Реферат по предмету "Экономика"


Государственное управление ценами

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН ИАНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие государственного управленияценами и антимонопольной политики
1.2 Государственное регулирование цен иантимонопольная политика: формы и методы
1.3 Опыт государственного управленияценами в США и Франции
2.Государственное управление ценами и антимонопольная политика в РоссийскойФедерации
2.1 Нормативная база государственногорегулирования цен
2.2 Система государственных органов
2.3 Механизм воздействия органовгосударственной власти в области регулирования цен
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ
3.1 Анализ текущего состояниягосударственного управления ценами
3.2 Возможности и перспективыгосударственного регулирования цен на Федеральном и региональном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПольЗОВАННЫхиСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Государство в политикерегулирования экономики ставит следующие цели. Прежде всего, поддержаниемакроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это– глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могутменяться в зависимости от характера экономического развития в каждый данныйпромежуток времени. С учетом этого целями государственной экономическойполитики могут быть:
1)   поддержаниесбалансированного общественного производства;
2)   стимулированиероста производства
3) обеспечение полнойзанятости;
4) повышениеэффективности общественного производства;
5) справедливоераспределение дохода;
6) стабильность цен,следовательно, не допущение инфляции;
7) сохранение природнойи окружающей среды и т.д.
Целью данной работыявляется раскрытие сущности государственного управления ценами.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН ИАНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
 
1.1 Понятие государственного управления ценами иантимонопольной политики
Государственноерегулирование цен – это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразованияс целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей.
Политика ценосуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования,контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничениянегативных последствий монополистической деятельности в порядке,предусмотренном антимонопольным законодательством.
Ценоваяполитика является частью экономической политики государства и в условияхрыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитиюрыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной,муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции исмягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же времяспособствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг ифинансовых средств, свободной экономической деятельности.
Государственные ценыв рыночной экономике устанавливаются на :
— продукциюпредприятий-монополистов;
— базовые (дляэкономики данной страны) ресурсы;
— социально значимыетовары.
Система государственныхцен состоит из двух элементов:
а) фиксированные илитвердые цены, жестко устанавливаемые
государственнымиорганами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные ценыустанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Какправило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб,молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотациииз бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированныхцен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцомтовара преследуется по закону.
Регулируемые цены- их величина определяется госорганами с учетом изменения экономическойконъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлениипредельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другиеметоды регулирования.
Контрактные цены- величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением,документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.
Различный уровень ценна однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен — денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага.
В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольнаяполитика – это политика государства, направленная на ограничение, регулированиемонополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентныхдействий.
1.2 Государственное регулирование цен иантимонопольная политика: формы и методы
Рассмотрим основныеформы государственного регулирования цен.
1. Наблюдение за ценамисо стороны правительственных органов. Проводится в основном центральнымистатистическими управлениями. Главная цель наблюдения — выявление ростастоимости жизни для определения индекса номинального повышения заработной платыи пенсий, а также для того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет наиздержки производства и национальную конкурентоспособность.
2. Косвенноевоздействие на цены. Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иныеколичественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетныеставки, варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денеги т.п.
3. Государственное вмешательствов процесс ценообразования. Здесь имеется в виду санкционированноеправительственными органами завышение издержек производства.
4. Лидерство в ценах.Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна доля государства.Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, приограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять ихуровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, гдегосударство является крупным заказчиком и покупателем — во многих видахстроительства, в производстве вооружений и других товаров для армии.
5. Прямоегосударственное воздействие на цены. Его оказывают государственные субсидии,снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий- снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемыепутем специальных доплат производителю или потребителю.
6. Особое направление — государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственнымпоощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторыхстранах — с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов итранспортных тарифов.
7. Установлениефиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые вгосударственном секторе экономики. Примером здесь могут служить цены наминеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию,железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые ценыи тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.
8. Правительственныйконтроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов их повышения.Это типичное средство административного хозяйственного регулирования.Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является вдолгосрочном аспекте неэффективным.
9. Передача правустановления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональныморганам. Примеры: установление цен на уголь и черные металлы Европейскимобъединением угля и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственныетовары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутриинтеграционных объединений, унификация налогов как важного фактораценообразования.
Антимонопольнаяполитика имеет несколько основных направлений:
1.        Стимулированиепредпринимательства
2.        Развитиеконкурентных начал
3.        Организационно-правовоеобеспечение антимонопольной политики
Выделяют два методаантимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулированиявключает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельныхсубъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятсяпреимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодолениямонополистических явлений в экономике.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:
-ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
-принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
— принудительную привязку покупателей к продавцам;
-сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
-отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
-различного рода бойкоты.
 
