МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013100 “ЭКОЛОГИЯ”
ТЕМА: “ ОПЫТ МОНИТОРИНГОВЫХ РАБОТ В ДЕТСКОМ ПАРКЕ“ОРЛЁНОК”
ГОРОДА ВОРОНЕЖА”
ИСПОЛНИТЕЛЬ
СТУДЕНТ 4 КУРСА
ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
ОТДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЯ
МАНДРЫКИН А.А.
Mirage.vrn@rambler.ru
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ЕРМОЛЕНКО Н.Н.
ВОРОНЕЖ 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
2
1. Роль и место исследовательских работ со школьниками.
7
2. Формы школьного экологического мониторинга.
11
2.1. Цели и задачи школьного экомониторинга.
11
2.2. Огранизационные формы школьного экомониторинга.
12
2.3. Методы и виды мониторинга.
14
2.3.1. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха.
19
2.3.2. Мониторинг парков и скверов.
27
2.3.3. Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.
35
2.3.4. Влияние транспортных средств на экологическое состояние города.
36
2.3.5.Обработка данных и оформление результатов.
39
3. Мониторинговые работы в детском парке “Орленок”.
41
3.1. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.
41
3.2. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха в парке
44
3.3. Оценка эстетического и санитарно-гигиенического состояния древостоя в парке
45
Заключение
49
Список используемых источников
52
ВВЕДЕНИЕ.
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставиларяд новых задач перед школой ипедагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способноепреодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Очевидно,что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраныприроды. Комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономическихвопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражениямногоаспектности экологии в школьном образовании[14].
Данная дипломная работапосвящена школьному экологическому мониторингу парков. От латинского monitor— предостерегающий, наблюдающий — происходит английский термин мониторинг[англ. monitoring], означающий наблюдение, оценку и прогнозсостояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академикомРАН Ю.А. Израэлем в 1974 г., всоответствии, с которой под мониторингом состояния природной среды, и в первуюочередь загрязнения и эффектов, вызываемых в биосфере, подразумеваюткомплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферыили ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.
Программа ЮНЕСКО от 1974г. определяет мониторинг как систему длительных наблюдений в пространстве и вовремени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающейприродной среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров,имеющих особенное значение для человечества[27].
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственноеобщение с природой, – пожалуй, самый надежный путь обретения экологическогосознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьногоэкомониторинга – той области воспитательной и образовательной деятельности,которой и посвящена дипломная работа.
Помимо анализа системы, целей и задач школьного мониторинга, вдипломная работе рассматриваются ряд конкретных его методов, например – оценкачистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки (п. 3.1),лихеноиндикация (п. 3.2.), и др.
Конкретнойтемой данной работы выбран мониторинг парков.
Цель работы учебно-познавательная: изучить закономерности иизменения, происходящие в городском парке “Орленок”.
Задачами в работе были:
1. Разработатьсистему школьного экологического мониторинга парков.
2. Выявитьинтенсивность движения автотранспорта вблизи парка “Орленок”.
3. Определитьуровень загрязнений атмосферного воздуха с помощью лишайников в парке“Орленок”.
4. Получитьдостоверные данные эстетической и санитарно-гигиенической оценки древостоя впарке “Орленок”.
Среда обитания современного человека – этоискусственно-естественная среда. Ее формируют как биологические, так исоциальные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены. Одна изважнейших функций, которую призваны выполнять парки – оптимизация состояния городской среды, обеспечениевозможно более высокого уровня экологического комфорта. Основной сущностнойхарактеристикой парка является синтез его биологической и социальнойсоставляющих.
Наличие парка значительно повышаеткачественные характеристики среды обитания человека. Это происходит в силутого, что парк способствует удовлетворению экологических потребностей. Условноэти потребности можно разделить на две основные группы: биоэкологические исоциоэкологические. В этой связи прослеживаются два аспекта в деятельностипарка: биоэкологический и социоэкологический. При рассмотрениибиоэкологического аспекта необходимо учитывать потребности физическогосуществования человека. Обширные массивы зелени выполняют важнуюсанитарно-оздоровительную функцию, являются резервуарами и поставщиками чистоговоздуха, аккумулируют вредные вещества, регулируют почвенные и гидрологическиепроцессы. Дерево средней величины за 24часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёхчеловек[22]. Фитонциды, выделяемые растениями, убивают болезнетворныебактерии или задерживают их развитие. Не следует забывать и о том, что паркизащищают нас от пыли и городского шума, который, судя по некоторымисследованиям, вызывает нарушения функций человеческого организма идентичные похарактеру нарушениям при действии некоторых ядовитых препаратов[13].
