения сдидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычныхигрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме,величине, цвету), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речии ознакомлению с окружающим. Иногда, если упражнения проводятся в течение всеговремени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельногозанятия. В том и в другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы укаждого ребенка был необходимый материал, и дети правильно с ним действовали.
В зависимости от задачсенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель можетиспользовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представленийв наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии,дидактической игре или сенсорном упражнении.

Глава2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорнойкультуры
 
2.1Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогикедидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средствомсенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формированиясенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством,звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов иисследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокиной,Е.И.Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в детских учреждениях.
В настоящее времяведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия.Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого,нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнемудолжна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступаютсвоеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованнов часы занятий; в других – дидактические игры широко используются вповседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая игра какигровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущностизанятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное,познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель водно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а детиучатся играя.
Учебное,познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактическихзадачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитаниядетей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся сдетьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
При описании игр,включенных в сборники, дидактические задачи выделяются и воспитатели детскихсадов, проводя игры, стремятся осуществить эти задачи. Но из-за настойчивогостремления, во что бы то ни стало добиться решения дидактических задач,поупражнять и научить детей педагоги часто становятся на путь прямого обучения.
Анализ причин излишнейдидактизации игры связан с вопросом о том, как предъявляются детямдидактические задачи в обучающих играх. Дидактическая игра становится настоящейигровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачиставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым,занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием.
Например, в играх сдидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель неговорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобратьпохожие.
Дидактическая задача,таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делаетдидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей меренепреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения междувзрослыми и детьми определяется не учебной ситуацией(воспитатель учит, детиучатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участникиодной игры.
Как только этот принципнарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьмии воспитатель становиться на путь прямого обучения. Дидактическая играперестает быть сама собой.
Во избежание этого вкаждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровоедействие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней различныхигровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения,соревнования, распределения ролей и др.
Успешное использованиедидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристальноговнимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорноговоспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.
1. Игры-поручения,основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать,складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесьэлементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиямис предметами.
2. Игрыс прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению иисчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игрыс загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай»,«отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевыедидактические игры, игровое действие которых заключается в изображенииразличных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца,покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
5. Игры-соревнования,основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Ктопервый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6. Игрыв фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные синтересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, непотребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.
Например. В игре сдидактической задачей – совершенствовать восприятие формы предметов основнымусловием выигрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметыпо форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть цветпредметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т.д.
Существенно, чтоосновным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактическойзадачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное длядошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть.Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрееориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как этотребуется по условиям и правилам игры.
В основе жедидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитаниеосуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающимматериалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогикарасполагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различиивеличины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборыплоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров,кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) идр. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу(например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.
Повторноевоспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цельдидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качествеконкретного задания-поручения воспитателя.
При ознакомлении сосвойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают:подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине,цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложитьцветные палочки по цвету, размеру и т.д.
Дидактический смыслупражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможностьдействовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции,действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Кроме специальныхдидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушеки картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку:по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическимипособиями для различения цвета, формы, величины.
Много общего срассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главнымобразом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками:матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборнымиигрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданыдля развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы,цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое начало.
В работе с детьми надоиспользовать и дидактические игры и дидактические упражнения, но учитывать,когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того илииного. Включение в дидактически организованную систему детского сададидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного иумственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так какважные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществленыв дидактических играх и упражнениях.
Им принадлежитсерьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшеесовершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у нихобобщенных знаний и способов действий.
На определенном этапеформирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта,представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играхпроисходит осуществление второй части учебной функции – ознакомление собобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами(геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).
Например, дляформирования у детей общих представлений о цвете первоначально нужныдидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать,узнавать и называть основные цвета солнечного спектра(красный, синий, желтый).Затем детей знакомят с дополнительными цветами.
Полученные детьми общиезнания о цвете (или о форме, величине) способствуют сенсорному и умственномуразвитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов,дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающеммире.
Дидактические игры иупражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состояниемсенсорного развития детей.
В целях определениядостижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражненияс дидактическими материалами и игры с теми же башенками илиигрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей повеличине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок.Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся нанизком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают этоцеленаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первымина более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокомууровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительногосоотношения.
Таким образом, в общейсистеме сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебныезадачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученногосенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроляза ходом сенсорного воспитания.

