МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ УРГОУСПО «Удмуртский республиканскийсоциально-педагогическийколледж»Контрольная работапо методике экологического воспитанияТема: Использованиедидактических игр в процессе ознакомления детей старшей группы с растениямиСпециальность:050704«дошкольноеобразование».Курс4, группа 34 «А»,СазоноваЛюбовь Анатольевна.Формаобучения: заочная.Преподаватель:Городскова Е.А.Ижевск,2009 г.
Содержание1. Значение дидактических игр в разностороннем развитииребенка.2. Виды дидактических игр, используемых в старшей группе.3. Методика организации дидактических игр, используемых встаршей группе.4. Вывод.Литература.
Введение
Развитиеличности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний,появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороныличности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитиестарших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельностиребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводитсяигровой деятельности, в частности дидактическим играм.
По мнениюряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием:это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенкапривлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможностьпроявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которыеопределены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для нихдеятельности – отличительная особенность дидактических игр.
У детей старшего дошкольного возрастаразвивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестогогода жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешнихсвойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетомэтого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой.У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах иявлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня иночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильноназывать растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии ростаи развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений посезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различатьсвоеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитиинекоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основныминавыками ухода за обитателями уголка природы.
В старшей группе необходимо формироватьумения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существеннымпризнакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного,заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы.Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и вповседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению сприродой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а такжезанятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко используеттруд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопитьконкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные назанятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести календарь природы, вкотором фиксируют существенные основные явления в неживой природе, в жизнирастений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых идетей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективныенаблюдения. Одномуили нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затемвыбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное.Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересноеявление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома,ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года.Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знанийдетей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Временагода», «Ботаническое лото»,«Зоологическое лото» и др.
Значение дидактическихигр в разностороннем развитии ребенка
Потребность современногообщества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системеобразования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательногопроцесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучениюи воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенказнаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Передтеоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьниковкак ведущего вида их деятельности, дидактических средств в целях повышенияактивности детей в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапеобучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения ивоспитание детей.
В связи с этим особоезначение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводитсядидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая играоказывает влияние на формирование математических представлений, способствуетформированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способногоразвивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходитразвитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивовзначимой общественной деятельности, становление элементов произвольного поведения.Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, какиндивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.
Основные положения теорииигровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской исоветской педагогике К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С.Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Большое значение придают игресовременные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими каксовершенно необходимое явление в жизни ребенка. Игра — проявление егоестественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающуюдействительность, размывая одновременно присущие ему способности. Для ребенкаигра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полнойреальных и жизненно важных переживаний.
Игра не исчерпывает своихвозможностей в развитии ребенка периодом дошкольного детства. Но игра непанацея от всех бед: ребенок развивается, и дидактические игры не являютсяпостоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, какребенок усваивает новые знания. Другие учителя в своей педагогической деятельностине используют в полной мере дидактические игры.
Народная мудрость создаладидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формойобучения. Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в томслучае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе ихпроведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннегодетства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятсяполезными — мертвый груз. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но этаработа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно,что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опоройпрочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.Занимательность может быть заданна неожиданной для детей постановкой илиформулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой веденияурока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужнотолько найти его и подать их детям, что их самих к подобным находкам иоткрытиям. Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут ине упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобыпоменьше трудиться и не преодолевать...
Получая пищу для своегоума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятияхребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают,овладевает определенными знаниями.
В дидактических играх дети уточняют,закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы,растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности,учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразныеумственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей уменияиграть вместе.
Видыдидактических игр, используемых в старшей группе
Видыдидактических игр. Триосновных вида:
— игры спредметами (игрушками, природным материалом);
— настольныепечатные игры;
— словесныеигры.
В играх спредметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудиятруда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры спредметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательныезадачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества,назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильнопроизносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти,внимания.
Игры сприродным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки,ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируютмыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организуеттакие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой:деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Настольно-печатныеигры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогаютуточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизироватьзнания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразныпо видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики,пазлы.
В Программе вразделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнениязнаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе,формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.
Дляреализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры: «Чтосажают в огороде?», «Что где растет?». Цель игры: классификация растений поместу их произрастания. В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания обовощах. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» — закрепляются знания овременах года.
Кроме этогопроводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица»,«Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателяхживотного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. ВПрограмме в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и обогащениюсловаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи,связной речи, подготовка к обучению грамоте.
При ознакомлении детей с природойиспользуют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами:«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. Вэтих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствахи качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладеваютсенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперироватьпредметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешнихпризнаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально,усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний иразвитие мыслительных операций и действий. Настольно-печатные игры — «Зоологическоелото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты»,«Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможностьсистематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы,формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаютсловом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.Словесныеигры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — ненужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с цельюзакрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения исистематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстротуреакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игрыосуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. В младших группахна первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры онсообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщаетдополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активногоучастия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играютсамостоятельно.
Игровые упражнения и игры-занятия.Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количествоигровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочкутакой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогаютразличать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
Игры-занятия («Чудесный мешочек»,«Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игроваяформа придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровыеправила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и среднихгруппах, в старших группах даются как часть занятия.
Методика организации дидактических игр, используемых встаршей группе
Формамипедагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать:«прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий иэкологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведениесмотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
Однако ничтоне заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа.Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бывозможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу,использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такуюработу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения заприродными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению сприродой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи(например: «Сказки зимнего леса»), занятия эстетического цикла, а такжедидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т.д.
Полученныепредставления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, темсамым поддерживая познавательный интерес детей.
Например, вмладшей группе дети узнают о таком растении, как брусника. Они учатся узнаватьрастение по внешнему виду — в природе и на картинках, а также знакомятся с егоплодами — ягодами брусники. При возможности хорошо дать малышам попробовать навкус свежую бруснику, протертую с сахаром, сваренную в варенье и т.д. Этодоставит им радость от новых вкусовых ощущений.