В крупных городах лишь на территориипарков сохраняются относительно обширные не асфальтированные площади, аповсеместное асфальтирование и нарушение микрорельефа ведет к ухудшениюгеоморфологической ситуации города. Даже при значительном изменении чистоприродных характеристик городской парк в условиях урбанизированной ландшафтаявляется своеобразным “заповедником”.
Отношение человека к природе –социальная проблема. Она может быть включена в социоэкологическую частьпарковая деятельность. Формирование рационального природопользования и есть задача парка в области собственноэкологического воспитания, повышения уровня экологической культуры.Экологическая культура как неотъемлемая часть мировоззрения, должна определятьуровень деятельности парка.
Социологический аспект парковой деятельностимногообразен, это объясняется многофункциональностью парка.
Один из методологических подходовк организации работы парков состоит в единстве био- и социологических аспектов.Этот подход, является основным при рассмотрении парка в контексте экологическихпроблем. И здесь может быть выделен из принципов организации работы парка: всемероприятии, проводимые в нем, должны быть связаны в той или иной мере с егоприродной основой.
В динамике функций парковойдеятельности в настоящее время явно наметился процесс «экологизации“ всехнаправлений, в то же время в содержательном отношении усиливается тенденциядифференциации парков, что привело к широкому распространению их тематическихтипов. Следовательно, возникла необходимость организации парков, имеющих преимущественноэкологическую ориентацию (национальные парки, лесопарки и др., т.е. в которых биоэкологическийаспект преобладает). Эти парки, конечно, не должны иметь на своей территориигромоздких аттракционных комплексов. Отсюда возникает проблема их нерентабельности,особенно обострившаяся ориентация на самоокупаемости парка. Но ведь нельзяповсеместно ориентироваться на сиюминутную выгоду. Подобные парки, безусловно,окупят себя, но эта окупаемость имеет морально-этическую окраску: организацияполноценного отдыха, оздоровительные, воспитательные мероприятия.
Комплексный тип парка, наиболеераспространен на сегодняшний день, в равной степени должен включать социо- ибиоэкологический аспекты деятельности. Но в этих парках целесообразно создаватьэкологические мини-парки. Они могут быть включены в зоны тихого отдыха, которыедолжны быть в парках любого типа. На восприятие человеком окружающегопространства будет влиять и направленность внимания. Пейзаж можетвосприниматься как картина, как фон-декорация для какого-либо действия(праздничного гуляния, спортивного состязания или детских игр). Причем впоследнем случае один и тот пейзаж будет по-разному восприниматься участникамидействия (например, теми, кто развлекается на аттракционах, и наблюдает состороны).
Важнейшая задача сегодняшнего дня– формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также егопрактических действий согласующихся с требованием бережного отношения кприроде.
В этом случае парк выступает, преждевсего, визуальным представителем природы в городе, где использование иэксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальнымпотреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которыеявляются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, темне менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфереэкологической воспитания – организация систематических занятий с цельюполучения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создаватьразличные кружки.
Основным методом проводимых мною исследований являетсябиоиндикационный метод, который имеетряд преимуществ в сравнении дистанционным и физико-химическим методом. Отлаженная система оценки качества средыобитания на основе данных химико-аналитического контроля, который проводится внастоящее время во многих регионах России не всегда эффективна. Прииспользовании такого подхода, необходимо определить содержание многочисленныхкомпонентов загрязняющих веществ в разных природных средах, затем сравнить ихконцентрации с предельно допустимыми и на этой основе сделать вывод об»опасности" или «безопасности» для биоты и человекакомплексного воздействия всех этих факторов. Оказывается, на каждом изуказанных этапов ожидают проблемы и трудности, непреодолимые с позицийхимико-аналитического контроля. Первая проблема состоит в том, что химическийанализ позволяет установить концентрации относительно небольшого числапотенциально опасных и уже известных токсичных и мутагенных веществ. Гдегарантия, что именно тот компонент, концентрация которого не определена, неоказывает негативное влияние на биологические системы? Вопрос о стоимости самойпроцедуры химического анализа, для осуществления которой, какминимум, требуется развитая приборная база и подготовка квалифицированныхспециалистов.