1.3Опыт государственного управления ценами в США и Франции
 
Изучение опытаценообразования зарубежных стран позволяют понять его закономерности и тенденции,использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России впериод перехода её экономики к рынку. Государственное регулирование цен в странахс рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных,административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены такимобразом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом,т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. Взависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носитантикризисный и антиинфляционный характер. Меры воздействия государства напроизводителей могут быть как прямыми (установление определенных правилценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, какфинансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямоерегулирование цен осуществляется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики,водоснабжения и т.д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимоназвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направленына изменение конъюнктуры, создание определенного режима в областифинансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – наустановление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.
Американская администрация,ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельнымтоварным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов иметодов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлениюэкономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействиена развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенногорегулирования цен можно выделить следующие:
— рестриктивная кредитно-денежнаяполитика, регулирование учетной
— ставки федеральныхрезервных банков;
— сокращение дефицитагосударственного бюджета;
— федеральные закупкитоваров и услуг;
— налоговая политика.
Эти направлениягосударственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменениесоотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образомопределяют базовые пропорции обмена и уровня цен. Прямое государственноерегулирование цен применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающихпод юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливаюттарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги.Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.
Государственный сектор вэкономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты(например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторыеотрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный икоммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случаегосударство устанавливает все экономические параметры деятельностиотраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовуюпродукцию, во втором – государство оказывает минимальное воздействие наэкономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их кконкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франциипредопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары иуслуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные80% находятся врежиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, чтоФранция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольножесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранилсядо нашего времени.
В настоящее время во Францииимеется около 3000 государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудникамиотдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департаментапо конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и100департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).
Основные задачи государственныхконтролеров – наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеютправо составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовыйтрибунал, который принимает решения о санкциях к юридическим лицам, связанным снарушением законодательства по ценам.

2. Государственноеуправление ценами и антимонопольная политика в Российской Федерации
 