2.2Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннеговозраста
Дидактические игры даютположительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог,предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программывоспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдаяпоследовательность от простого к сложному. От одного занятия к другомуусложняется и требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактическиеигры и упражнение. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, втом числе и о сенсорных эталонах.
Успешное выполнениепрограммы требует повторности. Важно, чтобы намеченные программные задачи былиосвоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не можетбыть достигнуто на одном занятии. Так как одни дети быстро реагируют на всякоевнешнее воздействие, другим для этого требуется более длительный срок. Получаемыена занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыминастолько, чтобы дети применяли их в самостоятельных играх. Для прочногоусвоения программных требований всей группой необходимо неоднократнаяповторность одних и тех же занятий, при повторении занятий растет активностьдетей.
Повторность занятийосуществляется в разных вариантах. Повторение без всяких изменений можетпривести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоениюпрограммного материала. Поэтому при повторении занятий сохраняя программноесодержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к ужеизвестному.
Например, вдидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различатьвеличину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики,а на другом – большие и маленькие матрешки или собачки.
Разнообразие занятийдостигается также усложнением заданий.
С теми детьми, которыеи после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальнаяработа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой,которые приводят к тому, что детям становится скучно.
К концу раннего детствана основе накопленного опыта дети стремятся к самостоятельной деятельности. Всвободное от занятий время дети без побуждения повторяют какое-нибудь действие,движение, усвоенное на занятии.
Стремление детей ксамостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существуупражняются в тех новых умениях, которые он получил от взрослого.
Эффективностьдидактических занятий во многом зависит от эмоциональности их проведения.Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следуетзаботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться ктому, чтобы они выполняли, что от них требуется, охотно и с удовольствием. Враннем возрасте дети еще в незначительной степени способны к волевым усилиям,они не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Онибыстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у нихположительное отношение, чувство радости, удовольствия.
Необходимо помнить окультуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетикаматериалов, которые предлагаются детям.
Дети будут заниматьсяохотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательныйвид: картинки цветные; игрушки целые, несломаные; кирпичики, шарики, кубикичистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеют также приветливые, веселыеинтонации в обращенной к детям, речи педагога. Эмоциональность восприятия удетей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, вдвижении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят дом, мостик.
Одним из основныхдидактических принципов, на основе которого строиться методика занятий смаленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
В раннем возрасте детизнакомятся с предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят,берут в руки, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, назанятиях используют приемы наглядности: показывают предмет, дают потрогать,подействовать с предметом. В результате дети получают представление о предметахи явлениях наглядным путем. Однако этого недостаточно для развития ребенка. Всечто показывают ребенку должно быть подкреплено словом.
Важно сочетатьнаглядные приемы с действиями самих детей. Необходимо управлять активностьюдетей в соответствии с поставленной задачей.
У детей раннеговозраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает ещеформироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное времясидеть спокойно, не отвлекаясь, всякое однообразие их утомляет. С этимнеобходимо считаться.
Таким образом, встаетвопрос о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности назанятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия они имеютвозможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемыйпредмет, занятие может, не утомляя детей, продолжаться 8-10 минут. Если же детинаходятся в относительной неподвижности, они быстро отвлекаются, перестаютслушать и смотреть на то, что им показывают. Слушание текста и рассматриваниекартинок, игрушек длится несколько минут, после чего меняется характердеятельности детей: они играют с игрушками, которые им показывали, иливоспроизводят игровые движения, выполняемые воспитателем. В данном случае сменадеятельности предупреждает утомление, и в тоже время решается задача учитьслушать и понимать текст, так как тематически обе части занятия связаны: дети видятигрушки, слушают о них и действуют с ними.
Большаязаинтересованность детей содержанием занятия, возникающие эмоции, которые вэтом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногданеобходимость продлить занятие на некоторое время.
Если воспитательзамечает появление у детей признаков утомления (снижается их активность, онистановятся вялыми, начинают отвлекаться, вертеться), занятие следует закончитьи дать детям возможность свободно подвигаться, поиграть.
2.3Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
 