Даже если возможно узнать исключительно много о химическомсоставе анализируемых субстратов, возникнет необходимость нормированиясодержания поллютантов. И эта последняя проблема является наиболее сложной. ВРоссийской Федерации установлены ПДК примерно для 1400 веществ в воде, болеечем для 300 веществ в воздухе и 100 в почвах[6], т. е. для относительнонебольшой части мутагенов, поступающих в окружающую среду. В разных странах дляодних и тех же токсикантов значения ПДК существенно различаются[17,19,30].Но это еще не главный “недостаток” химико-аналитического контроля,ограничивающий его применение для оценки качества среды обитания.
В реальной ситуации на животные и растительные организмыоказывает влияние комплекс химических, физических и биологических факторов,совместное действие которых в зависимости от природы, интенсивности и порядкавоздействия агентов обусловливает принципиально разные типы ответной реакцииклетки организма[10,11,20]. Поэтомурезультирующий отклик биологической системы на комбинированное сочетанноевоздействие нельзя предвидеть исходя только из информации об эффектахраздельного действия агентов. В связи с этим, существующий принцип нормированияполлютантов, основанный на их предельно допустимых концентрациях, приводит илик недооценке, или к переоценке возможных последствий повышения техногеннойнагрузки на популяции животных и растений и может быть правильным только вслучае аддитивного взаимодействия факторов.
1. РОЛЬИ МЕСТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СО ШКОЛЬНИКАМИ.
Методисты выделяют вкачестве центральных моментов экологического образования три взаимосвязанныеего части:
— знание экологическихзаконов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе “природа– человек”;
— эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественныеобразы ее выражения и отношение к ней человека. Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского, обращенные к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцевмудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.”[25];
— деятельность в реальных социоприродныхситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Формирование названныхкачеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельнойпоисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – одиниз методов проблемного обучения.
Исследования учеников вобласти экологии сочетают в себе использование теоретических знаний иэксперимента, строить план исследования, требуют умения моделировать,осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования,построения схем и диаграмм.
В процессеисследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулироватьизучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины еевозникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы ипредложения.
Большое воспитательноезначение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента.Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, вособенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворенияполученными результатами. Такой подход к организации исследовательскойдеятельности способствует повышению качества экологического образования,обеспечению преемственности образовательных уровней. В вузах такие учащиеся,как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу,становятсяактивными членамистуденческих научных обществ[2].
Основными формами экологическойработы, в которых реализуются исследовательская деятельность, являются: школьные экологические кружки, научно-исследовательские группы,экологические отряды, центры, экологические летние лагеря, школьные научныеобщества, научно-практические конференции и многое другое.
Можно выделить триосновных вида исследовательской деятельности учащихся по экологии: 1)теоретические исследования; 2) прикладные, опытно-проблемные; 3) системные, комплексные исследования поединой программе школьного экологическогомониторинга.
Теоретико-исследовательскаяработа направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей,тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входитэколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностейотношений природы, истории и культуры родного края.
Большинство прикладных,опытно-проблемных исследований проводится в виде индивидуальныхэкспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладнойрегиональной и проблемной тематике.Практика педагогической деятельности показывает, что наиболее приемлемыми иактивно применяемыми видами исследовательской работы по экологии в базовыхшколах являются пока прикладные и опытно-проблемные исследования.
Третийвид исследовательской деятельности школьников будет подробно рассмотрен в п.2.
Исследовательскаядеятельность по экологии предполагает наличие нескольких основныхэтапов:
Этап 1. Подготовительный.Учащиесяизучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объектеизучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники.
Этап 2.Экспериментальный. В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практики других видов экологической деятельности учащиеся проводят системныенаблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают ихописание.
Этап 3. Камеральный. Осуществляется обработкаобразцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаютсяколлекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическаяобработка результатов, построение карт, диаграмм и графиков.
Этап 4. Аналитический. Проводится работа по выявлениюпричинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем,составляются рекомендации и предложения.