2.1 Нормативная база государственного регулированияцен
В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.
Одним изосновных нормативных актов, закрепляющих возможность государственногорегулирования цен, является Указ президента «О мерах по упорядочениюрегулирования цен»
В данном указе,например, сказано, что осуществлять государственное регулирование цен (тарифов)в основном предполагается только на продукцию естественных монополий.Правительству Российской Федерации следует определять с учетом норм,установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждатьперечни продукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РоссийскойФедерации подлежат государственному регулированию Правительством РоссийскойФедерации, федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями
Антимонопольноезаконодательство – совокупность нормативных актов,направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободыдоговора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничениязатрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и разделарынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличитьвозможность продавца влиять на цену.
Основойроссийского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защитеконкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательскойдеятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимаютдоминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основеопределения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупнойдоли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж)компаний.
Такимсубъектам при некоторых исключениях запрещается:
1)установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятиетовара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение ценытовара;
3)навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихсяк предмету договора;
4)экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращениепроизводства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы наего поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5)экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение отзаключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличиявозможности производства или поставок соответствующего товара;
6)экономически, технологически и иным образом не обоснованное установлениеразличных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установленофедеральным законом;
7)установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованнонизкой цены финансовой услуги;
8) созданиедискриминационных условий;
9) созданиепрепятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другимхозяйствующим субъектам;
10) нарушениеустановленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Наряду с этимФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей ипокупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование ценмежду хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
2.2Система государственных органов
Как было отмечено,установление основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации.Таким образом, основная задача законодательной власти в рассматриваемой сферезаключается в принятии соответствующего закона.
ПравительствоРФ как высший орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией,обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной иденежной политики. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» содержит ст. 15, раскрывающуюполномочия Правительства РФ в сфере денежной, финансовой, кредитной и денежнойполитики. В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесеныразработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Министерствоэкономического развития и торговли РФ, как орган межотраслевой компетенции,занимает центральное место в системе федеральных органов исполнительной власти,проводящих в жизнь государственную ценовую политику. В соответствии сПоложением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21декабря 2000 г. № 990, к его функциям (подл. 13 п. 7) относятся разработкапредложений по совершенствованиюценового регулирования в отраслях, гдеприменяется государственное регулирование цен (тарифов), прогноз динамики цен ииндекса-дефлятора, участие в осуществлении контроля за применениемгосударственных регулируемых цен (тарифов).
ВМинистерстве экономического развития и торговли создан Департамент цен изакупок. Положение о нем утверждено Приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября2002 г. № 287.
Кисполнительным органам межотраслевой компетенции, реализующим государственнуюценовую политику, относится МАП РФ.
МАП Россииприменяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий вобласти связи, предусмотренные законодательством Российской Федерации оестественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемоепосредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Федеральныморганом исполнительной власти, регулирующим деятельность субъектов естественныхмонополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, являетсяФедеральная энергетическая комиссия. К основным задачам и целям Комиссииотносится государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги)естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте.Соответственно, государственное регулирование тарифов на электрическую итепловую энергию, ценовое регулирование в сфере транспортировки нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа потрубопроводам, тарифов на перевозки, осуществляемые федеральным железнодорожнымтранспортом, отнесено к функциям данного органа. ФЭК осуществляет ценовоерегулирование в порядке, определяемом Правительством РФ.
ФЭК Россиипредоставлено также право рассматривать разногласия, возникающие междурегиональными энергетическими комиссиями, потребителями, энергоснабжениекоторых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынкаэлектрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по ихпросьбе, и принимать соответствующие решения с установлением обязательных дляприменения предельных величин тарифов.
Отдельныеполномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органамиисполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которыхнаходится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежатгосударственному регулированию.
Федеральнаяантимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору засоблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынкефинансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию впределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфередеятельности.
2.3 Механизм воздействия органов государственнойвласти в области регулирования цен
В структуреорганов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие иреализующие политику цен. На федеральном уровне — это правительство РоссийскойФедерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерствоэкономики РФ.
Будучицентральным органом федеральной исполнительной власти, министерствоосуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевуюкоординацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведениюединой в стране государственной политики цен; совершенствование механизмаценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночныхотношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальныхпроблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народногохозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованиюгосударственной политики цен; совершенствование порядка установления иприменения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен внародном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукциюпредприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдениемзаконодательства по ценообразованию и государственной дисциплины ценхозяйствующих субъектов.
На уровнесубъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательныеи исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местногосамоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеютсяспециализированные подразделения по проведению ценовой политики — управленияили комитеты по ценовой политике.
Органыценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей,автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу поценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ;обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства поценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местногобюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимыетовары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль заценами.
ПравительствоРоссийской Федерации принимает решения о введении государственногорегулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительнойвласти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции,цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает ихпо мере необходимости.
В настоящеевремя разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов вэлектроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте,на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, атакже на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
На продукцию,товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополийгосударственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительнойвласти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемыерегиональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируютсярегиональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный,реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественноготранспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги(водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи поутвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделиямедицинского назначения.
Государствоне только определяет перечень продукции, цены на которую подлежатрегулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органыгосударственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органамконтроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, науровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющийконтроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — органместного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы,органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы,государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контрольза соблюдением порядка применения цен и тарифов.
Нарушениепорядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектомпредпринимательской деятельности установленных цен или условий, ихограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цендокументов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
Органам контроляцен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольныхфункций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейсяв их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношениисоблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовыхсанкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки илипосле нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранениинарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административнойответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий,виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов
Полномочияорганов контроля цен местного самоуправления распространяются только насубъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальнойсобственности.
Проверяемыепредприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля.При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовыхсанкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой,сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативнымиактами, в пересчете на объем реализованной продукции. Если предприятие самовыявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оносамостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случаеневозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактическипримененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующимзаконодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.