В среднейгруппе дети узнают о том, как живет брусника: где она растет, как развивается,как размножается. Оказывается, что не только детям нравится ее вкус: брусникойне прочь полакомиться птицы и животные.
На занятияхпо изобразительному искусству дети могут освоить брусничный цвет как оттеноккрасного.
В старшейгруппе знания детей о бруснике опять пополняются. Они узнают, что брусникаимеет особые приспособления для того, чтобы обитать в суровом климате.Например, поверхность ее листьев гладкая и блестящая, чтобы уменьшить испарениес поверхности листа. Ягоды брусники не просто вкусные, но и очень полезные.Лекарственными свойствами обладают и листья растения.
В качестведругого примера можно привести схему усложнения знаний о таком растении, какодуванчик.
В младшейгруппе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычновызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужноучить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его!
В среднейгруппе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и временисуток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумереки перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует нанекоторые внешние воздействия.
В старшейгруппе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев,корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семянодуванчика.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическиеигры:
1.Найди поописанию
Цель: закрепить представление обособенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описыватьрастение.
Игроваязадача: найти растениепо перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры:Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называяего. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстрои правильно найдет или назовет отгадку.
2. Горячо —холодно
Цель: поддерживать интерес детей крастениям, закреплять их названия.
Игроваязадача: найти, гдеспрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений,изображение игрового персонажа.
Ход игры:Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят,закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, аведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло,холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался поддеревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, ктобыстрее найдет игровой персонаж.
3. Лото «Что,где растет?»
Цель: закреплять умение детейклассифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игроваязадача: заполнитьигровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем,болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры:Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной,называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют ихигровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
4. Скораяпомощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение крастениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игроваязадача: осмотреть«пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказатьнеобходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки,ножницы.
Ход игры:дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», имоказывается необходимая помощь.
5. Юныехудожники
Цель: уточнить особенности внешнего видарастений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игроваязадача: нарисоватьпортрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры:Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет»того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида.По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
6. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес кживой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игроваязадача: разгадать тайнуприроды.
Материал: для игры на участке детского садаготовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры:Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Этомогут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений.Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть этиобъекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны?Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откудапринес ветер?
Познавательныевопросы
Для активизации детскойлюбознательности используется прием познавательных высказываний, которыеотличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы,что...». Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и всвободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов.Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и ихродителей.
Проблемныевопросы
Психологи считают, чтопобудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступаетпознавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием инезнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитательсоздает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства еерешения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должновозбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использоватьразные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации,вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы наклассификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детскиевопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и егоумственной активности.
Возможные вопросы:
— Как растения добываютпищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищникивынуждены охотиться?
— Как путешествуютрастения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаютсяот врагов?
— Как растения защищаютсяот зимней стужи?
— Почему деревья боятсявесенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему береза не боитсявесенних заморозков?
— Почему ветви у деревьевзимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Почему у ели ветки неломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
— Почему их так называют:мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка,лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения веснойбыстро растут?
— Почему нельзя сжигатьстарую траву?
— Растет ли дерево зимой?
— Что случится, еслицветы перестанут пахнуть?
— Что случится, если небудет растений?
— Что случится, если налугах не будет насекомых?
— Почему растенияназывают «детьми солнца»?
— Что должен сделатькаждый, уходя из леса с места отдыха?
— Какие действия человекав лесу несут в себе опасность для лесных жителей?
Пословицы и поговорки орастениях
· Много леса — неруби, мало леса — береги, нет леса — посади.
· Кто не сажалдерева, тому не лежать в тени.
· Один человекоставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.
Вывод
Дидактическаяигра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление.Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольноговозраста.
Ознакомлениес окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитииребенка – дошкольника.
Формированиезнаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условияхпедагогического процесса под руководством взрослого.
Дляпроведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:
Игровых(сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),
Словесных(беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);
Наглядных(использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросовогоматериала, показ игровых действий).
Дляподдержания интереса и развития познавательной активности необходимоиспользовать игры различной вариативности.
Систематическипланировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающимдетей старшей группы.
Постоянноиспользовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками(картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлениюнаглядного материала для игр.
Литература
1. Николаева С.Н.«Методика экологического воспитания дошкольников»,
2. Саморукова П.Г.«Методика ознакомления детей с природой в детском саду»,
3. Аванесова В.Н. «Дидактическая игракак форма организации обучения в детском саду» — в книге «Умственное воспитаниедошкольника», М., 1972.
4. Бондаренко А.К. «Дидактическиеигры в детском саду», М., 1991.
5. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок вшколе», М., Просвещение, 1986.
Лото «Что,где растет?»
Цель: закреплять умение детейклассифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игроваязадача: заполнитьигровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем,болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры:Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной,называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют ихигровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.ЛУГ ЛЕС БОЛОТО ВОДОЕМ ГОРОШЕК МЫШИННЫЙ ЗВЕРОБОЙ КЛЕВЕР ВАСИЛЕК ЗЕМЛЯНИКА ЧИСТОТЕЛ БРУСНИКА ЛОТОС КУВШИНКА КАМЫШ РЯСКА МОХ ОСОКА ВОДОРОСЛИ БОЛОТНОЦВЕТНИК
ИГРА
«С какогодерева листок?», «Чьи детки?»
Цель: закрепить представление обособенностях внешнего вида дерева, их листьев и семян. Развивать познавательныйинтерес к живой природе, наблюдательность.
Игроваязадача: найти листья исемена определенного дерева.
Материал: карточки с изображением деревьев, ихлистьев и семян.
Ход игры:Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его.Дети отыскивают его изображение среди карточек. Потом находят листья этогодерева и его семена. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья исемена дерева.