Этап 5. Отчетный. Составляется отчет обисследовательской работе по следующим разделам: актуальность темы; цель и задачи исследования; литературныйобзор; экспериментальная часть (описаниеметодик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарийчертежей, диаграмм, таблиц и фотографий); выводы и предложения по работе; список литературы.Результаты исследования вносятся в экопаспорт школьного мониторинга.Заполненный экопаспорт микрорайона школы направляется в районную опорную поэкологической работе школу, а оттуда – в региональный эколого-биологическийцентр школьников. На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции,оформляются творческие работы на конкурсы.
Этап 6. Информационный. Этот этап деятельностипредусматривает ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, органоввласти, ведомств и служб, печати с полученными результатами, предложениями ирекомендациями.
Этап 7. Практический. Личное участие школьниковв практической работе по охране природы. Важными видами природоохранной работыучащихся, к которой побуждает исследовательская деятельность, являются:участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций; участиес докладами на научно-практических конференциях школьников, в конкурсах,олимпиадах, выставках; пропаганда экологических знаний (подготовка лекций,бесед, устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, плакатов,издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематическихвечеров, праздников, посвященных Дню окружающей среды, Дню здоровья идругое); участие в практических делах поозеленению улиц, парков, зон отдыха и т.д.; сохранение и использование эстетических ценностей природы; пропаганда здорового образа жизни, овладениезнаниями основных законов по охране природы[2].
Практическая деятельностьшкольников в природе многообразна и разнопланова. Широко известны кампании,акции, различные месячники, декады, деятельность экологических патрулей,трудовых экологических лагерей, школьные лесничества, объединения подростковыхклубов, экологические дружины и другие формы природоохранной работы. Участие вприродоохранной деятельности, знание основных законов по охране природы, какна федеральном, так и на региональном уровне позволяют учащимся более грамотноделать выводы, предложения и рекомендации по итогам исследовательской работы,понимать причины, порождающие проблемы охраны природы, и основные направленияэкологической политики, как в регионе, так и на государственном уровне.Использование активных форм экологического образования и в первую очередьисследовательской деятельности, связанной с непосредственным общением с природой,способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращениюэтих знаний в мировоззрение[8].
2. ФОРМЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.
2.1. Цели и задачи школьного мониторинга.Вп.1. упоминались три вида исследовательской деятельности школьников. Одним извидов такой деятельности, включающим системные, комплексные исследования,является школьный экологический мониторинг, который вводится в практику работышкол лишь в последние годы[24].
Школьный экологическиймониторинг – это часть системы экологического образования, предназначенная дляформирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базепрактической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающейсреды своей местности.
Целями школьного экологического мониторингаявляются:
— формированиеэкологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практическойдеятельности;
— обеспечение учетапоказателей экологического состояния территорий на уровне биогеоценозов, в томчисле параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений[2].
Более подробно (с учетомкаждого этапа) данные цели можно определить так:
— начальноеобразование: формирование основных представлений о взаимосвязях человека сприродой и ценностных установках по отношению к явлениям и процессам биосферы;
— основная школа —становление экологической культуры, здорового образа жизни, приобретениенавыков экологически целесообразной деятельности на основе пониманияцелостности человека и его единства со всеми формами жизни на Земле; пониманиесистемного строения природной среды и опасности потери биосферойжизнепригодных качеств;
— полная средняяшкола: становление нравственной и экологической ответственности как чертыличности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального,регионального и глобального уровней, предпосылок и путей их решения, созданияусловий перехода к устойчивому развитию[28].
Основные задачимониторинга можно коротко сформулировать следующим образом:
— получение надежных,достоверных сведений об изменениях в состоянии окружающей среды и отдельных ееэлементов путем систематических наблюдений понаучной программе;
— организациявзаимодействия человека с природой на основе экоимператива;
— создание научной основыдля принятия экологически целесообразных решений и их реализации;
— открытостьэкологической информации для всех людей и публичное обсуждение экологическихпроблем.
Естественно, от учащихсяи их наставников не требуется проведения всего объема наблюдений иизмерений, которые предписывает государственный экологический мониторинг.Материальная и приборная база школ для этого не приспособлена. Поэтому длясистематического наблюдения экологических изменений школьникам предлагаютсячаще не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которыепозволяют замечать, сравнивать и фиксировать в ландшафте, флоре и фауне, естественныхэкосистемах и природно-антропогенных комплексах изменения, вызываемыеэкологическими причинами.