1. Задания навыполнение предметных действий.
1.1. Раскладываниеоднородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения являетсяфиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейшихприемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материаломслужат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходеобучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет,форма, такой, не такой, большой, маленький.
1.2. Размещение вкладокразной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков вотверстие доски такого же цвета.
Цель обучения –выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину)разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева ирамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для ихразмещения. Используются также деревянные грибочки и деревянные столики сотверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включаети окраска столиков.
2. Элементарныепродуктивные действия.
2.1. Выкладываниемозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словеснымзаданием.
Цель обучения –фиксировать внимание де6тей на том, что величина, форма, цвет могут бытьпризнаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научитьдетей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьмииспользуется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощиэлементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин,пяти форм, восьми цветов.
2.2. Рисованиекрасками.
Цель обучения –закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам,подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачиспецифики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов иразноцветные листы бумаги.
По каждому из четырехтипов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условиявыполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объектыновой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, ав большинстве случаях и усложнить действие, необходимое для образования болеесовершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.
В ходе обучения детейвыполнения заданий используются названия величин, форм, цветов, но от детей нетребуется их повторение и активное воспроизведение.
Примерные занятия длядетей 2-3 лет (один год обучения).
1. Раскладываниеоднородных предметов разной величины на две группы
Цель. Фиксироватьвнимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемыустановления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой,не такой, большой, маленький.
Материал. Деревянныекруги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленькихразмеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета.
Ход занятия.Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и поясняет, что унего много разных кружков. Показывает детям вначале большие, а затем маленькиекруги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие(маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом,чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы.
Воспитатель приглашаетк своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разнойвеличины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по 1 парепредметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой жевеличины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельноговыполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разнойформы: одни сортируют по величине круги, другие – квадраты, третьи – овалы, четвертые– треугольники, пятые – прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.
Выполнив задание нагруппировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировкедругих фигур. На одном занятии малыш может сгруппировать 2-3 разновидностибольших и маленьких предметов.
В ходе занятия педагогоказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкостьсенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разнымуровнем подготовленности ребят, пришедших из дома, незакончившейся адаптацией кновым условиям, отсутствие навыков организованного поведения на занятиях.
В занятии принимаютучастие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут.
2. Раскладываниеоднородных предметов разной формы на две группы
Цель. Фиксироватьвнимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установлениятождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы пообразцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал. Деревянныекруги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера,цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5предметов другой формы.
Ход занятия.Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов.Обращается внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняютдетям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в однусторону, а другой формы – в другую. Воспитатель показывает детям кружок иговорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показеквадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другуюсторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитательпредоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предметаразной формы.
Затем раздает всеминдивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различнымдетям раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагаютпредметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другиеоперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот,кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкойформы: кругами – овалами, квадратами – прямоугольниками и т.п.
На данном занятии детимогут рассортировать предметы разнообразной формы 2-3 раза.
Занятие длится 10-12минут, проводится с детьми 1 раз.
3. Размещениевкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение повеличине.)
4. Размещениевкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.)
5. Раскладываниеоднородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)
6. Размещениегрибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение поцвету.)
7. Соотнесениепредметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине ипо форме.)
8. Соотнесениепредметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)
9. Размещениегрибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение поцвету.)
10. Рисованиекрасками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощьюцвета свойств предметов.)
11. Рисованиекрасками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)
12. Выкладываниецветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначениес помощью цвета свойств предметов.)
13. Выкладываниеиз цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначениес помощью цвета признаков предметов.)
14. Рисованиекрасками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цветасвойств предметов.)
15. Рисованиекрасками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаковпредметов.)
2.4Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача.Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравненияпредметов.
Игровая задача. Бытьхорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Неошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Воспитатель приглашаетдетей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка,морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директормагазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинамтак, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглойформы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложитьдетям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам(отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшейвеличины).
Игра «Строим дом».
Дидактическая задача.Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача.Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило.Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Воспитатель приносит вгруппу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построитьдомики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик изкирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. Вмагазине много товара».
Дети выбирают нужныйматериал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут,потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
Дети строят домикисамостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются ивесело пляшут.
Вариант игры. Можнопредложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных,кошке – из синих.
Игра «Разные кружки длязайца и лисы».
Дидактическая задача.Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача.Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило.Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Ход игры.
Воспитатель приноситдва домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звериделают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новыековрики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любятковрики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должныотобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца– зеленые.
Вариант игры.Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разныхцветов, разных форм одного цвета.
Игра «Большие ималенькие мячики».
Дидактическая задача.Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма;ритмично проговаривать слова.
Игровая задача.Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило.Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры.
Воспитатель даетрассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разнойвеличины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, иприговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит двекуклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себямячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детямподобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле –большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ейнужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мячкрасного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоитькукол: подобрать им нужные мячи.
Также можноиспользовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подберипопугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку»,«Подбери пару» и многие другие игры.

Списоклитературы
1.БашаеваТ.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие дляродителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.
2.БогусловскаяЗ.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста:Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.
3.БолотинаЛ. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие длястудентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 1997. – 240с.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателядетского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
5.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшейгруппе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
6.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателейдет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977.– 176с.
7.Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие длявоспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ«Учитель», 2006. – 79с.
8.Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). –М.: Линка-пресс, 2002. – 216с.
9.История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. Институтов.М.Ф. Шабаев, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под ред. Л.В.Литвинова. – М.:Просвещение, 1989. – 352с.
10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие длястудентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр«Академия», 2000. – 416с.
11.МенджерицкаяД.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с., ил.
12.Морозова О.В., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: Сенсорного развития ивоспитания. Дошкольное воспитание. – 1993. — №5, стр.54-55.
13.Основыдошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Г.А.Макаровой. – М.:Просвещение, 1980. – 272с.
14.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы ивеличины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада иродителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
15.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
16.Развивающиеигры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В.Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
17.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателядетского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
18.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакциейН.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
19.Упражнения с Монтессори – материалом. Школы для малышей. Дом Марии Монтессори.Под ред. Е.Хилтунен. – Рига – Москва: Пед. Центр «Эксперемент», 1998. – 180с.:ил.
20.Урунтаева Г.В. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся сред. Пед.Учеб. Заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996. – 336с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.