3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯЦЕНАМИ
 
3.1 Анализ текущего состояния государственногоуправления ценами
В России за последниегоды спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путемувеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не можетдать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другойстороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителейв изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткиесроки.
Системаценообразования, создаваемая в России в ходе реформы, должна быть, как и всовременной рыночной экономике, с одной стороны единой и реализовывать ведущуюроль принципов конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой — иметьрегулируемый, разнорежимный характер. Для решения главной задачи — предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, необходимогосударственное установление и регулирование цен не только на продукциюестественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся взначительном количестве.
За последние годыгосударственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
1.        Выплатадотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различныхуровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем«диктует рынок».
2.        Установлениедля производителей, оптовых и розничных организаций предельных нормрентабельности, дифференцированных по отраслям.
3.        Установлениетвердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценамизготовителя.
4.        Установлениетвердых фиксированных цен.
5.        Установлениедля предприятий-монополистов предельных цен.
6.        Ограничениеуровня рентабельности предприятий-немонополистов.
7.        Установлениесельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другимплатежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
8.        Установлениепредельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя дляоптовой и розничной торговли.
9.        Установлениекоэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
10.     Рекомендациипо применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а такжеединого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11.     Декларированиеповышения свободных цен. Существовавшая в России система государственногорегулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающимиспользованием метода установления предельного норматива рентабельностиоказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к ростуиздержек, понижению качества, падению объемов производства, спадуинвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.
Применение административногорегулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественныхмонополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, вкоторых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайнезатруднительно и технически невозможно.
В России за последниегоды регулирование цен государством было введено по продукции, которая вконечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельнымсоциальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первойнеобходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходяиз реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
3.2 Возможности и перспективы государственногорегулирования цен на Федеральном и региональном уровне
В условиях рыночной экономики каждый производственныйресурс имеет свою цену, которая, как итоварная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производствен­ные ресурсы делают возможным выбор такихпроизводственных ресурсов, при которыхопределенный объем производства достигается при минимуме издер­жек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочейсилы стимулирует внедрение техническиоснащенных процессов производства, и наобо­рот,низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым ценыпроизводственных ре­сурсов, ориентируяпредпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены,воздействуют на более эффективноераспределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль враспределении произ­водственныхресурсов.
В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядитотсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненнозначительный.
РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчасданной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущемпрогнозтруется.
Решение этой проблемы повысит уровень страны и навнешнем рынке.
В моей работе представлены ряд законов, постановлений,указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию развития и улучшениясоциальной жизни общества.
Перенос акцента на использование рыночных методоввоздействия государства на экономику в индустриально развитых странахпотребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, чтонеобходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал ссильнейшим финансовым кризисом. Одной из важнейших статей увеличения доходнойчасти бюджета стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналомрегулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика.Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение вотказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цены являются объектомпостоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являютсяодной из критических точек экономической и социально-политической жизни, гдесталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.Воздействие на цены служит глобальным целям государственной экономическойполитики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией,усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчениюсоциальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики надругие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессахформирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные илидаже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать сдругими целями, но они всегда служат генеральной цели государственногорегулирования — оптимизация темпов и пропорций экономического развития истабилизации социальной системы.

СПИСОК ИСПольЗОВАННЫх иСТОЧНИКОВ
1.         Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. М., Аналитика-Пресс, 2006
2.        Назаренко А., Борхунов Н., Регулирование цен// Вопросыэкономики. — 2007
3.        Общая экономическая теория./ Под ред.: Баликоева В.З.-М.: ЭконоМ, 2006.
4.         Официальный сайт министерства экономики России // www.economy.gov.ru
5.         Официальный сайт ФАС России // fas.gov.ru/
6.         Правовая система Консультант плюс
7.        Цены и ценообразование./ Под ред.: Есипова В.Е.- Ст.-Пб.:Налогъ, 2005.
8.        Цены. Ценообразование. Ценовая политика./ Под ред.:Уткина Э.А.- М.: Единорог, 2006.
9.        Экономическая теория./ Под ред.: Булатова А.С. – М.:Экономистъ, 2003.
10.     Экономическая теория./ Под ред.: Иохин В.Я.- Учебник- М.:Юристъ, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акт по результатам проведения комплексной проверки деятельности Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Реферат Методи оформлення документу за допомогою тадлиць Опис основнх тегів таблиць які використовують
Реферат Экспертиза качества муки и крупы
Реферат Роль біоритмів у забезпеченні життєдіяльності людини
Реферат Конституция Франции
Реферат Устройство приема радиосигналов
Реферат Оценка и выбор стратегии распределения
Реферат Особенности классификации побоев
Реферат Адеркас, Андрей Антонович
Реферат Алгоритмы и средства регистрации и обработки сигналов акустической эмиссии для автоматизированной системы контроля горного давления 05. 11. 16 Информационно-измерительные и управляющие системы
Реферат Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций
Реферат Отчет по производственной практики на молочном пред-приятии "Петмол": изучение разливочно-упаковочно
Реферат Проект организации строительства участка автомобильной дороги
Реферат Формуляр современного управленческого документа
Реферат Команда как разновидность трудового коллектива