2.2. Организационная форма школьного экологического мониторинга
Правовой статус школьного экологическогомониторинга (ШЭМ) устанавливаетсяЦелевой комплексной программой экологического образования населения.Положением о ШЭМ, утверждаемым Департаментом образования, другими документами,принятыми для ШЭМ в регионе. При наличии территориальной системы комплексногоэкологического мониторинга региона школьный экологический мониторинг может бытьвключен в нее в качестве подсистемы. Мониторинг проводится по единой для всегорегиона программе, с одинаковыми объектами контроля, методиками ихисследований, одними и теми же принципами выбора контролируемой территории, содинаковой периодичностью измерений и отчетности. Однако для сельских и городскихшкол могут применяться разные системы показателей с учетом особенностей ихтерриторий[2].
По объектам наблюденияшкольный экологический мониторинг совпадает с общим научным мониторингом: это мониторингокружающей среды. Однако методы его должны быть доступны для школьников, анеобходимое оборудование должно быть в наличии в школе. По масштабамнаблюдения школьный экологический мониторинг в начальный период является локальным,затем о подключением нескольких школ переходит в районный и областной[28].
Исследовательская деятельностьв рамках ШЭМ может проводиться на локальном уровне экологического мониторингасредними школами, специализированными гимназиями, лицеями, Дворцами и Домамидетского творчества, эколого-биологическими центрами и другими внешкольнымиучреждениями, ученические коллективы которых по единой программе и в единыесроки под руководством учителей осуществляют наблюдения за окружающей природнойсредой – сбор, первичную обработку и хранение данных для их использования всистеме регионального экологического мониторинга.
Организациейисследовательской работы учащихся в биологическом и химическом аспектахмониторинга руководят учителя биологии, экологии, химии, а в географическом –учителя географии.
Основными формамишкольного экомониторинга в учебной деятельности являются: урок в видепрактических или лабораторных работ, факультативные занятия, практикумы. Вовнеклассной деятельности – кружки, научно-исследовательские группы, практикумы,летние экологические лагеря, экскурсии, экспедиции, конкурсы и олимпиады.
Для руководстваэкологической работой в школе целесообразно иметь экологический совет,формируемый на принципах добровольности и делегирования. В составе советанаряду с учителями желательно участие родителей, специалистов по экологии ишкольников старших классов. Руководитель совета может быть выбран или назначенна основе взаимного согласия. Это может быть учитель биологии, экологии,географии или химии.
Материалы исследований попрограмме ШЭМ представляются в виде отчета – экопаспорта территории микрорайонашколы. Экопаспорт выпускается с периодичностью один раз в год в 2-хэкземплярах. Первый отчет должен представлять собой заполненный экологическийпаспорт по микрорайону школы с оценкой его экологического состояния на моменторганизации школьного мониторинга и начала участия коллектива школы вкомплексном экомониторинге области. Эту оценку экологического состояниямикрорайона следует считать своеобразной точкой отсчета, относительнымиконтрольными показателями, с которыми можно будет сравнивать показателисостояния окружающей среды в последующие годы. Следующие отчеты будутпредставлять собой сведения за соответствующий год по тем же разделам паспорта(кроме общей характеристики микрорайона) с внесением всех показателей, дажеесли они и не изменились. Один экземпляр отчета остается в школе, а другойнаправляется в опорную школу района по экологической работе. Руководителиопорных школ, собрав экопаспорта от всех школ района, направляют их вэколого-биологические центры школьников для анализа и обобщения результатов.
Методическая поддержкамониторинга должна осуществляться по линии департамента образования черезучреждения повышения квалификации учителей, совместнуюнаучно-исследовательскую работу с кафедрами вузов, при участии региональныхцентров экологического образования населения и информационно-аналитическихцентров региональных госкомитетов по охране природы.
2.3. Методы и виды мониторинга
Существует нескольковариантов классификаций видов мониторинга в зависимости от принципов его назначения.
В зависимости оттерритории, охватываемой наблюдениями, или, иными словами, По масштабаманализируемой информации мониторинг подразделяется на тр